23. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В России реабилитацией называют как восстановление после тяжелой болезни, так и комплексную помощь людям с ограниченными возможностями, и восстановление доброго имени и репутации, восстановление (в административном порядке) в прежних правах.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, это программы и действия, направленные на восстановление личного и профессионального статуса человека для более полной интеграции в общество. Например, бывшие заключенные иногда забывают нормы и правила общественной жизни после долгих периодов заключения. Социальная реабилитация представляет собой взамозависимый процесс, с одной стороны, направленный на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, с другой — на изменение характера самой среды, ограничивающей реализацию потребностей человека. Можно говорить о различных видах реабилитации: социальная реабилитация, медико-социальная реабилитация, социально-правовая реабилитация, психолого-педагогическая реабилитация, социально-бытовая и трудовая реабилитация. Реабилитация — это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в социуме.

К основным принципам социальной реабилитации следует отнести: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность реабилитационных мер и добровольность. Реабилитация включает в себя также аспекты профилактики и коррекции отклонений. Социальная реабилитация имеет различные уровни анализа и осуществления практической деятельности: медико-социальный; профессионально-трудовой; социально-психологический; социально-ролевой; социально-бытовой; социально-правовой; психолого-педагогический; социально-средовой. Социальная реабилитация как технология социальной работы может быть типологизирована по категориальному принципу:

  • реабилитация инвалидов, детей-инвалидов;
  • людей пожилого возраста;
  • социальная реабилитация военнослужащих и жертв военных конфликтов. Система реабилитации военнослужащих реализуется по трем основным направлениям: социальная, психологическая и медицинская. Основной целью такой реабилитации становятся ресоциализация или социализация личности И’восстановление ее прежнего уровня и статуса. Основными задачами социальной реабилитации военнослужащих и участников военных конфликтов являются соблюдение их социальных гарантий, контроль над реализацией социальных льгот, правовая защита, формирование позитивного общественного мнения;
  • реабилитация лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы. Проблема ресоциализации таких людей обостряется в условиях социально-политической трансформации постсоветского общества. Бывшим заключенным труднее решить проблему трудоустройства в условиях фактического роста безработицы, повышения требований к качеству рабо-

чей силы, уровню квалификации и личным качествам работника. Социальная реабилитация в данном аспекте более всего должна быть направлена на восстановление социально-правового статуса личности, на снятие или смягчение имеющихся социальных барьеров и стереотипов, исключающих данную категорию людей из сферы нормальной жизнедеятельности общества.
Опыт практической работы в рамках технологии социальной реабилитации предусматривает осуществление конкретных, часто адресных мероприятий в соответствии со структурой индивидуальной программы реабилитации. Например, существуют индивидуальные реабилитационные карты МСЭ для инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации — это комплекс специальных реабилитационных мер, включающих конкретные формы, способы, используемые средства, сроки и длительность проведения мероприятий, направленных на восстановление и-компен- сацию нарушенных или утраченных функций организма, интеграцию инвалида в общество. В индивидуальной программе обычно отражены медицинская, социально-средо- вая и профессионально-трудовая реабилитация. Следует более подробно остановиться на анализе социально-сре- довой реабилитации, которая предполагает такие способы, как обучение навыкам приспособления к новым условиям жизни. Социально-средовая реабилитация инвалидов — это комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции инвалидов, восстановление или формирование социального статуса, утраченных общественных связей на микро- и макроуровне. Социально-средовая реабилитация осуществляется в двух основных направлениях:

  • приспособление окружающей среды к потребностям инвалидов (обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, техническими средствами), адаптация социального пространства города, его районов и социальной инфраструктуры

к потребностям людей с ограниченными возможностями;

  • адаптация инвалида к окружающей среде, развитие навыков, обеспечивающих возможность самообслуживания.

