Порошенко подписал закон, позволяющий приватизировать жилье в общежитиях

Президент Украины Петр Порошенко подписал Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения реализации жилищных прав жителей общежитий» с президентскими предложениями.

Как сообщается на официальном сайте Верховной Рады Украины, соответствующий закон (законопроект №1076) возвращен с подписью президента 1 июня 2017 года, передает Сегодня.

Как сообщалось, 5 апреля 2017 года народные депутаты Украины 256-ю голосами поддержали в целом Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения реализации жилищных прав жителей общежитий» с предложениями, внесенными ранее президентом Порошенко.

При голосовании парламентарии учли предложения президента Украины к закону по обеспечению равного права граждан на реализацию права на приватизацию жилых помещений в общежитиях.

Также народные депутаты поддержали предложение представителя президента в парламенте, Ирины Луценко (фракция «БПП») и исключили из закона нормы по определению категорий лиц, имеющих право проживать в общежитии.

«Закон предусматривает, что жилая площадь в общежитии предоставляется одиноким гражданам и семьям, имеющим право проживать в общежитиях, по решению администрации предприятия. При этом ни в действующей редакции Жилищного кодекса Украинской ССР, ни в законе, который рассматривается, не определены категории лиц, имеющих право проживать в общежитии. Прошу учесть эти замечания при голосовании», – заявила с трибуны парламента Луценко.

20 мая 2016 года президент Украины Петр Порошенко применил право вето и вернул на повторное рассмотрение Верховной Рады закон, который разрешал приватизировать жилье в общежитиях. Порошенко мотивировал свое решение тем, что «закон содержит нормы, которые противоречат Конституции и законам Украины, и не создает надлежащих правовых механизмов реализации жилищных прав жителей общежитий и содержит риски их нарушения».

Президент, в частности, назвал неприемлемыми положения закона, ограничивающие права граждан на приватизацию комнат в общежитиях в зависимости от наличия трудовых или служебных отношений с предприятием, которое предоставило им право проживать в общежитии, или в зависимости от официальной регистрации места проживания в общежитии.

«Установление несправедливых правил реализации прав граждан в такой чувствительной сфере, как жилищные отношения, может привести к усилению социальной напряженности в обществе, а также стать фактором социальных конфликтов«, – отметил Порошенко.

1 ноября 2016 года Верховная Рада отправила на доработку в профильный комитет законопроект №1076. Нардепы рассмотрели предложения главы государства к данному законопроекту и не согласились его отклонить, как предлагал президент. При этом народные депутаты не смогли преодолеть вето президента – за такое предложение проголосовало всего 188 народных депутатов при 300 необходимых.

Порошенко подписал закон о приватизации жилья в общежитиях

Президент Петр Порошенко подписал закон, разрешающий гражданам, которые проживают длительное время на законных основаниях в общежитиях, после передачи этих общежитий в собственность объединенных территориальных общин бесплатно приватизировать помещения.

Об этом свидетельствуют данные на странице соответствующего законопроекта на сайте Верховной Рады.

Согласно документу, граждане, на законных основаниях зарегистрированные по месту жительства в общежитии и фактически проживающие в нем на условиях предоставления им койко-места, получают право на приватизацию жилых помещений в общежитии после их расселения в отдельные жилые помещения в общежитии.

Право на приватизацию распространяется на помещения в общежитиях, построенных в советские времена на общегосударственные средства (в том числе за счет государственных и коллективных предприятий и организаций) и которые были включены в уставные капиталы (фонды) хозяйственных обществ и других организаций, созданных в процессе приватизации (корпоратизации) бывших государственных или коммунальных предприятий, в том числе те, которые в дальнейшем были переданы в уставные капиталы других юридических лиц или отчуждены иным способом.

Однако данная норма не будет распространяться на общежития, которые были построены или приобретены в советские времена частными или коллективными собственниками за собственные или привлеченные средства.

Документ определяет, что длительным временем для проживания считается проживание в общежитии постоянно совокупно на протяжении 5 и более лет.

