§ 3. Воинская обязанность, комплектование Вооруженных Сил и прохождение военной службы

Воинская обязанность. Конституция РФ (ст. 59) устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г., «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г., «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г., Указом Президента РФ «Вопросы прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 г. , Постановлениями Правительства «Об утверждении Положения об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы» от 26 февраля 1999 г. , «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» от 1 июня 1999 г. и другими нормативными правовыми актами определены совокупность прав, обязанностей и ответственности военнослужащих, содержание воинской обязанности, порядок комплектования Вооруженных Сил и прохождения военной службы.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность включает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу по контракту в порядке, установленном названным Федеральным законом.

Конституция РФ (ч. 3 ст. 59) предоставляет гражданам право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если их убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях. С 1 января 2004 г. вступил в силу Закон от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе» , создающий механизм реализации конституционного права граждан на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Конкретизация этого вида службы установлена Постановлением Правительства РФ.

В период мобилизации, военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и предусматривает призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время, прохождение военной службы и военное обучение в этих условиях.

Согласно Федеральному закону «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. в период мобилизации воинская обязанность граждан состоит в том, что они должны: 1) являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время; 2) выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров; 3) предоставлять в соответствии с законодательством РФ в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством РФ.

Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению оборонных работ, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

Комплектование Вооруженных Сил РФ. Воинская обязанность является правовой основой комплектования Вооруженных Сил РФ личным составом как в мирное, так и в военное время. Личный состав Вооруженных Сил состоит из военнослужащих и лиц гражданского персонала, добровольно поступающих на работу в войска и военные организации.

Система комплектования Вооруженных Сил личным составом включает комплекс урегулированных законом взаимосвязанных мероприятий, проводимых в ходе подготовки и практического решения задач по изучению, медицинскому, профессиональному, психологическому отбору, приему и распределению граждан, призываемых на военную службу и направленных на комплектование войск (сил), и граждан, поступающих на военную службу по контракту, организации их подготовки по военно-учетным специальностям, решению других вопросов во время прохождения военной службы и увольнению их в запас или в отставку.

Система комплектования Вооруженных Сил строится на основе принятого в государстве принципа экстерриториальности и способов комплектования, состоящих: а) в призыве граждан на военную службу и б) в добровольном поступлении граждан на военную службу по контракту или в качестве курсантов (слушателей) военных образовательных учреждений .

Система комплектования Вооруженных Сил РФ предусматривает ряд закрепленных в законе взаимосвязанных элементов.

Источники комплектования. Источником обеспечения и ежегодного пополнения Вооруженных Сил личным составом являются граждане Российской Федерации — мужчины и женщины, которые в установленном законом порядке подлежат призыву или могут добровольно поступать на военную службу.

В связи с изменениями, внесенными в Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих», с 2003 г. созданы правовые основы для службы по контракту в Вооруженных Силах РФ иностранных граждан независимо от их национальной принадлежности .

Должности гражданского персонала, предусмотренные штатами воинских частей и учреждений Вооруженных Сил, замещаются мужчинами и женщинами на основе трудового договора с учетом специфики военной организации.

Способ комплектования — это порядок привлечения граждан РФ на военную службу по обязательному призыву или добровольному волеизъявлению.

Призыву на военную службу подлежат, во-первых, граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, во-вторых, граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера запаса.

На военную службу не призываются граждане: а) освобожденные от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу; б) имеющие отсрочку от призыва на военную службу; в) не подлежащие призыву на военную службу.

От призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации; проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу; прошедшие военную службу в другом государстве; имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук; в случае гибели (смерти) отца, матери, родного брата или сестры в связи с исполнением ими обязанностей военной службы.

Не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие уголовное наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Призыв на военную службу включает: явку гражданина на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы.

Призыв на военную службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия каждого района, города без районного деления, иного муниципального образования. Отбор кандидатов для военной службы по контракту осуществляется военными комиссариатами.