Необходимо помнить о том, что создание условий для нормального и независимого быта, самообслуживания людей с ограниченными возможностями является важным фактором, повышающим дееспособность инвалидов. Максимальное устранение или уменьшение неудобств, с которыми сталкиваются инвалиды на улице или в собственной квартире, — задача, решение которой способствует реализации принципа интеграции инвалидов в общество.
Сегодня достаточно широко обсуждается необходимость создания безбарьерной среды для инвалидов и других категорий маломобильных граждан. Объективно существуют условия, ограничивающие возможности инвалидов передвигаться в городском пространстве. Эти ограничения выражены в отсутствии специальных технических приспособлений для инвалидов в транспорте и на улице, неадекватности общественных городских зданий и сооружений потребностям людей с ограниченными возможностями. Вместе с рассмотрением объективно существующих ограничений анализ сенсорного восприятия окружающей среды инвалидами и членами их семей делает картину более полной, во многом позволяет оценить проблему с других позиций.
Впервые идея обращенности к среде, к исправлению ее сенсорных качеств была выдвинута К. Линчем в работе «Образ города»^
Идеи автора имеют гуманистическую основу и направлены на устойчивые человеческие ценности. Содержательной является идея К. Линча о создании механизмов связи между проектировщиками, пользователями и средой, служащей объектом деятельности. Актуальность создания таких механизмов связи усиливается, если речь идет о лю-

дях, имеющих особые требования к качеству и характеру городского пространства. Из-за позиции социального меньшинства их потребности часто игнорируются. Существующие в городском пространстве барьеры могут быть ослаблены только в том случае, если чувственные критерии, потребности инвалидов удастся представить предельно ясно, сделать их открытыми. Источниками формирования представлений о том, как следует организовать городское пространство, должны быть не только специалисты, профессионалы, но и жители города с нарушениями развития, имеющие особые требования к организации городского пространства и его объектов.
Таким образом, анализ качества региона с позиции различных социальных групп, в том числе инвалидов, является реальным основанием как для общественных действий, так и для переосмысления устоявшихся градостроительных концепций. Его распространение способно возбудить общественную поддержку делу создания безбарьерной среды и улучшения ее качества в целом.
Можно рекомендовать некоторое изменение процесса проектирования с учетом предложений, мнений пользователей путем проведения обсуждений строительных концепций совместно с представителями общественных организаций инвалидов разных категорий (инвалиды по зрению ВОС, по слуху БОГ. ВОИ). Вместе с тем в целях создания оптимального пространства уместно использовать социальную технологию проектной экспертизы, где осуществляется экспертиза строительных проектов с позиции их доступности и открытости для людей с ограниченными возможностями. В состав такой экспертной группы должны входить профессионалы — строители и проектировщики, социальные работники, сами инвалиды или их представители от общественных организаций.

Успех формирования безбарьерной среды во многом зависит от хорошей организации неформального обмена информацией и мнениями между общественными и иными организациями инвалидов и персоналом строительных*
проектных учреждений, администраций города; от наличия специальных законодательных актов, регулирующих проблемы создания доступной среды; достаточного ресурсного обеспечения проектов строительства и реконструкции. Соблюдение этих условий делает возможным удовлетворение специальных требований, а реализация проектов доступности города для инвалидов становится механизмом преодоления социальных проблем инвалидности и средством смягчения социальных конфликтов.
Основные меры социальной реабилитации пожилых людей включают разработку научно обоснованных практик оказания социальной помощи геронтологической группе. Социокультурный контекст геронтологической проблематики характеризуется прежде всего низким социально-экономическим статусом пожилого человека, проблемами одиночества и отсутствия достаточного количества помогающих ресурсов. Система социального обслуживания пожилых граждан на сегодняшний день нуждается в качественных дополнениях, а в ряде случаев — в качественных преобразованиях. Реабилитация пожилых граждан связана с восстановлением их социальной активности, максимальным включением в повседневную жизнь общества. Программы реабилитации пожилых граждан не должны ограничивать сферу жизнедеятельности этой категории населения. Направления реабилитации должны включать не только медико-социальные мероприятия, лекарственное обеспечение, материальную помощь, но и образовательные, досуговые, творческие методы, расширяющие спектр приложения активности пожилого человека.
Технология социальной реабилитации реализуется на трех уровнях.

  1. Индивиду альныйуровень социальнойработы.

