Право и закон понятие шпаргалка

ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРЕЗУМПЦИИ И ФИКЦИИ — раздел Политика, Теория государства и права: Шпаргалка Юридические Презумпции И Фикции – Способы До.

Юридические презумпции и фикции – способы доказывания, которые применяются в случаях, установленных законом при применении права.

Юридические презумпции по‑разному определяются в теории уголовного и гражданского процесса. Презумпция в гражданском процессе – установленное законом предположение, что определенный факт существует, если доказаны связанные с ним факты. Напр., в гражданском праве существует презумпция вины причинителя вреда. Если доказан сам факт причинения вреда, то презюмируется и вина в его причинении.

Презумпция в уголовном процессе – это установленное законом предположение, что определенный факт существует независимо от того, доказаны или нет какие‑либо связанные с ним факты Напр., лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности).

Любая презумпция в праве России может быть опровергнута установленными законом способами Напр., в гражданском процессе любая презумпция может быть опровергнута доказательствами. Иначе обстоит дело в уголовном процессе – там презумпция невиновности может быть опровергнута не самими по себе доказательствами, а только вступившим в законную силу приговором суда. В зарубежном праве имеются и так называемые «безусловные» презумпции, которые не могут быть опровергнуты.

Фикция – основанное на законе установление несуществующего факта, имеющего правовое значение. Напр., лицо, судимость которого снята или погашена, считается несудимым. Хотя в действительности оно было осуждено. Если лицо (не состоящее в браке с матерью ребенка), которому заведомо известно, что он не является отцом ребенка, заявит при регистрации рождения в органе загс о том, что он является отцом ребенка, это лицо считается отцом ребенка и не вправе оспаривать отцовство.

39. ПОРЯДОК ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ НОРМАТИВНО‑ПРАВОВЫХ АКТОВ

В соответствии с Конституцией неопубликованные нормативно‑правовые акты, ограничивающие права и свободы гражданина и человека, не применяются.

Порядок опубликования ФКЗ, ФЗ, постановлений Государственой Думы и Совета Федерации установлен специальным ФЗ. Указы Президента и постановления Правительства публикуются в порядке, предусмотренном указом Президента. Ведомственные акты публикуются в порядке, установленном Правительством РФ (специфика ведомственных актов в том, что если они затрагивают права и свободы гражданина и человека, то подлежат предварительной регистрации в Минюсте, причем Минюст может отказать в такой регистрации). Правовые акты субъектов Федерации публикуются в порядке, установленном субъектом Федерации. То же самое относится к актам органов местного самоуправления.

Обязанность опубликования федеральных законов возложена на Президента РФ. Законом установлено, что датой принятия закона считается день принятия его Думой, хотя в практике принято именовать их по дате подписания закона Президентом, напр. закон от 1 марта 2000 г. – это закон, подписанный Президентом 1 марта 2000 г.

Законы публикуются в течение 7 дней со дня их подписания Президентом. Международные договоры – одновременно с федеральными законами о их ратификации.

Законы вступают в силу по истечении 10 дней со дня их опубликования, если самим законом или законом о введении его в действие не предусмотрено иное.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации. Опубликование в виде отдельного издания теперь официальным не считается.

40. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО‑ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ И ПО КРУГУ ЛИЦ

Действие нормативно‑правовых актов во времени. В материальном праве, напр. гражданском и уголовном, по общему правилу применяется нормативно‑правовой акт, действовавший во время возникновения правоотношения, т. е. в тот момент, когда имел место юр. факт, изменивший права и обязанности участников. Напр., в уголовном праве это момент совершения преступления. В процессуальном праве применяется нормативно‑правовой акт. действующий во время совершения процессуального действия. По общему правилу закон не имеет обратной силы, т. е. не применяется к правоотношениям возникшим до вступления его в силу. Иногда закону может быть придана обратная сила, напр. в уголовном праве обратную силу имеют 3 вида законов: 1) устраняющие преступность деяния 2) смягчающие наказание, 3) иным образом улучшающие положение лица, совершившего преступление. В Конст. закреплено: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Действующим нормативно‑правовым актом признается такой акт, кот. вступил в силу и не утратил ее. Как правило, населению предоставляется время для ознакомления с новым актом. Напр., федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если законом не предусмотрено иное. Закон утрачивает силу: 1) в связи с его отменой, 2) в связи с принятием нового закона, предусматривающего нормы не совместимые с ранее действовавшими (даже если законодатель забыл отменить старый закон) 3) в связи с истечением срока, если нормативно‑правовой акт был срочный; 4) в связи с отпадением обстоятельств, на которых было основано действие нормативно‑правового акта (напр., нормативно‑правовые акты, регламентирующие режим чрезвычайного положения на определенной территории утрачивают силу в связи с отменой чрезвычайного положения на этой территории).

