3)Предмет и объекты конституционного права как отрасли права в зарубежных странах.

Предметом правового регулирования гос. права зарубежных стран являются

определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе

осуществления гос. власти. Будучи урегулированы нормами гос. права, эти

общественные отношения становятся К.- (гос.-) правовыми.

Объект регулирования К. права в зарубежных странах. Свое название К. право

получило от особого юридического документа — К.-и, которую официально

(Германия) или неофициально (Болгария) обычно называют основным законом.

Однако К. право не сводится к Конституции, а включает множество правовых актов — законов, принятых парламентом, указов и декретов президента, постановлений или ордонансов правительства, постановлений Конституционного суда или Конституционного совета и т.д. В отличие от других отраслей права, каждая из которых имеет свой объект регулирования (имущественные и некоторые неимущественные отношения в гражданском праве, трудовые отношения — в трудовом, преступления и наказания — в уголовном и т.д.), правовые акты, относящиеся к К. праву, регулируют прежде всего наиболее значимые, важнейшие общественные отношения: основы жизни общества, государства, коллектива, личности. Эти акты в своей совокупности распространяются на все четыре главные сферы

общественной жизни: экономику, социальные отношения, политику, идеологию.

К. право регулирует основы социально-экономической структуры общества, его

политической системы, духовной жизни и правового статуса личности. В

социально-экономической сфере К. право определяет основы отношений

собственности, социальную роль государства и др., в политической сфере —

создание и роль политических партий, избирательных объединений, организацию

государства и т.д., в духовной сфере К. право может допускать плюрализм

(множественность) идеологий, а может закреплять одну из них в качестве

официальной, господствующей, единственной (например, марксизм-ленинизм и

идеи Мао Цзэдуна в Китае). Важнейшая часть К. права — основы правового

положения личности: К. права, обязанности, их гарантии.

4)Методы конституционно-правового регулирования.

В отличие от отраслей частного права, где используется, как правило,

диспозитивный метод регулирования (сторонам предоставляется возможность

выбора того или иного варианта поведения), в конституционном праве

доминирует императивный (повелительный) метод. Большинство норм к. права,

будучи тесно связанными с властеотношениями, имеют предписывающий,

запрещающий, обязывающий характер. Они повелевают лишь определенное

поведение (нормы-веления), как это имеет место в цитированных выше статьях.

Реже используются нормы-дозволения (они широко применяются и являются

основными лишь при регулировании основ правового статуса личности). В целом

в конституционном праве доминируют отношения субординации (подчинения),

отношения же координации (согласования) применяются реже. Тем не менее в к.

праве есть и диспозитивные нормы. Такова, например, ст. 94 итальянской К.

1947 г., устанавливающая, что каждая палата парламента может выразить

доверие правительству или отказать в нем путем поименного голосования. В

последнем случае президент республики может уволить правительство в

отставку или распустить парламент с назначением даты новых выборов, т.е.

решение вопроса о коллизии парламента и правительства отдается на

усмотрение избирателей. Названные выше нормы — это нормы-правила. При

возникновении соответствующих юридических фактов — событий, состояний,

действий (в нашем примере это факт голосования в парламенте по вопросу о

доверии) эти нормы порождают соответствующие правоотношения (в нашем

примере между парламентом, правительством, президентом). Реализуются такие

нормы в результате преобразования правовых предписаний в фактическое

поведение участников общественных отношений причем при применении норм-

правил это происходит наиболее очевидным образом.

ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Система источников конституционного права как отрасли национального права

Понятие источников конституционного права. Из курса теории права и общего конституционного права известно, что под источниками (или формами) права в юридическом смысле понимаются способы выражения и закрепления правил поведения, посредством которых эти правила приобретают обязательный характер.

К числу наиболее распространенных источников права относятся: нормативный правовой акт, правовой обычай, юридический прецедент, религиозные каноны, нормативный договор, правовая доктрина, общеправовые принципы [1] .

Практически все они относятся и к источникам конституционного права как отрасли права в зарубежных странах, но имеют особенности в той или иной стране.

Виды источников конституционного права и их общая характеристика. Основным видом источников конституционного права является нормативный правовой акт, прежде всего закон. По юридической силе все законы в сфере конституционного права можно разделить на следующие виды: конституцию (основной закон), конституционные, органические и обыкновенные законы.

Конституция, или основной закон государства, является важнейшим источником конституционного права, не только дающим наименование данной отрасли права, но и лежащим в основе всей правовой системы любой страны, за редким исключением, о чем будет сказано далее.