Кейсуорк — этот метод предложен М. Ричмонд и тесно связан с развитием психоанализа в начале XX столетия. Его суть — в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией. Основной упор дела-

ется на адаптацию клиента к социальной ситуации. Данный метод особенно актуален в США, опирается на выбор психологического подхода к пониманию личности. (Например, при психоаналитическом подходе основной упор делается на анализ интрапсихической динамики клиента и оказании помощи в разрешении внутриличност- ных проблем; при бихевиоральном — концентрация внимания на дезадаптивных моделях поведения и их коррекции и т. д.).
Но независимо от психологического подхода к пониманию личности можно выделить общие элементы, составляющие метод:

  • установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт);
  • изучение и анализ проблемной ситуации;
  • определение целей и задач совместной работы;
  • видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой;
  • оценка прогресса и результат совмести ой’ работы.

Разные индивидуальные подходы предполагают разные
виды помощи: беседы, консультирование, привлечение специалистов и т. п. Для эффективности данного метода важно учитывать, есть ли установка на необходимость оказания именно индивидуальной помощи, обладает ли специалист необходимым уровнем психолого-педагогической подготовки, возрастные, личностные, индивидуальные особенности клиента.
Метод индивидуальной социальной работы особенно оправдан в определении перспектив, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.
2. Групповой уровень социальной работы активно разрабатывался в 70-е годы5. Особое значение для разработки метода сыграли результаты исследований теории малых групп (Я. Коломинский, Р. Кричевский, К. Рудестам и др.).

К важнейшим выводам можно отнести следующие положения:

  • малая группа способствует выходу из роли «только слушателя»;
  • в малой группе становится реальным познание собственной точки зрения, собственного жизненного опыта, личных возможностей;
  • в малой группе возможна обратная связь, т. е. выяснение того, как индивид воздействует на других своим поведением и словом;
  • малая группа может стать инструментом накопления личного опыта, способом управления и проверки достигнутого.

Цель метода групповой работы — оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность.’
Реализация метода групповой социальной работы, зависит от целей и задач группы. В практике социальной работы выделяют различные группы[5]. Например, категорию социокультурных групп составляют группы восстановления, группы восстановления умений, образовательные группы, группы самопомощи. Помимо этого существуют еще терапевтические группы, деятельность которых направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем.
В зависимости от целей группы позиция социального работника может быть различной. Если группа ориентирована на достижение каких-либо общезначимых в ши-

роком правовом и гражданском контексте целей (например, открытие спортивной площадки в микрорайоне), то социальный работник выполняет роль организатора и координатора внешних связей группы. Если цель группы — расширение сферы самосознания и индивидуального опыта за счет интенсивного и рефлексивного общения (например, тренинг коммуникативных навыков), то в этом случае социальный работник — посредник внутригруппового взаимодействия.
Метод групповой социальной работы не имеет некоего «застывшего» вида, в настоящее время появляются новые оригинальные формы, такие как метод семейной терапии в США8.

  1. Социальнаяработа науровне общины. Этотуровень основан на взаимодействии социальных служб или социального работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общегосударственном уровне. «Община» (коммъюни- ти) — сложная социально-экономическая, культурно-историческая система групповой общности людей. Ком- мьюнити выполняет целый ряд функций по отношению к ее членам: социализации, взаимоподдержки, производства и распределения благ, социального контроля, т. е. всего того, что направлено на развитие жизненного сценария общины и личности. Приоритетные задачи общинной социальной работы:
  • развитие социальных связей в местной общине и организация системы взаимопомощи и кооперации определенной общности людей;
  • разработка, внедрение и оценка эффективности различных социальных программ и планов деятельности различных организаций, связанных с вопросами социального благосостояния населения.

аТеория и практика социальной работы; отечественный и зарубежный опыт. Т. 1.