Вопрос о действии закона по кругу лиц является дискуссионным. Иногда его рассматривают в качестве одного из аспектов действия закона в пространстве, т. е. как упомянутый уже принцип гражданства. Иногда этот вопрос рассматривают в связи с субъектным составом регулируемого правоотношения, что представляется неверным. Напр., можно предположить, что закон «О ветеранах» действует только в отношении ветеранов, как они определены в этом законе. В действительности это не так, поскольку этот закон обязателен не только и не столько для ветеранов, сколько для органов гос‑ва, применяющих этот закон.

41. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО‑ПРАВОВЫХ АКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ

Действие нормативно‑правовых актов в пространстве основано на 4 принципах:

1 . Территориальный принцип – закон действует на всей территории гос‑ва, т. е. в рамках гос. границ. В отношении некоторых лиц, помещений, участков местности и трансп. средств может быть установлен и особый правовой режим напр. связанный с дипломатическими иммунитетами. Это, однако, нельзя понимать в том смысле, что, напр., территория американского посольства в Москве является территорией США и на ней не действуют законы РФ. Они действуют, но с учетом дипломатических иммунитетов, установленных международным договором. Действие закона может быть распространено за пределы территории гос‑ва на объекты, условно приравненные к его территории, напр.: 1) на континентальный шельф и исключительную экономическую зону, 2) на космические аппараты, на гражданские суда и самолеты в открытом море и над ним, на военные корабли и самолеты независимо от места их нахождения (принцип флага). С другой стороны, действие некоторых законов может быть ограничено определенной территорией (напр. акты, регулирующие режим свободной экономической зоны).

2. Принцип гражданства – законы гос‑ва обязательны для граждан этого гос‑ва, где бы они ни находились. Иногда из этого принципа законом делается исключение. Напр., гражданин РФ.

совершивший деяние, запрещенное УК РФ за границей, не может быть привлечен в РФ к уг. ответственности за это деяние, если оно не является преступлением в месте его совершения.

3. Реальный принцип – закон обязателен для всех лиц, где бы они ни находились, если поведение этих лиц посягает на важнейшие интересы охраняемые данным гос‑вом. Напр., УК РФ действует в отношении иностранцев, совершивших преступления за пределами РФ, если это преступление посягает на интересы РФ.

4. Универсальный принцип – это принцип международного сотрудничества в правовой сфере. Гос‑во распространяет действие своего закона за пределы своей территории, если это вытекает из международного договора (напр., участники Конвенции ООН по морскому праву приняли на себя обязательство бороться с пиратством в открытом море, при этом не имеет значение ни флаг судна, ни гражданство пиратов и потерпевших).

42. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО‑ПРАВОВЫХ АКТОВ. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

Систематизация норм права – упорядочение действующего нормативно‑правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему.

Формы систематизации: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация, в отличие от кодификации, не связана с изменением правовых норм. Это просто объединение нормативно‑правовых актов в определенном порядке: по хронологии (акты располагаются соответственно времени их принятия); по субъектам (соответственно принявшим органам); по отраслям права или даже народного хозяйства (промышленность, транспорт и т. д.). Инкорпорация может быть официальной и неофициальной, напр. любой сборник нормативно‑правовых актов. В качестве примера официальной хронологической инкорпорации можно привести Собрание законодательства Российской Федерации.

Кодификация – это форма систематизации путем объединения нормативного материала в единый логически цельный, внутренне согласованный акт с изменением правовых норм (которые упорядочиваются, преобразуются, дополняются). Кодекс, как правило, детально регулирует отношения в рамках той или иной отрасли права. Кодификация всегда бывает официальной.

Реализация права – это осуществление правовых норм в поведении людей.

По видам правомерного поведения, в котором реализуется право, различают 4 формы реализации права:

1) соблюдение права,

2) исполнение права,

3) использование права,

4) применение права.

Соблюдение права – реализация запрещающей нормы, т. е. несовершение запрещенных действий.

Исполнение права – реализация предписывающей нормы, активная деятельность субъекта, направленная на исполнение его обязанности.

Использование права – реализация дозволяющей нормы, т. е. использование предоставленного права по инициативе его субъекта.

Применение права – властная организующая деятельность государства в лице его органов, имеющая цель обеспечить соблюдение запретов и предписаний правовых норм, а также гарантировать управомоченным лицам правовую (т. е. формальную) возможность реализации ими своих прав. По существу, это разновидность исполнения права, которая отличается от других видов исполнения права: 1) своими субъектами (правоприменение предполагает властные полномочия), 2) целями (правоприменение направлено, как правило, на охрану правопорядка, прав и свобод граждан), 3) особой процедурой и другими особенностями.

