Судебные акты по делам об административных правонарушениях это

Ссылка не верна или страница была удалена

Если Вы попали на эту страницу, перейдя
по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес.

Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите по ссылке

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 107392, г. Москва, ул. Халтуринская, д. 6А, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

ВАЖНЫЕ СОВЕТЫ ЮРИСТА, ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ЮРИСТА, АДВОКАТА, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СУДЕ

В данном разделе опубликованы ответы и советы юриста, на вопросы, которые Вы нам задаёте! Мы отвечаем и размещаем Ваши вопросы, которые, по мнению наших юристов, заслуживают особого внимания, и могут служить руководством, так сказать – бесплатный совет юриста на каждый день, что соответственно полезно знать любому гражданину, независимо от его юридической подготовки. Советы наших юристов помогут Вам защитить свои права и избежать рисков! Юридический совет (рекомендация) – прибегайте к советам только квалифицированных юристов и адвокатов, не занимайтесь самолечением в суде!

Коллегия адвокатов создана и работает для оказания всесторонней юридической помощи каждому человеку. Любая, в том числе и бесплатная консультация юриста в любое время суток, ведение дел в суде, дельный совет юриста по любому вопросу. Ведь в буквальном переводе с латинского языка advocate – призывать на помощь. Мы призваны и мы помогаем. Наши юристы и адвокаты – высококвалифицированные, с большим опытом работы и профессионалы своего дела. Они успешно осуществляют защиту законных прав, свобод и интересов в суде, предоставляют правовую поддержку гражданам, обеспечивают доступ к правосудию.

Если мы смогли всё-таки доказать плюсы обращения к нам, то задавайте вопросы. Ничего в этом страшного нет, ведь человек постоянно учится, и приходит момент, когда он нуждается в чьей-либо помощи, по этому Вы всегда можете получить юридическую консультацию онлайн бесплатно. Напоминаю, что пока консультация на юридическом портале оказывается только жителям из Республики. Очень надеемся, что вскоре будут привлечены для сотрудничества юристы из иных стран.

Мы постараемся ответить в кратчайшие сроки (обычно в выходные дни).

Вы, конечно, удивились: юридическая онлайн консультация, да ещё и бесплатно. Да, именно бесплатная консультация. Конечно, у Вас обязательно должны возникнуть вопросы: «Какая выгода для Вас в оказании юридической консультации бесплатно, будет ли она качественной». Ответ прост — для каждого юриста, как и для любого специалиста, важна ПРАКТИКА. Именно, благодаря практике, специалист совершенствует свои знания и навыки. Так же мы очень надеемся, что наша бесплатная консультация, окажет Вам неоценимую помощь в решении возникших вопросов. Ведь оказывать юридическую консультацию онлайн будут заинтересованные в своей профессии люди, знающие своё дело.

Мы оказываем все виды юридических услуг от консультаций по различным отраслям права до представления интересов в судах. Какие бы не возникли у Вас затруднения, совет юриста (увольнение с работы, жилищные или имущественные проблемы) поможет принять верное решение и достичь желаемого результата. Нужен ли совет юриста подростку или бизнесмену? В нашей коллегии есть компетентные специалисты, готовые всесторонне рассмотреть и решить любые юридические вопросы доверителя.

Юрист — бесплатная консультация юриста онлайн, юридический форум, задать свой вопрос юристу бесплатно, помощь и советы юриста бесплатно, представитель в суде Санкт-Петербурга, адвокат, юридическая консультация, суд, составить иск, практика юриста, бесплатный юридический народный помощник — все это Вы можете найти на этом сайте частнопрактикующего юриста Смуркова Максима Игоревича и получить своевременную квалифицированную помощь.

§ 4. Процессуальные документы по делам об административных правонарушениях

В процессе производства по делам об административных правонарушениях составляется довольно большой ряд процессуальных документов: протоколы об административных правонарушениях (ст. 234—237), протоколы об административном задержании (ст. 240), протоколы личного досмотра и досмотра вещей (ст. 243), протоколы изъятия вещей и документов (ст. 244). Эти процессуальные документы составляются, как правило, на бланках типизированной формы, и в правоприменительной практике в связи с этим затруднений не возникает. Некоторые особенности составления протоколов об административных правонарушениях рассмотрены в § 2 гл. I данного пособия.

На этапе непосредственного рассмотрения дел и при вынесении постановлений по делам об административных правонарушениях в практической работе органов административной юрисдикции встречаются трудности по составлению таких процессуальных документов, как протоколы заседания коллегиальных органов и постановления, вынесением которых заканчивается рассмотрение дел. Проанализируем методику составления этих процессуальных документов.

