Федеральный закон о рекламе 38-ФЗ в 2018 году

Федеральный закон о рекламе 38-ФЗ в 2018 году. Сферы его применения. Ответственность за нарушение. Изменения, внесенные последней редакцией.

Рыночные отношения являются основой экономики Российской Федерации в течение последних 25 лет. Главной его основой является здоровая конкуренция.

Двигателем торговли является реклама. Задачей государства является обеспечить право потребителей на получение добросовестной рекламы в едином экономическом пространстве Российской Федерации.

Структура норматива

С целью обеспечения контроля государства в сфере рекламы, государством был разработан и принят закон о рекламе 38-ФЗ в 2018 году. Он включает в себя шесть глав из сорока статей.

Основные положения

Данный закон введен с целью развития рынков, товаров и услуг, при условии соблюдения участниками здоровой конкуренции.

Он позволяет обеспечить в Российской Федерации единое экономическое пространство, в котором действуют условия, благоприятные для производства и реализации продукции.

Основным инструментом распространения считается реклама, которая должна быть добросовестной и достоверной.

Сфера применения

Закон о рекламе 38-ФЗ в 2018 году регулирует отношения в сфере рекламы, которое распространяется на территории Российской Федерации.

Под действие настоящего закона попадает вся реклама, не зависимо от места ее производства. Исключением является:

Положение закона о рекламе 38-ФЗ в 2018 году в равной степени распространяется не только на продукцию, но также на работы и услуги.

Требования к рекламной продукции

Основные требования, предъявляемые к рекламе, на основании данного закона – это достоверность и добросовестность.

Как получить разрешение на травматическое оружие в Москве, читайте здесь.

Несоответствие рекламной продукции данным критериям, является основанием для исключения ее из информационного пространства. В отдельных случаях это может стать основанием для судебных исков со стороны потребителей или конкурентов.

Реклама признается несоответствующей в следующих случаях:

  1. Информационный посыл содержит некорректное сравнение рекламируемого товара с конкурирующей продукцией.
  2. Признана как оскорбительная или порочащая честь определенного лица либо компании.
  3. Направлена на продвижение товара, реклама которого не допускается законодательством Российской Федерации.
  4. Признан как акт недобросовестной конкуренции антимонопольным комитетом.

Отдельно можно выделить признаки недостоверной рекламы – предоставляющей неправдивые сведения о следующих характеристиках:

  1. Определение преимуществ, рекламируемого товара над конкурирующим.
  2. Информация о характеристике товара, в которую входит ее состав, происхождение методы и дата изготовления, срока годности и использования, и так далее.
  3. Информация об ассортименте и комплектующих продукции, информирующая о том, что данный товар невозможно приобрести в другом месте.
  4. Об условиях доставки, ремонта и так далее.
  5. Об исключительных авторских правах.
  6. О правах на использование официальных государственных символов и символов международных организаций.
  7. Об официальном общественном признании, выраженном в форме получения наград.
  8. О наличии рекомендаций, выданных физическими или юридическими лицами.
  9. О результатах исследований.
  10. О размере спроса на рекламируемый или конкурируемый продукт.
  11. О проведении акций, розыгрышей и других программ лояльности.

Помимо этого существует ряд запретов, который исключает появление в информационном пространстве рекламы, содержащей антисоциальные посылы.

К ним относится призыв к курению и употреблению алкоголя, оскорблению лиц отдельных социальных групп народов наций, развращение и так далее.

Так же запрещается реклама, преувеличивающая свойства товара, особенно когда речь идет о медицинских препаратах, употребление которых разрешено только по предписанию врача.

Существующие виды объекта

Рекламные объекты классифицируют по нескольким признакам. Одним из них является способ и место размещения рекламы.

По данному признаку различают:

  1. Рекламная продукция, размещенная в средствах массовой информации, теле- и радиопрограммах.
  2. Наружная реклама – реклама, размещенная на транспортных средствах.
  3. Информация, размещенная в местах продажи.
  4. Изготовление и распространение рекламных сувениров.
  5. Реклама в интернет-изданиях.

По сфере направленности информационного потока и его тематики, можно выделить следующие виды рекламных объектов:

Закон о рекламе в детских передачах сенаторы приняли со второй попытки

Закон, которым предлагается увеличить с 15% до 20% предельную продолжительность рекламы в часовой телепрограмме, а также вернуть рекламные ролики в детские передачи, был принят Советом Федерации.

Документ предусматривает запрет рекламы товаров, не предназначенных для детей, включая лекарства, в детских и образовательных телепередачах.

Отметим, что верхняя палата парламента приняла закон только со второй попытки. Изначально его поддержали 85 сенаторов при необходимых 86. В этот момент в зале не было спикера палаты Валентины Матвиенко, которая заявила о своей поддержке закона. Было принято решение о повторном голосовании, в результате которого за законопроект высказались уже 112 сенаторов.

