Системы предварительного информирования (стр. 1 из 4)

1. Системы предварительного информирования

1.1 Цель работы, описание предметной области

1.2 Анализ существующих (общепризнанно или по мнению автора) проблем в описываемой предметной области. Перспективы решения этих проблем

1.3 Соотнесение описываемых в работе сведений с имеющимся на рабочем месте автора состоянием информационных таможенных технологий

2. Кроссворд. Сетевые информационные таможенные технологии.

3. «Разработка WEB-интерфейса в системе электронного декларирования товаров»Склад СВХ – информация, анкетирование и т.д.

Список использованной литературы

1. Системы предварительного информирования

1.1 Цель работы, описание предметной области

В настоящее время наблюдается стабильная тенденция роста внешнеторгового оборота между Российской Федерацией и другими странами. В связи с этим возрастают и потоки товаров, проходящих через государственную границу РФ. В связи с этим, актуальной проблемой является организация наиболее эффективного, быстрого и качественного таможенного оформления грузов, пересекающих границу страны.

Развитие информационных технологий в Российской Федерации и остальном мире, позволяет внедрить новые, намного более эффективные чем существовавшие ранее, схемы работы с участниками внешне-экономической деятельности (ВЭД). Одним из важных элементов таких нововведений является система предварительного информирования таможенных органов.

Целью данной работы является изучение системы предварительного информирования таможенных органов, выявление области ее применения. Кроме этого целью работы является выявление недостатков и возможных проблем в использовании данной системы, а так же определение текущего состояния уровня внедрения данной системы на примере конкретного рабочего места сотрудника таможенного органа.

Система предварительного информирования – взаимодействие участников внешне-экономической деятельности и таможенных органов по оформлению ввоза и вывоза грузов через границу РФ, на основе электронного документооборота. Основными целями ее внедрения являются: автоматизация процедур контроля и документального оформления товаров и транспортных средств в таможенных органах; увеличение пропускной способности пунктов пропуска, сокращение времени обработки грузов и исключение простоев вагонов и составов, а так же других транспортных средств прибывающих из сопредельных государств на пункты пропуска через границу РФ.

В основе данной системы лежит предварительная передача электронных сведений о товарах и транспортных средствах, содержащихся в коммерческих, транспортных и других товаросопроводительных документах. Информация поступает в таможенные органы в объеме, необходимом для целей таможенного контроля и оформления.

Технология информационного взаимодействия позволяет таможенным органам решать задачи по обеспечению полноты и достоверности информации, необходимой для подготовки и оформления таможенных документов; сокращению времени документального оформления товаров и транспортных средств при осуществлении таможенного контроля в пограничных пунктах пропуска; планированию досмотровых операций, эффективного распределения трудовых ресурсов. Одновременно у специалистов двух ведомств появилась возможность автоматизировать таможенные процедуры, выполняемые при оформлении и контроле товаров, перемещаемых железнодорожным и иным транспортом через границу РФ; осуществлять контрольные мероприятия в рамках оперативных ориентировок и системы управления рисками; готовить и создавать таможенные документы, отчеты и статистику.

Рассмотрим схему предварительного информирования при организации внешнеторгового грузооборота с использованием железнодорожного транспорта в Северо-Западном таможенном управлении, где впервые была применена данная схема на границе с Финляндией.

На рис. 1. приведена схема взаимодействия всех компонентов системы предварительного информирования при вывозе товаров за пределы Российской Федерации. Как мы видим, важное место в данной системе занимает компания перевозчик, в нашем примере Октябрьская железная дорога РЖД РФ.

Рис 1. Система сбора, подготовки и передачи информации при вывозе товаров.

Как мы видим, система состоит из трех важных элементов:

При этом задействованы информационно-технические ресурсы ОАО РЖД и СЗТУ. Рассмотрим, какие операции выполняет каждый из этих элементов.

Готовит груз к отправке

Оформляет всю необходимую документацию

Передает копии ГТД и товаросопроводительные документы представителю ОктЖД.

Принимает необходимые документы от грузоотправителя

Заносит данные из ГТД и накладных в информационную систему

Используя центр маршрутизации данных ОАО РЖД передает информацию в АИС СЗТУ и представителю железной дороги в пункте пропуска.

Представитель в пункте пропуска после прибытия поезда на приграничную станцию, передает все необходимые документы в таможенный орган.

Получает предварительную информацию от перевозчика

На основании ее планирует свою деятельность, с целью максимально эффективного и быстрого таможенного оформления груза, в случае отсутствия выявленных нарушений или срабатывания рисков.

Организация системы предварительного информирования при ввозе товаров приведена на рис 2.

Данная схема схожа со схемой организации предварительного информирования при вывозе товаров, однако в ней введен дополнительный элемент – иностранный перевозчик, который получает информацию от грузоотправителя. В данной схеме Центр маршрутизации данных ОАО РЖД выполняет лишь транзитные функции информации между иностранным перевозчиком, и российскими таможенными органами[1] .

В данной схеме в качестве канала передачи данных используются глобальные информационные компьютерные сети.

Рис 2. Система сбора, подготовки и передачи информации при ввозе товаров

Основу электронного взаимодействия составляет электронная цифровая подпись (ЭЦП).

