Содержание:

Особенности наследования земельных участков

После смерти или признания гражданина умершим все его имущество, в том числе земельный участок, передается по наследству. Порядок наследования земельных участков регулируется положениями Гражданского и Земельного кодекса.

Условия передачи земельного удела по наследству зависят от множества факторов. Поэтому при наследовании такой собственности часто возникают судебные споры.

Общие условия наследования земельных участков

Земельный участок представляет собой территорию, которая зафиксирована в законодательном порядке и заверена документально. Участок может быть делимым и неделимым. В последнем случае речь идет о наделе, который невозможно разделить на два участка при сохранении его целевых свойств.

Кроме земельного участка в наследственную массу входят почва, водоемы и растительность. Но если на территории произрастает лес, то он может быть передан только в федеральную собственность.

Земля может передаваться по завещанию или по закону. В качестве наследников могут выступать физлица, государства и юридические лица. Компании и муниципальные образования вступают в права наследства исключительно по завещанию.

Государство становится наследником собственности, только при отсутствии законных наследников или при их отказе от наследования имущества, либо на основании последней воли умершего.

Принятие в наследство земли возможно двумя способами: путем фактического вступления в права наследования или подачи соответствующего заявления нотариусу.

Особенности наследования землевладений в собственности

Существуют особенности наследования земельных участков в зависимости от того, как они были оформлены.В случае если земля находилась у умершего на правах собственности, то никаких ограничений для перевода ее в пользу наследников нет. Данное утверждение справедливо и к той земле, которая принадлежала наследодателю на правах пожизненного наследуемого владения.

В том случае, когда на наследство претендуют два и более наследников, они вправе разбить участок на несколько и поделить их между собой. Если участок является неделимым, то один из наследников должен выплатить остальным денежную компенсацию за преимущественное право по его наследованию, либо передать свои доли в другом наследстве.

Стоит учитывать, что земля, которая находится на пожизненном владении, хоть и подлежит наследованию, но наследники не смогут распоряжаться ей по своему усмотрению. Так, такой надел нельзя продать, подарить или оформить в залог. Связано это с тем, что право собственности принадлежит муниципалитету или государству. Более того, если государство сочтет, что земля используется наследниками ненадлежащим образом, то оно вправе отозвать право на ее владение.

Что касается земли на праве бессрочного использования, то она не может быть включена в наследственную массу. Но есть два нюанса, о которых следует знать наследнику:

  1. Лицо, которое получает в наследство дом и другие постройки на этом земельном участке, вправе выкупить у государства эту землю и стать ее собственником. Данный вопрос обычно можно решить во внесудебном порядке.
  2. Если при жизни наследодатель начал заниматься переводом земли в свою собственность, но так и не успел закончить этот процесс, то завершить начинания вправе наследник. Но свое право на переоформление собственности наследнику нужно будет доказать в суде.

Наследование участка, не принадлежащего на правах собственности наследодателю

Участок, который не принадлежал на правах собственности наследодателю, исключается из наследственной массы. Но у наследников есть вариант подать иск с просьбой узаконить собственность.

Если на неоформленной земле стоит дом в собственности наследодателя, то наследники смогут ее выкупить и свободно распоряжаться всем имуществом.

Неприватизированный земельный участок по умолчанию не подлежит включению в наследуемое имущество. Исключением могут быть случаи, когда умерший начал приватизацию, но не успел ее закончить или же поручил процесс приватизации доверенному лицу.

С 2015 года процесс приватизации участков был существенно упрощен, поэтому при наличии соответствующих документов права собственности наследников могут быть установлены в автоматическом порядке. В их числе:

  • выписка из хозяйственной книги;
  • документы, подтверждающие право на передачу земли в бессрочное пользование, на правах пожизненного владения или без указания на права обладания.

Ст. 617 ГК РФ предусматривает прямой переход прав аренды на землю в пользу наследников, если в договоре не предусмотрено иное. Поэтому до конца действия договора аренды наследник вправе пользоваться данной землей. Нотариусу при открытии наследственного дела нужно будет предоставить договор аренды или постановление от государственных органов на предоставление умершему удела. Для того чтобы договор аренды имел юридическую силу, он должен числиться в Росреестре.

Порядок оформления наследства на земельный участок

Первоначально наследникам земли нужно обратиться к нотариусу для открытия наследственного дела и получения свидетельства о праве на наследство. Это нужно сделать в течение 6 месяцев после смерти наследодателя, в противном случае придется обращаться в суд за продлением указанногосрока. Суд при вынесении решения будет учитывать, была ли у наследника уважительная причина для пропуска сроков.

Для открытия наследственного дела от наследодателя требуется паспорт, свидетельство о смерти, справка о последнем месте проживания усопшего, и документы, подтверждающее родство или право на наследство по завещанию.

За услуги нотариуса потребуется заплатить госпошлину, которая определяется на основании стоимости земли.

Для оценки рыночной стоимости земельного надела нужно обратиться в специализированные компании, обладающие лицензией на оценочную деятельность. Услуги таких компаний платные и составляют от 5-7 тыс.руб. при дистанционной оценке до 7-9 тыс. при необходимости выезда специалиста на объект.