Особенности конституции как основного источника конституционного права, ее юридические свойства будут рассмотрены чуть позже в рамках настоящей темы.

Конституционный закон согласно доктринальному толкованию — это такой закон, который принимается практически в таком же порядке, что и конституция (за редким исключением), и вносит изменение в сам текст, в содержание конституции. Иначе говоря, это закон о поправке к конституции, поэтому он обладает (во всяком случае, должен обладать) той же юридической силой, что и конституция. Зарубежная конституционная практика характеризуется большим разнообразием процедур принятия конституционных законов.

Органический закон — это закон, принятие которого предусмотрено непосредственно в конституции. Она же определяет и предмет регулирования данного закона. Такой закон органически связан с конституцией, развивает, детализирует ее положения на несколько ином, более низком, чем конституция, уровне. В силу этого данный акт принимается в таком порядке, который отличен от порядка принятия и конституции, и обыкновенных законов. По своей юридической си-

Органическими законами в зарубежных странах регулируется, как правило, статус тех или иных органов государства, например ст. 63 Конституции Франции (1958) устанавливает, что органический закон определяет порядок организации и деятельности Конституционного совета, процедуру, применяемую в нем [2] [3] . В Испании органическими законами регулируются порядок деятельности Народного защитника (омбудсмена), статус служб безопасности, Государственного совета, судебная система (ст. 54, 81, 104 и др. Конституции Испании (1978)).

Обыкновенные законы — это законы, регулирующие отношения, составляющие предмет конституционного права, но принимаемые по отдельным вопросам конституционного характера [4] .

Данные акты принимаются в порядке обыкновенной парламентской процедуры простым большинством голосов (например, избирательные законы, законы о политических партиях, о гражданстве и т. п.).

В отдельных зарубежных странах проведена кодификация конституционно-правовых норм. Так, во Франции, Сенегале, Аргентине, Кот-д’Ивуаре и некоторых иных странах действуют избирательные кодексы, в Алжире — кодекс гражданства [5] .

В особую группу выделяются чрезвычайные законы (называемые также специальными законами). Следует иметь в виду, что это не законы, определяющие режим чрезвычайного положения, а именно чрезвычайные законы как «конституционно-нарушающие». Они принимаются в таком же порядке, что и обыкновенные законы, но могут изменять или приостанавливать действие отдельных норм конституции. Такого рода акты принимаются в основном в развивающихся странах (Папуа-Новая Гвинея, Малайзия, Шри-Ланка и некоторые другие) [6] .

К числу нормативных правовых актов как источников конституционного права можно отнести и акты иных органов власти и должностных лиц, содержащие конституционно-правовые нормы (акты главы государства, правительства, региональных или местных органов власти).

Следующим видом источников конституционного права в зарубежных странах является судебный прецедент, т. е. правоприменительный акт судебного органа, принимаемый по вопросам конституционного характера, например о разрешении спора о разграничении компетенции между тем или иным органом государственной власти или по делу о конституционности (неконституционное™) закона, примененного в судебном деле, и т. п. Такой вид источников конституционного права получил распространение в странах общего права [7] . В научной литературе отмечается, что на основе судебных прецедентов в этих странах сложилось так называемое судебное конституционное право [8] . Акты органов конституционного контроля отдельными отечественными и зарубежными конституциоведами рассматриваются в качестве нормативных [9] .

Конституционный обычай также относится к числу источников конституционного права зарубежных стран. В Великобритании их называют конституционными соглашениями. Ими являются, например, роспуск или созыв парламента по совету премьер-министра либо назначение на пост премьер-министра лидера партии парламентского большинства и т. п.

Нормативный договор — следующий вид источников конституционного права. Речь идет не только о международно-правовых договорах, но и о договорах внутри государства. В федеративных государствах это договоры между федеральным центром и властью субъектов федерации или между субъектами федерации о перераспределении предметов ведения и полномочий [10] . Особую значимость такого рода источники приобрели в последнее время, когда в конституции все большего числа стран стали включаться нормы о непосредственно действующих нормах международного права (например, ст. 25 Основного закона ФРГ, ст. 96 Конституции Испании и др.).

Религиозные каноны. Нормы, содержащиеся в священных писаниях, также могут быть источником конституционного права. Это относится прежде всего к клерикальным и теократическим государствам, где конституционно устанавливается обязательность какой-либо религии.

Своеобразие этого вида источников состоит в том, что в большинстве своем действуют запреты, закрепленные религиозными нормами, например существовавший до недавнего времени запрет в отношении британского монарха состоять в браке с католиком [11] .

