Содержание:

Аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест по условиям труда — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда имеет две основные цели:

1) обеспечить реализацию прав работников на охрану труда;

2) обеспечить реализацию прав работников на повышенную оплату за труд во вредных, тяжелых и опасных условиях труда.

Статья 212 Трудового кодекса РФ предусматривает обязательное проведение работодателем аттестации рабочих мест по условиям труда. Проведение аттестации дает возможность решить проблемы установления льгот и компенсаций для работника, определить приоритеты деятельности в области обеспечения безопасных и здоровых условий труда, а главное — создает условия для деятельности по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Согласно ст. 147 Трудового кодекса РФ доплаты работникам за тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются на основе результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Обязательной аттестация является и для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, если предприниматель — физическое лицо нанимает работников по трудовому договору в соответствии с Трудовым кодексом РФ. В этом случае такое физическое лицо приобретает статус работодателя. Для малых предприятий — юридических лиц аттестация рабочих мест по условиям труда является обязательной, если такая организация имеет штат работников, нанятых по трудовому договору.

Непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда в установленные сроки может повлечь за собой ответственность работодателя или иных должностных лиц в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ, поскольку требование о проведении аттестации относится к государственным нормативным требованиям охраны труда. Факт непроведения аттестации может быть установлен Государственной инспекцией труда, региональным органом федеральной инспекции труда либо органами прокуратуры.

Аттестация рабочих мест по условиям труда должна проводиться в порядке, установленном Минздравсоцразвития России (ст. 209 ТК РФ). В настоящее время такой порядок установлен Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Постановлением Минздравсоцразвития России от 14.03.1997 N 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».

С 1 сентября 2008 года вводится в действие ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день действуют утвержденные Госкомтрудом СССР и ВЦСПС отраслевые Типовые перечни работ с тяжелыми (особо тяжелыми), вредными (особо вредными) условиями труда (их около 20), которые следует применять с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Подготовку аттестации рабочих мест по условиям труда проводит аттестационная комиссия, назначенная приказом руководителя организации.

Обычно к выполнению этой работы привлекают специализированную организацию.

Для измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определения показателей тяжести и напряженности трудового процесса можно привлечь организацию, аккредитованную на право проведения таких измерений.

Сертификация проводится органами по сертификации, аккредитованными в установленном Минздравсоцразвития России в соответствии с Постановлением данного Министерства от 24.04.2002 N 28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях» порядке.

Этим Постановлением утверждены:

1) Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях;

2) Правила сертификации работ по охране труда в организациях;

3) Положение о знаке соответствия Системы сертификации работ по охране труда в организациях.

Но поскольку требование об аттестации и последующей сертификации распространяется теперь на всех работодателей, а не только на организации, на наш взгляд, этими нормативными актами могут руководствоваться и работодатели — физические лица.

В бухгалтерском учете затраты работодателя на аттестацию рабочих мест по условиям труда, произведенные за счет собственных средств, являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Их отражают по дебету счетов затрат (20, 23, 25, 26, 44).

В налоговом учете затраты на аттестацию рабочих мест, финансируемую за счет предприятия, являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (расходы на обеспечение нормальных условий труда) (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Новая редакция ст. 217 Трудового кодекса обязывает работодателей, у которых штат сотрудников более 50 человек, создавать службу охраны труда.

Обратите внимание: в новой редакции Трудового кодекса сохранилось требование о введении должности специалиста по охране труда для работодателей, которые ведут производственную деятельность. В этом случае количество сотрудников роли не играет.

Подробно требования охраны труда раскрыты в гл. 34 Трудового кодекса, в которой появились новые положения. Так, в ст. 212 ТК РФ установлено, что средства индивидуальной защиты должны быть сертифицированы, то есть соответствовать требованиям государственных стандартов, санитарных правил. Эта же статья обязывает работодателя организовать доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинское учреждение в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.

Новшества затронули и гл. 36 Трудового кодекса, регулирующую обеспечение прав работников на охрану труда. Статья 219 ТК РФ дополнена положением о размерах компенсации при работе с вредными и (или) опасными условиями труда. Размер компенсации устанавливается Правительством России с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы по условиям труда, компенсация работникам не устанавливается.

