Права ребенка в Республике Беларусь (стр. 1 из 5)

«Права ребенка в Республике Беларусь»

Глава 1. Защита прав ребенка

Глава 2. Социальные права детей в Республики Беларусь

2.1 Право детей на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья

2.2 Право на жизнь в семье

2.3 Право на образование и труд, на отдых и досуг

2.4 Право на свободу личности. Право на защиту

2.5 Право ребенка на имя

2.6 Право ребенка на гражданство

Глава 3. Материальные права детей Республики Беларусь

3.1 Право на материальное обеспечение. Право на бесплатный проезд

3.2 Право на жилище. Право на имущество

Глава 4. Методика преподавания курса «Права ребенка»

Список использованных источников

Цивилизованность человеческого общества издавна проявлялась в защите самых слабых его членов, к которым, как правило, относили стариков, женщин, детей. Необходимость особой защиты детей признается целым рядом международно-правовых документов ввиду физической и умственной незрелостью ребенка, а, следовательно, вытекающей из этого потребностью в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования.

Дети – один из самых незащищенных и в ряде случаев обездоленных слоев населения. По данным ООН, из 6 млрд. человек, живущих на земле:

100 млн. детей проживают вне семьи, существуя за счет изнурительного труда, мелкого воровства, проституции, попрошайничества;

50 млн. детей выполняют вредную и опасную для здоровья работу;

120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу; ежегодно 3,5 млн. детей умирают от болезней, которые поддаются лечению;

в развивающихся странах около 155 млн. детей в возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности;

миллионы детей, включая детей в богатых странах, подвергаются жестокому обращению, сексуальной эксплуатации, становятся жертвами бизнеса со стороны торговцев наркотиками.

Т.о., сама реальность является сильнейшим аргументом в пользу защиты детей. Защита прав и законных интересов ребенка необходима в области семейного, гражданского, жилищного, трудового, административного и уголовного законодательства.

Актуальность данной темы определена тем, что концепция прав человека является одной из ведущих идей XXI века. Интенсивное развитие применительно к нашему времени приобретает движение за права детей

Степень разработанность темы. Тема прав ребенка и их защиты имеет не столь давнюю историю, если сравнивать со всей протяженностью во времени дискуссии по правам человека.

Вопросы прав несовершеннолетних в Республике Беларусь получили освещение в изданиях учебно-методической, педагогической и юридической тематики. Во многих публикациях освещаются такие проблемы как:

Права детей на жизнь;

Защита прав детей;

Ребенок и семья

Права и обязанности детей;

Правовая культура детей.

Не менее важным в развитии научных основ охраны прав ребенка является проведение научно-практических семинаров, на которых освещаются различные аспекты данной темы. Например, охрана прав ребенка в области осуществления правосудия и прокурорского надзора [7, с. 26].

Наиболее известными белорусскими исследователями проблемы прав ребенка и их охраны являются Л.И. Смагина, В.И. Пенкрат, В.В. Подгруша, А.А. Кеник.

Объект Права ребенка в Республике Беларусь

Предмет Социальные права детей и их защита

Целью работы является изучения видов социальных прав детей в Республике Беларусь и форм их защиты. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

Изучение нормативно-правового обеспечения прав ребенка в Республике Беларусь;

Изучение видов социальных прав детей в Республике Беларусь;

Изучение видов материальных права детей в Республике Беларусь.

Глава 1. Защита прав ребенка

Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства. Государство и законные представители детей должны обеспечить физическое, нравственное и духовное здоровье ребенка, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации [18, с. 191]. Дети – будущее нашей страны, и каждый ребенок является ценностью.

Определение прав ребенка логически определяется из основных идей Всеобщей декларации прав человека. В статье, посвященной детям, указывается, что «материнство и детство дают право на особое попечение и помощь». Для гармоничного развития личности ребёнок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей.

Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять в 1924 году Женевскую декларацию прав ребёнка.

Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 году Декларации прав ребёнка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. Определение термина «ребёнок» дается в Конвенции о правах ребёнка 1989 года: «Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает совершеннолетия раннее» (ст. 1 Конценции) [13, с. 3].