Госпошлина за оформление свидетельства составляет от 0,3% от цены земли (не более 100000 руб.) для ближайших родственников до 0,6% — для остальных (не более 1 млн.руб.)

Свидетельство на наследство наследники получат не ранее чем через полгода после смерти владельца земли.

Оформление права собственности на земельный участок

Оформление участка в собственность производится в управлении кадастра и картографии. Помимо свидетельства о праве на наследство заявителю нужно иметь при себе следующие документы:

  • справку об отсутствии построек на земле;
  • кадастровый паспорт (план) земельного надела;
  • заключение о стоимости объекта;
  • квитанцию об оплате госпошлины;
  • справку из паспортного стола о последнем месте жительства собственника;
  • выписку из ЕГРП на имя умершего.

Сроки перерегистрации составляют месяц после подачи заявления наследниками. После оформления участка в собственность, наследники смогут распоряжаться им по своему усмотрению: завещать, продавать, дарить и пр.

Наследникам стоит учитывать, что налог на землю нужно платить сразу после смерти наследодателя. Налог на землю платится на основании кадастровой стоимости с учетом налоговой ставки, действующей в регионе. Налогообложение также будет зависеть от целевого назначения земли: сельхозугодия будут дешевле с позиции уплачиваемых сборов в пользу государства.

Таким образом, при наследовании земельных участков нужно учитывать правовые основания, на которых пользовался землей умерший. Если земля не была им оформлена в собственность должным образом, то наследникам придется отстаивать свои права на нее в судебном порядке.

В остальном процедура оформления наследства на землю ничем не отличается от той, которая предусмотрена для другой собственности. На первом этапе требуется собрать все документы на наследство, оценить стоимость земли у независимых оценщиков и получить свидетельство о праве на наследство у нотариуса.

На втором этапе необходимо переоформить регистрацию земельного надела в свою пользу в управлении кадастра и картографии. После получения свидетельства о праве собственности у наследников появится возможность распоряжаться землей по своему усмотрению, а также возникнут обязанности по уплате земельного налога.

Земельный кадастр

Войти через uID

Бесплатное получение земельного участка

Согласно закону Украины, все украинцы имеют право на получение 6 участков земли, но их целевое назначение должно быть разным.

Право на землю гарантирует Украинская Конституция Украины и Земельный Кодекс. Но многие не знают, как получить земельный участок.

Участок можно получить

Граждане Украины могут законно получить землю. Размер земли зависит от целевого назначения. Итак, украинцы имеют право на участки:

☑ до 2 га земли — на ведение личного сельского хозяйства;

☑ до 0,12 га земли — на ведение садоводства;

☑ строительство и обслуживание жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений: в селах — до 0,25 га, в поселках — до 0,15 га, в городах — до 0,10 га земли;

☑ до 0,10 га земли — на индивидуальное дачное строительство;

☑ до 0,01 га земли — на строительство гаража

☑ для ведения фермерского хозяйства.

согласно законодательству, выделение земли бесплатно проводится один раз

Отметим, что, согласно законодательству, выделение земли бесплатно проводится один раз.

Полная процедура бесплатного получения земельного участка предусматривает:

1 этап — представление гражданином Украины в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления ходатайства по месту нахождения желаемого для получения земельного участка.

Таким органом в отношении земель коммунальной собственности, которые преимущественно расположены в пределах населенных пунктов, является соответствующий сельский, поселковый, городской совет, а относительно земель государственной собственности, которые, как правило, расположены за пределами населенных пунктов, являются:

— При предоставлении земельных участков для ведения садоводства или личного крестьянского хозяйства — Главное управление Государственного агентства земельных ресурсов в области;

— При предоставлении земельных участков в других случаях — районная государственная администрация.

В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. Обращение должно быть соответственно оформлено, содержать фамилию, имя и отчество, домашний адрес и контактные телефоны заявителя. В случае несоблюдения этих требований оно считается анонимным и не подлежит рассмотрению.

Понятие «графические материалы» действующим законодательством не определено. Однако практика показывает, что под графическими материалами следует понимать выкопировки из кадастровой карты (плана) или другие графические материалы (планы , чертежи , схемы и т.д.), на которых следует отметить желаемое место расположения земельного участка.

Относительно графических материалов:

— Их можно предварительно получить в городском совете (это будет официальным документом, но необходимо будет уплатить определенную денежную сумму);

— Их можно предварительно получить в организации, в которой в дальнейшем планируется заказывать проект землеотвода (положительным моментом в этом случае является то, что в документе также будут указываться координаты земельного участка, но, опять же, необходимо будет уплатить определенную денежную сумму). Также по договоренности организация может проверить земельный участок на предмет прохождения, автодорог, трасс, трубо- и газо — проводов, а при необходимости, предоставить экспертные заключения по поводу изменений целевого назначения земли и т.д.;

— Их можно сфотографировать на фотоапарат при ознакомлении с генеральным планом или детальным планом Вашего города и распечатать (при этом Вы понесете только временные затраты на ознакомление);

— Их можно скачать с Интернет и т.п.

