Содержание:

Кодекс законов о труде Украины

Глава I
Общие положения

Статью 5 исключен на основании Закона N от 20.03.91

Статью 6 исключена на основании Закона N от 20.03.91

Глава II
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР

Глава III
ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

Статью 35 исключено на основании Закона N 1356-XIV от 24.12.99

Статью 37 исключено на основании Закона N 1254-VI от 14.04.2009

Глава III-А
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ РАБОТНИКОВ
Статья 49-1 исключена на основании Закона N от 05.07.95

Глава IV
Рабочее время

Глава V
ВРЕМЯ ОТДЫХА

Глава VI
НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА

Статью 93 исключен на основании Закона N от 05.07.95

Глава VII
ОПЛАТА ТРУДА

Статьи 99 исключен на основании Закона N от 10.09.96

Статью 101 исключено на основании Закона N от 10.09.96

Статью 102 исключена на основании Указа ПВР N от 27.05.88

Глава VIII
ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ

Глава IX
ГАРАНТИИ ПРИ ВОЗЛОЖЕНИИ НА РАБОТНИКОВ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УЩЕРБ, причиненный предприятию, учреждению, ОРГАНИЗАЦИИ

Глава X
ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА

Глава XI
ОХРАНА ТРУДА

Глава XII
ТРУД ЖЕНЩИН

Глава XIII
ТРУД МОЛОДЕЖИ

Глава XIV
Льготы для работников, совмещающих работу с обучением

Глава XV
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ

Статья 240 исключена на основании Закона N от 20.03.91

Статью 241 исключено на основании Закона N от 20.03.91

Статья 242 исключена на основании Закона N от 18.02.92

Глава XVI
Профессиональные союзы. УЧАСТИЕ РАБОТНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Глава XVI-А
ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ

Глава XVII
ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Глава XVIII
НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА соблюдением законодательства о труде

Статью 261 исключено на основании Закона N от 15.12.93

Статья 262 исключена на основании Закона N от 15.12.93

Статью 264 исключена на основании Закона N от 15.12.93

Что говорит Трудовой кодекс: опоздание на работу на 15 минут – нарушение или нет?

Почти все сотрудники, как частных, так и государственных организаций, хотя бы раз опаздывали на работу, вследствие уважительных или неуважительных причин. В такой ситуации остается надеяться на лояльность начальства, однако зачастую руководство воспринимает даже незначительное опоздание в качестве признаков неорганизованности и халатности. Предлагаю вам разобрать в том, что говорит Трудовой кодекс: опоздание на работу на 15 минут – нарушение или нет?

Миф о 15 минутах

Опоздание – это отсутствие на рабочем месте в рабочее время. При этом отсутствует какой-либо минимальный предел. Почему-то в нашей стране закрепился определенный миф о том, что отсутствие на рабочем месте на 15 минут не несет никаких последствий.

Однако это не соответствует действительности, и даже опоздание на пару минут, которое зафиксировано с помощью автоматики, будет замечено и повлечет начало разбирательств.

Ряд организаций работает по достаточно свободному графику, при котором те самые 15 минут не будут в глазах руководства серьезным проступком. Но даже при отсутствии строгого распорядка опоздание на время более четырех часов без уважительной причины будет считаться серьезным нарушением.

Ответственность по Трудовому кодексу

В Трудовом кодексе РФ отсутствует определение того, что такое опоздание на работу. Но есть общее понятие, которое называется нарушением дисциплины.

Когда работник подписывает трудовое соглашение, он добровольно соглашается выполнять ряд обязанностей и участвовать в производственном процессе, следуя распорядку работодателей. Последние обеспечивают режим труда, а также отдыха на предприятиях, которые им вверены. При этом режим считается частью правил, которые нужно обязательно соблюдать, что и называется трудовой дисциплиной.

Опоздание на работу считается дисциплинарным проступком, который связан с отсутствием возможности исполнения обязанностей из-за того, что сотрудник находится не на своем рабочем месте.

Если же временной отрезок превышает четыре часа, то это можно квалифицировать как прогул. По этой причине работника можно уволить по статье Трудового кодекса Российской Федерации. В трудовой книжке сделают соответствующую отметку, что может стать в дальнейшем серьезной проблемой и помешать трудоустройству. Из-за этого большая часть предприятий дает сотрудникам возможность написать заявление об увольнении по собственному желанию.