I. Протоколы ведутся при рассмотрении дел об административных правонарушениях административными комиссиями, комиссиями по делам несовершеннолетних, комиссиями по борьбе с

Глава І Возбуждение и рассмотрение дел

пьянством. В таких протоколах фиксируются все процессуальные действия участников административно-юрисдикционного процесса и другие обстоятельства и данные, имеющие отношение к порядку рассмотрения дел коллегиальным органом:

— дата и место заседания;

— наименование и состав органа, рассматривающего дело;

— сведения о явке лиц, вызванных для участия в рассмотрении

— заявленные ходатайства и результат их рассмотрения;

— объяснения лиц, участвующих в рассмотрении;

— перечень документов и вещественных доказательств, исследованных при рассмотрении дела;

— сведения об оглашении принятого постановления и разъяснении его содержания;

— данные о разъяснении порядка и сроков обжалования вынесенного постановления;

— подписи протокола председательствующим и секретарем, участвовавшими в рассмотрении дела (ст. 260).

В протоколе заседания коллегиального органа отражаются и другие сведения и процессуальные действия в той последовательности, в которой они были совершены (заявления и замечания о неправильных действиях участников процесса, их обсуждении и принятых по ним мерам, о нарушениях порядка рассмотрения дела и т. п.).

При рассмотрении дел об административных правонарушениях должностными лицами единолично протоколы не ведутся. Следовательно, вся необходимая информация о качестве рассмотрения дел сосредоточивается в постановлениях. Но в практике иногда возникают ситуации, при которых необходимо вести протокол и в тех случаях, когда дело рассматривается должностным лицом единолично. Такие случаи встречаются при рассмотрении народными судьями дел об административных правонарушениях, совершенных группой лиц, а также по делам, связанным с оценкой противоречивых доказательств при повторном рассмотрении дел. Протокол подписывается председательствующим и секретарем, а при единоличном рассмотрении дела — соответствующим должностным лицом.

II. Вынесение постановления по делу является завершающим этапом стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.

Процессуальные документы по делам

В соответствии со ст. 262 в результате рассмотрения дел об административных правонарушениях могут быть вынесены постановления двух видов — о наложении административного взыскания либо о прекращении производства по делу. Последний вид постановления закон называет постановлением «о прекращении дела производством».

Законодательство об административных правонарушениях не содержит указаний относительно фиксации места и времени составления постановлений. Полагаем, что такие процессуальные документы должны составляться сразу же по окончании рассмотрения дела и в условиях, исключающих постороннее влияние. При их составлении необходимо соблюдать установленные законом требования к содержанию и форме. В настоящее время закон предъявляет высокие требования к качеству постановлений, независимо от того, выносятся они коллегиальными органами или должностными лицами единолично, а также независимо от того, является ли для них юрисдикционная деятельность основным видом деятельности или выполняется в порядке реализации особых полномочий (ст. 261).

Постановления по делам об административных правонарушениях различны как в связи с особенностями административных проступков, так и по содержанию, по существу принятых решений: о наложении административных взысканий, о возвращении дела на дополнительную проверку, о прекращении производства по делу по реабилитирующим основаниям, о направлении материалов дела на рассмотрение товарищескому суду, общественной организации, прокурору, органу предварительного следствия или дознания. Разнообразно содержание постановлений, выносимых в стадии их исполнения: об отсрочке исполнения, о замене неотбытых исправительных работ штрафом или административным арестом, о замене обязанного лица (должника), о возвращении незаконно или излишне взысканных денежных сумм и т. п.

В настоящее время в органах административной юрисдикции работают достаточно компетентные должностные лица, которые способны составлять постановления в строгом соответствии с требованиями закона. Поэтому в целях обеспечения единства требований к качеству постановлений следовало бы исключить из ст. 261 часть 7, предусматривающую возможность записи о мере взыскания на протоколе об административном правонарушении. При таком упрощенном оформлении записи по существу принятого по делу решения не требуется составление мотивированных, обоснованных постановлений, что снижает качество рассмотрения

Глава І Возбуждение и рассмотрение дел

дел об административных правонарушениях. Постановление должно содержать полную информацию о лице, в отношении которого оно вынесено, должно быть понятным и убедительным. В этом процессуальном документе необходимо обосновывать, мотивировать юридическую оценку обстоятельств дела, а также вид и меру применяемого взыскания или принятие решения о прекращении дела. Обоснованность постановлений вытекает из полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дел, правильного применения материально-правовых и процессуально-правовых норм. При этом важно, чтобы аргументация выводов базировалась на исследованных при рассмотрении дел данных. Изложение целей, мотивов и обстоятельств совершения проступка и доказывание вины (или невиновности) лица, привлеченного к административной ответственности, должно подкрепляться ссылкой на соответствующие правовые нормы. Соблюдение этого условия подкрепляет правильность и справедливость принятого решения как в глазах прямо заинтересованных лиц, так и других участников процесса.

В административно-юрисдикционном процессе, как и во всяком ином виде процессуальной деятельности, главной задачей правоприменения является обеспечение законности. Поэтому особое внимание на обоснованность принимаемых решений необходимо обращать в случаях применения уполномочивающих норм (например, при решении вопроса о передаче материалов дела на рассмотрение общественной организации, при избрании вида и меры административного взыскания, если санкция не является абсолютно определенной, и т. п.). Непременно надо мотивировать применение такого взыскания, как административный арест (ст. 44, 158, ч. 3 ст. 162, ст. 165 и др.).