В конституциях большинства исламских государств содержится норма, аналогичная той, которая закреплена в ст. 2 Конституции Кувейта (1962): «Государственной религией является ислам, а исламский шариат является основным источником законодательства».

Некоторыми особенностями обладают источники в исламских странах. Здесь важнейшим источником права и нормативной основой всей жизни являлся Коран — книга, содержащая откровения, полученные пророком Мухаммедом от самого Бога (Аллаха). Вторым видом источников в мусульманских странах является Сунна, представляющая собой сборник адатов, т. е. изречений и рассказов о поступках самого Мухаммеда, собранных и изложенных последователями пророка. Кроме того, к числу источников мусульманского права [12] относится иджма, понимаемая как система легальных толковании божественных источников, даваемых высшими религиозными авторитетами (муфтиями) в форме фетв [13] . Наконец, еще один источник — кияс. Это уже аналитическое обобщение правоприменительной практики, складывающейся в стране, которое проводится учеными-юри-стами [14] .

Таким образом, можно назвать четыре источника исламского шариата: Коран, Сунну, иджму и кияс. Исламский шариат, в свою очередь, образует основу всего мусульманского права. В силу этого конституции в данных странах не рассматриваются в качестве акта, имеющего высшую силу, а в так называемых ортодоксальных исламских странах конституция вообще может отсутствовать.

Следует отметить еще одну особенность. Даже в тех государствах, которые официально не признаются клерикальными, осуществляется государственная поддержка некоторых религиозных догм. Например, Конституция Греции (1975) устанавливает: «Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной церкви Христовой. » (ст. 3). Конституцией признан и закреплен статус Святой горы Афон (ст. 105) как самоуправляемой части территории греческого государства [15] . К этому следует добавить, что президенты не только клерикальных, но и ряда светских государств, принося присягу, держат руку на священной книге. Кроме того, в светских государствах признаются и официально объявляются праздничными нерабочими днями дни религиозных праздников.

Может быть, в этом проявляется современная тенденция демократического государства, которое обеспечивает не только веротерпимость, но и веродоступность, создавая дополнительные возможности для исполнения верующими своих религиозных обязанностей?

Правовая доктрина как источник конституционного права не получила широкого распространения. В научной литературе отмечается, что в правоприменительной практике судов большое значение имеют научные труды, в которых обобщается судебная практика и дается толкование статутного права. Изложенные в них идеи являются затем основой принимаемых судьями решений [16] . Данный вид источников используется в Великобритании, где правоприменители (судьи) часто ссылаются на труды известных ученых-юристов У. Блэкстона, У. Бедж-гота, Т. Мэя, Д. Лоуи др.

Общеправовые принципы — это отправные, исходные начала правовой системы, лежащие в основе правотворческой или правоприменительной деятельности. К числу такого рода принципов относятся такие положения, как «специальный закон отменяет действие общего закона», «позднейший закон отменяет более ранний» и т. п. Данный вид источника права имеет место во всех правовых системах. Например, Конституционный суд ФРГ сформулировал правило о том, что конституционное право не ограничено текстом Основного закона, а включает и некоторые общие принципы, которые законодатель не конкретизировал в позитивной норме [17] . В последнее время в отечественной литературе по конституционному праву стал выделяться еще один источник конституционного права — общепризнанные принципы и нормы международного права. При характеристике этого вида источников обычно ссылаются в качестве примера на положения Устава ООН, иных международных актов. Однако в данном случае речь идет о другом самостоятельном виде источников — нормативном договоре. К числу же рассматриваемого вида источников следует относить те обычаи и правила, которые не закреплены в международных актах, но известны участникам отношений и признаются ими в качестве общеобязательных, например принцип свободы открытого моря [18] , обычаи в сфере морского права и др.

Мы рассмотрели основные источники конституционного права, являющиеся в настоящее время общепризнанными. В отечественной и зарубежной литературе в дополнение к вышеназванным относят также акты толкования норм права, в частности толкование норм конституции, даваемое конституционным судом [19] , партийные документы (в странах с авторитарным режимом) [20] и проч.

