Служебное поведение муниципальных служащих и ответственность за несоблюдение требований

Методы противодействия коррупции установлены не только для государственных, но и для муниципальных служащих, поскольку зачастую именно на этом уровне власти коррупция процветает. Поскольку законодательством РФ закреплена взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, для всех служащих установлены единые ограничения и обязательства к прохождению службы и единые требования к служебному поведению. В статье рассмотрим, какие требования предъявляются к поведению муниципальных служащих в целях борьбы с коррупцией и какая ответственность установлена в случае несоблюдения правил.

Требования к служебному поведению

Требования к служебному поведению муниципальных служащих неразрывно связаны с соблюдением ими ограничений и запретов, установленных ст. 13 и 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ), и урегулированием конфликта интересов, который возникает при несоблюдении служащим таких ограничений и запретов. Требования к поведению служащего, связанные с муниципальной службой, установлены в ст. 14.2 Закона N 25-ФЗ. Так, муниципальный служащий обязан:

— исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

— обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам и организациям, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, организаций и граждан;

— не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

— соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на его профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных и религиозных объединений и иных организаций;

— проявлять корректность в обращении с гражданами;

— проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

— учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

— способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

— не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету муниципального органа.

А муниципальный служащий, являющийся руководителем, обязан не допускать случаи принуждения муниципальных служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений.

Решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23.12.2010 (протокол N 21) был разработан Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Этот Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил поведения служащих независимо от занимаемой должности и является основой для разработки государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих.

Примечание. Гражданин РФ, поступающий на муниципальную службу, должен быть ознакомлен с положениями Типового кодекса и соблюдать их в процессе служебной деятельности.

Из основных принципов можно отметить такие:

— добросовестное исполнение должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;

— признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — они определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих;

— неоказывание предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, независимость от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

— уведомление представителя нанимателя, органов прокуратуры или других государственных органов либо органов местного самоуправления обо всех случаях обращения к служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

— соблюдение установленных федеральными законами ограничений и запретов;

— соблюдение норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения;

— принятие предусмотренных законодательством РФ мер по недопущению конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

— противодействие проявлениям коррупции;

— предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством.

Знание и соблюдение муниципальными служащими положений Типового кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения. Это учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

А вот нарушение служащим положений Типового кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — применению мер юридической ответственности.

В силу ч. 4 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению

Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов образуются в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821. Порядок организации комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов определяется законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ и местного самоуправления на основании федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ.

Рассмотрим состав комиссии на примере Постановления администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района МО от 03.10.2012 N 424 «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации городского поселения Воскресенск и урегулированию конфликта интересов и ее состава» (далее — Положение).

Итак, состав комиссии и порядок ее работы утверждаются постановлением главы муниципального образования. В состав комиссии входят председатель комиссии, его заместитель, секретарь и члены комиссии. В комиссию также могут включаться независимые эксперты (представители научных и образовательных учреждений, общественных палат, профсоюзных организаций и др.). Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами. В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии.

В заседаниях комиссии с правом совещательного голоса участвуют:

— непосредственный руководитель муниципального служащего, в отношении которого комиссия рассматривает вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, и определяемые председателем комиссии два муниципальных служащих, исполняющих аналогичные обязанности служащего, в отношении которого рассматривается вопрос;

— другие муниципальные служащие, специалисты, которые могут дать пояснения по вопросам муниципальной службы и вопросам, рассматриваемым комиссией;

— представитель муниципального служащего, в отношении которого комиссия рассматривает вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, по решению председателя комиссии, принимаемому в каждом конкретном случае отдельно не менее чем за три дня до дня заседания комиссии на основании ходатайства муниципального служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос, или любого члена комиссии.

Состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.

Согласно Положению основаниями для проведения заседания комиссии являются:

1. Представление главой городского поселения материалов проверки, свидетельствующих:

— о предоставлении муниципальным служащим недостоверных или неполных сведений;

— о несоблюдении муниципальным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.

2. Поступившее в отдел муниципальной службы и кадров администрации либо главе городского поселения в установленном порядке:

— обращение гражданина, замещавшего в администрации должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный постановлением администрации городского поселения, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции муниципального управления этой организации входили в его должностные обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с муниципальной службы;

— заявление муниципального служащего о невозможности по объективным причинам предоставить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

3. Представление главы городского поселения или председателя комиссии, касающееся обеспечения соблюдения муниципальным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в администрации городского поселения мер по предупреждению коррупции.