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП
Предмет ТГП – общие закономерности возникновения, существования и развития государства и права. «Общая теория права», XIX в. – свободное о

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА (ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ, ПАТРИАРХАЛЬНАЯ, ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА, НАСИЛИЯ)
1. Теологическая теория различается в разных религиях. Основная идея – всякая власть от Бога. В христианстве этот постулат сформулирован апостолом

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
В первобытном обществе не существовало государства, классов. Власть и производство были непосредственно общественными, коллективными, оруди

МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ
В учении о государстве и праве общество Маркс рассматривал в единстве базиса и надстройки при определяющей роли базиса. Базис – производственные отношения, определя

АНАРХИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ
Анархизм – политическое учение, отрицающее необходимость государства, пропагандирующее замену его общественным самоуправлением. Возникло в сер. XIX в. Видные деятел

ПРАВОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
1. Концепция «правового государства» разработана в Германии в сер. XIX в. под влиянием философии Канта. Кант утверждал, что человек – всегда цель и никогда не должен рассмат

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
Государство – организация суверенной власти в политически организованном обществе на определенной территории. Признаки государства:

ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ. СИСТЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
В либеральной идеологии (Кант, Милль, Новгородцев), а также в анархизме интересы личности и государства противопоставляются. В тоталитаристских идеологиях (Гегель), в солидаризме (Д

ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ЭКОНОМИКА
Государство, право, экономика – социальные институты. Вопрос об их взаимодействии обычно ставится в двух аспектах: 1) в аспекте первичности, т. е. об определяющем в

ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
Идея относительной самостоятельности гражданского общества от государства получила развитие в эпоху буржуазных революций. Затем она была развита в немецкой философии, в частности у

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
По сферам деятельности различаются внутренние и внешние функции. Внутренние функции реализуются во внутренней политике и направлены на решение задач внутри страны,

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ. МОНАРХИЯ
Форма правления – это организация верховной власти гос‑ва, характеризующаяся особым источником власти и особым взаимным отношением высших органов гос‑ва

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
В республике глава гос‑ва избирается населением либо представительными органами власти. Президентские (дуалистические) республики – (США, стр

ФЕДЕРАЦИЯ
Федерация – добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Реже федерации образуются из унитарных государств

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Политический режим – это совокупность способов и методов фактического осуществления гос власти. Демократия – это такой режим, который обес

ПРАВО И ПОЛИТИКА
Политика – деятельность гос‑ва и иных полит, институтов (прежде всего – полит, партий), направленная на решение задач, имеющих общесоциальное значение. Основн

ПРАВО И МОРАЛЬ
Мораль – это система господствующих в обществе этических представлений и чувств (т. е. идей о справедливости, добре и зле, чувство морального удовлетворения или сты

Взаимодействие права и морали
1. Общее в праве и морали: 1) относятся к надстройке над экономич. базисом общества, они меняются в связи с изменением экономич отношений; 2) нормы права и морали являются социальн

ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА
Источники права – это исходящие от гос‑ва или признаваемые им формы выражения и закрепления норм права. Официальный характер источник права приобретает: 1) пу

СИСТЕМА ПРАВА
Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Черты системы права: 1

СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Система права и система законодательства соотносятся как форма и содержание. Система права – это система взаимосвязанных правовых норм институтов и отраслей права.

ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Подразделение на публичное и частное право возникло еще в Древнем Риме. По мнению римского юриста Ульпиана, публичное право «относится к положению римского государства», а частное «

ТИПОЛОГИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ
Проблемы типологии правовых систем во Франции разрабатывались Рене Давидом, в Германии – Цвайгертом. В России они до недавнего времени не были предметом специального исследования, х

Право Индии;
6) право стран Дальнего Востока (Китай, Япония); 7) право стран черной Африки («черная» она в отличие от арабской северной Африки). Цвайгерт пред

ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
Юридическая техника – это система правил и приемов, обеспечивающая эффективность правового регулирования и иных видов юридической деятельности. Прежде всего это зак

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА, ПОНЯТИЕ, СТАДИИ
Применение права – властная организующая деятельность государства в лице его органов, имеющая цель обеспечить соблюдение запретов и предписаний правовых норм, а также гарантировать

ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ
По объему толкование бывает: а) буквальным; (в точном соответствии со смыслом текста закона, но не повторение); б) ограничительным (несколько уже б

Б) неофициальным
Неофициальное толкование выражает мнение частных лиц по вопросу о смысле закона. Это может быть мнение адвоката, обвиняемого, потерпевшего и любого другого лица. К официаль

ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ И СПОСОБЫ ИХ ВОСПОЛНЕНИЯ
Пробел в праве – это отсутствие правовой нормы, которая могла бы урегулировать фактически возникшие общественные отношения, которые относятся к сфере правового регу

КОЛЛИЗИИ В ПРАВЕ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ. КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ
Коллизии в праве – противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. В большинстве случаев они являются негативным явлением и

ПРАВОСПОСОБНОСТЬ, ДЕЕСПОСОБНОСТЬ, ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ, ДЕЛИКТОСПОСОБНОСТЬ, ПРАВОВОЙ СТАТУС, ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРАВА
Правоспособность – основанная на законе возможность субъекта быть носителем прав и обязанностей, предпосылка существования субъективного права. Напр., в гражданском

СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Состав правонарушения является фактическим основанием юридической ответственности. Это сложный юридический факт, с которым закон связывает возникновение охранительн

ОСНОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ОСНОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Фактическим основанием ответственности является состав правонарушения. Юридическим основанием – норма права, этот состав закрепляющая.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ
Правовая культура – часть общей культуры характерные для данной цивилизации модели поведения в юридически значимых ситуациях. Она определяется экономическими и иным

Право и закон понятие шпаргалка

61. Соотношение права и закона

Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда. Суть данной проблемы кратно сводится к следующему. Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые и считаются «правовыми законами». Здесь право и закон совпадают. Но есть и такие законы, которые не отвечают правовым критериям, а, значит, с правом не совпадают. В данном случае для разрешения проблемы соотношения права и закона, как и в решении вопроса о соотношении государства и права, сталкиваются два различных подхода.

