Содержание:

Статья 10.12 КоАП РФ. Нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений (действующая редакция)

Нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 10.12 КоАП РФ

1. Применительно к отношениям, регулируемым Законом РФ от 6 августа 1993 г. N 5605-1 «О селекционных достижениях», под семенами понимаются растение или его часть, применяемые для воспроизводства сорта. В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ «О семеноводстве» под семенами подразумеваются части растений (клубни, луковицы, плоды, саженцы, собственно семена, соплодия, части сложных плодов и др.), применяемые для воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений или для воспроизводства видов лесных растений.

2. Обязательные требования, предъявляемые к хранению, транспортировке и использованию семян сортов растений, установлены Законом РФ «О семеноводстве». Согласно этим требованиям запрещаются:

— ввоз на территорию Российской Федерации семян сортов растений, которые не включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, за исключением ввоза для научных целей, государственных испытаний, производства семян растений на экспорт;

— ввоз в РФ и вывоз с ее территории без разрешения патентообладателя семян сортов растений, охраняемых соответствующим патентом.

Юридические или физические лица, использующие семена сортов растений, не охраняемых патентом на селекционное достижение, с целью их репродукции до истечения 20-летнего срока с года допуска сорта, обязаны заключить с учреждением-оригинатором (автором) соглашение о вознаграждении за использование сорта.

Размер вознаграждения определяется соглашением сторон.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О селекционных достижениях» любое лицо должно получить от патентообладателя лицензию на осуществление с семенами охраняемого селекционного достижения следующих действий:

производства и воспроизводства;

доведения до посевных кондиций для последующего размножения;

предложения к продаже;

продажи и иных видов сбыта;

вывоза с территории Российской Федерации;

ввоза на территорию Российской Федерации;

хранения в перечисленных выше целях.

3. Согласно ст. 21 Федерального закона «О семеноводстве» порядок заготовки, обработки, хранения и использования семян сельскохозяйственных растений определяется Минсельхозом России и МПР России.

Использование семян, которые являются объектом исключительных прав (интеллектуальной собственностью), допускается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Запрещается использовать для посева (посадки) семена, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства.

4. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О семеноводстве» партии семян, предназначенных для реализации, должны иметь сертификаты, удостоверяющие сортовые и посевные качества семян. По заявкам производителей семян данные сертификаты выдаются и на партии семян, предназначенных для собственных нужд их производителей.

Партии семян, предназначенных для вывоза из РФ, должны иметь сертификаты в соответствии с нормами международного права.

Выдача сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества семян, осуществляется семенными инспекциями и лесосеменными станциями.

Применительно к семенам сельскохозяйственных и лесных растений порядок сертификации установлен Положением, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ (ныне — Минсельхоз России) от 8 декабря 1999 г. N 859.

5. О требованиях к реализации и транспортировке семян сельскохозяйственных растений см. п. 1 комментария к ст. 10.14. Указанные требования также определены Порядком реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений, утвержденным Приказом Минсельхозпрода России от 18 октября 1999 г. N 707. Порядок аккредитации физических и юридических лиц на право определения посевных качеств семян сельскохозяйственных растений установлен Положением, утвержденным Приказом Минсельхоза России от 17 июля 2000 г. N 664. Неисполнение, ненадлежащее исполнение указанных требований рассматриваются в качестве административных правонарушений.

6. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по производству элитных семян (семян элиты) вправе осуществлять только лицензиаты. В соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, лицензирование указанного вида деятельности отнесено к ведению Минсельхоза России.

О лицензионных требованиях и условиях по данному виду деятельности и о правовых последствиях совершения лицензиатом — юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем комментируемого административного правонарушения см. п. 3 комментария к ст. 7.18.

Производство элитных семян, осуществляемое физическим, юридическим лицом без лицензии, квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.

7. Об особенностях функционирования системы семеноводства лесных растений см. п. 4 комментария к ст. 8.27.

8. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц Государственной семенной инспекции РФ при Минсельхозе России (Госсеминспекция России), указанных в ч. 2 ст. 23.19 КоАП (см. комментарий к названной статье).

Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность ст. 10 — 22

Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 10. Понятие административного правонарушения

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Статья 11. Совершение административного правонарушения умышленно

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Статья 12. Совершение административного правонарушения по неосторожности

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Статья 13. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Статья 14. Ответственность несовершеннолетних

К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Президиумом Верховного Совета РСФСР.

