Содержание:

Рубрикатор

Связь муниципального права с конституционным, административным, хозяйственным и другими отраслями права

КРФ (ст. 3, ч. 2) установила, что МСУ является одной из форм осуществления народовластия, определила субъекты правоотношений в системе МСУ (ст. 130, 131, 132), не включила органы МСУ в систему органов государственной власти (ст. 12), выделила муниципальную собственность наряду с другими формами собственности, определила принцип самостоятельности утверждения и исполнения местного бюджета и т.д.

Нормы, регулирующие отношения, возникающие в системе МСУ содержатся также в Гражданском кодексе, в Налоговом кодексе, в Бюджетном кодексе, других нормативных правовых актах. Названные правовые акты являются соответственно источниками гражданского, налогового и финансового права.

Наличие норм муниципального права в различных источниках права дает основания сделать вывод, что муниципальное право — это комплексная отрасль права, в основу которой положены нормы конституционного, административного, гражданского, финансового и других отраслей прав.

Множество норм муниципального права возникли на базе основных отраслей права: гражданского, земельного, экологического и т. д. В силу этого муниципальное право является комплексной отраслью права, что не исключает его относительной самостоятельности в системе отраслей права. иже всего муниципальное право стоит к конституционному и административному праву. Однако оно не является составной частью этих отраслей права или их продолжением.

СООТНОШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА

СООТНОШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА

Трудовое право – самостоятельная отрасль российского права, тесно взаимодействующая с другими отраслями, такими как конституционное, гражданское, административное, право социального обеспечения и др.

Соотношение трудового права с конституционном правом – конституционное право выступает основополагающим для трудового. Оно устанавливает право на труд, на отдых, закрепляет, что труд свободен и др. Нормы трудового права не должны противоречить нормам Конституции. Однако конституционные нормы находят свою конкретизацию в нормах трудового права.

Трудовые отношения близко примыкают к гражданским отношениям, поскольку оба вида отношений возникают в силу договорных соглашений между сторонами и носят возмездный характер. Однако они отличаются по предмету договора: предметом трудового договора является сам процесс труда работника в соответствии с трудовой функцией и подчинением правилам внутреннего трудового распорядка. Предмет гражданских отношений – вещественный результат труда.

Смежная область регулирования отношений трудовым правом и административным правом – деятельность государственных и иных служащих. В процессе своей деятельности они выполняют организующие функции или обеспечивают их выполнение. Поэтому деятельность служащего регулируется административным правом. Отношения служащего с органом (руководителем, бухгалтерией и т. п.) по поводу своего труда (нормирование, оплата и т. д.) к управлению не относятся и регулируются поэтому нормами трудового права.

Трудовое право соприкасается и с правом социального обеспечения. Право социального обеспечения – право на обеспечение старости, на социальную поддержку семей с детьми. Если трудовое право регулирует отношения, возникающие по поводу труда и вознаграждения за труд из фондов конкретных организаций, то право социального обеспечения – отношения, которые складываются по поводу, например, материального обеспечения нетрудоспособных за счет внебюджетных фондов. Объект трудовых отношений – сам процесс труда, объект отношений по социальному обеспечению – пенсии, пособия, льготы, компенсации и т. д. Также они различаются по методам правового регулирования.

Для метода права социального обеспечения не характерны договорный порядок возникновения правоотношений и сочетание централизованного и локального регулирования отношений. Виды социального обеспечения и размеры пенсий, пособий не могут изменяться и конкретизироваться соглашением сторон, так как социальное обеспечение осуществляется только на основании законодательства и изменяется в соответствии с законом.

Похожие главы из других книг

Статья 1103. Соотношение требований о возврате неосновательного обогащения с другими требованиями о защите гражданских прав

Статья 1103. Соотношение требований о возврате неосновательного обогащения с другими требованиями о защите гражданских прав Поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих

СТАТЬЯ 1103. Соотношение требований о возврате неосновательного обогащения с другими требованиями о защите гражданских прав

СТАТЬЯ 1103. Соотношение требований о возврате неосновательного обогащения с другими требованиями о защите гражданских прав Поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих

ЛЕКЦИЯ № 2. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом. Соотношение коммерческого и торгового права

ЛЕКЦИЯ № 2. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом. Соотношение коммерческого и торгового права 1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, нужно

Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.Трудовое

Статья 1103. Соотношение требований о возврате неосновательного обогащения с другими требованиями о защите гражданских прав

Статья 1103. Соотношение требований о возврате неосновательного обогащения с другими требованиями о защите гражданских прав Поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих

Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.Трудовое

12. СООТНОШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА СО СМЕЖНЫМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА

12. СООТНОШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА СО СМЕЖНЫМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА Рассматривая вопросы о месте информационного права в системе права, необходимо отметить следующее.Информационное право активно использует основные положения теории государства и права,

СТАТЬЯ 1103. Соотношение требований о возврате неосновательного обогащения с другими требованиями о защите гражданских прав

СТАТЬЯ 1103. Соотношение требований о возврате неосновательного обогащения с другими требованиями о защите гражданских прав Поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих

Статья 1103. Соотношение требований о возврате неосновательного обогащения с другими требованиями о защите гражданских прав

Взаимосвязь российского уголовно-исполнительного права с другими отраслями отечественного права

Взаимосвязь российского уголовно-исполнительного права с другими отраслями отечественного права Уголовно-исполнительное право взаимодействует практически со всеми отраслями так называемого уголовно-правового комплекса российского права.Уголовное право формирует

12. Взаимосвязь российского уголовно-исполнительного права с другими отраслями отечественного права

12. Взаимосвязь российского уголовно-исполнительного права с другими отраслями отечественного права Уголовно-исполнительное право взаимодействует практически со всеми отраслями так называемого уголовно-правового комплекса российского права.Уголовное право

Взаимодействие административного права с другими отраслями права

Взаимодействие административного права с другими отраслями права Административное право тесно связано со смежными отраслями права.Разграничение норм конституционного и административного права проводят по их субъектам: первые регулируют организацию и деятельность

1.5. Соотношение трудового права с другими отраслями права

1.5. Соотношение трудового права с другими отраслями права Трудовое право как самостоятельная отрасль права, регулирующая трудовые отношения работника и работодателя, в то же время тесно связано и взаимодействует с другими отраслями права – конституционным,

Понятие трудового права. Основные источники трудового права РФ

Понятие трудового права. Основные источники трудового права РФ Трудовое право – это отрасль права, нормы которой регулируют отношения между людьми в процессе их совместной трудовой деятельности.Трудовые правоотношения не следует путать с такими гражданско-правовыми

МЕТОД ТРУДОВОГО ПРАВА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ, СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА

МЕТОД ТРУДОВОГО ПРАВА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ, СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА Методом называется специфичный для данной отрасли права способ правового регулирования, т. е. воздействия через нормы права на волю людей, их поведение в нужном для государства, общества, работников и

Взаимосвязь права с другими отраслями права диссертация

Проблемы отграничения состава нарушения авторского и смежных прав от смежных составов преступлений и административно-наказуемого правонарушения Введение к работе С принятием Конституции СССР 1977 начался новый период в развитии социалистической правовой системы. На основе Конституции осуществляется обновление советского, законодательства.

Выполнение задач, поставленных КПСС перед советским народом, требует не только совершенствования законодательства, но и повышения эффективности его применения. Андропов, Актуальность данного исследования определяется тем, что характерной чертой развития правовой системы на современном этапе является изменение отраслей и отдельных норм законодательства, приведение их в соответствие с изменившейся системой общественных отношений.

При этом особое значение приобретает, во-первых, исследование правовой надстройки как целостной системы, выявление связей между отдельными ее частями и, во-вторых, эффективность правовой системы, в том числе правоприменительного процесса.

Правовая система и укрепление социалистического общества. Потребность системного анализа механизма правового регулирования порождается тем, что дифференциация изучения отдельных отраслей права, являвшаяся взаимосвязь права с другими отраслями права диссертация результатом дифференциации самих отраслей права, дополняется в настоящее время, комплексными исследованиями отдельных отраслей и групп отраслей в их взаимодействии.

Марксистко-ленинская диалектика требует, чтобы научное исследование производилось с учетом различных сторон рассматриваемого явления, его развития, связи данного явления с другими обстоятельствами. Ленин неоднократно подчеркивал, что марксисты были первыми, кто поставил вопрос о необходимости анализа всех сторон общественной жизни.

Предметом научного исследования должны быть не только отдельные нормы, институты и отрасли права, но и категории более общего порядка: С точки зрения наиболее эффективного претворения правовых требований в реальность особое значение приобретает исследование взаимосвязи материального права и процесса.