В цивилизованном правовом государстве проблемы заботы о детях рассматриваются и решаются государством и обществом по меньшей мере на пяти уровнях: законодательном, программном, управленческом, исполнительском и просветительском, которые предлагают определенные конкретные правовые механизмы.

Законодательный уровень. Главным международным документом, закрепляющим права детей и защищающим их интересы является Конвенция о правах ребенка. На республиканском уровне в 1993 году принят Закон «О правах ребёнка».

Программный уровень. Подкрепляющей и конкретизирующей государственную правовую политику в области защиты прав детей и детства должна стать разработка специальных долговременных социальных программ. Программа «Дети Беларуси».

Управленческий уровень. Правовая политика в области защиты прав детей и детства не будет осуществляться целенаправленно, если на различных уровнях не будут функционировать социальные управленческие органы в интересах детей

Исполнительский уровень. Функционально проблемами защиты детей и детства занимаются на местах органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, а также благотворительные, молодежные и детские организации и т.д. В некоторых городах созданы реабилитационные комплексы для подростков.

Просветительский уровень. Дело первоначальной важности – изучение и пропаганда Конвенции и Закона о правах ребёнка. В достижении этой цели главная роль отводится общеобразовательной школе [5, с. 29].

Т.о. государство в виде специально созданных органов, призвано обеспечить соблюдение прав и свободы человека, выполнения им своих обязанностей перед обществом, законность и порядок.

Права ребёнка являются нормативной формой его существования в обществе и взаимодействия с людьми, они упорядочивают связь ребёнка со взрослым миром, координируют деятельность взрослых по отношению к детям, смягчают противоречия, конфликты, способствуют сочетанию полноценной жизнедеятельности ребёнка с жизнедеятельностью других людей, здоровым развитием общества и функционированием государства [13, с. 4].

Глава 2. Социальные права детей в Республики Беларусь

Кодекс о браке и семье Республики Беларусь посвящает несовершеннолетним специальную главу, где содержится перечень прав ребёнка. Права ребёнка подразделяются на 2 категории:

2.1 Право детей на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья

Право на жизнь является главным, основным правом каждого человека. Оно относится к категории неотчуждаемых. Важнейшие международно-правовые документы, конституции современных государств содержат нормы, касающиеся данного права [13, с.5].

Статья 5 Конвенции о правах ребенка 1989 г. и ст. 4 Закона «О правах ребёнка» 1993 г. предусматривается, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники Конвенции обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка [18, с. 193].

В соответствии со статьёй 24 Конституции Республики Беларусь, каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.

Государство защищает жизнь ребёнка от любых противоправных посягательств. Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступление в возрасте до восемнадцати лет, не допускается (ст. 4 Закона «О правах ребёнка»).

Согласно ст. 27 Конвенции государства-участники признают право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка.

В ст. 8 Закона «О правах ребёнка» также закреплено право каждого ребёнка на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития. Государственные органы через систему социальных и экономических мер обеспечивают создание этих условий.

Статьей 24 Конвенции предписано право ребёнка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Статья 5 Закона «О правах ребёнка» определяется неотъемлемое право ребёнка на охрану и укрепление здоровья. Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья, обеспечивает здоровое развитие ребёнка, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь [18, с. 194].

2.2 Право на жизнь в семье

Право на жизнь в семье закреплено в ст к Конвенции о правах ребёнка 1989 г., согласно которой каждый ребёнок, насколько это возможно, имеет право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу [18, с. 196]. Ст. 185 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь закрепляет право каждого ребёнка на жизнь в семье. Т.е., согласно вышеназванной статье, все дети имеют право на жизнь в кругу родителей и родственников. Семейное воспитание является наилучшей формой воспитания, которое выработало человечество. Оно позволяет обеспечить нормальное интеллектуальное и социальное развитие ребёнка [13, с. 6].

Защита прав человека в республике беларусь

Развіцце права і правоў чалавека на беларускіх землях. Подробнее

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ

Пятнадцать лет назад Беларусь стала свидетелем ряда тревожных событий, которые потрясли страну. Подробнее

БДЦ В АРХИВАХ

Наши находки из истории репрессий, тюрем, преступлений. Подробнее

ЧТО, КАК И ГДЕ ИСКАТЬ?