Напомним, во время рабочей поездки в Одесскую область Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о дополнительных мерах по обеспечению беспрепятственной реализации гражданами Украины права на безвизовые путешествия в Евросоюз.

АР Крым, г. Ялта

Последние новости

Последние комментарии

Как ветеран войны многоэтажку строил…
Блокада Крыма повлияет на цену недвижимости
Крым. Гурзуф. Нападение на Лагуну
Крым. Гурзуф. Нападение на Лагуну
Крым. Гурзуф. Нападение на Лагуну

Закон об общежитиях, права жителей РФ

Жилые помещения в общежитиях используются для проживания граждан на время их работы, службы и обучения; в помещениях, специально построенных либо переоборудованных для использования в качестве общежития в обычных жилых домах или в каких-либо частях этих домов.

На основе положений ст. 105 Жилищного кодекса РФ «договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии».

Основания и условия проживания в общежитиях регламентируются и в отдельных законодательных актах, примерных, типовых положениях об общежитиях, в частности в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Примерном положении об общежитиях, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 г., Положении об общежитии для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г., Типовом положении о студенческом общежитии образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования РФ, утвержденном Постановлением Госкомвуза РФ от 31 мая 1995 г., письме Госкомвуза РФ от 18 августа 1994 г. «О взимании со студентов платы за проживание в общежитиях и другие коммунальные услуги», письме Минстроя РФ от 17 марта 1995 г. «О плате за проживание в общежитиях».

Министерства и ведомства, объединения, предприятия, учреждения и организации обладают законными правами по разработке и изданию своих положений об общежитиях, а также об общежитиях в жилых помещениях, находящихся в их ведении на правах хозяйственного ведения, оперативного управления или права собственности, с последовательным и неукоснительным соблюдением жилищных прав граждан, вытекающих из положений Конституции РФ, ЖК РФ, других законодательных актов.

При этом должны соблюдаться и особые права граждан, связанные с их проживанием в общежитии. В Примерном положении об общежитии от 11 августа 1988 г. (с измен. от 23 июля 1993 г.), Постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 г. (с измен. от 25 октября 1996 г.) предусмотрены требования относительно укомплектования помещений общежития мебелью, специальным оборудованием, инвентарем, культурно-бытовыми предметами, необходимыми для занятий и отдыха граждан; важное значение придается тому, имеются ли штаты обслуживающего персонала, каков размер платы, взимаемой за пользование общежитием.

Очевидно, что эти виды услуг должны предоставляться и в жилых домах предприятий, учреждений и организаций, используемых в качестве общежитий.

Жилая площадь в общежитии предоставляется в размере не менее 6 кв. м на одного человека. Семьям предоставляются изолированные жилые помещения. Вселяемому(ым) на основе договора найма выдается мебель, постельные принадлежности и другой инвентарь.

Размер платы за проживание и бытовые услуги для обучающихся (студентов) за счет средств соответствующего бюджета не может превышать 5% от размера стипендии.

Вместе с тем государственные образовательные учреждения профессионального образования в пределах нормативов самостоятельно устанавливают порядок и размеры оплаты за проживание в общежитии за предоставляемые коммунально-бытовые и другие услуги, непосредственно не связанные с образовательным процессом. К ним относятся дополнительные услуги, которые могут предоставляться только по желанию студентов и при наличии материально-технических возможностей (пользование телефоном, камерами хранения, пунктами проката бытовой орг-, теле-, радиотехники, химчисткой и прачечной, получение дополнительных медицинских услуг и т.п.)

В иных случаях за проживание в общежитии размер платы не должен превышать установленный органами исполнительной власти в данной местности уровень платы за жилье и коммунальные услуги в жилых муниципальных домах.

Рекомендованный порядок не распространяется на лиц, поступающих на учебу с полным возмещением затрат на обучение (в т.ч. иностранцев), которые должны оплачивать услуги в полном объеме.

