Правонарушение, его признаки и виды

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права

Понятие правонарушения

Возможность нарушений норм права заложена в сути человеческой жизни и несовершенстве человека. Причиной многих правонарушений является стремление отдельных лиц удовлетворить свои потребности способом, противоречащим требованиям правовых норм. Среди условий, порождающих правонарушения, называют противоречия в экономических, политических, социальных и духовных отношениях, которые являются своего рода питательной средой для различного рода злоупотреблений, хищений, посягательств на жизнь и здоровье людей и т. д. На уровень неправомерного поведения и состояние преступности определенное влияние оказывают психологические и биологические особенности правонарушителя.

Правонарушение — виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу.

Под правонарушением понимается такое неправомерное поведение человека, которое выражается в действии или бездействии.

Правонарушениями не могут быть мысли, чувства, помыслы, так как они не подпадают под регулирующее воздействие права, пока не выразятся в определенном поведенческом акте.

Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормами права (оказать помощь, заботиться о детях и т. д.), но не совершил их.

Признаки правонарушения

Признаки правонарушения:

  • действие или бездействие;
  • противоправность поведения (при этом не имеет значения тот факт, что правонарушитель не знает требований закона);
  • виновное поведение человека;
  • причинение вреда обществу, государству, гражданам либо создание угрозы наступления такого вреда.Надо заметить, что не всякое причинение вреда является правонарушением (таковы необходимая оборона, крайняя необходимость и т. д.);
  • совершение деяния дееспособным лицом.

Таким образом, правонарушение — это (1) деяние, т.е. действие или бездействие, которое нарушает правовые нормы, (2) которое совершается дееспособным лицом (3) по вине этого лица, т.е. по умыслу или неосторожности, которое (4) опасно для общества, поскольку наносит вред окружающим. За правонарушение предусмотрена официальная негативная санкция — наказание.

Виновное поведение человека

Вина — это психическое отношение правонарушителя к нарушенной норме права, совершенному деянию. наступившим последствиям.

В зависимости оттого, как правонарушитель относится к названным компонентам, выделяют две формы вины:

Умысел наличествует, когда лицо осознает противоправность деяния, предвидит наступление общественно опасных последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо осознает противоправность деяния и наступление общественно опасных последствий, но не желает, а только сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

Вина в форме неосторожности подразделяется на два вида:

При легкомыслии лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При небрежности лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния, хотя должно было и могло их предвидеть;

Совершение деяния дееспособным лицом

Однако не всякий человек может действовать разумно, т.е. осознавать значение своих действий и правильно предвидеть наступление последствий. В частности, такое состояние разума присуще детям, не достигшим установленного законом возраста (14-16 лет), и психически больным лицам. Их противоправные действия не признаются правонарушениями. За вред, причиненный действиями детей, отвечают родители или заменяющие их лица. Следовательно, субъекты правонарушений должны обладать предусмотренной нормами права способностью отвечать за совершенные противоправные деяния, т. е. деликтоспособностыо.

Деяние влечет меры государственного воздействия, в том числе меры юридической ответственности.

Таким образом, правонарушение представляет собой виновное поведение деликтоспособного индивида или организации, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет юридическую ответственность и другие меры государственного воздействия.

Виды правонарушений

Все правонарушения по степени их общественной опасности делятся на проступки и преступления.

Поскольку и преступление, и проступок — разновидности правонарушения, то их основные характеристики — противоправность, виновность, наказуемость, антиобщественная направленность — совпадают. Различия между преступлением и проступком заключены в степени общественной опасности деяния.

Рис. 1. Разновидности правонарушений

Преступление — это правонарушение, несущее высокую социальную опасность.

Преступления наносят ущерб основным правам и свободам человека, существованию общества и государственного строя. К преступлениям относятся убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, грабеж, вымогательство, хулиганство, терроризм и т.д., т.е. все деяния, которые запрещены уголовным законодательством и за которые следуют строгие наказания.