Поиск сведений о репрессированных родственниках. Подробнее

АДВОКАТ РАЗЪЯСНЯЕТ

Как коснется декрет каждого гражданина. Подробнее

Документальный фильм

Фильм-расследование о фактах внезапных смертей и исчезновений в Беларуси политических оппонентов режима. Подробнее

Цена беларуской свободы (инфографика)

Рейтинг штрафов белорусских активистов. Подробнее

Х-файл

Правозащитники против пыток

Мониторинг мест содержания административно арестованных (инфографика). Подробнее

Для кого писан закон? Мы выяснили (Инфографика)

Кому служит Закон об обращениях граждан? Гражданам или чиновникам. Подробнее

У Мінску пройдзе прэзентацыя Альтэрнатыўнага даклада па сітуацыі з правамі чалавека

Напярэдадні 124-й сэсіі Камітэта ААН па правах чалавека, якая пройдзе ў Жэнэве, у Менску адбудзецца прэзэнтацыя Альтэрнатыўнага дакладу. Читать дальше

06.09.2018

Вышла новая книга: «МЕСТО РАССТРЕЛА: ОРША»

«Белорусский документационный центр» выпустил свою очередную книгу. «МЕСТО РАССТРЕЛА: ОРША» – электронная книга – справочник, содержащий короткие. Читать дальше

31.08.2018

Раіса Міхайлоўская: “Стаўленне краіны да гвалтоўных знікненняў – гэта тэст на яе гуманнасць”

30 жніўня па ўсім свеце адзначаецца Дзень ахвяраў гвалтоўнага знікнення. Гэтая традыцыя закладзена яшчэ ў 1980-х гадах, а ў 2006 годзе на ўзроўні. Читать дальше

18.07.2018

Правозащитники просят президента помиловать Михаила Жемчужного

Ряд белорусских правозащитных организаций подписались под обращением к главе государства, в котором просят помиловать политзаключенного Михаила. Читать дальше

Офис адвоката

Республика Беларусь считает неприемлемой жалобу Ульяны Захаренко в КПЧ

22 августа 2017 года государство-участник представило Комитету по правам человека ООН информацию по индивидуальному сообщению Ульяны Захаренко, зарегистрированном за №2991/2017, в которой указало, что ею не были исчерпаны все доступные средства. Читать дальше

Мать умершего осуждённого требует возбудить уголовное дело в отношении должностных лиц ИК №13

Белорусский документационный центр ранее сообщал о том, что юристы Центра оказывают правовую помощь Надежде Кирейковой, сын которой, отбывавший наказание в ИК №13, 4 января 2017 года умер в машине «скорой помощи». Постановлением следователя. Читать дальше

Государство отказывает Ульяне Захаренко исполнить соображения Комитета по правам человека

Ранее Белорусский документационный центр сообщал о том, что 17 марта 2017 года Комитет по правам человека ООН принял Соображения по индивидуальному моему и Елены Захаренко сообщению по делу Юрия Захаренко, зарегистрированному за № 2586/2015. Читать дальше

Автор: Дмитрий Дрозд Возможно, что лет через 10 кто-нибудь вспомнит: «Слушай, а за что тогда сняли этого Давитьку?» — «Да он накануне 100-летия.
Читать дальше

Автор: Дмитрий Дрозд Говоря о советской власти, для исторической правды стоило бы слово советская брать в кавычки. Так как Советы рабочих.
Читать дальше

Автор: Дмитрий Дрозд Пытаюсь понять людей, страдающих по развалу СССР, и не могу. Вот если бы сейчас каким-то волшебным образом это государство.
Читать дальше

Автор: Дмитрий Дрозд В своём сегодняшнем интервью «Радыё Свабода» главный редактор «СБ Беларусь сегодня» (она же «Советская Белоруссия») Павел.
Читать дальше