Правоприменительный процесс является не только формой жизни материального права, но и одной из важнейших юридических гарантий взаимосвязь права с другими отраслями права диссертация. Это требует изучения правоприменительного процесса в целом, как особого вида государственной деятельности, а не только в качестве объекта правового регулирования.

Такое изучение невозможно без выяснения сущности связи между материальным правом и процессом, а также между материальным и процессуальным правом. Обычно внимание исследователей привлекала проблема взаимосвязи материального и процессуального права. При этом, как отмечает Р. Гукасян, «в настоящее время вопросы соотношения материального и процессуального права приобретают особую актуальность в связи с дальнейшей дифференциацией интеграцией материальных отраслей права и совершенствованием форм защиты субъективных материальных прав и охраняемых законом интересов граждан и социалистических организаций.

Различными аспектами взаимосвязи материального и процессуального права занимались С. Елисейкин и многие другие ученые, однако, ни одного монографического исследования этой проблемы — 4 -ни в общей теории права, ни в отраслевых науках. Нет также ни одного исследования взаимосвязи взаимосвязь права с другими отраслями права диссертация права и процесса.

Настоящая работа является попыткой в известной мере восполнить этот пробел применительно к уголовному праву и процессу. Цель исследования заключается в том, чтобы на базе анализа законодательства и теоретических положений выявить основные закономерности между материальным Суголовным правом и процессом право применения, определить характер связей взаимосвязь права с другими отраслями права диссертация уголовным и уголовно-процессуальным правом, рассмотреть процессуальные аспекты уголовной ответственности, выработать рекомендации, направленные на законодательное совершенствование процессуальной формы.

Общая методология и методика исследования. В работе над диссертацией автор руководствовался трудами классиков марксизма-ленинизма, материалами и решениями съездов КПСС, выступлениями руководителей Коммунистической партии и Советского государства. Исследование осуществлялось на основе метода материалистической диалектики. Автором использованы также логический анализ, системно-структурный подход, метод сравнительно-правового исследования и юридико-догматический метод.

Использован ведомственный, нормативный материал. К изучению привлечена правовая, философская и социологическая литература, относящаяся к теме исследования.

Использован также личный 12-летний опыт работы автора в органах прокуратуры гор. Исследование уголовного процесса как способа реализации материального права позволяет выявить общие закономерности взаимосвязи материального права и процесса, уяснить значение материально-правовых категорий в процессуальной деятельности, проследить зависимость процессуальных форм от характера материально-правовых отношений.

Такой подход позволяет, в частности, решить проблему так называемой «процессуальной ответственности», уяснить соотношение категорий «ответственность» и «обвинение», определить содержание и значение отдельных этапов реализации уголовной ответственности. Исследование уголовного процесса как части всего правоприменительного процесса позволяет выявить закономерности право применения на трех уровнях государственной деятельности: Такой подход позволяет определить место уголовно-процессуального права в структуре процессуального права и по-новому подойти к решению спорных в теории проблем существования судебного и прокурорско-надзорного права.

Системный анализ трех основных видов государственной дея- тельности, направленной на выполнение задач уголовного судопроизводства, позволяет разработать предложения, направленные: Плодотворность такого подхода подтверждается тем, что ряд теоретических положений, взаимосвязь права с другими отраслями права диссертация автором в печати, уже нашел свое отражение и подтверждение в процессе изменения законодательства и в судебной практике.

4.Взаимодействие права с другими социальными нормам.

Теоретическое обоснование автором универсализма правоприменительного процесса и возможности более широкого использования уголовно-процессуальной формы для устранения гражданско-правовых последствий преступления, в частности, путем разрешения не только прямых, но и регрессных исков о возмещении ущерба, причиненного преступлением, нашло отражение в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 18 декабря 1974 г.

Это принципиально важное положение приобретает все большее значение в условиях развивающейся системы государственного страхования жизни, здоровья имущества граждан, а также в получающей значительное распространение практике заключения договоров об охране имущества.

В настоящее время рассмотрение регрессных исков прочно вошло в практику уголовного судопроизводства, позволяя полнее устранять имущественные последствия преступления. В частности, Ленинградским городским управлением Госстраха только за три года 1979-81 было предъявлено 336 регрессных исков о возмещении ущерба, причиненного преступными действиями, на сумму 235,1 тыс.