Обоснованность постановления по делу об административном правонарушении придает этому процессуальному документу такие качества, как законность, целесообразность, справедливость, исключительность, обязательность, исполнимость. Обоснованное постановление по делу об административном правонарушении оказывает эффективное правовоспитательное воздействие не только на участников административно-юрисдикционного процесса, но и на общественность, осведомленную по этому делу.

Требование о непременном обосновании постановлений по делам об административных правонарушениях закреплено в некоторых нормативных актах. Установлено, в частности, что постановление комиссии по делам несовершеннолетних должно быть изложено в письменной форме и мотивировано. Подобное правило также необходимо включить в ст. 261 КоАП.

Процессуальные документы по делам § 4

Соблюдение требований закона о содержании и форме постановлений по делам об административных правонарушениях обеспечивает такое качество постановлений, как непоколебимость их. Так, невыполнение требований закона о содержании и форме постановлений по делам об административных правонарушениях нередко влечет за собой нарушение прав и законных интересов граждан.

Пример. Рассмотрев дело о мелком хулиганстве в отношении гр. М., судья указал в постановлении, что М. в нетрезвом состоянии пришел в дом С-х, где беспричинно при посторонних людях учинил скандал, приставал к женщине, выражался нецензурной бранью, сломал перила у крыльца дома и длительное время мешал отдыху граждан. В материалах дела отсутствуют объяснения М., выводы постановления основаны лишь на заявлении С-вой. По делу следовало провести обстоятельную проверку, так как в действиях М. усматриваются признаки злостного хулиганства, предусмотренного ст. 213 УК РФ.

На исправление ошибок, допускаемых при рассмотрении дел об административных правонарушениях, уходит много времени. Иногда ошибочные постановления отменяются уже после их исполнения. Но полного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан удается достигнуть не всегда, особенно в части возмещения морального вреда.

Законодательство об административных правонарушениях пока не регламентирует порядка вынесения постановлений при совершении одним лицом двух или более проступков, совершенных одновременно, а также в случае совершения правонарушения несколькими лицами. Между тем практике известны примеры так называемой идеальной совокупности проступков (например, при совершении мелкого хулиганства иногда проявляется неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника, ответственность за которые предусмотрена ст. 158 и 165) и реальной совокупности проступков (например, нарушение правил административного надзора и неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника, ответственность за которые предусмотрена ст. 165 и 167).

Пример. Гр. 3., в отношении которого был установлен административный надзор, в вечернее время оказался в неположенном месте. При задержании 3. оказал неповиновение работникам милиции. Судья по этим фактам вынес одно постановление и наложил на 3. взыскание — административный арест сроком на 10 суток. Вынесение одного постановления в

Глава І Возбуждение и рассмотрение дел

случаях, аналогичных приведенному, целесообразно в целях процессуальной экономии, а также в целях более полного и объективного отражения в постановлении обстоятельств совершения проступков. Это способствует применению обоснованных и справедливых взысканий, соразмерных содеянному и данным о личности нарушителя (ст. 36).

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, совершенных группой лиц, также целесообразно вынесение одного постановления в отношении всех лиц, привлеченных к административной ответственности по данному делу. При этом, как доказывает практика, имеются возможности для подробного изложения сущности проступка и обстоятельств его совершения, а также указания роли каждого правонарушителя. Такой способ изложения решения по делу, кроме того, позволяет более точно определить каждому соучастнику административное взыскание с учетом степени его вины, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств в соответствии с принципом индивидуализации административной ответственности (ст. 33—35).

Закон не содержит конкретных предписаний относительно структуры постановлений по делам об административных правонарушениях, не дает перечня исчерпывающих требований, которым должны отвечать эти процессуальные документы (ст. 261). С учетом нормативных предписаний и изложенных выше соображений есть основания считать, что постановление по делу об административном правонарушении должно состоять из трех частей — вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.

Во вводной части постановления указываются:

• наименование этого процессуального документа, дата и место рассмотрения дела;

• наименование органа (должностного лица), рассмотревшего дело;

• фамилия, имя, отчество и другие данные о лице, в отношении которого вынесено постановление (дата и место рождения, место жительства, работы или учебы, образование, семейное положение, сведения о фактах привлечения к административной или уголовной ответственности в прошлом либо о применении мер общественного воздействия за административные правонарушения);

• указание на закон, в соответствии с которым это лицо привлечено к административной ответственности.

Во вводной части постановления по любому делу, а в особенности по делу в отношении несовершеннолетнего, необходимо указывать, в присутствии кого из законных представителей рас-

Процессуальные документы по делам § 4

смотрено дело, а также об участии в рассмотрении дела адвоката и прокурора (если они участвовали в рассмотрении дела).