Однако наиболее эффективным и экономически целесообразным считаем запросить в орган исполнительной власти, осуществляющий реализацию государственной политики в сфере земельных отношений на предмет предоставления информации о свободных участков в районе, в котором Вы хотите ее получить или по конкретному земельному участку, который вы считаете свободным и хотите получить в собственность.

Кроме того, к ходатайству необходимо приложить согласования землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц) и документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования , полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства) , копию документа , удостоверяющего личность (например, паспорт гражданина Украины) и ИНН. Также к ходатайству необходимо приложить документ из земельного кадастра, который подтверждает, что Вы не реализовали свое право на бесплатную приватизацию земельного участка соответствующего целевого назначения;

2 этап — рассмотрение заявления соответствующим уполномоченным органом приватизации в месячный срок. В случае согласия на передачу заявителю земельного участка в собственность, соответствующий орган приватизации предоставляет разрешение на разработку проекта его отвода. Согласие или отказ в предоставлении земельного участка заявителю оформляется соответствующим решением или распоряжением. Основаниями отказа могут быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико — экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по благоустройству территорий населенных пунктов;

3 этап — принятие решения или распоряжения в пользу заявителя. Это является основанием для начала разработки документации проекта отвода земельного участка.

В случае если в месячный срок со дня регистрации ходатайства Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность не предоставил разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или мотивированный отказ в его предоставлении, то лицо, заинтересованное в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности, в месячный срок со дня истечения указанного срока имеет право заказать разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка без предоставления такого разрешения, о чем письменно уведомляет Верховную Раду Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления. К письменному уведомлению прилагается договор на выполнение работ по землеустройству относительно отвода земельного участка;

4 этап — разработка проекта отвода земельного участка за счет заявителя. Заказчиком проекта отвода выступает сам гражданин (ЗК Украины). Стоимость такого проекта в зависимости от организации — исполнителя составляет 1-2 тыс. грн.

Чтобы найти землеустроительную организацию можно:

— обратиться к соседям или знакомым, которые уже оформили документы на землю, и спросить их, какая организация это делала;

— обратиться в местный совет — как правило, на территории сельского или городского совета работают несколько землеустроительных организаций;

— обратиться в районный (городской) отдел (управление) Госземагентства Украины и узнать, какие организации работают на территории Вашего района или населенного пункта;

— найти в сети Интернет.

Исполнителем работ в выбранной Вами землеустроительной организации может быть только лицо, имеющее сертификат инженера — землеустроителя .

Составление документации по землеустройству предусматривает, что инженер-землеустроитель должен определить точные границы земельного участка, их геодезические координаты и составить кадастровый план земельного участка. Землеустроитель устанавливает межевые знаки. Стоимость установки одного межевого знака в зависимости от организации-исполнителя составляет от 50 до 200 грн.

Земельный кодекс Украины устанавливает обязательность согласования границ земельного участка с собственниками и пользователями смежных участков при проведении кадастровых съемок. Однако это не означает, что сосед может безосновательно отказать в таком согласовании , требуя переноса границы в свою пользу. Все свои требования он аргументировать и подтвердить документально.

С землеустроительной организацией необходимо заключить соответствующий договор. Срок выполнения работ согласно законодательству не может превышать 6 месяцев.

5 этап — проект землеустройства по отводу земельного участка подлежит согласованию с органами земельных ресурсов, природоохранными, санитарно-эпидемиологическими, архитектурными, по охране культурного наследия (в зависимости от категории земель).

Каждый орган осуществляет рассмотрение и согласование проекта землеустройства по отводу земельного участка самостоятельно и независимо от согласования проекта другими органами, указанными в частях первой — третьей настоящей статьи, в установленный законом срок.

6 этап — в случае, если предоставление земельного участка планируется осуществить за счет особо ценных земель, земель лесного фонда, а также земель водного фонда, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко- ультурного назначения, проект землеустройства по отводу земельных участков подлежит обязательной экспертизе, которая проводится Госземагентством Украины в соответствии с положениями Закона Украины «О государственной экспертизе землеустроительной документации»;

7 этап — обращение к государственному кадастровому регистратору в территориальном (районном, городском) органе Госземагентства Украины с заявлением о государственной регистрации земельного участка. Если иное не предусмотрено договором о разработке проекта, в этот орган должна обращаться землеустроительная организация.

К заявлению прилагается:

копия документа, удостоверяющего личность;

копия документа, удостоверяющего полномочия действовать от Вашего имени (договор, доверенность);

копия документа о присвоении налогового номера;

— разработан и согласован уполномоченными органами проект землеустройства по отводу земельного участка в бумажном виде и в форме электронного документа, а в случае, если по проекту проводилась государственная экспертиза — также оригинал положительного заключения этой экспертизы;

— документ, подтверждающий оплату услуг по государственной регистрации земельного участка и внесения сведений в Государственный земельный кадастр.

Нормативно установлено, что плата за услуги по государственной регистрации земельного участка составляет 65 грн.