Подготовка граждан к военной службе. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» от 31 декабря 1999 г. установлены обязательная и добровольная формы обеспечения готовности населения, прежде всего молодых людей, к службе в Вооруженных Силах, к активной защите Отечества, в том числе путем участия в бою с оружием в руках.

Обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает: а) получение начальных знаний в области обороны; б) подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций независимо от формы собственности; в) военно-патриотическое воспитание; г) подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; д) медицинское освидетельствование и медицинское обследование; е) проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Добровольная подготовка граждан к военной службе включает: 1) занятие военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности; 2) обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах; 3) обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования; 4) подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования граждан женского пола, годных по состоянию здоровья к военной службе. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, осуществляется в суворовских, нахимовских военных училищах, кадетских корпусах и военно-музыкальных училищах, создаваемых Правительством РФ и находящихся в ведении Министерства обороны РФ.

Прохождение военной службы. Организация прохождения военной службы является важной составной частью государственного управления в области обороны. Она включает в себя совокупность последовательно осуществляемых в период военной службы организационно-правовых мер, предусмотренных нормативными правовыми актами.

Военная служба как особый вид федеральной государственной службы, исполняемый гражданами в составе Вооруженных Сил, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, требует особой четкости, детальной регламентации служебных взаимоотношений, подчинения младших по должности и воинскому званию распоряжениям старших, основанного на беспрекословности воинского повиновения. Таким образом, особенности военной службы определяют и специфику ее прохождения.

Военная служба делится на военную службу в кадрах и военную службу в запасе.

Военная служба в кадрах Вооруженных Сил, или действительная военная служба, — это фактическое прохождение военной службы непосредственно в составе воинских частей, экипажей кораблей, в штабах, военных учреждениях, военно-учебных заведениях, других военных организациях. Граждане, проходящие военную службу в кадрах, являются военнослужащими.

Военная служба в запасе — периодическое краткосрочное несение военной службы гражданами, призываемыми из запаса для прохождения военных сборов в целях соответствующей подготовки этих граждан к военной службе.

В запас зачисляются граждане, уволенные с военной службы, не достигшие предельных возрастов состояния в запасе; прошедшие обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при вузах, не призванные на военную службу по каким-либо причинам; женщины, имеющие военно-учетную специальность, и другие граждане, зачисленные в запас, считаются военнообязанными запаса.

Прохождение военной службы определяется правовым статусом военнослужащих, т.е. совокупностью прав, обязанностей и ответственности, установленных действующим законодательством.

Военнослужащие обладают конституционными правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, обусловленными спецификой воинского долга и особенностями военного дела. Так, реализуя право на свободу слова, выражения своих убеждений, военнослужащий не вправе обсуждать и критиковать приказы командира и т.п.

На военнослужащих возлагаются обязанности по вооруженной защите Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возлагаемых на военнослужащих, государство предоставляет им различные льготы, гарантии и компенсации, т.е. обеспечивает правовую и социальную защиту военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Военная служба для каждого военнослужащего имеет начало, продолжение и окончание. Законами и Положением о порядке прохождения военной службы урегулированы все ее составные части или элементы: 1) назначение на воинскую должность; 2) приведение к присяге; 3) продолжительность (срок) военной службы; 4) присвоение воинского звания; 5) аттестация; 6) порядок продвижения по службе; 7) предоставление отпусков; 8) направление в командировки; 9) увольнение с военной службы и ряд других.

Каждый из названных элементов имеет значение юридического факта, с которым закон связывает возникновение, развитие и прекращение военно-служебных правоотношений, изменение правового статуса военнослужащего.

Началом военной службы для призванных на военную службу является день убытия из военного комиссариата к месту прохождения службы; для граждан, поступивших на военную службу по контракту, — день его подписания соответствующим должностным лицом органа военного управления, для призванных из запаса офицеров, получивших это воинское звание после обучения на военной кафедре вуза, — день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата, и т.д.

Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к военной присяге перед Государственным флагом РФ и боевым знаменем воинской части. Факт ее принятия имеет не только моральное, но и юридическое значение. До принятия военной присяги военнослужащий не может привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы), задач при введении чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов; за военнослужащим не могут закрепляться оружие и военная техника.