Вывод:Статья 212 ТК РФ обязывает каждого работодателя обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации рабочих мест.

Разъяснения порядка проведения аттестации рабочих мест.

Вниманию работодателей!

Разъяснения порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

В соответствии со ст. 220 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации всех рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях.

Аттестация рабочих мест по условиям труда — оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н (в ред. Приказа Минтруда России от 12.12.2012 N 590н) (далее — Порядок).

Требования Порядка распространяются на работодателей — юридических и физических лиц (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее — аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Аттестации подлежат рабочие места работодателя , в том числе рабочие места, организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также организованные по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса (далее — вновь организованные рабочие места ), на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает:

За исключением рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

Вновь организованное рабочее место должно быть определено в структуре организации соответствующей исполнительной технической документацией и локальными нормативными актами работодателя (акт приемки, штатное расписание, технологические инструкции, рабочие инструкции и другие документы).

— работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;

— эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;

— работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;

— использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;

— хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

Аттестация вновь организованных рабочих мест в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.

Сроки проведения повторной аттестации устанавливаются работодателем, исходя из следующего:

а) на рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации установлены вредные и (или) опасные условия труда, а также на рабочих местах с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), аттестация проводится не реже одного раза в пять лет;

б) на рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми), аттестация не проводится, за исключением случаев проведения внеплановой аттестации.

Срок проведения повторной аттестации отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.

Датой начала проведения очередной аттестации является дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика проведения аттестации.

Внеплановая аттестация проводится:

— в случае обращения работника, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников с заявлением к работодателю о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте;

— по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации;

— в соответствии с предписанием, выданным работодателю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

Работодатель обязан провести внеплановую аттестацию также в случаях:

— выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;

— замены производственного оборудования;

— изменения технологического процесса;

— изменения средств коллективной защиты.

Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

Аттестующая организация — юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по проведению аттестации рабочих мест и выполняющей измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформление и подготовку отчета об аттестации.

Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, размещен на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по адресу: www.rosmintrud.ru .

Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация.

Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.

Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации. В состав аттестационной комиссии включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации.

При проведении аттестации в организациях, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям и малому бизнесу, в состав аттестационной комиссии включаются работодатель (его представитель), представители аттестующей организации, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), представители организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.

Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя: оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам; оценку травмоопасности рабочих мест; оценку обеспеченности работников СИЗ; комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

При соответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, невыявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия требованиям охраны труда и соответствии рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».

При несоответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам и (или) выявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия рабочего места требованиям охраны труда, и (или) несоответствии требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».

При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным условиям труда работодателем незамедлительно разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются: — приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации; — перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда; — карты аттестации рабочего места по условиям труда, с протоколами измерений и оценок; — сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда; — сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам; — план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда; — протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый); — сведения об аттестующей организации с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации); — протоколы заседаний аттестационной комиссии; — заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии); — предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).

Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию.

Государственный надзор за соблюдением работодателем Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Согласно Приказа Минздравсоцразвития от 31 августа 2007 года N 569 аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестацию рабочих мест должны проводить организации независимо от правовых форм и форм собственности и индивидуальные предприниматели.
Аттестация рабочих мест по условиям труда включает:
— гигиеническую оценку условий труда,
— оценку травмобезопасности,
— оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
Аттестации рабочих мест по условиям труда регламентируется:
— Трудовым кодексом Российской Федерации;
— нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, а также другими документами по охране труда;
— отраслевыми документами по охране труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда- оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Условия труда- совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника ст. 209 ТК РФ.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Из этого следует обязанность руководства компаний по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда ст. 212 ТК РФ.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда возможно:
— с привлечением сторонних организаций — проводить работу они должны в соответствии с утвержденным приказом;
— силами организации — только в том случае, если у нее существует собственная лаборатория, аккредитованная должным образом (письмо ФСС от 20 марта 2003 г. № 02-18/07-1725). Объясняется это необходимостью проведения в процессе аттестации точных расчетов и измерений, что можно доверить только обладающим необходимыми измерительными приборами организациям.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях:
1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
2) оценки профессионального риска вероятности повреждения здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;
3) предоставления работникам достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов и полагающихся работникам гарантиях и компенсациях;
4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда бесплатных сертифицированных средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
5) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
7) подготовки перечня лиц, подлежащих обязательным предварительным и периодическим и внеочередным медицинским осмотрам;
8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) решения вопросов касательно профессиональных заболеваний;
10) обоснования решений об административном приостановлении деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;
11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;
12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;
14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам;
16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;
18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда

С 1992 и до 2013 года включительно, прoводилась аттестация рабочих мест по условиям трудa.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда был утвержден Приказом Минздравсоцразвития России №342н от 26 апреля 2011 г. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагала проведение комплексной оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, выявления степени их вредности и опасности для работника. Нормативной базой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда были:

  • трудовой кодекс Российской Федерации;
  • нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда;
  • системы документов по охране труда, действующие в отдельных видах экономической деятельности.

Термин «рабочее место аттестованное» означал – рабочее место подвергшееся процедуре аттестации по условиям труда. При этом оценка условий труда могла быть разной в зависимости от соответствия или несоответствия фактических значений факторов производственной среды и трудового процесса гигиеническим нормативам, выполнения или невыполнения требований травмобезопасности рабочего места и обеспеченности работников СИЗ. В общем случае Аттестация рабочих мест по условиям труда включала в себя:

  • гигиеническую оценку условий и характера труда (инструментальные измерения и оценка физических и химических факторов: освещенности, шума, вибрации, микроклимата, неионизирующего излучения, химического состава воздуха рабочей зоны);
  • оценку психофизиологических факторов трудового процесса (тяжести и напряженности трудового процесса);
  • экспертную оценку травмобезопасности рабочего места;
  • оценку обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с установленными нормами.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда использовались в целях:

  • предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья;
  • обоснование льгот и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях труда;
  • обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
  • обоснование планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обоснование предоставления работникам бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
  • решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание;
  • расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (скидка может достигать до 40% от страхового тарифа).

Начиналось проведение аттестации с выбора аттестационной комиссии, формируемой из сотрудников организации, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест. Аттестационная комиссия.

Аттестации рабочих мест подлежали все имеющиеся в организации рабочие места. Срок действия результатов такой же как и при спецоценке 5 лет с даты проведения первых инструментальных измерений вредных и опасных производственных факторов. Документы по аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендовалось хранить в организации в течении 45 лет.

Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежали рабочие места:

  • после замены производственного оборудования;
  • изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и др.

Если в результате проведений измерений по программе производственного контроля за соблюдением санитарных правил обнаружены критические изменения уровней факторов трудового процесса, то полученные данные подлежат оценке, а также рассмотрению необходимости внесения изменений в карты аттестации рабочих мест. Вновь организованные рабочие места аттестовались после ввода их в эксплуатацию.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформлялись в виде пакета документов, содержащего:

  • приказа о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости);
  • перечня рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда;
  • копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией;
  • карт аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда;
  • ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда;
  • плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;
  • протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • приказа о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов (выполняется аттестуемой организацией).

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда могли быть возвращены. ФСС мог также частично возместить затраты учреждения на аттестацию и на улучшение условий труда работников. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. N 787 «О финансировании в 2008 году и в плановый период 2009 — 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» Минздравсоцразвития разработало Правила финансирования, утвержденные Приказом от 30 января 2008 г. N 43н.

Согласно п. 2 Правил финансирования финансированию за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат в том числе расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Финансирование предупредительных мер осуществлялось страхователем соответственно суммам страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС в текущем календарном году. Размер средств, направляемых страхователем на финансирование предупредительных мер, не мог превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных за предыдущий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Для получения возмещения учреждение должно было представить в отделение ФСС в срок до 1 августа:

  • план финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний;
  • план мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • копию акта о результатах проверки государственной инспекцией труда, в котором должны быть рекомендации провести аттестацию рабочих мест и (или) снизить уровень запыленности и загазованности воздуха;
  • копию договора с аккредитованной организацией на проведение работ по аттестации рабочих мест;
  • калькуляцию стоимости работ;
  • копию аттестата аккредитации с областью аккредитации;
  • копии документов по результатам аттестации рабочих мест;
  • копии документов, подтверждающих приобретение оборудования, проведение работ по снижению уровня запыленности и загазованности воздуха рабочих мест;
  • документы аккредитованной организации о результатах повторных измерений запыленности и загазованности.