Проступок — правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности.

За проступки полагаются наказания неуголовного характера — штрафы, предупреждения, возмещение ущерба.

Как правило, выделяют следующие основные виды проступков:

  • дисциплинарные (связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на работника трудовых обязанностей или нарушающие порядок отношений подчиненности по службе и т. д.);
  • административные (посягающие на установленный законом общественный порядок, отношения в области осуществления государственной власти и др.);
  • гражданско-правовые (связанные с имущественными и такими неимущественными отношениями, которые представляют для человека духовную ценность).

Самым опасным видом правонарушений являются преступления. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности, поскольку причиняют более тяжкий вред личности, государству, обществу. В Особенной части УК РФ закреплен исчерпывающий перечень преступлений.

Примеры правонарушения человека

Посуди! Все в нашей стране соблюдаются законы? Наведи примеры из жизни. Что происходит с людьми, которые не уважают законы? Что такое правонарушение?

Если ты нарушишь какое-то правило этикета, то можешь вызвать смех или осуждение у окружающих. Но есть поступки, которые могут иметь очень печальные последствия и для тебя, и для твоих родных. Например, дети отдыхали на опушке леса. Рядом колосилося поле спелой пшеницы. Ребята разожгли костер и пекли на нем картошку и яблоки. По неосторожности пламя перекинулось на пшеничный лан. Около гектара поля было покрыто пеплом и сажей. Другой случай — школьники ради развлечения порезали обшивку сиденья в троллейбусе и разрисовали краской из баллончика стену дома.

Такие поступки называют правонарушением, потому что они нарушают правила жизни в обществе.

Еще издавна люди понимали, что дети не должны отвечать за правонарушения наравне с взрослыми. Российская императрица Екатерина II в 1765 году подписала указ, в котором признала детей, которые не достигли 10 лет, неподсудными. их нельзя было наказывать даже кнутом. Несовершеннолетних провинившихся отдавали на исправление родителям, опекунам или другим родственникам. Но если ребенок совершил особо тяжкое преступление, его могли принудительно поместить в монастырь на перевоспитание.

Сегодня в Украине возраст, с которого наступает ответственность за свои поступки по закону, составляет 14 лет. До этого времени ребенка не имеют права посадить. Поэтому ответственность за поступки таких правонарушителей несут родители.

Они будут вынуждены возместить все убытки, которые нанесла бездумное поведение их детей. Но и после достижения ими четырнадцатилетнего возраста их могут арестовать или отправить в исправительное учреждение только в крайнем случае.

Воспитательная колония на Ровенщине

Чаще всего несовершеннолетних приговаривают к исправительным работам или лишают права заниматься определенной деятельностью. Большинство специалистов в области права уверены, что детей-преступников нужно не наказывать, а перевоспитывать. Ведь пребывание в тюрьме не изменит дальнейшую судьбу малолетнего правонарушителя к лучшему, а скорее — наоборот.

Правонарушение — нарушение прав других людей; поведение, последствия которой наносят вред другим.

Наказание — предусмотренное законом средство воздействия на того, кто совершил преступление.

Обсудите, что может произойти, если:

•разбить уличный фонарь;

•разрисовать стены в подъезде;

• украсть в магазине шоколадку;

• поджечь кнопку звонка в доме;

• вызвать скорую помощь на чужой адрес.

История про хулигана

В одном городе была небольшая школа. В ней учился мальчик, который постоянно обижал одноклассников, кривлялся на уроках, отвлекая учеников, и спорил с учителями. Кто только не пытался перевоспитать хулигана! И не удавалось никому — ни учителям, ни директору. Родители его тоже ничего не могли поделать, потому что он не слушал их советов и не выполнял наставлений.

Сделают ему замечание или в угол поставят — опустит глаза, притворится, что жалеет о содеянном, а на следующий день опять за старое: то толкнет кого-то, или конфету отберет, девочек за косы дернет.