8 этап — заявление в течение 14 дней рассматривается государственным кадастровым регистратором территориального органа Госземагентства в районе ( городе) , за следствием чего , в случае , если представленные документы составлены верно , а границы участка не нарушают границ уже зарегистрированных участков , государственный кадастровый регистратор регистрирует земельный участок в Государственном земельном кадастре и выдает Извлечение из Государственного земельного кадастра о земельном участке с указанием в нем кадастрового номера.

9 этап — представление в орган, уполномоченный распоряжаться земельным участком, ходатайство об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка. К ходатайству Вы должны добавить:

— экземпляр согласованного проекта,

— Выписка из Государственного земельного кадастра о земельном участке.

10 этап — орган, уполномоченный распоряжаться земельным участком, должен принять решение об утверждении проекта и обратиться к Регистрационной службы соответствующего подразделения Министерства юстиции Украины по местонахождению земельного участка с заявлением о государственной регистрации права собственности государства или территориальной общины на земельный участок.

11 этап — после осуществления государственной регистрации права собственности государства или территориальной общины на земельный участок, указанный орган должен принять решение о бесплатной передаче земельного участка Вам в собственность.

В решении обязательно должна быть указана площадь, местоположение и кадастровый номер земельного участка, который указан в Извлечении из Государственного земельного кадастра.

12 этап — после получения решения о бесплатной передаче Вам в собственность земельного участка , Вы можете по своему выбору:

— Подать в Регистрационную службу заявление о государственной регистрации своего права собственности на земельный участок,

— Подать указанное заявление через государственного кадастрового регистратора управления земельных ресурсов, в котором Вы получали Выписку из Государственного земельного кадастра о земельном участке.

К заявлению прилагаются:

— заявление о государственной регистрации;

— копия документа, удостоверяющего личность заявителя;

— копия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика согласно Государственному реестру физических лиц — плательщиков налогов;

— документ, подтверждающий внесение платы за предоставление выписки из Государственного реестра прав;

— документ об уплате государственной пошлины (за исключением случаев, когда лицо уволено от уплаты государственной пошлины);

— заверенная копия решения о безвозмездной передаче земельного участка,

— выписка из Государственного земельного кадастра о земельном участке.

13 этап — поданное в течение 14 дней заявление рассматривается Государственным регистратором, следствием чего, в случае, если представленные документы составлены верно, выдается Свидетельство о праве собственности на земельный участок и Выписка из Государственного реестра прав на недвижимое имущество и их обременений (в случае, когда заявление подано по Вашему желанию государственным кадастровым регистратором, указанные документы Вы получаете у него). С этого времени Ваше право собственности на земельный участок зарегистрировано государством.

Подлежит ли сервитут на земельный участок государственной регистрации и где она происходит? Какие документы для этого необходимы физическим и юридическим лицам?

Сервитут — оформленное право ограниченного использования чужой земли по определённому назначению.

Ситуаций, в которых может потребоваться оформление такого права существует огромное множество, поэтому законодательно предусмотрено наличие разных видов данного права.

Рассмотрим, подлежат ли сервитуты государственной регистрации и в каких случаях и как происходит регистрация сервитута на земельный участок.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Для чего нужен сервитут?

Как правило, суть проблемы заключается в осуществлении общественно-важных работ(если речь о публичном сервитуте) на территории частной собственности или в невозможности полноценного использования одного объекта недвижимости (участка земли или здания) без частичной эксплуатации другого, соседнего с ним (в этих случаях вводится частный сервитут).

В зависимости от причин оформления и участников, ст.23 Земельного Кодекса предусматривает наличие двух категорий:

Как становится понятно из названий, частный сервитут является предоставлением особых прав на землю отдельным лицам, а публичный оформляется в интересах общественности по инициативе местных властей.

Регистрация

Для физических лиц

Государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте.

Процедура регистрации проста и сводится к предоставлению в ЕГРП сведений о регистрируемом сервитуте и получении участниками свидетельств об успешной регистрации.

Чтобы осуществить регистрацию, заявителю необходимо предоставить:

  • заявление о регистрации ;
  • документ, указывающий на существование сервитута (письменное соглашение между владельцем земли и заявителем, копию судебного решения или приказ представителей органов местной власти);
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • сведения о земельном участке, в отношении которого вводится сервитут (это требуется только в том случае, если он касается только части территории. Если его действие распространяется на весь участок, предоставление соответствующих документов не требуется);
  • квитанцию об оплате гос. пошлины за регистрацию: для физических лиц — 1000 рублей, для юридических лиц — 4000 рублей;
  • иные документы, требуемые для регистрации.

Для юридических лиц

Как осуществляется государственная регистрация сервитута для юридических лиц? Для юридических лиц, имеющих отношение к сервитуту, список необходимых к подаче документов аналогичен списку для физических лиц, плюс к нему также добавляются:

  • учредительные документы для соответствующих юридических лиц-участников установления сервитута;
  • документы, подтверждающие права представителей юридических лиц на их представительство.

Выступить в качестве заявителя и предоставить документы может как сам владелец земли, так и другие лица, участвующие в оформлении сервитута.

