Содержание:

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 242-ФЗ «О внесении изменений в статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 12 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 19 июля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2018 года

Внести в статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2007, N 26, ст. 3089; 2011, N 30, ст. 4600; 2013, N 14, ст. 1642,1658) следующие изменения:

1) абзац первый части 2 после слова «предусмотренных» дополнить словами «частью 2 1 настоящей статьи и»;

2) дополнить частью 2 1 следующего содержания:

«2 1 . Опубликование в средствах массовой информации программ теле- и (или) радиопередач, перечней и (или) каталогов информационной продукции без размещения знака информационной продукции либо со знаком информационной продукции, не соответствующим категории информационной продукции, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.»;

3) дополнить примечанием следующего содержания:

«Примечание. В случае, если в соответствии с гражданско-правовым договором, заключенным между производителем или распространителем продукции средства массовой информации и лицом, предоставившим для опубликования программу теле- и (или) радиопередач, перечень и (или) каталог информационной продукции, обязанность по обозначению знаком информационной продукции возлагается на указанное лицо, административную ответственность за административные правонарушения, предусмотренные частью 2 1 настоящей статьи, несет лицо, предоставившее для опубликования программу теле- и (или) радиопередач, перечень и (или) каталог информационной продукции без размещения знака информационной продукции либо со знаком информационной продукции, не соответствующим категории информационной продукции.».

Статью 12 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 48; 2012, N 31, ст. 4328) дополнить частью 4 1 следующего содержания:

«4 1 . Производитель, распространитель продукции средства массовой информации вправе заключить с лицом, предоставившим ему для опубликования программу теле- и (или) радиопередач, перечень и (или) каталог информационной продукции, гражданско-правовой договор, по которому на указанное лицо возлагается обязанность обозначить знаком информационной продукции в соответствии с настоящей статьей такие программы теле- и (или) радиопередач, перечни и (или) каталога информационной продукции.».

ФЗ 242 о защите персональных данных. Федеральный закон 242 (ФЗ о персональных данных): изменения и комментарии

В России действует отдельный закон, в соответствии с которым различные организации и физлица должны осуществлять операции с персональными данными — ФЗ № 152. В соответствующий правовой акт периодически законодатель вносит изменения. В частности, 1 сентября 2015 года в силу вступили нормы ФЗ № 242, после издания которого в ФЗ № 152 появился ряд принципиально новых норм. В чем они заключаются? Кто обязан исполнять соответствующие положения законодательства?

Что представляет собой ФЗ о персональных данных?

Следует особо акцентировать внимание на этом принципиальном моменте: закон 242-ФЗ, вступивший в силу с 1 сентября 2015 года, является нормативным актом, который внес изменения в другой, основополагающий источник права — ФЗ № 152, принятый в июле 2006 года. Таким образом, формулировки, содержащиеся в законе № 242, следует рассматривать исключительно в контексте тех норм, что содержатся в ФЗ № 152.

Основополагающий правовой акт — ФЗ № 152, установил в законодательстве РФ такие правовые категории, как:

— оператор соответствующих сведений;

— обработка персональных данных.

Под первой правовой категорией законодатель предписывает понимать любую информацию, что прямо или косвенно относится к физическому лицу. Это могут быть, например, его Ф.И.О., персональные данные, контактные сведения.

Под второй правовой категорией в законе понимается государственный или муниципальный орган власти, организация или физическое лицо, которые самостоятельно либо в ходе взаимодействия с иными субъектами осуществляют процедуру обработки данных, а также определяют их состав и операции с ними.

Под третьей правовой категорией законодатель предписывает понимать любую операцию либо их последовательность, что имеют отношение к персональным данным и осуществляются посредством применения средств автоматизации или же без них.

Основные операции с персональными данными, определенные законом № 152: сбор, запись, хранение, корректировка, использование, передача, блокирование, удаление. Указанные правовые категории, в принципе, на момент принятия могли считаться довольно новыми для правовой системы РФ. До того оборот персональных данных регламентировался российским законодательством достаточно поверхностно.

Новизна ФЗ № 152

Закон о персональных данных, принятый в РФ, был призван, таким образом, приблизить отечественную правовую систему к мировым стандартам обеспечения конфиденциальности обмена информацией — прежде всего, представленной в электронном виде и используемой в рамках онлайновых коммуникаций. Но ФЗ № 152 в равной степени создал правовую среду также для обеспечения защиты различных офлайновых данных.