Ох и надоело это одноклассникам! И решили они устроить хулигану бойкот. Не здоровались с ним, перестали отвечать на вопросы, словом, не обращали на него внимания. А когда отпускал учителей, никто из детей не смеялся. Все молча сидели и делали вид, что его в классе нет. Сперва мальчишка на это не обращал внимания. Потом начал сердиться на одноклассников. Но в конечном итоге понял, что они настроены решительно. «Неужели я их обидел? Неужели я такой плохой?», — размышлял парнишка. Он обдумал свои поступки и наконец понял, что дети имеют полное право на него обижаться, поскольку он вел себя позорно.

Тогда мальчик твердо решил изменить собственное поведение. На следующий день он больше никого не обижал, а наоборот, пропускал девочек и учителей вперед, не носился по коридорам, сбивая с ног всех на своем пути, а после уроков по собственному желанию начисто вымыл классную доску. Через несколько дней дети уже не видели в своем однокласснику хулигана и впоследствии подружились с ним.

С тех пор в школе учеников этого класса считают найдружнішими, а способ, который они избрали для перевоспитания, — наиболее действенным.

Какие правонарушения совершал мальчик? К чему они могли привести? Чему учит этот рассказ?

Считаешь ли ты правильным то, что детей до 14 лет нельзя наказывать по всей строгости закона?

Подумайте и объясните высказывание: «Выбирая поступок, ты выбираешь и последствия, к которым он приводит». Приведите примеры.

Посчитай свои знания

• В современном мире дети не могут нести такую же уголовную ответственность за свои поступки, как и взрослые.

• Возраст начала уголовной ответственности в Украине — 14 лет.

• Хотя несовершеннолетнего ребенка и не могут посадить, это не означает, что она может спокойно нарушать закон. В законодательстве существуют и другие виды наказания для малолетних правонарушителей.

1. Что такое правонарушение?

2. С какого возраста наступает ответственность ребенка за правонарушения?

3. Какую ответственность несут родители за совершенные детьми правонарушения?

4. Названия основные правонарушения, распространены среди детей.

Найди в художественной литературе или других источниках сочинения о правонарушителей. Подготовься к обсуждению в классе поведения персонажей произведения.

Правонарушения и преступления

Правонарушение — виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое право/дееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность.

Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки. Правонарушение — нарушение права, действующих законов, преступление.

Существует 4 вида юридической ответственности:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), терроризм (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).

Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РФ:

лишение свободы на определенный срок;

лишение права заниматься определенной деятельностью.

2. Административная ответственность — применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся, нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности, в том числе курение в неположенных местах. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.

Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру, опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Приведем примеры правонарушений и виды ответственности за них:

1. Порвал учебник — гражданско-правовая ответственность.

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде — административная ответственность

3. Избил человека – уголовная ответственность

4. Совершил кражу мобильного телефона — уголовная ответственность

5. Совершил прогул — дисциплинарная ответственность

6. Переходил дорогу в неположенном месте административная ответственность

7. Разбил мячом окно гражданско-правовая ответственность

8. Нецензурно выражался в общественном месте — административная ответственность.

Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Причем, считается, что лицо достигло определенного возраста не в день рождения, а со следующих суток.

Основание привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека, — совершенное преступление.

Еще раз перечислим преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет:

умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование;

разбой, грабеж, кража, вымогательство;

угон и приведение в негодность транспорта;

вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах;

умышленное уничтожение и похищение чужого имущества;

хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ;

терроризм, захват заложника.

Из Кодекса РФ об административных правонарушениях

Статья 162. Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (в сокращении)

Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков – влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих…

Статья 164. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей (в сокращении)

… Потребление несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача или совершение ими других правонарушений…;

Мелкое хулиганство или хулиганство, совершенное подростками в возрасте от 14 до 16 лет, —

Влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих…

Из Уголовного Кодекса РФ

Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти (в сокращении)

1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей – наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда… , либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

1.продажа алкоголя и сигарет несовершеннолетнему лицу,
2.продажа алкоголя в ночное время,
3. ношение оружия лицом, не имеющим соответствующего права,
4.вход в продуктовый магазин с собакой,
5. собаку ведут в общественном месте без намордника и поводка,
6. разжигание национальной розни,
7. отсутствует касса.

