Комментарий к ст. 149 УПК РФ

1. В коммент. ст. приведен перечень действий, осуществляемых следователем (дознавателем и др.) после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК.

2. Между тем уголовные дела указанными должностными лицами и органами могут быть возбуждены не только в порядке ст. 146 УПК. В ст. 146 УПК закреплен порядок возбуждения уголовных дел публичного обвинения. Помимо возбуждения уголовных дел публичного обвинения УПК известен порядок возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения и частного обвинения.

3. Порядок возбуждения следователем (дознавателем и др.) с согласия прокурора и без такового уголовных дел частного и частно-публичного обвинения закреплен в ч. 4 ст. 20, ст. 147, ч. 3 ст. 318 УПК.

4. Так как изложенные в коммент. ст. действия следователь (дознаватель и др.) может осуществлять после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела не только в порядке, установленном ст. 146 УПК, но и в порядке, установленном ч. 4 ст. 20, ст. 147, ч. 3 ст. 318 УПК, следует заключить, что рассматриваемая часть коммент. ст. подлежит расширительному толкованию.

5. Буквально же в коммент. ст. говорится только о действиях, осуществляемых после вынесения постановления в порядке, закрепленном в ст. 146 УПК. Этот порядок состоит из следующих основных правил:

— для возбуждения уголовного дела необходимо наличие предусмотренных ст. 140 УПК повода и основания;

— единолично возбуждать уголовное дело может следователь (дознаватель и др.);

— обязательно соблюдение предусмотренной ч. ч. 2 и 3 ст. 146 УПК процессуальной формы постановления о возбуждении уголовного дела;

— прокурор вправе отменить незаконное или необоснованное постановление о возбуждении уголовного дела.

6. Порядок возбуждения следователем (дознавателем и др.) уголовных дел частно-публичного и частного обвинения менее регламентирован уголовно-процессуальным законом. Тем не менее представляется, что все вышеуказанные основные правила возбуждения уголовных дел публичного обвинения распространимы и на порядок возбуждения следователем (дознавателем и др.) уголовных дел частно-публичного и частного обвинения. Единственное отличие этих процедур заключается в том, что дела частно-публичного и частного обвинения возбуждаются не иначе, как по заявлению потерпевшего (законного представителя потерпевшего, а в случае смерти потерпевшего — по заявлению его близкого родственника). Без такой жалобы руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело частно-публичного или частного обвинения, только если преступление, о котором им стало известно, совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.

7. В коммент. ст. говорится о действиях, осуществляемых следователем (дознавателем и др.) после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Однако закрепленный здесь и исследуемый в большинстве комментариев перечень этих действий далеко не является исчерпывающим. Во-первых, в коммент. ст. названы не все участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, уполномоченные на возбуждение уголовного дела, а значит, и принимающие после этого процессуальные решения. Во-вторых, не учтена ситуация направления прокурору уголовного дела в порядке ч. 3 ст. 146 УПК, производства неотложных следственных действий следователем (дознавателем и др.), а равно предусмотренное ч. 2 ст. 39 (ч. 2 ст. 40.1) УПК право руководителя следственного органа (начальника подразделения дознания) принимать уголовное дело к своему производству. Совершенствование редакции приведенного в коммент. ст. перечня должно осуществляться также с учетом закрепленного в ч. 2 ст. 163 УПК права руководителя следственного органа принимать решение о производстве предварительного следствия следственной группой.

См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (новая редакция). С. 277; и др.

8. В коммент. ст. говорится о двух субъектах принятия решения о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК, — о следователе и органе дознания. Именно поэтому, а также из-за несовершенства самой ст. 146 УПК большинство авторов в своих комментариях тоже ограничивают круг субъектов, уполномоченных на возбуждение уголовного дела, только указанными должностными лицами и органами .

См.: Там же. С. 272; и др.

9. Между тем приведенный здесь перечень субъектов принятия решения о возбуждении уголовного дела нельзя признать исчерпывающим. В порядке, установленном ст. 146 УПК, уголовные дела также вправе (обязаны) возбуждать дознаватель, руководитель следственного органа (ст. 146 УПК), руководитель следственной группы (ст. 163 УПК), руководитель группы дознавателей (ст. 223.2 УПК) и начальник подразделения дознания (ч. 2 ст. 40.1 УПК).