электронный документ — документ, в котором информация представлена в электронно — цифровой форме;

электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;

владелец сертификата ключа подписи — физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах (подписывать электронные документы);

средства электронной цифровой подписи — аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующих функций — создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе, создание закрытых и открытых ключей электронных цифровых подписей;

сертификат средств электронной цифровой подписи — документ на бумажном носителе, выданный в соответствии с правилами системы сертификации для подтверждения соответствия средств электронной цифровой подписи установленным требованиям;

закрытый ключ электронной цифровой подписи — уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи;

открытый ключ электронной цифровой подписи — уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе;

сертификат ключа подписи — документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи;

подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе — положительный результат проверки соответствующим сертифицированным средством электронной цифровой подписи с использованием сертификата ключа подписи принадлежности электронной цифровой подписи в электронном документе владельцу сертификата ключа подписи и отсутствия искажений в подписанном данной электронной цифровой подписью электронном документе;

пользователь сертификата ключа подписи — физическое лицо, использующее полученные в удостоверяющем центре сведения о сертификате ключа подписи для проверки принадлежности электронной цифровой подписи владельцу сертификата ключа подписи;

Предварительное информирование таможенных органов: быть или не быть?

О системе предварительного информирования таможни о ввозимых товарах говорится уже не первый год. Ее внедрение было запланировано Концепцией развития таможенных органов РФ на 2006–2010 годы. Таможенники утверждают, что эта система чуть ли не панацея от всех бед. Однако до сих пор предварительное информирование применяется исключительно в добровольном порядке или в виде экспериментов. К примеру, по этой схеме сейчас действует проект «Калининградский транзит». Страны ЕС уже объявили о том, что с 2009 года все грузы будут пересекать их границы по процедуре обязательного электронного предварительного информирования.

С 1 января 2009 года запускается пилотный проект автоматизированного обмена предварительной информацией по товарам, перемещаемым по процедуре Международной дорожной перевозки (МДП).

Напомним, что сама концепция системы предварительного информирования была утверждена ФТС РФ еще в 2006 году Приказом от 10.03.2006 № 192, но до сих пор не закреплена в Таможенном кодексе РФ (далее – ТК РФ).

С приближением нового года ФТС «спохватилась»:

  • в Госдуму внесен законопроект о поправках в ТК РФ, вводящих обязательность предварительного информирования;
  • принята новая Инструкция «Об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ с использованием предварительной информации» (Приказ ФТС РФ от 03.10.2008 № 1230).

Система предварительного информирования

Суть системы проста: для пропуска транспортного средства с иностранным грузом на российскую территорию обязательно наличие у перевозчика электронной копии транзитной декларации или книжки МДП. Перевозчик заранее (своими силами или с помощью таможенного брокера) должен создать электронную копию и отправить ее на центральный сервер Главного научно-исследовательского вычислительного центра ФТС (ГНИВЦ), где она хранится до прибытия товара на границу. Когда автомобиль с грузом приходит на пункт пропуска, таможенному инспектору предъявляется идентифицирующий номер (номер книжки МДП или штрихкод) вместе с товаросопроводительными документами. Инспектор запрашивает идентифицирующий номер в ГНИВЦ и через минуту получает электронный документ.

Преимуществ системы предварительного информирования вроде немало (см. схему), и по идее услуга, ускоряющая получение разрешения на въезд в страну, должна пользоваться немалым спросом, но сегодня лишь четверть грузов на Псковской и Себежской таможнях (учитывая, что с апреля здесь проводится эксперимент по внедрению предварительного информирования) оформляется по этой технологии. Точной статистики таможенные органы не дают, ограничивая общей цифрой, что объем грузов, оформленных с использованием предварительного информирования, достигает в некоторых таможенных органах 30%. Но такая цифра представляется, мягко говоря, несколько завышенной.

Дело в том, что обозначенные преимущества – это теория и заверения таможенников. А что же сулит введение обязательного предварительного информирования таможни о ввозимых товарах в суровых российских реалиях?

Как отправить информацию

В Европе грузоотправитель может отправить информацию в таможню по Интернету с любого компьютера или телефона. У нас же для этого необходимо иметь сертифицированное программное обеспечение и защищенный канал связи, то есть Интернет использовать нельзя. Очевидно, что немногие компании обладают такими возможностями.

Эксперты полагают, что рынок предварительного информирования попадет в руки 3 компаний – «РОСТЭК», «ТЛЦ» и «СЗТЛЦ». А ведь емкость данного рынка оценивается в 765 млн руб. Участники ВЭД уверены, что Приказ ФТС РФ от 10.03.2006 № 192, установивший требования к передаче предварительной информации, специально писался под эти компании, а ФГУП «РОСТЭК» и вовсе участвовало в его разработке, поскольку входит в экспертный совет по предварительному информированию, созданный при ФТС РФ.

При этом представители ФТС РФ утверждают, что на этом рынке созданы все условия для конкуренции – мол, любая компания (не только брокер, но и грузоотправитель) может разработать самостоятельно или приобрести готовое программное обеспечение у других компаний, прошедших аккредитацию.

Действительно, сейчас многие компании занимаются разработкой программ для предварительного информирования, но не разобьются ли их усилия о страшное слово «аккредитация», неизвестно. Пока это походит на очередную попытку «заработать» на участниках ВЭД.