Что такое правонарушение

  • Познакомить учащихся с понятием «правонарушение».
  • Познакомить учащихся с видами наказаний за преступления.
  • Закрепить полученные знания о необходимости соблюдения законов.
  1. Сформировать у учащихся представление о видах правонарушений и мере ответственности за них.
  2. Сформировать у учащихся представление о мере ответственности родителей при совершении их ребенком правонарушения.
  3. Развивать умения работать с фотодокументами.
  1. Развивать учащихся научное мировоззрение о законах.
  2. Воспитывать нравственные качества и уважение к законам.
  3. Формирование навыков работать в коллективе.

Оборудование: схемы роста правонарушений, фотографии правонарушений.

Основные понятия: правонарушение, преступление, гражданское правонарушение, дисциплинарное проступок, административное правонарушение.

Учитель: В нашей жизни мы все чаще встречается с различными правонарушениями. И количество их не уменьшается, так как многие не знают, что нарушают закон, думают, что уйдут от ответственности. Посмотрим на графики.

Учитель: Что мы узнали из схем? (Количество преступлений растет, особенно в области экологии, появляются новые виды преступлений.)

Нашу беседу начнем с определения понятия – правонарушение.

Правонарушение – это противоправное, антиобщественное действие (или бездействие), которое или нарушает установленные запреты, или не исполняет нормы права.

— Кто из вас, ребята, в жизни встречался с правонарушениями законов? Приведите примеры.

— Кто из вас наблюдал, что нарушается закон? Приведите примеры.

— Кто был свидетелем того, что совершается правонарушение, но никто не хочет остановить нарушителя дисциплины? Приведите примеры.

— А что значит антиобщественное нарушение закона? Приведите примеры. (Действия против других людей.)

Учитель: Самый первый закон для вас, учащихся, правила поведения для учащихся.

— А какие законы школьной жизни вам известны?

  • Нельзя опаздывать на уроки.
  • Нельзя пропускать уроки без уважительной причины.
  • Нельзя шалить на переменах.
  • Нельзя курить в школе и на территории школы.
  • Нельзя нецензурно выражаться и.т.д.

Учитель: А в не школы? Какие законы должны соблюдать школьники за пределами школы

  • Не появляться на улице без родителей после 22.00.
  • Запрещено покупать и распивать спиртные напитки на улице и в транспорте, уурить в общественных местах.
  • Участвовать в хулиганских действиях, в избиении других лиц.
  • Не носить с собой колюще – режущих предметов и т.д.

Учитель: Какие же бывают виды правонарушений, и кто определяет степень вины? Это мы сегодня выясним на нашем классном часе.

(По ходу занятия на доске записываются виды правонарушений.)

1. Гражданское правонарушение. Это невыполнение обязанностей по договору. Это причинение вреда другому лицу. За такое правонарушение следует гражданская правовая ответственность. Нарушитель расплачивается своим имуществом или платит штраф.

(Приведите примеры из школьной жизни и во внеурочное время.)

2. Дисциплинарный проступок. Это прогул, не выполнение приказа руководителя. За такой вид правонарушения предусмотрены замечание, выговор, увольнение.

3. Административное правонарушение – мелкое хулиганство: разбил стекло, избил, нарушил правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, строительства, содержание домашних животных и т.д.

За такие правонарушения предусмотрены наказания: предупреждение, штраф, изъятие документов, изъятие предметов преступления, назначают исправительные работы до 2-х месяцев, арест на 15 суток (по решению суда).

Штрафы выписывают ГПДД, СЭС, инспектор пожарной охраны.