Существует мнение о том, что даже за опоздание на пять минут руководство фирмы может оштрафовать подчиненного. Это подтверждается многочисленными слухами о злом начальстве, которое налагает такие санкции на сотрудников. Но в 192-й статье ТК установлен закрытый список дисциплинарных взысканий, к которым относят:

  1. Замечание.
  2. Выговор.
  3. Увольнение (при многократных нарушениях и невыполнении обязанностей).

Однако штрафов за такие проступки законодательство не предусматривает. Разумеется, в законах опытные юристы могут найти лазейки, которые позволяет влиять на опоздавших материальными взысканиями. Но для этого потребуется продуманное юридическое обоснование и оформление.

Если человека начальство намерено привлечь к ответственности за опоздание, этот факт нужно зафиксировать:

  1. На контрольно-пропускном пункте.
  2. В докладных записках непосредственного начальника.
  3. В акте о нарушении.

Механизм фиксации нарушения может быть прописан в Правилах внутреннего распорядка на предприятии. Для того чтобы выяснить причину, у подчиненного можно потребовать объяснение в письменном виде. При наличии уважительной причины, которую не учитывали, определяя меру дисциплинарной ответственности, остается возможность оспаривания в суде.

Работодателям рекомендуется не использовать серьезные санкции за проступки, которые можно назвать малозначительными. В 192-й статей ТК есть утверждение о том, что при наложении взысканий нужно учитывать степень тяжести проступка, а также обстоятельства, при которых он совершался.

Если из-за этого подчиненного лишают премии, такая санкция считается незаконной. Несмотря на то, то депремирование можно считать взысканием, похожим на дисциплинарное, этого Трудовой кодекс не предусматривает. Для лишения премии или уменьшения ее размера требуется, чтобы на предприятии было специальное положении о начислении премий. В нем должно быть установлено условие обязательного соблюдения трудовой дисциплины для премирования.

Уважительные причины по закону

Действующее законодательство не включает точных определений, как уже было сказано выше. Из-за этого нет и официального списка уважительных или неуважительных причин для отсутствия на рабочем месте.

В данном случае говорить о том, какие факторы можно назвать объективно уважительными, необходимо, ориентируясь на общепринятую деловую практику. Оправданием являются следующие причины:

  1. Болезнь самого подчиненного.
  2. Болезнь или смерть близкого родственника.
  3. Неблагоприятные погодные условия.
  4. Аварии или внезапные изменения расписания общественного транспорта.
  5. Другие чрезвычайные обстоятельства.

В качестве подтверждения указанных выше причин необходимо предоставить медицинские справки, документы от транспортных компаний, отметки на билетах с поезда или самолета, документацию от гидрометеослужб, жилищного управления (которое может подтвердить бытовую аварию по месту жительства).

Если руководство после того, как подтверждающая документация предоставлена подчиненным, не требует от него других объяснений в письменном виде, можно говорить о том, что причина признана начальством уважительной. В этой ситуации за нарушением не последует дисциплинарных взысканий.

За что можно наказать работника

Не существует градаций причин по продолжительности отсутствия на рабочем месте, как и нет таких понятий о систематических опозданиях. Любые нарушения такого рода рассматриваются как дисциплинарные проступки.

Если подчиненный не предоставил документации, которая подтверждает наличие уважительной причины, руководство может применить определенные санкции. Для начала делают замечание, затем объявляют выговор, и если правонарушение совершается повторно, за этим следует увольнение по 192 статье ТК. Однако уволить можно и по причине однократного опоздания на время более четырех часов.

Из этого следует, что тот, кто опоздал три раза по несколько минут, формально подвержен более серьезным санкциям, если сравнивать его с тем, кто опоздал только один раз, но на пару часов. Для первого нарушение будет неоднократным, что может повлечь увольнение, а для второго, несмотря на продолжительное отсутствие, санкцией может стать выговор или даже замечание, так как установленный по законодательству лимит в четыре часа не превышен.

Но это не значит, что начальник организации может своевольно применять взыскания. Законодательство требует руководства соизмерения степени серьезности проступка с последующим наказанием.

В заключение

Опоздание на работу считается нарушением трудовой дисциплины. При этом не существует минимальных временных отрезков, которые допускаются по закону. Поэтому можно считать популярное утверждение о «15 минутах» всего лишь мифом. Необходимо учитывать, что отсутствие работника не считается проступком, если работодатели в письменном виде не зафиксировали факт нарушения и не требовали от подчиненного объяснений.