Один из них ориентирован на то, что государство является единственным и исключительным источником права и что все то, о чем говорит государство через свои законы, это и есть право.

Другой подход основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, в качестве естественного права, социально—исторически обусловленного, рождающегося в объективных общественных отношениях. В данном случае государство и право признаются относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами. Право при этом определяется, как форма свободы в реальных отношениях, реальная мера этой свободы. При таком правопонимании государство не только не рассматривается в качестве творца или источника права, но, и наоборот, само объявляется связанным или, по крайней мере, значительно ограниченным правом в своих действиях. Оно представляется в качестве института, который не только устанавливает, сколько формулирует или выводит право, благодаря законотворческой деятельности, из объективно существующей экономической, социально—политической и иной действительности. Государство, в этом случае, творец и источник законов, но не права. Государство монополизирует законотворческую, а не правотворческую деятельность.

Но в этом случае возникают вопросы: каков критерий «правовых законов»? Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие нет? Какие существуют объективные основания для отнесения одних законов к разряду правовых?

В литературе в качестве критерия для разграничения права и закона предлагалась «общая воля», моральные основания – справедливость, добро, гуманность, зло. В этих целях использовалось и понятие – правовой идеал, «закон законов». Но все это все—таки не способствует решению проблемы соотношения права и закона. В настоящее время констатируется факт нерешенности, но в то же время огромной социальной значимости проблемы соотношения права и закона для правовых систем.

Право и закон понятие шпаргалка

26. Понятие, сущность и определение права

Право – это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридические обязанности.

Раскрывая понятие права, необходимо обратиться к его признакам:

1) государственно-волевой характер, который характеризует право как выразителя государственной воли общества, которая обусловлена экономическими, национальными, духовными, природными и другими условиями его жизни;

2) нормативность. Право осуществляется как государственная воля в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в виде системы официально признаваемых, действующих в государстве юридических норм;

3) взаимозависимость права и государства, которая обнаруживается как при применении мер государственного принуждения в определенных правом случаях, так и при создании гарантированности правовых норм государством;

4) общеобязательность – выражается в том, что все принятые в государстве правовые нормы направлены в адрес неопределенного количества лиц и обязательны для выполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;

5) формальная определенность. Право как общественная воля реализуется в форме официальных юридических актов, установленных государственной властью, и содержат предписания, устанавливающие границы свободы субъектов права.

6) системность и иерархичность, которая состоит в том, что нормативные акты применяют не изолированно, а в комплексе, в котором акты взаимодействуют, а также дополняют друг друга;

7) регулирующее воздействие, которое реализуется через предоставление субъектам не только некоторых субъективных прав, но и возложение на них юридических обязанностей;

8) установление и обеспечение государством, так как оно имеет право на монополию правотворчества, все же другие субъекты правоотношений могут лишь принимать участие в правотворческой деятельности с разрешения государства.

Сущность и содержание права отражают основные и устойчивые свойства права. Они зависят от экономического строя государства, политики, морали, культуры и т. д. Важное влияние на формирование права и его содержание играет такой духовный фактор, как учение о прирожденных, естественных и неотъемлемых правах человека. По своей сущности право – общесоциальное, так как: 1) изъявляет согласованную общественную волю; 2) призвано служить интересам всего без исключения населения государства; 3) гарантирует организованность и развитие социальных связей; 4) право является мерилом свободы и ответственности субъектов правоотношений; 5) выступает как средство удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

Социальная ценность права определяется:

1) общественной востребованностью, т. е. состоянием права в качестве определенного достижения цивилизации, проявления культуры и развития мысли отдельного человека; 2) инструментальной востребованностью – использованием права как инструмента механизма, который с помощью юридических средств регулирует общественные отношения и обеспечивает их правильность и определенность.

5. Понятие и признаки сборов

5. Понятие и признаки сборов

В ст. 8 НК сбор определяется как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основные отличия сборов от налогов. 1. Индивидуальная безвозмездность. Налоги индивидуально безвозмездны; встречное удовлетворение для частного лица не предусматривается. Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован (выдача лицензий, регистрационные действия, обеспечение правосудием, совершение нотариальных действий).

2. Свобода выбора. При уплате сборов большое значение имеют свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.

3. Компенсационный характер. Налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Целевое назначение сбора – компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.

4. Ограниченный состав элементов. Налог считается установленным лишь тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и т.д.). При установлении сборов согласно НК их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. КС РФ указал, что вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель, исходя из характера данного сбора.

5. Разовый характер уплаты. Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.

6. Предварительный характер уплаты. Если объект налога как юридический факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности, то объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны государства – уже после уплаты сбора.