К сведению. Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

Если по итогам рассмотрения дела комиссия установила в действиях (бездействии) муниципального служащего признаки:

— дисциплинарного проступка — информация об этом предоставляется главе городского поселения для решения вопроса о применении к служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ;

— административного правонарушения или состава преступления — председатель комиссии обязан (с одновременным уведомлением главы городского поселения) передать информацию о совершении указанного действия (бездействии) и подтверждающие такой факт документы в соответствующие федеральные государственные органы в трехдневный срок, а при необходимости немедленно.

Взыскания за нарушения правил служебного поведения

Конкретных положений о привлечении к дисциплинарной ответственности в Законе N 25-ФЗ нет, но есть отдельные статьи, предусматривающие виды ответственности за совершение дисциплинарных проступков (ст. 27), взыскания за несоблюдение ограничений и запретов (ст. 27.1) и увольнение в связи с утратой доверия (ст. 19).

Согласно ст. 27.1 Закона N 25-ФЗ за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом N 25-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются (как и за совершение дисциплинарных проступков) взыскания:

— увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.

Трудовым кодексом установлены следующие основания увольнения за совершение дисциплинарного проступка:

— неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ч. 1 ст. 81);

— однократное грубое нарушение служащим трудовых обязанностей, установленных п. 6 ст. 81 ТК РФ (это прогул, появление в состоянии алкогольного или иного опьянения, разглашение государственной и иной тайны, хищение, нарушение требований охраны труда).

Статьей 19 Закона N 25-ФЗ предусмотрено увольнение за несоблюдение запретов и ограничений, предусмотренных его ст. 13 и 14, и в связи с утратой доверия в случае:

— возникновения конфликта интересов (ст. 14.1);

— непредоставления или предоставления заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (ст. 15).

Можно сделать вывод: если будет установлено, что муниципальный служащий нарушил требования к служебному поведению ст. 14.2 Закона N 25-ФЗ, например, некорректно обращался к гражданам при исполнении своих служебных обязанностей, уволить его нельзя, поскольку такое основание для увольнения служащего не предусмотрено. Уволить его можно будет, если только на момент совершения данного нарушения служащий имел неснятое дисциплинарное взыскание. В этом случае он будет уволен по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей.

Если же дисциплинарного взыскания служащий не имеет, к нему может быть применен такой вид взыскания, как замечание или выговор.

Обратите внимание! Применение дисциплинарных взысканий осуществляется в порядке, установленном ст. 193 ТК РФ. Кроме этого, до решения вопроса о применении дисциплинарного взыскания муниципальный служащий в силу ст. 27 Закона N 25-ФЗ может быть отстранен.

Взыскания, предусмотренные ст. 14.1, 15 и 27 Закона N 25-ФЗ, применяются представителем нанимателя на основании:

— доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

— рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию;

— объяснений муниципального служащего;

При применении таких взысканий учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим должностных обязанностей.

Обратите внимание! В акте о применении к служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается ч. 1 или 2 ст. 27.1 Закона N 25-ФЗ.

В зависимости от нарушения служебного поведения основанием увольнения может быть:

— п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ — несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой;

— п. 7.1 ст. 81 ТК РФ — непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредоставление или предоставление неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (своих или супруга (супруги), несовершеннолетних детей), открытие (наличие) счетов (вкладов), хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя;

— п. 2 ч. 1 ст. 27.1 Закона N 25-ФЗ — утрата доверия (в случаях совершения правонарушений, установленных ст. 14.1 и 15 Закона N 25-ФЗ);

— п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Заключение

Должное служебное поведение муниципального служащего состоит не только в том, чтобы добросовестно исполнять должностные обязанности, соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения и т. д., но и в соблюдении установленных законами ограничений и запретов и недопущении коррупционных правонарушений. За несоблюдение принципов и правил служебного поведения служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности как в форме замечания или выговора, так и в виде увольнения. При этом увольнение может осуществляться по основаниям, определенным ТК РФ и Законом N 25-ФЗ, с соблюдением процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренной ст. 193 ТК РФ. Кроме этого, для проверки соблюдения требований к служебному поведению могут создаваться специальные комиссии, мнение которых учитывается при наложении на муниципального служащего дисциплинарного взыскания.