Осуществить регистрацию по предоставленному заявлению от человека, в интересах которого сервитут был создан, или иных лиц, становится возможным в случаях:

  • наличия письменного соглашения с хозяином участка на оформление;
  • когда основанием для получения особых прав на землю является решение суда;
  • когда при установке особых прав на использование земли преследуются интересы общественности и регистрация производится по решению местных властей (все документы предоставляются территориальными органами власти).

Написание заявления

Для того, чтобы заполнить заявление на регистрацию, которое имеет стандартную для всех случаев форму, заполняющему необходимо вписать в него следующие сведения:

  1. Назначение сервитута.
  2. Адрес земельного участка и/или сооружения, для которого вводятся особые права пользования.
  3. Кадастровый номер объекта недвижимости.
  4. Срок, в течение которого будет действовать особый статус объекта.
  5. Ф.И.О. владельца объекта или лица, для которого вводится сервитут.

Сервитут подлежит государственной регистрации как ограничение вещного права и знания о нём могут быть крайне полезны как для владельцев земельных участков, так и для рядовых граждан нашей страны.

Земельный кодекс Украины

Статья 118. Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами

1. Гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующий орган исполнительной власти или органа местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность согласно полномочий, определенных статьей 122 настоящего Кодекса. В случае если земельный участок государственной собственности расположен за пределами населенных пунктов и не входит в состав определенного района, заявление подается в Совет министров Автономной Республики Крым.

2. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.

3. Граждане — работники государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионеры из их числа, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельных участков, находящихся в постоянном пользовании этих предприятий, учреждений и организаций, обращаются с ходатайством о приватизации этих земель в соответствующий орган исполнительной власти или органа местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность согласно полномочий, определенных статьей 122 настоящего Кодекса.

4. Соответствующий орган местного самоуправления или орган исполнительной власти в месячный срок рассматривает ходатайство и предоставляет разрешение предприятиям, учреждениям и организациям на разработку проекта приватизации земель.

5. Передача земельных участков в собственность гражданам — работникам государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионерам из их числа проводится после утверждения проекта приватизации земель в порядке, установленном настоящим Кодексом.

6. Граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти или органа местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность согласно полномочий, определенных статьей 122 настоящего Кодекса. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласования землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц) и документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства). В случае если земельный участок государственной собственности расположен за пределами населенных пунктов и не входит в состав определенного района, заявление подается в Совет министров Автономной Республики Крым. Верховной Раде Автономной Республики Крым, Совете министров Автономной Республики Крым, органам исполнительной власти или органам местного самоуправления, которые передают земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность согласно полномочий, определенных статьей 122 настоящего Кодекса, запрещается требовать дополнительные материалы и документы, не предусмотренные этой статьей.

7. Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность согласно полномочий, определенных статьей 122 настоящего Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть лишь несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых согласно ним нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства относительно упорядочения территорий населенных пунктов утвержденных в установленном законом порядке.

Проект землеустройства относительно отведения земельного участка разрабатывается по заказу граждан субъектами хозяйствования, являющимися исполнителями работ по землеустройству согласно закону, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон.

В случае если в месячный срок со дня регистрации ходатайства Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность согласно полномочий, определенных статьей 122 настоящего Кодекса, не предоставил разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или мотивированный отказ в его предоставлении, то лицо, заинтересованное в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности, в месячный срок со дня окончания указанного срока имеет право заказать разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка без предоставления такого разрешения, о чем письменно уведомляет Верховную Раду Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления. К письменному уведомлению прилагается договор на выполнение работ по землеустройству относительно отвода земельного участка.

8. Проект землеустройства относительно отведения земельного участка согласовывается в порядке, установленном статьей 186-1 настоящего Кодекса.

9. Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность согласно полномочий, определенных статьей 122 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка (а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации согласно закону — после получения положительного заключения такой экспертизы) принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

10. Отказ органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление ходатайства без рассмотрения могут быть обжалованы в суд.

11. В случае отказа органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление заявления без рассмотрения вопрос решается в судебном порядке.

Статья 119. Приобретение права на земельный участок за давностью пользования (приобретаемая давность)

1. Граждане, которые добросовестно, открыто и непрерывно пользуются земельным участком в течение 15 лет, но не имеют документов, которые бы свидетельствовали о наличии у них прав на этот земельный участок, могут обратиться к органу государственной власти, Совета министров Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления с ходатайством о передаче ее в собственность или предоставление в пользование. Размер этого земельного участка устанавливается в пределах норм, определенных этим Кодексом.

2. Передача земельного участка в собственность или в пользование граждан на основании приобретательной давности осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 120. Переход права на земельный участок в случае приобретения права на жилой дом, здание или сооружение

1. В случае приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение, находящиеся в собственности, пользовании другого лица, прекращается право собственности, право пользования земельным участком, на котором расположены эти объекты. К лицу, приобретшему право собственности на жилой дом, здание или сооружение, размещенные на земельном участке, находящемся в собственности другого лица, переходит право собственности на земельный участок или его часть, на которой они размещены, без изменения ее целевого назначения.