Как уже отмечено, постановление по делу об административном правонарушении должно отражать не только сущность совершенного проступка, но и обоснование выводов относительно доказанности (либо недоказанности) вины привлеченного к административной ответственности лица, юридической квалификации правонарушения, указание на смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, мотивирование налагаемого взыскания, решение о прекращении производства по делу по предусмотренным законом основаниям. Структурно выделять мотивировочную часть постановления затруднительно, да и вряд ли целесообразно это делать, так как она часто «сливается» с изложением обстоятельств дела. Поэтому описание дела и обоснование (мотивировка) выводов по делу практически производятся в одной части постановления.

Описательно-мотивировочная часть постановления в каждом конкретном случае отражает особенности дела. По общему правилу, в этой части постановления излагаются:

• сущность правонарушения и обстоятельства его совершения, установленные при рассмотрении дела (время, место, способ, мотивы), или поводы и основания привлечения гражданина к административной ответственности (прекращение производства по делу);

• доказательства виновности (невиновности) лица, привлеченного к административной ответственности;

• отношение этого лица к содеянному (или инкриминированному ему деянию).

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовали и давали объяснения потерпевший и свидетели, то излагается существо их объяснений. При противоречивости объяснений (иных исследованных при рассмотрении дела доказательств) в описательно-мотивировочной части постановлений приводятся и анализ доказательств, и обоснование принятия тех или иных из них в расчет при решении по делу. В этой части постановления приводятся обоснование юридической квалификации правонарушения со ссылкой на соответствующий закон, а затем анализ смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, учитываемых при определении вида и меры налагаемого административного взыскания.

Описательно-мотивировочная часть постановления завершается ссылкой на административно-процессуальный закон, уполно-

Глава І Возбуждение и рассмотрение дел

мочивающий орган (должностное лицо) на рассмотрение дела, и обязательно ссылкой на ст. 261,262 КоАП.

Помимо отмеченного, содержание вводной и описательно-мотивировочной частей постановления по делу об административном правонарушении зависит от сведений о лице, привлеченном к административной ответственности, а также от конкретных обстоятельств дела и места его рассмотрения. Так, если дело рассмотрено по месту работы, учебы или жительства лица, привлеченного к административной ответственности, то об этом делается отметка во вводной части постановления. В описательно-мотивировочной части постановления при необходимости указываются основания для взыскания с виновного имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением (конечно, если орган (должностное лицо), рассматривающий дело, правомочен решать этот вопрос в соответствии со ст. 40), или указывается, что ущерб возмещен либо подлежит взысканию в порядке гражданского судопроизводства.

Резолютивная часть постановления по делу об административном правонарушении должна быть по возможности краткой и предельно четкой, чтобы не возникало вопросов при ее исполнении. В этой части постановления указываются:

• существо принятого по делу решения;

• вид и размер налагаемого административного взыскания;

• срок и порядок обжалования постановления.

Цифрами и прописью указываются размер наложенного штрафа, срок исправительных работ и административного ареста. При применении ареста, кроме того, надо указывать начало срока его исчисления.

Содержание резолютивной части постановления в определенной мере зависит также от вида административного проступка и применяемых за него мер административного взыскания. Например, в постановлении по делу о нарушении правил торговли помимо указания на наложенное основное административное взыскание перечисляются конфискованные предметы и их индивидуальные признаки с обозначением стоимости. Такая же запись производится в резолютивной части постановлений по всем иным делам, связанным с применением конфискации (по делам о контрабанде, нарушении правил охоты и т. п.). По делам об административных правонарушениях, связанным с причинением имущественного ущерба, в резолютивной части постановлений необходимо указывать размер денежных сумм (цифрами и прописью),

Процессуальные документы по делам

взыскиваемых в возмещение ущерба, и в пользу кого они взыскиваются.

В резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении определяются судьба изъятых вещей, документов и вещественных доказательств, если есть основания для решения этого вопроса, а также срок и порядок обжалования, если постановление не является окончательным (ч. 2 ст. 266).

Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов его членов, присутствовавших на заседании, и подписывается председательствующим и секретарем. При единоличном рассмотрении дела постановление подписывается соответствующим должностным лицом.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях, как и любой другой вид административного производства, обладает стадийностью. Стадии формируются в соответствии с задачами производства, однако в отличие от них четкого правового закрепления не имеют и потому не являются достаточно бесспорной категорией.

До принятия Кодекса РФ об административных правонарушениях четкой структуры производства по делам об административных правонарушениях и определения его первой стадии в отечественной административистике не сложилось. Наиболее традиционным являлось выделение в производстве по делам об административных правонарушениях четырех стадий, таких, как административное расследование, рассмотрение дела, обжалование, пересмотр постановления и его исполнение. Однако существовали и другие варианты, например, пятистадийная структура производства. Она была основана на различных вариациях дробления указанных стадий путем выделения стадии рассмотрения дела, стадии принятия по нему решения, выделения стадии обжалования или стадии опротестования (в этом случае даже возникала шестистадийная структура) либо обособления стадии возбуждения дела.

