Содержание:

Ск рф органы опеки

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 78 Семейного кодекса РФ

Статья 78 СК РФ. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей

1. При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.

2. Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.

Вернуться к оглавлению документа : Семейный кодекс РФ в действующей редакции

Комментарии к статье 78 СК РФ, судебная практика применения

Участие органа опеки и попечительства по делам об ограничении или о лишении родительских прав, об отмене ограничения родительских прав или о восстановлении в родительских правах, а также о признании недействительным акта об отобрании ребенка и о возврате ребенка в семью

В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 г. № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» содержаться следующие разъяснения:

С учетом положений статьи 78 СК РФ и статьи 47 ГПК РФ дела указанной категории рассматриваются судом с участием органа опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и его родителя (родителей), в отношении которого (которых) поставлен вопрос об ограничении или о лишении родительских прав, либо лица, претендующего на воспитание ребенка (родителя (родителей), обратившегося в суд с иском об отмене ограничения родительских прав или о восстановлении в родительских правах, родителя (родителей) или лица, на попечении которого ребенок находился, требующих возврата ребенка, отобранного у них на основании статьи 77 СК РФ).

Вопрос о проведении обследования условий жизни ребенка и названных лиц суду следует разрешать на стадии подготовки дела к судебному разбирательству.

Представленный акт обследования и основанное на нем заключение органа опеки и попечительства по существу спора подлежат оценке судом в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами (статья 67 ГПК РФ).

Судам следует иметь в виду, что исходя из положений пункта 1 статьи 34 ГК РФ, пункта 2 статьи 121 СК РФ, а также статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» заключение органа опеки и попечительства должно быть подписано уполномоченным на это должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами).

Привлечение в дело, связанное с воспитанием детей органа опеки и попечительства

В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» указано следующее:

..При рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием детей, необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 47 ГПК РФ и ст. 78 СК РФ к участию в деле, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

Обязательное участие органов опеки и попечительства в делах, связанных с воспитанием детей

В соответствии со ст. 4 Конвенции о правах ребенка на государство и органы опеки и попечительства возложены обязанности принимать все меры для защиты прав ребенка. Данной норме корреспондирует п. 1 ст. 78 СК РФ, согласно которому при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, к участию в деле независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Статьи 70, 72 и 73 СК РФ предписывают обязательное участие прокурора, а также органа опеки и попечительства в рассмотрении дел о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав.

Закон предусматривает участие органа опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, как в качестве стороны по делу (истца), так и в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора (в соответствии с п. 1 ст. 34 ГК РФ, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» с 1 января 2008 г. органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации).

Участвуя в рассмотрении судом спора, связанного с воспитанием детей, орган опеки и попечительства обязан согласно п. 2 ст. 78 СК РФ провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

( См. подробнее Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011 года)

Орган опеки и попечительства не является третьим лицом по делу

В вышеупомянутом обзоре практики Верховного Суда РФ указано:

«..в силу положений ст. 47 ГПК РФ органы опеки и попечительства относятся не к третьим лицам, а к лицам, участвующим в деле в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора. Основанием их участия по делам по спорам о детях является интерес государства в правильном разрешении дел, имеющих важную социальную направленность, и защита интересов несовершеннолетних, не имеющих в большинстве случаев возможности самостоятельно участвовать в процессе и защищать свои интересы. При этом процессуальные права и обязанности органа опеки и попечительства, привлекаемого для дачи заключения по спору (ст. 47 ГПК РФ), и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (ст. 43 ГПК РФ), являются различными..»

Статья 145 СК РФ. Установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей

Новая редакция Ст. 145 СК РФ

1. Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

2. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет.

Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

3. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

4. Устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия.

5. Передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей.

6. Устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

7. При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно.

При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства, который принял акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно, от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения этого договора.

Комментарий к Статье 145 СК РФ

1. Опека и попечительство — одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Это промежуточная форма между устройством граждан в специальные учреждения и усыновлением, поскольку подопечный не становится полноправным членом семьи как при усыновлении, однако отдельные элементы семейного воспитания в данном случае присутствуют.

Институт опеки и попечительства носит комплексный характер, поскольку он включает в себя нормы гражданского права, касающегося законного представительства лиц, не имеющих дееспособности либо ограниченных в ней, а также административно-правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие между опекунами и попечителями и органами опеки и попечительства. Что же касается семейного права, то оно регулирует отношения, возникающие между опекунами и попечителями и несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей с целью их содержания и воспитания.

