Закон РБ О Статусе Военнослужащих
Статья 14. Право на охрану здоровья

Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием командирами (начальниками) воинских частей во взаимодействии с государственными органами (организациями) благоприятных условий военной службы, быта и системы мер по ограничению воздействия вредных или опасных факторов военной службы.

Военнослужащие, суворовцы, воспитанники воинских частей имеют право на получение медицинской помощи в организациях здравоохранения, подчиненных государственным органам, в которых предусмотрена военная служба (далее – военные организации здравоохранения), в соответствии с законодательством.

Военнослужащим при отсутствии по месту военной службы, месту их жительства (месту пребывания) военных организаций здравоохранения, а также при необходимости оказания скорой медицинской помощи медицинская помощь оказывается в соответствии с законодательством в иных государственных организациях здравоохранения (далее – гражданские организации здравоохранения).

Члены семей военнослужащих при невозможности получить медицинскую помощь в гражданских организациях здравоохранения обеспечиваются медицинской помощью в соответствующих военных организациях здравоохранения наравне с военнослужащими.

Граждане, уволенные с военной службы по болезни (состоянию здоровья) и имеющие выслугу 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), лица старшего и высшего офицерского состава, уволенные с военной службы по возрасту, по болезни (состоянию здоровья) или организационно-штатным мероприятиям (сокращению штатов), и члены их семей (кроме членов семей, указанных в абзаце шестом части второй статьи 3 настоящего Закона) имеют право на бесплатную медицинскую помощь в военных и гражданских организациях здравоохранения в порядке, установленном законодательством.

Предусмотренное частью пятой настоящей статьи право на медицинскую помощь предоставляется также уволенным с военной службы гражданам, ставшим инвалидами вследствие ранения (контузии), травмы или увечья, полученных при защите Республики Беларусь, при исполнении воинского долга в государствах, где велись боевые действия, или иных обязанностей военной службы, либо заболевания, связанного с пребыванием на военной службе, независимо от выслуги лет.

Обеспечение лекарственными средствами военнослужащих, получивших ранение (контузию), травму, увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, в период их амбулаторного лечения в связи с этими ранением (контузией), травмой, увечьем или заболеванием осуществляется в пределах перечня основных лекарственных средств, утверждаемого Министерством здравоохранения Республики Беларусь, за счет средств соответствующих государственных органов, в которых предусмотрена военная служба.

Военнослужащие имеют право на санаторно-курортное лечение и оздоровление на условиях и в порядке, установленных законодательством.

Закон о здоровье военнослужащих

Глава II. ПРАВА И СВОБОДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

Статья 5. Защита свободы, чести и достоинства военнослужащих

1. Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – общевоинские уставы).

2. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляются органы военного управления и органы военной прокуратуры.

Статья 6. Право на свободу передвижения и выбор места жительства

1. Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.

Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами. Порядок выезда военнослужащих за пределы территории Российской Федерации определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащих и членов их семей (на основании заключения военно-врачебной комиссии) и по иным основаниям, устанавливаемым Положением о порядке прохождения военной службы.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Статья 7. Свобода слова. Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании

1. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.

2. Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.

3. Участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются.

Статья 8. Свобода совести и вероисповедания

1. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.

2. Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.

3. Религиозная символика, религиозная литература и предметы культа используются военнослужащими индивидуально.

4. Государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов.

5. Создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.

Статья 9. Право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями

1. Военнослужащие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления.

Особенности правового положения военнослужащих, избранных в органы государственной власти и органы местного самоуправления, определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

Создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих регулируются федеральным законом.

Статья 10. Право на труд

1. Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.

2. Государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:

назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе;

повышение квалификации с учетом интересов военной службы и их собственного выбора;

увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении (далее – общая продолжительность военной службы) или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении. Порядок исчисления общей продолжительности военной службы, а также общей продолжительности военной службы в льготном исчислении определяется Правительством Российской Федерации.

Характер служебной деятельности и перемещение по службе военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяются их квалификацией и служебной необходимостью.

3. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы.

Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Статья 10. Право на труд

1. Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.

2. Государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:

назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе;

получение дополнительного профессионального образования с учетом интересов военной службы и их собственного выбора;

увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении (далее — общая продолжительность военной службы) или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении. Порядок исчисления общей продолжительности военной службы, а также общей продолжительности военной службы в льготном исчислении определяется Правительством Российской Федерации.

Характер служебной деятельности и перемещение по службе военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяются их квалификацией и служебной необходимостью.

3. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) — один день военной службы за два дня работы.

Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

4. Супругам военнослужащих — граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года — в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих — граждан были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению медицинской организации их дети нуждались в постороннем уходе. В указанные периоды супругам военнослужащих — граждан, если они утратили право на пособие по безработице, выплачивается ежемесячное пособие в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

5. Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.

Перечни указанных районов и местностей утверждаются Правительством Российской Федерации, а перечни указанных воинских должностей определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).

6. Супруги военнослужащих — граждан при прочих равных условиях имеют преимущественное право на поступление на работу в государственные организации, воинские части и на оставление на работе в государственных организациях, воинских частях при сокращении численности или штата работников, а также на первоочередное направление на прохождение профессионального обучения или для получения дополнительного профессионального образования по очной форме обучения с выплатой в период обучения средней заработной платы.

7. Военнослужащие не вправе:

заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;

использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;

получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;

принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных государств, международных и иностранных организаций;

выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями;

использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним;

входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

8. Привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, допускается в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом на военнослужащих распространяются правовые нормы, предусмотренные для других граждан, выполняющих указанные работы.

9. Военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.

Президент подписал закон о повышении соцзащиты военнослужащих

Президент Украины Петр Порошенко сегодня, 26 августа, подписал закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием закона Украины «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях».

Об этом говорится на сайте официального интернет-представительства Президента.

Отмечается, что целью этого закона является обеспечение комплексного урегулирования вопроса социальной защиты граждан, которые будут принимать участие в осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии России в Донецкой и Луганской областях, и других вопросов, связанных с осуществлением указанных мероприятий.

«Обеспечиваются и гарантируются права украинского войска в связи с проведением операции объединенных сил (этим законом, — ред.). В то же время, гарантируется повышение уровня социальной защиты украинских военнослужащих. И на сегодняшний день, я убежден, что это тот путь, которым мы движемся в очень правильном направлении», — подчеркнул Порошенко на встрече с руководителями зарубежных дипломатических представительств Украины и военнослужащими Вооруженных сил во время рабочей поездки до Авдеевки.

В частности, законом вносятся изменения в следующие законы Украины:

«О гуманитарной помощи»,

«О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц»,

«О лекарственных средствах»,

«О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел, ветеранов Национальной полиции и некоторых других лиц и их социальной защите»,

«Об общем среднем образовании»,

«Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы»,

«О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям»,

«Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»,

«Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки»,

«О реабилитации лиц с инвалидностью в Украине»,

«Об оздоровлении и отдыхе детей»,

«О волонтерской деятельности»,

«О занятости населения»,

«Об очистке власти»,

«О предупреждении коррупции»,

«О Национальной полиции»,

«О системе иновещания Украины»,

«Об исполнительном производстве».

Также вносятся изменения в постановление Верховной рады Украины «Об обеспечении надлежащим медицинским обслуживанием военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, подвергшихся ранению, контузии или иному повреждению здоровья при проведении антитеррористической операции на востоке Украины».

Напомним, ранее П.Порошенко сообщил, что украинские дипломаты займутся привлечением стран Европейского союза и мобилизацией средств для восстановления разрушенного Донбасса.

«Будем делать так, чтобы каждая страна ЕС взяла ответственность за восстановление конкретного населенного пункта», — заявил Порошенко.

Отметим, визит проходит в рамках специального совещания руководителей дипломатических учреждений Украины за рубежом.