Наниматели, проживающие в общежитии как в специализированном жилом фонде, не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем. Они (наниматели) как имеющие права только временного проживания, при отсутствии другой жилой площади (на территории РФ) и наличии оснований признания малоимущими (ст. 49 ЖК РФ), вправе требовать от местных органов самоуправления постановки на учет на получение жилья в порядке ст. ст. 51, 52 ЖК РФ.

Если эти жилые помещения, использовавшиеся ранее в качестве общежитий, переданы в ведение местных органов самоуправления с соблюдением требований законодательства, то впоследствии на эти помещения будут распространены положения статей ЖК РФ о договоре социального найма (ст. ст. 60 — 91). Граждане, проживающие в них, будут обладать правами на обмен, поднаем, изменение, расторжение договора найма, приватизацию.

Предоставление гражданину места в общежитии, длительное время его проживания в нем (общежитии) не является основанием отнесения его к категории лиц, обеспеченных жильем на постоянной основе. Ибо, как было отмечено, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания. Верховный Суд РФ в своих определениях и постановлениях неоднократно разъяснял, что недопустимо превращать комнаты в общежитии в место постоянного проживания и считать гражданина обеспеченным жильем.

Имеют место факты нарушений жилищных прав граждан, проживающих в общежитиях, по мотивам переселения из одного общежития в другое. Такое решение может быть принято только при наличии законных оснований и должно быть согласовано с местными органами государственной власти и управления. При этом заинтересованные лица вправе обратиться в суд, ибо первоначальной стадией такого переселения является выселение из занимаемого помещения.

Бывают случаи вселения в общежитие без оформления договора найма на правах временного проживания лиц, как указанных в законе, так и не указанных в нем (не обладающих правами проживания) на основе письменного или даже устного распоряжения руководителей предприятий, учреждений и организаций, в ведении которых находятся общежития. Проживание таких граждан в общежитии без данных правовых оснований продолжается годами и после увольнения таких лиц с работы в связи с неоднократными нарушениями трудовой дисциплины, службы.

Из-за бездействия руководителей граждане становятся фактически постоянными жильцами общежития и в связи с истечением больших сроков проживания (10 и более лет) становится весьма затруднительным их выселение без предоставления другой жилой площади из-за пропуска срока исковой давности.

По общему правилу на эти требования распространяются положения ст. ст. 195, 196, 198 — 200 ГК РФ о сроке исковой давности. Утверждение, что на это требование (о выселении) не распространяется срок исковой давности из-за «требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (ст. 304) (ч. 4 ст. 208 ГК РФ)», несостоятельно: эти граждане в свое время были вселены в общежитие на законном основании (письменные и устные распоряжения руководителей о вселении приравниваются к законным основаниям).

Другое дело, если в общежитие граждане вселились самовольно. На эти требования, естественно, не распространяется срок исковой давности.

Большую озабоченность людей, непонимание сути и смысла вызывает положение п. 2 ст. 102 ЖК РФ.

Что означает прекращение договора найма в данном случае? Каковы последствия такого прекращения? Может ли такое прекращение договора найма привести к выселению проживающих без предоставления другой жилой площади?

Выражение «прекращение договора найма» означает утрату прав и обязанностей по договору не по воле сторон. На основании п. 5 ст. 83 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживающего нанимателя.

Но это относится к договору социального найма. В рассматриваемом же случае слово прекращение употребляется применительно к договору найма в специализированном жилом помещении — общежитии. Как представляется, в том и другом случае «прекращение» означает утрату прав и обязанностей не по воле сторон по конкретному договору. И оно непосредственно не связано с выселением, тем более без предоставления другой жилой площади.

Попытки толковать выражение п. 2 ст. 102 ЖК РФ как «. прекращение договора найма такого жилого помещения. » приводят к выселению жильцов из занимаемых комнат без предоставления другой жилой площади, что противоречит статьям 99, 101, 103, 104 ЖК РФ, а также принципиальным положениям ст. 40 Конституции РФ.