В случае совершения лицами в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет административных правонарушений, предусмотренных статьями 49, 114 — 122, 148, 158, 159, 165, 165.8, 172 — 175, 183, 183.1, 183.2, 183.3 настоящего Кодекса, они подлежат административной ответственности на общих основаниях. С учетом характера совершенного правонарушения и личности нарушителя дела в отношении указанных лиц (за исключением лиц, совершивших правонарушение, предусмотренное статьей 165 настоящего Кодекса) могут быть переданы, а предусмотренные статьей 49 настоящего Кодекса, как правило, подлежат передаче на рассмотрение районных (городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних.

(в ред. Федерального закона от 02.02.1995 N 12-ФЗ)

Несовершеннолетние в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет могут подлежать административной ответственности на общих основаниях и в других случаях, прямо предусмотренных законодательными актами СССР.

Статья 15. Ответственность должностных лиц

Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

Статья 16. Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за совершение административных правонарушений

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме того, штраф и лишение права управления транспортными средствами.

(в ред. Федеральных законов от 27.01.1995 N 10-ФЗ, от 02.02.1995 N 12-ФЗ — «Собрание законодательства РФ«, 30.01.1995, N 5, ст. 346; 06.02.1995, N 6, ст. 453)

Другие, кроме указанных в части первой настоящей статьи, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях — административную ответственность на общих основаниях.

В случаях, указанных в части первой настоящей статьи, органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут вместо наложения взысканий передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

Работники железнодорожного, морского, речного транспорта и гражданской авиации, на которых распространяется действие уставов о дисциплине, несут в соответствии с этими уставами дисциплинарную ответственность за совершение ими при исполнении служебных обязанностей следующих административных правонарушений:

работники железнодорожного транспорта — нарушений, предусмотренных частями второй, третьей, четвертой и пятой статьи 103, статьями 104, 104.1 и частью первой статьи 126 настоящего Кодекса;

работники морского транспорта — нарушений, предусмотренных статьями 104.1, 109, 109.1, 110 и частью второй статьи 126 настоящего Кодекса;

работники речного транспорта — нарушений, предусмотренных статьями 104.1, 110 — 111.3 и частью второй статьи 126 настоящего Кодекса;

работники гражданской авиации — нарушений, предусмотренных статьями 105 — 108 настоящего Кодекса.

(в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 15.03.1988, Закона РФ от 24.12.1992 — Ведомости ВС РСФСР, 1988, N 12, ст. 341; Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, N 3, ст. 97)

Статья 17. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

Находящиеся на территории РСФСР иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами СССР. Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории РСФСР иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам СССР пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Союза ССР и РСФСР, разрешается дипломатическим путем.

Физические лица иностранных государств и лица без гражданства, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, подлежат административной ответственности на общих основаниях с физическими лицами Российской Федерации.

(часть вторая введена Федеральным законом от 27.05.1996 N 56-ФЗ, в ред. Федерального закона от 30.03.1999 N 53-ФЗ)

Статья 18. Крайняя необходимость

Не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное настоящим Кодексом или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, социалистической собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Статья 19. Необходимая оборона

Не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное настоящим Кодексом или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии необходимой обороны, то есть при защите государственного или общественного порядка, социалистической собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

Статья 20. Невменяемость

Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

Статья 21. Передача материалов об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива

Лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.

В отношении лиц, освобожденных по указанным в части первой настоящей статьи основаниям от административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 117, 120, 124, 147, 151, 160 — 163 настоящего Кодекса, материалы могут быть также переданы на рассмотрение комиссии по борьбе с пьянством, образованной на предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях.

О мерах общественного воздействия, примененных к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренные статьями 49, 117, 120, 124, 147, 151, 153, 158, 160 — 163 настоящего Кодекса, администрация, комиссия по борьбе с пьянством, образованная на предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях, товарищеский суд или общественная организация обязаны в десятидневный срок сообщить органу (должностному лицу), направившему материал.