А чтобы приобрести необходимое оборудование, по предварительным оценкам, компания должна потратить около 15 тыс. долл., а также иметь защищенный канал связи. А это приведет, увы, к удорожанию таможенного оформления грузов на 15–30%. И это по самым оптимистичным прогнозам.

Есть право – нет возможности

Удивительно, но, вводя систему предварительного информирования, ФТС РФ не позаботилась о нормативном закреплении понятных льгот при таможенном оформлении для лиц, предоставивших предварительную информацию. По логике вроде очевидно, что товар должен оформляться вне очереди, но это нигде не закреплено. Есть только отдельные расплывчатые формулировки о «приоритетном оформлении», например, в п. 41 Приказа ФТС РФ от 10.03.2006 № 192, но в чем конкретно оно выражается, абсолютно не понятно.

Но даже если будет нормативно закреплено право подавать документы вне очереди, в жизни это сделать очень трудно. Стоя в очередях по 2–3 дня, попробуй кого-то пропустить в приоритетном порядке, даже с живыми животными или со скоропортящимся грузом.

Да, нормировано время выдачи разрешения на ВТТ – не более 15 минут с момента принятия документов от перевозчика. Но самое главное – время стояния в очереди – никак не нормировано.

Таким образом, при наличии очередей предварительное информирование становится формальной процедурой.

ЕС: информация та, да не вся

Договоренность о взаимном информационном обмене с таможенными органами ЕС достигнута, однако у нас различные подходы к достаточности перечня и состава передаваемых сведений. Отсутствие необходимых по российскому законодательству сведений потребует от таможенников довносить такие сведения в электронную копию транзитной декларации. А это опять же замедлит процедуру оформления. Таким образом, получение российской таможней предварительной информации в объеме, который достаточен с точки зрения стран ЕС, не в полной мере будет способствовать уменьшению сроков таможенного оформления.

Да и не только в этом загвоздка. Ведь смысл заключается и в сокращении времени оформления, и в возможности существенно повысить достоверность декларирования: в идеале таможенник, получив информацию о товаре, должен проанализировать ее на основе системы управления рисками, установить, какие товары прибывают, и принять решение о необходимых мерах контроля. Но на практике с предварительной информацией у нас не работают – она просто хранится до прибытия автомашины.

Кроме указанных системных проблем внедрения предварительного информирования существуют и более мелкие проблемы как правового, так и организационного характера. Для удобства они сведены в таблицу.

Из перечисленных в таблице проблем внедрения системы предварительного информирования таможенных органов следует, что, перенимая зарубежный опыт, мы умудряемся полностью выхолащивать его содержание, поэтому в реальности не приходится ожидать изменения. Пока предварительное информирование представляет собой хорошую идею с неясными способами реализации. Введение обязательности предварительного информирования в современных условиях преждевременно – это вызовет схожие проблемы с недавним внедрением системы ЕГАИС для алкоголя.

КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДСТОИТ РЕШИТЬ ДО ВВЕДЕНИЯ

Системы предварительного информирования

Системы предварительного информирования

1.1 Цель работы, описание предметной области

1.2 Анализ существующих (общепризнанно или по мнению автора) проблем в описываемой предметной области. Перспективы решения этих проблем

1.3 Соотнесение описываемых в работе сведений с имеющимся на рабочем месте автора состоянием информационных таможенных технологий

Кроссворд. Сетевые информационные таможенные технологии.

«Разработка WEB-интерфейса в системе электронного декларирования товаров»Склад СВХ – информация, анкетирование и т.д.

Список использованной литературы

1. Системы предварительного информирования

1.1 Цель работы, описание предметной области

В настоящее время наблюдается стабильная тенденция роста внешнеторгового оборота между Российской Федерацией и другими странами. В связи с этим возрастают и потоки товаров, проходящих через государственную границу РФ. В связи с этим, актуальной проблемой является организация наиболее эффективного, быстрого и качественного таможенного оформления грузов, пересекающих границу страны.

Развитие информационных технологий в Российской Федерации и остальном мире, позволяет внедрить новые, намного более эффективные чем существовавшие ранее, схемы работы с участниками внешне-экономической деятельности (ВЭД). Одним из важных элементов таких нововведений является система предварительного информирования таможенных органов.

Целью данной работы является изучение системы предварительного информирования таможенных органов, выявление области ее применения. Кроме этого целью работы является выявление недостатков и возможных проблем в использовании данной системы, а так же определение текущего состояния уровня внедрения данной системы на примере конкретного рабочего места сотрудника таможенного органа.

Система предварительного информирования – взаимодействие участников внешне-экономической деятельности и таможенных органов по оформлению ввоза и вывоза грузов через границу РФ, на основе электронного документооборота. Основными целями ее внедрения являются: автоматизация процедур контроля и документального оформления товаров и транспортных средств в таможенных органах; увеличение пропускной способности пунктов пропуска, сокращение времени обработки грузов и исключение простоев вагонов и составов, а так же других транспортных средств прибывающих из сопредельных государств на пункты пропуска через границу РФ.

В основе данной системы лежит предварительная передача электронных сведений о товарах и транспортных средствах, содержащихся в коммерческих, транспортных и других товаросопроводительных документах. Информация поступает в таможенные органы в объеме, необходимом для целей таможенного контроля и оформления.