Возможно, со временем редакция п. 2 ст. 102 ЖК РФ будет уточнена в интересах охраны и защиты жилищных прав граждан, проживающих в общежитиях, Государственной Думой, через разъяснения в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ либо в постановлениях Конституционного Суда РФ в точки зрения соответствия этой нормы ст. 40 Конституции РФ.

Это возможно в будущем. К сожалению, жизнь показывает, что пока критические замечания и предложения по совершенствованию ряда статей ЖК РФ, как правило, не воспринимаются.

А граждан, оказавшихся в ситуации выселения без предоставления другой жилой площади в связи с передачей общежития другим собственникам либо владельцам, надо защищать сегодня.

Такая защита должна строиться, прежде всего, исходя из правового анализа договора по передаче такого жилого помещения — общежития — другим лицам на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Соответствует ли закону; в связи с какими, собственно, обстоятельствами закончен этот договор по передаче общежития? Как прошли стороны этапы регистрации недвижимости? Нет ли оснований для признания договора как мнимой или притворной сделки (ст. 170 ГК РФ), совершенной, возможно, с целью выселения ряда «неугодных» жильцов или установления более высоких размеров платежей за жилье и коммунальные услуги?

Весьма действенной является защита, построенная на основе ссылок на практику рассмотренных Верховным Судом РФ подобных дел. Так, по одному из гражданских жилищных дел Верховный Суд РФ разъяснил: «Перевод общежитий в ведомственный, муниципальный или государственный жилищные фонды с закреплением за проживающими в них гражданами занимаемых ими жилых помещений, как правило, связан с перераспределением жилых помещений с целью разрешения жилищных проблем как можно большего числа очередников предприятия. Такое перераспределение вызывает большое количество споров. При рассмотрении подобных споров судам следует учитывать, что основания для выселения граждан из жилых помещений в общежитиях, в т.ч. и с предоставлением других жилых помещений, указаны в законе; расширительному толкованию их перечень не подлежит.

Изменение статуса жилого помещения в общежитии само по себе не является основанием для выселения лица, занимающего в этом общежитии жилое помещение.

При рассмотрении конкретных споров, связанных с передачей общежитий в ведение других предприятий и организаций, особое внимание следует уделить положениям законодательных актов о преимущественных формах перехода общежитий в ведение местных органов власти и управления.

Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 к объектам муниципальной собственности отнесен жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов. Согласно положениям статей 6, 7 ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР общежития были отнесены к жилищному фонду и жилые дома, в т.ч. общежития, ведомственного жилищного фонда подлежали передаче в ведение местных органов исполнительной власти.

Согласно статьям 13, 92 ныне действующего Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ жилые помещения в общежитиях отнесены к специализированному жилищному фонду, отчуждение которых не допускается.

При таких обстоятельствах отказ в государственной регистрации перехода права собственности на здание общежития, которое было незаконно отчуждено по сделке конкурсным управляющим в частную собственность другого лица со ссылкой на п. 5 ст. 132 упомянутого Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», судами признан правомерным.

Сезонные, временные работники, иные лица, работающие по срочному трудовому договору, обучающиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежат выселению из общежития без предоставления другого жилого помещения.

Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, службой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за систематические нарушения трудовой дисциплины при отсутствии льгот, предусмотренных п. 2 ст. 103 ЖК РФ. Источник — urprofy. ru

Жилищные права граждан, проживающих в общежитии

Жилые помещения в общежитиях используются для проживания граждан на время их работы, службы и обучения; в помещениях, специально построенных либо переоборудованных для использования в качестве общежития в обычных жилых домах или в каких-либо частях этих домов.

На основе положений ст. 105 Жилищного кодекса РФ «договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии».

Основания и условия проживания в общежитиях регламентируются и в отдельных законодательных актах, примерных, типовых положениях об общежитиях, в частности в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Примерном положении об общежитиях, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 г., Положении об общежитии для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г., Типовом положении о студенческом общежитии образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования РФ, утвержденном Постановлением Госкомвуза РФ от 31 мая 1995 г., письме Госкомвуза РФ от 18 августа 1994 г. «О взимании со студентов платы за проживание в общежитиях и другие коммунальные услуги», письме Минстроя РФ от 17 марта 1995 г. «О плате за проживание в общежитиях».