Кодекс РФ об административных правонарушениях однозначным образом ситуации также не разрешил, поскольку в нем имеются лишь разделы, посвященные возбуждению дела, его рассмотрению, пересмотру и исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях. Это предполагает отнесение стадии производства по делам об административных правонарушениях к категории теоретической, подверженной обсуждению, различному толкованию и конструированию.

Стадии в производстве по делам об административных правонарушениях — его главные звенья, характеризующие логику и последовательность действий при рассмотрении и разрешении дел. Каждая стадия в производстве наполнена процессуальными действиями (этапами), объединенными ближайшей целью и задачами.

Для признания какой-либо части административно-процессуальной деятельности в качестве самостоятельной стадии необходимо ее соответствие четко установленным критериям:

  1. относительная самостоятельность;
  2. логическая взаимосвязь с этапами и другими стадиями производства;
  3. наличие собственных целей и задач, неисполнение которых препятствует реализации следующей стадии и дальнейшему нормальному развитию всего производства;
  4. наличие специфического круга участников;
  5. особый процессуальный порядок реализации процессуальных действий, образующих самостоятельную стадию;
  6. завершение путем принятия итогового процессуального акта, влекущего переход дела в следующую стадию.

Под стадией понимается сравнительно самостоятельная часть производства, которая имеет свойственные только ей задачи. Стадии отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждой стадии совершаются разные процессуальные действия. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности. После принятия такого акта начинается новая стадия.

Исходя из анализа положений КоАП РФ, можно говорить о следующей системе стадий и их этапов в производстве по делам об административных правонарушениях.

I. Возбуждение дела об административном правонарушении:

  1. возбуждение дела об административном правонарушении;
  2. установление фактических обстоятельств дела (административное расследование);
  3. процессуальное оформление результатов расследования;
  4. направление протокола об административном правонарушении на рассмотрение.

II. Рассмотрение дела:

  1. подготовка дела к рассмотрению;
  2. анализ собранных материалов, обстоятельств дела, доказательств;
  3. принятие решения (вынесение постановления или определения) по делу;
  4. доведение решения до сведения заинтересованных лиц.

III. Пересмотр постановлений и решений по делу.

  1. обжалование, опротестование постановления;
  2. проверка законности и обоснованности постановления;
  3. вынесение решения по жалобе (протесту);
  4. реализация решения.

IV. Исполнение постановления.

  1. возбуждение исполнительного производства;
  2. доведение постановления до сведения правонарушителя;
  3. обращение постановления к исполнению;
  4. приведение постановления в исполнение.

Содержание каждой конкретной стадии и даже их последовательность могут зависеть от вида производства по делам об административных правонарушениях. Так, в^1деляют общее производство (обычный порядок), упрощенное (ускоренное) и особое.

При упрощенном производстве протокол об административном правонарушении не составляется, а наказание налагается в порядке ст. 28.6 КоАП РФ (например, объявление предупреждения на месте). В этом случае по общему правилу стадия пересмотра исключается, а три других сливаются воедино.

Особый порядок установлен для отдельных видов административных правонарушений, представляет ту же последовательность стадий, что и общий порядок, но характеризуется наличием особых правил. особые сроки задержания, рассмотрения дела и т.д. (например, при рассмотрении дела об административном правонарушении, посягающего на избирательные права граждан или админи-стративного правонарушения, предусматривающего в качестве наказания административное приостановление деятельности).

Каждая стадия производства по делам об административных правонарушениях детально урегулирована соответствующей главой КоАП РФ (гл. 28—32 КоАП РФ). Анализ последовательности стадий позволяет раскрыть содержание и логику производства по делам об административных правонарушениях.

Возбуждение дела об административном правонарушении в соответствии с административно-деликтным законодательством признается первой стадией производства по делу об административном правонарушении. Это обусловливает определяющее значение данной стадии, так как она является своеобразной точкой отсчета, с которой начинается производство, и без нее невозможно осуществление каких-либо процессуальных действий.

В административно-деликтном юрисдикционном процессе именно на стадии возбуждения дела в большинстве случаев формируется фактическая и доказательственная база по делу об административном правонарушении. От качества деятельности субъектов административной юрисдикции на этой стадии зависит не только результат рассмотрения дела, но и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

С момента возбуждения дела об административном правонарушении приобретают процессуальный статус (комплекс процессуальных прав и обязанностей, а также ответственность) лица, участвующие в производстве по делу (лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, свидетель, потерпевший и т.д.). Производство по делу начинается с получения информации о совершенном правонарушении, которая в законе именуется поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, и завершается на этой стадии направлением протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела. КоАП РФ не связывает возможность возбуждения дела об административном правонарушении с желанием потерпевшей стороны. Производство по делам об административных правонарушениях может возбуждаться и осуществляться в случае отсутствия заявления потерпевшего и даже вопреки его воле.

В стадии возбуждения дела законодательно этапы не выделяются, однако условно ее можно представить через совокупность следующих этапов.