Защита прав человека в республике беларусь

Тема 6: Права человека в Республике Беларусь.
1. Правовой статус человека и гражданина (понятие прав, свобод, гарантий, обязанностей).
2. Личные права и обязанности граждан Республики Беларусь.(ст.24-33). Обязанности – ст.52-57.
3. Политические права и обязанности челвоека.(ст.34-40)
4. Социально-экономические права и обязанности человека.(41-51)
5. Конституционные гарантии.(ст.26,27,59-62)
6. Гражданство: понятие, способы приобретения и прекращения.
7. Гражданство детей при изменении гражданства родителей.
8. Порядок рассмотрения вопросов, связанных с гражданством.
9. Иностранные граждане и их статус.
10. Правовой статус беженцев.
2 Они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности. Основным личным правом человека является право на жизнь.
К личным правам относится право на неприкосновенность и достоинство личности. Конституция устанавливает, что никто не дол¬жен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Неприкосновенность личности как личная сво¬бода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, поль¬зоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержание под стражей иначе, как на основа¬нии судебного решений. Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность жилища (ст.29), частной жизни (ст.28), тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.28). Гарантия неприкосновенности жилища означа¬ет, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц.
Важной формой свободы личности является свобода передвижения (ст. 30): каждый, кто законно находится на территории РБ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
К личным правам и свободам относится право определять и указывать свою национальную принадлежность (ст.50), свобода совести и вероиспо-ведания (ст.31), свобода мысли и слова.
Обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъяв¬ляют человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.
Важнейшая обязанность гражданина – соблюдение Конституции и за-конов (ст.50). Соблюдение Конституции и законов означает, что своей деятель¬ностью и образом жизни человек должен содействовать практической реа¬лизации принципов Конституции и положений действующего законода-тельства.
Согласно ст.53 каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц.
В Конституции закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 55).
Конституция закрепила обязанность каждого платить законно установ-ленные налоги и сборы (ст.56). Данная обязанность каждого человека и гражданина в прежних конституциях не закреплялась, а была конституци-онно закреплена с переходом страны к рыночной экономике. Закон устанавливает для граждан дифференцированные ставки налогов, тем самым государство стремится к тому, чтобы сбалансировать доходы различных категорий населения – уменьшить разрыв доходов высоко- и низкооплачи-ваемых категорий.
Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и дру-гие национальные ценности (ст. 54 ).
В ст. 57 Конституции закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РБ. Гражданин РБ несет военную службу в соответствии с законом « О воинской обязанности и военной службе», ко-торый определяет условия прохождения военной службы в рядах Воору-женных сил РБ, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, усло-вия ее прохождения и др.
Ст. 58- никто не может быть понужден к исполнению обязанностей
Ст. 60- гарантия прав и свобод: каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в опреде¬ленные законом сроки.
3 Политические права, свободы и обязанности граждан РБ.
Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и сво-боды является право участвовать в управлении делами государства (ст.37). Рассматриваемое право осуществляется в различных формах как непосред-ственно, так и через представителей. Непосредственными формами явля¬ются участие граждан в референдуме, а также реализация их права изби¬рать и быть избранными в органы государственной власти и органы мест¬ного самоуправления. Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельность представи-тельных органов всех уровней – своих депутатов.
Граждане РБ имеют равный доступ к государственной службе (ст.39) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. При поступлении на государственную службу и при ее прохождении не допускается установления каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жи¬тельства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществен-ным объединениям.
Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.40). В зависимости от содержания обращения граждан могут быть в виде заявления, жалобы или предложения.
Право на объединение (ст. 36).. Общественное объедине¬ние – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, соз¬данное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности ин¬тересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. По территории действия различают объединения международные, республиканские местные..
Граждане обладают правом собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, пикети¬рование (ст.35).
4. Экономические, социально-культурные права, свободы и обязанности граждан РБ.