Президент подписал закон о повышении соцзащиты военнослужащих

Целью этого закона является обеспечение комплексного урегулирования вопроса соцзащиты военных

Президент Украины Петр Порошенко сегодня, 26 августа, подписал закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием закона Украины «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях». Об этом говорится на сайте официального интернет-представительства президента.

Отмечается, что целью этого закона является обеспечение комплексного урегулирования вопроса социальной защиты граждан, которые будут принимать участие в осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии России в Донецкой и Луганской областях, и других вопросов, связанных с осуществлением указанных мероприятий.

«Обеспечиваются и гарантируются права украинского войска в связи с проведением операции объединенных сил (этим законом, — ред.). В то же время, гарантируется повышение уровня социальной защиты украинских военнослужащих. И на сегодняшний день, я убежден, что это тот путь, которым мы движемся в очень правильном направлении», — подчеркнул Порошенко на встрече с руководителями зарубежных дипломатических представительств Украины и военнослужащими Вооруженных сил во время рабочей поездки до Авдеевки.

В частности, законом вносятся изменения в следующие законы Украины:

  • «О гуманитарной помощи»,
  • «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц»,
  • «О лекарственных средствах»,
  • «О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел, ветеранов Национальной полиции и некоторых других лиц и их социальной защите»,
  • «Об общем среднем образовании»,
  • «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы»,
  • «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям»,
  • «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»,
  • «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки»,
  • «О реабилитации лиц с инвалидностью в Украине»,
  • «Об оздоровлении и отдыхе детей»,
  • «О волонтерской деятельности»,
  • «О занятости населения»,
  • «Об очистке власти»,
  • «О предупреждении коррупции»,
  • «О Национальной полиции»,
  • «О системе иновещания Украины»,
  • «Об исполнительном производстве».

Также вносятся изменения в постановление Верховной рады Украины «Об обеспечении надлежащим медицинским обслуживанием военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, подвергшихся ранению, контузии или иному повреждению здоровья при проведении антитеррористической операции на востоке Украины».

Напомним, ранее сегодня Порошенко сообщил, что украинские дипломаты займутся привлечением стран Европейского союза и мобилизацией средств для восстановления разрушенного Донбасса.

«Будем делать так, чтобы каждая страна ЕС взяла ответственность за восстановление конкретного населенного пункта», — заявил Порошенко.

Отметим, визит проходит в рамках специального совещания руководителей дипломатических учреждений Украины за рубежом.

Глава 2. Федеральный закон рф «о статусе военнослужащих»

§1. Необходимость принятия и общая характеристика фз «о статусе военнослужащих».

После перехода нашей страны в 1991 – 1992 г.г. к рыночным отношения стало ясно, что действующие нормативные акты советского периода не отвечают велениям времени ни по духу, ни по сути. 22 января 1993 г. появился принципиально новый документ – Закон РФ №4338-1 «О статусе военнослужащих», который представлял собой своеобразную «конституцию» военнослужащих, а 11 февраля 1993 г. – Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», регулирующий порядок прохождения военной службы. Во исполнение указанных законов было принято около ста различных нормативных актов, однако многих из них постигла незавидная участь – они были в разное время незаконными и недействующими, так как не прошли регистрацию в Минюсте России.

Облик нашего государства стремительно менялся и уже к 1998 г. после ряда поправок, внесённых в данные нормативные акты, появилась необходимость в принятии новых законов.28 марта 1998 г. был принят федеральный закон №53- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»[21], а 27 мая 1998 г. Федеральный закон №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»[22]. Опираясь на этот закон, я хочу рассказать о тех правах и свободах, которыми обладает военнослужащий.

Настоящий федеральный закон, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих. А также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.

Согласно федеральному закону:

1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим

Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации.

4. Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее органы государственной власти), органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные льготы, гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» 1998 г. сохраняет все основные права и социальные гарантии, содержащиеся ранее в аналогичном Законе 1993 г., а также вводит ряд новых положений, направленных на усиление социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Он открывает перед человеком в военной форме более широкие возможности в реализации и защите своих прав, нежели они были в недалеком прошлом.