Возмещение выплачивалось в пределах ассигнований, выделенных ФСС региональным фондам.

Необходимо было учитывать что финансирование аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда могло быть осуществлено за счет (20%) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, организация, которая провела аттестацию рабочих мест по условиям труда, могла рассчитывать на получение скидки к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний (необходимые основания).

По результатам работ, можно было обосновать:

  • Льготы и компенсации, полагающиеся работникам за вредные условия труда;
  • Дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день;
  • Доплаты за вредные условия труда;
  • Выдачу молока или других равноценных продуктов;
  • Льготное пенсионное обеспечение.

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Статьи по теме

Многие работодатели до сих пор игнорируют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, а зря. Это мероприятие позволяет выявить опасные факторы на Вашем производстве и предпринять меры по их устранению и как следствие происходит уменьшение производственного травматизма. Что в свою очередь снижает Ваши издержки на оплату больничных листов, поиск подменных сотрудников, а также экономит время и нервы при проведении расследований несчастных случаев. В нашей статье мы подробно разберем эту процедуру, а также опишем риски, которые может понести компания при нарушении процедуры или вовсе от нее отказавшись.

Порядок проведения аттестации рабочих мест

С 1 сентября 2011 г. действует новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

На какую доплату может претендовать кадровик, которому поручили охрану труда>>>

В нашей стране институт аттестации рабочих мест по условиям труда существует давно. Положения об аттестации были введены в ст. 209 Трудового кодекса РФ Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». До 6 октября 2006 г. оценивание регламентировалось Федеральным законом от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и подзаконными актами.

Порядок проведения оценки рабочей обстановки устанавливает Минздравсоцразвития России. С 1 сентября 2008 г. до 1 сентября 2011 г. действовал Порядок, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569. С 1 сентября 2011 г. процедура определяется Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Порядок аттестации рабочих мест), утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н.

В нашей компании чуть более трех лет назад уже проводилась аттестация рабочих мест, разумеется, по «старому» порядку, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569. Означает ли это, что после 1 сентября 2011 г. мы должны заново провести всю процедуру уже по новому порядку, а результаты прежней считать недействительными — ведь тот порядок утратил силу?

Номер журнала в подарок!

Результаты оценки, проведенной в соответствии с ранее действовавшим приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», действительны до очередной процедуры. Поэтому, если в компании часть рабочих мест (или все рабочие места) уже была аттестована, незамедлительно проводить внеочередное мероприятие в связи с принятием нового Порядка не нужно.

Посмотрите видео по теме:

>

Правила и последствия аттестации рабочих мест

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий, оценивание травмо-безопасности и обеспеченности сотрудников средствами индивидуальной защиты. Она должна проводиться на всех предприятиях и у работодателей — физических лиц (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в целях анализа производственных факторов на местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. При этом анализу подлежат все рабочие места работодателя.

Такая процедура предполагает оценивание условий с целью выявить вредные и (или) опасные производственные факторы и осуществить мероприятия по приведению состояние производственной среды в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает оценку условий на рабочих местах с целью выявить вредные и (или) опасные производственные факторы и осуществить мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

В результате проведения оценивания одни места могут быть ликвидированы, другие технически перевооружены, третьи улучшены по состоянию и т. д. Определенные правовые последствия процедуры могут наступить и для сотрудников (высвобождение с ликвидируемых рабочих мест для одних, улучшение условий для других, необходимость дополнительного обучения по ОТ для третьих).

Аттестация рабочих мест по условиям труда — оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестующая организация — юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве компании, оказывающей услуги по оцениванию и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения, а также оценку соответствия условий государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III Порядка аттестации рабочих мест, оформление и подготовку отчета об аттестации.