В соответствии с данным нормативно правовым актом было определено несколько классов персональных данных, которые требовали применения определенных алгоритмов защиты. Кроме того, ФЗ № 152 установил нормы, в соответствии с которыми оборот различных данных мог осуществляться в специализированных информационных системах — тех, которые требовали особенно высокой квалификации администраторов, а также получения ими лицензий на осуществление операций с персональными данными.

Несмотря на то что ФЗ № 152 был издан в 2006 году, на практике его основные положения операторам персональных данных стало обязательно применять только с 1 июля 2011 года. С того момента в соответствующий источник права, как мы отметили выше, периодически вносились различные корректировки. В частности, те, что были утверждены федеральными властями посредством Закона 242-ФЗ. Рассмотрим его особенности подробнее.

Особенности применения правового акта

Федеральный закон 242-ФЗ «О персональных данных» (точнее, «О внесении изменений в акты в части уточнения обработки данных») установил положение, в соответствии с которым операторы стали обязаны осуществлять обработку и хранение сведений только на серверах, что размещены на территории России. Либо если это офлайновые персональные данные — размещать их в базах данных, что находятся в РФ. Отметим, что в законе 242-ФЗ прописан ряд исключений относительно указанной нормы — которые, в свою очередь, отражены в положениях ФЗ № 152.

Еще один нюанс применения закона заключается в том, что посредством его законодатель также внес изменения не только в основной правовой акт, регулирующий операции с персональными данными, но и в другие источники. А именно в законы 149 «Об информации», а также 249 («О защите юрлиц и ИП при государственном и муниципальном контроле»).

В российских СМИ активно тиражировалась информация о том, что Роскомнадзор — ведомство, отвечающее за обеспечение соответствия деятельности операторов данных положениям ФЗ-242 «О защите персональных данных», в 2016 году будет проводить проверки крупнейших поставщиков IT-решений, которые осуществляют деятельность в РФ. В частности, говорилось о том, что цель Роскомнадзора — узнать, выполняют ли предписания рассматриваемого закона такие бренды, как Microsoft, «Вконтакте», HeadHunter, LaModa. Предполагалось, что ведомство выполнит порядка 1 тыс. различных проверок.

Инициированные федеральными властями посредством издания ФЗ № 242-ФЗ изменения о персональных данных в основном законе могли предопределить необходимость проведения крупнейшими операторами значительного обновления аппаратного и программного обеспечения. Но данная задача должна быть решена брендами, иначе, при несоответствии используемой ими инфраструктуры требованиям рассматриваемого закона, Роскомнадзор может наложить штраф на компанию.

Значительную роль в проверках, как предполагается, должны сыграть пользователи различных IT-решений. В случае если они начнут подозревать, что их данные не вполне надежно защищены, то сведения о сервисе, который задействуется при операциях с соответствующими данными, могут быть переданы пользователями непосредственно в Роскомнадзор. Который, в свою очередь, должен будет инициировать проверку сервиса на предмет соответствия нормам закона 242-ФЗ.

Полезно будет рассмотреть то, какова сфера действия рассматриваемого источника права.

Закон № 242: сфера действия источника права

Главный дискуссионный момент в данном случае — то, распространяется ли юрисдикция ФЗ-242 «О защите персональных данных» на иностранные фирмы, которые, с одной стороны, оказывают услуги российским пользователям, с другой, располагаются за пределами РФ как с юридической точки зрения, так и в плане задействуемой инфраструктуры.

Отдельных положений в рассматриваемом законе, которые бы однозначно определяли географию его действия, законодатель не утвердил. Поэтому, в целях нахождения ответа на рассматриваемый вопрос, необходимо обращаться к иным правовым актам.

Так, в соответствии с законом об информации, действующим в РФ, применение на территории России различных типов коммуникационной инфраструктуры должно осуществляться с учетом норм, утвержденных в законодательстве РФ. Таким образом, если следовать данной норме, то можно прийти к выводу, что Федеральный закон № 242-ФЗ распространяется все же только на те сервисы, которые однозначно задействуют инфраструктуру, что размещена в России.