Министерства и ведомства, объединения, предприятия, учреждения и организации обладают законными правами по разработке и изданию своих положений об общежитиях, а также об общежитиях в жилых помещениях, находящихся в их ведении на правах хозяйственного ведения, оперативного управления или права собственности, с последовательным и неукоснительным соблюдением жилищных прав граждан, вытекающих из положений Конституции РФ, ЖК РФ, других законодательных актов.

При этом должны соблюдаться и особые права граждан, связанные с их проживанием в общежитии. В Примерном положении об общежитии от 11 августа 1988 г. (с измен. от 23 июля 1993 г.), Постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 г. (с измен. от 25 октября 1996 г.) предусмотрены требования относительно укомплектования помещений общежития мебелью, специальным оборудованием, инвентарем, культурно-бытовыми предметами, необходимыми для занятий и отдыха граждан; важное значение придается тому, имеются ли штаты обслуживающего персонала, каков размер платы, взимаемой за пользование общежитием.

Очевидно, что эти виды услуг должны предоставляться и в жилых домах предприятий, учреждений и организаций, используемых в качестве общежитий.

Жилая площадь в общежитии предоставляется в размере не менее 6 кв. м на одного человека. Семьям предоставляются изолированные жилые помещения. Вселяемому(ым) на основе договора найма выдается мебель, постельные принадлежности и другой инвентарь.

Размер платы за проживание и бытовые услуги для обучающихся (студентов) за счет средств соответствующего бюджета не может превышать 5% от размера стипендии.

Вместе с тем государственные образовательные учреждения профессионального образования в пределах нормативов самостоятельно устанавливают порядок и размеры оплаты за проживание в общежитии за предоставляемые коммунально-бытовые и другие услуги, непосредственно не связанные с образовательным процессом. К ним относятся дополнительные услуги, которые могут предоставляться только по желанию студентов и при наличии материально-технических возможностей (пользование телефоном, камерами хранения, пунктами проката бытовой орг-, теле-, радиотехники, химчисткой и прачечной, получение дополнительных медицинских услуг и т.п.)

В иных случаях за проживание в общежитии размер платы не должен превышать установленный органами исполнительной власти в данной местности уровень платы за жилье и коммунальные услуги в жилых муниципальных домах.

Рекомендованный порядок не распространяется на лиц, поступающих на учебу с полным возмещением затрат на обучение (в т.ч. иностранцев), которые должны оплачивать услуги в полном объеме.

Наниматели, проживающие в общежитии как в специализированном жилом фонде, не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем. Они (наниматели) как имеющие права только временного проживания, при отсутствии другой жилой площади (на территории РФ) и наличии оснований признания малоимущими (ст. 49 ЖК РФ), вправе требовать от местных органов самоуправления постановки на учет на получение жилья в порядке ст. ст. 51, 52 ЖК РФ.

Если эти жилые помещения, использовавшиеся ранее в качестве общежитий, переданы в ведение местных органов самоуправления с соблюдением требований законодательства, то впоследствии на эти помещения будут распространены положения статей ЖК РФ о договоре социального найма (ст. ст. 60 — 91). Граждане, проживающие в них, будут обладать правами на обмен, поднаем, изменение, расторжение договора найма, приватизацию.

Предоставление гражданину места в общежитии, длительное время его проживания в нем (общежитии) не является основанием отнесения его к категории лиц, обеспеченных жильем на постоянной основе. Ибо, как было отмечено, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания. Верховный Суд РФ в своих определениях и постановлениях неоднократно разъяснял, что недопустимо превращать комнаты в общежитии в место постоянного проживания и считать гражданина обеспеченным жильем.