Результаты процедуры можно использовать для характеристики условий работы и, соответственно, определения компенсаций и доплат сотрудникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях, а также необходимости применения средств индивидуальной защиты (СИЗ), модернизации средств коллективной защиты, технического перевооружения и т.д. Именно по этим результатам принимается решение об установлении повышенной оплаты, сокращенной продолжительности рабочего времени и дополнительного оплачиваемого отпуска, размер (либо продолжительность) которых определяется постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

Процедура проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

Итак, Порядок проведения процедуры регламентируется Приложением к приказу Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н, вступившим в силу с 1 сентября 2011 г.

Первое, что нужно выяснить — кто (какие специалисты) может проводить оценивание.

Наша компания образована летом 2016 г. Сейчас, когда все операционные позиции созданы и оборудованы, мы должны провести аттестацию. Можем ли мы самостоятельно (своими силами): оценивать рабочие места по условиям труда?

Теперь работодатель не может проводить такую процедуру исключительно собственными силами. Для этого обязательно должна привлекаться сторонняя компетентная организация. С такой компанией работодатель заключает гражданско-правовой договор.

Более того, в Порядке аттестации рабочих мест содержится норма, согласно которой в настоящее время аттестующая и аттестуемая компании не могут являться зависимыми лицами. Ранее же такого ограничения не существовало.

Цели использования результатов аттестации рабочих мест

  • Разработка и реализация мероприятий по приведению производственных факторов в соответствие с государственными нормативными требованиями;
  • установления сотрудникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми производственными факторами, сокращенной продолжительности времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты;
  • информирования сотрудников о состоянии среды на месте выполнения должностных обязанностей, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся части коллектива, занятых на тяжелых работах или с вредными и (или) опасными и иными особыми состояниями среды, компенсациях;
  • контроля состояния среды на производстве;
  • оценки профессионального риска; обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты; подготовки статистической отчетности об условиях и компенсациях за нахождение в течении рабочего дня во вредных и (или) опасных обстоятельствах;
  • подтверждения соответствия организации работ по ОТ государственным нормативным требованиям ОТ;
  • подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при трудоустройстве) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям);
  • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования коллектива от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;
  • рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий для коллектива;
  • санитарно-бытового и медицинского обеспечения сотрудников в соответствии с требованиями ОТ;
  • обоснования ограничений времени работы для отдельных категорий;
  • приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
  • обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению состояния и ОТ у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • сбора и обработки информации о состоянии условий и ОТ у работодателей.

Порядок аттестации рабочих мест

К проведению аттестации в обязательном порядке привлекается аттестующая организация

Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в аттестуемой компании издается приказ (приложение 1).

Для координации, методического руководства и контроля оценивания производственных факторов на основании приказа создается аттестационная комиссия. И если ранее аттестуемая и аттестующая компании формировали ее на паритетной основе, определяя состав и назначая председателя, то в настоящее время состав комиссии и график по аттестации утверждаются приказом работодателя.

Уточнены и требования к составу комиссии.

В состав комиссии входят представители работодателя, специалист по ОТ, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа коллектива, представители аттестующей компании.

Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя

При этом в качестве представителей работодателя могут выступать:

  • руководители структурных подразделений организации;
  • юристы;
  • специалисты по кадрам;
  • специалисты по труду и заработной плате;
  • главные специалисты организации;
  • медицинские работники;
  • иные сотрудники.

Новый Порядок аттестации поставил точку и в спорах о том, должны ли члены оценочной комиссии проходить какое-либо дополнительное обучение в данной области. Подобного требования там не содержится. А значит, утверждение отдельных органов и организаций, что все без исключения члены комиссии должны пройти специальную подготовку, теперь не основаны на законе.