Запрет рекламы товаров, не предназначенных для детей, не распространяется на спонсорскую рекламу, за исключением тех случаев, когда рекламируется: алкогольная продукция, продукция военного назначения и оружие, основанные на риске игры, пари, услуги по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением, деятельность медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации.

«Исключение, сделанное для спонсорской рекламы, будет применимо и к производителям лекарственных средств, медицинских изделий, БАД, – отметил в беседе с «ФВ» партнер коллегии адвокатов «Ковалев, Тугуши и партнеры» Сергей Патракеев. – Однако к понятиям «спонсор» и «спонсорская реклама» законом уже установлены дополнительные требования. И в широкой практике до сих пор не встречалось случаев, чтобы, скажем, производитель БАД распространял в детских телепередачах свою спонсорскую рекламу».

Иначе говоря, если для рекламирования продукта достаточно просто купить эфирное время (слот в рекламном блоке), то спонсорство – это более обременительное занятие, так как спонсор принимает участие в создании телепередачи или события, с которого ведется телетрансляция, заключил эксперт.

Подробности читайте в «ФВ» № 24 (937) от 7.08.2018 г. в публикации «Спокойной ночи, малыши».

Общие положения Закона «о рекламе»

Следует сразу отметить, что Закон «О рекламе» не распространяется на политическую рекламу. Как это следует понимать? Не стоит полагать, что к политической рекламе нельзя применить понятийный аппарат либо некоторые другие положения закона о рекламе, например о её максимальном объёме. Но нельзя переносить на политическую рекламу ограничения, которые закон накладывает на рекламу коммерческую. Это естественно и понятно, такая практика существует и в других странах мира. Что значит «недостоверная политическая реклама»? Можно карать за недостоверную коммерческую рекламу, когда покупатель вводится в заблуждение. Но практически в любой предвыборной кампании используется реклама, которая обещает нечто невыполнимое. Наказывать впоследствии президента или победившую на выборах партию за то, что они не сократили, как обещали, дефицит бюджета, было бы неразумно. По этой причине все предусмотренные законом о рекламе меры по защите граждан от недопустимой рекламы распространяются только на коммерческую и социальную, но не на политическую рекламу. Когда создавался сам закон, предполагалось, что он будет включать в себя также и положения, регулирующие политическую рекламу. Однако лоббирующие силы добились того, чтобы таких положений не было. В конце концов, было решено создать специальный закон о политической рекламе, который, однако, так и не был принят. В последний раз он был вынесен на обсуждение Совета Государственной Думы ещё в апреле 1996 года, но на сегодняшний день не прошёл даже первого чтения. Частично политическая реклама регулируется законодательством о выборах.

Закон не распространяется также на частные объявления граждан, если они не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. Объявление о продаже коровы или обмене квартиры, скорее всего, под действие закона не подпадёт, чего не скажешь о соседствующем с ним объявлением об услугах частного нотариуса или профессионального маклера.

Под объектом регулирования, записано в Законе «О рекламе», понимается распространяемая в любой форме и с помощью любых средств рекламная информация (а именно информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях), которая предназначена для неопределённого круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать их реализации. Таким образом, от других видов массовой информации рекламу отличают цели её создания и распространения: пробудить или поддержать интерес к конкретным товарам и услугам и способствовать их реализации. Совокупность указанных признаков является необходимой для признания распространяемой информации рекламной.

Следует отметить, что этому понятию рекламы, определённому в статье 2 Закона «О рекламе», противоречит более широкое по смыслу положение части 2 статьи 5, где говорится, что распространение в СМИ материалов, в которых целенаправленно привлекается внимание и формируется интерес к изготовителю, продавцу или товару, без предварительного оповещения путем пометки «на правах рекламы» не допускается. Здесь пропущен важнейший признак рекламы – её побудительность. Коллизия двух норм, в которой приоритет, как представляется, должен признаваться за статьёй 2, приводит к негодной правоприменительной практике, при которой антимонопольные органы пытаются наказать СМИ за распространение различных интервью, статей и репортажей, позитивно освещающих явления экономической, хозяйственной, социальной и культурной жизни. Логика действий властей может привести к тому, что любая благоприятная рецензия на вышедший в прокат кинофильм, новую театральную постановку или же сообщение об открытии нового универмага должны будут выходить с предупреждением «реклама».

Если мы посмотрим на определение рекламы в законе, то увидим, что первоначально предполагалось охватить им и политическую рекламу: «идеи и начинания» имеют большее отношение к политике, чем к коммерции. В то же время в нём не упоминаются услуги, доля рекламы которых велика.