Технология информационного взаимодействия позволяет таможенным органам решать задачи по обеспечению полноты и достоверности информации, необходимой для подготовки и оформления таможенных документов; сокращению времени документального оформления товаров и транспортных средств при осуществлении таможенного контроля в пограничных пунктах пропуска; планированию досмотровых операций, эффективного распределения трудовых ресурсов. Одновременно у специалистов двух ведомств появилась возможность автоматизировать таможенные процедуры, выполняемые при оформлении и контроле товаров, перемещаемых железнодорожным и иным транспортом через границу РФ; осуществлять контрольные мероприятия в рамках оперативных ориентировок и системы управления рисками; готовить и создавать таможенные документы, отчеты и статистику.

Рассмотрим схему предварительного информирования при организации внешнеторгового грузооборота с использованием железнодорожного транспорта в Северо-Западном таможенном управлении, где впервые была применена данная схема на границе с Финляндией.

На рис. 1. приведена схема взаимодействия всех компонентов системы предварительного информирования при вывозе товаров за пределы Российской Федерации. Как мы видим, важное место в данной системе занимает компания перевозчик, в нашем примере Октябрьская железная дорога РЖД РФ.

Рис 1. Система сбора, подготовки и передачи информации при вывозе товаров.

Как мы видим, система состоит из трех важных элементов:

При этом задействованы информационно-технические ресурсы ОАО РЖД и СЗТУ. Рассмотрим, какие операции выполняет каждый из этих элементов.

Готовит груз к отправке

Оформляет всю необходимую документацию

Передает копии ГТД и товаросопроводительные документы представителю ОктЖД.

Принимает необходимые документы от грузоотправителя

Заносит данные из ГТД и накладных в информационную систему

Используя центр маршрутизации данных ОАО РЖД передает информацию в АИС СЗТУ и представителю железной дороги в пункте пропуска.

Представитель в пункте пропуска после прибытия поезда на приграничную станцию, передает все необходимые документы в таможенный орган.

Получает предварительную информацию от перевозчика

На основании ее планирует свою деятельность, с целью максимально эффективного и быстрого таможенного оформления груза, в случае отсутствия выявленных нарушений или срабатывания рисков.

Организация системы предварительного информирования при ввозе товаров приведена на рис 2.

Данная схема схожа со схемой организации предварительного информирования при вывозе товаров, однако в ней введен дополнительный элемент – иностранный перевозчик, который получает информацию от грузоотправителя. В данной схеме Центр маршрутизации данных ОАО РЖД выполняет лишь транзитные функции информации между иностранным перевозчиком, и российскими таможенными органами1.

В данной схеме в качестве канала передачи данных используются глобальные информационные компьютерные сети.

Рис 2. Система сбора, подготовки и передачи информации при ввозе товаров

Основу электронного взаимодействия составляет электронная цифровая подпись (ЭЦП).

электронный документ — документ, в котором информация представлена в электронно — цифровой форме;

электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;

владелец сертификата ключа подписи — физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах (подписывать электронные документы);

средства электронной цифровой подписи — аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующих функций — создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе, создание закрытых и открытых ключей электронных цифровых подписей;

сертификат средств электронной цифровой подписи — документ на бумажном носителе, выданный в соответствии с правилами системы сертификации для подтверждения соответствия средств электронной цифровой подписи установленным требованиям;

закрытый ключ электронной цифровой подписи — уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи;

открытый ключ электронной цифровой подписи — уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе;

сертификат ключа подписи — документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи;

подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе — положительный результат проверки соответствующим сертифицированным средством электронной цифровой подписи с использованием сертификата ключа подписи принадлежности электронной цифровой подписи в электронном документе владельцу сертификата ключа подписи и отсутствия искажений в подписанном данной электронной цифровой подписью электронном документе;

пользователь сертификата ключа подписи — физическое лицо, использующее полученные в удостоверяющем центре сведения о сертификате ключа подписи для проверки принадлежности электронной цифровой подписи владельцу сертификата ключа подписи;

информационная система общего пользования — информационная система, которая открыта для использования всеми физическими и юридическими лицами и в услугах которой этим лицам не может быть отказано;

корпоративная информационная система — информационная система, участниками которой может быть ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников этой информационной системы.

Структура электронной цифровой подписи электронного документа формируется с помощью специального программного обеспечения и применения закрытого ключа электронной цифровой подписи из вычисленного с электронного документа значения хэш-функции в виде цифровой записи (сигнатуры) определенной стандартом длины. Результирующая цифровая подпись, таким образом, уникальна, как и сам электронный документ и закрытый ключ, с помощью которого она создана. Хеш-функция позволяет программному обеспечению создавать цифровую подпись в небольшом и прогнозируемом объеме данных, обеспечивает устойчивую доказательную корреляцию к первоначальному содержанию электронного документа и, таким образом, эффективно обеспечивает гарантию того, что любое изменение или модификация электронного документа после его подписания будут обнаружены. Как правило, электронная цифровая подпись приложена (дописывается) к электронному документу или файлу электронного документа и передается вместе с этим электронным документом. Возможен вариант, когда электронная цифровая подпись может формироваться, сохраняться и передаваться совместно с электронным документом как отдельный структурированный набор данных, как правило, в виде файла, но при условии, что она тем или иным способом привязана к подписанному файлу электронного документа2.