Кодекс законов о труде Украины
Статья 182-1. Дополнительный отпуск работникам, имеющим детей или совершеннолетнего ребенка с инвалидностью с детства с детства подгруппы А I группы

Женщине, которая работает и имеет двух или более детей в возрасте до 15 лет или ребенка с инвалидностью, или которая усыновила ребенка, матери лица с инвалидностью с детства подгруппы А I группы, одинокой матери, отцу ребенка или лица с инвалидностью с детства подгруппы А I группы, воспитывает их без матери (в том числе в случае длительного пребывания матери в лечебном учреждении), а также лицу, взявшему ребенка под опеку или лицо с инвалидностью с детства подгруппы а I группы, предоставляется ежегодно дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 10 календарных дней без ура ления праздничных и нерабочих дней (статья 73 настоящего Кодекса).

При наличии нескольких оснований для предоставления этого отпуска его общая продолжительность не может превышать 17 календарных дней.

Указанная в части первой этой статьи отпуск предоставляется сверх ежегодных отпусков, предусмотренных статьями 75 и 76 настоящего Кодекса, а также сверх ежегодных отпусков, установленных другими законами и нормативно-правовыми актами, и переносится на другой период или продолжается в порядке, определенном статьей 80 настоящего Кодекса .

Трудовой кодекс Республики Беларусь
Статья 17. Срок трудового договора

Трудовые договоры могут заключаться на:

1) неопределенный срок;

2) определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор);

3) время выполнения определенной работы (срочный трудовой договор);

4) время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с настоящим Кодексом сохраняется место работы (срочный трудовой договор);

5) время выполнения сезонных работ (срочный трудовой договор).

Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться без учета требований к срочным трудовым договорам, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с лицами, принимаемыми на работу к индивидуальному предпринимателю, в микроорганизацию.

Разновидностью срочного трудового договора является контракт, который заключается в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде.

Трудовой договор на время выполнения определенной работы заключается в случаях, когда время завершения работы не может быть определено точно.

Трудовой договор на время выполнения сезонных работ заключается в случаях, когда работы в силу природных и климатических условий могут выполняться только в течение определенного сезона.

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, договор считается заключенным на неопределенный срок.

Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовые договоры на срок до двух месяцев, установлены главой 23 настоящего Кодекса.

Выпуск газеты Шахтер Украины

Работник, увольняемый с предприятия по соглашению сторон, теряет право на получение выходного пособия, как это предусмотрено для лиц, расторгающих трудовой договор по основаниям п.6 ст.36, ст.39, п.п.1,2 и п.6 ст. 40 КЗОТ Украины (изменение в организации производства, сокращение численности, штата и др.).

Что касается получения пособия по безработице в случае регистрации в государственном центре занятости, вы имеете на это право. Решение указанного вопроса урегулировано нормами п.2 Порядка о предоставлении помощи по безработице (утвержденного приказом Министерства труда и социальной политики Украины № 307 от 20.11.2000 г.).

Застрахованным лицам, которые потеряли работу по не зависящим от них обстоятельствам и признаны в установленном порядке безработными и которые на протяжении 12 месяцев предшествующих началу безработицы, работали на условиях полного или неполного рабочего дня (недели) не менее 26 календарных недель и платили страховые взносы, назначается помощь по безработице в процентах от зарплаты, в зависимости от стажа работы:

  • до 2 х лет – 50%
  • от 2 до 6 лет – 55%
  • от 6 до 10 лет – 60%
  • более 10 лет – 70%

В зависимости от продолжительности безработицы помощь по безработице уменьшается и выплачивается в процентах до определённого размера:

  • первые 90 календарных дней – 100%;
  • на протяжении следующих 90 календарных дней – 80%;
  • в дальнейшем – 70%.

Пунктом 2.2. вышеуказанного Порядка определено, что потерей работы по не зависящим от застрахованного лица обстоятельствам считается прекращение трудового договора в соответствии со ст.36 КЗОТ Украины (п.п. 1.2.3.), ст.38 КЗОТ Украины (в случае невозможности продолжать работу), а также в случае невыполнения собственником условий коллективного договора.

Помощь по безработице выплачивается с 8-го дня после регистрации застрахованного лица в установленном порядке в государственной службе занятости.