2. Если жилой дом, здание или сооружение размещены на земельном участке, находящемся в пользовании, то в случае приобретения права собственности на эти объекты к приобретателю переходит право пользования земельным участком, на котором они размещены, на тех же условиях ив том же объеме, что были у предыдущего землепользователя.

3. В случае перехода права собственности на дом или его часть от одного лица к другому по договору пожизненного содержания право на земельный участок переходит на условиях, на которых этот земельный участок принадлежал предыдущему землевладельцу (землепользователю).

4. В случае приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение несколькими лицами право на земельный участок определяется пропорционально к долям лиц в праве собственности жилого дома, здания или сооружения.

5. В случае приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение физическими или юридическими лицами, которые не могут иметь в собственности земельных участков, к ним переходит право пользования земельным участком, на котором расположен жилой дом, здание или сооружение, на условиях аренды.

6. Существенным условием договора, предусматривающего приобретение права собственности на обитаемый дом, здание или сооружение, является кадастровый номер земельного участка, право на который переходит в связи с приобретением права собственности на эти объекты.

Заключение договора, который предусматривает приобретение права собственности на обитаемый дом, здание или сооружение, связанное с переходом права на часть земельного участка, осуществляется после выделения этой части в отдельный земельный участок и присвоения ей отдельного кадастрового номера.

В случае приобретения права собственности на жилой дом (кроме многоквартирного), который расположен на землях государственной или коммунальной собственности, находящихся в пользовании другого лица, и необходимости деления земельного участка площадь земельного участка, который формируется, не может быть меньше, чем максимальный размер земельных участков соответствующего целевого назначения, определенных статьей 121 Земельного кодекса Украины (кроме случаев, когда формирование земельного участка в таком размере является невозможным).

Статья 121. Нормы бесплатной передачи земельных участков гражданам

1. Граждане Украины имеют право на безвозмездную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в таких размерах:

а) для ведения фермерского хозяйства -в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство. Если на территории сельского, поселкового, городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной доли (пая) определяется как средний по этим предприятиям. В случае отсутствия сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется как средний по району;

б) для ведения личного крестьянского хозяйства — не больше 2,0 гектара;

в) для ведения садоводства — не больше 0,12 гектара;

г) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в селах — не больше 0,25 гектара, в поселках — не больше 0,15 гектара, в городах — не больше 0,10 гектара;

ґ) для индивидуального дачного строительства — не больше 0,10 гектара;

д) для строительства индивидуальных гаражей — не больше 0,01 гектара.

2. Размер земельных участков, которые передаются безвозмездно гражданину для ведения личного крестьянского хозяйства, может быть увеличен в случае получения в натуре (на местности) земельной доли (пая).

3. Размер земельного участка, передаваемого безвозмездно гражданину в собственность в связи с приобретением им права собственности на жилой дом, не может быть меньшим, чем максимальный размер земельного участка соответствующего целевого назначения, установленный частью первой настоящей статьи (кроме случаев, если размер земельного участка, на котором расположен дом, является меньшим).

Статья 122. Полномочия органов исполнительной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления относительно передачи земельных участков в собственность или в пользование

1. Сельские, поселковые, городские советы передают земельные участки в собственность или в пользование из земель коммунальной собственности соответствующих территориальных громад для всех нужд.

2. Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, районные советы передают земельные участки в собственность или в пользование из соответствующих земель общей собственности территориальных общин для всех нужд.

3. Районные государственные администрации на их территории передают земельные участки из земель государственной собственности, кроме случаев, определенных частями четвертой и восьмой настоящей статьи, в собственность или в пользование в пределах сел, поселков, городов районного значения для всех нужд и за пределами населенных пунктов для:

а) ведения водного хозяйства;

б) строительства объектов, связанных с обслуживанием жителей территориальной общины района (школ, заведений культуры, больниц, предприятий торговли и тому подобное), с учетом требований части седьмой этой статьи;

в) индивидуального дачного строительства.

4. Центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов в отрасли земельных отношений и его территориальные органы передают земельные участки сельскохозяйственного назначения государственной собственности, кроме случаев, определенных частью восьмой этой статьи, в собственность или в пользование для всех нужд.

5. Областные государственные администрации на их территории передают земельные участки из земель государственной собственности, кроме случаев, определенных частями третьей, четвертой и восьмой этой статьи, в собственность или в пользование в пределах городов областного значения и за пределами населенных пунктов, а также земельные участки, не входящие в состав определенного района, или в случаях, когда районная государственная администрация не создана, для всех нужд.

6. Киевская и Севастопольская городские государственные администрации в пределах их территории передают земельные участки из земель государственной собственности, кроме случаев, определенных частями четвертой и восьмой настоящей статьи, в собственность или в пользование для всех нужд.