Аттестационная комиссия

  • осуществляет руководство и контроль за проведением процессана всех его этапах;
  • формирует комплект необходимых нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;
  • составляет перечень мест, подлежащих оцениванию, образец которого предусмотрен приложением № 1 к Порядку, с выделением аналогичных мест и указанием критериев производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности сотрудника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ), которые необходимо измерять и оценивать исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных критериев, требований нормативных правовых актов, а также мест проведения этих измерений;
  • готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
  • присваивает номер каждому месту;
  • заполняет и подписывает карты аттестации;
  • готовит предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установления соответствующего режима выполнения функций и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными критериями производства;
  • по результатам оценивания разрабатывается план мероприятий по приведению условий в соответствие с государственными нормативными требованиями ОТ.

Порядок аттестации рабочих мест

Работодатель обязан обеспечить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Таким образом, по смыслу ст. 212 ТК РФ предшествует сертификации организации работ по ОТ.

Сроки и стоимость аттестации рабочих мест

Сроки проведения сертификации мест работы по условиям в компании устанавливаются с учетом того, что каждое место работы подлежит оцениванию не реже одного раза в пять лет. Порядок устанавливает правило, по которому указанный срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации.

На практике могут встретиться случаи, когда места работы подлежат обязательной переаттестации. Это следующие ситуации:

На практике могут встретиться случаи, когда рабочие места подлежат обязательной повторной аттестации (переаттестации). Это следующие ситуации:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • результаты государственной экспертизы, проведенной в целях оценки качества проведения сертификации;
  • выполнение мероприятий по приведению условий работы в соответствие с государственными нормативными требованиями ОТ, а также мероприятий по улучшению условий;
  • замена производственного оборудования;
  • изменение технологического процесса;
  • изменение средств коллективной защиты.

Вновь организованные места сертифицируются после ввода в эксплуатацию. Порядком аттестации рабочих мест установлены предельные сроки начала мероприятий вновь созданных мест — она должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Следует иметь в виду, что сертификация — весьма затратная процедура, ее стоимость — от 1000 до 5000 руб. за одно место. Кроме того, дополнительных затрат могут потребовать отдельные аналитические исследования. Однако учтите, что эти затраты легко окупаются — ведь, проведя аттестацию рабочих мест, работодатель обретает право требовать скидку к страховому тарифу на обязательное страхование, а это существенная экономия.

Мы слышали, что по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда Фонд социального страхования может устанавливать льготы по страховым взносам. Так ли это?

Если в организации проведена аттестация рабочих мест по условиям труда и основные показатели производственного травматизма по итогам деятельности работодателя за предшествующий календарный год не превышают средних по отрасли, работодателю может быть установлена скидка к страховому тарифу (снижены взносы) по страхованию от несчастных случаев до 40%. Исходный страховой тариф определяется в соответствии с Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. постановлением ФСС России от 05.02.2002 № 11. Установление скидок оформляется приказом ФСС России.

Этапы аттестации рабочих мест по условиям труда

В процессе аттестации рабочих мест можно выделить три основных этапа: 1) подготовка к аттестации; 2) оценка состояния условий труда на рабочих местах и оформление материалов аттестации; 3) реализация мероприятий по результатам аттестации.

Подготовка к аттестации рабочих мест

Оценивание мест можно начать проводить не в целом по предприятию, а, например, в отдельных структурных подразделениях. Разумеется, это не означает, что остальные места могут оставаться неаттестованными

Этот этап заключается в составлении перечня всех рабочих мест и выявлении опасных и вредных критериев производственной среды, подлежащих инструментальному измерению с целью определения фактических значений их параметров. На наш взгляд, именно в этот период можно довольно эффективно выявлять различного рода обстоятельства, препятствующие экономико-производственной оптимизации.

На первой стадии аттестационной комиссии следует:

  • осуществлять методологическое руководство и контроль проведения работ;
  • сформировать необходимые правовые акты, организационно-распорядительные и методические документы и организовать их изучение;
  • на основе анализа причин производственного травматизма у работодателя предварительно выявить травмоопасные участки, работы и оборудование;
  • составить перечень возможных опасных и вредных критериев производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, подлежащих оценке на каждом месте, и т. д.

Оценка состояния условий труда и оформление документов

Этот этап связан главным образом с экспертно-аналитической деятельностью аттестационной комиссии, которая проводит следующие оценки.