Реализация этих задач направлена на достижение главной цели — активизации развития общности и улучшения модели ее жизнедеятельности.
Основные принципы реализации метода общинной социальной работы: доступность сервиса; активное сотрудничество потребителей и сервиса помощи; межведомственный подход; поддержка и развитие новых инициатив; децентрализация контроля за бюджетом; подвижность.
Формы реализации метода общинной социальной работы различны и особенно широко представлены в европейских моделях социальной работы (социальное планирование в Швеции, создание ассоциаций жильцов в Великобритании и т. д.[6]).
Для реализации данного метода социальному работнику приходится выполнять целый ряд ролей: адвоката, брокера, эксперта, социального ориентира, что в свою очередь требует широкой теоретической и практической подготовки. Особенно актуальны умения организации и проведения социологических исследований и социально-психологические методы работы. Зачастую решение проблем общины требует комплексного вмешательства специалистов — врачей, юристов, психологов и т. п.
Взаимосвязь факторов, влияющих на поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы, тем более что многие методы в практической плоскости пересекаются и применение одного из них требует одновременного применения других.

Обеспечение техническими средствами реабилитации (изделиями).

Порядок предоставления Сертификата

Инвалид(I, II, III группы инвалидности, а также детям- инвалидам в возрасте до 18 лет), имеющим место жительство в Московской области и нуждающийся в обеспечении техническими средствами, обращается в территориальное структурное подразделение Министерства (далее-территориальное подразделение) или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) по месту жительства с заявлением о предоставлении Сертификата.

Решение о предоставлении либо решение об отказе в предоставлении Сертификата принимаются руководителем территориального подразделения в течении 7 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов в территориальном подразделении, оформляется в электронном виде по формам, утвержденным Министерством, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя территориального подразделения.

На основании решения о предоставлении Сертификата инвалиду (его представителю) выдается Сертификат.

Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется организациями, включенными в Региональный реестр организации-поставщиков технических средств реабилитации (изделий), осуществляющих предоставление за счет бюджета Московской области технических средств реабилитации (изделий), указанных в Перечне, на территории Московской области( далее-Реестр поставщиков), формируемый Министерством.

Прием заявлений о предоставлении Сертификата осуществляется с первого рабочего дня текущего года по последний рабочий день августа текущего года включительно.

а) заявление о предоставлении Сертификата

б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность инвалида в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) свидетельство о рождении или иной документ, подтверждающий в соответствии с законодательством РФ факт рождения ребенка (для детей-инвалидов) в возрасте до 14 лет.

г) документ, подтверждающий место жительства инвалида в Московской области(если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность);

е) справка, подтверждающая факт установления инвалидности.

Реабилитация как мера социального обеспечения

Дополнительные меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности, имеющим место жительства в городе Москве, установлены Законом города Москвы от 26 октября 2005 года № 55 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве».

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ

И ДРУГИХ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Настоящий Закон на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных правовых актов города Москвы регулирует отношения, связанные с предоставлением инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности дополнительных мер социальной поддержки по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, абилитации, обеспечению техническими средствами реабилитации, воспитанию и образованию, содействию их занятости (далее — меры социальной поддержки).

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в городе Москве, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Закона.

2. Настоящим Законом не регулируются правоотношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки иностранным гражданам, а также лицам без гражданства, проживающим в городе Москве.

Статья 2. Основные принципы деятельности по реализации мер социальной поддержки

1. Деятельность по реализации мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, строится на принципах:

1) сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан и постоянного его повышения;

2) предоставления гражданам возможности адаптироваться к новым условиям в связи с изменениями федерального законодательства, регулирующего вопросы социальной поддержки граждан.

Статья 3. Цели настоящего Закона

Целями настоящего Закона являются:

1) создание условий для восстановления способностей инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности к бытовой, общественной и профессиональной деятельности;

2) возможно полное удовлетворение потребностей указанных лиц в реабилитации или абилитации;

3) улучшение качества и уровня жизни указанных лиц.

Статья 4. Граждане, которым предоставляются меры социальной поддержки

1. Настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки следующим гражданам:

1) инвалидам I, II, III групп (независимо от причины инвалидности);

3) лицам, не признанным в установленном порядке детьми-инвалидами и инвалидами I, II, III групп, но имеющим временные или постоянные ограничения жизнедеятельности и нуждающимся в мерах социальной поддержки.

2. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться, заниматься трудовой деятельностью.

Статья 5. Реализация мер социальной поддержки

1. Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются без оплаты или на льготных условиях.

2. Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются Правительством Москвы.

3. Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются гражданам по месту их жительства на основании личного заявления или заявления их законных представителей.

Глава 2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Статья 6. Меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности

Гражданам, указанным в части 1 статьи 4 настоящего Закона, в дополнение к утвержденному Правительством Российской Федерации федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) услуги по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации или услуги по абилитации (в том числе создание необходимых условий для воспитания и обучения детей-инвалидов, профессиональной подготовки), включая обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, согласно перечню, утверждаемому Правительством Москвы;

2) содействие в обеспечении трудовой занятости;

3) обеспечение доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы;

4) другие государственные гарантии, установленные законодательством города Москвы.

Статья 7. Предоставление инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности реабилитационных услуг и услуг по абилитации

1. В целях обеспечения потребностей инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в комплексной реабилитации или абилитации уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы гарантируют предоставление подведомственными им организациями услуг в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, услуг по абилитации, а также привлекают при необходимости организации, осуществляющие деятельность по реабилитации и абилитации инвалидов.

2. Координация деятельности в городе Москве в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, абилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения.

3. Организация и оказание инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности квалифицированной медицинской помощи, включая медицинскую реабилитацию и абилитацию, осуществляются уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в области здравоохранения и подведомственными им организациями в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы на основе стандартов медицинской помощи, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Статья 8. Предоставление инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий

1. Технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия предоставляются инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности исходя из медицинских показаний с учетом социальных критериев.

2. Медицинские показания инвалидам определяются в порядке, установленном федеральным законодательством, другим лицам с ограничениями жизнедеятельности — лечебно-профилактическими учреждениями.

3. Социальными критериями являются:

1) степень ограничений жизнедеятельности;

2) уровень реабилитационных возможностей;

3) возможность социальной интеграции.

4. Социальные критерии определяются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения на основе потребностей инвалида или лица с ограничениями жизнедеятельности для восстановления прежнего или приобретения нового социального статуса путем получения профессиональных знаний, навыков и умений, социальной адаптации, занятий физической культурой и спортом, удовлетворения духовных потребностей.

5. Решение об обеспечении инвалида или другого лица с ограничениями жизнедеятельности техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями принимается уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы.

Статья 9. Воспитание и образование инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности

1. Органы исполнительной власти города Москвы создают специальные условия инвалидам, включая детей-инвалидов, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности (на основании медицинского заключения) для воспитания, получения образования и профессиональной подготовки с учетом индивидуальных особенностей их психофизического развития, здоровья и ограничений жизнедеятельности в порядке, установленном федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

2. Обеспечение получения лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Закона, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.

3. С учетом потребностей и возможностей инвалидов, включая детей-инвалидов, и других лиц с ограничениями жизнедеятельности образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной, заочной формах обучения), и вне таких организаций (в форме семейного образования и самообразования) в соответствии с федеральным законодательством. Для детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, которые по состоянию здоровья не могут посещать организации, осуществляющие образовательную деятельность, обучение по основным общеобразовательным программам может быть организовано на дому.

4. Для лиц, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Закона, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования и дополнительные образовательные программы, создаются условия для обучения с использованием различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.

5. Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации) и размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели определяются правовыми актами города Москвы и являются расходными обязательствами города Москвы.

Статья 10. Обеспечение занятости инвалидов

1. Органы государственной власти города Москвы в пределах своей компетенции обеспечивают дополнительные гарантии занятости инвалидов путем разработки и реализации государственных программ города Москвы в области содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации и адаптации, организации обучения по специальным программам, определения порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости и другими мерами обеспечения занятости инвалидов.

2. Инвалиды в первоочередном порядке получают профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда.

(в ред. законов г. Москвы от 23.06.2010 № 29, от 16.12.2015 № 71)

3. Инвалиду в целях обеспечения гарантий трудовой занятости предоставляется работа с созданием необходимых условий труда в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации или абилитации.