15.2. Профессиональная культура и требования к служебному поведению кадров государственной и муниципальной службы

Профессионально культура является одним из наиболее интересных и малоизученных феноменов, которые привлекают внимание специалистов в области государственного и муниципального управления.

Профессиональная культура государственной и муниципальной службы – комплекс ценностей и норм служебного поведения, принимаемых и разделяемых государственными и муниципальными служащими определенного государственного (муниципального) органа и являющихся продуктом их совместной деятельности.

Изменения, произошедшие в экономической и социальной сфере России, повлекли за собой и трансформацию системы ценностей. Изменения внешней среды потребовали от каждого гражданина, каждой организации иных подходов, и государственные и муниципальные служащие одними из первых столкнулись с формирующимися требованиями, целями и задачами.

Специфика государственной службы как профессиональной деятельности граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности, предопределяет особый правовой статус государственных служащих в служебных (трудовых) отношениях. Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила (требования), что обусловлено целью обеспечения поддержания высокого уровня ее отправления, задачами и принципами ее организации и функционирования.

Требования к служебному поведению определяют систему нравственных стандартов, конкретных норм поведения гражданских служащих при реализации полномочий государственных органов, в том числе и этические нормы служебного поведения. Мораль гражданского служащего не может основываться только на собственном представлении о нравственности, она определяется и общественными потребностями. Законодатель при закреплении требований к служебному поведению опирался на реальные нравы и традиции, сообразовывал требования с системой ценностей, существующих в обществе, исторически сложившимися представлениями о морали.

Требования к служебному поведению включают в себя три типа нравственных норм:

– предписывающие (как требуется поступать с точки зрения профессиональной морали государственного гражданского служащего);

– запретительные (что недопустимо в рамках служебного поведения);

– рекомендательные (как следует вести себя в той или иной ситуации в служебное и неслужебное время).

Большинство требований к служебному поведению гражданского служащего, установленных Федеральным законом № 79-ФЗ, связано с обязанностями гражданского служащего (ст. 15), правами (ст. 14), ограничениями (ст. 16), запретами (ст. 17).

Следует отметить, что в законе нельзя предусмотреть все нравственные коллизии, возникающие в практической деятельности гражданского служащего. Статьи закона не заменяют и личного морального выбора, позиции и убеждений человека, сто совести.

Зарубежная практика организации государственной службы свидетельствует о позитивных результатах внедрения требований к служебному поведению служащих. Одним из наиболее известных является Моральный кодекс Американского общества государственного управления (ASPА) 1984 г., в котором содержатся принципы поведения служащих.

Следует подчеркнуть, что для оценки этического поведения государственного служащего требуется более высокий стандарт, чем тот, который применяется для оценки нравственности других граждан. Требования к поведению гражданского служащего должны быть более строгими, чем обычные моральные нормы.

Требования к служебному поведению гражданских служащих установлены ст. 18 Федерального закона № 79-ФЗ и Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». В соответствии с ними основные принципы служебного поведения государственных служащих представляют собой основы поведения, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, обязаны:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

3) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;

4) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

5) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

7) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

8) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;

9) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

10) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

11) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

12) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;

13) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

14) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

15) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

16) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

17) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

18) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

Повышенные требования предъявляются к руководителям. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаев принуждения государственных гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Так как гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» наделен значительными организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, то он призван принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; не допускать принуждения гражданских служащих к участию в деятельности организаций, если такое действие ставит под сомнение политическую нейтральность, не исключает возможности какого-либо влияния на служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений.

Необходимо, однако, отметить, что перечень требований к служебному поведению гражданского служащего не является исчерпывающим, часто возникают сложности при практической реализации положений Федерального закона № 79-ФЗ о служебном поведении, которые во многом связаны с:

– субъективностью и поливариантностью оценки моральных, этических, нравственных категорий;

– отсутствием интеграции современного российского общества посредством единой морали, отрицанием сложившихся ранее нравственных норм и ценностей;

– невозможностью учесть весть спектр поведенческих стратегий и сложностью определения адекватных санкций за нарушение требований к служебному поведению.