Анализ понятия ответственности привел автора к выводу о том, что так называемая «спецконфискация», под которой подразумевается, в частности, изъятие предметов, послуживших орудием преступления, является в ряде случаев штрафной взаимосвязь права с другими отраслями права диссертация и в этом качестве — институтом материального, а не процессу- альяого права.

Об этом свидетельствует и указание на конфискацию орудий преступления в санкциях ряда статей уголовных кодексов союзных республик. В связи с этим была подвергнута критике редакция взаимосвязь права с другими отраслями права диссертация. Анализ прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве в качестве не только института уголовно-процессуального права, но и составной части комплексной отрасли прокурорско-надзорного права привел к критике редакции ст.

В настоящее время редакция -ст. Комплексность исследования смежных проблем материального права и; процесса, системный анализ основных институтов процессуального права и подтвержденная практикой плодотворность такого исследования позволяют говорить о наличии в данном случае нового направления в развитии науки советского уголовного процесса. Основные положения, диссертации опубликованы автором в трех монографиях: Сделаны доклады и сообщения: Материалы диссертационного исследования используются автором при чтении курсов «Прокурорский надзор в СССР», «Советский уголовный процесс», а также при проведении практических занятий взаимосвязь права с другими отраслями права диссертация юридическом: Проведенное исследование свидетельствует о взаимосвязь права с другими отраслями права диссертация развития данного направления правовой науки не только для уголовного права и процесса, но и для выявления закономерностей взаимосвязи других отраслей, а также материального права в целом с видами и формами правоприменительной деятельности.

Уголовно-правовая охрана авторских прав в России. Исторический аспект Авторское право в России возникло в начале XIX века — более чем на сто лет позже, нежели в западной Европе.

Во многом это объясняется тем, что книгоиздательское дело, которое традиционно определяет начало развития авторского права, в России до середины XVIII века находилось под эгидой государственной монополии. Книгопечатание возникло в середине XVI. Размножение книг производилось зачастую в форме переписки по особому царскому указу, книгопечатанием занимались исключительно государственные типографии.

  • Конституция Российской Федерации упоминает интеллектуальную собственность в двух своих статьях;
  • В рамках нашего исследования, важно общее представление об экономике, как такой сфере постоянной деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей, при этом под богатством понимается совокупность материальных и культурных благ, которыми располагают люди.

Не менее важно и другое обстоятельство: Иными словами, рассматриваемые общественные отношения еще не были столь значимы для русского общества, чтобы возникла необходимость их гражданско-правового регулирования и тем более уголовно-правовой охраны. Первые разрешения на открытие частной типографии для печатания книг на иностранном языке были даны российскими властями в 1771 и 1776 годах. При этом книги на русском языке печататься в этих типографиях не могли, что, по-видимому, объясняется протекционистской политикой по взаимосвязь права с другими отраслями права диссертация к казенным типографиям.

То есть каждая из типографий получила исключительное право на издание сочинений, впервые в ней отпечатанных. Таким образом, были защищены интересы типографий, но не права авторов. Впрочем, первая привилегия была выдана еще Петром I амстердамскому издателю Тессингу, который в 1698 году получил исключительное право экспортировать в Россию взаимосвязь права с другими отраслями права диссертация, отпечатанные в его типографии.

В России, как и в западной Европе, дарование привилегий предшествовало появлению авторского права. В чем же различие между ними? Применительно к рассматриваемой сфере привилегия есть ненормативный акт, дающий исключительное право на использование произведения конкретному лицу, как правило, издателю, пользующемуся покровительством верховной власти монархаи только до тех пор, пока оно таким покровительством пользуется.

Ни о каких единых правилах, тем более правовых институтах, речь в данном случае не идет.

  • Несмотря на то, что в нашей стране создана правовая база рыночной экономики, формирование правовой среды в России характеризуется противоречивостью, неполнотой учета экономической эффективности нормативно-правовых актов;
  • Проблемы отграничения состава нарушения авторского и смежных прав от смежных составов преступлений и административно-наказуемого правонарушения Введение к работе С принятием Конституции СССР 1977 начался новый период в развитии социалистической правовой системы.