Сроки военной службы и пребывания в запасе оказывают существенное влияние на прохождение военной службы и комплектование Вооруженных Сил.

В настоящее время срок военной службы устанавливается: для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — 24 месяца; для военнослужащих, имеющих высшее образование, — 12 месяцев; для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу, — 24 месяца; поступивших на военную службу по контракту — на срок, указанный в контракте.

В определенных условиях в порядок прохождения военной службы вводятся временные ограничения. Так, Приказом Министра обороны РФ от 26 октября 1999 г. установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены (в том числе в составе подразделений, воинских частей, соединений) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) после прохождения ими военной службы в течение не менее шести месяцев и после подготовки по военно-учетным специальностям. Определенные ограничения для прохождения военной службы в Чеченской Республике установлены Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. «Вопросы прохождения военной службы по призыву» .

В запасе Вооруженных Сил РФ состоят: солдаты, матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы — до 50 лет; младшие офицеры (младшие лейтенанты, лейтенанты, старшие лейтенанты, капитаны) — до 55 лет; старшие офицеры (майоры, подполковники, полковники, капитаны I, II и III рангов) — до 60 лет; высшие офицеры (генералы и адмиралы, маршалы) — до 65 лет.

Порядок прохождения военной службы связан с делением военнослужащих и пребывающих в запасе военнообязанных в зависимости от их служебного предназначения на составы: 1) солдаты, матросы, сержанты, старшины; 2) прапорщики и мичманы; 3) офицеры — младшие, старшие, высшие (генералы, адмиралы).

Деление на составы — основа целесообразного построения организационно-штатных структур воинских частей и учреждений, а также установления четкой служебной соподчиненности воинов друг другу в соответствии с объемом их обязанностей и прав.

Важное значение имеет установление системы воинских званий и их присвоение в соответствии с определенным служебно-правовым положением (составом) военнослужащих.

Названные составы военнослужащих и соответствующие им воинские звания позволяют четко выражать военную и специальную квалификацию, служебный стаж и заслуги, служебное положение и авторитет каждого военнослужащего.

Для прохождения военной службы устанавливается определенный срок пребывания в каждом воинском звании, кроме званий генерал-полковника (адмирала) и генерала армии (адмирала флота).

Воинские звания военнослужащим присваиваются:

а) высших офицеров (генерала, адмирала) — Президентом РФ по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

б) полковника, капитана I ранга — руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (например, министром обороны, директором ФСБ);

в) другие воинские звания — должностными лицами, определенными руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Военный комиссар субъекта Федерации присваивает гражданам, призванным на военную службу, воинское звание рядового.

Служебно-правовое положение военнослужащего определяется прежде всего их воинскими должностями, перечни которых утверждаются Президентом (для замещения высшими офицерами), Министром обороны РФ, другими руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в соответствии с Положением о прохождении военной службы.

Должностные обязанности военнослужащего и порядок их исполнения определяются законодательными актами, воинскими уставами и другими нормативными документами.

Военнослужащие назначаются на воинские должности и освобождаются от воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания: высшие офицеры — указами Президента РФ; до полковника или капитана I ранга на должности, перечисленные в Положении о порядке прохождения военной службы, — приказами руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Полномочия должностных лиц по назначению военнослужащих на воинские должности, не перечисленные в Положении, устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Назначение военнослужащего на воинскую должность производится в случае, если он отвечает требованиям, предъявляемым к данной воинской должности. При этом учитываются уровень профессиональной подготовки, его психологические качества, состояние здоровья и другие характеризующие военнослужащего обстоятельства.

Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» установлен предельный возраст пребывания на военной службе применительно к воинским званиям, а Положением о порядке прохождения военной службы — основания увольнения с военной службы.

Увольнение военнослужащего с военной службы производится: а) в запас, если военнослужащий к моменту увольнения не достиг предельного возраста пребывания в запасе и по состоянию здоровья годен или ограниченно годен к военной службе; б) в отставку, если военнослужащий к моменту увольнения достиг предельного возраста пребывания в запасе или по состоянию здоровья признан военно-врачебной комиссией не годным к военной службе; в) если военнослужащему назначено наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы.