4. Самый опасный вид правонарушения – уголовное правонарушение, т.е. преступление, запрещенные законом действия (или бездействия). Такие преступления наносят вред личности, государству, обществу (убийства, кражи и т. д.)

Наказания за преступления: исправительные трудовые работы, лишение свободы, смертная казнь (как исключительная мера наказания).

Ответственность за правонарушения наступает с 14 (частично) с 18 лет полностью за гражданские правонарушения.

За дисциплинарные правонарушения ответственность наступает с 16 лет. За уголовные преступления – с 14 лет.

Исключение составляют люди психически нездоровые.

До 14 лет ответственность за детей несут родители. За невыполнение родительских обязанностей родителей лишают родительских прав.

Учитель: Кто же определяет меру вины и наказание?

Милиция и суд учитывают степень вины при совершении правонарушения.

  1. Если преступление совершено по злому умыслу. Человек понимает опасный характер своих действий, знает их результат и ждет их наступления (например, кража). В этом случае, наказание будет суровое в соответствии с законом.
  2. Если преступление совершено по неосторожности. Чаще всего такое преступление совершается из легкомысленного поведения (пример: все знают, что нельзя оставлять без присмотра электроприборы, т.к. может произойти пожар), или небрежности: люди знают о последствиях, но продолжают действовать (пример: авария на Чернобыльской АС, взрыв на Саяно-Шушенской ГЭС, взрыв на складе пиротехники в Воронеже). За такие преступления – менее суровые наказания.

Подведение итогов беседы.

Зачем нужно соблюдать законы?

— А нарушаешь ль ты законы? Задумайся над этим.

Учитель: А теперь проверим, как вы сможете по фотографиям определить вид правонарушения и можно ли его предотвратить.

Работа по группам. Каждая группа по рисункам пытается установить вид правонарушения. Предлагает свои варианты предотвращения этого вида правонарушения.

  1. Экологические правонарушения (Приложение 1).
  2. Правонарушения в торговле (Приложение 2).
  3. Преступления (Приложение 3).
  4. Правонарушения на транспорте (Приложение 4).
  5. Правонарушения подростков (Приложение 5).
  6. Хулиганские действия (Приложение 6).
  7. Правонарушения и алкоголь (Приложение 7).
  8. Игры и правонарушения (Приложение 8).

Учитель подводит итоги работы по группам и задает заключительный вопрос классу:

— А нарушаешь ли ты законы? Задумайся над этим.

§ 9. Правонарушения и их виды

В подавляющем большинстве люди добровольно исполняют нормы права, и в этом случае мы говорим о том, что они поступают правомерно. Правомерное поведение — это социально полезное явление, и оно справедливо считается предпосылкой нормального функционирования общества, содействуя его благополучию и эффективному развитию.

Антиподом правомерного поведения является правонарушение.

Правонарушение — это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу.

Правонарушение характеризуется следующими признаками. 1.

Правонарушение — это такое поведение человека, которое выражается в действии или бездействии. Правонарушениями не могут быть мысли, чувства людей, какими бы «черными» они ни были, до тех пор пока они не выразились в конкретных противоправных действиях. Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был совершить определенные обязанности, предусмотренные нормой права, но не совершил (не оказал помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, если он обязан был это сделать, не выполнил служебные обязанности, не заплатил налоги и т. п.). 2.

Правонарушения противоречат нормам права и совершаются вопреки им. На что в конечном итоге посягает правонарушение? Прежде всего на интересы других лиц, находящихся под защитой закона. Однако не все интересы человека охраняются законом, поэтому их нарушение не всегда может быть противоправным. Так, конкуренция умаляет чьи-то частные экономические интересы, но правонарушения здесь нет. 3. Правонарушения совершаются только людьми. Это верно и тогда, когда ответственность несут организации, поскольку противоправные поступки от их имени совершают люди, находящиеся в коллективе организаций. Истории известны случаи, когда субъектами правонарушений признавали животных (свиней, мышей, крыс, собак и т. д.) и судили их по всей строгости закона. Но было это во времена Средневековья. Однако не всякий человек может быть признан правонарушителем, а лишь тот, кто отдает отчет в своих действиях и может собой руководить. Не является поэтому правонарушением деяние, совершенное невменяемым (или недееспособным) лицом или малолетним. 4.