При этом необходимо знать, что помощь по безработице лицам, которые уволились с последнего места работы по собственному желанию (ст.38 КЗОТ Украины) без уважительных причин, выплачивается с 91-го календарного дня после регистрации застрахованного лица в государственной службе занятости.

КЗоТ Украины Глава 18 Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ

Статья 259. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде юридическими лицами независимо от формы собственности, вида деятельности, хозяйствования, физическими лицами — предпринимателями, которые используют наемный труд, осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Центральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в их функциональном подчинении, кроме органов доходов и сборов, имеющих право с целью проверки соблюдения налогового законодательства осуществлять такой контроль на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и подчинения.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профессиональные союзы и их объединения.

Статья 260. Государственный надзор за охраной труда

Государственный надзор за соблюдением законодательных и других нормативных актов об охране труда осуществляют:

центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны труда;

центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере ядерной и радиационной безопасности;

центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере осуществления государственного надзора (контроля) в сфере пожарной безопасности;

центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере осуществления государственного надзора (контроля) в сфере техногенной безопасности;

центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере санитарно эпидемиологического благополучия населения;

Статья 261. Исключена.

Статья 262. Исключена.

Статья 263. Полномочия местных государственных администраций и советов в области охраны труда

Местные государственные администрации и советы в пределах соответствующей территории:

обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда;

формируют с участием профсоюзов программы мероприятий по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, имеющие межотраслевое значение;

осуществляют контроль за соблюдением нормативных актов об охране труда.

Статья 264. Исключена.

Статья 265. Ответственность за нарушение законодательства о труде

Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, виновные в нарушении законодательства о труде, несут ответственность согласно действующему законодательству.

Юридические и физические лица — предприниматели, которые используют наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в случае:

фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленный на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов — в тридцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение;

нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме — в трехкратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения;

несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда — в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение;

несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, привлекаемым к исполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе», «Про мобилизационную подготовку и мобилизацию», — в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение;

недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении — в трехкратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения;

совершение действий, предусмотренных абзацем шестым настоящей части, при проведении проверки по вопросам выявления нарушений, указанных в абзаце втором настоящей части, — в стократном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения;

нарушение других требований трудового законодательства, кроме предусмотренных абзацами вторым — седьмым настоящей части, — в размере минимальной заработной платы.

Штрафы, наложение которых предусмотрено частью второй настоящей статьи, являются финансовыми санкциями и не относятся к административно-хозяйственным санкциям, определенным главой 27 Хозяйственного кодекса Украины.

Штрафы, указанные в части второй настоящей статьи, налагаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Штрафы, указанные в абзаце втором части второй настоящей статьи, могут быть наложены центральным органом исполнительной власти, указанным в части четвертой настоящей статьи, без осуществления мероприятия государственного надзора (контроля) на основании решения суда об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и установления периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленный на предприятии, в учреждении, организации.

Исполнение постановления центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, возлагается на органы государственной исполнительной службы.

Уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений законодательства о труде.

Еще по теме:

  • Закон рсфср о конкуренции и ограничении Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ ст 53 (ред. от 29.07.2018) Статья 53. Заключительные положения 1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу: 1) статьи 1 - 2, абзацы […]
  • Статья 42 г в военном билете Статья 42 г в военном билете К пункту "а" относятся: заболевания сердца с сердечной недостаточностью IV ФК; комбинированные или сочетанные приобретенные пороки сердца при наличии или отсутствии сердечной недостаточности; изолированные […]
  • Отражение счет фактуры на аванс при покупке Популярные статьи Как отразить выданный аванс Краткое пошаговое руководство Итак, приступим к действиям, настроившись на положительный результат . Шаг - 1 Сначала следует заметить, что выплаченные авансы вы должны отражать лишь на счете […]
  • Письмо о смерти на английском Деловое письмо с соболезнованиями на английском языке Структура подобных писем, как правило, одинакова, является ли адресат вашим близким другом, родственником, коллегой или бизнес партнером (но, конечно, возможны вариации). В структуру […]
  • Тк рф ст 329 Статья 329. Рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением […]
  • Ответы на задания по логике для юристов ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ К ГЛАВЕ II. ЛОГИКА И ЯЗЫК ПРАВА Упражнение 3 1. Вместо Х можно подставить слово “причина”, взятое в кавычки. Получаем: “Причина” - философская категория. Упражнение 6 2. В предложении говорится о […]