Основания увольнения разнообразны. Они связываются не только со сроками службы (возрастом), состоянием здоровья, но и с другими обстоятельствами. Например, досрочное увольнение возможно по организационно-штатным мероприятиям, в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, по собственному желанию при наличии у военнослужащего уважительных причин.

СЗ РФ. 1999. N 38. Ст. 4534.

СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1239.

СЗ РФ. 1999. N 23. Ст. 2857.

СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030.

СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 101.

См.: Приказ министра обороны РФ «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил РФ солдатами, матросами, сержантами и старшинами» от 16 января 2001 г. // БНА РФ. 2001. N 10.

СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. I). Ст. 4437.

СЗ РФ. 2000. N 45. Ст. 4490.

Утверждено Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. (в ред. от 15 октября 1999 г.) // СЗ РФ. 1999. N 38. Ст. 4534; N 42. Ст. 5008.

Обязанности граждан по воинскому учету

Основные обязанности граждан по воинскому учету закреплены в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции, действующей по состоянию на 2017 год).

Что включает в себя воинская обязанность

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — граждане) предусматривает:

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только при наличии оснований, закрепленным в законе «О воинской обязанности и военной службе».

Законодательством предусмотрено право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой.

Воинский учет

Граждане по достижению возраста 17 лет обязаны состоять на воинском учете. Выделены категории граждан, которые не подлежат постановке на воинским учет. К ним относятся:

освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

проходящие военную службу;

отбывающие наказание в виде лишения свободы;

женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Постановка граждан на воинский учет осуществляется по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, — по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, — в указанных органах;

Подготовка граждан к военной службе

Законодательством предусмотрена обязательная и добровольная подготовка граждан к несению военной службы.

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

получение начальных знаний в области обороны;

подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;

подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

занятие военно-прикладными видами спорта;

обучение по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее — военные оркестры);

обучение на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса;

обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования.

Добровольная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Основные обязанности граждан по воинскому чету:

  1. Граждане должны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет. В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, они привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере до 500 рублей.
  2. При исключении лиц из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет;
  3. Сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;
  4. Явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;
  5. Бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
  6. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.

Воинская обязанность призывников

Призывники, не пребывающие в запасе, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестка вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. Более подробно о видах повесток и ответственности за неявку в военкомат по повестке читайте по ссылке.

Что такое воинская обязанность? Определение, особенности, требования и закон. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

Военная служба в сегодняшней России является конституционной обязанностью многих молодых граждан. Прохождение военной службы регламентируется ФЗ «О воинской обязанности», в котором закрепляются основные положения, касающиеся призыва, подготовки к службе, увольнения с должности и т.д. В этой статье будет подробно рассмотрен представленный нормативный акт.

О чем закон?

Что такое воинская обязанность? Ответ на этот вопрос предоставлен в статье 1 ФЗ № 53. Воинский учет, подготовка к службе, призыв, осуществление военных обязанностей, пребывание в запасе, военные сборы — все эти явления образуют понятие «воинская обязанность». Таким образом, предметом рассматриваемого нормативного акта является совокупность разного рода функций и полномочий военного характера.

Если речь идет о мобилизации или периоде военного положения, то воинская обязанность регулируется отдельными Федеральными законами конституционного характера. Такие законы предусматривают военное обучение, призыв и прохождение службы в военное время.

Понятие воинской обязанности не стоит путать с военной службой. Согласно закону, такой службой именуют вид деятельности государственного характера в специальных военных формированиях. Военная служба является составным элементом воинской обязанности. И то, и другое явление осуществляют военнослужащие — совершеннолетние российские граждане, сведения о которых хранятся в документации воинского учета.