Статья 11. Доступ инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы

1. Правовые, организационные и экономические отношения, связанные с созданием условий для пользования инвалидами и другими лицами с ограничениями жизнедеятельности объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы, регулируются федеральным законодательством, Законом города Москвы от 17 января 2001 года N 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» и другими правовыми актами города Москвы.

2. Утратила силу. — Закон г. Москвы от 16.12.2015 N 71.

Статья 12. Механизм реализации мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности

В целях реализации установленных настоящим Законом мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают:

1) дальнейшее развитие сети подведомственных им организаций, осуществляющих деятельность в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, абилитации инвалидов;

2) разработку и выполнение государственных программ города Москвы по вопросам социальной интеграции инвалидов;

3) функционирование и дальнейшее развитие комплексной автоматизированной информационной системы по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;

4) содействие производству технических средств реабилитации и развитию негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;

5) содействие деятельности общественных объединений инвалидов и их предприятий, в том числе путем предоставления им необходимых помещений для осуществления уставных целей.

Статья 13. Общегородской специальный регистр получателей мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности

1. Общегородской специальный регистр получателей мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности (далее — Регистр) содержит следующие персонифицированные сведения о гражданах, имеющих место жительства в городе Москве и обладающих правом на получение установленных настоящим Законом мер социальной поддержки:

1) фамилия, имя, отчество;

2) дата рождения;

4) адрес места жительства;

5) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в Регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

6) дата включения в Регистр;

7) сведения о документах, подтверждающих право на получение гражданином мер социальной поддержки;

8) сведения об объеме и дате получения мер социальной поддержки;

9) иные сведения, определяемые Правительством Москвы.

2. Ведение Регистра осуществляется органами социальной защиты населения города Москвы в порядке, установленном правовыми актами города Москвы. Указанные органы обеспечивают в соответствии с федеральным законодательством уровень и режим защиты, обработки и использования информации.

3. Регистр является составной частью информационного ресурса города Москвы — банка данных «Инвалиды», который имеет статус официального источника городской информации.

Статья 14. Финансирование мер социальной поддержки

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами города Москвы.

Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Дополнительные техсредства реабилитации

01 апр. 2018 г., 11:06

В 2018 году для жителей Московской области из числа инвалидов I, II, III группы, а также детей-инвалидов в возрасте до 18 лет вводятся дополни-
тельные меры социальной поддержки по обеспечению техническими средствами реабилитации (изделиями), не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Нововведения комментирует начальник Каширского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области Ольга Бакеева.

– Действительно, в Московской области вводится новая система обеспечения дополнительными техническими средствами реабилитации (ТСР) за счет бюджета Московской области, позволяющая максимально удовлетворить потребность инвалида. Постановлением правительства Московской области от 19.12.2017 года №1081/46 утверждены Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению техническими средствами реабилитации (изделиями), не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств бюджета Московской области, и Перечень технических средств реабилитации (изделий), предоставляемых инвалидам, и сроков пользования техническими средствами реабилитации до их замены.

– Ольга Владимировна, какие техсредства реабилитации включены в региональный перечень?

– В него вошли 11 наиболее востребованных изделий, которые не включены в федеральный перечень, например, аккумулятор для кресла-коляски с электроприводом, глюкометр с речевым выходом, подъемник для ванны с электроприводом и некоторые другие.

– Каким документом подтверждается нуждаемость гражданина в том или ином техническом средстве реабилитации?

– Рекомендация по обеспечению техсредствами отражается в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида. Эта программа разрабатывается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (бюро МСЭ).

– Каким образом человеку будет предоставляться техсредство?

– Гражданину выдается региональный сертификат на обеспечение инвалидов ТСР за счет средств бюджета Московской области. Размер финансового обеспечения сертификата по всем видам технических средств установлен вышеназванным постановлением. Обеспечивают инвалидов техсредствами реабилитации организации, включенные в региональный реестр организаций-поставщиков ТСР.

– Куда и с какими документами нужно обращаться за сертификатом?

– В настоящий момент – в Каширское управление социальной защиты населения. В последующем появится возможность подачи заявления на предоставление сертификата на портале государственных и муниципальных услуг Московской области и в МФЦ. Заявления принимаются с первого рабочего дня года по последний рабочий день августа текущего года включительно, а выдача сертификата производится до 14 октября текущего года включительно. Поставщик предоставляет инвалиду техническое средство не позднее
13 ноября включительно.