Определение деятельности оператора персональных данных в России

Важнейший критерий определения юрисдикции рассматриваемого источника права — направленность деятельности бренда, владеющего тем или иным сервисом. Если тот или иной сайт преимущественно обслуживает российских пользователей, то он должен считаться объектом регулирования с точки зрения применения норм закона № 242. Тот факт, что сервис направлен на получение персональных данных граждан РФ, может устанавливаться исходя из того, что:

— в структуре адреса сайта используется домен .ru, .su, .рф или, например, .москва;

— контент сайта выполнен на русском языке;

— на страницах портала есть наличие возможности вступить в правоотношения с сервисом с использованием форм договоров, составляемых в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

На практике операторами данных, которые попадают под юрисдикцию ФЗ № 242, могут быть самые разные структуры — например, кадровые службы предприятий, банки, call-центры. Все они обязаны обеспечивать соответствие своей деятельности требованиям закона, о котором идет речь.

Закон № 242 с точки зрения применения его обратной силы

Закон № 242-ФЗ о внесении изменений в ФЗ № 152 был издан позже, чем появился собственно сам ФЗ № 152, а также предыдущие поправки к нему, однако обусловил возникновение необходимости в дополнительной интерпретации положений основного правового акта. В частности, в среде юристов появилась дискуссия о том, следует ли рассматривать закон № 242 как имеющий обратную силу.

Более всего популярна точка зрения, в соответствии с которой в отношении оценки юридического действия рассматриваемого правового акта следует применять общеюридические принципы, в соответствии с которыми наделение обратной силой тех законов, которые ухудшают положение тех или иных лиц либо устанавливают для них дополнительные обязанности, осуществляться не должно.

Исключения могут приниматься в отношении правовых актов, в которых принцип обратной силы зафиксирован непосредственно. Закон 242-ФЗ подобных положений не содержит. Поэтому соблюдать его обязаны только те участники правоотношений, которые начинают обрабатывать персональные данные уже после вступления соответствующего правового акта в законную силу. То есть с 1 сентября 2015 года.

Сущность сбора данных

Еще один дискуссионный момент, характеризующий рассматриваемый правовой акт — определение понятия «сбор данных» исходя из формулировок, присутствующих в нем. В чем заключается сложность трактовок в данном случае? Дело в том, что в соответствии с положениями ФЗ № 152, в которые были внесены посредством издания ФЗ № 242-ФЗ изменения о персональных данных, операторы обязаны обеспечивать локализацию файлов в процессе как раз таки сбора соответствующих сведений. В свою очередь, сущность данной процедуры однозначно не определена в законе, что, конечно же, не способствует эффективной реализации его положений в ряде контекстов.

В среде экспертов распространена точка зрения, по которой под «сбором» правомерно понимать процесс, в рамках которого оператор данных получает их непосредственно от некоторого субъекта либо управомоченных третьих лиц. Получается, что локализованы в соответствии с нормами ФЗ 242 должны быть только те персональные данные, что были приобретены оператором по факту проведения им целенаправленной работы по сбору соответствующих данных. И если, например, оператор получил их случайно — как вариант, в виде письма на электронную почту, то локализовать, как это предписывает закон 242-ФЗ, персональные данные необязательно. Аналогично неправомерно рассматривать как процесс сбора данных их получение одной фирмой от другой, если они представляют собой телефоны и иные контактные данные представителей компании.

Размещение данных за рубежом по закону № 242

Следующий важнейший нюанс, характеризующий правоприменительную практику при реализации положений закона № 242 — возможность размещения данных операторами за рубежом в необходимых случаях — например, если речь идет о резервном копировании соответствующих сведений на серверах, арендованных у иностранных поставщиков. С одной стороны, по закону № 242-ФЗ персональные данные должны размещаться на серверах, что расположены на территории России. С другой, конечно, может возникать их объективная необходимость в размещении также и на зарубежных ресурсах.

Как отмечают юристы, трансграничная передача данных без нарушения положений регулирующего законодательства, в принципе, возможна. Исходя из каких положений законодательства данную позицию можно считать правомерной?

Когда трансграничная передача легальна

Дело в том, что закон о локализации персональных данных 242-ФЗ не включает положений о внесении корректировок в правовые акты, регулирующие трансграничную передачу файлов, содержащих индивидуализированные сведения о гражданах РФ и иных субъектах, которые попадают под защиту закона № 152-ФЗ. Поэтому данная процедура легальна, как и до того момента, когда был приняты рассматриваемые поправки в закон.