Обратите внимание!Форму Карты аттестации рабочего места по условиям труда, а также Рекомендации по ее заполнению см. www.pro-personal.ru

Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам.

Оценке подлежат все имеющиеся на месте критерии производственной среды и трудового процесса, характерные для технологического процесса и оборудования, применяемых на данном месте. Перечень подобных критериев, подлежащих оцениванию, формируется исходя из государственных нормативных требований ОТ, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, а также предложений коллектива. Оценка проводится путем инструментальных измерений и оценок уровней критериев производственной среды и трудового процесса в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации.

При проведении сертификации должны использоваться методы измерений, предусмотренные действующими нормативными актами, а также проверенные в установленном порядке средства измерения. Оценка результатов на этой стадии проводится в соответствии с руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утв. Роспотреб-надзором 29.07.2005.

Как оформляются результаты сертификации соответствия условий труда гигиеническим нормативам?

По каждому критерию или группе критериев на отдельное производственное место оформляются протоколы измерений и оценок, являющиеся неотъемлемой частью Карты аттестации рабочего места по условиям труда (далее — Карта). При этом в правом верхнем углу протокола делается надпись «к строке 030». Допускается также оформление результатов измерений по одному конкретному критерию или группе критериев в одном сводном протоколе для группы производственных мест. При этом (в случае оформления протокола по точкам проведения измерений) наименования рабочих мест (профессий, должностей), продолжительность воздействия производственных факторов, классы условий труда и заключение по фактическим уровням факторов в сводный протокол допускается не вносить. В этом случае в Карте дополнительно заполняется таблица фактического состояния.

Вредным производственным фактором называется такой производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию.

Опасным производственным фактором является производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к травме.

Протокол измерений и оценивания подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими их, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется печатью аттестующей организации.

Оценка травмоопасности рабочих мест.

Производственные места оцениваются на соответствие требованиям безопасности, исключающим травмирование работников в условиях, установленных нормативными правовыми актами по ОТ. Основными объектами оценки являются: производственное оборудование, приспособления и инструменты, используемые при технологических процессах, соответствие подготовки работников по вопросам ОТ установленным требованиям. Причем ранее действовавший порядок ограничивал это требование к подготовке лишь инструктажами.

Обратите внимание!Форму протокола оценки травмоопасности см. www.pro-personal.ru

Результаты сертификации травмоопасности места оформляются протоколом оценки травмоопасности рабочего места, образец которого предусмотрен приложением № 4 к Порядку.

Определение обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Такая оценка осуществляется посредством сопоставления номенклатуры фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ, проверки наличия сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам, проверки установленного порядка обеспечения работников СИЗ.

Оформление результатов оценки обеспеченности работников СИЗ

Форму протокола оценки обеспеченности работников специаль-ной одеждой, специаль-ной обувью и другими средствами индиви-дуальной защиты см. www.pro-personal.ru

Оценивание обеспеченности работников СИЗ на месте оформляется соответствующим протоколом, за исключением случаев, когда выдача СИЗ не предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ и не требуется по фактическому состоянию. Этот документ подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими оценку, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется печатью.

Комплексная оценка состояния условий труда на рабочих местах.

Данная оценка состояния включает в себя результаты предыдущих оценок: класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам, класса условий труда по травмоопасности и обеспеченности работников СИЗ. Комплексная оценка условий труда может иметь три итоговых варианта.

Вариант 1. При соответствии критериев на рабочем месте гигиеническим нормативам, невыявлении при оценке травмоопасности несоответствия требованиям ОТ и соответствии места требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».

Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на четыре класса: оптимальные (класс 1), допустимые (класс 2), вредные (класс 3, имеет четыре степени – 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4) и опасные (класс 4).

Руководство Р2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утв. Роспотребнадзором 29.07.2005

Вариант 2. При несоответствии критериев на производственном месте гигиеническим нормативам, выявлении при оценке травмоопасности места несоответствия рабочего места требованиям ОТ и (или) несоответствия требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».