Что означает фраза «предназначена для неопределённого круга лиц»? Если вы, например, напишете письмо своему брату, в котором предложите ему купить у вас новый магнитофон определённой марки по хорошей цене, то это будет информация, предназначенная «для определённого круга лиц», т.е. для вашего брата. Если же вы напишете на листке «Покупайте магнитофоны в ГУМе со скидкой», размножите его и расклеите копии на стенах домов, то это уже будет информация для неопределённого круга лиц, т.е. такая информация, автор которой предполагает, что всякий, увидевший его объявление, может пойти и купить указанный товар. В законе говорится, что существует ответственность рекламодателя перед этим «неопределённым кругом лиц». Любой человек из тех, кого рекламодатель фактически не знает, вправе воспользоваться распространённой рекламой как формальным деловым предложением совершить сделку. В результате этого гот, кто предлагает совершить сделку (рекламодатель), обязан соблюдать все те условия, о которых он говорит в своём сообщении. То есть, если торговец сообщает по телевидению, что 11 ноября в магазине «Люкс» будет осуществляться распродажа светильников по цене, не превышающей 500 рублей, и в этот день приходит покупатель и выясняется, что по такой цене нет ни одного светильника, он вправе подать в суд на магазин за то, что «Люкс» сначала предложил ему совершить сделку, а впоследствии от этой сделки отказался и не соблюдает тех условий, которые были предложены им в этом, пусть не существующем на бумаге договоре. Итак, фактически любая реклама – это отнюдь не безделушка, конфетти или новогоднее украшение, это предложение вступить в договорные отношения, и та сторона, которая их предлагает, обязана свои условия выполнять.

Для того чтобы обратить внимание на специфику рекламной информации и не сбить потребителя с толку, закон обязывает средства массовой информации отделять её от другой распространяемой ими информации с помощью графических (в печатных СМИ) или аудиовизуальных (в электронных СМИ) средств. При этом слова «реклама» или «на правах рекламы» являются не единственной формой оповещения о характере последующей информации. Различные издания используют в этих целях разные названия рубрик и способы оформления материала. Газета «Вечерняя Москва» публикует рекламные материалы под рубрикой «Ракурс» и обрамляет их серой рамкой, «Известия» и «Трибуна» – рядом с символом «К», «Труд» – со значком «Y», «Московский комсомолец» обозначает их знаком «®», а «Российская газета» размещает под стилизованным знаком колокола, «Коммерсант» публикует на сером фоне и т.п.

В одном случае, рассмотренном в суде, содержание газетного интервью сводилось к рассказу об успехах некоей организации и о хорошем качестве производимого ею товара. Перед текстом статьи специально выделенным шрифтом разъяснялось, что вынесенная в заголовок фраза часто используется в рекламе организации, должностное лицо которой давало интервью, а в материале пойдёт речь о том, что стоит за этим рекламным слоганом. Арбитражный суд решил, что указанное сообщение, по сути, является надлежащим предварительным оповещением потребителя о рекламном характере следующей за ним информации, поскольку позволяет ему распознать соответствующий материал как рекламный непосредственно в момент его представления.

Одной из целей данного закона является недопущение недобросовестной конкуренции с использованием рекламных трюков.

Другой целью стала защита потребителей от ненадлежащей рекламы, под которой понимаются четыре её разновидности: недобросовестная реклама, недостоверная реклама, неэтичная реклама, заведомо ложная реклама, а также иная, в которой допущены нарушения требования законодательства к содержанию, времени, месту и способу распространения. Для определения каждого из этих видов существует отдельная статья в законе. Все перечисленные виды рекламы недопустимы, т.е. незаконны.

Чем же отличаются друг от друга эти виды недопустимой рекламы?

Недобросовестная реклама дискредитирует тех, кто не пользуется рекламируемым товаром, она содержит некорректные сравнения с товаром конкурентов, вводит потребителей в заблуждение путем имитации формы популярной рекламы конкурентов, скрывает часть существенной для потребителей информации.

Примером дискредитации не пользующихся рекламируемым товаром лиц может служить такой случай. Компания «Элин Продактс» занималась продвижением на товарном рынке своей продукции – моющего средства «Блеск». В её рекламном ролике содержалось утверждение, что «благоразумные хозяйки выбирают экономичный и эффективный «Блеск»». Из этого утверждения следовало, что хозяйки, которые выбирают другие средства для мытья посуды, не могут считаться благоразумными. Антимонопольный орган признал это утверждение нарушением ст. 6 Федерального закона «О рекламе» 23 [23].

Что значит «некорректное сравнение»? Простым примером некорректного сравнения могла бы быть такая фраза в рекламе: «Пепси-кола – напиток для дураков, кока-кола – напиток для умников». Сравнение же, данное в следующей форме: «В кока-коле меньше сахара, чем в пепси-коле, – пейте кока-колу» – корректное (если, конечно, это утверждение правдиво). Недобросовестной рекламой считался бы слоган: «только глупый человек не станет пить кока-колу».

