Содержание:

Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:

1) при ненадлежащем использовании земельного участка, а именно при:

использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

3) утратил силу с 1 апреля 2015 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

3. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Комментарий к статье 45 Земельного Кодекса РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает возможность добровольного отказа землевладельца, землепользователя от принадлежащего им права.

В соответствии с п. 2 ст. 43 ЗК отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных ст. 42 ЗК. Учитывая, что отказ от права постоянного (бессрочного) пользования не порождает обязанностей для землепользователя, поскольку для прекращения данного вещного права необходимо издание соответствующего правового акта органом местного самоуправления, ФАС Центрального округа подтвердил решение нижестоящего суда о том, что отказ юридического лица от права постоянного (бессрочного) пользования сделкой не является, а следовательно, в отношении такого отказа от права невозможно применить последствия недействительности сделки (Постановление от 09.11.2007 по делу N А23-4754/06Г-8-333 ).

2. В п. 2 комментируемой статьи перечислены основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения. С 1 января 2008 г. данный перечень перестал быть исчерпывающим, и в комментируемую статью была включена норма, предусматривающая возможность установления оснований принудительного прекращения прав землевладельцев, землепользователей в иных федеральных законах.

Подпункт 4 п. 2 содержит бланкетное положение, отсылающее к гражданскому законодательству, но согласно ст. 287 ГК РФ порядок и основания прекращения постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения должны быть установлены земельным законодательством. Соответственно, норма подп. 4 непосредственно применяется к правовому регулированию земельных отношений и при наличии в бездействии землепользователя или землевладельца признаков соответствующего правонарушения позволяет принимать решение о прекращении права в порядке п. 3 комментируемой статьи.

Несмотря на достаточно обширный круг оснований прекращения иных прав на земельный участок, содержащийся в подп. 1 — 4 п. 2 комментируемой статьи, анализ норм КоАП приводит к выводу о невозможности применения некоторых из них. Так, КоАП не предусматривает административную ответственность за использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; за нарушение режима использования земель природоохранного, рекреационного назначения, земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению; за систематическую неуплату земельного налога и др. Между тем привлечение к административной ответственности за конкретные земельные правонарушения является обязательной предпосылкой применения к землевладельцам и землепользователям такой санкции, как прекращение права за данное нарушение. Выходом из сложившейся ситуации может быть не только соответствующее пополнение норм КоАП, но и принятие субъектами РФ законов об административной ответственности за те правонарушения, которые названы в ЗК, но за которые не установлена административная ответственность на федеральном уровне (см. ст. 2.1 КоАП РФ).

3. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает возможность внесудебного порядка прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения. Например, ФЗ о введении в действие ЗК закрепляет, что в случае принятия в период с 1 мая 2007 г. по 1 ноября 2008 г. решений о включении земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям в границы населенных пунктов (для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по управлению и распоряжению указанными земельными участками, за исключением земельных участков, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ до 1 мая 2007 г. Орган государственной власти субъекта РФ в течение установленного в ФЗ о введении в действие ЗК срока имеет право осуществлять переданные полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, в том числе принудительно прекратить право постоянного (бессрочного) пользования на указанные земельные участки. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, не зарегистрированное в ЕГРП, прекращается с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. В случае если право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано в ЕГРП, орган государственной власти субъекта РФ в недельный срок с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права.

Статья 20. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками

Статья 20. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ в пункт 1 статьи 20 настоящего Кодекса внесены изменения

1. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в настоящем пункте юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 г. в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ

2. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

3. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ в пункт 4 статьи 20 настоящего Кодекса внесены изменения

4. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками, за исключением предоставления служебных наделов, предусмотренных пунктом 2 статьи 24 настоящего Кодекса.

Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка

Главная | Земельный кодекс РФ | Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при:

1) использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными статьями 7 и 8 настоящего Кодекса;

2) использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

3) неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:

отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

нарушение установленного соответствующими нормами статей 95 — 100 настоящего Кодекса режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко — культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

систематическая неуплата земельного налога;

4) неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

5) изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 55 настоящего Кодекса;

6) реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 51 настоящего Кодекса.

3. Решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, принимается судом в соответствии со статьей 54 настоящего Кодекса.

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Статья 45 ЗК РФ. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

Новая редакция Ст. 45 ЗК РФ

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:

1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при:

использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;

невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом;

3) утратил силу с 1 апреля 2015 г.

3. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Комментарий к Статье 45 ЗК РФ

Правила комментируемой статьи самым тесным образом связаны с положениями ст. 53 ЗК (в случае отказа от права), ст. 55 ЗК (в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд), ст. ст. 284, 285 и 286 ГК, абз. 1 ст. 42 и ст. 54 ЗК и ст. 6 Закона N 101-ФЗ (в случае изъятия земельных участков при ненадлежащем использовании).

Пункт 1 ст. 45 ЗК предусматривает такое основание прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком, как отказ. Пункты 3, 3.1 и 4 ст. 53 ЗК детально регламентируют порядок отказа граждан и юридических лиц от указанных видов. В отличие от процедуры отказа от права собственности граждане и юридические лица обращаются с соответствующими заявлениями в исполнительные органы государственной власти (в Территориальное управление Росимущества по субъекту РФ или в правительство субъекта РФ) или исполнительный орган местного самоуправления, как правило, в комитет по управлению муниципальным имуществом или комитет по управлению земельными ресурсами; иногда в комитет по земельным и имущественным отношениям. В Санкт-Петербурге это Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга , а в Москве — Департамент городского имущества г. Москвы .
———————————
Положение о Комитете по управлению городским имуществом утверждено Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 N 1589 // (дата обращения: 03.02.2014).

Постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП «Об утверждении положения о Департаменте имущества города» // (дата обращения: 03.02.2014).

В соответствии с правилом п. 4 ст. 53 ЗК основанием прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения является решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. И если ранее в ЕГРП не вносились записи об указанных видах права, то и датой их прекращения согласно положению абз. 1 п. 5 ст. 53 ЗК будет дата принятия соответствующего решения. Если же такая запись в ЕГРП вносилась, то гражданину или юридическому лиц нет необходимости обращаться в Росреестр, поскольку такая обязанность возложена на собственника земельного участка (абз. 2 п. 5 ст. 53 ЗК).

Суды, разбирая споры по поводу прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, обращают особое внимание на способ волеизъявления правообладателя, на то, действительно ли по форме и содержанию был выражен отказ. Приведем в качестве иллюстрации материалы дела, которое рассматривалось в 2013 г. ФАС ЗСО. Ишимскому опытно-показательному хозяйству Ишимского района Тюменской области в бессрочное бесплатное пользование был предоставлен земельный участок в 13888 га; право подтверждено государственным актом А-I N 389275 от 22.10.1982. Письмом от 06.05.2011 N 2777 администрация города Ишима обратилась к предприятию с просьбой об изъятии земельного участка площадью 12,55 га с возмещением убытков сельскохозяйственного производства. Россельхозакадемия после обращения к ней предприятия за разрешением согласилась на изъятие земельного участка площадью 12,08 га для строительства полигона твердых бытовых отходов в Дымковском сельском поселении Ишимского района Тюменской области в установленном законом порядке на условиях компенсации. При этом Россельхозакадемия письмом обязала предприятие согласовать в Управлении Росимущества в Тюменской области возможность выделения через изъятие указанного земельного участка для нужд администрации города Ишима, а затем направить в Россельхозакадемию ходатайство для получения согласия на изъятие земли для муниципальных нужд с возмещением убытков в соответствии с действующим законодательством. Письмом от 02.12.2011 N 480 предприятие информировало Управление о своем согласии на изъятие из своего землепользования земельного участка площадью 12,08 га и на раздел исходного земельного участка. 13.02.2013 Управлением издано распоряжение N 22/03 «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 72:10:1310001:411», в соответствии с которым прекращено право постоянного (бессрочного) пользования предприятия на указанный земельный участок.