Для получения сертификата необходимы следующие документы: заявление на предоставление сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; свидетельство о рождении или иной документ, подтверждающий факт рождения ребенка (для детей-инвалидов в возрасте до 14 лет); документ, подтверждающий место жительства в Московской области; ИПРА с рекомендацией технических средств реабилитации, которые предоставляются за счет средств бюджета Московской области; справка, подтверждающая факт установления инвалидности.

Дополнительную информацию можно получить в Каширском УСЗН по телефону 8(49669) 28-112 или по адресу: г. Кашира, ул. Ленина, д. 2, кабинет № 124.

15.12.2015 Меры социальной поддержки инвалидов

В соответствии с действующим законодательством инвалиды 1 и 2 группы имеют право на следующие меры социальной поддержки:

1) Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»:

— пенсия по инвалидности, размер которой различен в зависимости от группы инвалидности и других условий:

2) Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:

— ежемесячная денежная выплата (размер различен в зависимости от группы инвалидности и индексируется ежегодно);

— ежемесячная денежная компенсация в размере 50 % платы за жилое помещение (в государственном и муниципальном жилом фонде) и коммунальные услуги (в любом жилом фонде);

— обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем при условии нуждаемости в улучшении жилищных условий и постановке на учет до 01.01.2005;

— обеспечение жильем органами местного самоуправления (при постановке на учет после 01.01.2005), в т.ч. вне очереди при наличии тяжелой формы хронического заболевания;

— обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации через ФСС РФ;

— обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры;

— возможность трудоустройства на рабочие места для инвалидов, созданные в рамках квоты; специальные условия труда инвалидов и др.;

— возможность получения образования на льготных условиях.

— социально-бытовое обслуживание инвалидов, в т.ч. в стационарных учреждениях и на дому

3) Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»:

Набор социальных услуг, в т.ч.:

— обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия;

— предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;

— бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Государственная социальная помощь в виде:

— денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат);

— натуральной помощи (топлива, продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов и других видов натуральной помощи).

4) Правила дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090):

— специальные парковочные места для инвалидов;

— возможность проезда и стоянки без учета отдельных запрещающих знаков;

5) Налоговый кодекс РФ:

— право на налоговый вычет;

— льгота по транспортному налогу и освобождение от налога на имущество;

Еще по теме:

  • Ук рф решая вопрос о наказании Статья 73 УК РФ при наличии смягчающих обстоятельств? Подскажите пожалуйста, что значит суд не усматривает оснований для применения ст. 73 ук? Что это за основания? К примеру дело по ст. 264.1 (имеется её повторность), преступления не […]
  • За ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей выразившихся Процедура объявления выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей – порядок действий, образцы документов Если нарушение было грубым, то увольнение может последовать сразу. Выговор действует в течение одного года, по […]
  • Переход на новый план счетов некредитных финансовых организаций Переход некредитных финансовых организаций на единый план счетов Публикации Все публикации Основные содержательные новации связаны со стандартами МСФО, поскольку принципы МСФО соответствуют требованиям Банка России. Анна […]
  • Как развестись в майнкрафт 152 marry Простые Команды в Minecraft Сложные команды, создающие механизмы, мобов, оружие и т.д. смотрите по ссылке команды майнкрафт. Список серверных команд админа в Minecraft можно посмотреть по ссылке. На этой странице команды, которые […]
  • Отказ от претензий нотариус Помогите составить образец заявления об отказе от претензий на наследство!? Место нахождения: ___________________________ ОТКАЗ ОТ НАСЛЕДСТВА Я, ________________________________________________, наследник (Ф. И. О. , паспорт, проживаю, […]
  • Прописать ребенка в госуслугах Как прописать новорожденного ребенка через сайт госуслуги и МФЦ: инструкция и подача бумаг в инстанции При появлении на свет малыша его родителей ожидают не только радости, но и некоторые бюрократические процессы. Среди них особенно […]