  • [1] Обстоятельный анализ источников конституционного права России см.: Кута-фин О. Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002.
  • [2] В современной конституционно-правовой практике России рассматриваемые виды законов получили иное наименование. Здесь под конституционным законом подразумевается органический, т. е. то, что в России называется федеральным конституционным законом, а конституционный закон принимается в форме закона РФ о поправке к Конституции (см.: Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № ЗЗ-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»).
  • [3] Здесь и далее конституции зарубежных государств цитируются по следующим изданиям: Конституции государств Америки: в 3 т. / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2006; Конституции государств Европы: в 3 т. / под общ. ред. и со вступ. ст. Л. А. Окунькова. М., 2001; Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия: учеб, пособие / сост. В. В. Маклаков. 6-е изд. М., 2009. В необходимых случаях источник указывается дополнительно.
  • [4] В научной и учебной литературе по конституционному праву используется термин «обычные законы», однако в силу особенностей русского языка слово «обычный» ассоциируется с самостоятельным видом источников права — правовым обычаем, поэтому представляется целесообразным именовать акты данного вида «обыкновенными законами». В российской литературе начала XX в. использовался именно данный термин (см.: Гамбаров Ю. С. Свобода и ее гарантии. Популярные социально-юридические очерки. СПб., 1910; Конституционное право. Общая часть: учеб, пособие: в 2 ч. Ч. 2. Хрестоматия. Конституционно-правовая мысль XIX — начала XX в. / сост. Н. А. Богданова. М., 1996. С. 135).
  • [5] Подробнее об этом см.: Сравнительное конституционное право / отв. ред. В. Е. Чиркин. С. 32. Следует иметь в виду, что по своей структуре эти кодексы скорее могут считаться инкорпорированными актами.
  • [6] Там же. С. 30.
  • [7] См .-.Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1997. С. 22-23.
  • [8] Там же.
  • [9] См.: Сравнительное конституционное право / отв. ред. В. Е. Чиркин. С. 36—39.
  • [10] Заключение такого рода соглашений предусмотрено, например, ст. 91Ь Основного закона ФРГ, ст. 116 Конституции Мексики и др.
  • [11] Вступивший в силу Акт о престолонаследии 2013 г. снял этот запрет.
  • [12] точники, а шариат (от араб, «шариа» — светлый или надлежащий путь) содержит исключительно религиозные каноны.
  • [13] Фетва — это решение, принимаемое муфтиями о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату в целом. Муфтий — высшее должностное лицо в региональных организациях ислама, наделенное правом выносить решения по религиозно-правовым вопросам. Избирается на съездах духовенства и верующих или назначается правительством (в клерикальных и теократических государствах).
  • [14] Подробнее об источниках шариата см.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 308—314; Александров И. А. Монархии Персидского залива: этап модернизации. М., 2000. С. 204—222; Антее П. Религии современности. История и вера. М., 2001. С. 106— 113.
  • [15] В 2000 г. в Греции была введена новая форма паспорта, который выдается всем гражданам, достигшим 14-летнего возраста. В новом паспорте уже не содержится указаний на национальность, профессию, цвет глаз и некоторые иные характеристики. Изъята и графа о вероисповедании, что вызвало массу недовольства.
  • [16] Подробнее об этом см /.Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 267, 268.
  • [17] Там же. С. 110.
  • [18] См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М., 1996. С. 79.
  • [19] См.: ДавидР., Жоффре-СпинозиК. Указ. соч. С. 104, 105.
  • [20] См.: Чиркин В. Е. Сравнительное конституционное право / отв. ред. В. Е. Чиркин. М„ 1996. С. 22.

Конституционное право зарубежных стран сформировалось как самостоятельная и автономная отрасль национального права на рубеже XVIII и XIX столетий. Это связано со спецификой и социальным предназначением конституционного права, которое призвано оградить и защитить интересы человека от возможных неправомерных покушений со стороны государства, его органов и должностных лиц.

Для этого необходимо ограничение публичной власти строгими рамками права, и тем более — пресечение возможности злоупотреблений и произвола с ее стороны, в этом то и заключается актуальность данной темы.

В условиях господства абсолютизма или деспотической власти возможность формирования особой системы норм, которые должны ограничить эту власть, была почти исключена. Это, конечно, не означает, что те или иные институты конституционного права не могли появиться в сравнительно далеком прошлом. Они знакомы и Древней Элладе и Древнему Риму, откуда пришло понятие «демократия», а также ряд других. До сих пор в Великобритании к числу основополагающих актов конституционного значения относят Великую хартию вольностей Иоанна Безземельного, принятую в 1215 г., Хабеас корпус акт (Habeas Corpus Act), принятый в 1679 г., и ряд других нормативных правовых актов, изданных еще в эпоху средневековья. Однако только свержение абсолютизма и ликвидация деспотических режимов создали реальные условия и предпосылки для формирования конституционного права.

Они стали решающим условием появления особой системы правовых норм, которые призваны были утвердить как высшие ценности свободу индивида, права и свободы человека и подчинить этим высшим ценностям порядок формирования, организацию и осуществление государственной власти.