Суды, рассматривая дело, пришли к обоснованному выводу об отсутствии волеизъявления Ишимского опытно-показательного хозяйства на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования. При этом доказательств наличия оснований для прекращения такого права, установленных законом, Управлением не представлено. С заявлением, предусмотренным ст. 53 ЗК, предприятие не обращалось. Таким образом, заключили суды, письмо от 02.12.2011 N 480 не может в силу ст. 68 АПК РФ являться доказательством надлежащего заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, заявленным в порядке п. 1 ст. 45 ЗК .
———————————
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.11.2013 N А70-3082/2013 // .

Субъекты РФ и органы местного самоуправления с целью упорядочения процедуры прекращения права при наличии заявлений правообладателей об отказе от постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком принимают специальные регламенты, которые устанавливают процедуру прекращения либо одного из указанных видов права , либо обоих сразу .
———————————
Административный регламент Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками при наличии заявлений правообладателей об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в случаях, когда принятие решений о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования отнесено к компетенции Комитета (утв. распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 25.04.2013 N 1995-рк) // ; В Кингисеппе: Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком» (утв. администрацией муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области от 26.08.2012 N 1340) // .

В поселке Палех ИО: Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком по заявлению правообладателя» (утв. Постановлением администрации Палехского муниципального района от 06.09.2013 N 539-п) // ; в г. Петушки ВО: Административный регламент предоставления комитетом по управлению имуществом Петушинского района муниципальной услуги «Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком» (утв. Постановлением администрации Петушинского района от 05.04.2013 N 770) // .

Пункт 2 ст. 45 ЗК предусматривает принудительное прекращение права на земельные участки. Применяя комментируемый пункт, необходимо иметь в виду, что основные его положения законодатель «позаимствовал» из ГК. Так, абз. 2 п. 2 ст. 45 ЗК воспроизводит ст. 285 ГК за исключением слов «Земельный участок может быть изъят у собственника, если. «. Правило абзаца 5 п. 2 ст. 45 ЗК (неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства. ) за исключением слов «Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок. » основывается на ст. 284 ГК. Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением установлена в ст. 42 ЗК.

Признаки неиспользования земельных участков в настоящее время установлены Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 N 369 только для земельных участков сельскохозяйственного назначения:
———————————
Российская газета. 2012. 28 апреля. N 5768.

— на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

— на сенокосах не производится сенокошение;

— на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;

— на пастбищах не производится выпас скота;

— на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

— залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;

— залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;

— закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Основания прекращения права, установленные абз. 2, 3 и 4 подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК носят оригинальный характер и в несколько видоизмененном виде дошли до нас от первоначальной редакции комментируемой статьи. Все три указанных абзаца ст. 45 ЗК так или иначе по смыслу связаны с положениями п. п. 1 и 3 ст. 6 Закона N 101-ФЗ.

В подп. 2 п. 2 ст. 45 ЗК приведено такое основание прекращения права, как изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 55 ЗК, а в подп. 3 п. 2 этой же статьи указаны «иные предусмотренные федеральным законом случаи».

Пункт 3 комментируемой статьи в вопросе о порядке прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подп. 1 п. 2 отсылает к ст. 54 ЗК (см. наш комментарий к ст. 54 ЗК).

Также нельзя не обратить внимание правообладателей на то обстоятельство, что судебная практика выявила несколько ключевых проблем, которые время от времени возникают в различных субъекта РФ. Серди них: несоблюдение процедуры принудительного прекращения права; отсутствие оснований для прекращения прав — отсутствие заявлений от правообладателей и обращений в суд в порядке, предусмотренном ст. ст. 53 и 54 ЗК; коллизия между положениями ст. ст. 36 и 45 ЗК; сложность доказывания наличия государственных или муниципальных нужд.

