Как развод родителей влияет на психику детей?

Семья ― это самое важное, что есть у ребёнка. Ребёнок на примере родителей учится строить дальнейшие взаимоотношения, воспринимать хорошее, переживать кризисные ситуации. Поэтому Развод родителей может очень сильно повлиять на психологическое состояние ребёнка и его дальнейшую жизнь. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ совместно с психологом подготовила рекомендации как помочь ребенку пережить это.

Развод касается всех членов семьи, но по-разному воспринимается родителями и детьми. Для родителей развод ― это решение каких-либо своих безвыходных ситуаций, бытовых вопросов, психологической несовместимости. А для подростков ― это крушение картины мира, потеря безопасности и любви.

В течение первого года после развода как мальчики, так и девочки демонстрируют более тревожное, агрессивное и непослушное поведение в отношениях со сверстниками и взрослыми по сравнению с детьми из не распавшихся семей. Реакция на развод родителей может выражаться в бунте против условностей, школы, против самих родителей. Подростки часто становятся неуправляемыми, агрессивными, проявляют несамостоятельность и тревожность, теряют самоконтроль, устраивают истерики и сцены, плачут, страдают бессонницей, делают попытки суицида либо «уходят» в постоянные контакты со сверстниками.

В силу эгоцентрического восприятия мира подростка пугают возможные перемены, которые могут произойти в его личной жизни: необходимость перемены места жительства, школы, круга общения, перемены в материальном положении. Также он может испытывать гнев и враждебность по отношению к тому из родителей, на которого возлагается вина за развод, или по отношению к обоим. Подросток может обвинять отца или мать в том, что они бросили семью, заявлять, что он их «ненавидит, никогда не простит».

У подростка может быть и самообвинение. Некоторые подростки решают, что ответственность за расставание взрослых лежит на них, поскольку они должны были ему воспрепятствовать, или что отец (мать) уходит потому, что дети не оправдали их ожиданий. Если отец или мать начинает встречаться с другим человеком и эмоционально привязывается к нему, то подросток чувствует себя заброшенным, становится ревнивым, боится, что его место в родительском сердце будет занято посторонним человеком.

При условии если ребёнок чувствует любовь родителей и свою важность, то примерно через год после развода родителей все проблемы сглаживаются и эмоциональное состояние ребёнка начинает восстанавливаться, происходит адаптация к разводу.

Но развод родителей может оказать влияние на будущее поведение подростка в его собственной семье. Психологами замечено, что подростки, чьи родители развелись, впоследствии сами разводятся с большей вероятностью, чем те, кто жил в крепкой семье, поскольку у них может быть понижено чувство ответственности по отношению к супружеским обязанностям.

Успешность адаптации ребёнка после развода родителей зависит от взаимодействия многих факторов:

1) Семейная атмосфера до развода. Если развод завершает длительный период ссор, тяжёлых переживаний, то он может оказать даже положительное влияние. Некоторые подростки указывали, что перенесли развод легче, чем предшествующие ему конфликты, поскольку до развода боялись чередующихся ссор и примирений родителей. В таких обстоятельствах развод воспринимается как облегчение.

2) Характер развода. Наиболее неблагоприятное влияние на подростков оказывает развод в форме «боевых действий», включающий взаимные обвинения супругов, особенно если родители вовлекают в свою борьбу детей, заставляют их принимать чью-то сторону. Развод в относительно спокойной форме, без предъявления взаимных обвинений уменьшает вероятность возникновения страданий у подростка.

3) Степень адаптации родителей к факту развода. Умение разведённых супругов приспособиться к новой ситуации оказывает решающее влияние на адаптацию подростка, и наоборот, чем больше беспокойства испытывают родители, тем серьёзнее нарушено душевное равновесие их детей.

4) Отношения между бывшими супругами. Наименее травмирующими ребёнка типами взаимоотношений между разведёнными родителями являются «отличные товарищи» и «сотрудничающие коллеги», при которых пары способны достаточно хорошо взаимодействовать в том, что касается детей.

5) Возможность встречаться с подростком после развода. Если после развода отец (мать) получают возможность беспрепятственно встречаться со своими детьми, негативные последствия сводятся к минимуму (при условии благоприятного влияния на детей). Ситуация усложняется, если оставшийся с ребёнком родитель налагает запрет на позитивные чувства к ушедшему, когда его запрещается любить, вообще о нём говорить и даже думать, считая это предательством по отношению к себе.

Рекомендации психолога родителям:

1) Нужно разговаривать с подростком. Честно, открыто, обсуждать с ним проблемы на понятном ему языке. Объяснить ребёнку, что родители разводятся друг с другом, а не с ним и по-прежнему останутся для него любящими и близкими людьми.

2) Помочь ребенку принять ситуацию такой, какая она есть, чтобы он перестал корить себя, родителей.

3) Во время развода очень важно дать понять ребёнку, что никто из родителей его не предал и не бросил. Особенно важно не манипулировать детьми в то время, когда им приходится делать выбор ― с кем из родителей оставаться жить.