1. Возбуждение дела об административном правонарушении. Данный этап включает в себя процессуальную деятельность по получению информации об административном правонарушении, ее оформление и регистрацию. На данном этапе разрешается ряд вопросов: является ли сообщение об административном правонарушении поводом к возбуждению дела; содержатся ли в источнике информации сведения о событии административного правонарушения, нет ли обстоятельств, исключающих производство по делу; уточняется, по какой статье квалифицируется данное административное правонарушение, возникает ли необходимость административного расследования, подлежат ли материалы дела передаче по подведомственности или подсудности и др.

Под поводами к возбуждению дела следует понимать все источники, из которых полномочные органы государства или должностные лица получают информацию о совершенном административном правонарушении, обязывающую их принять решение приступить к производству по делу об административном правонарушении. К таким источникам относятся.

  1. непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  2. поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  3. сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, за исключением некоторых административных правонарушений;
  4. фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (введена с 1 июля 2008 г.);
  5. подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных предыдущим п. 4, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица (введено с 1 июля 2008 г.).

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является наличие достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении только при наличии хотя бы одного из поводов и одного из оснований. При этом оно считается возбужденным с момента.

  • составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
  • составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
  • составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;
  • оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения;
  • вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ.

2. Установление фактических обстоятельств дела. В ходе этого этапа осуществляется получение объяснений, назначение экспертного исследования, применение мер обеспечения производства по делу об административных правонарушениях. доставление, задержание, изъятие вещей и документов; медицинское освидетельствование на состояние опьянения и т.д. Указанные мероприятия оформляются, как правило, соответствующими протоколами.

3. Процессуальное оформление результатов расследования. В рамках данного этапа осуществляется составление протокола об административном правонарушении, в котором содержится формулировка административного правонарушения, которое инкриминируется лицу, в отношении которого осуществляется производство. Копия протокола об административном правонарушении немедленно после его составления вручается под расписку лицу, в отношении которого осуществляется производство, а также потерпевшему по его просьбе.

4. Направление материалов для рассмотрения по подведомственности. Данный этап завершает первую стадию, и в его рамках решается вопрос о направлении материалов дела об административном правонарушении по подведомственности субъекту административной юрисдикции. Подведомственность дел об административных правонарушениях определяется гл. 23 КоАП РФ, а место рассмотрения дела — ст. 29.5 КоАП РФ. Как правило, протокол и материалы дела направляются руководителем органа, должностным лицом которого был составлен протокол об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дел направляется судье, органу, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела данной категории в течение суток (либо немедленно, если санкцией за совершение административного правонарушения является административный арест).

Введение административного расследования как особой процессуальной формы является новеллой КоАП РФ. Здесь административное расследование можно рассматривать в узком смысле, поскольку оно проводится по отдельным категориям дел и не во всех случаях. Нормативно такое административное расследование закреплено в ст. 28.7 КоАП РФ. В частности, в ней говорится, что в случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регу-лирования, законодательства о защите прав потребителей, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, в области налогов и сборов, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (в том числе на стадии возбуждения дела об административном правонарушении) при наличии перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Рассмотрение дела об административном правонарушении является второй стадией производства, в которой отражается сущность правоприменительной деятельности. Она выступает в качестве главной стадии, поскольку в ходе ее осуществления принимается акт (постановление) о признании субъекта (физического либо юридического лица) виновным в совершении административного правонарушения и назначаются меры административного наказания. Можно утверждать, что все стадии производства по отношению к стадии рассмотрения являются обеспечивающими.

Рассмотрение дела об административных правонарушениях как самостоятельная стадия производства представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на проверку и юридическую оценку фактических обстоятельств дела и принятие по нему решения и включает в себя следующие этапы.

1. Подготовка дела к рассмотрению. На данном этапе судья, орган или должностное лицо изучает его, разрешая при этом вопрос о том, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела. Если судья, орган, должностное лицо установит, что поступившее дело относится к его компетенции, то дело принимается к рассмотрению. В противном случае материалы дела направляются по подведомственности. Когда имеет место двойная подведомственность, дело рассматривает тот орган (должностное лицо), к которому оно поступило.

Помимо этого в рамках данного этапа осуществляется проверка качества протокола, иных материалов дела, достаточность имеющихся материалов для их рассмотрения, а также наличие ходатайств и отводов.

2. Анализ собранных материалов, обстоятельств дела, доказательств. Порядок проведения второго этапа регламентирован ст. 29.7 КоАП РФ. В ходе него делаются соответствующие объявления, выясняются необходимые сведения, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства, в необходимых случаях выносятся определения, а также осуществляется оценка собранных по делу доказательств, т.е. устанавливаются их достоверность, относимость, допустимость, достаточность.

Под достоверностью понимается способность дать истинное знание о событии и иных юридически значимых обстоятельствах правонарушения. Относимость определяется связью доказательства с предметом доказывания, его способностью служить средством познания тех обстоятельств, которые составляют предмет доказывания. Допустимость определяется тем, насколько соответствуют требованиям закона источник, условия, способы его получения и фиксации. Достаточность определяется тем, в какой мере собранные по делу доказательства дают возможность установить все предусмотренные законом обстоятельства дела на том уровне знания о них, который необходим для правильного разрешения дела об административном правонарушении.

Общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении — 15 дней со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов. В необходимых случаях срок рассмотрения может быть продлен субъектом, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц, о чем выносится мотивированное определение. Если санкция нормы предусматривает в виде административного наказания административный арест, то дело рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Местом рассмотрения дела об административном правонарушении по общему правилу является место его совершения. В установленных законом случаях дело может быть рассмотрено по месту.

  • жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
  • учета транспортного средства.

Дела об административных правонарушениях, по которым проводилось административное расследование, рассматриваются по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. В случае совершения административного правонарушения несовершеннолетним, а также в его отношении дело подлежит рассмотрению по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

3. Принятие решения (вынесение постановления или определения) по делу. По результатам рассмотрения дела выносится решение, которое бывает двух видов. постановление и определение. Помимо этого, субъектом административной юрисдикции в необходимых случаях может быть внесено в соответствующую организацию либо должностному лицу представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

По делу об административном правонарушении может быть вынесено одно из следующих постановлений.

  • о назначении административного наказания;
  • о прекращении дела производством.

Или вынесено одно из следующих определений.

  • о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия;
  • о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

4. Доведение решения до сведения заинтересованных лиц. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Точная фиксация момента окончания данной стадии имеет важное процессуальное значение, поскольку является исходным условием для начала последующих стадий.

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях является третьей стадией производства, в рамках которой дело рассматривается вновь. Наличие или отсутствие стадии пересмотра зависит от лиц, которые наделены правом подачи жалобы или протеста по делу.

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на восстановление нарушенных прав и охраняемых интересов граждан, средство выявления и устранения недостатков в деятельности органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Выделяются четыре этапа данной стадии.

1. Обжалование, опротестование постановления. Субъекты, обладающие правом подачи жалобы, указаны в ст. 25.1—25.5 КоАП РФ, а адресаты жалобы — в ст. 30.1 КоАП РФ. Закон устанавливает возможность.

  • выбора между обращением в суд и административный орган;
  • одновременного обращения с жалобой в вышестоящий орган (должностному лицу) и в суд;
  • обжалования решений суда;
  • неоднократного обжалования решения по жалобе.

Порядок подачи жалобы установлен ст. 30.2 КоАП РФ. Согласно ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Предметом жалобы является постановление по делу об административном правонарушении, а также определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В жалобе содержатся доводы со ссылками на законы и иные нормативные правовые акты, которые, по мнению лица, подающего жалобу, уполномоченное должностное лицо должно было при рассмотрении дела об административном правонарушении применить, но не сделало этого либо применило неправильно, подтверждая свои доводы имеющимися в деле доказательствами. Жалоба должна завершаться изложением требований заявителя исходя из полномочий инстанций. Обжаловать постановление по делу об админист-ративном правонарушении имеет право лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица, защитник и представитель.

Протест подается прокурором в связи с нарушением требований закона при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Подача жалобы в порядке, предусмотренном гл. 30 КоАП РФ, приостанавливает процедуру реализации нормы об административной ответственности. До вынесения окончательного решения по данной жалобе постановление по делу не вступит в законную силу. Обращение с жалобой в иной орган (например, в прокуратуру) не влечет подобных последствий. Постановление по делу об административном правонарушении в этом случае вступает в законную силу в общем порядке по истечении срока обжалования.

Срок обжалования составляет 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока последний может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству лица, подающего жалобу. Если ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении отклонено, гражданин вправе использовать любой иной порядок обжалования, предусмотренный действующим законодательством.

2. Проверка законности и обоснованности постановления. Жалоба рассматривается судьей, должностным лицом единолично. При ее рассмотрении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.

Срок рассмотрения жалобы составляет 10 суток со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу, а если к правонарушителю применено административное наказание в виде административного ареста — в течение суток.

Проверка законности постановления означает выяснение того, соответствует ли оно закону, причем не только в части его формы, внешней стороны, ссылок на нормы КоАП РФ и законов субъектов РФ, но и по существу, т.е. в аспекте использования допустимых законом доказательств, правильности их оценки. Проверяются законность не только решений, вынесенных при рассмотрении дела об административном правонарушении, но и законность действий государственных органов и должностных лиц на стадии возбуждения и административного расследования дела (соблюдены ли гарантированные законом права участников производства, соответствует ли содержание процессуальных документов требова-ниям закона и т.д.).

Проверка обоснованности постановления означает проверку соответствия выводов, изложенных в постановлении по делу об административном правонарушении, фактическим обстоятельствам, установленным в ходе производства по делу и проверенным в ходе его рассмотрения компетентным органом. Одним из важнейших компонентов обоснованности постановления явля-ется его мотивированность, касающаяся всех важнейших составляющих постановления: суждений о вине лица, в отношении которого осуществлялось производство по делу об административном правонарушении, квалификации его деяния, назначенного наказания.