(в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 01.10.1885 — Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398)

Статья 22. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения

При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Судебная практика и законодательство — КоАП РСФСР. Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность ст. 10 — 22

7.7. Рассмотрев дело о нарушении земельного и градостроительного законодательства, должностное лицо или комиссия в соответствии со своей компетенцией, руководствуясь статьями 22, 23, 24, 26, 36 и 262 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, выносит одно из следующих постановлений по делу: о наложении штрафа; о прекращении дела производством; об обращении в вышестоящий орган исполнительной власти, суд, арбитражный суд.

Несколько по иному, чем в нормах административного законодательства, Таможенный кодекс трактует понятие «невменяемости». В отличие от могущей быть истолкованной достаточно широко формулировки ст. 20 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, ТК России (ст. 235) уточняет, что состояние невменяемости может быть связано лишь с расстройствами либо заболеваниями психического свойства. Находившееся в состоянии невменяемости во время совершения нарушения таможенных правил лицо ответственности за правонарушение не подлежит. Данное обстоятельство относится к числу исключающих производство по делу о нарушении таможенных правил (п. 4 ст. 291 ТК России).

2. В части первой статьи 16 слова «К указанным лицам не могут быть применены штраф, исправительные работы и административный арест» заменить словами «К указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим срочной службы — и штраф».

45. Заявления, материалы, дела о правонарушениях или гражданско — правовых спорах, переданные судом в порядке статей 8, 57, 94, 113, 133.1, 394 УПК РСФСР, статьи 14 Кодекса об административных правонарушениях на рассмотрение общественных организаций, трудовых коллективов, комиссий по делам несовершеннолетних и комиссий по борьбе с пьянством, учитываются в журнале (форма N 21).

Однако 27 января 1995 года Федеральным законом N 10-ФЗ были внесены изменения в статью 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (далее — КоАП), согласно которым военнослужащие также подлежали ответственности за совершение ими административных правонарушений на общих основаниях, но к ним не могли быть применены отдельные виды взысканий (в том числе штраф).

Между тем порядок производства по уголовным делам определяется уголовно — процессуальным законом, что согласно статье 1 Уголовно — процессуального кодекса РСФСР является одним из основных положений (принципов) уголовно — процессуального законодательства. В свою очередь по смыслу статьи 10 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, раскрывающей понятие административного правонарушения и в силу этого относящейся к основным положениям административного законодательства, административная ответственность устанавливается за административные правонарушения и не может быть предусмотрена за уголовные правонарушения. Соответственно административное задержание как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не может применяться в делах об уголовных правонарушениях. В противном случае были бы нарушены принципы как уголовного (уголовно — процессуального), так и административного (административно — процессуального) законодательства.

2.8. Если нарушителями земельного законодательства являются военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, то они привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном ст. 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

2. Нормы абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго статьи 7 Закона Российской Федерации «О применении контрольно — кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» имеют многофункциональное значение и направлены на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителя, а также на охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины. По смыслу этих норм, рассматриваемых во взаимосвязи с другими статьями Закона, а также со статьями 10, 27 и 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, предметом их регулирования являются отношения не гражданско — правового, а публично — правового характера. Предусмотренная ими ответственность также является публично — правовой, а именно административной.

1.5. Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется Кодексом (Глава 1 (статьи 7, 8, 9); Глава 2; Глава 3 (статьи 23 — 27, 30); Глава 4; Глава 12 (статья 157-3); Глава 15 (статьи 194, 195, 198); Глава 16 (статья 209-2); Главы 17, 18; Глава 20 (статьи 247, 249 — 252); Главы 21 — 23; Глава 25).

19. Рассмотрев дело о нарушении земельного законодательства, должностное лицо или комиссия, руководствуясь ст. 22, 23, 24, 26, 36 и 262 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, выносит одно из следующих постановлений по делу (Приложение N 3):

Статья 10.2 КоАП РФ. Нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (действующая редакция)

Нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 10.2 КоАП РФ

1. В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ «О карантине растений» подкарантинной продукцией (подкарантинным материалом, подкарантинным грузом) являются растение, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, почва, организм, объект или материал, которые могут стать носителями организмов, способных нанести вред растениям или продукции растительного происхождения, либо способствовать распространению указанных организмов.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О карантине растений» под партией подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) подразумевается количество однородной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), находящейся в одном месте или находящейся в одном месте и предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю.

2. Санитарно-эпидемиологические требования к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, установлены, в частности, ст. 16 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой продукция, ввозимая на территорию РФ гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.