Целью своей работы считаю, что необходимо изучить для себя, основываясь на мнения ученых, основные черты свойственных для становления конституционного права зарубежных стран, определить их сущность и значение.

Предмет и объект конституционного права зарубежных стран

Становление конституционного права как отрасли национального права — это сравнительно длительный и далеко не всегда прямолинейный процесс сложения отдельных норм и институтов в систему, регулирующую конституционно-правовые отношения. Тем не менее, можно с большой долей уверенности говорить о том, что именно эпоха антифеодальных освободительных революций стала периодом утверждения конституционного права в качестве самостоятельной и ведущей отрасли национального права во всех передовых странах мира. Конечно, основные принципы и институты конституционного права возникали и складывались не на пустом месте. Их утверждению способствовали радикальные изменения в общественной жизни, выдающиеся научные достижения в познании окружающего мира, активная творческая деятельность выдающихся мыслителей прошлого, исследовавших место и роль человека в обществе и государстве, стремившихся раскрыть причины появления и существования публичной власти, принципы взаимоотношений между человеком и государством.

Для того, чтобы определить суть изучаемой отрасли права, надо решить, что именно должны регулировать нормы конституционного права. Поскольку эти нормы образуют единую взаимосвязанную систему, необходимо выяснить, каковы системообразующие признаки конституционного права, что отличает данную отрасль права от смежных отраслей, особенно пограничных с конституционным правом.

Существует множество ответов на этот вопрос. Тем не менее, можно выделить некоторые главные подходы к тому, что следует считать предметом конституционного права как отрасли национального права. С известной долей условности можно выделить примерно три группы подходов.

Это, во-первых, утверждение о том, что предметом конституционно-правового регулирования является осуществление публичной власти. Такой подход превалирует в советской, а отчасти и в современной российской науке конституционного права зарубежных стран. Даже в последних учебных курсах, изданных по этому предмету, такой подход остается доминирующим. Определение конституционного права дается путем перечисления образующих его институтов. При этом на первом месте по-прежнему стоят институты, в которых находит отражение и закрепление вся система публичной власти. Власть остается главным предметом конституционного правового регулирования. Действительно, если обратиться к нормативным текстам, то сразу станет совершенно очевидно то, что основной массив норм конституционного права образуют те из них, которые закрепляют и регулируют порядок формирования и осуществления государственной власти.

Вторую группу образуют концепции, определяющие предмет конституционного права в зависимости от ответа на вопрос о том, что должны регулировать, гарантировать и защищать нормы этого права. Иначе говоря, это должен быть ответ на вопрос о том, является ли организация публичной власти самоцелью правового регулирования или нормы конституционного права нужны в первую очередь для того, чтобы защитить права и интересы человека и обеспечить такую организацию и такой порядок осуществления власти, которые бы подчинили эту власть интересам и нуждам человека.

Наконец, третий подход заключается в определении предмета конституционного права путем соотнесения и согласования двух предыдущих точек зрения. Его цель — показать, что конституционное право имеет своим назначением обеспечить взаимодействие двух главных слагаемых — публичной власти и свободы человека.

Очень удачно сформулировал эту мысль французский конституционалист Анри Ориу. Он утверждал, что высшее назначение конституционного права — обеспечить сосуществование власти и свободы. В данном случае носителем властных полномочий выступает государство в лице своих институтов, а носителем свободы выступает человек, права и свободы которого образуют высшую ценность в обществе, государстве и праве.

Изменения, происходящие в общественной и государственной жизни передовых развитых стран во второй половине XX столетия, позволяют утверждать, что проблемы защиты прав и свобод человека выдвигаются в настоящее время на первый план. В международном плане в известной мере рубежом стало создание ООН. Устав этой организации провозгласил, что одной из главных целей Объединенных Наций является утверждение веры в достоинство и права человеческой личности. Принципы свободы провозглашены во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Последующие международно-правовые пакты, а особенно знаменитые Пакты о правах 1966 г., свидетельствуют о все большем внимании, которое уделяется международно-правовой защите основных прав и свобод. К этому следует добавить, что с созданием на старом континенте Совета Европы и учреждением Европейского Суда по правам человека вопросы юрисдикционной защиты прав и свобод человека были выведены применительно к их участникам на новый более высокий уровень.