10. Руководитель следственной группы (группы дознавателей) наделен правом выделения уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном ст. ст. 153 — 155 УПК. А это значит, что он уполномочен и на выделение в отдельное производство уголовного дела для производства предварительного расследования нового преступления, а также в отношении нового лица. Данное же решение согласно требованиям ч. 3 ст. 154 УПК не может быть принято без одновременного возбуждения уголовного дела.

11. Для того чтобы дать полный перечень действий, которые может предпринять каждый из субъектов, наделенных правом возбуждения в порядке, установленном ст. 146 УПК, уголовного дела, необходимо определиться с такими понятием, как «вынесение постановления о возбуждении уголовного дела». С этим понятием тесно связаны ответы на такие важные вопросы, как, к примеру: когда появляется уголовное дело, а значит, и когда наступает стадия предварительного расследования, с какого момента должен исчисляться срок предварительного расследования и др.?

12. Статья 149 УПК посвящена уголовно-процессуальной деятельности, которая осуществляется после появления уголовного дела — на стадии предварительного расследования. Думаю, ни у кого не возникнет возражений против того, что после «вынесения постановления о возбуждении уголовного дела» уголовное дело уже есть, а также что по уголовному делу осуществляется предварительное расследование, а не деятельность, присущая предшествующей стадии — стадии возбуждения уголовного дела.

13. Вынесение постановления, о котором идет речь в коммент. ст., — это деятельность следователя (дознавателя и др.). С этой позиции полный перечень действий, которые осуществляет каждый из органов предварительного расследования после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, будет выглядеть следующим образом.

14. После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК:

— руководитель следственного органа поручает его расследование следователю (нескольким следователям), нижестоящему руководителю следственного органа, принимает решение о производстве предварительного следствия следственной группой либо принимает его к своему производству, после чего приступает к производству неотложных следственных действий, дознания или предварительного следствия;

— следователь принимает уголовное дело к своему производству, после чего приступает к производству неотложных следственных действий, а по уголовным делам ему подследственным — к производству предварительного следствия или дознания;

— руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, после чего приступает к производству неотложных следственных действий, а по уголовным делам, подлежащим соединению с расследуемым следственной группой делом, принимает соответствующее решение и продолжает производство предварительного следствия;

— орган дознания в порядке, установленном ч. 3 ст. 146 УПК, передает уголовное дело прокурору для определения подследственности либо принимает его к своему производству, после чего приступает к производству неотложных следственных действий, а по уголовным делам, ему подследственным, приступает к производству дознания;

— дознаватель в порядке, установленном ч. 3 ст. 146 УПК, передает уголовное дело прокурору для определения подследственности либо принимает его к своему производству, после чего приступает к производству неотложных следственных действий, а по уголовным делам, ему подследственным, приступает к производству дознания;

— начальник подразделения дознания в порядке, установленном ч. 3 ст. 146 УПК, передает уголовное дело прокурору для определения подследственности, поручает его расследование дознавателю либо принимает уголовное дело к своему производству, после чего приступает к производству неотложных следственных действий, а по уголовным делам, подследственным органу дознания, приступает к производству дознания.

15. Дознаватель не вправе производить предварительное следствие, а орган предварительного следствия может осуществлять дознание. Согласно п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК в случае совершения лицами, указанными в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК, преступления, по которому производство предварительного следствия не обязательно, по нему производится дознание следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ. В определенных п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК случаях дознание могут осуществлять также следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Именно поэтому в вышеприведенном перечне мы указываем на возможность осуществления следователем и руководителем следственного органа дознания по возбужденному им уголовному делу. Руководитель же следственной группы дознание производить не может. Если им соединено с основным уголовным делом дело, по которому предварительное следствие не обязательно, он все равно по объединенному делу будет производить не дознание, а предварительное следствие.