Указанная продукция допускается к ввозу на территорию РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам. Отдельные виды продукции, которые впервые ввозятся на территорию РФ и перечень которых устанавливается Правительством РФ, до их ввоза на территорию РФ подлежат государственной регистрации в соответствии со ст. 43 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно п. 3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554, санитарными правилами установлены единые требования к продукции, ввозимой на территорию РФ.

3. Ввоз на территорию РФ и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоз с территории РФ и из карантинных фитосанитарных зон, перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если имеется фитосанитарный или карантинный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений. Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввозимой на территорию РФ или вывозимой с территории РФ, сопровождается фитосанитарным сертификатом.

Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввезенной на территорию РФ, при перевозках по территории РФ и каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), вывозимой из карантинной фитосанитарной зоны, сопровождаются карантинными сертификатами.

4. Ввоз на территорию РФ подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) разрешается, если имеются документы на ввоз указанной продукции, а также документы, удостоверяющие соответствие такой продукции требованиям международных договоров РФ, касающихся карантина растений, правил и норм обеспечения карантина растений.

Запрещается ввоз на территорию РФ подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), зараженной карантинными объектами (за исключением случаев, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений), а также подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), если при ее ввозе нарушаются правила и нормы обеспечения карантина растений.

Ввоз на территорию РФ подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) разрешается только в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, в которых имеются оборудованные в соответствии с требованиями правил и норм обеспечения карантина растений пограничные пункты карантина растений. Подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз), ввозимая на территорию РФ, подлежит обязательному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру.

Ввозимая на территорию РФ подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) подлежит первичному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, в местах назначения.

5. Государственный карантинный фитосанитарный контроль за ввозом на территорию РФ и вывозом с территории РФ подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) осуществляется Минсельхозом России (см. п. 1 комментария к ст. 10.1).

Ввоз на территорию РФ карантинных объектов для научных исследований регламентируется правилами и нормами обеспечения карантина растений.

Запрещается использование подкарантинных объектов, зараженных карантинными объектами, за исключением случаев, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, а также применение карантинных фитосанитарных мер и ограничений (в любых их формах) для решения задач, не относящихся к обеспечению карантина растений.

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» установлена единая дефиниция ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер, под которыми в соответствии со ст. 2 данного Федерального закона понимаются обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба.

В соответствии с п. 5 ст. 46 указанного Федерального закона техническое регулирование в области применения фитосанитарных мер осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О карантине растений» впредь до принятия соответствующих технических регламентов (см. также п. 7 комментария к ст. 13.12).

6. Согласно Положению о Государственной службе по карантину растений, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1992 г. N 268, Государственная инспекция по карантину растений Минсельхоза России выдает импортные карантинные разрешения на семена, посадочный материал и иную подконтрольную карантину растительную продукцию, завозимую из других государств, а также на подкарантинные грузы, следуемые транзитом через территорию РФ. Государственные инспекции по карантину растений выдают сертификаты и другие документы на продукцию, отправляемую на экспорт, на право перевозок и использования отечественных и импортных семян, посадочного материала и другой подкарантинной продукции растительного происхождения, а также тары для перевозки растительной продукции; организуют проведение и контроль за обеззараживанием подкарантинной продукции растительного происхождения.

7. Номенклатура основных подкарантинных продукции, грузов и материалов (товаров), ввоз которых в РФ и вывоз за ее пределы допускается только по разрешению органов Государственной службы по карантину растений в РФ, утверждена Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 19 марта 1999 г. (см. также письмо ГТК России от 17 августа 2001 г. N 07-21/33134 «О номенклатуре подкарантинной продукции, грузов и материалов»).

Согласно письму ГТК России от 24 мая 1999 г. N 03-15/14834 «О таможенном оформлении продовольственных товаров, ввозимых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1999 г. N 130» в случае если в местах таможенного оформления поступающих грузов, определенных Приказом ГТК России от 9 марта 1999 г. N 153, контроль со стороны ветеринарных или карантинных служб осуществляется в полном объеме, то соответствующими должностными лицами указанных служб выписываются документы, свидетельствующие о прохождении ввозимыми товарами данных видов государственного контроля, — ветеринарное свидетельство и карантинный сертификат (и/или акт карантинного досмотра). Наличие этих документов необходимо при проведении процедуры таможенного оформления ввозимой партии в полном объеме. Копии указанных документов остаются в делах таможенного органа, осуществившего выпуск.