На практике корректность сравнения доказать весьма трудно, поэтому сравнительная реклама по нашему законодательству фактически не разрешается.

Примером этого может служить реклама, опубликованная в одной региональной газете и выполненная в виде сравнения двух конкретных конкурирующих на рынке моделей одного и того же товара. В качестве отличительного достоинства рекламируемой модели указывалась такая её потребительская характеристика, которая является желанной для любого покупателя товаров данного вида и предопределяет его выбор. В рекламе утверждалось, что искусственное занижение цены технического обслуживания модели конкурента неминуемо отразится на качестве ремонта товара и ускорит износ его при эксплуатации. Лица, права и интересы которых были нарушены в результате этой рекламы, обратились в арбитражный суд с иском о публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

Они утверждали, что спорная реклама была выполнена в виде некорректного сравнения двух товаров, способного при выборе покупки ввести потребителей в заблуждение в связи с недостатком у них опыта и знаний. Использованный здесь альтернативный способ сравнения исключал наличие у товара конкурента тех положительных качеств, которые названы у рекламируемого товара и в первую очередь интересуют покупателя. В данном случае негативная оценка товара конкурента по сравниваемым параметрам вытекала из формы подачи и смысла рекламной информации.

Суд признал, что так как содержание указанной рекламы сводилось к тому, что конкурирующий товар хуже рекламируемого и подвержен преждевременному износу, то она явно носила характер, порочащий конкурирующий товар и лиц, причастных к его продаже и ремонту. Суд удовлетворил исковые требования, установив, что истец доказал факт ненадлежащей рекламы 24 [24].

Рассмотрим ещё один пример. В антимонопольный орган обратилась компания «Макси Фудс» с заявлением о признании рекламы ЗАО «Дебют-М» ненадлежащей. Компания «Макси Фудс» является производителем мороженого и поставляет его в Россию под товарными знаками «Дарлинг», «Мэг», «Синти», «Бинго». «Дебют-М» – российский производитель мороженого «Лунная соната». Компания-истец («Макси Фудс») утверждала, что в рекламе фабрики «Дебют-М», распространяемой на радио, содержалось следующее заявление: «Новая фабрика мороженого – «Дебют-М». Мороженое класса «Дарлинг», «Мэг», «Синти», «Бинго», только гораздо вкуснее и дешевле!»

Представитель ЗАО «Дебют-М» на заседании Комиссии антимонопольного органа не смог документально подтвердить, что мороженое их фабрики такого же «класса», что и мороженое «Дарлинг», «Мэг», «Синти», «Бинго», только «гораздо вкуснее» мороженого компании «Макси Фудс». Более того, из показаний ответчика следовало, что сравнительный анализ вкусовых качеств мороженого фабрики «Дебют-М» и компании «Макси Фудс» вообще не проводился.

Учитывая изложенное, антимонопольный орган определил, что данная реклама содержит некорректное сравнение рекламируемого товара (мороженого «Лунная соната») с товарами другого юридического лица (компании «Макси Фудс»), а потому является недобросовестной и, следовательно, недопустимой 25 [25].

Наконец, под недобросовестной рекламой понимается реклама, которая использует элементы рекламы другого товара (т.е. если, например, некий рекламодатель в ходе кампании создал свой рекламный символ, музыкальный мотив, образы, а конкурент начинает использовать эти, уже знакомые потребителю, элементы).

Недостоверная реклама даёт потребителю не соответствующие действительности сведения. Это может быть информация об условиях гарантии, бесплатной или платной доставки товара, обмена, о любых характеристиках товара (химическом составе стирального порошка, количестве сигарет в пачке), сроках распродажи, часах работы магазина, о дипломах и призах, которые этот товар якобы получил, о результатах исследований, которые на самом деле не проводились, о лестных рекомендациях со стороны известных лиц, которые никто не давал, и т.п. Под недостоверной рекламой понимается также реклама, которая использует слова «самый», «лучший», «только», «абсолютный», «единственный» и некоторые другие, которые можно представить себе в этом ряду, если их невозможно подтвердить документально. («Самые дешёвые холодильники в Москве» – рекламировать разрешено, но только, если в самом деле холодильники этих марок нигде дешевле не продаются.)

Так, в рекламе американского семейного супермаркета «Дэйзи» гарантировались «самые лучшие в Москве» и «самые низкие» цены. Проведенное газетой «Наша экспертиза» сравнение указанных в рекламе цен со стоимостью аналогичных товаров в других магазинах города позволило предположить, что «либо коммерческая служба «Дэйзи» не знает, что почём в Москве, либо (что вернее всего) морочит людям голову». При разбирательстве в федеральном антимонопольном органе компания «Дэйзи» признала свои нарушения и обязалась их устранить 26 [26].