Имеют место факты нарушений жилищных прав граждан, проживающих в общежитиях, по мотивам переселения из одного общежития в другое. Такое решение может быть принято только при наличии законных оснований и должно быть согласовано с местными органами государственной власти и управления. При этом заинтересованные лица вправе обратиться в суд, ибо первоначальной стадией такого переселения является выселение из занимаемого помещения.

Бывают случаи вселения в общежитие без оформления договора найма на правах временного проживания лиц, как указанных в законе, так и не указанных в нем (не обладающих правами проживания) на основе письменного или даже устного распоряжения руководителей предприятий, учреждений и организаций, в ведении которых находятся общежития. Проживание таких граждан в общежитии без данных правовых оснований продолжается годами и после увольнения таких лиц с работы в связи с неоднократными нарушениями трудовой дисциплины, службы.

Из-за бездействия руководителей граждане становятся фактически постоянными жильцами общежития и в связи с истечением больших сроков проживания (10 и более лет) становится весьма затруднительным их выселение без предоставления другой жилой площади из-за пропуска срока исковой давности.

По общему правилу на эти требования распространяются положения ст. ст. 195, 196, 198 — 200 ГК РФ о сроке исковой давности. Утверждение, что на это требование (о выселении) не распространяется срок исковой давности из-за «требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (ст. 304) (ч. 4 ст. 208 ГК РФ)», несостоятельно: эти граждане в свое время были вселены в общежитие на законном основании (письменные и устные распоряжения руководителей о вселении приравниваются к законным основаниям).

Другое дело, если в общежитие граждане вселились самовольно. На эти требования, естественно, не распространяется срок исковой давности.

Большую озабоченность людей, непонимание сути и смысла вызывает положение п. 2 ст. 102 ЖК РФ.

Что означает прекращение договора найма в данном случае? Каковы последствия такого прекращения? Может ли такое прекращение договора найма привести к выселению проживающих без предоставления другой жилой площади?

Выражение «прекращение договора найма» означает утрату прав и обязанностей по договору не по воле сторон. На основании п. 5 ст. 83 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживающего нанимателя.

Но это относится к договору социального найма. В рассматриваемом же случае слово прекращение употребляется применительно к договору найма в специализированном жилом помещении — общежитии. Как представляется, в том и другом случае «прекращение» означает утрату прав и обязанностей не по воле сторон по конкретному договору. И оно непосредственно не связано с выселением, тем более без предоставления другой жилой площади.

Попытки толковать выражение п. 2 ст. 102 ЖК РФ как «. прекращение договора найма такого жилого помещения. » приводят к выселению жильцов из занимаемых комнат без предоставления другой жилой площади, что противоречит статьям 99, 101, 103, 104 ЖК РФ, а также принципиальным положениям ст. 40 Конституции РФ.

Возможно, со временем редакция п. 2 ст. 102 ЖК РФ будет уточнена в интересах охраны и защиты жилищных прав граждан, проживающих в общежитиях, Государственной Думой, через разъяснения в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ либо в постановлениях Конституционного Суда РФ в точки зрения соответствия этой нормы ст. 40 Конституции РФ.

Это возможно в будущем. К сожалению, жизнь показывает, что пока критические замечания и предложения по совершенствованию ряда статей ЖК РФ, как правило, не воспринимаются.

А граждан, оказавшихся в ситуации выселения без предоставления другой жилой площади в связи с передачей общежития другим собственникам либо владельцам, надо защищать сегодня.

Такая защита должна строиться, прежде всего, исходя из правового анализа договора по передаче такого жилого помещения — общежития — другим лицам на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Соответствует ли закону; в связи с какими, собственно, обстоятельствами закончен этот договор по передаче общежития? Как прошли стороны этапы регистрации недвижимости? Нет ли оснований для признания договора как мнимой или притворной сделки (ст. 170 ГК РФ), совершенной, возможно, с целью выселения ряда «неугодных» жильцов или установления более высоких размеров платежей за жилье и коммунальные услуги?