Правонарушением признается только виновное поведение субъектов права. Если вина отсутствует, то деяние правонарушением не признается, хотя внешне оно и противоречит существующему правопорядку (например, случайное лишение жизни). Виновным человек будет признан, если установят, что в момент совершения общественно опасного противоправного деяния у него был выбор: совершать его или воздержаться от этого, что свидетельствует о том, что лицо осознанно совершило правонарушение, разумно руководило в этот момент своими действиями. 5.

Правонарушения обладают общественно опасным характером, т. е. наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства или общества в целом. Наиболее опасные из них признаются законом преступлениями. Общественная опасность отдельно взятого проступка может быть неочевидной. В самом деле, что произошло, если пешеход перешел улицу на красный свет светофора или в ненадлежащем месте? Опасных (вредных) последствий вроде и нет. Но если взять такие проступки в совокупности, то налицо дезорганизация дорожного движения. Критическая же масса таких правонарушений даст уже вполне очевидный вред от дорожно-транспортных происшествий. 6.

Правонарушение влечет применение к правонарушителю мер государственного принуждения.

Рассмотрим виды правонарушений. Все виды правонарушений по степени их общественной опасности подразделяются на преступления и проступки.

Самым опасным видом правонарушений являются преступления. Что есть преступление, определяет закон (УК РФ), принимаемый высшим законодательным органом. Законодатель, решая вопрос, отнести ли деяние к категории преступлений, руководствуется следующими критериями: 1)

значимость общественного отношения, ставшего объектом посягательства (жизнь, здоровье, честь, достоинство личности, собственность, государственная безопасность, порядок управления обществом, основные права и свободы граждан и др.); 2)

размер причиненного ущерба. Так, если в результате дорожно-транспортного происшествия имеется имущественный ущерб, но нет причинения вреда жизни, здоровью людей, то деяние не будет считаться преступлением; 3)

способ, место и время совершения противоправного деяния; 4)

Вторую (очень многочисленную) группу правонарушений составляют проступки. Они характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями. Проступки как разновидность правонарушений крайне неоднородны и в зависимости от сферы общественных отношений, на которые они посягают, делятся на восемь разновидностей. 1.

Административные проступки — правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области осуществления исполнительной и распорядительной деятельности государства, не связанные с выполнением служебных обязанностей. Административными проступками, например, являются различные нарушения правил дорожного движения (превышение скорости, несоблюдение сигналов светофора, управление автомобилем в нетрезвом состоянии и др.), правил пожарной безопасности, санитарной гигиены на предприятиях, распитие спиртных напитков в общественном месте, безбилетный проезд и др. 2.

Дисциплинарные проступки — правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений и нарушают порядок работы предприятий, учреждений, организаций. Ослабляя трудовую дисциплину (служебную, воинскую, учебную), дисциплинарные проступки способствуют дезорганизации работы организаций и снижению ее эффективности. Примерами таких проступков могут быть опоздания на службу, прогулы, невыполнение распоряжений администрации, нарушение технологических правил, недобросовестное выполнение трудовых обязанностей и т. п.

Материальные проступки — правонарушения, имеющие место также в сфере трудовых правоотношений, но связанные с причинением вреда организации, в которой правонарушитель находится на службе (порча инструментов, недостача материальных ценностей, их неправильное хранение и проч.). 4.

Гражданские проступки — правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека духовную ценность (честь, достоинство, авторство) и защищаются с помощью средств гражданского права. Гражданские правонарушения выражаются в нанесении организациям или отдельным гражданам имущественного или морального вреда (неисполнение договорных обязательств, причинение вреда источником повышенной опасности, распространение сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, и др.). 5.