1.2 Анализ существующих (общепризнанно или по мнению автора) проблем в описываемой предметной области. Перспективы решения этих проблем

Для повышения эффективности международного таможенного сотрудничества и реализации принятых рамочных стандартов необходимо решить еще целый ряд первоочередных проблем.

Требуется разработать регламенты представления и анализа электронных форм торговых и товарно-сопроводительных документов, которые важны для обмена данными между таможенными службами. В данный момент не все регламенты, понятия и принципы, общие описание которых указано в законодательстве, разработаны. Это ограничивает область применения существующих систем предварительного информирования и снижает их эффективность, не позволяя добиться максимального эффекта от работы данной системы.

Требуют серьезного внимания вопросы обеспечения безопасности международного информационного обмена с использованием сети интернет на основе типовых технических решений для государственных организаций. Это связано с тем, что глобальная компьютерная сеть Интернет открывает доступ как к потокам информации, так и к соответствующим внутренним сетям всем, кто может попытаться получить несанкционированный доступ к данным ресурсам. Существуют специализированные технологии, позволяющие своевременно обнаружить, предотвратить подобные попытки, найти и наказать виновных.

Таможенные службы работают с информацией, влияющей на колоссальные финансовые потоки, и в связи с этим, каналы взаимодействия между таможенными службами РФ и иностранных государств могут подвергаться мощным компьютерным атакам, что предъявляет повышенные требования к обеспечению безопасности таких каналов связи, и информационных сетей внутри служб, имеющих связь с всемирной компьютерной сетью.

В настоящее время в России действует Указ Президента № 611, запрещающий подключение ИТ-систем государственных органов напрямую к сети интернет. С учетом развития взаимодействия между таможенными службами данный фактор является сдерживающим с точки зрения налаживания эффективного электронного документооборота между ними.

Это связано с тем, что без прямого использования всемирной компьютерной сети, скорость взаимодействия падает на несколько порядков, что так же негативно отражается на скорости и эффективности работы системы предварительного информирования в случае, когда осуществляется ввоз товаров на территорию России.

Помимо этого, для повышения эффективности системы, при невозможности использования сети Internet, необходимо создание собственной сети данных, что повышает издержки на внедрение и поддержание работоспособности системы3.

Остаются пока нерешенными также проблемы, связанные с несовершенством законодательства. По словам Леонида Ухлинова, «пока существуют недоработки в законодательстве РФ в области работы с ЭЦП и обеспечения юридической значимости электронных документов. В настоящее время отсутствуют нормативные документы по кросс-сертификации, которая позволила бы проверять цифровые подписи напрямую в тех случаях, когда удостоверяющие центры, которые формируют сертификаты цифровой подписи, работают в разных государствах».

Это одна из важнейших проблем как для использования электронного документооборота в таможенных органах, так и в других отраслях управления Российской Федерации.

Решение ее начало осуществляться лишь недавно, с принятием Приказа ФТС РФ 637 от 29.05.08 «О системе ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов Российской Федерации»

В данном документе говорится о создании центров выдачи сертификатов ключей подписей, которые будут использоваться для взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов. В частности Положение регламентирует условия использования сертификатов ключей подписи, при соблюдении которых электронная цифровая подпись (ЭЦП) должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, участников внешнеэкономической деятельности или иных лиц, осуществляющих информационное взаимодействие при представлении сведений таможенным органам в электронной форме, в электронных документах признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Данное положение намного облегчит работу с электронным документооборотом между участниками ВЭД и таможенными органами в целом и системы предварительного информирования в частности.

1.3 Соотнесение описываемых в работе сведений с имеющимся на рабочем месте автора состоянием информационных таможенных технологий

В последнее время государство активно укрепляет таможенную систему РФ. Осуществляется модернизация существующих таможенных организаций, постов. Внедряются самые современные информационные технологии.

На рабочем месте имеется доступ к электронным информационным ресурсом ЕАИС Таможенной службы в объеме, необходимым для выполнения своих служебных обязанностей. При взаимодействии с ЕАИС используются самые новые технологии, внедренные в таможенных органах.

Использование электронного документооборота производится активно, в соответствии с законодательством Российской Федерации, служебными документами.

В настоящий момент происходит внедрение служб работы с электронной цифровой подписью (ЭЦП), что позволит существенно расширить область применения электронного документооборота, что в итоге повысит эффективность и продуктивность работы каждого сотрудника.

Анализируя ситуацию с внедрением электронной техники и информационных технологий на моем рабочем месте, следует отметить, что в настоящий момент на нем используются все последние достижения, которые внедряются в таможенные органы и которые нужны для работы в данной должности.

Применение ЕАИС и средств автоматизации, электронного документооборота, позволило в разы увеличить производительность труда, что с положительной стороны отметили все участники внешне-экономической деятельности.

2. Кроссворд. Сетевые информационные таможенные технологии

О системе предварительного информирования таможенных органов РФ

О СИСТЕМЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ТОВАРАХ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ, ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ К ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

ООО «Таможенно-Брокерский Центр»,

генеральный директор, к.ю.н.