Законом о рекламе не установлено, какими именно документами должны быть подтверждены сведения в отношении употребления терминов в превосходной степени. Это могут быть официальные статистические данные об объёмах продаж или спроса на данный товар (работу, услугу); результаты опросов потребителей, проведённых специализированными организациями (с соблюдением научной методологии их проведения); данные маркетинговых служб рекламодателей и т.п. При рассмотрении дел по признакам нарушения законодательства Комиссия антимонопольного органа исследует все представленные доказательства, подтверждающие достоверность используемых в рекламе терминов в превосходной степени, а также доказательства, опровергающие их достоверность. Предпочтение должно отдаваться доказательствам, полученным из независимых, незаинтересованных в исходе дела источников.

Отдельно в ряду терминов в превосходной степени стоит слово «лучший», которое относится, скорее, к утверждению субъективного мнения, чем объективного факта. Истинность же мнения – вещь, неподвластная решению законодателя, судьи или правительства (см. главу XI). Достоверность фразы «лучший ресторан в Москве» доказать нельзя.

Недостоверной является и реклама, неправомерно использующая государственные символы. Примером могут служить демонстрировавшиеся в 1995 году ролики коммерческого Федерального инвестиционного фонда, в которых в качестве фона использовались здания Государственной Думы, Дома правительства, Кремля, изображения государственного флага и прочие атрибуты власти. У аудитории создавалось превратное представление о Фонде как о государственной организации, имеющей государственные гарантии. После обращения представителя Государственной Думы Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ вынесла Решение от 29 июня 1995 года (№ 17) о необходимости принять меры по недопущению подобной рекламы. По новому КоАПу введена ответственность за незаконное использование символов РФ (ст. 17.10).

Неэтичная реклама согласно статье 8 Закона о рекламе «содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали» путем оскорбления лиц по признакам расы, национальности, профессии, пола, веры и т.п. Такая реклама порочит культурные ценности и государственные символы. Граничащая с нарушением конституционной нормы (см. ст. 29 Конституции РФ), запрещающей возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти, такая «неэтичная реклама» на практике почти не встречается.

В качестве примера использования статьи 8 Закона о рекламе можно привести рекламу пельменей «Дарья». На щитах размером 3×6 м были изображены обнажённые женские ягодицы, надпись под ними гласила: «Мои любимые пельмешки». Основываясь на положениях этой статьи и учитывая многочисленные протесты горожан, городской общественный совет по рекламе Петербурга в 1999 году подал иск в суд. Реакция была незамедлительной – «пельмешки» провисели всего неделю.

Термин «этика» не подходит к описанию рекламы, недопустимой по этому пункту 8-й статьи, к тому же понятие этики в принципе редко используется в законодательстве. В данном случае правильнее было бы сказать «аморальная, неприличная реклама». Однако следует помнить, что такие понятия, как «гуманность» и «мораль», также не являются юридическими. Нарушения этических норм могут согласно закону происходить только «путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц». Найти связь между этими положениями закона и рекламой «Дарьи» сложно. Еще труднее усмотреть нарушение закона в рекламе кухонь «Танго», на которой был изображен телеведущий и актёр Николай Фоменко, произносивший фразу: «Я делаю ЭТО на кухне». Однако именно из-за аргументов о нарушении 8-й статьи с рекламных щитов исчез указанный слоган.

Сложности применения в праве категорий этики, гуманности и морали заставили антимонопольный орган прийти к решению о том, что при рассмотрении таких категорий дел «следует обращаться к мнению общественности и заручаться её поддержкой, например, обратиться с просьбой дать экспертные заключения, разъяснения, данные социологических исследований по интересующим вопросам к компетентным общественным организациям, государственным учреждениям и пр. (например, к органам саморегулирования рекламной деятельности, общественным организациям в области здравоохранения, культуры, к социологическим службам, к соответствующим подразделениям университетов, институтов и т.д.). Коллективные обращения граждан (особенно в случае их неоднократности) также можно рассматривать как мнение общественности, хотя в последнем случае остается открытым вопрос репрезентативности» 27 [27].

Использование вышеперечисленных видов ненадлежащей рекламы может повлечь за собой административную ответственность в виде предупреждения антимонопольного органа или штрафа. По КоАП (ст. 14.3) ненадлежащая реклама (или отказ от контррекламы) влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – от 40 до 50, а на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ.

Заведомо ложная реклама вводит умышленно потребителя в заблуждение, когда, заранее зная о недостоверности сведений о рекламируемом товаре, рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) всё же эти сведения даёт, производит или соответственно распространяет. Такая реклама влечёт за собой уголовную ответственность: штраф, составляющий от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда, либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет (ст. 182 УК РФ).

Использованная повторно в течение года после административного взыскания за те же действия ненадлежащая реклама – в любом из вышеперечисленных проявлений – также должна повлечь за собой уголовную ответственность. Однако Уголовный кодекс РФ, хотя и принятый на следующий год после Закона о рекламе, подобного состава преступления в таких действиях, к сожалению, не предусматривает и фактически ответственность за него не наступает.