Но еще раз обратим внимание — трансграничная передача данных может быть осуществлена только в целях резервного копирования соответствующих файлов. Их оригиналы, таким образом, обязательно должны быть размещены на серверах в РФ. При этом оператор данных сам несет ответственность за несанкционированное использование теми или иными лицами файлов на зарубежных серверах. Кроме того, ему, вероятно, предстоит привести в соответствие свои информационные системы с требованиями, установленными нормами права государства, на территории которого располагаются сервера.

Санкции за нарушения закона № 242

Итак, мы изучили то, какие внес законодатель посредством издания закона 242-ФЗ изменения в ФЗ № 152. Полезно будет также рассмотреть то, с какими санкциями могут столкнуться операторы данных, нарушившие положения соответствующего источника права.

Во-первых, на компанию, которая обязана выполнять требования закона № 242, может быть наложен административный штраф. Его величина составляет 500-1000 рублей для должностных лиц, а также в 10 раз большие суммы — для юридических лиц. Данный штраф установлен ст. 13.11 КоАП РФ.

Во-вторых, может быть применена такая санкция, как внесение оператора данных в реестр нарушителей. Он представляет собой автоматизированную базу, включающую доменные имена и адреса страниц сайтов, на которых персональные данные обрабатываются с нарушениями. Отметим, что включение оператора в соответствующий реестр осуществляется на основании решения суда. Исключение — после его отмены или же по факту устранения компанией нарушений рассматриваемого закона.

В-третьих, может быть ограничен доступ к сайту, на котором реализуется некорректная обработка персональных данных. Данная процедура осуществляется после того, как субъект персональных данных направляет в Роскомнадзор заявление о необходимости принятия мер по блокировке соответствующего ресурса.

Кроме того, данный документ также должен быть дополнен судебным актом, который вступил в законную силу. После этого Роскомнадзор направляет сведения о нарушениях владельцем сайта закона № 242 хостинг-провайдеру, и тот, если владелец ресурса не устранит нарушение, блокирует сайт.

Порядок применения санкций к нарушителям положений рассматриваемого правового акта во многом зависит от правоприменительной практики. Операторам персональных данных имеет смысл регулярно изучать ее, так же как, например, и различные аналитические исследования положений закона № 242-ФЗ, комментарии юристов к нему. Исполнение норм ФЗ № 152 с учетом актуальных поправок к нему — важнейшее условие корректного функционирования соответствующих информационных сервисов.

Статья 242. Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов

1. Незаконные изготовление и (или) перемещение через Государственную границу Российской Федерации в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних либо вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, —

наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»);

в) с извлечением дохода в крупном размере, —

наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо без такового.

Примечание. Доходом в крупном размере в настоящей статье, а также в статье 242.1 настоящего Кодекса признается доход в сумме, превышающей пятьдесят тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 242 УК РФ

1. Общественная опасность данного преступления состоит в вульгарно-натуралистическом, циничном изображении сцен полового акта вопреки нормам нравственности, препятствующим нормальному физическому и нравственному развитию несовершеннолетних.

Преступления, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести; ч. 2 — к категории преступлений средней тяжести; ч. 3 — к категории тяжких преступлений.

2. Объектом данного преступления является не только психическое здоровье населения, но и общественная нравственность.

3. Предметом преступления являются порнографические материалы и предметы, за исключением материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, которые являются предметом преступления, предусмотренного ст. 242.1 УК.

Порнография — непристойное, грубо натуралистическое, детализированное, циничное изображение, словесное описание или демонстрация половой жизни людей, все, что расположением лиц, поз, рисунка обнаруживает специальное стремление возбудить похотливое чувство. В отличие от эротического изображения в порнографии внимание акцентируется на контактах половых органов.

Порнографическими материалами могут быть кино- и видеофильмы, печатные издания, изображения, фотографии, т.е. живописные, графические, литературные, музыкальные и иные произведения, основным содержанием которых является изображение анатомических или физиологических потребностей сексуальных отношений.

Порнографическими предметами могут быть статуэтки, макеты половых органов и т.п. Для установления порнографического характера материалов или предметов необходимо проводить искусствоведческие экспертизы. Выводы экспертов должны основываться на специальных познаниях, а не на вкусовых оценках экспертов на уровне бытовых представлений без учета специфики киноискусства.

4. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражается в следующих действиях: а) незаконное изготовление в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования; б) незаконное перемещение в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования; в) незаконное распространение; г) незаконная публичная демонстрация; д) незаконное рекламирование.