И доходы авторов, и стабильность издательского дела полностью зависят от благоволения властей. Таким образом, до 1816г. Пушкина его отец, С. В ответ цензурный комитет сослался на отсутствие такого законодательного положения, которое обязывало бы входить в рассмотрение прав на произведение.

Налоговое право как составная часть финансового права

Министерством народного просвещения было издано распоряжение о том, чтобы при представлении рукописей на цензуру к ним прилагались доказательства прав издателя на подачу рукописи к напечатанию.

Таким образом, с появлением указанного распоряжения вопрос о правах издателя впервые ставился в зависимость от авторского права создателя произведения. Первый законодательный акт, касающийся вопросов авторского права, появился в России 22 апреля 1828г. Это был Цензурный Устав, который содержал специальную главу «О сочинителях издателях книг», приложением к которому служило Положение о правах сочинителей. Взаимосвязь права с другими отраслями права диссертация данному положению сочинитель или переводчик книги закон касался только литературных произведений имел «исключительное право выделено нами М.

При этом срок авторского права устанавливался в 25 лет со дня смерти автора, после чего произведение «становилось собственностью публики». Обращает на себя внимание то, что в Цензурном уставе не говорится об авторском праве как о праве собственности, а как об особом исключительном праве.

В 1830 году было утверждено новое Положение о правах сочинителей, переводчиков издателей, которое незначительно дополнило правила 1828 года, решив вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т. Из числа принципиальных нововведений следует отметить изменение позиции взаимосвязь права с другими отраслями права диссертация в части признания прав сочинителей правом собственности, а также возможность продления до 35 лет после смерти автора срока охраны произведения.

До 50 лет срок охраны авторского права был увеличен в 1857 году. Обусловленность уголовно-правовой защиты авторского и смежных прав развитием норм иных отраслей права Диспозиция ст. По мнению профессора А. Конституция Российской Федерации взаимосвязь права с другими отраслями права диссертация интеллектуальную собственность в двух своих статьях: При этом возникает вопрос, что следует понимать под интеллектуальной собственностью.

Термин этот для законодательства РФ новый — после Конституции он был использован в ГК РФ, который относит интеллектуальную собственность к объектам гражданских прав.

Трунцевский определил интеллектуальную собственность через ее составляющие: Трунцевский основывался на положениях Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности ВОИС от 14 июля 1967г. Ещё одно определение дано А. Рассматриваемый термин нашел свое отражение и в актах Генеральной прокуратуры РФ.

Все приведенные определения сходятся в том, что интеллектуальная собственность — это охраняемые правом продукты интеллектуальной творческой деятельности. Объект преступного нарушения авторского и смежных прав. Потерпевший В отечественной науке уголовного права под объектом преступления понималось определенного рода благо, на которое посягает преступление. О том, что мерилом преступлений является вред, причиненный ими обществу, писал еще основоположник современной науки уголовного права итальянский криминалист Ч.

На рубеже XIX-XX веков как в отечественной, так и в зарубежной доктрине был поставлен вопрос о разграничении блага, защищаемого уголовным законом, и того, на что непосредственно воздействует преступник, то есть объекта и предмета преступления.

В руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 года преступление было определено как деяние, опасное для общественных отношений. С этого момента и советская правовая наука рассматривала эти отношения в качестве объекта преступления. Практически все исследователи придерживались данной позиции: Данный подход преобладает до настоящего времени, хотя он уже и не является единственным.

Зателепин понимает под объектом преступления социальную безопасность, А. Пашковская — взаимосвязь права с другими отраслями права диссертация значимые ценности, интересы, блага, Г.

1. Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями права

При определении места муниципального права (МП) в правовой системе РФ необходимо учитывать ряд обстоятельств. Прежде всего, как уже отмечалось, это — комплексный характер отрасли муниципального права. Поэтому муниципальное право связано с целым рядом других отраслей права.

МП организационно оформилось и выделилось из конституционного права, которое определяет начала и принципы организации местного самоуправления, формы и гарантии осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права. Все другие правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления, являются нормами муниципального права.

Для МП характерны определенные признаки конституционно-правовых отношений. Прежде всего, права и обязанности субъектов этих отношений прямо или опосредованно связаны с закреплением основных устоев и принципов российского общества и государства, с системой форм и порядком осуществления народовластия. В силу этого конституционно-правовые отношения играют определяющую роль в системе правоотношений, а муниципально-правовые отношения являются основными там, где осуществляется местное самоуправление.

Муниципальное право тесно связано с административным правом. Административно-правовые нормы устанавливают статус органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, и их полномочия. Тесная взаимосвязь муниципального права и административного права проявляется также и при регулировании института муниципальной службы.

Существует тесная связь муниципального права и с другими отраслями права. Например, формирование и исполнение местных бюджетов, образование внебюджетных фондов основано на нормах финансового права; право органов местного самоуправления создавать коммерческие и некоммерческие организации, осуществлять свою деятельность в качестве юридических лиц базируется на нормах гражданского права; осуществление контроля за использованием земель на территории муниципального образования регламентируется земельным правом; участие органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды относится к экологическому праву, и т.д.

2. Муниципальное право как наука: понятие, источники и методы научных исследований

Термин «муниципальное право» используется для обозначения отрасли права, науки и учебной дисциплины.

Как наука, МП — это совокуп знаний, теорий и идей о правовом регулировании организации и функционирования местного самоуправления. Это более широкое понятие, чем муниципальное право как отрасль права. Наука муниципального права помимо общепризнанных норм рассматривает дискуссионные положения, выдвигает новые концепции и гипотезы. В рамках научных исследований помимо действующих в РФ в настоящее время институтов местного самоуправления ученые изучают практику правового регулирования организации и деятельности местной власти на предыдущих этапах развития российской государственности, а также обращаются к зарубежному опыту в данной сфере.

Теоретическими источниками муниципального права являются фундаментальные научные труды ученых-юристов и видных деятелей земского движения дореволюционной России, изучавших опыт организации земского и городского самоуправления. В первую очередь можно отметить такие работы, как «Государственное и общественное управление и самоуправление и судебная власть» В.П. Безобразова (1882 г.), «О самоуправлении. «История местного самоуправления в России» А.Д. Градовского (1899 г.), Однако в дореволюционной России не произошло выделения МП в самостоятельную отрасль права или научную дисциплину. Проблемы муниципальных отношений изучались в основном в рамках гос. или админист. права.

В советское время МС было фактически ликвидировано и заменено системой местных советов, которые являлись местными органами гос власти. Однако не следует полностью отбрасывать изучение опыта функционирования этой системы, который получил отражение в юридической науке в период советского строительства.

Наука МП изучает нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения, при этом используются присущие всему правоведению общенаучные методы (диалектический, системный, конкретно-социологичекий), а также специальные (сравнительно-правовой, статистический, нормативно-логический, структурно-функциональный, историко-юридический и др.).

Термин «муниципальное право» применяется также и в качестве названия учебной дисциплины. Задачи данного курса состоят в оказании помощи будущим юристам и менеджерам в изучении основ правового регулирования организации и функционирования местного самоуправления.

Учебная дисциплина муниципального права представляет собой совокупность наиболее общих знаний, теорий и идей о правовом регулировании организации и функционирования местного самоуправления.

Можно выделить следующие основные отличия учебной дисциплины муниципального права от науки: 1) учебная дисциплина является вторичной по отношению к науке, так как базируется на ее достижениях; 2) учебная дисциплина не использует теорий и гипотез, а оперирует только общепризнанными положениями; 3) наука всегда обладает свойством проблемности, учебная дисциплина такого свойства иметь не может; 4)источником науки являются научные статьи, монографии, диссертационные исследования, источником учебной дисциплины — учебники и учебные пособия.

Взаимодействие административного права с другими отраслями права

Взаимодействие административного права с другими отраслями права

Административное право тесно связано со смежными отраслями права.

Разграничение норм конституционного и административного права проводят по их субъектам: первые регулируют организацию и деятельность представительной власти, вторые – исполнительной.

Смежная область регулирования отношений трудовым и административным правом – деятельность государственных и иных служащих. В процессе работы они выполняют организующие функции или обеспечивают их выполнение, поэтому деятельность служащего регулируется нормами административного права. Отношения служащего с органом по вопросам его труда не относятся к управлению и регулируются трудовым правом.

Административное право тесно связано с гражданским правом. Нормы административного права регулируют правила движения имущества (передача, изъятие и т. д.) в сфере госуправления. Считается, что недостаточно одного лишь критерия для отграничения смежных областей (предмета регулирования), к нему надо добавить и метод регулирования.

Гражданское право регулирует имущественные отношения – отношения по владению, пользованию, распоряжению имуществом (исходный элемент – практическое пользование имуществом; владение и распоряжение выступают подчиненными по отношению к пользованию). Управленческие отношения, связанные с имуществом, его движением, заключаются во владении и распоряжении им, пользования здесь нет. Имущество в сфере управления лишь движется, используется только на предприятии. (Таким образом, отношения, связанные с имуществом, его движением в сфере госуправления, отличаются от отношений имущественных.)

Финансовое право регулирует один из видов управленческих отношений – тех, что связаны с финансами (формирование бюджета, налоговой системы и т. д.), но не только в сфере управления. Также нормы финансового права регулируют отношения в других сферах государственной деятельности.

Государственное право – ведущая отрасль права. При этом многие отрасли права используют административные нормы. Административное право и уголовное право предусматривают наказания за схожие правонарушения; некоторые административные проступки могут перерасти в уголовные преступления.

Административное право занимает ведущее место в системе российского публичного права, так как регулирует широкий спектр публично-правовых отношений, а также имеет непосредственное влияние на взаимоотношения государственной власти и общества, власти и отдельного индивида.

Административное право содержит конкретные способы данного взаимодействия. Формально государство преследует цели достижения общественного благополучия, и система норм права может быть правильно выстроена, направлена на удовлетворение интересов общества и индивида. Однако именно административное право (в качестве права государственного управления) помогает решить данные вопросы. От административного права в конечном итоге зависят функционирование государства и общества, отношения между ними.

Идеальное государственное устройство имеет место в том правовом государстве, где публичные интересы и публично-правовые нормы максимально совпадают с частными; если каждый гражданин, выполняя закон и соблюдая административное предписание, одновременно достигает реализации своих прав и интересов; а государство, реализуя и защищая интересы личности, в полном объеме соблюдает категории публичного интереса. На это направлено развитие права.

Административное право помогает определить способы и пределы вмешательства государства в общественную жизнь, ограничивающие интересы частные и обеспечивающие интересы общие публичные.

Взаимодействие административного права с другими отраслями права

Выяснение соотношения административного права с другими, смежными правовыми отраслями играет существенную роль для уточнения его социальной природы и назначения, особенностей содержания, а также определение места в правовой системе.

наиболее Тесно административное право взаимодействует с конституционным правом. Конституционное право закрепляет основы организации и функционирования субъектов публичной власти, их место в государственном механизме; права и свободы человека.

Административное право детализирует и конкретизирует нормы конституционного права. Такая детализация и конкретизация заключается в том, что административное право определяет юридический механизм реализации гражданами своих прав и свобод; компетенцию структур публичной власти; административно-правовые средства защиты соответствующих отношений; формы и методы исполнительно-распорядительной деятельности публичной администрации; основы ее отраслевой, межотраслевой, региональной и местной организации.

Административное право тесно взаимодействует с гражданским правом. Как и гражданское, административное право регулирует определенную долю отношений имущественного характера (например, изъятие товаров из обращения, изъятия таможенными правилами). Однако нормы гражданского права регулируют те отношения, в которых стороны равноправны, а нормы административного права — отношения, основанные на юридическом подвластности одной стороны другой стороне.

Взаимосвязь между административным и трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Нормы трудового права определяют статус служащих как участников трудового процесса (условия труда, охрану труда, рассмотрение трудовых споров). Нормы же административного права регулируют государственно-служебные отношения: условия поступления на службу, порядок ее прохождения, правила пользования служебными документами, полномочия должностных лиц по организации трудового процесса и т.д.

Административное право тесно связано с финансовым правом. Собственное финансовое право своим рождением обязано государственном, административном и частично — гражданскому праву. Финансовое право регулирует отношения в сфере финансовой деятельности государства, прежде всего в деятельности по аккумулированию и распределению средств, составляющих национальный доход государства. Для регулирования возникающих здесь отношений используется административно-правовой метод. Однако финансовое право признано самостоятельной отраслью, потому что регуляция мобилизации, распределения и использования средств в государственных интересах имеет большое значение и отличается специфическими особенностями.

Таким образом, когда речь идет о распределении финансов — это финансовое право; когда об организации работы финансовых органов — это административное право. Пределы норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов.