Но смысл требований определяет главное – закон позволяет не дожидаться последствий злоупотреблений гражданских служащих (например, возникновения ненадлежащей выгоды и оснований для привлечения лица к административной или уголовной ответственности), а устранять причины, предпосылки коррупции и иных злоупотреблений на ранних стадиях, на уровне дисциплинарной ответственности.

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

ПРИКАЗ
от 10 сентября 2015 г. N 482

О КОМИССИИ ГУ МВД РОССИИ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, СОЗДАННЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ, ПОСТАВЛЕННЫХ ПЕРЕД МВД РОССИИ, И УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ
(В ред. приказа ГУ МВД России по Алтайскому краю от 28.12.2015 N 697, от 06.10.2016 N 556, от 04.07.2017 N 396, от 31.07.2017 N 450, от 23.05.2018 N 303)

Во исполнение требований федеральных законов от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», указов Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», от 21 июля 2010 г. N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и от 2 апреля 2013 г. N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», приказа МВД России от 31 июля 2015 N 804 «Об утверждении Порядка формирования и деятельности комиссии территориального органа МВД России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов МВД России и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, и урегулированию конфликта интересов» —

1.1. Положение о комиссии ГУ МВД России по Алтайскому краю по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов внутренних дел Алтайского края и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, и урегулированию конфликта интересов (приложение N 1).

1.2. Состав комиссии ГУ МВД России по Алтайскому краю по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов внутренних дел Алтайского края и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, и урегулированию конфликта интересов (приложение N 2).

2. Считать утратившими силу приказ ГУ от 15.03.2014 N 120 «Об утверждении Положения о Комиссии ГУ МВД России по Алтайскому краю по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и работников и урегулированию конфликта интересов и ее состава», пункт 2 приказа ГУ от 27.05.2014 N 238 «О внесении изменений в приказы ГУ МВД России по Алтайскому краю от 13 июня 2012 года N 308, от 15 марта 2014 года N 120».

3. Приказ довести до сведения заинтересованных служб.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на УРЛС ГУ (врио А.В. Яровикова).

НАЧАЛЬНИК
ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ ПОЛИЦИИ О. ТОРУБАРОВ

Приложение N 1
к приказу ГУ
от 10.09.2015 N 482

ПОЛОЖЕНИЕ
о комиссии ГУ МВД России по Алтайскому краю
по соблюдению требований к служебному поведению федеральных
государственных гражданских служащих территориальных органов внутренних дел Алтайского края и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России,
и урегулированию конфликта интересов

I. Общие положения

1. Положение о комиссии ГУ МВД России по Алтайскому краю по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов внутренних дел Алтайского края и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, и урегулированию конфликта интересов разработано в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», указами Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», от 21 июля 2010 г. N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», приказа МВД России от 31 июля 2015 N 804 «Об утверждении Порядка формирования и деятельности комиссии территориального органа МВД России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов МВД России и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, и урегулированию конфликта интересов» и определяет процедуру формирования и деятельности Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников ГУ и урегулированию конфликта интересов .
———————————
Далее — «ГУ».
Далее — «Положение».
Далее — «Комиссия».

2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и МВД России, а также настоящим Положением.

3. Основной задачей Комиссии является содействие руководству ГУ:

а) в обеспечении соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими ГУ ограничений и запретов, требований по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами;
———————————
Далее — «государственные служащие».

б) в обеспечении соблюдения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов работниками, замещающими должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, включенные в Перечень должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед МВД России, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом МВД России от 26 июня 2013 г. N 474 ;
———————————
Далее — «работники».

в) в осуществлении в территориальном органе внутренних дел Алтайского края и в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед МВД России, мер по предупреждению коррупции.

4. Комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов в отношении государственных гражданских служащих ГУ, территориальных органов внутренних дел Алтайского края , а также работников ФГКУ «УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю», ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Алтайскому краю», ФКУЗ «МСЧ МВД России по Алтайскому краю» .
———————————
Далее — «территориальные органы».
Далее — «организации системы МВД России».

5. Комиссия не рассматривает сообщения (заявления) о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной (трудовой) дисциплины.

II. Состав Комиссии

6. Численный и персональный состав Комиссии утверждается приказом ГУ.

Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, назначаемого из числа членов Комиссии, замещающих должности федеральной государственной службы в ГУ, секретаря и других членов Комиссии. Все члены Комиссии при принятии решений обладают равными правами. В отсутствие председателя Комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя Комиссии.