Суды, рассматривающие обращения исполнительного органа государственной власти и органа местного самоуправления с заявлениями о прекращении права бессрочного пользования, внимательно относятся к несоблюдению заявителями процедуры принудительного прекращения права. Так, администрация г. Нижнего Новгорода обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Стройсервис» о прекращении права бессрочного пользования земельным участком и об обязании ответчика освободить данный земельный участок и передать его по акту приема-передачи. Заявление мотивировано тем, что обязательства по строительству производственной базы ответчиком не исполнены, земельный участок не используется в соответствии с целевым назначением в течение трех лет, поэтому право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком подлежит принудительному прекращению. Суд установил, что истцом не соблюдена процедура принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; в материалы дела не представлены какие-либо документы, подтверждающие факт наложения административного взыскания в виде штрафа на ответчика, вынесение в его адрес предупреждения о допущенных земельных правонарушениях. В подтверждение исковых требований истец ссылается лишь на акт обследования земельного участка от 18.04.2008, составленный комиссией комитета по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами, в котором указано на неиспользование земельного участка по целевому назначению.

Вместе с тем в материалах дела имеется акт проверки соблюдения земельного законодательства от 18.04.2008, составленный Управлением Роснедвижимости по НО, уполномоченным по осуществлению государственного земельного контроля, из которого следует, что на земельном участке, используемом ООО «Стройсервис», нарушений земельного законодательства не выявлено. При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований .
———————————
Решение АС Нижегородской области от 21.01.2010 по делу N А43-5001/2008-12-248 // .

При рассмотрении дел о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком судам приходится сталкиваться с коллизией ст. 36 (принцип исключительности права на приватизацию земельного участка) и ст. 45 ЗК. Требования о прекращении права исходят от собственников объектов недвижимости, которые просят суд признать незаконными отказы органов местного самоуправления предоставить им в аренду прекратить право постоянного (бессрочного) пользования у учреждений. ФАС ПО в Постановлении от 11.06.2013 по делу N А57-2541/2011 указал, что при наличии у собственника объекта недвижимости исключительного права на приобретение соответствующего земельного участка в собственность или в аренду прекращение права постоянного (бессрочного) пользования не требуется. Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 12955/11 . ФАС ВВО от 16.04.2007 N А39-8066/2005-239/16 признал правомерным зарегистрированное за организацией право аренды земельного участка, указав, что передача земельного участка по договору аренды собственнику вновь построенной на нем автозаправочной станции не является основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования заявителя в силу ст. 45 ЗК .
———————————
.

В тех случаях, когда орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка, прекращая право постоянного (бессрочного) пользования, суды признают такие решения недействительными, если правообладатель не отказывался от своего права на земельный участок, а также решение суда о принудительном прекращении такого права не представлено .
———————————
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.05.2007 по делу N А31-8792/2005-12 // ; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.09.2010 по делу N А19-18266/09 // .

Другой комментарий к Ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Статья 287 ГК РФ закрепляет норму о том, что прекращение прав на земельный участок, принадлежащих арендаторам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицами осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

Положения комментируемой статьи устанавливают перечень оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком. С одной стороны, закрепление этих оснований в законе является гарантией обеспечения стабильности реализации указанных прав на землю, а с другой стороны, возможность прекращения прав служит цели обеспечения публичных интересов, если землепользователи или землевладельцы не выполняют требования земельного законодательства.

Все основания, перечисленные в комментируемой статье, делятся на две группы. К первой группе относятся случаи, когда право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения прекращаются по волеизъявлению их обладателя. Это случаи отказа от права на земельный участок. Условия и порядок отказа от права на земельный участок урегулированы в ст. 53 ЗК РФ.

Ко второй группе относятся случаи принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Всего предусмотрено семь таких оснований, указанных в п. 2 комментируемой статьи. Особо следует отметить, что решение о прекращении прав на землю по этим основаниям может быть принято по общему правилу только в судебном порядке. Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка определены в ст. 54 ЗК РФ.

2. Действует ряд законодательных актов, которые развивают положения ЗК о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Так, согласно ст. 15 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам или юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений, на праве пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, аренды, их изъятие для размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, осуществляется путем прекращения этих прав.

При проведении оценки рыночной стоимости права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком юридического лица, которое прекращается в связи с изъятием у него этого земельного участка, такое право оценивается как право арендатора земельного участка, переданного в аренду на 49 лет. При проведении оценки рыночной стоимости права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком гражданина, которое прекращается в связи с изъятием у него этого земельного участка в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, такое право оценивается как право собственности на указанный земельный участок.