Финансовые проступки — правонарушения в области сбора и распределения денежных ресурсов государства (сокрытие налогов, нарушение финансовой отчетности, правил ведения кассовых операций и т.

Семейные проступки — правонарушения в области брачно- семейных отношений (невыполнение супружеских обязанностей, отказ от содержания или воспитания детей и др.). 7.

Конституционные проступки — нарушения, выражающиеся, в частности, в издании государственными органами таких нормативных актов, которые противоречат конституции. 8.

Процессуальные проступки — нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе. Примером такого проступка может быть неявка свидетеля по вызову следователя, прокурора, суда, за что может последовать наложение штрафа, или неявка подсудимого в суд, являющаяся основанием изменения меры пресечения на более суровую (например, вместо подписки о невыезде — арест).

Состав правонарушения — совокупность его элементов. Структура правонарушения такова: объект, субъект, объективная и субъективная стороны. 1.

Объектом правонарушения являются социальные блага, явления окружающего мира, на которые направлено противоправное деяние. Об объекте конкретного правонарушения можно говорить предметно: объектами посягательства являются жизнь человека, его здоровье, имущество гражданина, организации, атмосфера, загрязняемая правонарушителем, лес, им уничтожаемый, и т. п. 2. Субъектом правонарушения признается лицо, совершившее виновное противоправное деяние. Им может быть индивид или организация. Важно, чтобы они обладали всеми необходимыми для субъекта права качествами (правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностыо). 3.

Объективная сторона правонарушения — это внешнее проявление противоправного деяния. Именно по такому проявлению можно судить о том, что произошло, где, когда и какой вред причинен. Объективная сторона правонарушения — очень сложный элемент состава правонарушения, требующий для его установления очень много сил и внимания суда или другого правоприменительного органа. Элементами объективной стороны любого правонарушения являются:

а) деяние (действие или бездействие);

б) противоправность, т. е. противоречие его предписаниям правовых норм;

в) вред, причиненный деянием, т. е. неблагоприятные и потому нежелательные последствия, наступающие в результате правонарушения (утрата здоровья, имущества, умаление чести и достоинства, уменьшение доходов государства и др.);

г) причинная связь между деянием и наступившим вредом, т. е. такая связь между ними, в силу которой деяние с необходимостью порождает вред. Именно на выяснение причинной связи направлены действия, допустим, следователя, устанавливающего, предшествовало по времени то или иное поведение наступившему результату или нет;

д) место, время, способ, обстановка совершения деяния. 4.

Субъективную сторону правонарушения составляют вина, мотив, цель. Вина как психическое отношение лица к совершенному правонарушению имеет различные формы. Она может быть .умышленной и неосторожной. Умысел бывает прямым и косвенным. Неосторожная вина также делится на легкомыслие и небрежность. Именно субъективная сторона позволяет отличить правонарушение от казуса (случая). Казус — это факт, который возникает не в связи с волей и желанием лица. Казус может быть как следствием действия природных явлений (наводнение, пожар), так и результатом поступков других людей и даже результатом действий формального причинителя вреда, которые человек не осознавал либо не предвидел возможные их последствия. Казус — это всегда невиновное причинение вреда, хотя по некоторым своим формальным признакам случай сходен с правонарушением. Будучи лишен вины (умышленной или неосторожной), он не влечет ответственности лица, по отношению к которому рассматривается.