Весьма действенной является защита, построенная на основе ссылок на практику рассмотренных Верховным Судом РФ подобных дел. Так, по одному из гражданских жилищных дел Верховный Суд РФ разъяснил: «Перевод общежитий в ведомственный, муниципальный или государственный жилищные фонды с закреплением за проживающими в них гражданами занимаемых ими жилых помещений, как правило, связан с перераспределением жилых помещений с целью разрешения жилищных проблем как можно большего числа очередников предприятия. Такое перераспределение вызывает большое количество споров. При рассмотрении подобных споров судам следует учитывать, что основания для выселения граждан из жилых помещений в общежитиях, в т.ч. и с предоставлением других жилых помещений, указаны в законе; расширительному толкованию их перечень не подлежит.

Изменение статуса жилого помещения в общежитии само по себе не является основанием для выселения лица, занимающего в этом общежитии жилое помещение.

При рассмотрении конкретных споров, связанных с передачей общежитий в ведение других предприятий и организаций, особое внимание следует уделить положениям законодательных актов о преимущественных формах перехода общежитий в ведение местных органов власти и управления.

Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 к объектам муниципальной собственности отнесен жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов. Согласно положениям статей 6, 7 ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР общежития были отнесены к жилищному фонду и жилые дома, в т.ч. общежития, ведомственного жилищного фонда подлежали передаче в ведение местных органов исполнительной власти.

Согласно статьям 13, 92 ныне действующего Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ жилые помещения в общежитиях отнесены к специализированному жилищному фонду, отчуждение которых не допускается.

При таких обстоятельствах отказ в государственной регистрации перехода права собственности на здание общежития, которое было незаконно отчуждено по сделке конкурсным управляющим в частную собственность другого лица со ссылкой на п. 5 ст. 132 упомянутого Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», судами признан правомерным.

Сезонные, временные работники, иные лица, работающие по срочному трудовому договору, обучающиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежат выселению из общежития без предоставления другого жилого помещения.

Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, службой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за систематические нарушения трудовой дисциплины при отсутствии льгот, предусмотренных п. 2 ст. 103 ЖК РФ.

Закон об общежитии: кто сможет приватизировать жилье

В парламентской газете «Голос Украины» опубликован закон, который позволит некоторым украинцам приватизировать комнату в общежитии. Речь идет о тех людях, у кого нет другого жилья, которые не использовали право на бесплатную приватизацию государственного жилфонда и которые долгое время проживают в общежитии.

Граждане и члены их семей, одинокие люди, смогут приватизировать комнату в общежитии, если они:

  • не имеют собственного жилья,
  • не использовали право на бесплатную приватизацию государственного жилого фонда,
  • вселены в общежитие и проживают там длительное время.

При этом не смогут приватизировать комнату в общежитии люди, которые живут в общежитиях временного проживания — учатся, переучиваются, повышают квалификацию или на некоторое время поселились в общежитие в связи с работой по контракту.

Преграда на пути к приватизации — проживание в общежитии без правовых оснований.

Также в тексте закона прописано, что документ распространяется только на лиц, у которых есть или были трудовые отношения с предприятием или организацией, которая предоставила им право проживать в общежитии. Однако в ходе обсуждения документа в парламенте приняли с голоса поправку, озвученную представителем президента в ВР Ирины Луценко, в которой она раскритиковала данную норму, назвав неконституционной, поэтому в финальной версии текста данной нормы не должно быть.

Напоним, что 1 юня Президент Петр Порошенко подписал законопроект №1076 «Предложения президента к закону «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения реализации жилищных прав жителей общежитий».

В Украине вступили в силу новые правила проживания в общежитиях

19 августа 2015 года в Украине вступило в силу Положение об общежитиях, которое утверждено приказом Минрегионстроя от 27 апреля 2015 года N 84. Данное Положение определяет порядок предоставления жилой площади в общежитии, вселения в общежитие, пользования жилой площадью в общежитии и выселения из общежития. Положение регулирует вопросы проживания в общежитиях для служащих, работников, студентов, учеников и других граждан в период работы или учебы, а также на специальные общежития. К общежитиям, предназначенным для проживания студентов, учеников, а также других лиц в период учебы Положение применяется в части, не противоречащей нормативно-правовым актам Минобразования и науки.