Важнейшее место в системе социально-экономических прав и свобод занимает право частной собственности (ст.13). Право на труд – ст.41. Государство запрещает принудительный труд, создает условия для полной занятости населения; признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку; утверждает право на защиту от безработицы. Право на отдых (ст. 43): установление 40-часовой рабочей недели, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска и т.д.
В ст. 32 Конституции закреплена общая норма о том, что брак, семья, материнство и, отцовство и детство находятся под защитой государства. Данная статья определяет взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность роди¬телей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
К числу социально-экономических прав и свобод относится право на социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, поте¬ри кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных за¬коном (ст.47). Конституционно закрепляется право на жилище (ст.48). Оно включает защиту жилища, поощрение органами государственной власти и местного самоуправления жилищного строительства, бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.45)
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст.46), К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст.49). Реа¬лизация этого права дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку В соответствии со ст.51 Конституции каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользо¬вание учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Ст.30 – см. . О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ВЪЕЗДА
В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 2 июня 1993 г. № 2335-XII
(Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь,1993 г., № 22, ст.274) Закон от 24 июля 2002 г. № 134-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 87,2/883) ;В отношении части 2 статьи 6 Закона см. Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 27 сентября2002 г. № З-146/2002 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 111, 6/340) ]

Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» от 1.08.2002 №136-З Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №88, 2/885

Гражданство Республики Беларусь – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь.
Статья 3. Принципы гражданства Республики Беларусь
Гражданство Республики Беларусь основывается на следующих принципах:
каждый имеет право на гражданство;
гражданство Республики Беларусь является равным для всех граждан Республики Беларусь независимо от оснований его приобретения;
гражданство Республики Беларусь не может быть предоставлено против воли лица;
никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство;
Республика Беларусь стремится к избежанию случаев без гражданства.
Статья 5. Недопустимость выдачи гражданина Республики Беларусь
иностранному государству
Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.
Статья 6. Сохранение гражданства Республики Беларусь
Проживание гражданина Республики Беларусь на территории иностранного государства само по себе не ведет к утрате гражданства Республики Беларусь.
Заключение или расторжение брака гражданином Республики Беларусь с гражданином другого государства или лицом без гражданства само по себе не влечет изменения гражданства супругов.
Статья 8. Граждане Республики Беларусь
Гражданами Республики Беларусь являются:
лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу настоящего Закона;
лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с настоящим Законом.
Гражданами Республики Беларусь по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу настоящего Закона.
Статья 9. Иностранные граждане и лица без гражданства
Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.
Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь регулируется законодательством Республики Беларусь.
Статья 10. Документ, подтверждающий гражданство
Республики Беларусь
Документом, подтверждающим гражданство Республики Беларусь, является паспорт гражданина Республики Беларусь или иной документ, содержащий указание на гражданство Республики Беларусь.
Статья 11. Непризнание за гражданином Республики Беларусь
принадлежности к гражданству иностранного
государства
За лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами.
Граждане Республики Беларусь, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь.

ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Статья 12. Гражданство Республики Беларусь приобретается:
по рождению;
в результате приема в гражданство Республики Беларусь;
в порядке регистрации;
по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Статья 13. Приобретение гражданства Республики Беларусь по рождению: ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:
родители (единственный родитель) ребенка состоят в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка;
один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, независимо от места рождения ребенка;
один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является иностранным гражданином, – по совместному заявлению родителей независимо от места рождения ребенка. При отсутствии такого заявления ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства;
родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;
родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.
Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.

Статья 14. Прием в гражданство Республики Беларусь
В гражданство Республики Беларусь на основании письменного заявления может быть принято любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, если оно:
берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь;
знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения;
постоянно проживает на территории Республики Беларусь на протяжении последних семи лет;
имеет законный источник средств существования;
не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства (отказе от гражданства) этого государства, за исключением случаев, когда выход (отказ) невозможен либо его нельзя обоснованно требовать.
Лица, признанные беженцами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, могут быть приняты в гражданство Республики Беларусь по истечении семи лет после признания их беженцами и при соблюдении ими условий, предусмотренных абзацами вторым, третьим, пятым и шестым части первой настоящей статьи.
Срок проживания, установленный абзацем четвертым части первой настоящей статьи, может быть сокращен либо не применяться вовсе для:
белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории Республики Беларусь;
лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь;
лиц, имевших гражданство Республики Беларусь или право на гражданство Республики Беларусь, родители (усыновители) которых выбрали для них иное гражданство, в соответствии с частью первой статьи 23, статьей 26 и частью четвертой статьи 27 настоящего Закона;
лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Республики Беларусь.