ООО «Таможенно-Брокерский Центр»,

заместитель генерального директора – руководитель Департамента

В этой статье мы анализируем результаты предварительного информирования (ПИ) таможенных органов Российской Федерации о товарах и транспортных средствах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза на примере железнодорожного пункта пропуска (ЖДПП) Посинь. Пункт находится на железнодорожной станции Себеж (ст. Себеж) Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», основными критериями оценки работы таможенных органов являются скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций.

Приказом Минтранса России от 09.02.2010 № 31 установлено, что продолжительность стоянок поездов международного сообщения в пунктах пропуска должна быть достаточной для проведения государственного контроля.

Закон ограничивает время совершения таможенных операций (при наличии предварительной информации по одной товарной партии) 15 минутами. Соответствующая норма содержится в нормативных документах ФТС России (приказ № 1230 от 03.10.2008 и последующие внесенные в него изменения).

Объемы товаросопроводительных документов по товарным партиям в составе поезда (особенно для маршрутных контейнерных поездов), как правило, достаточно велики.

Даже при наличии в контейнерном поезде 50 вагонов и одной товарной партии в вагоне (что нехарактерно для контейнерного поезда) нормативное время совершения таможенных операций поезда составит 12,5 часов, притом что общее время движения контейнерного поезда, например, из порта Риги в Москву, составляет не более двух суток.

Согласно п. 13 Плана мероприятий («Дорожная карта») «Совершенствование таможенных процедур», утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1125-р, необходимо сократить сроки совершения таможенными органами операций, связанных с государственным контролем в железнодорожных пунктах пропуска, при условии, что в отношении товаров и транспортных средств предоставлена необходимая информация (документы) и товары/транспортные средства не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов и/или досмотра. Показатель достижения этой цели – сокращение простоя грузового железнодорожного состава в пункте пропуска до 2-х часов.

Анализ обработки поездов на ЖДПП Посинь ст. Себеж показывает, что время, необходимое для проведения всех форм государственного контроля, выходит за рамки нормативов, установленных по станции. Плановое время, принятое в исследовании за норматив, для общего времени обработки документов составляет 300 минут (5 часов), общее время стоянки поезда – 320 минут (5 часов 20 минут) (см. рис. 1).

По данным ОАО «РЖД», в среднем на ст. Себеж ежедневно прибывают 10–11 заграничных поездов. За год через данный ЖДПП таможенную границу Таможенного союза пересекают почти 3727 импортных поездов. Среди них преобладают порожние поезда (примерно 63% от всего количества). Такое распределение объясняется сырьевой структурой экспорта Российской Федерации: за границу следуют поезда с экспортными грузами, которые возвращаются пустыми. Известно, что время на оформление порожнего поезда значительно меньше времени оформления поезда с импортными грузами.

В год станция принимает примерно 1379 поездов с импортными грузами (среднее количество в месяц – 115 поездов, среднее количество в день – 4 поезда).

По результатам анализа времени обработки документов контролирующими органами на станции и стоянки поезда, среднее время обработки документов поезда с импортными грузами составляет 7 часов 21 минута, стоянки – 9 часов 01 минута. Это существенно превышает норматив.

Общее время обработки документов и общее время стоянки поезда, в чч:мм

В чем причины сложившейся ситуации? Как можно усовершенствовать процесс таможенных операций в железнодорожных пунктах пропуска, как ускорить контрольные процедуры и повысить пропускную способность железнодорожных пунктов пропуска?

В соответствии с Альбомом форматов электронных форм документов (утвержден приказом ФТС России от 28.01.2008 № 52) в электронный документ ПИ требуется включать сведения как из транспортных, так и из коммерческих документов.

В настоящее время Общество с ограниченной ответственностью «Таможенно-Брокерский Центр» (ООО «ТБЦ»), как уполномоченный таможенный представитель ОАО «РЖД», подает предварительную информацию в Центральное информационно-техническое таможенное управление ФТС России (ЦИТТУ ФТС России) до прибытия поезда на ЖДПП Посинь ПИ, где находится информация о товарных партиях поезда и о порожних вагонах в его составе. В ответ ЦИТТУ ФТС России возвращают на адрес ООО «ТБЦ» идентификатор предварительной информации.

Идентификатор ФТС России представляется на таможенный пост на бумажном носителе совместно с другими бумажными документами только при информировании таможенного органа в ЖДПП о прибытии железнодорожного состава на таможенную территорию Таможенного союза.

Сегодня должностное лицо таможенного органа на ЖДПП не знает о том, что ПИ произошло, до тех пор пока не придет идентификатор на бумажном носителе.

С содержанием информации, которая подавалась предварительно до прибытия железнодорожного состава на таможенную территорию Таможенного союза, должностное лицо таможенного органа в ЖДПП знакомится только после того, как введет идентификатор в комплекс программных средств «Пункт пропуска» (КПС «ПП»).

Наша ежедневная практическая работа позволяет сделать следующий вывод: в настоящее время предварительная информация не анализируется в автоматическом режиме с использованием системы управления рисками федерального уровня, ее результаты не доводятся до таможенного органа на ЖДПП до прибытия железнодорожного состава на таможенную территорию Таможенного союза, и, как следствие, должностные лица этого органа не могут заранее подготовиться к совершению таможенных операций и выбрать необходимые формы таможенного контроля.

Опыт внедрения КПС «ЖДПП» на пограничных таможенных постах показывает, что ПИ может ускорить совершение таможенных операций на ЖДПП только тогда, когда обеспечивается 100%-ное ПИ на все грузы (товары), перевозимые железнодорожным составом, прибывающие на ЖДПП.

Таким образом, уже в настоящее время видно, что основной путь сокращения времени таможенного контроля и совершения таможенных операций должностными лицами таможенных органов в отношении товаров и транспортных средств на ЖДПП – это перенос временных затрат на создание электронных документов о товарных партиях, подачу их в таможенные органы и их предварительный анализ таможенными органами на этапы, предшествующие по времени самому факту прибытия поезда на таможенную территорию. Только наличие достаточной по составу и качеству информации заранее, до прибытия поезда на таможенную территорию, может ускорить таможенный контроль и совершение таможенных операций должностными лицами таможенных органов в отношении товаров и транспортных средств на ЖДПП. Следовательно, один из основных путей сокращения времени оформления поездов – это развитие концепции ПИ в сторону более четкой формализации процессов его использования и обеспечения повторного использования этой информации на всех этапах таможенного контроля.

Введение обязательного ПИ о товарах и транспортных средствах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом, можно рассматривать как основной инструмент для уменьшения временных затрат на совершение таможенных операций в ЖДПП, повышения эффективности таможенного контроля и более рационального использования государственных ресурсов.

В настоящее время, согласно Таможенному кодексу Таможенного союза, предварительное информирование не является обязательным. Действующее законодательство Таможенного союза не предусматривает обязательного представления участниками внешнеэкономической деятельности таможенным органам предварительной информации о перемещаемых товарах.

Случаи обязательного представления предварительной информации при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации должны быть определены решением Комиссии Таможенного союза (сегодня – Евразийской экономической комиссии) в зависимости от вида транспорта, на котором перемещаются товары (ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010).

При разработке проекта Решения необходимо учитывать нижеследующие особенности. Товары перевозятся железнодорожным транспортом в составе поезда, и проведение таможенных операций на пограничных пунктах производится поездами целиком. При этом регистрация факта прибытия оформляется на все вагоны в поезде – и на порожние вагоны, и на помещаемые под процедуру таможенного транзита, и на помещаемые под иные таможенные процедуры на данном ЖДПП. Именно для оптимизации процесса таможенного контроля и совершения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств при их прибытии на таможенную территорию Таможенного союза на ЖДПП, для сокращения времени совершения таможенных операций над железнодорожным составом на ЖДПП предполагается одновременное присутствие в информационной системе перевозчика (его уполномоченного таможенного представителя) информации о поезде, обо всех порожних вагонах поезда и обо всех товарных партиях, перемещаемых этим поездом.

Для этого необходимо нормативно закрепить обязанность железнодорожного перевозчика представлять необходимую таможенным органам информацию своевременно и в полном объеме, по всему прибывающему импортному поезду целиком.

С учетом вышеизложенного, проект Решения о введении обязательности предварительного информирования на железнодорожном транспорте должен основываться на следующих принципах:

  • применение ПИ таможенных органов обо всех товарах и транспортных средствах до прибытия поезда должно реально сократить время совершения таможенных операций в отношении ввозимых товаров и транспортных средств;
  • минимизация времени таможенного контроля и осуществления таможенных операций таможенными органами на ЖДПП по факту прибытия поезда на таможенную территорию Таможенного союза. Она происходит за счет того, что заранее, до пересечения транспортным средством таможенной границы, подготавливается принятие решения о том, может ли ввезенный товар находиться на таможенной территории, выбирается форма таможенного контроля на основе применения к предварительной информации системы управления рисками (СУР), предварительная информация дополняется данными от инспекционно-досмотровых комплексов. Если товар может находиться на таможенной территории, но при этом необходимо принять решение о проведении досмотровых операций, досмотровые операции нужно проводить не на станции ЖДПП, а тем таможенным органом, в зоне которого находится оснащенная досмотровой площадкой станция в маршруте следования товара, либо таможенным органом станции назначения товара;
  • таможенные органы должны совершать действия по обработке ПИ до прихода поезда на ЖДПП, а также сообщать администрации железнодорожной станции на ЖДПП до прихода поезда о том, что необходимо провести таможенный контроль, который потребует планирования маневровых работ и отцепок;
  • централизации перевозчиком информации обо всех товарных партиях, планируемых к пересечению таможенной границы Таможенного союза, с целью последующего группирования этой информации в соответствии с составом импортного поезда для передачи ее в ЦИТТУ ФТС России до прибытия поезда в ЖДПП. Опыт внедрения КПС «ПП» на ЖДПП показывает, что ПИ может дать эффект ускорения совершения таможенных операций на ЖДПП только при 100%-ном ПИ на все товары и транспортные средства в прибывающем на ЖДПП поезде;
  • однократный ввод информации в информационные системы – многократное ее использование.

Принципиальное отличие существующего механизма информационного взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД на ЖДПП от перспективного механизма состоит в переносе временных затрат на создание электронных документов о товарных партиях, подачу их в таможенные органы и их предварительный анализ таможенными органами на этапы, предшествующие по времени факту прибытия поезда на таможенную территорию.