О роли государства

Что такое воинская обязанность? Это, в первую очередь, государственная служба. Из-за государственного характера на отдельные властные органы возлагается ряд обязанностей по обеспечению исполнения соответствующих обязанностей российскими гражданами. Здесь стоит выделить:

  • оповещение граждан о призыве путем вручения повесток;
  • обеспечение гражданам своевременной явки в военкоматы;
  • направление в военкоматы соответствующей документации о том или ином лице в двухнедельный срок.

Согласно ФЗ «О воинской обязанности», исполнительные органы должны качественно и своевременно обеспечивать подготовку и прохождение военной службы российскими гражданами.

Обеспечение исполнения воинской службы

Какие мероприятия необходимо проводить для качественного исполнения гражданами РФ военной службы? Согласно статье 5 Закона «О воинской обязанности», такие мероприятия включают в себя медицинскую диагностику, призыв или поступление на службу контрактного типа, поступление в образовательные военные организации, разного рода программы военной подготовки для лиц различных должностей, организацию профессиональной деятельности военкоматов, создание мобилизационных резервов и т.д. При этом в законе указывается, что так называемым контрактникам полагаются денежные выплаты в виде месячных заработков.

О воинском учете

Второй раздел ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» посвящен организации воинского учета. Что представляет собой это мероприятие? Согласно статье 8, это проверка граждан на соответствие заявленным в документации лицам, годным к военной службе. В Российской Федерации на таком учете необходимо стоять всем гражданам. Исключения составляют женщины, заключенные, лица, уже проходящие военную службу или освобожденные от нее, а также российские граждане, в течение долгого времени проживающие за пределами родного государства.

Порядок реализации воинского учета устанавливает федеральный орган исполнительной ветви власти. Какие именно данные о гражданах запрашивают государственные органы и местные самоуправленческие инстанции? Согласно закону, это дата рождения, фамилия и имя, семейное положение, рабочее место, степень годности к службе, образование и другая информация.

Согласно статье 10, любые российские граждане обладают определенными обязанностями в области военного учета. Это своевременная явка в военкомат, предоставление о себе точной информации, бережное хранение военного билета или временного удостоверения.

О подготовке к военной службе

Что такое воинская обязанность? Как уже было рассказано выше, это целая совокупность действий в военной области. Здесь же стоит выделить и подготовку к службе, которую законодательно регламентирует раздел 3 ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе».

В статье одиннадцатой говорится о подготовке к службе обязательного характера. Она включает в себя патриотическое воспитание, получение начальных знаний, подготовку в рамках освоения образования среднего общего звена и медицинское освидетельствование. В отдельных случаях реализуется подготовка по военным специальностям. Согласно статьям 12 и 13, приготовление к военной службе начинается еще со школьной скамьи. И речь здесь идет не о походах в военкомат, а о проведении гражданских учебных сборов. В статье 14 отдельно регламентируется патриотическое воспитание. Программу тут формирует Правительство, региональный же орган ее может дополнять.

О военном призыве

В статьях 22-31 Федерального закона «О воинской обязанности» рассказывается о порядке реализации военного призыва. Ему подлежат все совершеннолетние мужчины, не достигшие возраста 27 лет. Речь идет как о состоящих на военном учете лицах, так и о не состоящих, однако обязанных состоять.

Не могут быть призваны на службу граждане, освобожденные от военной обязанности, а также лица, которым предоставлена отсрочка от призыва. Сам же призыв реализуется после выхода соответствующих президентских указов.

Призыв включает в себя явку на медицинскую диагностику и заседание комиссии военкомата.

О контрактной службе

Военная служба контрактного характера также регулируется ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В частности, стоит обратить внимание на статьи 32-35. Что представляет собой сам контракт на прохождение службы военного характера? Это документ, в котором четко указываются сроки прохождения службы, условия контракта, принцип добровольности гражданина, оплата и др. Сам документ заключается между гражданином и Минобороны, представляющем все государство. С момента подписания контракт начинает действовать. Прекращает же он свою работу только в установленные в самом документе сроки.

Какие требования предъявляются к гражданам, поступающим на службу военного характера? Согласно статье 34, это соответствующий нормам уровень физической подготовки, специальное образование и квалификация.