7. Соразмерность масштабам оказываемых публичных услуг. Размер налога зависит от платежеспособности налогоплательщика; с изменением налоговой базы он изменяется. Размер сбора одинаков для всех плательщиков, в отношении которых государством совершаются одинаковые действия. Этот размер определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабом оказываемых услуг.

8. Отсутствие штрафных санкций. Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий без применения какого-либо рода санкций.

ШПАРГАЛКА. ГОСЫ-Конституционное право

1.Понятие и предмет конституционного права

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти..

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством);

устройства государства и государственной власти (властеотношения).

5.Понятие и виды источников К.П.

— это совокупность установленных Конституцией РФ, международными актами, фед. конст. и фед. законами норм, регулирующих основные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования гос. власти, структуры и функционирования гос. власти в России, а также закрепляющих основные права и свободы личности в РФ.

-Принципы и нормы международного права, международные договоры,

-ФКЗ (по вопросам К РФ),

-ФЗ (по конституционно-правовым вопросам),

-Решения Конституционного суда (толкование Конституции),

-Постановления палат Федерального Собрания РФ,

-Указы Президента (по конституционно-правовым вопросам),

-Постановления Правительства (по конституционно-правовым вопросам),

-Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые в соответствии с К РФ, ФКЗ, ФЗ, указами Президента, постановлениями Правительства,

-Конституции (уставы) субъектов РФ,

-Законы субъектов конституционно-правового содержания,

-Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ,

-Некоторые нпа субъектов РФ,

-Уставы муниципальных образований,

-Некоторые нпа органов местного самоуправления.

13.Федеративное государство как основа конституционного строя (понятие, особенности и принципы организации)

Федеративным государством признается такое сложное государство, в составе которого имеются другие государства или государственные образования — субъекты федерации, обладающие определенным государственным суверенитетом, своим законодательством и высшими органами власти.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

В основе федеративного устройства РФ лежат принципы:

единство системы государственной власти;

разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

равноправие и самоопределение народов в РФ (ч. 3 ст. 5 Конституции).

7.Порядок опубликования и вступления в силу правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти

Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), функционирование которого обеспечивает Федеральная служба охраны Российской Федерации.

Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический центр правовой информации «Система» Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также органами государственной охраны.

Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, издаваемом еженедельно государственным учреждением — издательством «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, и размещению (опубликованию) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

12.Референдум РФ: понятие, сущность, порядок организации и проведения. Юридическая сила решений, принятых на референдуме

Референдум – это — всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Сущность заключается в том, что он представляет собой один из значимых институтов прямой демократии, уходящий корнями в историю, во времена непосредственного народоправства. На народных собраниях, вече, гора и т.п. путем публичного выражения своего мнения формировали общую волю как правовую основу принимаемого решения единогласно при отсутствии возражающих

Референдум назначает Президент Российской Федерации.

Подготовку и проведение референдума, обеспечение реализации и защиты права на участие в референдуме осуществляют избирательные комиссии, созданные и действующие на постоянной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, а также специальные территориальные комиссии референдума и участковые комиссии референдума.

Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени.

Участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем участке референдума. В случае вынесения на референдум нескольких вопросов и изготовления для каждого вопроса референдума отдельного бюллетеня участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования отдельно по каждому вопросу референдума.

Подсчет голосов участников референдума проводится открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола участковой комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету бюллетеней и голосов участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса

На основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации об итогах голосования, протоколов специальных территориальных комиссий, указанных в части 2 статьи 25 настоящего Федерального конституционного закона, об итогах голосования (если указанные территориальные комиссии не формировались, — и на основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов участковых комиссий об итогах голосования, сформированных на участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, в том числе данных, переданных по техническим каналам связи из указанных участковых комиссий), Центральная избирательная комиссия Российской Федерации после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 10 дней после дня голосования определяет результаты референдума. Суммирование данных, содержащихся в указанных протоколах, осуществляют непосредственно члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации результатов референдума.

— Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

— Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации.

— Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.

21. Понятие, признаки и классификация конституционных прав и свобод. Различие между правом и свободой.

Права и свободы человека — важнейший институт конституционного строя, представленный совокупностью конституционных возможностей, призванных обеспечить достойную и безопасную жизнь человека и гражданина, условия его свободной жизнедеятельности.

а) они закреплены в Конституции – нормативном акте, имеющем высшую юридическую силу и прямое действие; положение соответствующей главы Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;

б) основные права и свободы не имеют ограничений по кругу субъектов: они принадлежат либо каждому человеку, либо каждому гражданину;

в) они носят учредительный характер, их системы составляет основу правового статуса личности;

г) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; основные права и свободы гражданина неразрывно связаны с наличием у индивида гражданства Российской Федерации, утрата гражданства автоматически влечет и утрату личностью основных прав и свобод гражданина;

д) основные права и свободы охватывают важнейшие отношения, связанные как с индивидуальной, частной жизнью лица, так и с жизнедеятельностью гражданского общества в политической, социальной, экономической, культурной сферах.