7. Совет министров Автономной Республики Крым на территории Автономной Республики Крым передает земельные участки из земель государственной собственности, кроме случаев, определенных частями третьей, четвертой и восьмой этой статьи, в собственность или в пользование в пределах сел, поселков, городов, не входящих в состав определенного района, и за пределами населенных пунктов для всех нужд, а также согласовывает передачу таких земель в собственность или в пользование районными государственными администрациями на их территории для строительства объектов, связанных с обслуживанием жителей территориальной общины района (школ, заведений культуры, больниц, предприятий торговли и тому подобное).

8. Кабинет Министров Украины передает земельные участки из земель государственной собственности в собственность или в пользование в случаях, определенных статьей 149 настоящего Кодекса, и земельные участки дна территориального моря.

9. Государственные органы приватизации осуществляют продажу земельных участков, на которых расположены объекты, которые подлежат приватизации.

Статья 123. Порядок предоставления земельных участков государственной или коммунальной собственности в пользование

1. Предоставления земельных участков государственной или коммунальной собственности в пользование осуществляется Верховной Радой Автономной Республики Крым, Советом министров Автономной Республики Крым, органами исполнительной власти или органами местного самоуправления.

Решение указанных органов принимается на основании проектов землеустройства относительно отведения земельных участков в случае:

  • предоставления земельного участка с изменением его целевого назначения;
  • формирование нового земельного участка (кроме раздела и объединения).

Предоставление в пользование земельного участка, зарегистрированного в Государственном земельном кадастре в соответствии с Законом Украины «О Государственном земельном кадастре», право собственности на которую зарегистрировано в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество, без изменения ее границ и целевого назначения осуществляется без составления документации по землеустройству.

Предоставление в пользование земельного участка в других случаях осуществляется на основании технической документации по землеустройству относительно установления границ земельного участка в натуре (на местности). В таком случае разработка такой документации осуществляется на основании разрешения, предоставленного Верховной Радой Автономной Республики Крым, Советом министров Автономной Республики Крым, органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 этого Кодекса, кроме случаев, когда лицо, заинтересованное в получении земельного участка в пользование, приобретает право заказать разработку такой документации без предоставления такого разрешения.

Земельные участки государственной и коммунальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, передаются лицам, указанным в пункте «а» части второй статьи 92 настоящего Кодекса, только на праве постоянного пользования.

2. Лицо, заинтересованное в получении в пользование земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности по проекту землеустройства относительно ее отвода, обращается с ходатайством о предоставлении разрешения на его разработку к соответствующему органу исполнительной власти или органа местного самоуправления, которые в соответствии с полномочиями, определенных статьей 122 настоящего Кодекса, передают в собственность или пользование такие земельные участки.

В ходатайстве указываются ориентировочный размер земельного участка и его целевое назначение. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения и размер земельного участка, письменное согласие землепользователя, заверенная нотариально (в случае изъятия земельного участка). Верховной Раде Автономной Республики Крым, Совете министров Автономной Республики Крым, органам исполнительной власти или органам местного самоуправления, которые передают земельные участки государственной или коммунальной собственности в пользование в соответствии с полномочиями, определенных статьей 122 настоящего Кодекса, запрещается требовать дополнительные материалы и документы, не предусмотренные этой статьей.

3. Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в пределах их полномочий в месячный срок рассматривает ходатайство и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения земельного участка требованиям законов, принятых согласно ним нормативно-правовых актов, а также генеральных планов населенных пунктов, другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства относительно упорядочения территории населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.

Запрещается отказ в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства относительно отвода земельных участков, местоположение объектов на которых согласовано соответствующим органом исполнительной власти или органом местного самоуправления согласно статье 151 настоящего Кодекса.

В случае если в месячный срок со дня регистрации ходатайства Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в пользование в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 этого Кодекса, не предоставил разрешения на разработку документации по землеустройству или мотивированный отказ в его предоставлении, то лицо, заинтересованное в получении в пользование земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности, в месячный срок со дня окончания указанного срока имеет право заказать разработку документации по землеустройству без предоставления такого разрешения, о чем письменно уведомляет Верховную Раду Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления. К письменному уведомлению прилагается договор на выполнение работ по землеустройству относительно отвода земельного участка.

Условия и сроки разработки проектов землеустройства относительно отвода земельных участков определяются договором, заключенным заказчиком с исполнителем этих работ согласно типовому договору. Типовой договор на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка утверждается Кабинетом Министров Украины.

4. Проект землеустройства относительно отведения земельного участка согласовывается в порядке, установленном статьей 186-1 настоящего Кодекса.

5. В случае если местоположение объекта, размеры и границы земельного участка, предлагаемого к изъятия (выкупу), и условия изъятия (выкупа) этого участка согласованы согласно требованиям статьи 151 настоящего Кодекса, которые во время разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка не изменились, проект согласованию не подлежит.

6. Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня получения проекта землеустройства относительно отведения земельного участка, а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации согласно закону — после получения положительного заключения такой экспертизы принимает решение о предоставлении земельного участка в пользование.

7. Если земельный участок предоставляется в пользование по согласованию с Верховной Радой Украины, согласованный проект землеустройства относительно отвода земельного участка подается в Совет министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, которые со своими предложениями и положительным заключением государственной экспертизы землеустроительной документации подают указанный проект в Кабинет Министров Украины, который рассматривает эти материалы и подает их в Верховную Раду Украины для принятия соответствующего решения.