Таким образом, нормы гражданского права направлены на защиту прав и интересов, а нормы семейного права на содержания, воспитания и образования.

2. П. 2 комментируемой статьи по существу повторяет положения ст. 32 и 33 ГК, а также ст. 2 Закона об опеке и попечительстве относительно возраста детей, над которыми устанавливается опека, и детей, над которыми устанавливается попечительство.

3. В настоящее время отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В качестве примера можно назвать Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»; Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» и др. Кроме того, некоторые отношения по опеке и попечительству регулируются законами субъектов РФ (ч. 3 ст. 3 Закона об опеке).

4. Как и в отношении усыновления, при назначении опеки и попечительства необходим учет мнения ребенка, а в случае достижения ребенка 10 лет — учет мнения ребенка обязателен.

5. В п. 5 комментируемой статьи указано на недопустимость разлучения братьев и сестер при установлении опеки и попечительства. Исключение составляют случаи, когда такое разлучение в интересах ребенка. В частности, это возможно в тех случаях, когда при расторжении брака дети были поделены между родителями, а впоследствии один из родителей умер и в связи с этим ребенку надо назначить опекуна.

6. Для установления опеки и попечительства необходимо заключение договора об опеке и попечительстве. Разновидностью договора об опеке и попечительстве является договор о приемной семье. Таким образом, по сравнению с ранее действовавшим законодательством введено новое основание для возникновения опекунских (попечительских) обязанностей — заключение соответствующего договора. Установлению опеки (попечительства) в традиционном ее понимании должно предшествовать заключение гражданско-правового договора. По существу можно говорить о трех разновидностях договора: собственно договора об осуществлении опеки и попечительства, договора о приемной семье, договора о патронатной семье.

Нельзя не обратить внимания на то, что законодатель не указывает, о какой именно разновидности гражданского договора идет речь. Между тем в п. 2 ст. 152 СК установлено, что к договору о приемной семье, который является разновидностью договора об осуществлении опеки или попечительства, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений. Таким образом, можно прийти к выводу, что и в данном случае речь идет о специфической разновидности договора о возмездном оказании услуг.

Субъекты договора об осуществлении опеки или попечительства приобретают право свободного определения любых не противоречащих закону его условий (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Так, в Законе об опеке и попечительстве предусмотрено, что в интересах подопечного в договоре об установлении опеки и попечительства можно указать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе (например, изменять место жительства подопечного), а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя (п. 4 ст. 15).

7. Обязанности опекуна или попечителя по договору могут исполняться как возмездно, так и безвозмездно. В первом случае, как указано в п. 7 комментируемой статьи, при устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.

В п. 2 ст. 16 Закона об опеке и попечительстве установлено, что вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет: 1) доходов от имущества подопечного; 2) средств третьих лиц; 3) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства, который принял акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно, от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ. Другими словами, можно принудить органы опеки и попечительства к заключению возмездного договора в судебном порядке.

Нельзя не обратить внимания на то, что в данном случае законодатель отказался от традиционной концепции безвозмездного исполнения опекуном и попечителем своих обязанностей. Такой подход представляется вполне оправданным, так как для многих граждан, относящихся к малообеспеченным категориям населения, возможность получить вознаграждение станет дополнительным стимулом, побуждающим возложить на себя опекунские (попечительские) обязанности. Бесспорно, что вознаграждение, право на которое предусмотрено в Законе об опеке и попечительстве, способно хотя бы частично компенсировать те усилия, которые прилагает опекун (попечитель) при осуществлении своих функций, те затраты времени и здоровья, с которыми нередко сопряжено исполнение его обязанностей. Однако такой подход применяется не во всех странах. Так, согласно ст. 245 — 246 семейного права Латвии должность опекуна является общественной обязанностью, от которой никто не может отказаться без законной причины. Одной из законных причин является возраст свыше 60 лет.

Другой комментарий к Ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Согласно ст.31 ГК РФ, опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются ст.150 СК РФ (см. комментарий к ней).

2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

4. Опека устанавливается над малолетними (несовершеннолетними в возрасте до 14 лет), при этом опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (п.2 ст.32 ГК РФ).

5. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно, оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (ст.33 ГК РФ).

6. В соответствии с п.2 ст.121 СК РФ, п.1 ст.34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей. Согласно п.1 ст.35 ГК РФ, опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами.

7. В ст.39 ГК РФ установлены основания и порядок освобождения и отстранения опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей.

Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления. При помещении подопечного в соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.

При наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т.п.) опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе.

В случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.

8. Основания прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними установлены в ст.40 ГК РФ.

По достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п.2 ст.21 и ст.27 ГК РФ).

Статья 78. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей

СТ 78 СК РФ

1. При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.

2. Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.

Комментарий к Ст. 78 Семейного кодекса РФ

1. В соответствии с данной нормой участие органов опеки и попечительства при рассмотрении судом любых споров о воспитании несовершеннолетних детей является обязательным, даже если в конкретной правовой норме нет указания об этом (например, ст. 76 СК РФ).

Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Аналогичное правило предусмотрено ст. 47 ГПК РФ, обязывающей суд привлекать к участию в деле государственные органы для дачи заключения в целях осуществления возложенных на них обязанностей.

2. Органы опеки и попечительства обязаны представить в суд акт обследования и заключение. Действующим законодательством, к сожалению, не предусмотрены ни порядок составления и утверждения акта обследования и основанного на нем заключения по делам, связанным с воспитанием детей, ни примерные формы указанных документов.

Довольно часто вместе с актом обследования и заключением орган опеки и попечительства представляет в суд протокол опроса несовершеннолетнего, проведенного педагогом-психологом или двумя специалистами Центра социальной помощи семье и детям, иной специализированной организации, в штате которой имеются соответствующие специалисты, в присутствии специалиста отдела опеки и попечительства.

Отсутствие правовой регламентации таких важных для принятия судебного решения документов на практике приводит к тому, что и по форме, и по содержанию они существенно отличаются в разных субъектах РФ.

В представляемых органами опеки и попечительства актах обследования и заключениях не всегда указывается мнение самого ребенка относительно предмета спора, а также отношение органа опеки и попечительства к позиции ребенка с приведением соответствующих мотивов, по которым орган опеки считает возможным учесть либо не учитывать мнение ребенка при вынесении судом решения.

Принимая во внимание предусмотренное ст. 12 Конвенции ООН о правах ребенка и ст. 57 СК РФ право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, а также учитывая практику рассмотрения международных дел, Верховный Суд РФ в Обзоре обращает внимание на то, что сейчас должны быть по-другому (в отличие от данного им разъяснения в Постановлении Пленума ВС РФ от 27.05.1998 N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей») расставлены акценты в отношении обстоятельств, которыми следует руководствоваться при решении вопроса о вызове и опросе в судебном заседании ребенка: в первую очередь судье следует исходить из права ребенка быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства, затрагивающего его интересы. И лишь затем и только при наличии оснований полагать, что присутствие ребенка в суде может оказать на него неблагоприятное воздействие, судья выясняет по этому поводу мнение органа опеки и попечительства.

Таким образом, при рассмотрении судами всех споров, связанных с воспитанием детей, Верховный Суд РФ в своем Обзоре настаивает на заслушивании мнения ребенка непосредственно в судебном заседании, как этого требуют ст. 57 СК РФ и ст. 12 Конвенции ООН, указывая на то, что опосредованное выяснение мнения ребенка нарушает требование ст. 67 ГПК РФ о непосредственном исследовании судом имеющихся в деле доказательств (в частности, сведений о фактах, полученных из объяснений сторон).

Такая правовая позиция нашла подтверждение в Постановлении Пленума ВС РФ от 17.12.2013 N 37 «О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей». В названном Постановлении Верховным Судом РФ разъяснено, что исходя из положений ст. 57 СК РФ и ст. 12 Конвенции о правах ребенка суд может также опросить в судебном заседании ребенка в возрасте младше десяти лет, если придет к выводу о том, что ребенок способен сформулировать свои взгляды по вопросам, касающимся его усыновления.

При рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием детей, необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 47 ГПК РФ и ст. 78 СК РФ к участию в деле, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Заключение органа опеки и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ, должно быть подписано руководителем либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения соответствующего органа, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 27.05.1998 N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»). См. также: Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утв. Президиумом ВС РФ 20.07.2011.

Статья 78 СК РФ. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей (действующая редакция)

1. При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.

2. Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 78 СК РФ

1. Согласно п. 2 ст. 65 СК (см. комментарий к нему) все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Таким образом, родители могут выбирать, обращаться ли им в орган опеки и попечительства либо сразу в суд. Однако в последнем случае, как следует из п. 1 комментируемой статьи, обязательно участие органа опеки и попечительства.

Споры о праве на воспитание можно подразделять на: а) споры родителей, совместно живущих, и б) споры родителей, раздельно живущих или стремящихся разойтись или развестись; споры о праве на воспитание детей между родителями и посторонними людьми.

2. В п. 2 комментируемой статьи говорится об обязанности органа опеки и попечительства обследовать условия жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, представить суду соответствующий акт и основанное на нем заключение по существу спора.

Как отмечено в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» при рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием детей, необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 47 ГПК РФ и ст. 78 СК РФ к участию в деле, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Заключение органа опеки и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ, должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей.

Статья 145 СК РФ. Установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей

4 марта 2010

14 октября 2009

30 сентября 2009

18 марта 2009

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

моего брата уволили с работы он остался без средств существования, может ли он стать опекуном своего 17 летнего сына?

Вопрос относится к городу Омск

Моя дочь, ей 18 лет, хочу лишить родительских прав. Она пьёт, детское пособие пропивает.Вечно уезжает куда-то и отключает телефон. Сейчас ребёнок находится временно в доме ребёнка.Направили её на лечение к наркологу, но после уколов она всё равно умудряется как -то выпить. Я вынуждена жить вместе с ней. Подскажите пожалуйста с чего начать. Органы опеки надеются, что она одумается.

Вопрос относится к городу Похвистнево

девочке 16 лет я являюсь опекуном девочка хочет жить с мамой которую лишили родительских прав как быть подскажите пожалуста спасибо досвидание

Вопрос относится к городу апатиты

Хочу взять под опеку ребенка. 20 лет назад была судима по статье 220.но попала под амнистию. Больше никогда ни за что не привлекалась. Есть ли у меня шанс ,что дадут ребенка? Или отдел опеки откажет?

Вопрос относится к городу хабаровск

Здравствуйте!я являюсь добровольным опекуном своей младшей сестрёнки.мать прав не лишена.имею ли я право на пособия!спасибо Артур Башкирия

Вопрос относится к городу нефтекамск

Считаються ли родители опекунами . Должны ли родители отчитываться за денежные средства перечисленные ребёнку- инвалиду на его книжку!! и вообще 48 закон облагается на родителей ?или этот закон действует только на опекунов и попечителей.

Отец- гражданин Канады работает в США, мать- гражданка России работает (официальное разрешение на работу) в США и учится в колледже в США . Отец и мать состоят в официальном браке, зарегистрированном в США и проживают на территории США. Бабушка — гражданка России работает и проживает на территории Россиию.Можно ли будет бабушке оформить отпуск по уходу за ребенком , если ребенок родится: а) в США и б) в России? Спасибо.

может дедушка открыть счет на несовершеннолетнних детей на алименты,без каких либо документов,от отца детей?без ведома матери детей?

Уточнение от 19 февраля 2013 — 18:52
счет открыт на меня был на мать т,е,но сейчас я не получаю аллименты уже второй мес,и бывший муж сказал,я кобы отец его открыл счет и на этот счет он посылает аллименты,?возможно так сделать?

Уточнение от 19 февраля 2013 — 22:08
на основании решении суду,так как на алименты я подавала,и решение суда уменя. они без моего ведома сейчас все решают,

Уточнение от 19 февраля 2013 — 22:09
на основании решении суду,так как на алименты я подавала,и решение суда уменя. они без моего ведома сейчас все решают,
может дедушка открыть счет на несовершеннолетнних детей на алименты,без каких либо документов,от отц.

имеет ли право орган опеки назначить выплаты на содержание подопечного ребенка, если ему 17 лет, он нигде не учится и не работает

Органы опеки. Статья 77.СК РФ

ЗДРАВСТВУЙТЕ! ДО МЕНЯ ДОБРАЛИСЬ ОРГАНЫ ОПЕКИ, И ОТОБРАЛИ У МЕНЯ РЕБЁНКА ПО СТАТЬЕ 77 СК РФ. СЕЙЧАС ОН НАХОДИТСЯ В БОЛЬНИЦЕ. ПРАВ Я НЕ ЛИШЕНА И НЕ ОГРАНИЧЕНА, ИДЁТ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО, КАКИЕ ПРАВА ИМЕЮТ НА РЕБЁНКА ОРГАНЫ ОПЕКИ? К РЕБЁНКУ МЕНЯ НЕ ПУСКАЮТ, И УТВЕРЖДАЮТ ЧТО ОНИ ТЕПЕРЬ ЕГО ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ. А Я НИ В ОДНОМ ЗАКОНЕ ЭТОГО НЕ НАШЛА. ПРАВДУ ОНИ ГОВОРЯТ ИЛИ КАК ВСЕГДА ВРУТ.

Ответы юристов (31)

Сначала завтра же обратитесь к главе местной администрации — требуйте копию постановления об отобрании ребенка (если непосредственно при отобрании Вам не предоставили копию).

И сообщите — по каким основаниям отобрали ребенка. Сделать это нужно ДО обращения органов опеки в суд, чтобы подготовить доказательства в Вашу пользу.

Статья 77 СК РФ. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.
Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

Уточнение клиента

я же написала. разбирательство уже идёт! значит дело в суде. меня интересует какие права у органов опеки на моего ребёнка.

08 Января 2018, 14:50

Есть вопрос к юристу?

Добрый день В соответствии с

СК РФ Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.
Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Таким образом речь идет о том, что пока своих родительских прав Вы не лишены. Вопрос о лишении родительских прав будет решаться в судебном порядке, где Вы сможете привести контраргументы в свою пользу. А по какой причине произошло отобрание ребенка? И что значит в Вашем вопросе » Идет разбирательство» С уважением Евгений Беляев

Уточнение клиента

Идёт разбирательство- это значит, уже два заседания суда уже было. Меня больше волнует вопрос какие права имеют органы опеки на моего ребёнка. и имеют ли вообще .

08 Января 2018, 14:54

Здравствуйте. Согласно ст. 77 СК РФ:

1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.
Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

А в связи с чем данные действия предприняли?

2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Как указано в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав»

13. Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 СК РФ, перечень которых является исчерпывающим.
Лишение родительских прав допускается в случае, когда защитить права и интересы детей иным образом не представляется возможным.

31. Судам необходимо иметь в виду, что предусмотренная статьей 77 СК РФ мера по защите прав ребенка носит чрезвычайный характер, применение которой возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств в связи с угрозой жизни или здоровью ребенка, и только на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главы муниципального образования, принятие которого влечет за собой временное прекращение права родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находился, на личное воспитание ребенка (до рассмотрения судом заявления об ограничении родителей (одного из них) в родительских правах или о лишении их родительских прав, об отмене усыновления либо до разрешения органом опеки и попечительства вопроса об отстранении опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя от выполнения своих обязанностей).
С учетом указанного выше названную меру по защите прав ребенка судам следует отличать от иных мер защиты прав несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в частности, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
32. Разрешая вопрос о том, имелись ли основания для отобрания ребенка в порядке, предусмотренном статьей 77 СК РФ, суду, в частности, надлежит исследовать акты обследования условий жизни родителей (лиц, на попечении которых находился ребенок) и ребенка, заслушать показания свидетелей, объяснения представителей органов опеки и попечительства, а также исследовать заключения экспертов и иные доказательства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
33. Тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей у родителей на основании статьи 77 СК РФ, если родители добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию детей, заботятся о них, создают необходимые условия для развития детей в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми возможностями семьи.
34. Если немедленное отобрание ребенка на основании статьи 77 СК РФ было произведено в связи с угрозой жизни или здоровью ребенка, исходящей от третьих лиц (например, от лиц, проживающих совместно с семьей родителей ребенка, соседей по коммунальной квартире), то с учетом конкретных обстоятельств дела суд может отказать в иске о признании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главы муниципального образования об отобрании ребенка недействительным и о возврате ребенка в семью, если родители или лица, на попечении которых ребенок находился, не принимали мер к защите прав ребенка.

Также сам факт того, что ребенка отобрали вовсе не значит, что Вас лишили родительских прав.

ПРАВДУ ОНИ ГОВОРЯТ ИЛИ КАК ВСЕГДА ВРУТ.

врут, до вынесения решения вы являетесь полноправным законным представителем ребенка.

Еще по теме:

  • Воинская часть 36138 Государственное Учреждение Войсковая Часть 36138 информация актуальна на 08.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж Проверки Связи ОКВЭД […]
  • Военный комиссариат города владикавказ ВК Г.Владикавказ РСО-Алания информация актуальна на 08.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Учредители Арбитраж Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ […]
  • Должанская земельный участок Земельные участки в Должанская Всего 2 объявления Всего 2 объявления Продать землю с/х назначения, 3 га, 3. вчера в 12:45 112 Риелтор Пожаловаться Заметка Продам землю промышленного назначения, 52 га, 43. 3 октября […]
  • 78 статья фз 44 Статья 79 44-ФЗ - Последствия признания запроса котировок несостоявшимся 1. Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в […]
  • Приветливое воинская часть Войсковая Часть 77865 информация актуальна на 08.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Ликвидация Организация […]
  • Земельный участок в георгиевске купить Земельные участки в Георгиевске Всего 44 объявления Всего 44 объявления Объявление о продаже земли промышленного назначения, 10 соток. 6 октября 183 Собственник Пожаловаться Заметка Объявление о продаже земли под ИЖС, 6 […]