Различие разновидностей умысла и неосторожности, а также казуса можно проиллюстрировать <табл. 2.1). »

Пример казуса. Следуя на автомашине по тихому переулку, водитель неожиданно увидел, как из-за кустов на дорогу выкатился мяч, а следом за ним выбежала девочка лет пяти. Желая предотвратить наезд на девочку, водитель резко вывернул руль влево. Девочка осталась жива и невредима, но сидевший на заднем сиденье подросток в результате такого резкого поворота ударился головой о стойку салона автомо-

Различие разновидностей умысла, неосторожности и казуса Умышленная вина Неосторожная вина Казус (случай) прямой умысел косвенный умысел легкомыслие небрежность Интеллектуальная сторона Субъект осознает, что совершает противоправное деяние То же, что и в прямом умысле То же, что и в прямом умысле Не осознает противоправность и общественную опасность деяния Не осознает противоправность и общественную опасность деяния Предвидит вредные последствия этого деяния То же, что и в прямом умысле То же, что и в прямом умысле Не предвидит вредных последствий Не предвидит вредных последствий Волевая сторона Желает наступления вредных последствий Допускает или равнодушно относится к наступлению вредных последствий Не желает наступления вредных последствий и легкомысленно (без достаточных оснований) надеется их предотвратить Должен и мог предвидеть общественную опасность противоправного деяния и наступивший вред Не должен и (или) не мог предвидеть общественную опасность и противоправность

деяния и наступление вреда

биля и получил тяжкие телесные повреждения. Родители просили привлечь водителя к уголовной ответственности. Суд, рассмотрев дело, признал водителя невиновным, указав, что, хотя водитель должен был предусмотреть все последствия его резких действий, он не мог этого сделать по причине малого промежутка времени (доли секунды), разделяющего момент появления девочки на дороге и момент принятия решения резко повернуть руль.

Пример умысла. Собственники дачи, которую они оставляют на зимний период, озабоченные проблемой сохранности имущества и желающие наказать возможных похитителей, оставили недопитую бутылку спиртного, в которую всыпали яд. В случае смерти кого-либо из пожелавших «отведать» содержимое бутылки собственники дачи будут отвечать за умышленное убийство.

Пример неосторожности. Подростки, достигшие возраста 15 лет, на квартире одного из них осматривали охотничье ружье. Один из друзей, с интересом ощупывая приклад, ствол оружия, нажал на курок. Ружье оказалось заряженным. Пуля попала в живот стоящего напротив подростка. От полученного ранения тот скончался. Нажавшего на курок следует считать виновным (неосторожность в форме небрежности) в совершенном убийстве.

Кроме вины как главного элемента в субъективную сторону правонарушения включаются также мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения и цель — конечный результат, к которому стремился правонарушитель, совершая противоправное деяние.

Еще по теме:

  • Сколько стоит лицензия на продажу алкоголя в казахстане Сколько стоит лицензия на алкоголь для кафе или магазина в 2017 году? Алкогольный напиток — это напиток, который содержит некоторый процент этилового спирта. Изготовление и торговля алкогольными напитками — достаточно выгодный бизнес. На […]
  • Лишение водительских прав на сайте гибдд Проверка водительских прав на лишение по фамилии Некоторые соискатели, не имеющие водительского удостоверения или лишенные его за совершение правонарушения, отчаявшись найти достойное рабочее место, готовы пойти на преступление и […]
  • Материальная помощь свадьба заявление Как правильно написать заявление на материальную помощь В жизни нередко имеют место непредвиденные обстоятельства, и связанные с ними проблемы чаще всего решаются при помощи денег. Для подобных ситуаций предусмотрена материальная помощь […]
  • Раздел ипотечного имущества супругов Требование супругов о разделе имущества супругов На предыдущей странице мы вели речь о том, как составляется соглашение о разделе имущества супругов бывших супруговсостоящее из вещей, являющихся их совместной собственностью положительное […]
  • Как получить деньги за 1 ребенка Какие пособия положены при рождении ребенка Молодым мамам по случаю рождения ребенка федеральным законодательством в сфере социальной поддержки семей с детьми положено несколько видов государственных социальных выплат. В 2017 году будут […]
  • Дзержинск мировой суд 10 участок Мировой суд Дзержинск. Судебный участок 8 Организации Дзержинска Аварийные службы Автошколы Больницы и поликлиники Роддома и консультации ГИБДД и Полиция Суды и судебные приставы Детские сады ЖКХ Кинотеатры Дворцы […]