Согласно Положению № 84 общежития могут быть двух видов: семейные и для проживания отдельных лиц.

Распорядок в общежитиях должен определяться правилами внутреннего распорядка, которые утверждаются собственником общежития по согласованию с профсоюзом.

Право проживания в общежитиях не предоставляется лицам, которые имеют жилье в том же населенном пункте, где зарегистрировано общежитие.

Вселение в общежитие, согласно Положению № 84, осуществляется собственником общежития или уполномоченным им лицом на основании ордера (его форма содержится в приложении к Положению № 84) с заключением договора найма жилого помещения в общежитии.

Собственник общежития должен обеспечить всех, проживающих в общежитии кроватью, шкафом для одежды, стулом, столом, постельными вещами (матрац, подушка, одеяло, постельное белье), если иное не предусмотрено договором найма жилого помещения в общежитии. При этом должен быть соблюден норматив жилой площади на одно лицо – не менее 6 квадратных метров.

Положением допускается переселение лиц, проживающих в общежитии в другую комнату или в другое общежитие только по их согласию и без ухудшения условий проживания.

Положение № 84 предусматривает пропускной режим в общежитиях и возможность нахождения там гостей и посетителей с 08:00 до 23:00.

Собственник общежития обязан обеспечивать за свой счет проведение капитального и текущего ремонтов общежития, включая его вспомогательные и нежилые помещения и оборудование, кроме текущего (не капитального) ремонта комнат в общежитиях, который должны осуществлять жильцы.

Размер платы за проживание в общежитии и порядок расчетов определяется в договоре найма жилого помещения в общежитии согласно расчету, утвержденному собственником общежития. Размер платы за коммунальные услуги в общежитии должен соответствовать установленным в Украине тарифам на коммунальные услуги.

Кроме того, Положение определяет круг прав, обязанностей и запретов для жильцов общежитий, а также обязанности собственника общежития. В частности, жильцы общежитий должны оплачивать свое проживание в общежитии, а также предоставляемые им жилищно-коммунальные услуги.

Еще по теме:

  • Договор дарения и пожертвование Пожертвование как дарение в общеполезных целях Пожертвование согласно статье 582 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) представляет собой одну из форм сделки дарения. Лицо, предоставляющее дар (жертвователь) делает подарок […]
  • Нотариальная доверенность на директора филиала Образец доверенности на руководителя филиала Доверенность на руководителя филиала - образец ее можно скачать в нашей статье и применять, корректируя в зависимости от конкретного случая. Как правильно оформить доверенность на руководителя […]
  • Оплата налога по усн ооо Сроки уплаты УСН за 2017-2018 годы УСН - сроки уплаты налога при этом режиме должны соблюдаться так же, как и по любому иному налогу. Их мы и рассмотрим в настоящей статье, а также определим, какие штрафные санкции предусмотрены, когда […]
  • Возврат 2 ндфл при покупке квартиры в ипотеку Как вернуть НДФЛ при покупке квартиры – порядок действий Вопрос: Я покупаю себе новое жилье, и хочу знать, как получать налоговый вычет в этом случае? Как я могу вернуть НДФЛ из бюджета, если потрачусь на покупку квартиры? Каков здесь […]
  • Договор займа между юридическим и физическим лицом беспроцентный под залог Бесплатная юридическая помощь Договор займа под залог квартиры между физическим и юридическим лицом Списание денежных средств со своего банковского счета Заемщиком не освобождает его от ответственности за возврат Суммы займа, если эти […]
  • Обналичить материнский капитал в туле Материнский капитал в Туле и Тульской области Государственные программы, действующие в Тульской области и направленные на улучшение демографических показателей, привели в последние годы к увеличению рождаемости в регионе. При этом […]