Так, например, увеличен удельный вес правовых норм прямого действия, в закон внесены ряд правовых норм о правах и льготах военнослужащих, установленных ранее подзаконными актами. Кроме того, установлен ряд дополнительных льгот, гарантий и компенсаций для различных категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (сверх имевшихся в прежней редакции Закона). Наконец, более детально прописан механизм реализации прав и льгот, увеличено число норм процессуального характера[23].

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Законом определено, что военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации.

Под льготами для военнослужащих понимаются предусмотренные федеральным законодательством права и преимущества различного характера, а также освобождение (полное или частичное) от установленных государством обязанностей для других категорий граждан Российской Федерации. Вновь принятым законом установлен широкий спектр социальных льгот для военнослужащих, реализация которых рассчитана на то, чтобы компенсировать высокие моральные и физические нагрузки военнослужащих, обусловленные исполнением служебных обязанностей, а также на то, чтобы сделать военную службу более привлекательной и престижной в обществе[24].

Законом даны понятия правовой и социальной защиты военнослужащих. Так правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации (ст. 3 п. 2)[25].

Социальная защита (ст. 3 п. 3) военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, также является функцией государства и предусматривает:

— реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

— совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

— охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе[26].

В ст. 2 п. 3 раскрыт механизм сохранения льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за военнослужащими, перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР (установлено, что льготы сохраняются при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации);

В Законе дается перечень лиц, на которых распространяются льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 2 п. 5). К таким лицам закон относит:

-военнослужащих и членов их семей;

-граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных ВС государств – участников СНГ, и членов их семей;

-граждан, уволенных с военной службы в ВС Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членов их семей.

В ст. 2 п. 8 Закона закреплены гарантии социальной защиты военнослужащих, захваченных в плен, а также интернированных в нейтральных странах. Устанавливается, что за указанными военнослужащими сохраняются денежное довольствие, материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супругам или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с ними, в порядке, определяемом Правительством РФ, до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников, интернирования военнослужащих или их освобождения.

Устанавливается порядок предоставления льгот и компенсаций лицам, имеющим одновременно право на получение одной и той же льготы, гарантии и компенсации по нескольким основаниям: им предоставляются по их выбору льгота, гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 2 п. 9)[27].

Еще по теме:

  • Военный комиссариат г красногорска Военный комиссариат - Красногорск Здравствуйте, а полковник Демьянов еще работает в данном военкомате? Здравствуйте! Куда я могу обратиться по вопросу присвоения звания “Ветеран военной службы”? Увольнялся из ВС РФ 20 лет назад в звании […]
  • Военный комиссариат города омск Военкоматы города Омска Здесь вы можете найти адреса и телефоны военкоматов города Омска и Омской области. Ниже представлены адреса и телефоны Кировского, Советского, Ленинского, Центрального, Областного и других военкоматов […]
  • Право законодательство личность журнал Право законодательство личность журнал Вы здесь: ГЛАВНАЯ / Наука / Научные издания / Право. Законодательство. Личность Требования к авторским оригиналам статей Статья должна соответствовать следующим требованиям:• шрифт […]
  • Военный комиссариат советского района г уфы Военный комиссариат советского района г уфы 220013, г.Минск, ул. Дорошевича, 8, приемная администрации: +375 17 292-04-12, факс: +375 17 237-32-21, +375 17 [email protected] […]
  • По ч 1 статьи 2281 Ук рф По ч 1 статьи 2281 Ук рф Written by Кленовицкий Сергей Алексеевич Tuesday, 20 February 2018 12:41 (Last Updated on Monday, 12 March 2018 15:54) Исходя из предъявленного обвинения Г.Т.В., была задержана по подозрению в совершении […]
  • Мировой суд г краснозаводск Мировой суд г краснозаводск 141321, Московская область, г. Краснозаводск, ул. Горького, д. 1 (3-ий этаж) Районный суд Жалобы на решения мирового судьи судебного участка рассматривает «Сергиево-Посадский городской суд». Адрес электронной […]