В случаях изъятия земельных участков путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения предоставление других земельных участков взамен изымаемых осуществляется на праве собственности гражданам, имеющим право на бесплатное переоформление изымаемых земельных участков в собственность. Предоставление земельных участков в указанных случаях осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объектов.

Пункт 2 ст. 47 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусматривает, что садовод, огородник или дачник может быть лишен прав собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования либо аренды земельного участка за умышленные или систематические нарушения, предусмотренные земельным законодательством.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Определение размера причиненного окружающей среде вреда, в том числе земле как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены ЗК.

Статья 9 ЛК РФ закрепляет правило о том, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.

В законодательстве предусмотрены и случаи прекращения рассматриваемых прав на земельные участки. В ст. 15 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» указаны особенности прекращения прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности. В случае, если находящиеся в федеральной собственности земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям, такое право прекращается без согласия этих организаций и независимо от оснований, предусмотренных п. 2 комментируемой статьи. Основаниями прекращения этого права на земельный участок могут быть решения органа государственной власти субъекта РФ в отношении земельных участков, осуществление полномочий РФ по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ или уполномоченного федерального органа исполнительной власти в отношении земельных участков, которые подлежат передаче для формирования имущества Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязан принять соответствующие решения в течение определенного срока с даты представления Фондом кадастровой выписки о земельном участке; кадастрового паспорта земельного участка; кадастрового паспорта образуемого земельного участка в случае необходимости образования земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Наряду с основаниями и условиями прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в законодательстве предусмотрен случай, когда установлен запрет на прекращение этого права. Пункт 2 ст. 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» запрещает изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. В п. 2 указанной статьи весьма нечетко указан титул, на котором могут использоваться земли государственных природных заповедников. Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами. Видимо, в этом случае имеется в виду право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

Главная | Земельный кодекс РФ | Статья 20. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками.

Статья 20. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками.

Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 данной статьи, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 года в соответствии с правилами статьи 36 данного документа (Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ).

1. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

2. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

3. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

4. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей (Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ).

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

СТ 45 ЗК РФ

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:

1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при:

использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;

невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом;

3) утратил силу с 1 апреля 2015 г.

3. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Комментарий к Статье 45 Земельного кодекса РФ

Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения по инициативе обладателя такого права возможно, в частности, в форме добровольного отказа от права на земельный участок в порядке, установленном ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий к ней); иные основания прекращения названных прав могут быть установлены законодательством.

При этом перечень оснований принудительного прекращения указанных прав определен п. 2 комментируемой статьи и является закрытым. Новая редакция комментируемой статьи, внесенная Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ, несколько по-иному формулирует перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования права пожизненного наследуемого владения земельными участками. Сами эти основания остались теми же по сравнению с предыдущими редакциями (использование участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порча земель; невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в установленные сроки), но теперь эти основания объединены новым общим понятием: вместо прежнего «ненадлежащее использование земельного участка» — это «использование земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации», что, разумеется, является более точным определением перечисленных в ней деяний.

Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением категории земель закреплена в ст. 42 ЗК РФ. Конкретное целевое назначение каждой категории земель зафиксировано в соответствующих статьях ЗК РФ. Так, земли сельскохозяйственного назначения предназначены для нужд сельского хозяйства (ст. 77 ЗК РФ), земли населенных пунктов — для застройки и иных целей развития городов, поселков и сельских поселений (ст. 83 ЗК РФ) и т.д.

Осуществление мероприятий по охране земель составляет одну из обязанностей землевладельцев и землепользователей в соответствии со ст. 13 ЗК РФ, содержащей перечень таких обязательных мероприятий (см. комментарий к этой статье).

Следует отметить, что наибольшую сложность на практике вызывает применение норм о существенном снижении плодородия земель сельскохозяйственного назначения и причинении вреда окружающей среде, поскольку органам земельного надзора и судам в каждом конкретном случае необходимо делать вывод о том, имеют ли место именно названные последствия и насколько их возникновение связано с совершенным земельным правонарушением из числа названных в комментируемой статье.