Закон запрещает скрытую рекламу, однако юристы не приходят к согласию в вопросе о том, что следует под ней понимать. В определении скрытой рекламы говорится об использовании рекламы, оказывающей не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие (ст. 10 ФЗ «О рекламе»). Большинство специалистов считает, что речь идет о скрытых технических эффектах в рекламных сообщениях (так называемый «25-й кадр»), а не, как общепринято, о рекламе под видом новостей. В пользу такого понимания 10-й статьи свидетельствует и то, что в ней из всей продукции СМИ упоминается лишь аудиовизуальная. Аргумент в пользу того, что речь здесь идёт не об обиходном понимании скрытой рекламы, подтверждается и другой нормой того же закона, запрещающей «взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала» (ст. 5). То есть закон запрещает организациям средств массовой информации, их редакциям только брать деньги за размещение скрытой рекламы (хотя остаётся возможность расплатиться товарами или услугами по бартеру), сама же она фактически не запрещается и, следовательно, не является скрытой.

Другие юристы считают, что примером скрытой рекламы могут служить репортажи с приёмов, если при этом «концентрируется» внимание телезрителей «на этикетках напитков, которые там пьют, на названиях табачных изделий, которые там курят, и т.п.»; другой пример – использование слов «Белый орёл» (марка водки) и показ логотипа «Магна» – товарного знака производителя сигарет, хотя сами водка и табачные изделия в рекламе не упоминались 28 [28].

Наконец, авторы фактически официального комментария к Закону «О рекламе» считают, что понятие скрытой рекламы просто более узкое, чем понятие нераспознаваемой рекламы, т.е. такой, которую в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона нельзя распознать без специальных знаний или применения технических средств в момент её представления. Следовательно, реклама под видом информационного, редакционного или авторского материала, но с пометкой «на правах рекламы» не должна считаться нераспознаваемой и не является скрытой 29 [29]. То есть «вид» в законе означает не форму визуальной или звуковой подачи материала, а манеру изложения рекламного сообщения.

Закон установил для рекламораспространителей и рекламопроизводителей минимальную 5%-ную квоту по распространению и производству социальной рекламы – рекламы, представляющей общественные и государственные интересы и направленной на достижение благотворительных целей. Автору неизвестны случаи наказания за нарушения этой квоты.

Закон о рекламе устанавливает максимальный её объём: в 40% от печатной площади для газет и журналов и 20% от общего суточного времени вещания для радио- и телепрограмм, не зарегистрированных в качестве рекламных. Важно отметить, что это положение не запрещает превышать указанную планку, а лишь выводит редакции специализированных (по терминологии законодательства о СМИ) рекламных средств массовой информации из круга организаций, получающих экономические льготы от государства. Как было указано выше, такие СМИ носят сугубо коммерческий характер и не могут рассматриваться как институты культуры и развития демократии.

«Комментарий к Федеральному закону «О рекламе» (постатейный) (Спектор Е.И.) («Юстицинформ», 2007)