Если в местах таможенного оформления провести вышеупомянутый контроль не представляется возможным (например, при отсутствии перегрузки или выгрузки товаров, ввозимых автомобильным или железнодорожным транспортом), то ветеринарный и карантинный контроль в местах таможенного оформления осуществляется по упрощенной схеме, предусматривающей документальный и визуальный методы контроля с проставлением на товаросопроводительных документах (при ветконтроле) или сертификатах страны-экспортера (при фитосанитарном контроле) соответствующих штампов (п. 3.2 и 4.3 Порядка оформления сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, ввозимых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1999 г. N 130, утвержденного Приказом ГТК России от 9 марта 1999 г. N 153).

8. Граждане, должностные лица, юридические лица, ввозящие на территорию РФ подконтрольную карантину растительную продукцию, а также следующие транзитом подкарантинные грузы без выдаваемых Государственной инспекцией по карантину растений импортных карантинных разрешений, отправляющие на экспорт подкарантинную продукцию без сертификатов и других документов, выдаваемых в указанном порядке, совершают административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей.

9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц Минсельхоза России и его территориальных органов, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль, указанных в ч. 2 ст. 23.15 КоАП.

Статья 10.12 КоАП РФ. Нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений (действующая редакция)

Нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 10.12 КоАП РФ

1. Применительно к отношениям, регулируемым Законом РФ от 6 августа 1993 г. N 5605-1 «О селекционных достижениях», под семенами понимаются растение или его часть, применяемые для воспроизводства сорта. В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ «О семеноводстве» под семенами подразумеваются части растений (клубни, луковицы, плоды, саженцы, собственно семена, соплодия, части сложных плодов и др.), применяемые для воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений или для воспроизводства видов лесных растений.

2. Обязательные требования, предъявляемые к хранению, транспортировке и использованию семян сортов растений, установлены Законом РФ «О семеноводстве». Согласно этим требованиям запрещаются:

— ввоз на территорию Российской Федерации семян сортов растений, которые не включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, за исключением ввоза для научных целей, государственных испытаний, производства семян растений на экспорт;

— ввоз в РФ и вывоз с ее территории без разрешения патентообладателя семян сортов растений, охраняемых соответствующим патентом.

Юридические или физические лица, использующие семена сортов растений, не охраняемых патентом на селекционное достижение, с целью их репродукции до истечения 20-летнего срока с года допуска сорта, обязаны заключить с учреждением-оригинатором (автором) соглашение о вознаграждении за использование сорта.

Размер вознаграждения определяется соглашением сторон.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О селекционных достижениях» любое лицо должно получить от патентообладателя лицензию на осуществление с семенами охраняемого селекционного достижения следующих действий:

производства и воспроизводства;

доведения до посевных кондиций для последующего размножения;

предложения к продаже;

продажи и иных видов сбыта;

вывоза с территории Российской Федерации;

ввоза на территорию Российской Федерации;

хранения в перечисленных выше целях.

3. Согласно ст. 21 Федерального закона «О семеноводстве» порядок заготовки, обработки, хранения и использования семян сельскохозяйственных растений определяется Минсельхозом России и МПР России.

Использование семян, которые являются объектом исключительных прав (интеллектуальной собственностью), допускается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Запрещается использовать для посева (посадки) семена, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства.

4. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О семеноводстве» партии семян, предназначенных для реализации, должны иметь сертификаты, удостоверяющие сортовые и посевные качества семян. По заявкам производителей семян данные сертификаты выдаются и на партии семян, предназначенных для собственных нужд их производителей.

Партии семян, предназначенных для вывоза из РФ, должны иметь сертификаты в соответствии с нормами международного права.

Выдача сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества семян, осуществляется семенными инспекциями и лесосеменными станциями.

Применительно к семенам сельскохозяйственных и лесных растений порядок сертификации установлен Положением, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ (ныне — Минсельхоз России) от 8 декабря 1999 г. N 859.

5. О требованиях к реализации и транспортировке семян сельскохозяйственных растений см. п. 1 комментария к ст. 10.14. Указанные требования также определены Порядком реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений, утвержденным Приказом Минсельхозпрода России от 18 октября 1999 г. N 707. Порядок аккредитации физических и юридических лиц на право определения посевных качеств семян сельскохозяйственных растений установлен Положением, утвержденным Приказом Минсельхоза России от 17 июля 2000 г. N 664. Неисполнение, ненадлежащее исполнение указанных требований рассматриваются в качестве административных правонарушений.

6. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по производству элитных семян (семян элиты) вправе осуществлять только лицензиаты. В соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, лицензирование указанного вида деятельности отнесено к ведению Минсельхоза России.

О лицензионных требованиях и условиях по данному виду деятельности и о правовых последствиях совершения лицензиатом — юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем комментируемого административного правонарушения см. п. 3 комментария к ст. 7.18.

Производство элитных семян, осуществляемое физическим, юридическим лицом без лицензии, квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.

7. Об особенностях функционирования системы семеноводства лесных растений см. п. 4 комментария к ст. 8.27.

8. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц Государственной семенной инспекции РФ при Минсельхозе России (Госсеминспекция России), указанных в ч. 2 ст. 23.19 КоАП (см. комментарий к названной статье).

Статья 10.2 КоАП РФ. Нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (действующая редакция)

Нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 10.2 КоАП РФ

1. В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ «О карантине растений» подкарантинной продукцией (подкарантинным материалом, подкарантинным грузом) являются растение, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, почва, организм, объект или материал, которые могут стать носителями организмов, способных нанести вред растениям или продукции растительного происхождения, либо способствовать распространению указанных организмов.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О карантине растений» под партией подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) подразумевается количество однородной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), находящейся в одном месте или находящейся в одном месте и предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю.

2. Санитарно-эпидемиологические требования к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, установлены, в частности, ст. 16 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой продукция, ввозимая на территорию РФ гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.

Указанная продукция допускается к ввозу на территорию РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам. Отдельные виды продукции, которые впервые ввозятся на территорию РФ и перечень которых устанавливается Правительством РФ, до их ввоза на территорию РФ подлежат государственной регистрации в соответствии со ст. 43 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно п. 3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554, санитарными правилами установлены единые требования к продукции, ввозимой на территорию РФ.

3. Ввоз на территорию РФ и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоз с территории РФ и из карантинных фитосанитарных зон, перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если имеется фитосанитарный или карантинный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений. Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввозимой на территорию РФ или вывозимой с территории РФ, сопровождается фитосанитарным сертификатом.

Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввезенной на территорию РФ, при перевозках по территории РФ и каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), вывозимой из карантинной фитосанитарной зоны, сопровождаются карантинными сертификатами.

4. Ввоз на территорию РФ подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) разрешается, если имеются документы на ввоз указанной продукции, а также документы, удостоверяющие соответствие такой продукции требованиям международных договоров РФ, касающихся карантина растений, правил и норм обеспечения карантина растений.

Запрещается ввоз на территорию РФ подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), зараженной карантинными объектами (за исключением случаев, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений), а также подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), если при ее ввозе нарушаются правила и нормы обеспечения карантина растений.

Ввоз на территорию РФ подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) разрешается только в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, в которых имеются оборудованные в соответствии с требованиями правил и норм обеспечения карантина растений пограничные пункты карантина растений. Подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз), ввозимая на территорию РФ, подлежит обязательному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру.

Ввозимая на территорию РФ подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) подлежит первичному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, в местах назначения.

5. Государственный карантинный фитосанитарный контроль за ввозом на территорию РФ и вывозом с территории РФ подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) осуществляется Минсельхозом России (см. п. 1 комментария к ст. 10.1).

Ввоз на территорию РФ карантинных объектов для научных исследований регламентируется правилами и нормами обеспечения карантина растений.

Запрещается использование подкарантинных объектов, зараженных карантинными объектами, за исключением случаев, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, а также применение карантинных фитосанитарных мер и ограничений (в любых их формах) для решения задач, не относящихся к обеспечению карантина растений.

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» установлена единая дефиниция ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер, под которыми в соответствии со ст. 2 данного Федерального закона понимаются обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба.

В соответствии с п. 5 ст. 46 указанного Федерального закона техническое регулирование в области применения фитосанитарных мер осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О карантине растений» впредь до принятия соответствующих технических регламентов (см. также п. 7 комментария к ст. 13.12).