В целях конкретизации рассматриваемых положений Правительством РФ утверждены критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения .
———————————
Постановление Правительства РФ от 22 июля 2011 г. N 612 // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4290.

Установлено, что существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее трех следующих критериев, причиной которого стало использование земель с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли:

— снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15% или более;

— снижение кислотности в кислых на 10% или более;

— повышение щелочности в щелочных почвах на 10% или более;

— снижение содержания подвижного фосфора на 25% или более;

— снижение содержания обменного калия на 25% или более.

Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды». В частности, согласно п. 3 ст. 77 этого Федерального закона вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. В качестве примера можно привести, например, утвержденную Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238 Методику исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.

Что касается неиспользования земельного участка для сельскохозяйственного производства, о котором идет речь в настоящей статье, то на практике нередко возникает вопрос, как рассматривать частичное использование таких участков, поскольку, к сожалению, часто встречаются случаи, когда какие-то работы проводятся не на всей площади участка или эти работы связаны с аграрным производством, но без обработки земли, например, осуществляется только переработка сельскохозяйственной продукции.

В этой связи Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. N 369 определено, что неиспользование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности определяется на основании одного из следующих признаков:
———————————
СЗ РФ. 2012. N 18. Ст. 2230.

— на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

— на сенокосах не производится сенокошение;

— на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;

— на пастбищах не производится выпас скота;

— на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

— залесенность и (или) закустаренность составляют на пашне свыше 15% площади земельного участка;

— залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляют свыше 30%;

— закочкаренность и (или) заболачивание составляют свыше 20% площади земельного участка.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ внесены существенные изменения в комментируемую статью в отношении срока, в течение которого необходимо приступить к использованию земельного участка сельскохозяйственного назначения из земель, на которые распространяется действие ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» : если прежде в него не включался срок освоения земельного участка (составлявший 2 года), то есть начало использования такого участка могло начаться через 5 лет после его предоставления, с учетом допустимого трехлетнего срока неиспользования участка из земель сельскохозяйственного назначения, то теперь в соответствии со ст. 6 названного Федерального закона начало использования должно произойти в течение 3 лет, без прибавления времени на освоение участка.
———————————
Действие данного Федерального закона согласно его ст. 1 распространяется на земли сельскохозяйственного назначения, кроме садовых, огородных, дачных земельных участков, земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

Условия и порядок принудительного лишения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка регулируются ст. 54 ЗК РФ (см. комментарий к ней).

Еще по теме:

  • Постановка на воинский учет в 45 лет До какого возраста мужчины состоят на воинском учете? Военнообязанный запаса (гражданин, пребывающий в запасе) — гражданин Российской Федерации — России, мужского или женского пола, состоящий или обязанный состоять на воинском учёте и […]
  • Купить дом из бруса под материнский капитал Купить каркасный дом под материнский капитал Купить каркасный дом под материнский капитал Площадь: 216 кв. м. Цена: 16368476 руб. Узнайте как использовать материнский капитал при строительстве каркасного дома в Для любой семьи частный […]
  • Ск рф ростовской области официальный сайт Ск рф ростовской области официальный сайт Осталось 38 квартир от 45 000 руб/м 2 Жилой квартал Звезда Столицы ул. Нансена, 103/1 старт продаж I этап строительства от 53 000 руб/м 2 Литер 1 Сельмаш ул. В.Пановой, 30 Осталось 4 квартиры от […]
  • Плата за договор социального найма Плата за наем жилья по договору социального найма в году Об установлении размера платы за содержание жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или […]
  • Мировой суд архив решений Архив судебных решений по фамилии уголовные дела суд таганрога Архив судебных решений по фамилии уголовные дела суд таганрога В правом верхнем углу первого листа документа проставляется штамп «КОПИЯ». При заверении соответствия копии […]
  • Новые коммунальные тарифы киеве Тарифы на услуги ЖКХ г. Киева Обновление сайта: 18.06.2018 г. Действует форум Тарифы в Украине, посвященный обсуждению тарифов на услуги государственных и частных структур. Обсуждаются тарифы на коммунальные и другие услуги в разных […]