административное право Взаимодействует и с такими отраслями, как земельное, природоохранное, сельскохозяйственное, таможенное, предпринимательское право и другими. Однако их разграничение осложняется тем, что к предмету названных отраслей включены отношения, которые регулируются нормами административного права и присущим ему методом.

Дефиниция административного права

Научная и учебная литература содержит много определений административного права. Приводим некоторые.

Административное право — это совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления (Клюшниченко А. П. Советское административное право: курс лекций / А. П. Клюшниченко. — К., 1975. — С. 86).

Административное право как отрасль права — система правовых норм, вилаються органами исполнительной власти и другими органами для организации и функционирования государственного управления, регулирования функционально-юридических режимов, обеспечения юрисдикционно-охранительной деятельности и участия граждан (Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса / Ю. А. Тихомиров. — М., 1998. — С. 79).

Административное право представляет собой самостоятельную правовую отрасль, объектом которой является аналитическое исследование общественных отношений в сфере деятельности исполнительной власти (Агапов А. Б. Учебник административного права / А. Б. Агапов. — М., 1999. — С. 29).

Административное право является одной из ведущих, базовых отраслей украинского права, нормами которого регулируются общественные отношения, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления в процессе осуществления исполнительной власти (Гончарук С. Т. Административное право Украины: учеб. пособ. / С. Т. Гончарук. — К., 2000. — С. 3).

Административное право — это отрасль права (совокупность правовых норм), регулирующая с целью реализации задач и функций государства общественные отношения управленческого характера, которые складываются в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти, внутренне-организационной деятельности других государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями, их органами внешних юридически властных полномочий (Административное право Украины: учебник / за ред. Ю. П. Битяка. — X., 2000. — С. 19).

Административное право — это совокупность юридических норм, обусловленных национальной идеей и идеями свободы, справедливости, научно обоснованной программой социально-экономического развития общества, установленных или санкционированных государством, регулирующих отношения в сфере организационно-властной деятельности структур исполнительной власти (Пахом о в. Проблемы развития институтов административного права Украины и пути их решения / И. Пахомов // Право Украины. — 2007. — № 10. — С. 3-5).

Каждое из приведенных определений отражает важнейшие, по мнению их авторов, признаки административного права и в соответствующем контексте являются справедливыми. Вместе с этим, указанные дефиниции оставляют без внимания принадлежность административного права к праву публичному и его связь с деятельностью публичной администрации.

Учет указанных обстоятельств и характеристики вышерассмотренных компонентов понятие административного права, выводит на такую дефиницию:

Административное право — это отрасль права, средствами которой (нормы, отношения, законодательство, методы, формы, статусы субъектов, способы реализации норм, нормативные и индивидуальные акты) формируются, охраняются и защищаются публичные правоотношения, организуется и обеспечивается функционирование публичной администрации (публичное администрирование).

Еще по теме:

  • Встречный иск не может быть принят арбитражным судом в случае Статья 132. Предъявление встречного иска 1. Ответчик до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, вправе предъявить истцу встречный иск для рассмотрения его совместно […]
  • Сохранения гпк 132 Сохранения гпк 132 Обязательные требования по добавлению сохранения: 1. Версия игры 2. Имя персонажа 3. Ранг 4. Корабли 5. Предметы(Деньги,амуниция) 6. Пройденные квесты В : Как загрузить сохранение в игру? О : Закинуть в такой путь […]
  • Образец накладной ип без ндс Унифицированная форма ТОРГ-12 - бланк и образец Унифицированная форма ТОРГ-12 (бланк) При применении унифицированных форм документации товарная накладная составляется по форме ТОРГ-12. Форма и указания по ее заполнению утверждены […]
  • Арбитражный суд встречный иск Встречное исковое заявление в арбитражный суд - образец Встречное исковое заявление в арбитражный суд - образец этого документа с особенностями, обусловленными необходимостью соблюдения требований процессуального закона, будет рассмотрен […]
  • Когда оставляют исковое заявление без движения Оставление искового заявления без движения Оставление искового заявления без движения (ст.136 ГПК) — это процессуальное действие судьи, которое выражается им в одноименном судебном определении. Изложенные в определении требования можно […]
  • Право публичной и частной собственности Право публичной собственности В отечественном законодательстве, наряду с юридическими лицами и гражданами, государство – публично-правовое образование - традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права. Важными […]