Незаконное изготовление предполагает создание любым способом материала или предмета порнографического содержания без соответствующего разрешения либо в нарушение установленных правил с целью ознакомления других лиц с ними независимо от формы такого ознакомления.

Перемещение через Государственную границу РФ предполагает перемещение материалов или предметов, которое осуществляется через Государственную границу РФ в любом направлении (ввоз, вывоз). При этом под Государственной границей РФ понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (ст. 1 Закона о Государственной границе).

Распространение — доведение в нарушение установленных правил или без соответствующего разрешения до сведения других лиц порнографических материалов или предметов. Незаконная торговля, т.е. реализация порнографических материалов и предметов иным лицам за определенную плату лицом, не имеющим лицензии, в запрещенных местах, в нарушение порядка торговли, в том числе продажа несовершеннолетним и т.п., также расценивается как незаконное распространение.

Публичная демонстрация — показ в присутствии нескольких лиц.

Незаконное рекламирование — в нарушение установленных правил или без соответствующего разрешения сообщение иным гражданам о наличии таких материалов и предметов, их содержании, условиях приобретения и т.п. Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» ).
———————————
СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

5. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выражается в следующих действиях: а) распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних; б) вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции.

Среди несовершеннолетних — означает совершение обозначенных действий в присутствии или для двух и более несовершеннолетних.

Вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции — действия, направленные на склонение несовершеннолетнего к перемещению порнографической продукции через Государственную границу РФ или к ее распространению, к публичной демонстрации или к рекламированию, которые возбудили у несовершеннолетнего желание участвовать в совершении хотя бы одного из указанных действий. Способы вовлечения могут быть различны, в том числе обещание, обман, угроза.

6. Преступление считается оконченным с момента изготовления хотя бы одного материала или предмета порнографического характера. Перемещение через Государственную границу РФ с целью распространения, публичной демонстрации или рекламирование образуют самостоятельные составы преступлений, даже если они были совершены лицом, их не изготовившим. Оконченными эти преступления будут с момента ознакомления с соответствующими материалами или предметами хотя бы одного лица или с момента получения информации о них хотя бы одним лицом. Распространение признается оконченным преступлением с момента реализации хотя бы одного материала или предмета.

7. Субъективная сторона преступления — в форме прямого умысла. Виновный осознает, что незаконно изготавливает, перемещает через Государственную границу РФ с целью распространения, публичной демонстрации или рекламирования порнографических материалов или предметов, распространяет, публично демонстрирует или рекламирует порнографические материалы и предметы, и желает этого. Изготовление или перемещение через Государственную границу РФ порнографических материалов и предметов для личных нужд не образует состава данного преступления.

8. Необходимо установить цель распространения или рекламирования таких материалов и предметов при изготовлении. Изготовление или приобретение порнографических материалов и предметов для личных нужд не образует состава преступления.

9. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. При совершении преступления должностным лицом действия виновного квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и ст. 285 УК.

10. О понятии группы лиц по предварительному сговору или организованной группы см. коммент. к ст. 35.

11. Использование СМИ означает использование периодического печатного издания, сетевого издания, телеканала, радиоканала, телепрограммы, радиопрограммы, видеопрограммы, кинохроникальной программы, иной формы периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (см. ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 14.06.2011) ).
———————————
СЗ РФ. 2011. N 25. Ст. 3535.

12. Извлечением дохода в крупном размере признается получение дохода в сумме, превышающей 50 тыс. руб.

Статья 242 ГК РФ. Реквизиция

Текущая редакция ст. 242 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).

2. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде.

3. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.

Комментарий к статье 242 ГК РФ

1. Реквизиция представляет собой изъятие имущества у собственника в интересах общества по причине форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер). Как правило, реквизиция осуществляется в целях обеспечения спасения людей, а также реализации государственных интересов. В качестве примера можно привести изъятие у собственника транспортного средства, в частности моторной лодки либо обычной лодки при наводнении в целях спасения людей.

Реквизиция возможна при наличии следующих условий:
1) принятие решения уполномоченного государственного органа. Такое решение должно приниматься в письменной форме с указанием причин и необходимости изъятия имущества;
2) соблюдение порядка и условий, установленных законодательством. Так, например, согласно ст. 51 ЗК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции;
3) выплата собственнику стоимости имущества. Оценка стоимости имущества может проводиться в соответствии с ФЗ от 29.07.98 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а может определяться самим государством либо по соглашению с собственником имущества. Но и в том, и в другом случае собственник имущества вправе обратиться в суд с исковым заявлением об оспаривании установленной цены изымаемого имущества.