О прохождении службы и увольнении

Так что такое воинская обязанность? Несмотря на то, что это целая совокупность разного рода явлений, в первую очередь — это сама процедура прохождения службы. В статье 36 подробно регламентируется такой процесс. Согласно закону, службу проходят в российских Вооруженных силах или органах государственной охраны. Во все прочие войска граждане могут быть направлены не иначе, как по указу главы государства. Прохождение службы военного характера может включать в себя:

  • нахождение в командировке;
  • исполнение должностных обязанностей;
  • участие в учениях;
  • нахождение на лечении;
  • прохождение сборов;
  • нахождение в плену (если подобное не носит добровольный характер);
  • участие в ликвидации природных бедствий и т.д.

Увольнение со службы срочников происходит по истечении 12 месяцев с начала службы, а у контрактников — согласно датам, прописанным в заключенном документе.

Охрана труда

Воинская обязанность

Воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами РФ обязанности по защите Отечества, в соответствии с ч.1 ст.59 Конституции РФ. Целью воинской обязанности является обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов личным составом в мирное время, а также в период мобилизационного развертывания, в период военного положения и в военное время. Воинская обязанность не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ.

Воинская обязанность граждан РФ предусматривает:
1. воинский учет;
2. обязательную подготовку к военной службе;
3. призыв на военную службу;
4. прохождение военной службы по призыву;
5. пребывание в запасе;
6. призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и также предусматривает:

7. призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
8. прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
9. военное обучение в период военного положения и в военное время.

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ.

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

Воинский учет

Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Службой внешней разведки РФ, органами Федеральной службы безопасности РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовой формы.

Воинский учет граждан РФ организуется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» и Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1541.

Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету. Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:
1. освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
2. проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу;
3. отбывающих наказание в виде лишения свободы;
4. женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
5. постоянно проживающих за пределами РФ.

Воинский учет граждан осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами. Органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учет, создаваемой в военном комиссариате. Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет. В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство РФ, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав:
1. военный комиссар соответствующей территории либо заместитель военного комиссара — председатель комиссии;
2. представитель местной администрации;
3. специалист по профессиональному психологическому отбору;
4. секретарь комиссии;
5. врачи-специалисты.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе. Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
1. состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ, — в указанных органах;
2. явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат по месту жительства или месту временного пребывания;
3. при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет;
4. сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования;
5. сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из РФ на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или возвращении в Российскую Федерацию;
6. бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат по месту жительства.

Еще по теме:

  • Запись об увольнении у ип образец Записи в трудовой книжке ИП Трудовая деятельность в нашей стране имеет различные формы. Кто-то привык работать на огромном предприятии, а кто-то хочет стать руководителем огромной организации. Сегодня государством оказывается посильная […]
  • 1с документооборот ведение договоров Согласование и учет договоров Одна из часто используемых в работе предприятий функций системы документооборота является согласование и учет договоров. Данная функция может быть хорошо автоматизирована, что позволяет точно отслеживать срок […]
  • Регистрация ооо томске Регистрация фирмы в Томске Регистрация фирм в Томске Регистрация фирмы - это установленный государством комплекс процедур, в результате которого создается новая коммерческая организация. Несмотря на то, что Федеральный закон от 08.08.2001 […]
  • Могу ли я после армии пойти в мчс Колледж после армии, или армия после колледжа Всех парней по окончанию школы и получению аттестата о полном общем образовании или неполном высшем образовании ждет один и тот же вопрос – идти сразу в армию или в колледж? Важным моментом […]
  • Развод а Варум Агутин рассказал о разводе с Варум О том, что артиста не раз видели с одной из его подопечных Элиной Чагой, говорят давно. Сразу после второго сезона проекта "Голос", на котором Леонид был наставником девушки, в прессе часто писали о его […]
  • Как написать заявление сотруднику на питание Оплачиваем питание сотрудникам Чтобы мотивировать сотрудников, повысить производительность труда на предприятии, работодатель заботится о формировании социального пакета для персонала. Одна из его составных частей – оплата питания. […]