16. Следователь, руководитель следственной группы и руководитель следственного органа находятся почти в равном правовом положении. Они могут выносить постановления о возбуждении как подследственных, так и не подследственных им уголовных дел. Поэтому после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела они либо в порядке ч. 5 ст. 152 УПК производят неотложные следственные действия, либо производят предварительное следствие по делу в полном объеме. Это правило касается всех следователей. Законом предусмотрены некоторые особенности реализации этого права применительно к правовому статусу руководителя следственной группы и руководителя следственного органа. Так, руководитель следственного органа осуществляет данные виды деятельности лишь в случае реализации им своего права, предусмотренного ч. 2 ст. 39 УПК. А руководитель следственной группы не может проводить предварительное следствие в полном объеме по уголовным делам, не связанным и, соответственно, не могущим быть соединенными с основным уголовным делом, для расследования которого и создана следственная группа.

17. Если речь идет о следователе или руководителе следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ, то вполне прогнозируема ситуация, когда в соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК таковой будет вправе произвести дознание. Именно поэтому полномочие следователя и руководителя следственного органа после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела включает все эти виды деятельности.

18. Единственное полномочие, которое имеется у руководителя следственного органа, но отсутствует у следователя и руководителя следственной группы, — это право поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям (п. 1 ч. 1 ст. 39 УПК), а равно право принятия решения о производстве предварительного следствия следственной группой (ч. 2 ст. 163 УПК). Реализация этого полномочия и отличает круг действий, которые вправе произвести руководитель следственного органа, вынесший постановление о возбуждении уголовного дела, от аналогичной деятельности следователя и руководителя следственной группы.

19. По большинству полномочий, в том числе по праву производства неотложных следственных действий и дознания, законодатель не противопоставляет понятия «орган дознания» и «дознаватель». В п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК он говорит об осуществлении органами дознания такого вида деятельности, как дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. А ч. 1 ст. 41 и ч. 3 ст. 151 УПК возлагает производство дознания на дознавателей. В п. 19 ст. 5, п. 2 ч. 2 и п. 3 ст. 40, п. 3 ст. 149, ст. 157 УПК производство неотложных следственных действий отнесено к компетенции органа дознания, а ч. 5 ст. 152 УПК обязала дознавателей производить названные действия. Исходя из такого подхода законодателя, а также в связи с наличием некоторых отличий в правовых статусах органа дознания и дознавателя, нами указаны все виды осуществляемой каждым из них видов деятельности. Однако наименование и перечень видов деятельности, осуществляемой как органом дознания после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, так и дознавателем, ничем друг от друга не отличаются.

20. В коммент. ст. законодатель ничего не говорит о принятии следователем (дознавателем и др.) уголовного дела к своему производству. Между тем это процессуальное решение широко применяется на практике, и о нем неоднократно говорит законодатель в других статьях УПК (п. 40.1 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 38, п. п. 1, 4 ч. 1 и ч. 2 ст. 39, ч. 2 ст. 40.1 и др. УПК).

21. Поэтому, по нашему мнению, в резолютивной части постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного следователем (дознавателем и др.), должна содержаться фраза «Уголовное дело принять к своему производству и приступить к его расследованию». Специальных отдельных постановлений о том, что следователь (дознаватель и др.) после возбуждения им уголовного дела приступает к производству по нему предварительного следствия (дознания), закон выносить не требует.

22. Постановление о принятии уголовного дела к своему производству выносится органом предварительного расследования, которому поручено производство дознания или предварительного следствия прокурором или руководителем следственного органа (начальником подразделения дознания), а не следователем (дознавателем и др.), которым данное уголовное дело возбуждено.

23. В п. 3 коммент. ст. упоминается о неотложных следственных действиях. Данному понятию неотложных следственных действий дано определение в п. 19 ст. 5 УПК. Согласно указанной норме неотложные следственные действия — это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

24. Редакция данной нормы права небезупречна. Она породила мнения о том, что неотложными следственными действиями «могут быть любые процессуальные действия, которые осуществляет орган дознания после возбуждения уголовного дела, по которому обязательно производство предварительного следствия» . Между тем следственными действиями, пусть даже и неотложными, нельзя признавать процессуальные действия, которые не обладают признаками следственного действия.

См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. С. 330.

25. Все неотложные следственные действия, как следует из буквального толкования этого термина, есть разновидность следственных действий. А это значит, что они являются основными средствами установления обстоятельств, имеющих значение для дела, и характеризуются детальной самостоятельной процедурой производства .

См.: Чувилев А.А., Добровольская Т.Н. Особенности преподавания курса уголовного процесса в вузах МВД СССР. Вопросы методики чтения проблемных лекций по Особенной части: Учебно-методический материал. М.: МВШМ МВД СССР, 1986. С. 33 — 35.

26. По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, орган дознания вправе произвести любое неотложное следственное действие, но не любое следственное действие. Иначе говоря, законодатель не ограничил орган дознания в выборе вида следственного действия, но ограничил его в возможности производства тех следственных действий, которые можно произвести позже, при этом не утратив потенциала получения доказательственной информации.

27. Все и любое из следственных действий на первоначальном этапе расследования орган дознания вправе произвести, только когда оно неотложное. Если следственный эксперимент, выемка или другое следственное действие не потеряет своего значения и после прошествия определенного (более десяти дней) времени, значит, оно не неотложное, и, таким образом, орган дознания не вправе его производить по делам, ему не подследственным.

28. См. также комментарий к ст. ст. 5, 37, 38, 146, 150, 151, 156, 157 УПК .

Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Дальнейшее движение возбужденного уголовного дела. Комментарий к ст. 149 УПК; Рыжаков А.П. Возбуждение и отказ в возбуждении уголовного дела: Научно-практическое руководство. М.: Экзамен, 2007.

Статья 149 УК РФ. Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них

Текущая редакция ст. 149 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения, —
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 149 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: общественные отношения, связанные с осуществлением конституционного права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований или участия в них;
2) объективная сторона: выражается в выполнении любого из альтернативных действий: а) незаконном воспрепятствовании проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования (например, незаконное запрещение их проведения); б) незаконном воспрепятствовании участию в них (лицо не пустили на митинг или удалили с него); в) принуждению к участию в них;
3) субъект: когда деяние совершается с применением физического насилия или угрозы таковым, является любое физическое лицо, достигшее 16 лет, а без применения указанных насилия или угрозы — должностное лицо;
4) субъективная сторона: характеризуется прямым умыслом. Виновное должностное лицо осознает, что незаконно препятствует проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них, и желает этого. Виновное недолжностное лицо осознает также, что применяет физическое насилие или угрозу в качестве средства воспрепятствования, и желает этого.

2. Применимое законодательство:
1) Конституция РФ (ст. 31);
2) ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (ст. 3, 19 и др.).

Консультации и комментарии юристов по ст 149 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 149 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Комментарии к СТ 149 УК РФ

Статья 149 УК РФ. Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них

Комментарий к статье 149 УК РФ;

1. В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. В последние годы в результате демократизации нашего общества указанные мероприятия стали массовым явлением.

2. Диспозиция статьи носит бланкетный характер и предполагает изучение законодательства о проведении собраний и митингов, демонстраций и пикетов. В частности, необходимо знание норм Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в ред. от 08.06.2012). В данном преступлении имеется два непосредственных объекта.
Основной непосредственный объект — право граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования и на участие в них.
Дополнительный объект — здоровье, телесная неприкосновенность или свобода личности; при угрозе физическим насилием — безопасность этих благ личности, а также жизни; при совершении деяния должностным лицом — законная деятельность государственных органов, учреждений, организаций.

3. Объективную сторону преступления составляют действия по воспрепятствованию, совершенные различным способом. Воспрепятствование митингам, собраниям и т.д. может проявиться, например, в незаконном запрете должностным лицом проводить указанные мероприятия, незаконном распоряжении выставить заслоны демонстрации или шествию из работников милиции, незаконном отказе предоставить помещение для собрания либо в незаконном нарушении установленного порядка проведения этих мероприятий (например, запрещение митинга, проводимого с уведомлением об этом органа исполнительной власти, вмешательство в организацию того или иного мероприятия и т.д.).
Под собранием следует понимать проходящее в публичных местах слушание и обсуждение позиций, требований с целью их одобрения.
Митинг — это массовое собрание граждан, чаще сторонников определенных политических идей, направлений с целью публичной поддержки действия определенных лиц и организаций, событий общественно-политической жизни и т.д.
Под демонстрацией понимается публичное выражение группой лиц общественно-политических мнений или требований с использованием во время массового шествия плакатов, транспарантов и иных наглядных средств или скандирование лозунгов.
К уличным шествиям следует отнести движение участников публичной демонстрации по улицам, площадям города или иного населенного пункта.
Пикетирование — это наглядная демонстрация группой граждан своих настроений без шествия, как правило, организуемая у правительственных зданий, законодательных органов и т.д.

Принуждение к участию в собраниях, митингах, демонстрациях и т.д. представляет собой вовлечение людей в данные мероприятия с помощью обмана, каких-либо обещаний, угроз и т.д. Это принуждение может выражаться и в физическом воздействии (побои, причинение телесных повреждений, незаконное лишение свободы и т.д.).

4. По конструкции состав данного преступления имеет формальный характер. Оконченным оно считается с момента совершения указанных в законе действий.

5. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что незаконно использует свое служебное положение либо применяет насилие или угрожает его применением, и желает совершить указанные деяния.

6. Субъект преступления специальный — должностное лицо (понятие дается в примечании к ст. 285 УК РФ), осуществляющее незаконные действия с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения.

Статья 149. Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них

Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 149 УК РФ

2. Объективная сторона преступления выражается в выполнении любого из альтернативных действий, прямо запрещенных законом.

В качестве обязательных признаков объективной стороны законом предусмотрено использование должностным лицом служебного положения либо совершение преступления любым лицом с применением насилия или угрозой его применения.

Под насилием понимается физическое воздействие на потерпевшего, выразившееся в подавлении и устранении его сопротивления, нанесении ударов, побоев, умышленном причинении легкого вреда здоровью.

Под угрозой применения насилия понимается психическое воздействие на потерпевшего, выразившееся в демонстрации готовности нанести удары, побои, умышленно причинить вред здоровью.

Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования будет незаконным, если оно выразится в их необоснованном запрете вопреки нормам закона либо под благовидным предлогом, оборудовании заграждений или выделении сил охраны правопорядка для недопущения людей к месту проведения разрешенной, законной акции, а равно в разгоне уже начавшегося собрания, митинга или шествия.

Как незаконное воспрепятствование участию в публичном мероприятии или принуждение к участию в нем может рассматриваться физическое или психическое воздействие на человека, в результате которого он вынужден принять участие либо отказаться от участия в мероприятии, например, угроза увольнением с работы, переводом на ниже оплачиваемую должность, рукоприкладство и т.п.

3. Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения любого из деяний, образующих объективную сторону преступления. Преступление составляют действия, препятствующие только законному проведению указанных акций или участию в них. Условия и порядок проведения акций установлены Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в ред. от 08.06.2012) .
———————————
СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2485; 2010. N 50. Ст. 6602; 2011. N 7. Ст. 901; 2012. N 24. Ст. 3082.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

5. В зависимости от обстоятельств совершения преступления субъект преступления может быть как общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, так и специальный — должностное лицо либо лицо, выполняющее незаконные действия с использованием своего служебного положения.

Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий

1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

3. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:

а) лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 148 УК РФ

1. В соответствии со ст. 28 Конституции каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Ответственность за нарушение этого конституционного права установлена ст. 148 УК. Однако здесь следует отметить, что уголовно-правовой охране подлежат лишь объединения и обряды, не запрещенные законом.

2. Объективная сторона преступления заключается в незаконном воспрепятствовании: 1) деятельности религиозной организации или 2) совершению религиозного обряда. Способ воспрепятствования не конкретизирован. Он может зависеть от того, кому — организации или лицам оказывается воспрепятствование. Это может быть применение насилия или угрозы насилием, ограничение свободы, повреждение (уничтожение) вещей и др. с целью заставить человека отказаться от совершения религиозного обряда либо участвовать в работе религиозной организации, отказ в регистрации религиозной организации, умышленное уничтожение или повреждение ее имущества и т.п.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Не образует рассматриваемого состава преступления воспрепятствование деятельности официально не зарегистрированных религиозных организаций, тоталитарных сект, совершению псевдорелигиозных обрядов, посягающих на личность и права граждан.

Понуждение лица к участию в религиозном обряде, деятельности религиозной организации также не может быть квалифицировано по комментируемой статье. Такое деяние образует состав преступления в зависимости от способа преступного поведения и (или) наступивших общественно опасных последствий.

К религиозным обрядам относятся, например: богослужения, крещение, венчание, причастие, исповедание, участие в молитве, отпевание, религиозные шествия, паломничества и т.п. Богослужения и другие религиозные обряды и церемонии могут совершаться в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

В зависимости от способа воспрепятствования и наступивших общественно опасных последствий деяние может квалифицироваться по совокупности составов преступлений, например, как причинение вреда здоровью и воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания.

3. Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения самого деяния независимо от того, удалось ли воспрепятствовать деятельности религиозной организации или совершению религиозного обряда.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

5. Субъект преступления общий — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Статья 149 УК РФ. Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них

Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарии к ст. 149 УК РФ

1. Статьей 31 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантировано право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Посягательство на эти конституционные права и свободы наказывается по ст. 149 УК лишь в том случае, если оно совершается должностным лицом, использующим свое служебное положение с преступной целью, либо лицом, применяющим насилие или угрожающим им.

2. О признаках воспрепятствования см. коммент. к ст. 148.

Принуждение к участию в указанных в ст. 149 УК мероприятиях может быть совершено путем угроз насилием, уничтожением или повреждением имущества, причинением вреда другим интересам личности, а также путем фактического применения насилия. Воспрепятствование участию или принуждение к участию в митинге, собрании может осуществляться должностным лицом посредством лишения рабочего или служащего премии, надбавки, применения мер взыскания, другими способами.

3. Если при совершении преступления, предусмотренного ст. 149 УК, применяются способы, причиняющие вред другим охраняемым уголовным законом интересам, содеянное следует оценивать по совокупности преступлений.

Причинение в результате применения насилия побоев, легкого вреда здоровью, а также причинение средней тяжести вреда здоровью не требует дополнительной квалификации по ч. 1 ст. 112, ст. ст. 115 и 116 УК. Если же эти действия сопряжены с причинением (или угрозой причинения) других последствий (повреждением или уничтожением имущества, причинением тяжкого вреда здоровью, смерти, средней тяжести вреда здоровью по признакам ч. 2 ст. 112 УК, причинением вреда общественной безопасности и др.), то их следует квалифицировать по совокупности преступлений.

4. Субъективная сторона включает вину в виде прямого умысла.

5. Субъектом преступления является: а) лицо, достигшее возраста 16 лет; б) должностное лицо, когда это преступление совершается путем использования служебного положения.

Еще по теме:

  • Протокол об административном правонарушении за превышение скорости Штраф за превышение скорости Здесь представлена актуальная информация о размере штрафа за превышение скорости в Беларуси. С превышение скорости, зафиксированное: сотрудником ГАИ наказывается штрафом в размере: до бел.руб. или […]
  • Коап 12 часть 9 Статья 12.9 КоАП РФ. Превышение установленной скорости движения 1. Утратил силу с 1 сентября 2013 года. - Федеральный закон от 23.07.2013 N 196-ФЗ. 2. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, […]
  • Форма мед справки на усыновление Форма мед справки на усыновление Формы, бланки и образцы справок и других документов Заявление в органы опеки от супругов, желающих усыновить ребёнка - с просьбой дать Заключение о возможности быть усыновителями и о постановке на учёт в […]
  • Ооо консалтинг групп право Юридическая помощь без компромиссов Незнание закона не освобождает от ответственности. Знание - запросто. Станислав Ежи Лец Эффективные решения Правовые способы решения ваших проблем Экспертный уровень Профессиональная команда […]
  • Ст 286 ч 3 практика Обзоры практики Начальник управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами прокуратуры Иркутской области, старший советник юстиции ОБЗОР судебной практики по рассмотрению уголовных дел в отношении […]
  • Ст 195ч1 Коап рф Статья 12.9 КоАП РФ. Превышение установленной скорости движения (действующая редакция) 1. Утратил силу с 1 сентября 2013 года. - Федеральный закон от 23.07.2013 N 196-ФЗ. 2. Превышение установленной скорости движения транспортного […]