7. В состав Комиссии входят:

а) заместитель начальника ГУ (председатель Комиссии), начальник УРЛС ГУ либо должностное лицо УРЛС ГУ, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений УРЛС ГУ (секретарь Комиссии), представители УРЛС ГУ, ПО ГУ, других подразделений ГУ, определяемые начальником ГУ;

б) представители образовательных и научных организаций и учреждений, деятельность которых связана с государственной службой (по согласованию).

По решению начальника ГУ в состав Комиссии могут быть включены представители: общественного совета при ГУ, ветеранской организации органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, первичной профсоюзной организации (по согласованию).

8. Число членов Комиссии, не замещающих должности государственной службы в ГУ, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов Комиссии.

Состав Комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые Комиссией решения.

9. В заседаниях комиссии с правом совещательного голоса принимают участие:

а) непосредственный руководитель государственного служащего, в отношении которого Комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, — на основании ходатайства, направленного председателю Комиссии; определяемые председателем Комиссии два государственных служащих, замещающих в территориальном органе внутренних дел Алтайского края должности государственной службы и имеющих аналогичные должностные обязанности с государственным служащим, в отношении которого Комиссией рассматривается этот вопрос;

б) непосредственный руководитель работника организации системы МВД России, в отношении которого Комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, — на основании ходатайства, направленного председателю Комиссии; определяемые председателем Комиссии два работника, замещающих в организации системы МВД России должности и имеющих аналогичные должностные обязанности с работником, в отношении которого Комиссией рассматривается этот вопрос;

в) по решению председателя Комиссии, принимаемому в каждом конкретном случае отдельно, не менее чем за три дня до дня заседания Комиссии на основании ходатайства государственного служащего или работника, в отношении которого

Комиссией рассматривается этот вопрос, или любого члена Комиссии:

другие государственные служащие территориального органа внутренних дел Алтайского края;

специалисты, которые могут дать пояснения по вопросам государственной службы и вопросам, рассматриваемым Комиссией;

должностные лица других государственных органов, органов местного самоуправления;

представители заинтересованных организаций;

представитель государственного служащего или работника, в отношении которого Комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.

10. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третьих от общего числа членов Комиссии. Проведение заседаний с участием только членов Комиссии, замещающих должности государственной службы в ГУ, территориального органа внутренних дел Алтайского края, недопустимо.

11. При возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности члена Комиссии, которая может привести к конфликту интересов при рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня заседания Комиссии, он обязан до начала заседания заявить об этом. В таком случае соответствующий член Комиссии не принимает участия в рассмотрении указанного вопроса.

III. Порядок работы Комиссии

12. Основаниями для проведения заседания Комиссии являются вопросы, указанные в п. 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 N 821 .
———————————
Далее — «Указ N 821».

13. Общее руководство деятельностью Комиссии осуществляет ее председатель, который председательствует в заседаниях Комиссии. Председатель Комиссии устанавливает дату, время и место проведения заседания Комиссии, осуществляет контроль за ее работой и реализацией принятых решений.

При рассмотрении вопросов, указанных в п. 4 настоящего Положения, Комиссия проводится в соответствии с пунктами 18-21 Указа N 821.

14. Заседание Комиссии проводится в присутствии государственного служащего или работника, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, или гражданина, замещавшего должность государственной службы в территориальном органе внутренних дел Алтайского края или должность на основании трудового договора в организации системы МВД России. При наличии письменной просьбы государственного служащего, работника или гражданина, замещавшего должность государственной службы в территориальном органе МВД России или должность на основании трудового договора в организации системы МВД России, о рассмотрении указанного вопроса без его участия заседание Комиссии проводится в его отсутствие. В случае неявки на заседание Комиссии государственного служащего, работника (их представителей) и при отсутствии письменной просьбы государственного служащего, работника о рассмотрении данного вопроса без его участия рассмотрение вопроса откладывается. В случае повторной неявки государственного служащего, работника без уважительной причины Комиссия может принять решение о рассмотрении данного вопроса в отсутствие государственного служащего, работника. В случае неявки на заседание Комиссии гражданина, замещавшего должность государственной службы в территориальном органе МВД России или должность на основании трудового договора в организации системы МВД России (его представителя), при условии, что указанный гражданин сменил место жительства и были предприняты все меры по информированию его о дате проведения заседания Комиссии, Комиссия может принять решение о рассмотрении данного вопроса в отсутствие указанного гражданина.