При необходимости не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором в порядке и сроки, установленные ст. 30.1—30.3 КоАП РФ.

3. Вынесение решения по жалобе. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

  • об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
  • об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
  • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований;
  • об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности.

Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении принимается в письменной форме и должно содержать те же сведения, что и постановление по делу об административном правонарушении. Как процессуальный документ решение по результатам рассмотрения жалобы состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. В резолютивной части решения должны быть четко сформулированы выводы и конкретные основания, по которым изменяется или отменяется постановление.

4. Реализация решения. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

Решение по жалобе на постановление об административном аресте доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения.

Вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях могут быть в порядке надзора обжалованы лицами, указанными в ст. 25.1—25.5 КоАП РФ, или опротестованы прокурором субъекта РФ, его заместителями, Генеральным прокурором РФ и его заместителями в соответствии со ст. 30.12—30.19 КоАП РФ.

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. Заключительной стадией производства является стадия исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, которая регламентируется двумя главами (гл. 31 и 32) раздела 5 КоАП РФ. Выделение данной стадии в отдельный раздел свидетельствует об ее автономности в структуре производства по делам об административных правонарушениях.

Любой правоприменительный процесс завершается не только принятием решения по делу, а фактическим его исполнением. Задачами исполнительного производства являются обеспечение исполнения вынесенного постановления, защита законных прав и интересов физических и юридических лиц, предупреждение административных правонарушений, воспитание граждан в духе уважения и соблюдения законов, прав других граждан, ответственности перед обществом.

В процессе исполнения постановления о наложении административного наказания осуществляется реализация административной ответственности, поскольку правонарушитель фактически претерпевает соответствующие лишения и ограничения личного, морального или материального характера.

Исполнение постановления начинается с момента его вступления в законную силу. Согласно ст. 31.1 КоАП РФ это происходит:

  • после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
  • после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
  • немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

1. Возбуждение исполнительного производства. На постановление, вступившее в законную силу, уполномоченным органом или должностным лицом возбуждается исполнительное производство.

2. Доведение постановления до сведения правонарушителя. В рамках данного этапа лицо, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного наказания — правонарушитель уведомляется о возбуждении в отношении него исполнительного производства и информируется о порядке исполнения назначенного административного наказания.

3. Обращение постановления к исполнению. Срок обращения постановления к исполнению установлен ст. 31.3 КоАП РФ и составляет 3 суток со дня вступления постановления в законную силу или со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение. На этом этапе юрисдикционный орган направляет вынесенное постановление органу-исполнителю и осуществляет контроль за правильностью его исполнения в дальнейшем.

4. Приведение постановления в исполнение. После обращения постановления к исполнению (передачи его компетентным органам) начинается этап приведения постановления в исполнение, т.е. деятельность, непосредственно направленная на принудительное исполнение постановление. Суть данного этапа состоит в действиях уполномоченных на то органов и должностных лиц, направленных на реализацию предписаний, содержащихся в постановлении. Конкретный вид административного наказания обусловливает специфику осуществления этих действий. Постановление о назначении административного наказания реально исполняется органами, должностными лицами, которые уполномочены на это.

К компетенции субъекта, вынесшего постановление, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления об ад-министративном аресте, лишении специального права или административного штрафа (кроме случаев взыскания штрафа на месте) невозможно в установленные сроки, введена отсрочка исполнения на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена на период до трех месяцев.

Вопросы об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, а также о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей рассматриваются судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.

Согласно ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания должно быть приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Кроме того, предусмотрена возможность прерывания течения указанного срока давности на неопределенный период, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения наказания.

Помимо фактического исполнения административного наказания исполнительное производство подлежит прекращению в случае.

  1. издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  2. отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;
  3. смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим;
  4. истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания;
  5. отмены постановления.

Инициаторами прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания при наличии перечисленных правовых оснований могут выступать судья, орган, должностное лицо, которые вынесли или исполняют данное постановление, а также лицо, привлеченное к административной ответственности, его законный представитель, законный представитель юридического лица, привлеченного к административной ответственности, защитник и представитель.

После исполнения постановления о наложении административного наказания оно с пометкой возвращается в суд, орган, должностному лицу, вынесшим постановление. Окончание исполнения означает и окончание производства по делу об административном правонарушении.

Еще по теме:

  • Вести протокол судебного заседания Вести протокол судебного заседания Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации […]
  • Физическое лицо оказывает услуги по обучению Физическое лицо оказывает услуги по обучению Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации […]
  • Пленум суда по ст158 ук рф Пленум суда по ст158 ук рф Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей […]
  • Федеральный закон о страховых тарифах на 2018 год Федеральный закон о страховых тарифах на 2018 год Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной […]
  • Признание фонда банкротом Признание фонда банкротом Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей […]
  • Ст 31 п1 нк рф Ст 31 п1 нк рф Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей […]