Проводки бухучета по ОС в бюджетных организациях

Бюджетные организации – это учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств. Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого плана счетов для бюджетных учреждений со своими проводками, который утвержден Приказом № 174н МФ РФ от 16.12.2010 г. Во всех бюджетных учреждениях основные средства, согласно Инструкции № 25н, учитываются на счете № 010100000 — Основные средства.

Рассмотрим учет основных средств в бюджетных учреждениях в 2017 и 2018 году для начинающих.

Признаки отнесения объекта к основным средствам в бюджетных учреждениях:

  • его использование в процессе деятельности организации для управленческих нужд, в ходе выполнения работ либо оказания услуг;
  • срок полезного использования такого объекта – свыше 12 месяцев.

Минимальный размер стоимости для объектов основных средств бюджетных организаций не установлен.

Групповой учет основных средств в бюджетном учреждении можно производить для объектов стоимости до 40000 рублей.

К основным средствам бюджетных учреждений также относят:

  • законченные капвложения арендатора в арендованные им объекты;
  • капвложения в многолетние насаждения.

Отражение на счетах приобретения и поступления объектов основных средств

Основные средства учитываются в регистрах учета по их первоначальной стоимости. Она включает затраты на приобретение и сооружение объектов, консультационные услуги, доставку и прочие затраты, требуемые для приведения объекта в состояние готовности к эксплуатации с учетом предъявленного НДС. Учет на счетах бюджетного учета ведется в рублях и копейках.

Бюджетные учреждения могут, помимо бюджетного финансирования, получать доходы и из внебюджетных источников, в том числе от предпринимательства, при этом предусмотрено возмещение НДС.

Пример. Бюджетное учреждение оплатило и приобрело за счет бюджетного финансирования оборудование стоимостью 236000 руб. (из них 36000 руб. НДС) Расходы на доставку осуществленные транспортной организацией составили 11800 руб. (НДС – 1800 руб.). Оборудование введено в эксплуатацию.

Типовые проводки по отражению амортизации основных средств в бюджете

Амортизация в бюджетных учреждениях учитывается на счете 010400000. В зависимости от стоимости объектов она начисляется следующим образом:

  • объекты стоимостью 3000 руб. и менее, за исключением нематериальных активов и библиотечного фонда, не подлежат амортизации и сразу списываются на затраты с момента введения в эксплуатацию;
  • на объекты стоимостью более 3000 руб. и до 40000 руб. включительно начисляется амортизация в размере 100% с момента оформления на учет объекта недвижимого имущества или ввода в эксплуатацию объекта движимого имущества;
  • на объекты стоимостью свыше 40000 руб. – на основе установленных норм амортизации.

В третьем случае суммы амортизационных отчислений ОС рассчитываются линейным методом исходя из величины балансовой стоимости объекта, а также нормативного срока его полезного использования.

Начисление амортизации (10%, или 2478 руб.) на поступившее в приведенном примере оборудование будет отображаться проводкой:

Списание основных средств в бюджетных организациях

Основные средства списываются с баланса бюджетного предприятия по причине:

  • прихода в негодность из-за физического либо морального износа, стихийных бедствий, аварий и пр.;
  • передачи ОС другим организациям;
  • хищений и недостач;
  • реализации на сторону.

Пример 2. Списывается оборудование первоначальной стоимостью 80000 руб. при сумме начисленной амортизации в 75000 руб. Оприходованы запчасти на сумму 3000 руб.

Особенности учета основных средств в бюджетных и казенных учреждениях

Основные средства являются не только подспорьем для получения доходов в коммерческих структурах, но и средствами труда в государственных и казенных учреждениях. Причем в бюджетных организациях их учет является еще более важным фактором, чем в иных компаниях.

Роль ОС в таких структурах

Все бюджетные учреждения получают финансирование от бюджетов различных уровней. Это и определяет особенности их ОС. Признаки средств, причисляемых к основным, в данном случае следующие:

  • Государственные и иные формы учреждений, находящихся на бюджете используют это имущество для проведения свойственных их статусу работ, оказания штатных услуг и управленческих действий.
  • Срок для полезного применения данного имущества – более года.

В состав ОС у «бюджетников» входит:

И учитывается оно в соответствии с классификацией:

  • По видам: помещения (жилые и нежилые) и сооружения, оборудование и транспорт, инвентарь, библиотечные фонды, ценное имущество.
  • По принадлежности: собственное, арендованное, в управлении.
  • По использованию: в эксплуатации, на реконструкции, в резерве, на консервации.

Учет основных средств в бюджетных учреждениях детально описан специалистом в этом видео:

Особенности

Они заложены в плановой схеме финансирования этого вида учреждений. В приобретении ОС здесь можно выделить несколько этапов:

  1. Согласование покупки или получения ОС в вышестоящих инстанциях, и выделение на это бюджетных фондов.
  2. Заключение договора, расчеты по нему и поставка имущества.
  3. Определение группы принадлежности вновь поступившего объекта по классификатору, включая и срок его пригодности.
  4. Расчет первоначальной стоимости, включая его цену и прочие расходы на транспортировку, и ввод в действие.
  5. Принятие на учет в организации.

Нормативное регулирование

Правовые основы по приобретению, учету и списанию ОС «бюджетниками» заложены вот в этих документах:

  • 402-ой федеральный закон, посвященный применению правил бухгалтерского учета.
  • Инструкция 157н по применению счетов, в которой расписаны условия причисления различных видов имущества к ОС.
  • Инструкция 162н, по применению бюджетного учета, определяющая порядок учета ОС в государственных и казенных организациях.

Отличие от внебюджетных ОС

Для данного типа учреждений, в нормативных актах заложено некоторое отличие в отношении к ОС по сравнению с коммерческими компаниями. Это:

  • Объектом ОС считается имущество со сроком использования более года, без учета ограничений по его минимальной стоимости.
  • Если срок полезной эксплуатации объекта менее года, то он не может считаться ОС независимо от его первоначальной оценки.
  • Исключение лишь библиотечные фонды.

Учет основных средств в бюджетных и казенных учреждениях

Задачами учета ОС в бюджетных учреждениях является:

  • Своевременное и правильное оформление и отражение получения, движения (амортизации) и выбытия имущества.
  • Составление отчетности по наличию и использованию ОС в учреждениях.
  • Контроль над присутствием и сохранностью имущества в местах его эксплуатации.
  • Расчет амортизационных отчислений и их применение в бухучете.
  • Осуществление налогового учета.
  • Контроль за эффективностью использования ОС.

Учет ОС можно разделить на три этапа:

Поступление

Для идентификации поступившего имущества как объекта ОС необходимо определить его:

  • Первоначальную (на момент прихода по документам) стоимость.
  • Срок полезной эксплуатации.

Стоимость определяется в разных случаях с учетом:

  • Цены по договору.
  • Стоимости строительных работ по смете.
  • Стоимости иных затрат по документам.
  • Расходов на транспортировку.
  • Таможенных выплат.
  • Иных расходов, непосредственно связанных с вводом в эксплуатацию данного ОС.

Срок эксплуатации можно определить:

  • Как максимальное значение по группе классификатора ОС.
  • Если он больше 30-ти лет, то по специальным нормативным документам.

При поступлении объекты отражаются в счете в нефинансовых активах по трем группам:

  1. Недвижимость.
  2. Движимые ОС.
  3. ОС в лизинге.

Ос могут быть приняты к учету в виде:

  • Инвентарного объекта.
  • Обособленного комплекса.

Поступление каждого инвентарного объекта или обособленного комплекса оформляется формой ОС-1, после чего на него:

Учет амортизации основных средств в учреждениях государственного муниципального типа — тема видео ниже:

Износ и амортизация

Амортизация госучреждениями начисляется равномерными ежемесячными суммами, разнесенными пропорционально на весь период полезной эксплуатации объекта. В исключительных случаях амортизация проводится в момент начала учета ОС в 100% размере. Это:

  • Недвижимость стоимостью до 40000.
  • Библиотечные фонды, оцененные до 40000.
  • Инвентарные объекты от 3000 до 40000.

Выбытие в бюджетных учреждениях ОС может быть по следующим причинам:

  • Безвозмездная передача. Основанием для списания в этом случае служат: приказ руководителя, акт передачи формой ОС-1.
  • Передача в аренду. Это вариант в бухгалтерских проводках не отражается, а оформляется договором аренды. Учет данного имущества ведется организацией на соответствующем субсчете.
  • Списание по причине полного физического и морального износа объекта и экономической нецелесообразности его ремонта или восстановления. В этом случае создается специальная комиссия, которая принимает решение, и проводит списание имущества с оформлением акта ОС-4 бюдж.

Если ОС находится в госучреждении на правах оперативного управления, то его списание возможно только с разрешения собственника. Поэтому в данном случае факт списания имущества, по решению вышестоящей организации, надо согласовывать:

  • С головной организацией, распределяющей финансирование и распоряжающейся имуществом.
  • С вышестоящей организацией, распределяющей финансирование и распоряжающейся имуществом.
  • С владельцем имущества.

Учет основных средств в казенных учреждениях описан в данном видеоролике:

Порядок списания основных средств и материальных запасов

Порядок списания основных средств и материальных запасов
Основными нормативными документами, которыми следует руководствоваться при осуществлении списания основных средств и материальных запасов, являются Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н, и Порядок рассмотрения обращений о согласовании списания имущества, закрепленного за государственными учреждениями системы Департамента образования города Москвы, утвержденный приказом Департамента образования от 05.10.2011 № 720.

  1. Списание основных средств
  1. Основаниями для списания основных средств являются:

— непригодность к дальнейшей эксплуатации вследствие физического износа, морального устаревания;

— безвозмездная передача, внутриведомственная передача;

— реализация объектов основных средств.

2. В соответствии с Инструкцией 157н (п. 51) Списание основных средств включает в себя следующие мероприятия:

— определение технического состояния объекта основных средств;

— оформление необходимой документации: заключения о техническом состоянии объекта, выдаваемого специализированными организациями, подтверждающего непригодность объекта к восстановлению и дальнейшему использованию; акта о списании объекта;

— утилизация объектов основных средств и постановка на учет материалов, полученных от их ликвидации.

В зависимости от вида списываемых основных средств к актам могут прилагаться:

копии приказа руководителя учреждения о создании постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов;

копии инвентарных карточек учета основных средств;

заключение о техническом состоянии объект, выданные организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности, подтверждающие непригодность объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;

балансовые справки о стоимости основного средства

и другие документы.

3. Списание особо ценного движимого имущества требует согласования с собственником имущества, акт о списании такого ОС принимается к учету только при наличии указанного согласования.

4. В системе Департамента образования города Москвы согласование списания имущества, принятого к учету в качестве основных средств, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе по основанию морального и физического износа имущества, нецелесообразности дальнейшего использования имущества, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления осуществляется в Порядке, утвержденным приказом Департамента от 5 октября 2011 года № 720.

4.1. В соответствии с приказом:

окружные управления образования наделены функциями и полномочиями учредителя государственных учреждений в части рассмотрения обращений о согласовании списания имущества подведомственных государственных учреждений. В настоящее время под действие этого положения приказа не подпадает окружное управление образования ЦАО;

принятие решений по рассмотрению обращений городских учреждений Департамента образования и учреждений ЦОУО о согласовании списания имущества возложены на Городскую комиссию по вопросам реализации Департаментом образования функций и полномочий учредителя в отношении государственных бюджетных учреждений системы Департамента.

4.2. Порядком определены случаи, когда согласование списания движимого и недвижимого имущества государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений осуществляется только Департаментом образования или окружным управлением образования и случаи, когда для списания имущества требуется согласование Департамента городского имущества города Москвы. Определены также случаи, когда списание движимого имущества государственных бюджетных учреждений осуществляется учреждением самостоятельно.

4.3. Порядком определен пакет документов, который требуется представить для согласования списания движимого имущества, автотранспортных средств, недвижимого имущества, объектов незавершенного строительства, а также пакет документов для согласования списания объектов основных средств по основанию их выбытия помимо воли государственного учреждения. Если перечнем документов предусмотрено, что учреждение должно представить копию документа, то она должна быть заверена подписью руководителя либо лица, исполняющего его обязанности, и печатью заявителя.

5. В соответствии с приказом № 720 государственные учреждения городского подчинения и образовательные учреждения ЦАО направляют документы для согласования списания имущества в Службу финансового контроля, которая осуществляет проверку представленных документов на соответствие их состава, формы и полноты отражения сведений требованиям приказа, а также проводит при необходимости выездные контрольные мероприятия. Проверка документов производится СФК в течение 10 календарных дней с даты приема и регистрации документов. В случае предоставления документов в полном соответствии с требованиями приказа № 720 СФК направляет документы с проектом приказа о согласовании списания имущества ответственному секретарю Городской комиссии по вопросам реализации Департаментом образования функций и полномочий учредителя в отношении государственных бюджетных учреждений системы Департамента.

5.1. Секретарь в течение 10 календарных дней осуществляет подготовку заседания Комиссии.

5.2. В течение 10 календарных дней со дня оформления протокола заседания Комиссии издается приказ Департамента образования города Москвы о согласовании списания имущества, который в течение 5 календарных дней со дня подписания направляется заявителю.

5.3. В случае несоответствия документов требованиям приказа СФК готовит уведомление заявителю об оставлении документов без рассмотрения за подписью заместителя руководителя Департамента образования.

  1. Списание материалов

Списание (отпуск) материальных запасов (пункты 108, 111-113 Инструкции 157н) производится учреждениями самостоятельно по фактической стоимости каждой единицы, либо по средней фактической стоимости.

Применение одного из указанных способов определения стоимости материальных запасов при выбытии по группе (виду) материальных запасов осуществляется в течение финансового года непрерывно.

Выбытие материальных запасов в связи с отпуском в работу. Эта операция оформляется первичным (сводным) учетным документом (накладной, актом приемки-передачи и т.п.).

Материальные запасы списываются на основании:

— Меню-требования на выдачу продуктов питания

— Ведомости на выдачу кормов и фуража

-Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения — Путевого листа (применяющегося для списания в расход всех видов топлива);

— Акта о списании материальных запасов ;

— Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря, применяющегося для списания мягкого инвентаря и посуды. При этом посуда списывается на основании данных Книги регистрации боя посуды.

Выбытие материальных запасов в размере естественной убыли производится на основании Актов о списании материальных запасов (ф. 0504230), с отражением на расходы текущего финансового года.

Выбытие материальных запасов по основанию их списания в результате хищений, недостач, потерь производится на основании надлежаще оформленных Актов о списании материальных запасов, с отражением стоимости материальных ценностей на уменьшение финансового результата текущего финансового года, с одновременным предъявлением к виновным лицам сумм причиненных ущербов.

Выбытие материальных запасов по основанию их списания в результате потерь материальных запасов при чрезвычайных обстоятельствах производится на основании надлежаще оформленных актов, с отнесением на чрезвычайные расходы текущего финансового результата.

Операции по поступлению, внутреннему перемещению, выбытию (в том числе по основанию списания) материальных запасов оформляются бухгалтерскими записями на основании надлежаще оформленных первичных (сводных) учетных документов, в порядке, предусмотренном Инструкциями (157н,174н, 183н (для автономных) по применению Планов счетов.

Списание материальных запасов осуществляется по акту, форма которого утверждена приказом Министерства финансов РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов …» («Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями»).

Списание основных средств в учреждении

Имущество учреждений периодически подлежит списанию. Причины могут быть разными: ветхость и износ, чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие, утрата (хищение), безвозмездная передача. Чтобы списать имущество государственного (муниципального) учреждения, необходимо руководствоваться целым рядом нормативных документов и соблюдать определенные правила, а также своевременно и правильно отразить данную операцию в бухгалтерском учете. Порядок списания основных средств и отражения этого в учете мы и рассмотрим в консультации.

Порядок списания основных средств на федеральном уровне

Основная часть имущества государственных (муниципальных) учреждений не является их собственностью, а находится в оперативном управлении. На федеральном уровне разработано Положение о списании федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834 ). Этим документом регламентирован порядок списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности.

В соответствии с п. 3 Положения № 834 решение о списании федерального имущества принимается в случае, если оно:

– непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
– выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.

Федеральные казенные учреждения должны согласовывать списание и недвижимого и движимого имущества с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых находятся (п. 4 Положения № 834 ).

Федеральные бюджетные и автономные учреждения могут самостоятельно принимать решения о списании в отношении движимого имущества (за исключением особо ценного движимого имущества (далее – ОЦДИ)) и имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности. Списание же всей недвижимости и ОЦДИ, приобретенного за счет средств, выделенных учредителем, бюджетные учреждения обязаны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя. Без согласования может списываться ­ОЦДИ, приобретенное бюджетными и автономными учреждениями за счет средств от приносящей доход деятельности, а также недвижимое имущество автономных учреждений, приобретенное за счет собственных доходов (п. 4 Положения № 834 ).

Согласно п. 5 Положения № 834 для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в организации создается специальная постоянно действующая комиссия. Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя учреждения. Она наделяется следующими полномочиями:

– производить осмотр федерального имущества, подлежащего списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
– принимать решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества;
– устанавливать причины списания, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания данного имущества;
– подготавливать акт о списании федерального имущества в зависимости от вида списываемого имущества по установленной форме и формировать пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация.

На комиссию могут быть возложены дополнительные полномочия по контролю использования федерального имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, при своевременной подготовке и принятии решений о списании федерального имущества.

В случае отсутствия у учреждения работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя могут приглашаться эксперты. Они включаются в состав комиссии на добровольной основе.

Порядок согласования списания федерального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 10.03.2011 № 96/30н «Об утверждении порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления» (далее – Приказ № 96/30н ). В соответствии с этим документом для согласования решения о списании федерального имущества руководитель учреждения должен направить в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого оно находится:

– перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;
– копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя учреждения) – если такая комиссия создается впервые либо в положение или в состав внесены изменения;
– копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества;
– акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти.

Эти документы направляются с сопроводительным письмом, содержащим полное наименование организации.

В перечне объектов федерального имущества указываются:

– номер по порядку;
– наименование;
– инвентарный номер объекта в случае его присвоения;
– год ввода в эксплуатацию (год выпуска);
– балансовая стоимость имущества;
– остаточная стоимость имущества;
– срок полезного использования, установленный для данного объекта имущества, и срок фактического его использования.

Порядок списания основных средств на региональном уровне

Во многих регионах России на областном и муниципальном уровне приняты свои нормативные документы, регламентирующие порядок списания основных средств государственных (муниципальных) учреждений. Все они основываются на документах, названных выше ( Положение № 834 , Приказ № 96/30н ), а также Инструкции № 157н . Приведем для примера несколько таких документов:

– Приказ Мингосимущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 06.04.2012 № 311-05-11-32/12;
– Постановление Правительства Забайкальского края от 28.12.2011 № 514;
– Распоряжение директора Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области от 22.03.2011 № 1196;
– Постановление Правительства Свердловской области от 26.12.2012 № 1589-ПП.

Действие этих документов распространяется на государственное имущество краев, областей и муниципалитетов, находящееся на праве оперативного управления и составляющее имущественную казну регионов. Во всех этих документах есть много общего, они достаточно конкретно описывают процедуру списания государственного (муниципального) имущества. Рассмотрим основные моменты списания основных средств госучреждений.

До получения разрешения министерств, правительств, департаментов на списание основных средств ликвидация, разборка или демонтаж государственного имущества не допускается.

Списанию подлежат основные средства:

– изношенные по истечении установленных сроков эксплуатации и не пригодные для дальнейшего использования, если их восстановление невозможно или экономически нецелесообразно;
– морально устаревшие, если они не могут быть реализованы за плату или переданы для дальнейшего использования;
– утраченные или уничтоженные в результате стихийных бедствий, пожаров, дорожно-транспортных происшествий, аварий, хищений и т. п.;
– здания, сооружения, подлежащие сносу в связи со строительством новых объектов или объектов, пришедших в ветхое и аварийное состояние (за исключением объектов недвижимости, относящихся к жилому фонду).

Начисленная амортизация в размере 100% стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для их списания (списания по причине «полной амортизации»).

Чтобы списать недвижимое имущество, ОЦДИ или движимое имущество, имеющее определенную в регионе балансовую стоимость (в регионах она колеблется от 20 000 до 250 000 руб.), необходимо согласие региональных министерств и департаментов по управлению имуществом, а также органов государственной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителей.

Рассмотрим, какие требования к процедуре списания основных средств установлены в Нижегородской области (Приказ Мингосимущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 06.04.2012 № 311-05-11-32/12).

Чтобы получить согласие на списание пришедшего в негодность движимого имущества, учреждение направляет в имущественное ведомство:

– письменное обращение о необходимости списания с баланса государственного имущества с указанием причины списания;
– документ, подтверждающий согласование с учредителем учреждения;
– копию приказа руководителя учреждения о создании постоянно действующей комиссии по списанию основных средств, заверенную в установленном порядке;
– акты о списании основных средств;
– копии паспортов и свидетельств о регистрации технических и транспортных средств;
– акт технического осмотра транспортного средства, самоходной машины, заверенный УГИБДД ГУ МВД, Гостехнадзора, подтверждающий неисправность движимого имущества, или заключение оценочной организации о его непригодности (пригодности) к дальнейшей эксплуатации;
– фотоматериалы;
– копию инвентарной карточки учета объекта основных средств, заверенную в установленном порядке;
– заключение комиссии предприятия (учреждения) о техническом состоянии подлежащего списанию основного средства с указанием причин невозможности его дальнейшего использования и (или) нецелесообразности восстановления;
– заключение специализированной организации, занимающейся обслуживанием и ремонтом оборудования, оргтехники, иного движимого имущества, подтверждающее его непригодность к дальнейшему использованию (при отсутствии в штате предприятия (учреждения) специалистов необходимой квалификации);
– копию лицензии или сертификата соответствия, иных документов, заверенную организацией, выдавшей заключение, подтверждающее непригодность объекта движимого имущества к дальнейшему использованию.

Дополнительно учреждение предоставляет сведения:

– о возможности использования частей объекта и (или) его материалов, в том числе о наличии в нем цветных, драгоценных металлов;
– о наличии в объекте (его частях) веществ, частей, потенциально опасных для человека (ртуть, радиоактивные вещества, иные сильнодействующие, отравляющие вещества и т. п.).

Для получения согласия на списание пришедших в негодность объектов недвижимости, кроме перечисленных выше документов, учреждение направляет в имущественное ведомство:

– свидетельство о регистрации прав на соответствующий объект;
– кадастровый паспорт объекта недвижимости или кадастровую выписку об объекте недвижимости;
– сведения о земельном участке, на котором располагается объект (кадастровый номер участка, оформление прав на него, размер, категория земель, к которой относится участок, возможность уничтожения объекта недвижимости без вреда для смежных землепользователей, предложения о дальнейшем использовании участка);
– заключение комиссии предприятия (учреждения) о техническом состоянии подлежащего списанию объекта недвижимости с указанием причин невозможности его дальнейшего использования и (или) нецелесообразности восстановления;
– заключение специализированных организаций, подтверждающее непригодность объекта недвижимости к дальнейшей эксплуатации (противопожарные службы, органы технической инвентаризации, оценочные организации, органы энергонадзора и т. д.).

При списании объектов основных средств, пришедших в негодное состояние в результате аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций (умышленного уничтожения, порчи, хищения и т. п.), дополнительно учреждение представляет документы, подтверждающие указанные обстоятельства:

– копию акта об аварии, хищении, порче и других чрезвычайных ситуаций, выданного соответствующим государственным органом;
– копию постановления о прекращении уголовного дела, либо копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, либо копию постановления (протокола) об административном правонарушении, либо сведения о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение объекта основных средств, сведения о возмещении ущерба;
– в случае стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций необходимо представить акт причиненных повреждений, справки, подтверждающие факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций, соответствующих органов либо служб гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, противопожарных и других специальных служб.

После получения согласия на списание государственного имущества производится его демонтаж (при необходимости утилизация) и соответствующие операции отражаются в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет списания основных средств

Согласно п. 51 Инструкции № 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств осуществляется в случаях:

– принятия решения о списании объекта основных средств по основанию их выбытия помимо воли учреждения (хищения, недостачи, порчи, выявленных при инвентаризации активов);
– частичной ликвидации (в том числе при выполнении работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию);
– ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
– по завершению мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т. п.) по основанию морального и физического износа объекта основных средств, нецелесообразности дальнейшего использования, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления;
– передачи в порядке, предусмотренном законодательством РФ, объекта имущества другому государственному (муниципальному) учреждению, органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления (муниципальному органу);
– в иных случаях прекращения права оперативного управления, предусмотренных законодательством РФ;
– возврата объекта, являющегося предметом лизинга (сублизинга), лизингодателю;
– включения объекта имущества в состав государственной части Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ или национального библиотечного фонда.

Одновременно со списанием с балансового учета стоимости объектов основных средств подлежит списанию и сумма накопленных амортизационных отчислений по этим объектам. Выбытие инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3 000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом учете, отражается на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом (актом).

В соответствии с п. 52 Инструкции № 157н отражение в бухгалтерском учете производится на основании акта при наличии решения о списании объекта ОС в случаях, предусмотренных законодательством РФ, согласованного с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя), и утверждающей надписи руководителя учреждения на акте. Отражение в бухгалтерском учете выбытия основных средств до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

У учреждения в результате разборки (демонтажа) основных средств могут оставаться материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования. Они должны быть соответствующим образом оприходованы и эти операции необходимо отразить в бухгалтерском учете.

Рассмотрим, как отражается в бухгалтерском учете учреждений различных типов выбытие основных средств в зависимости от основания списания этих объектов.

В казенных учреждениях эти операции будут отражаться в соответствии с Инструкцией № 162н , в бюджетных учреждениях – в соответствии с Инструкцией № 174н , в автономных – в соответствии с Инструкцией № 183н .

Списание имущества с баланса автономного учреждения не может быть крупной сделкой

Для списания основных средств с баланса автономного учреждения (АУ) предварительное одобрение наблюдательного совета АУ не нужно, поскольку эта операция не является отчуждением имущества.

Правовое положение автономных учреждений, а также порядок формирования и использования имущества АУ регулируется Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон об АУ). По общим правилам, установленным п. 2 ст. 3 Закона об АУ, автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе приобретенным за счет собственных средств, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Для совершения автономным учреждением крупной сделки действительно необходимо одобрение наблюдательного совета АУ (п. 1 ст. 15 Закона об АУ). Крупной признается сделка, связанная, в частности, с отчуждением имущества (которым автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), если цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Уставом может быть предусмотрен меньший размер (ст. 14 Закона об АУ).

В этой ситуации необходимо определить, является ли списание имущества с баланса организации в связи с его полным износом отчуждением. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (ст. 235 ГК РФ). Как видно, законодательство различает отчуждение имущества и отказ от права собственности или уничтожение имущества.

По нашему мнению, при списании имущества с баланса происходит отказ организации от права собственности на это имущество, либо его уничтожение. При списании имущества с баланса не происходит отчуждения, поскольку оно не передается какому-либо иному лицу.

ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 31.03.2009 № А33-9994/07-Ф02-1075/09 по делу № А33-9994/07 на основании Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н) также пришел к выводу, что списание основных средств является самостоятельным основанием выбытия основных средств, осуществляемым вследствие их физического и морального износа. Списание основных средств является прекращением права собственности на объект путем его унич­тожения.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 15 Закона об АУ крупная сделка, совершенная с нарушением требований закона, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом. Но при списании с баланса основных средств другой стороны сделки нет.

В силу п. «ж» ст. 4 Положения об особенностях списания федерального имущества (утв. постановлением Правительства РФ от 14.09.2010 № 834) решение о списании федерального имущества принимается автономным учреждением самостоятельно в отношении федерального движимого имущества. Исключение из этого правила составляет особо ценное движимое имущество, закреп­ленное за автономным учреждением учредителем либо приобретенное автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.

На основании приведенных норм можно прийти к выводу, что получения предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения на списание с баланса имущества в связи с его полным износом не требуется.

Еще по теме:

  • Статья 12 14 гражданского кодекса Статья 12 14 гражданского кодекса Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
  • Полная судебная доверенность текст Доверенность на представление интересов в суде Одним из прав участвующего в деле лица является право выдать доверенность на представление интересов в суде своему представителю. При рассмотрении гражданских исков это может быть любое лицо, […]
  • Сколько дают денег за второго ребенка в 2016 году Суммы детских пособий в 2018 году В соответствии с единым порядком индексации социальных выплат, утвержденным федеральным законом № 444-ФЗ от 19.12.2016 г., с 1 февраля 2018 года основные государственные пособия семьям с детьми будут […]
  • Амнистия ч 3 ст 264 ук рф Вероятность попасть под амнистию при осуждении по ст 264 ч 5 Здравствуйте.мой муж осужден по ст 264 ч 5,в колонии поселения на 2,5 года.попадает ли он под амнистию?и стоит ли ее ждать? Ответы юристов (2) Вопрос с амнистией пока не решен. […]
  • Официальный сайт су ск рф по саратовской области СУ СК России по Саратовской области информация актуальна на 08.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Учредители Госзакупки Арбитраж Проверки ФССП Связи […]
  • Гараж гск турист челябинск ГСК " Турист " информация актуальна на 08.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Учредители ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Бухотчетность Финансовый […]