Статья 15. Приобретение гражданства Республики Беларусь
в порядке регистрации
Приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации могут:
лица, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, при условии, что они родились либо постоянно проживали на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 года, а также супруги таких лиц, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, и их потомки;
дети – по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, состоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя, являющегося иностранным гражданином, неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;
дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, а также недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство, – по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом опеки и попечительства.

Статья 16. Основания для отклонения заявления о приобретении
гражданства Республики Беларусь
Заявление о приобретении гражданства Республики Беларусь отклоняется, если заявившее об этом лицо:
осуждено за совершение преступления против мира и безопасности человечества, военного преступления, преступления против государства;
имеет судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Республики Беларусь или за ее пределами, признаваемого таковым законодательством Республики Беларусь;
является подозреваемым или обвиняемым и в отношении его осуществляется уголовное преследование в Республике Беларусь, а также в иностранном государстве за преступления, признаваемые таковыми законодательством Республики Беларусь, – до вынесения приговора или иного итогового решения по делу;
осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы, – до истечения срока наказания;
депортировалось из Республики Беларусь, – до истечения срока, позволяющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь повторно обращаться с просьбой о въезде в Республику Беларусь;
представило ложные сведения или подложные документы;
состоит на воинской службе, службе в полиции, органах безопасности, юстиции или иных государственных органах иностранного государства.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Статья 17 Гражданство Республики Беларусь прекращается вследствие:
1) выхода из гражданства Республики Беларусь;
2) утраты гражданства Республики Беларусь.

Статья 18. Выход из гражданства Республики Беларусь
Выход из гражданства Республики Беларусь осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, и при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона.

Статья 19. Утрата гражданства Республики Беларусь
Гражданство Республики Беларусь утрачивается вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона.

Статья 20. Основания для отказа в прекращении гражданства
Республики Беларусь

Прекращение гражданства Республики Беларусь не допускается, если гражданин Республики Беларусь:
является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее юридическими и физическими лицами;
не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения.

ОТМЕНА РЕШЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 21. Решение о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь отменяется, если оно было принято на основании представленных заведомо ложных сведений или подложных документов.

Статья 22. Отмена решения о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь производится Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом, принявшим это решение.
Отмена решения по вопросам гражданства Республики Беларусь возможна в течение семи лет со дня его принятия.
Решение о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь в случае его отмены считается недействительным со дня его принятия.
7.

ГРАЖДАНСТВО ДЕТЕЙ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ГРАЖДАНСТВА
РОДИТЕЛЯМИ И УСЫНОВЛЕНИИ

Статья 23. В случае изменения гражданства родителями (единственным родителем) соответственно изменяется гражданство ребенка, если он не достиг возраста 14 лет.
Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет в случае изменения гражданства их родителей, а также усыновленных детей допускается только с согласия детей, выраженного в письменной форме и нотариально заверенного.
По желанию родителей (единственного родителя) в случае прекращения ими гражданства Республики Беларусь за ребенком в возрасте до 16 лет может сохраняться гражданство Республики Беларусь.
Статья 24. Если родители или один из родителей ребенка, который проживает на территории Республики Беларусь и над которым установлены опека или попечительство граждан Республики Беларусь, выходят из гражданства Республики Беларусь или утрачивают его и при этом не участвуют в воспитании ребенка, ребенок сохраняет гражданство Республики Беларусь.
Статья 25. Если гражданство Республики Беларусь приобретает один из родителей, а другой остается иностранным гражданином или лицом без гражданства, ребенок может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлению родителей или родителя, который приобретает гражданство Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя неизвестно.
Если гражданство Республики Беларусь приобретает один из родителей, а другой остается лицом без гражданства, ребенок, который проживает на территории Республики Беларусь, становится гражданином Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства.
Статья 26. Если один из родителей выходит из гражданства Республики Беларусь или утрачивает его, а другой остается гражданином Республики Беларусь, ребенок сохраняет гражданство Республики Беларусь. По совместному заявлению родителей такому ребенку может быть разрешен выход из гражданства Республики Беларусь.
Статья 27. Ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении гражданином Республики Беларусь или супругами, являющимися гражданами Республики Беларусь, либо супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой – лицом без гражданства, становится гражданином Республики Беларусь со дня усыновления.
Ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой – иностранным гражданином, может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлению усыновителей.
За ребенком, являющимся гражданином Республики Беларусь, сохраняется гражданство Республики Беларусь при его усыновлении:
супругами, являющимися иностранными гражданами, или иностранным гражданином;
супругами, являющимися лицами без гражданства, или лицом без гражданства;
супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой – иностранным гражданином или лицом без гражданства.
У ребенка, усыновленного супругами, являющимися иностранными гражданами, или иностранным гражданином, гражданство Республики Беларусь может быть прекращено после достижения им 16-летнего возраста в порядке выхода из гражданства на основании заявления усыновителей (усыновителя).
8.