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «О РЕКЛАМЕ»
ОТ 13 МАРТА 2006 Г. N 38-ФЗ
(Постатейный)
Е.И. СПЕКТОР
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Спектор Екатерина Ильинична, старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП). Кандидат юридических наук. Специалист в области административного права.
Автор многочисленных публикаций в юридических изданиях.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» подготовлен на основе федерального законодательства, определяющего основы правового режима рекламы, требования, предъявляемые к добросовестной и достоверной рекламе, особенности отдельных способов ее распространения.
В Комментарии анализируются введенные и применяемые Законом «О рекламе» новые понятия и новые нормы, многие из которых являются неоднозначными, допускающими существенные разночтения и разное их толкование, ввиду того что Закон достаточно часто оперирует оценочными категориями.
Новый Закон «О рекламе» серьезно ужесточает требования к рекламной деятельности в разных сегментах рекламного рынка, что в процессе его применения создаст не только огромные трудности, но и приведет к существенному дисбалансу на рекламном рынке.
Существенным недостатком Закона является то, что он вступил в силу в середине года (1 июля 2006 г.), в связи с чем рекламодатели, оплатившие рекламу товаров/работ/услуг по прежним расценкам, будут вынуждены произвести существенный перерасчет рекламным агентствам ввиду установленных новых законодательных ограничений, в частности, связанных с сокращением объема рекламного эфира с 20% от вещания в сутки от суточного эфира до 15%, из-за сокращения которого стоимость рекламы на телевидении будет увеличена пропорционально сокращенному времени.
Относительно сглаживающим данный негативный момент для рекламодателей является предусмотренный законодателем переходный период с 1 июля 2006 г. по 1 января 2008 г., когда общая продолжительность распространенной в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы не может превышать 20% времени вещания в течение часа и 15% времени вещания в течение суток.
Требования к распространению наружной рекламы, рекламы основанных на риске игр также законодательно изменились кардинальным образом.
Ввиду того, что Закон вступил в силу с 1 июля 2006 г. и судебная и правоприменительная практика еще не сформировалась, автором исследуются и выявляются просчеты, коллизии и пробелы, допущенные законодателем, и, применяя различные способы их толкования, предлагаются допустимые варианты их разрешения.
Целью Комментария является не только разъяснение воли законодателя, заложенной в нормах Закона для эффективной его реализации предпринимателями в сфере рекламного законодательства, деятельность которых связана как с производством, размещением, так и распространением рекламы, но и содействие в целом эффективному формированию правоприменительной практики и совершенствованию действующего законодательства о рекламе.
Комментарий может быть использован в деятельности как предпринимателей, так и государственных органов, должностных лиц, а также всеми лицами, интересующимися вопросами правового регулирования рекламы, учеными, аспирантами, преподавателями и студентами юридических вузов.
На настоящий момент ни один вид предпринимательской деятельности не обходится без рекламы. Реклама является составной частью маркетинга, обеспечивающей продвижение товара/работ/услуг на рынке. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» был принят вместо прежнего Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе».
Закон «О рекламе» представляет собой новый законодательный подход к правовому регулированию рекламы, понятием которой теперь охватывается почти любая информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижению на рынке.
Новый Закон «О рекламе» уточняет ряд прежних понятий в сфере рекламы, определяет общие требования к ней, к способам ее распространения, особенности отдельных способов рекламирования товаров/работ/услуг (например, детское питание, биологически активные и пищевые добавки, лотереи, основанные на риске игры, пари и т.п.).
Новым Законом «О рекламе» значительно расширена глава о наружной рекламе, ужесточаются требования к рекламе алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, лекарственных средств, в рекламных роликах которых, в частности, не допускается использование «людей в белых халатах».
Ограничена реклама табака и табачных изделий, запрещается реклама зонтичных брендов (например, реклама водки под видом минеральной воды или конфет), ужесточаются требования к рекламе игорных заведений и игорного бизнеса и т.п.
На телевидении продолжительность рекламы теперь не должна превышать 15% времени в течение каждого часа. При этом программы нельзя прерывать рекламой более чем на 4 минуты, а для детских и коротких программ установлены дополнительные ограничения. В связи с особой спецификой восприятия детьми телепрограмм Закон «О рекламе» вводит запрет на прерывание детских программ в середине и предусматривает положение, разрешающее размещать рекламные ролики только перед началом детской передачи или в самом ее конце.
Новый Закон «О рекламе» также запрещает совмещать рекламу с дорожными знаками — как в попутном, так и в обратном движению автотранспорта направлениях, распространение рекламы посредством транспорта, используемого исключительно в качестве передвижных рекламных конструкций (мобильные билборды).
Законом также регламентирована и реклама финансовых услуг, которая должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги, при этом в рекламе не должно содержаться ни гарантий, ни обещаний будущей эффективности или доходности вложений, в том числе основанных на реальных показателях в прошлом. Законом «О рекламе» предусмотрены также и иные ограничения и запреты.
Законом «О рекламе» достаточно конкретно определена юридическая ответственность за нарушение законодательства о рекламе всеми субъектами рекламных правоотношений — рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей. Существенно усиливается защита прав несовершеннолетних при распространении рекламной информации.
Новый Закон «О рекламе» вступает в силу с 1 июля 2006 г. Подтверждение течения общего срока вступления Закона в силу отражено в ст. 39 Закона. При этом ч. 1 — 4 ст. 39 предусмотрены и иные сроки его вступления в силу. Так, с 1 января 2007 г. устанавливается запрет на использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций (ч. 2 ст. 20 Закона) и рекламу табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их (п. 4 ч. 2 ст. 23); с 1 января 2008 г. устанавливается общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не более 15% времени вещания в течение часа.
13 марта 2006 года N 38-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РЕКЛАМЕ
Принят
Государственной Думой
22 февраля 2006 года
Одобрен
Советом Федерации
3 марта 2006 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
Согласно ст. 8 Конституции Российской Федерации в России провозглашен принцип единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции, что гарантирует стабильные условия хозяйствования, выводимые из ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Одновременно ч. 2 ст. 34 Конституции России не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Реализация конституционных положений обеспечивается, в частности, нормами Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ), Федерального закона от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (в ред. от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ), Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ), Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ), Указа Президента РФ от 29 января 1992 г. N 65 «О свободе торговли» (в ред. от 16 мая 1997 г. N 491) и др. 26 июля 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон «О защите конкуренции» N 135-ФЗ, вступающий в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования (Российская газета. N 162. 2006).
Сфера действия указанных нормативных правовых актов направлена на создание условий для эффективного функционирования предпринимателей на товарных рынках и рынке финансовых услуг, государственную поддержку и развитие малого предпринимательства, а также защиты прав потребителей на приобретение товаров/работ/услуг надлежащего качества и безопасных для их жизни, здоровья, имущества и окружающей среды, получение достоверной информации о товарах/работах/услугах и т.п.
Закон о рекламе является логическим продолжением как нормативных правовых актов о конкуренции в части пресечения недобросовестной конкуренции в процессе осуществления предпринимателями производства, размещения и распространения рекламы, так и законодательства о защите прав потребителей.
Посредством рекламы, доведения информации до сведения неопределенного круга лиц обеспечивается продвижение товара/работы/услуги на рынке. При этом не всякая информация носит рекламный характер (см. комментарий к ст. 2). Средствами доведения рекламы товаров/работ/услуг до неопределенного круга лиц являются телевидение, кино, радио, наружная, почтовая реклама; отдельные издания (каталоги, проспекты, плакаты, открытки, листовки), периодическая печать (статьи, газеты, журналы), средства электросвязи и т.д.
Таким образом, настоящий Закон преследует достижение нескольких целей — развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции и обеспечение защиты прав потребителей, предпринимателей (конкурентов) на получение добросовестной и достоверной рекламы и пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 2
Частью 1 комментируемой статьи определено, что сфера действия настоящего Закона распространяется на любые отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. Кроме того, положения комментируемого Закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также и на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги (ч. 3 ст. 2 Закона).
Сфера применения нового Закона о рекламе претерпела существенные изменения. Так, в ст. 1 прежнего Закона «О рекламе» было определено, что Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг (далее — товары) Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.
Вместе с тем в рамках нового Закона о рекламе законодательно определены изъятия, на которые не распространяются нормы Закона. Перечень случаев, когда информация не признается рекламой, является существенным нововведением.
Так, под сферу действия Закона не подпадает и, соответственно, не относится к рекламе политическая реклама, в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума (п. 1 ч. 2 ст. 2 Закона).
Легальное определение понятия «политическая реклама» действующее законодательство не содержит. Вместе с тем согласно анализу норм настоящего Закона становится очевидным, что политическая реклама является составляющей частью агитационной деятельности. Соответственно, размещение политической рекламы, равно как и агитация, регулируется общими требованиями избирательного законодательства Российской Федерации, установленными для предвыборной агитации, а не Законом о рекламе.
Легальное определение понятия «предвыборная агитация» сформулировано в Федеральном законе от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в действующ. ред.) (ч. 2 ст. 8), Федеральном законе от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в действующ. ред.) (ст. 10) , Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (в действующ. ред.) (ч. 2 ст. 8) .
———————————
СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 4982. Утрачивает силу со дня прекращения полномочий Государственной Думы созыва, действующего на день вступления в силу Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919. Вступает в силу с 7 декабря 2006 г., за исключением ч. 6 ст. 94 данного документа, которая вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171.
Обобщая содержание указанных легальных понятий, следует заключить, что к «предвыборной агитации» относится деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, круглых столов, пресс-конференций,