Развитие ПИ таможенных органов позволит сократить время стоянки поезда в пункте пропуска. Применение принципов «единого окна» и государственно-частного партнерства позволит унифицировать и упростить информационное взаимодействие контролирующих органов и перевозчика в пункте пропуска.

Применение перспективного механизма информационного взаимодействия таможенных органов и железнодорожного перевозчика на ЖДПП существенно сократит время обработки документов и общее время стоянки поезда.

В качестве основы для перспективного механизма информационного взаимодействия должны выступать унифицированные электронные данные, что приведет к существенному сокращению бумажного документооборота. Это в свою очередь позволит снизить издержки и количество ошибок при работе с документами, сократит количество времени на их обработку.

На основании данных из повседневной практики ООО «ТБЦ» в диссертационных исследованиях аспиранта Российской таможенной академии А.В. Бондаренко «Совершенствование механизма информационного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров железнодорожным транспортом», сделаны следующие выводы.

Так, время обработки документов для поезда с импортными грузами в случае реализации описанных выше мер составит 2 часа 35 минут, а общее время стоянки поезда – 2 часа 55 минут.

На рисунке 2 видно, что применение перспективного механизма информационного взаимодействия сокращает время обработки документов для поезда с импортными грузами на 145 минут (2 часа 25 минут), или на 48% по сравнению с нормативным временем обработки документов, утвержденного по станции Себеж. Сокращение общего времени стоянки достигает 145 минут (2 часа 25 минут), или на 45%.

Эффект сокращения времени обработки документов и стоянки поезда за счет использования перспективного механизма взаимодействия

На рисунке 3 видно, что применение перспективного механизма информационного взаимодействия сокращает время обработки документов для поезда с импортными грузами на 286 минут (4 часа 46 минут), или в 2,8 раза по сравнению со средним временем обработки документов по станции Себеж в настоящее время. Сокращение общего времени стоянки достигает 366 минут (6 часов 1 минуты), или больше чем в 3 раза.

Сравнение перспективного механизма взаимодействия с существующим по затратам времени на обработку документов и стоянки поезда

На одном только ЖДПП Посинь эффект от сокращения времени за счет анализа таможенными органами предварительной информации до прибытия поезда на таможенную территорию, выбора форм таможенного контроля только для перевозчика может принести до 18 млн рублей экономии в год и сократить время простоя поездов в 2,5 раза.

Кроме того, предлагаемый ООО «ТБЦ» перспективный механизм информационного взаимодействия таможенных органов и железнодорожного перевозчика, помимо сокращения времени простоя поездов на ЖДПП, приведет к упрощению совершения таможенных и иных операций, что, в свою очередь, приведет к сокращению издержек таможенных органов и участников ВЭД.

Принцип достижения эффекта сокращения простоя поездов на ЖДПП Посинь

Для реализации предлагаемых принципов и достижения всеми сторонами перевозочного процесса положительного экономического эффекта представляется целесообразным, чтобы все грузоотправители и экспедиторы приняли за правило проработку транспортных и товаросопроводительных документов со всеми участниками перевозочного процесса до начала самой перевозки. При этом обеспечивается минимизация рисков и ускоряется движение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

ООО «ТБЦ» готово принимать от грузоотправителей и экспедиторов по сети железных дорог комплекты транспортных и товаросопроводительных документов на каждую товарную партию, планируемую к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, для их анализа на полноту, достаточность и непротиворечивость данных и их соответствие требованиям таможенного законодательства.

Еще по теме:

  • Авто ру продажа подержанных автомобилей смоленск Автомобили с пробегом в Смоленске от Премьер Авто Премьер Авто известное имя на рынке автомобилей с пробегом в Смоленске. Наша компания является официальным дилером 12 марок. Мы предлагаем профессионально организованный сервис по […]
  • Как создать банк в рк Выдача разрешения на открытие и лицензирование банка Лицензиар Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Адрес: Республика Казахстан 050000, г. Алматы ул. Айтеке би, 67 тел: […]
  • Уголовный кодекс беларусь 2018 Внимание . Старые версии законодательных актов находятся на сайте http://laws.newsby.org. Для поиска: документ который, например, находился по адресу: http://newsby.org/documents/. теперь находиться по адресу […]
  • Врач взятка подстава Прокуратура выдвинула обвинение врачу за незаконное принятие взятки в 800 евро 15 Врачу выдвинуто обвинение в незаконном вымогательстве и принятии вознаграждения. За такое преступление могут лишить свободы на срок до 5 лет, приговорить […]
  • Статьи о главе администрации Статья 26. Глава администрации муниципального образования Информация об изменениях: Законом РТ от 2 апреля 2005 г. N 63-ЗРТ в статью 26 настоящего Закона внесены изменения Положения статьи 26 настоящего Закона вступают в силу со дня […]
  • Калужская обл тарусский р-н земельный участок купить Земельные участки в Тарусский Всего 356 объявлений Всего 356 объявлений Продается земельный участок, 11.9 сотки. вчера в 12:53 139 Риелтор Пожаловаться Заметка Готовая инфраструктура. Д/сады, школа и поликлиника. […]