Отметим, что ни в п.1, ни в п.2 комментируемой статьи не устанавливаются сроки такой выплаты. Полагаем, что выплата должна быть произведена на следующий день после проведения оценки изымаемого имущества.

2. Собственнику, у которого в порядке реквизиции было изъято имущество, несмотря на наличие у него права на возмещение стоимости этого имущества, гарантируются права на возврат реквизированного имущества. Однако реализовать это право собственник может только при одновременном наличии следующих условий:
1) прекращение действия форс-мажорных обстоятельств, например, прекращение стихии;
2) обращение в суд с исковым заявлением о возврате реквизированного имущества;
3) сохранение такого имущества в натуре.

3. Применимое законодательство:
— ЗК РФ;
— ФЗ от 29.07.98 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Консультации и комментарии юристов по ст 242 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 242 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 242.3. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

1. Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения — должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия в соответствии с настоящим Кодексом должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (далее в настоящей статье — лицевые счета должника).

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 04.06.2018 N 142-ФЗ)

2. Орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

3. Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник одновременно с указанной информацией представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Абзацы третий — четвертый утратили силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.

При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее также — решения налоговых органов), а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.11.2007 N 247-ФЗ, от 04.06.2018 N 142-ФЗ)

4. Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с документами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, представляет в орган Федерального казначейства информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.

При этом, если в таком исполнительном документе должником указан орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, он вправе поручить его исполнение подведомственному ему федеральному казенному учреждению с передачей копий документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, для оплаты исполнительного документа в соответствии с настоящей статьей и с доведенными до него лимитами бюджетных обязательств (бюджетными ассигнованиями) и (или) объемами финансирования расходов, а также с одновременным направлением в орган Федерального казначейства соответствующего уведомления о поручении исполнения исполнительного документа федеральному казенному учреждению.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

В случае неисполнения федеральным казенным учреждением переданного ему исполнительного документа в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех его лицевых счетах, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением этого федерального казенного учреждения и соответствующего органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.11.2007 N 247-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 04.06.2018 N 142-ФЗ)

5. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

6. Орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

7. Должник обязан представить в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.11.2007 N 247-ФЗ, от 04.06.2018 N 142-ФЗ)

8. При неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами) с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.11.2007 N 247-ФЗ, от 04.06.2018 N 142-ФЗ)

Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган Федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

(в ред. Федерального закона от 02.11.2007 N 247-ФЗ)

При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

9. При поступлении в орган Федерального казначейства заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа указанный орган возвращает взыскателю полностью или частично неисполненный исполнительный документ с указанием в сопроводительном письме причины его неисполнения.

В случае частичного исполнения должником исполнительного документа указанный документ возвращается взыскателю с отметкой о размере перечисленной суммы.

При поступлении заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа в орган Федерального казначейства в период приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами) указанный орган уведомляет должника об отмене приостановления операций по лицевым счетам должника, а исполнительный документ возвращает взыскателю в порядке, определенном абзацами первым и вторым настоящего пункта.

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 142-ФЗ)

10. В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

11. Орган Федерального казначейства при полном исполнении исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ.

12. Орган Федерального казначейства ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в порядке, установленном Федеральным казначейством.

13. В случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

Еще по теме:

  • Федеральный закон 261 фз статья 13 Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 196-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской […]
  • Внесение изменений в 271-фз Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 271-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и […]
  • Фз 219 статья 12 Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" Комментарии Российской Газеты Принят Государственной Думой 10 июля 2018 года Одобрен Советом Федерации 13 июля 2018 года Внести в […]
  • Как создать банк в рк Выдача разрешения на открытие и лицензирование банка Лицензиар Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Адрес: Республика Казахстан 050000, г. Алматы ул. Айтеке би, 67 тел: […]
  • Подсудность арбитражных судов гпк Глава 4. Компетенция арбитражных судов (ст.ст. 27 - 39) Глава 4. Компетенция арбитражных судов В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 8 декабря 2011 г. N 422-ФЗ дела, которые отнесены к подведомственности арбитражных […]
  • Коап статья 3012 Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 192-ФЗ “О внесении изменений в статьи 222 и 223 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” (не вступил в силу) Принят […]