6. Согласно Положению о Государственной службе по карантину растений, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1992 г. N 268, Государственная инспекция по карантину растений Минсельхоза России выдает импортные карантинные разрешения на семена, посадочный материал и иную подконтрольную карантину растительную продукцию, завозимую из других государств, а также на подкарантинные грузы, следуемые транзитом через территорию РФ. Государственные инспекции по карантину растений выдают сертификаты и другие документы на продукцию, отправляемую на экспорт, на право перевозок и использования отечественных и импортных семян, посадочного материала и другой подкарантинной продукции растительного происхождения, а также тары для перевозки растительной продукции; организуют проведение и контроль за обеззараживанием подкарантинной продукции растительного происхождения.

7. Номенклатура основных подкарантинных продукции, грузов и материалов (товаров), ввоз которых в РФ и вывоз за ее пределы допускается только по разрешению органов Государственной службы по карантину растений в РФ, утверждена Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 19 марта 1999 г. (см. также письмо ГТК России от 17 августа 2001 г. N 07-21/33134 «О номенклатуре подкарантинной продукции, грузов и материалов»).

Согласно письму ГТК России от 24 мая 1999 г. N 03-15/14834 «О таможенном оформлении продовольственных товаров, ввозимых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1999 г. N 130» в случае если в местах таможенного оформления поступающих грузов, определенных Приказом ГТК России от 9 марта 1999 г. N 153, контроль со стороны ветеринарных или карантинных служб осуществляется в полном объеме, то соответствующими должностными лицами указанных служб выписываются документы, свидетельствующие о прохождении ввозимыми товарами данных видов государственного контроля, — ветеринарное свидетельство и карантинный сертификат (и/или акт карантинного досмотра). Наличие этих документов необходимо при проведении процедуры таможенного оформления ввозимой партии в полном объеме. Копии указанных документов остаются в делах таможенного органа, осуществившего выпуск.

Если в местах таможенного оформления провести вышеупомянутый контроль не представляется возможным (например, при отсутствии перегрузки или выгрузки товаров, ввозимых автомобильным или железнодорожным транспортом), то ветеринарный и карантинный контроль в местах таможенного оформления осуществляется по упрощенной схеме, предусматривающей документальный и визуальный методы контроля с проставлением на товаросопроводительных документах (при ветконтроле) или сертификатах страны-экспортера (при фитосанитарном контроле) соответствующих штампов (п. 3.2 и 4.3 Порядка оформления сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, ввозимых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1999 г. N 130, утвержденного Приказом ГТК России от 9 марта 1999 г. N 153).

8. Граждане, должностные лица, юридические лица, ввозящие на территорию РФ подконтрольную карантину растительную продукцию, а также следующие транзитом подкарантинные грузы без выдаваемых Государственной инспекцией по карантину растений импортных карантинных разрешений, отправляющие на экспорт подкарантинную продукцию без сертификатов и других документов, выдаваемых в указанном порядке, совершают административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей.

9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц Минсельхоза России и его территориальных органов, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль, указанных в ч. 2 ст. 23.15 КоАП.

Еще по теме:

  • Как сдать экзамен для получения вида на жительство Экзамен на вид на жительство Перед началом тестирования экзаменатор сообщит вам инструкцию по выполнению теста, время выполнения теста и правила прохождения компьютерного тестирования. Все уточняющие вопросы по процедуре экзамена вы […]
  • Ст 314 тк рф с комментариями Статья 314. Трудовой стаж, необходимый для получения гарантий и компенсаций Порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в […]
  • Тесты гражданский кодекс рф Гражданский кодекс рф. Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ) // Собрание законодательства. - 1998 . - № 29. Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 10."О некоторых вопросах применения […]
  • Песня воинская часть Печенга воинская часть 08275 – 200-ая ОМСБр В ч 08275 (200 омсбр) находится в Мурманской области в поселке Печенга. Подчиняется командованию Северного флота. Официальный сайт отсутствует. Данный ресурс предлагает сведения, касающиеся […]
  • Военный комиссариат бардымского района пермского края Военный Комиссариат Бардымского района Пермского края информация актуальна на 08.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж Связи ОКВЭД […]
  • Земельный участок орехово-зуево Земельные участки в Орехово-Зуево Всего 37 объявлений Всего 37 объявлений Купить земельный участок, 15 соток. 28 сентября 1076 Агентство Пожаловаться Заметка 400 м от ж/д станции Коренево, 20 мин от Выхино, […]