Существенные изменения происходят и в национальном праве. Здесь, пожалуй, как наиболее яркое событие следует отметить быстрое развитие конституционного судопроизводства. Причем в подавляющем большинстве стран создание специализированных конституционных судебных учреждений либо наделение функциями конституционного контроля судов общей юрисдикции приводит к тому, что в распоряжении индивида оказывается очень важный юридический инструмент защиты своих основных прав и свобод. Отныне пресечение их нарушения выводится на конституционно-правовой уровень и позволяет обратиться к такому исключительно важному средству защиты, как конституционный суд. В свою очередь последний способен признать те или иные акты или действия государственных властей противоречащими конституции, т. е. противоправными, если они нарушают основные права и свободы человека. Не менее важным событием стало появление института омбудсмана (уполномоченного по правам человека), института, который получает все более и более широкое распространение во всех странах мира.

В государственно-правовой теории принято проводить различие между объектом и предметом конституционного права. Под объектом конституционного права понимается обычно та сфера или те аспекты общественного бытия, правовое существование и регулирование которых находит отражение в нормах конституционного права. Из всего многообразия правовых институтов вычленяются именно те (как правило, наиболее важные и значимые), которые и составляют объект конституционного права. К их числу принято относить основополагающие принципы конституционного строя, основные права и свободы человека, построение государства и публичной власти, условия и порядок ее формирования и функционирования.

Указание на объект позволяет сравнительно четко определить границы конституционного права, провести разграничение между ним и смежными отраслями права. Конечно, на практике эти границы иногда довольно размыты. Особенно в вопросах, касающихся конституционного и административного права. Тем не менее, подобное разграничение чрезвычайно важно не только в плане разделения властных и административных полномочий, но и в плане судебной практики, прежде всего в странах, в которых существует автономное конституционное и административное судопроизводство. Точное установление объекта конституционного права в ряде стран затруднено тем обстоятельством, что нередко текст основного закона включает не только положения, относящиеся к конституционно-правовой сфере, но и некоторым другим. Таковы, например, развернутые постановления, регулирующие осуществление гражданской службы во многих странах англосаксонского права.

Указание на объект конституционного права нередко служит основанием для определения самого понятия конституционного права. В этом случае оно раскрывается путем перечисления основных образующих его институтов.

Возможен, однако, и другой подход к определению конституционного права. Специфика конституционного права заключается, прежде всего, в том, что оно регулирует отношения между человеком, обществом и государством. Отношения, которые складываются в процессе осуществления и в связи с осуществлением государственной власти. Нормы конституционного права призваны обеспечить взаимодействие этих трех слагаемых, определив одновременно те ценности и приоритеты, которые предопределяют реальную конституционно-правовую практику. Этим высшим ценностям должны соответствовать те институты конституционного права, в которых находят свое отражение и закрепление, основные принципы общественного и государственного устройства, построение государства и системы органов государственной власти, порядок формирования и функционирования государственных институтов.

Характер регулируемых общественных отношений составляет главную системообразующую любой отрасли права. Особенность конституционного права состоит в том, что оно призвано регулировать, прежде всего общественно-политические отношения. Именно таковыми являются по своей природе отношения, которые складываются в ходе взаимодействия индивида, коллектива или общества в целом с государством, с публичной властью. Два обстоятельства при этом следует иметь в виду. Во-первых, нормы конституционного права регулируют лишь определенную часть политических отношений, осуществляемых в рамках конституционной законности. Во-вторых, в конституционном праве содержатся inter alia чрезвычайно важные для ориентации регулирования общественных отношений в других областях жизнедеятельности нормы-принципы. Но то обстоятельство, что в конституции закрепляются, например, принципы социально-экономического устройства, вовсе не дает оснований говорить о том, что конституционное право регулирует социально-экономические отношения. Оно лишь позволяет сделать вывод об особом месте конституционного права в общей системе права, его направляющей роли и верховенстве, которые обычно находят свое правовое выражение в преимущественной силе конституционно-правовой нормы по сравнению с любой другой в случае их коллизии.