Еще по теме:

  • Земля в подольске под ижс Земельные участки ИЖС в Подольске Всего 69 объявлений Всего 69 объявлений Продать землю под ИЖС, 4 сотки, 12 км за МКАД. 29 сентября 831 Агентство Пожаловаться Заметка 10 мин. до метро Бунинская аллея. 5 детских садов, […]
  • Фз 115 статья рвп Закон об РВП Разрешение на временное проживание – это бланк, позволяющий иностранному гражданину находиться на территории чужой страны. Документ приобрел юридическую силу в 2002 году. Он является промежуточным шагом между временным […]
  • Контроль и запись переговоров основания и порядок проведения § 3. Контроль и запись переговоров. УПК определяет контроль телефонных и иных переговоров как прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации, осмотр и прослушивание фонограммы (п. 14 1 ст. 5 УПК). Эта, […]
  • Закон о полиции обеспечение жильем Жилищные субсидии для сотрудников полиции Получение жилищной субсидии для сотрудников полиции регламентируются согласно Федеральному закону № 247-ФЗ, где обозначен механизм обеспечения жильем сотрудников полиции путем получения […]
  • Хороший молодой юрист Фильм Фирма (The Firm) смотреть онлайн бесплатно Фирма (The Firm) Обновление ▼Следить( 38 ) Фирма [HD] MVO Режиссеры Сидни Поллак В ролях Том КрузДжин ХэкменДжинн ТрипплхорнХэл ХолбрукТерри КинниУилфорд БримлиЭд ХаррисХолли […]
  • Средние доходы населения европа Средние доходы населения европа Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова Денежные доходы населения стран ЕС-28 различается в 3,8 раза, денежные доходы домохозяйств - в 7,3 раза Сравнение уровней […]