8. Если земельный участок предоставляется в пользование по решению Кабинета Министров Украины или по согласованию с Кабинетом Министров Украины, согласованный проект землеустройства относительно отвода земельного участка подается соответственно в Совет министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, которые рассматривают его и в месячный срок подают указанный проект со своими предложениями и положительным заключением государственной экспертизы землеустроительной документации в Кабинет Министров Украины для принятия соответствующего решения.

9. Если земельный участок предоставляется в пользование Верховной Радой Автономной Республики Крым, согласованный проект землеустройства относительно отвода земельного участка (а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации согласно закону — после получения положительного заключения государственной экспертизы) подается в Совет министров Автономной Республики Крым, который рассматривает его и в месячный срок подает указанный проект со своими предложениями в Верховную Раду Автономной Республики Крым.

10. Решением о предоставлении земельного участка в пользование по проекту землеустройства относительно ее отведения осуществляются:

  • утверждение проекта землеустройства относительно отведения земельного участка;
  • изъятие земельных участков у землепользователей с утверждением условий изъятия земельных участков (в случае необходимости);
  • предоставление земельного участка лицу в пользование с определением условий ее использования и утверждением условий предоставления, в том числе (в случае необходимости) требований относительно возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства.

11. В случае предоставления земельных участков государственной собственности в постоянное пользование предприятиям, учреждениям, организациям коммунальной собственности одновременно осуществляется передача земельных участков государственной собственности в коммунальную собственность и наоборот.

12. На основании решения о передаче здания, сооружения, другого объекта недвижимого имущества государственной собственности в коммунальную собственность принимается решение о передаче в коммунальную собственность земельного участка, на котором размещен объект передачи.

На основании решения о передаче здания, сооружения, другого объекта недвижимого имущества коммунальной собственности в государственную собственность также передается в государственную собственность земельный участок, на котором размещен объект передачи.

13. Основанием отказа в утверждении проекта землеустройства относительно отвода земельного участка может быть только его несоответствие требованиям законов и принятых соответственно к ним нормативно-правовых актов.

14. Отказ органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка в пользование или оставление ходатайства без рассмотрения могут быть обжалованы в суд.

Статья 124. Порядок передачи земельных участков в аренду

1. Передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется на основании решения соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления согласно с их полномочиями, определенными статьей 122 этого Кодекса или договора купли-продажи права аренды земельного участка (в случае продажи права аренды) путем заключения договора аренды земельного участка или договора купли-продажи права аренды земельного участка.

2. Передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется по результатам проведения земельных торгов, кроме случаев, установленных частями второй, третьей статьи 134 этого Кодекса.

3. Передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, гражданам, юридическим лицам, определенным частями второй, третьей статьи 134 настоящего Кодекса, осуществляется в порядке, установленном статьей 123 настоящего Кодекса.

4. Передача в аренду земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, осуществляется по договору аренды между собственником земельного участка и арендатором. Основанием для заключения договора аренды может быть гражданско-правовой договор об отчуждении права аренды.

Статья 125. Возникновения права на земельный участок

Право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав.

Статья 126. Оформление прав на земельный участок

Право собственности, пользования земельным участком оформляется согласно Закону Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений».

Еще по теме:

  • Сколько стоит лицензия на продажу алкоголя в казахстане Сколько стоит лицензия на алкоголь для кафе или магазина в 2017 году? Алкогольный напиток — это напиток, который содержит некоторый процент этилового спирта. Изготовление и торговля алкогольными напитками — достаточно выгодный бизнес. На […]
  • Свидетельство о собственности на квартиру с ипотекой Оформление квартиры в собственность по ипотеке: как стать полноправным собственником жилья Мало кто из желающих иметь собственную квартиру могут себе позволить приобрести долгожданные квадратные средства за наличные средства. […]
  • Собственность общая долевая общая совместная Совместная и общая долевая собственность: в чем разница? Общая долевая собственность супругов предусмотрена законодательным нормами РФ наравне с совместной. Именно на праве общей долевой собственности часто оформляется покупка […]
  • Трудовой кодекс 2018 больничный Правила и порядок оформления больничного после увольнения Отношения работника с организацией после его увольнения не всегда полностью освобождают от исполнения всех обязанностей предприятие, на котором он был трудоустроен. Свидетельство […]
  • Сколько ждать очередь на жилье Кто может получить социальное жилье и как это осуществить на практике? Ранее совершенно спокойно каждая семья могла получить квартиру бесплатно. Конечно же, очередь на квартиру могла длиться годами и даже десятилетиями, но, не смотря на […]
  • К чему снится у меня украли сумку К чему снится, что украли сумку Мы хотим вам рассказать к чему снится что украли сумку. Трактовка сна зависит, как всегда, от деталей сновидения, поэтому настоятельно рекомендуем вам их вспомнить. Кража сумки по Миллеру Миллер […]