В конституционно-правовом регулировании общественных отношений распространен, в частности, метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается большинство норм конституционного права, относящихся, например, к организации и функционированию власти: «Все доходы и расходы государства и местных сообществ по финансированию публичных потребностей должны быть отражены в их бюджете» (часть первая ст. 148 Конституции Республики Словении 1991 г.); «Правительство должно получить доверие палат» (ст. 94 Конституции Итальянской Республики 1947 г.). Наряду с этим в конституционном праве часто можно встретить запрещающие нормы: «Дискриминация по мотивам расы, цвета кожи, пола, национального происхождения, религиозных вероисповеданий и любым другим, ущемляющим достоинство человека, запрещена и карается законом» (первое предложение ст. 42 Конституции Республики Куба 1976 г. в ред. 1992 г.); «Всякий императивный мандат является недействительным» (ст. 27 Конституции Французской Республики 1958 г.), «Свобода мысли и совести не должна нарушаться» (ст. 19 Конституции Японии 1946 г.). Конституционному праву известен и метод дозволения (или правонаделителъный метод), применяемый иногда при определении полномочий государственных органов: «До промульгации Президент может один раз потребовать пересмотра закона Парламентом» (ч. 2 ст. 77 Конституции Румынии 1991 г.). Когда же речь идет о похожих нормах, формулирующих права и свободы человека и гражданина, правильнее говорить о методе провозглашения, подтверждения, конкретизации существующих независимо от данного государства (надпозитивных) норм: «Национальные и этнические меньшинства могут создавать органы местного и всевенгерского самоуправления» (ч. 4 § 68 Конституции Венгерской Республики 1949 г. в ред. 1990 г.); «Тайна переписки и свободной корреспонденции или связи каким-либо иным способом абсолютно неприкосновенна. Закон определяет условия, при которых судебная власть не связана соблюдением этой тайны по соображениям национальной безопасности или в интересах расследования особо серьезных преступлений» (ст. 19 Конституции Греции 1975 г.).

Следует также отметить, что в случаях, когда устанавливается компетенция органов власти, одна и та же норма зачастую сочетает и правонаделительный и обязывающий элементы. Это означает, что орган власти вправе действовать определенным образом и в то же время обязан делать это.

В целом конституционно-правовой метод регулирования общественных отношений основывается на властно-императивных началах. Это объясняется природой тех общественных отношений, которые подпадают под воздействие норм конституционного права. Властеотношения определяют содержание значительной части, если не большинства этих норм. В то же время немалая их часть в демократических государствах устанавливает содержание и гарантии прав человека и гражданина, что, напротив, означает соответствующие ограничения для государственной власти. Эти нормы также могут иметь императивный характер, например, когда содержат обращенные к власти запреты.

Таким образом, конституционное право имеет свой особый предмет, коим выступают, прежде всего, и преимущественно общественно-политические отношения. Соответственно конституционное право может, быть определено как система норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия индивида, общества и государства, связанные с осуществлением публичной власти и призванные обеспечить легитимность этой власти, если она существует и действует в интересах человека, в рамках и на основе права. Таким образом, конституционное право представляет собой определенную систему правовых норм, обеспечивающих и гарантирующих реализацию и защиту основных прав и свобод человека, развитие демократических общественных институтов, построение и функционирование государства и его институтов.

Система конституционного права как отрасли права в зарубежных странах

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Конституционное право как отрасль права– система внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным принуждением), которые содержатся в различных правовых актах – конституциях, законах, декретах президента – и регулируют определенную группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности).

Конституционное право как особая отрасль права в зарубежных странах регулирует основы связей в отношениях: личность – коллектив – государство – общество.

Нормы конституционного права – общеобязательные правила, установленные нормативными правовыми актами – законами, указами и др. (либо путем судебного прецедента, конституционного обычая).

В конституционном праве доминируют отношения субординации (подчинения), отношения же координации (согласования) применяются реже.

Конституционное право как наука – совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.

1) Платон, Аристотель и другие (Греция), Цицерон, Гай и др. (Древний Рим);

2) Г. Гроций, Ш. Л. Монтескье, Дж. Локк и др. (Декларация независимости США 1787 г. и др.);

3) У. Беджгот (Великобритания), Ж. П. Эсмен (Франция) – в XIX в.;

4) Ф. Ардан (Франция), Ф. Снайдер (Канада) и др. – в настоящее время.

Основные направления и школы в современной науке конституционного права:

1) радикалистское направление – конституционное право рассмотрено с позиций классовой борьбы и нередко – с позиций диктатуры определенного класса или блока классов;

2) либеральное направление – конституционное право – выражение социального контракта между различными группами населения, правящими и управляемыми;

3) юридическая школа (до 20-х гг. XX в.) – изучение государства, его органов, прав человека;

4) политологическая школа (середина XX в.) – изучение не столько норм конституционного права, сколько реальной роли институтов государственности, политических институтов;

5) теологическая школа – исследования мусульманских юристов, труды пронизаны идеями халифата – справедливого правления;

6) марксистская школа – представлена с позиций классовой борьбы и нередко – с позиций диктатуры определенного класса или блока классов.

Конституционное право как учебная дисциплина – предмет преподавания в высшей школе.

В высших юридических учебных заведениях изучаются лишь основы действующего конституционного права зарубежных стран и основы науки о нем, причем речь идет далеко не обо всех существующих государствах, даже в порядке упоминаний.