15. На заседании Комиссии заслушиваются пояснения государственного служащего, работника либо гражданина, замещавшего должность государственной службы и иных лиц, рассматриваются материалы по существу вынесенных на данное заседание вопросов, а также дополнительные материалы.

16. Члены Комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе работы Комиссии.

17. При принятии решений по вопросам, указанным в п. 4 настоящего Положения, Комиссия руководствуется п.п. 22-27 Указа N 821.

18. Для исполнения решений Комиссии ее секретарем могут быть подготовлены проекты актов, решений или поручений территориального органа внутренних дел Алтайского края или организаций системы МВД России, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение начальнику территориального органа внутренних дел Алтайского края или руководителю организации системы МВД России.

19. Решения комиссии по вопросам, указанным в пункте 16 Указа N 821, принимаются тайным голосованием (если комиссия не примет иное решение) простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

20. Решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписывают председатель и члены Комиссии, принимавшие участие в ее заседании. Решения Комиссии носят рекомендательный характер для начальника ГУ, за исключением решения, принимаемого по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта «б» пункта 16 Указа N 821, которое носит обязательный характер.

21. В протоколе заседания Комиссии указываются:

а) дата заседания Комиссии, фамилии, имена, отчества (полностью) членов Комиссии и других лиц, присутствующих на заседании;

б) формулировка каждого из рассматриваемых на заседании Комиссии вопросов с указанием фамилии, имени, отчества, должности государственного служащего или работника, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;

в) предъявляемые к государственному служащему или работнику претензии и материалы, на которых они основываются;

г) содержание пояснений государственного служащего или работника и других лиц по существу предъявляемых претензий;

д) фамилии, имена, отчества выступивших на заседании лиц и краткое изложение их выступлений;

е) источник информации, содержащей основания для проведения заседания Комиссии, дата поступления информации в территориальный орган или организацию системы МВД России;

ж) другие сведения;

з) результаты голосования;

и) решение и обоснование его принятия.

22. Член Комиссии, не согласный с ее решением, вправе в письменной форме изложить свое мнение, подлежащее обязательному приобщению к протоколу заседания Комиссии, с которым должен быть ознакомлен государственный служащий или работник.

23. Копии протокола заседания Комиссии в 3-дневный срок со дня заседания направляются начальнику территориального органа внутренних дел Алтайского края или организации системы МВД России, полностью или в виде выписок из него — государственному служащему или работнику, а также по решению Комиссии — иным заинтересованным лицам.

24. Начальник территориального органа внутренних дел Алтайского края или организации системы МВД России обязан рассмотреть протокол заседания Комиссии и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к государственному служащему или работнику мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также по иным вопросам организации противодействия коррупции. О рассмотрении рекомендаций Комиссии и принятом решении начальник территориального органа внутренних дел Алтайского края или организации системы МВД России в месячный срок со дня поступления к нему протокола заседания Комиссии информирует Комиссию в письменной форме. Решение начальника территориального органа внутренних дел Алтайского края или организации системы МВД России оглашается на ближайшем заседании Комиссии и принимается к сведению без обсуждения.

25. В случае установления Комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) государственного служащего или работника информация об этом представляется начальнику территориального органа внутренних дел Алтайского края для решения вопроса о применении к федеральному государственному служащему или работнику мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

26. В случае установления Комиссией факта совершения государственными служащими или работниками действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель Комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействии) и подтверждающие такой факт документы в правоприменительные органы в 3-дневный срок, а при необходимости — немедленно.

27. Копия протокола заседания Комиссии или выписка из него приобщается к личному делу государственного служащего или работника, в отношении которого рассмотрен вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.

28. Выписка из решения Комиссии, заверенная подписью секретаря Комиссии и печатью ГУ, вручается гражданину, замещавшему должность государственной службы в территориальном органе МВД России или должность на основании трудового договора в организации системы МВД России, в отношении которого рассматривался вопрос, указанный в абзаце втором подпункта «б» пункта 16 Указа N 821, под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением по указанному им в обращении адресу не позднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения соответствующего заседания Комиссии.

29. Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности Комиссии, а также информирование членов Комиссии о вопросах, включенных в повестку дня, о дате, времени и месте проведения заседания, ознакомление членов Комиссии с материалами, представляемыми для обсуждения на заседании Комиссии, осуществляются начальником УРЛС ГУ либо должностным лицом УРЛС ГУ, ответственным за работу по профилактике коррупционных правонарушений.

Приложение N 2
к приказу ГУ
от 10.09.2015 N 482

Состав
Комиссии ГУ МВД России по Алтайскому краю по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов внутренних дел Алтайского края и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, и урегулированию конфликта интересов

Председатель Комиссии — полковник внутренней службы Татарников Павел Петрович, заместитель начальника ГУ;

Заместитель председателя Комиссии — полковник внутренней службы Дреер Александр Анатольевич, начальник УРЛС ГУ МВД России по Алтайскому краю.

подполковник полиции Матинко Виталий Юрьевич, начальник ОРЧ СБ ГУ МВД России по Алтайскому краю;

подполковник внутренней службы Данилина Елена Михайловна, заместитель начальника ПО ГУ МВД России по Алтайскому краю;

полковник полиции Суворина Марина Александровна, заместитель начальника УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю;

подполковник внутренней службы Чесноков Захар Александрович, начальник ИЛС УРЛС ГУ МВД России по Алтайскому краю;

подполковник юстиции Орлов Сергей Иванович, помощник начальника ГСУ — начальник отделения по работе с личным составом ГСУ ГУ МВД России по Алтайскому краю;

Давыдов Сергей Иванович, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики юридического факультета ФГБОУ ВПО Алтайский государственный университет*;

подполковник полиции Огородникова Вера Викторовна, старший инспектор инспекции по личному составу «Барнаульского юридического института МВД России».

Маркин Вячеслав Алексеевич, председатель профсоюзного комитета ГУ МВД России по Алтайскому краю;

Нагайцев Виктор Валентинович, член Общественного совета при ГУ МВД России по Алтайскому краю, заведующий кафедрой эмпирической социологии и конфликтологии факультета социологии Алтайского государственного университета, кандидат социологических наук, руководитель Алтайского отделения Российского общества социологов*.

Секретарь комиссии — майор внутренней службы Ефремова Юлия Викторовна, старший инспектор группы по профилактике коррупционных и иных правонарушений УРЛС ГУ МВД России по Алтайскому краю.

Приложение 2 в ред. приказа ГУ МВД России по Алтайскому краю от 28.12.2015 N 697, от 06.10.2016 N 556, от 04.07.2017 N 396, от 31.07.2017 N 450, от 23.05.2018 N 303

Еще по теме:

  • Авито купить земельный участок волгоград Купить участок под ИЖС без посредников в Волгограде Средняя стоимость участка земли под ижс в Волгограде 561 800 рублей, цена за сотку - 13 000 рублей. Продается участок под ИЖС в Тракторозаводском районе, пос. Верхнезареченский? […]
  • Как прав Рассчитать алименты Как производится расчет алиментов на детей? Как рассчитать алименты на ребенка, если родитель ИП, безработный, работает неофициально? В инструкции вы узнаете принципы, формулы и порядок расчета + примеры из практики + советы. В 2018 году […]
  • Из чего расчитывается алименты Как рассчитываются алименты если ответчик нигде не работает? Задайте вопрос юристу и получите ответ за 1 минуту! Когда заработок отсутствует, за плательщиком накапливается задолженность. Задолженность определяет служба судебных […]
  • 20212 коап рф 20212 коап рф Раздел I. Общие положения Глава 1. Задачи и принципы законодательстваоб административных правонарушениях Статья 1.1 КоАП РФ. Законодательство об административных правонарушенияхСтатья 1.2 КоАП РФ. Задачи законодательства об […]
  • В каком размере взыскиваются алименты на одного ребенка Сколько положено алиментов на одного ребенка в 2018 году? Печальная статистика свидетельствует о том, что алименты на детей выплачивают более 13% мужчин и почти 2% матерей по всей России. Причем чаще всего алиментные выплаты производятся […]
  • Требуется юрист в кемерово Вакансии h Юристы, коллекторы, приставы в Кемерово и соседних городах Кемерово Юрист (претензионный отдел) от 20 000 руб. Займер - это первый в России полностью автоматизированный сервис, выдающий онлайн займы без участия человека быстро, […]