-Личные (на жизнь, на достоинство личности);

-Политические (на объединение, на участие в управлении делами гос-ва);

-Социально-экономические и культурные (трудовые прав, на охрану здоровья, на участие в культурной жизни)

Различия между правом и свободой

Разница между ними заключается в смыслах: права связаны главным образом с возможностью получения определенных благ — это всегда право на получение чего-то. Свобода для человека есть возможность избегать воздействия со стороны государства, государственной власти, тех или иных ограничений. Свобода в этом смысле есть независимость от государства.

30. Принципы избирательного права в РФ

Принципы избирательного права фиксируют основополагающие начала, на которых базируется весь механизм правового регулирования конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Они не только лежат в основе законодательства о выборах, но и служат главным критерием законности и правомерности действий избирателей, кандидатов, избирательных объединений, избирательных комиссий и других участников выборов, свидетельствуют о приоритетах правового регулирования отношений, связанных с осуществлением и защитой избирательных прав граждан.

-Принцип всеобщего избирательного права,

— Принцип равного избирательного права,

— Принцип добровольного участия в выборах,

-Принцип тайного голосования,

-Принцип обязательности выборов,

— Принцип периодичности выборов,

— Принцип альтернативности выборов (возможность выбора одного из нескольких кандидатов),

— Принцип независимости избирательных комиссий,

27.Разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Конституция РФ устанавливает четкие перечни полномочий РФ, субъектов РФ и предметы их совместного ведения.

РФ обладает суверенитетом на всей территории РФ и осуществляет полномочия, отнесенные к предметам ее исключительного ведения в силу их особой важности для г-ва. Например, принятие и изменение Конституции и ФЗ, контроль за их соблюдением; установление системы фед.органов закон-ной, испол-ной и судебной власти, порядка их организации и деят=ти; федеративное устройство и территория РФ; регулирование федерального бюджета; вопросы войны и мира и т. д.

Вне пределов ведения РФ и сферы совместного ведения РФ и ее субъектов, субъекты обладают всей полнотой гос.власти, т. е. эти полномочия относятся к исключительной компетенции органов гос.власти субъектов РФ.

Сфера совместного ведения РФ и субъектов РФ – полномочия, в пределах которых вправе действовать и РФ, и ее субъекты. Эти полномочия субъекты правоотношений осуществляют с учетом взаимной выгоды, взаимного согласия и взаимного делегирования полномочий на основании федеративных договоров о разграничении предметов ведения.

Разграничение полномочий осуществляется согласно принципам: 1) соответствия законодательств субъектов РФ федеральному; 2) равноправия субъектов РФ в осуществлении их полномочий; 3) независимости органов гос.власти субъектов РФ в осуществлении своих полномочий от федеральных органов власти.

35. Совет Федерации: порядок формирования, состав, компетенция, организация и деятельность, акты.

В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации..

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей..

) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации ;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Организация и деятельность СФ.

Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Заседания Совета Федерации проводятся открыто. В случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, палата может проводить закрытые заседания.

Порядок деятельности Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, постановлениями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — постановления Совета Федерации) и настоящим Регламентом.

Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения.

2. Конституционно-правовые нормы:понятие, признаки, виды.

— это общеобязательные правила поведения, установленные государством, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

-обеспечение их реализации с помощью гос. гарантий, защита от нарушений принудительными средствами.

По территории действия они делятся на:

-действующие на государственном федеральном уровне,

-на уровне субъектов,

-на местном уровне.

6.Порядок опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального собрания.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

14.Суверенное государство как основа конституционного стоя. Понятие и признаки гос. суверенитета

Современное понимание суверенитета государства производно от суверенитета народа. Волеизъявление народа порождает государственную власть. Государство как официальный представитель народа выражает волю своих граждан, обеспечивает их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным.

Суверенитет проявляется в единстве (т.е. нераздельности), независимости и верховенстве государственной власти. Государственный суверенитет означает полноту и нераздельность власти государства на всей его территории, самостоятельность в проведении внешней и внутренней политики.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Суверенитет государства — это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять присущие ему функции на всей своей территории и за ее пределами.

К признакам суверенного государства относят:

-территориальное верховенство государства (верховенство государственной власти);

10.Толкование Конституции: понятие, цель, порядок осуществления

Что такое толкование, ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» не определяет. Толкование можно определить как вид правовой деятельности Конституционного Суда, направленный на реализацию Конституции, повышение ее авторитета, охрану ее норм, предупреждение конституционных правонарушений (деликтов).

Цель толкования конституции сформулирована самим Конституционным Судом в его Определении[5]. В соответствии с данным Определением цель толкования Конституции заключается в том, чтобы устранять неопределенности в понимании конституционных положений, обеспечивать надлежащее их соблюдение, применение и исполнение. К этому можно добавить, что посредством толкования Конституционный Суд выявляет волю принимавшего Конституцию многонационального народа Российской Федерации, разъясняет действительный смысл конституционных положений, соединяет их с общественно-правовой практикой, предупреждает появление иного истолкования конституционных норм.

Действующая Конституция России закрепила функцию толкования Конституции за КС (ч. 5 ст. 125). Это обусловлено тем, что Конституция была принята референдумом, непосредственно народом, и потому ее толкование должно осуществляться особым образом — путем квалифицированной юридической экспертизы текста норм тем органом, который осуществляет судебную власть путем конституционного судопроизводства.

Конституция четко определила, по чьей инициативе КС может давать толкование Конституции. К органам, полномочным обращаться с запросами в КС по этим вопросам, относятся Президент, СФ, ГД, Правительство, органы законодательной власти субъектов.

Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» основанием к рассмотрению дела о толковании Конституции Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, которая может быть обнаружена управомоченными на обращение с запросом в Конституционный Суд органами в связи с их деятельностью по осуществлению своих полномочий.

Толкование Конституции Российской Федерации, ее норм осуществляется исключительно в пленарных заседаниях Конституционного

Суда и решение о толковании, в отличие от иных, принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей.

Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3, 3.1, 3.2, 4 и 5.1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.

Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда Российской Федерации публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях.

Толкование Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

15.Социальное государство как основа конституционного стоя. (понятие, главная задача и основные направления соц. политики)

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальная политика — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения.

Главной задачей социальной политики РФ являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Направления: 1) обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей и стимулов для предпринимательства и труда, для зарабатывания максимально высоких доходов путем любой законной деятельности;

2) обеспечение определенных социальных гарантий для нетрудоспособных, малоимущих и безработных.

20. Основания и порядок прекращения гражданства РФ

Гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Выход из гражданства Российской Федерации

-Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке.

-Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке.

-Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

19.Основания и порядок приобретения гражданства в РФ

Гражданство Российской Федерации приобретается:

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

2.Прием в гражданство осуществляемся в соответствии с законом в общем и упрощенном порядке.

3.В результате восстановления в г-ве РФ: Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, ранее имевшие гражданство Российской Федерации и оформившие выход из гражданства Российской Федерации в установленном порядке, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в общем и в упрощенном порядке

31. Избирательные комиссии в РФ: понятие и виды.

Избирательная комиссия – коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов. Избирательные комиссии в РФ обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:

-Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

-избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

-избирательные комиссии муниципальных образований;

-окружные избирательные комиссии;

-территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

28.Виды субъектов РФ, особенности их конституционно-правового статуса

-Города федерального значения,

-Автономная область (Еврейская),

Особенности их к-п статуса.

-субъект Российской Федерации имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно ст. 77 К РФ, устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов,

-Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.,

-каждый субъект Российской Федерации имеет свою территорию в пределах границ субъекта Российской Федерации,

29. Понятие избирательного права. Объективное и субъективное избирательное право.

Избирательные права граждан — конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации

Объективное избирательное право (или избирательное право в широком смысле) — совокупность правовых норм, регулирующих весь комплекс избирательных процессов в РФ, включая избирательные права граждан.

Субъективное избирательное право — право гражданина принимать участие в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право).

34.Государственная Дума: порядок формирования, состав, компетенция, организация и деятельность, акты

Государственная Дума избирается сроком на пять лет

Государственная Дума состоит из 450 депутатов..

225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам.

225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

-Первые заместители Председателя ГД,

-Заместители Председателя ГД,

-Совет Государственной Думы,

— Комитеты и Комиссии ГД,

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой ;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Организация и деятельность ГД

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ (далее — Государственная Дума, палата) самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.

3.Конституционно-правовые институты: понятие и виды

— это определённая система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.

-Головные конституционные институты.

Характеризуются высокой степенью обобщения, в большинстве своём широким охватом норм. К ним можно отнести, например, институт гражданства, институт основных прав, свобод и обязанностей, институт государственного устройства, институт избирательной системы,

-Сложные конституционные институты

могут входить в состав головных институтов, и, в свою очередь в составе сложных институтов объединяется ряд однородных по предмету регулирования институтов (простые). К сложным конституционно-правовым институтам относятся: институт личных прав и свобод, институт политических прав, институт социально-экономических прав, институт федеральных органов государственной власти,

-Одноэлементные (простые) конституционные институты.

Они включают в себя только конституционно-правовые нормы, отличаются устойчивостью, взаимосвязанностью и не подразделяются на другие составляющие их институты. Например, институт Президента, институт Конституционного Суда

8.Понятие и юридические свойства Конституции

Конституция – это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

Юр. свойства — это те качественные характеристики, которые отличают конституцию от актов текущего законодательства. К ним относятся:

-Конституция — Основной закон государства.

-Юридическое верховенство конституции.

-Конституция — база текущего законодательства.

-Прямое действие конституции.

-Правовая охрана конституции.

-Особый порядок изменения конституции.

11.Демократическое государство как основа конституционного строя (основные принципы построения и деятельности)

Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация является демократическим государством. Демократия — такая форма организации государства, которая соответствует воле народа этого государства Основные характеристики демократического государства:

1) единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ Российской Федерации, который осуществляет ее непосредственно (непосредственная демократия), а также через органы государственной власти и местного самоуправления (представительная демократия);

2) высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум — это всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Выборы — процесс формирования органов власти путем голосования за выдвинутых представителей народа. Две эти формы волеизъявления считаются высшим выражением власти народа, так как волеизъявление ничем не опосредуется, народ имеет возможность сам выразить свое решение по наиболее важным вопросам государственной жизни (референдум), вопросам функционирования государственной власти (выборы);

3) Легитимность государственной власти. Легитимность власти означает ее формирование и осуществление в соответствии с волей народа. Легитимность как свойство власти может иметь разные основания (харизма лидера, традиционное подчинение власти, страх, рациональное подчинение законно сформированной власти). В современных демократических государствах легитимность власти устанавливается прежде всего в процессе выборов, когда население выражает свои политические предпочтения, вручая государственно-властные полномочия определенным лицам;

4) демократические процедуры формирования и осуществления государственной власти. Данная характеристика означает, во-первых, наличие в государстве демократического избирательного законодательства, гарантирующего осуществление всеобщего и равного избирательного права, периодическое проведение свободных, подлинных, нефальсифицированных выборов. Во-вторых, в законодательстве и прежде всего в Конституции должны быть закреплены демократические процедуры осуществления государственной власти, такие как порядок принятия законов, компетенция и полномочия государственных органов, порядок издания ими актов, иерархия различных актов в правовой системе государства и т. д.;

5) запрет присвоения власти и преследование такого присвоения (захвата) по закону. Конституция РФ устанавливает данный принцип в ч. 4 ст. 3. Обладание властными полномочиями может быть правомерно только в случае приобретения их в установленном законом порядке. Выборные органы государственной власти формируются посредством демократических выборов, иные органы — в результате определенной законом процедуры назначения, конкурса, другими способами. Получение властных полномочий незаконным способом влечет установленную ответственность.

С принципом демократического государства тесно связаны и являются его проявлениями другие принципы, возведенные Конституцией Российской Федерации в основы конституционного строя: разделение властей, идеологическое и политическое многообразие, наличие наряду с системой государственной власти системы местного самоуправления.

16.Светское государство как основа конституционного стоя (понятие и содержательная характеристика). Понятие и виды религиозных объединений.

Светским государством признается такое государство, в котором государство и религия, а точнее государство и религиозные объединения отделены друг от друга, а следовательно, не вмешиваются в дела друг друга.

Конституция РФ (ч. 1 ст. 14) не только провозглашает Россию светским государством, но и раскрывает суть этой характеристики: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Характеристика светского гос-ва:

-никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

-религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Религиозное объединение в Российской Федерации – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

-совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

-обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

— Религиозная группа – это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

— Религиозная организация – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

23. Политические прав и свободы в РФ

К основным политическим правам и свободам, закрепленным непосредственно в Конституции РФ, относятся:

– свобода мысли и слова (ст. 29);

– право на объединение (ст. 30);

– право граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий (ст. 31);

– право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства (ст. 32);

– право граждан Российской Федерации на обращения (ст. 33).

Большинство политических прав и свобод в Российской Федерации принадлежит только гражданам России. Конституция непосредственно предоставляет каждому, включая иностранцев и лиц без гражданства, лишь два вида политических прав и свобод: свободу мысли и слова и право на объединение.

Еще по теме:

  • Аудиокниги гражданский кодекс рф торрент Скачать гражданский кодекс рф аудиокнига В будущем окне мелькала седина, несущаяся вниз по заливу к прямоугольным надгробиям снега. Капелла никогда бы так не скачать гражданский кодекс рф аудиокнига, - изумленно воскликнул. Он соединился, […]
  • Выплачивают ли компенсацию за отпуск при увольнении за прогул Все ответы на вопрос: выплачивается ли компенсация за отпуск при увольнении за прогул? Дисциплинарные взыскания и их юридические последствия – одна из острых проблем в трудовом законодательстве. В статье предлагается эффективный алгоритм […]
  • Постоянное вид на жительство в латвии Постоянный ВНЖ в Латвии В нашу компанию часто обращаются клиенты с разными вопросами, связанными с постоянным видом на жительство. В большинстве случаев эти вопросы очень индивидуальны и зависят от личных обстоятельств клиентов. Однако […]
  • Территориальная подсудность мировой суд г москвы Территориальная подсудность районных судов города Москвы Басманный районный суд города Москвы Расположение: ул. Каланчевская, дом 11. Ближайшая станция метро «Красные ворота». Территориальная подсудность Басманного районного суда […]
  • Сколько стоит лицензия на продажу алкоголя в казахстане Сколько стоит лицензия на алкоголь для кафе или магазина в 2017 году? Алкогольный напиток — это напиток, который содержит некоторый процент этилового спирта. Изготовление и торговля алкогольными напитками — достаточно выгодный бизнес. На […]
  • Как получить деньги за 1 ребенка Какие пособия положены при рождении ребенка Молодым мамам по случаю рождения ребенка федеральным законодательством в сфере социальной поддержки семей с детьми положено несколько видов государственных социальных выплат. В 2017 году будут […]