Вариант 3. При отнесении условий на рабочем месте к опасным работодателем незамедлительно разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

Рассмотрев результаты сертификации, комиссия принимает решение о признании работы по аттестации завершенной, а также разрабатывает план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий. План и решение она передает на утверждение работодателю.

Оформление результатов аттестации

Результаты работы аттестационной комиссии отражаются в отчете об аттестации, к которому прикладываются:

  1. Приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ.
  2. Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации.
  3. Карты аттестации с протоколами измерений и оценок.
  4. Сводная ведомость результатов аттестации.
  5. Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам.
  6. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.
  7. Протокол заседания аттестационной комиссии.
  8. Сведения об аттестующей организации с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации).
  9. Протоколы заседаний комиссии.
  10. Заключения по итогам государственной экспертизы условий (при наличии).
  11. Предписания должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка аттестации рабочих мест (при их наличии).

Без издания приказа о завершении аттестации она не может быть признана завершенной.

План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий подписывается председателем комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по ОТ, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом подлежит утверждению работодателем. В нем указываются источники финансирования мероприятий, сроки их выполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам.

Комиссия рассматривает отчет в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания комиссии по результатам аттестации (итоговый) и передает его вместе с отчетом работодателю (его представителю). В свою очередь работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета подписывает приказ о завершении и утверждении отчета (приложение 2), а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

Реализация мероприятий по результатам аттестации рабочих мест

Информация о результатах аттестации рабочего места должна быть доведена до сведения работника

Этап реализации мероприятий, указанных в аттестационных документах, является наиболее длительным: он охватывает как поддержание мест в соответствующем состоянии, так и возможное их улучшение, приведение аттестованных рабочих мест в надлежащее состояние, их переоснащение и т.д.

По окончании мероприятий работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении всех процедур и утверждении отчета обязан направить в государственную инспекцию труда (ГИТ) на бумажном и электронном носителях сводную ведомость результатов, а также сведения об аттестующей организации.

Ответственность работодателя при аттестации рабочих мест по условиям труда

Административное наказание не освобождает работодателя от обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда

Необходимо помнить, что ответственность за проведение подобных мероприятий, а также за достоверность и полноту предоставления информации в ГИТ возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию.

Если работодатели не проводят оценивания, они могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об ОТ.

Вы должны это знать

  • С 1 сентября 2011 года действует новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
  • Если в организации часть рабочих мест (или все рабочие места) уже была аттестована в соответствии с ранее действовавшим Порядком, незамедлительно проводить внеочередную аттестацию в связи с принятием нового Порядка не нужно.

Пример оформления приказа о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда

Пример оформления приказа о завершении аттестации рабочих мест по условиям труда и утверждении отчета об аттестации

Еще по теме:

  • Трудовой кодекс нормы температуры Нормы температуры на рабочем месте. Что делать, если температура на рабочем месте выше нормы Какие внешние факторы влияют на производительность сотрудника? Подобным вопросом, безусловно, должен задаваться любой руководитель, стремящийся […]
  • 1 статьи 212 ук рф Статья 212.1. Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования СТ 212.1 УК РФ. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, […]
  • Статья 7 закона 212 ст 8 Закона о страховых взносах ( 212 ФЗ ) РФ 1. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма […]
  • 3 ндфл продажа земельного участка менее 3 лет пример Скачать пример заполнения 3 ндфл при продаже земельного участка более 3 лет Скачать пример заполнения 3 ндфл при продаже земельного участка более 3 лет Разместил: Vudomi Место в рейтинге: 9213 Добавленао: 02.03.2015 Вы […]
  • Статья 212 трудового законодательства Статья 212. Трудового кодекса РФОбязанности работодателя пообеспечению безопасных условий и охранытруда Обязанности по обеспечению безопасныхусловий и охраны трудавозлагаютсяна работодателя (в ред. Федеральногозакона от 30 июня2006г. N […]
  • Тесты управление территориями и недвижимым имуществом Управление территориями и недвижимым имуществом Может ли казенное учреждение отказаться от права оперативного управления недвижимым имуществом, если оно не отвечает и не… Вопрос юристу: Может ли казенное учреждение отказаться от права […]