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ, ПРИНИМАЮЩИХ РЕШЕНИЯ И ОФОРМЛЯЮЩИХ
ДОКУМЕНТЫ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 28. Решения о приеме в гражданство Республики Беларусь и его прекращении принимаются Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке.
Статья 29. Государственными органами, принимающими участие в решении вопросов гражданства Республики Беларусь, являются:
Президент Республики Беларусь; органы внутренних дел; органы дипломатической службы Республики Беларусь за рубежом.
Статья 30. Президент Республики Беларусь:
определяет порядок приобретения гражданства Республики Беларусь и его прекращения;
издает указы о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь;
издает распоряжения в случаях отклонения заявлений о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь.
Статья 31. Органы внутренних дел Республики Беларусь:
принимают от лиц, постоянно проживающих в Республике Беларусь, заявления по вопросам гражданства, проверяют факты и документы, представленные в обоснование таких заявлений;
направляют материалы по заявлениям о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь на рассмотрение Президента Республики Беларусь;
определяют принадлежность лиц, находящихся на территории Республики Беларусь, к гражданству Республики Беларусь;
решают вопросы приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации лицами, постоянно проживающими в Республике Беларусь;
решают в соответствии с законодательством Республики Беларусь иные вопросы, связанные с гражданством Республики Беларусь.
Статья 32. Органы дипломатической службы Республики Беларусь:
принимают от лиц, постоянно проживающих за границей, заявления по вопросам гражданства, проверяют факты и документы, представленные в обоснование таких заявлений;
направляют материалы по заявлениям о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь на рассмотрение Президента Республики Беларусь;
определяют принадлежность лиц, находящихся за границей, к гражданству Республики Беларусь;
решают вопросы приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации лицами, постоянно проживающими за границей;
решают в соответствии с законодательством Республики Беларусь иные вопросы, связанные с гражданством Республики Беларусь.

ПОРЯДОК ПОДАЧИ И РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Заявления по вопросам гражданства Республики Беларусь подаются в органы внутренних дел Республики Беларусь по месту постоянного жительства заявителя, а лицами, постоянно проживающими за границей, – в соответствующий орган дипломатической службы Республики Беларусь.
Заявления по вопросам гражданства подаются заявителем лично в письменной форме. Требования к форме заявления и перечень прилагаемых к нему документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Республики Беларусь определяются Президентом Республики Беларусь.
Заявления по вопросам гражданства детей и недееспособных лиц подаются их родителями или другими законными представителями.
При невозможности личного обращения заявителя заявление и прилагаемые к нему документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте.
Статья 34. Срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь не должен превышать одного года.
Срок рассмотрения заявлений о выходе из гражданства Республики Беларусь не должен превышать шести месяцев.
Срок рассмотрения заявлений о приобретении гражданства в порядке регистрации не должен превышать двух месяцев.
Статья 35. Лицо приобретает гражданство Республики Беларусь:
в соответствии со статьей 13 настоящего Закона – со дня рождения ребенка;
в соответствии с частью первой статьи 27 настоящего Закона – со дня усыновления ребенка;
в остальных случаях – со дня вступления в силу указа Президента Республики Беларусь или со дня принятия решения уполномоченным им органом.
Гражданство Республики Беларусь прекращается со дня вступления в силу указа Президента Республики Беларусь или принятия решения уполномоченным им органом.
Статья 36. Повторные заявления лица о приеме в гражданство Республики Беларусь или выходе из гражданства Республики Беларусь принимаются не ранее чем через год после принятия предшествующего решения. В случае возникновения существенных для дела обстоятельств, которые не были и не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть рассмотрено и ранее.
Решения по вопросам гражданства, принятые Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Беларусь, который рассматривает такие дела в качестве суда первой инстанции.
Решения по вопросам гражданства, принятые государственными органами, уполномоченными Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в областные, Минский городской суды.
Необоснованный отказ в приеме заявлений по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений, а также другие неправомерные действия должностных лиц по вопросам гражданства могут быть обжалованы в суд.