Курс конституционного права зарубежных стран состоит из Общей и Особенной частей. В первой, Общей, части изучаются основные институты конституционного права в зарубежных странах в обобщенном и сравнительном плане, во второй, Особенной – основы конституционного права отдельных стран: крупных государств мира, представителей различных правовых систем, некоторых соседей России (стран СНГ).

Система конституционного права как отрасли права в зарубежных странах

2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран

Предмет изучения конституционного права – общественные отношения, определяющие организацию общества и государства (суверенитет, форма правления, форма государственного устройства), основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления (виды органов государственной власти их правовой статус), основы взаимоотношений человека с государством (права и свободы человека и гражданина, гражданство).

В экономической сфере – основы отношений собственности; в социальной – основы социальной роли государства; в политической – создание и роль политических партий, организацию государства и т. д.; в идеологической – может допускать плюрализм идеологий или одну из них в качестве официальной.

Источники конституционного права – это внешняя форма выражения общих правил поведения, регулирующая отношения конституционного характера.

Высшей юридической силой и специфическим содержанием обладает конституция – основной источник права. Конституции должны соответствовать все принимаемые и действующие источники права. Она занимает ведущее, основополагающее место в правовой системе и оказывает определяющее воздействие на все другие правовые акты.

К другим источникам относятся:

– законы – конституционные, органические (регулируют институт в целом), обыкновенные (отдельные вопросы), чрезвычайные (в особых сложившихся условиях, на короткий срок); внутригосударственные публично-правовые договоры;

– регламенты парламентов и их палат – организация и процедура работы парламентов;

– акты главы государства и исполнительной власти;

– акты органов конституционного контроля – официальные толкования конституции;

– судебные прецеденты – решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;

– конституционный обычай – сложившееся в практике правило, имеющее устный характер и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения (Великобритания, Новая Зеландия);

– религиозные источники (в некоторых мусульманских странах – Коран);

– правовая доктрина (решения по конституционным вопросам, основанные не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);

В федеративных государствах источники права отличаются большим разнообразием, поскольку на уровне субъектов федерации действуют свои источники конституционного права (например, каждый штат США имеет свою конституцию). Местные (региональные) законы издаются и представительными органами ряда автономных образований, существующих в рамках унитарной государственности. В городах – свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

Конституционное право зарубежных стран принято делить на Общую часть, включающую целостное представление о понятиях, принципах социально-экономического, политического и территориального устройства конкретных государств, основах теории конституции, институтах конституционного права и Особенную часть, содержащую анализ опыта конституционного (государственного) права отдельных государств с учетом многообразия форм политического устройства и специфики конституционного законодательства.

Систему конституционного права составляют институты права. Институт конституционного права – система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институты конституционного права в зарубежных странах: институты экономической системы общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни общества, правового статуса личности, формы государства и др.

Нередко членения бывают и более дробными, внутри более крупных (комплексных) институтов выделяются другие (например, институт ответственности правительства).

Еще по теме:

  • Моральный ущерб гк рф практика Кто может получить компенсацию морального вреда Компенсация морального ущерба — это один из способов защиты прав человека. Какие условия для этого необходимы и как составить исковое заявление, вы узнаете из статьи. Что такое моральный […]
  • Аудиокниги гражданский кодекс рф торрент Скачать гражданский кодекс рф аудиокнига В будущем окне мелькала седина, несущаяся вниз по заливу к прямоугольным надгробиям снега. Капелла никогда бы так не скачать гражданский кодекс рф аудиокнига, - изумленно воскликнул. Он соединился, […]
  • Ч 2 ст 302 упк рф Статья 302 УПК РФ. Виды приговоров 1. Приговор суда может быть оправдательным или обвинительным. 2. Оправдательный приговор постановляется в случаях, если: 1) не установлено событие преступления; 2) подсудимый не причастен к совершению […]
  • Гк статья 433 Статья 433. Момент заключения договора 1. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. 2. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор […]
  • Купить дом в селе в подмосковье Дома в деревне Дом в деревне – это не только тренд на рынке недвижимости, а настоящий символ счастливой, здоровой и гармоничной жизни. Купив недвижимость в Заокском районе Тульской области, вы оцените все преимущества экологически […]
  • Раздел ипотечного имущества супругов Требование супругов о разделе имущества супругов На предыдущей странице мы вели речь о том, как составляется соглашение о разделе имущества супругов бывших супруговсостоящее из вещей, являющихся их совместной собственностью положительное […]