Закон Республики Беларусь от 3.06.1993 №2339-XII «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г., №21, ст.250)[Изменения и дополнения: Закон от 18 июля 2000 г. N 422-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 73, 2/197)
Статья 1. Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.
Иностранные граждане, имеющие гражданство двух или более государств, считаются в Республике Беларусь гражданами того государства, по документам которого они въехали на территорию Республики Беларусь.
Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.
Статья 3. Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь пользуются теми же правами и свободами и выполняют те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь. Ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства могут устанавливаться только в случаях, если это необходимо 1) для защиты прав и основных свобод граждан Республики Беларусь, 2) обеспечения государственной безопасности, 3) охраны общественного порядка и здоровья населения.
Статья 4. Положения настоящего Закона в отношении иностранных граждан, находящихся в Республике Беларусь, применяются на взаимной основе. В случае, если другое государство ограничивает или нарушает общепризнанные нормы правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении прав и свобод граждан этого государства.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут проживать в Республике Беларусь постоянно либо временно.
Иностранные граждане и лица без гражданства считаются постоянно проживающими в Республике Беларусь, если они имеют выданное органами внутренних дел разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь.
Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства выдается, если они:
1) находятся в близком родстве с гражданами Республики Беларусь;
2) заключили брак с гражданином Республики Беларусь.
Статья 8. Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь по иным основаниям, считаются временно проживающими в Республике Беларусь. Условия их пребывания на территории Республики Беларусь определяются Советом Министров Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства, считающиеся временно проживающими в Республике Беларусь, должны выбыть из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания.

Теги: Права человека, права гражданина, всеобщие права человека, права граждан рб, обязанности граждан рб

Еще по теме:

  • Саратов мировой суд фрунзенского района Мировые судьи Фрунзенского района г. Саратова Дата размещения статьи: 16.06.2015 Судебный участок №1 Фрунзенского района г. Саратовамировой судья: Павлова Юлия Валерьевна Адрес: 410012, г. Саратов, ул. Б. Садовая, 158 Телефон: 8 (8452) […]
  • Мировой суд таганрога участок 11 Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области г. Ростов-на-Дону, ул. Дранко, 108 б, 344018телефоны: 8 (800) 200 5044, (863) 234 50 44факс: (863) 234 50 44 Судебные участки Таганрогского судебного района […]
  • Федеральный закон 1998 г 53-фз о воинской обязанности и военной службе Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" С изменениями и дополнениями от: 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 […]
  • Поправки по ст 2281 ук рф Поправки по ст 228.1 в 2018 году Москва, Походный проезд, владение 3 здравствуйте! подскажите, что можно написать? мужа осудили 2011 ч. Нужно добиваться от законодательства внесение поправок 3 и 4 2 228,1 ч2 ст228 к 11. у него 8 лет ст […]
  • Протокол общего собрания трудового коллектива в школе ГКУСО РО Большелогский центр помощи детям Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей « Большелогский центр помощи детям» ПРОТОКОЛ общего собрания […]
  • За какие нарушения лишение права управления транспортными средствами Лишение водительских прав в 2018 году За что могут лишить водительских прав? Лишение прав предусматривает несколько статей КоАП РФ. Ниже приведен неполный список наиболее распространенных нарушений с классификацией в зависимости от […]