4) Не вовлекать в скандалы детей. Не выяснять отношений в присутствии ребёнка. Часто родители втягивают сына или дочь в конфликт, вынуждая занять ту или иную сторону. Это может вызвать серьёзные проблемы ― от потери доверия к родителям до неожиданной агрессии.

5) Не настраивать ребёнка против ушедшего родителя. Обвинения в адрес ушедшего родителя могут вызвать дополнительные переживания. Например, маме не стоит внушать ребёнку, что его отец ― плохой. Мальчик не сможет понять, как же ему-то вырасти хорошим, а девочка не сможет представить, за что мужчин можно любить.

6) Поддерживать ребёнка. Нужно постоянно говорить и показывать ребёнку, что он любим, важен и значим, что семья не перестала быть семьёй ― просто теперь она будет немного другой. Ребёнок не должен чувствовать себя эмоционально покинутым.

7) Не препятствовать общению отца с ребёнком. Ребёнок не должен считать, что свидания с одним родителем означают отказ от другого. Составить чёткий график посещений ребёнка одним из родителей и придерживаться его.

8) Обеспечить активную социальную жизнь, чтобы ребёнок мог отвлечься от грустных мыслей, повысил свою самооценку. По возможности, сделать так, чтобы жизнь ребёнка как можно меньше изменилась: он остался бы жить в том же доме, учился бы в той же школе.

Важно, чтобы в процессе развода и после него родители продолжали оставаться родителями и в первую очередь учитывали интересы и чувства ребёнка.

Бесплатно проконсультироваться у педагога-психолога можно в ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» по адресу: г. Томск, ул. Красноармейская, 68, тел.: 8 (3822) 46-85-00.

Влияние развода на психологическое состояние подростков.

В нашей стране, впрочем, как и в мире, участились разводы. Около половины браков 25-40-летних людей заканчиваются распадом, и в большинстве этих семей имеются дети подросткового возраста. Влияние развода родителей на психологическое состояние детей их дальнейшую жизнь трудно переоценить. Семья — это самое важное, что есть у ребёнка. Она удовлетворяет основные детские психологические потребности в любви, общении, безопасности. С первых дней рождения ребёнок чувствует привязанность, учится чувствовать, любить, доверять. Ребёнок на примере родителей учится строить дальнейшие взаимоотношения, воспринимать хорошее, переживать кризисные ситуации. Поэтому разрушение семьи не может не влиять на психологическое состояние подростка и его дальнейшую жизнь. По оценкам самих подростков, среди жизненных событий, вызывающих стресс, развод родителей стоит на 4-м месте после смерти родителей, братьев и сестер, близких друзей.

Причин развода может быть много. Развод касается всех членов семьи, но по-разному воспринимается родителями и детьми. Для родителей это решение каких-либо своих безвыходных ситуаций, бытовых вопросов, психологической несовместимости и многого другого. А для детей — это крушение картины мира, потеря безопасности и любви.

Дети всегда очень остро переживают развод родителей. Многие при этом винят себя. Считают, что они сами что-то не сделали, чтобы удержать в семье любимого родителя.

Боятся, что родитель, который ушел из семьи, перестанет их любить. Сердятся на того родителя, с которым остались жить. Некоторые начинают манипулировать родителями, стараются получить дополнительные подарки или избегать наказания за плохие оценки. Другие начинают чаще болеть, у них появляется раздражительность, плаксивость, обидчивость.

Исследования показывают, что в течение первого года после развода, как мальчики, так и девочки демонстрируют более тревожное, беспокойное, агрессивное и непослушное поведение в отношениях со сверстниками и взрослыми по сравнению с детьми из нераспавшихся семей. По некоторым данным, последствия разводов сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. Подростки также переживают развод родителей, и часто даже острее, чем младшие дети. У подростков реакция на развод родителей может выражаться в бунте против условностей, школы, против самих родителей. У более взрослых детей — в эмоциональном напряжении. Подростки часто становятся неуправляемыми, агрессивными, проявляют несамостоятельность и тревожность, теряют самоконтроль, устраивают истерики и сцены, плачут, страдают бессонницей, проявляются попытки суицида, либо «уходят» в постоянные контакты со сверстниками. В силу эгоцентрического восприятия мира подростка пугают перемены, которые могут произойти в его личной жизни: необходимость перемены места жительства, школы, круга общения, возможные перемены в материальном положении. Подростки могут стыдиться своих семейных проблем перед сверстниками. Они могут испытывать гнев и враждебность по отношению к тому из родителей, на которого возлагается вина за развод, или по отношению к обоим. Подросток может обвинять отца или мать в том, что они бросили семью, заявлять, что он их ненавидит, никогда не простит и т.п. У подростка может быть самообвинение. Некоторые подростки решают, что ответственность за расставание взрослых лежит на них, поскольку они должны были ему воспрепятствовать, или что отец (мать) уходит потому, что дети не оправдали их ожиданий. Мучительные переживания такого рода подросток может тщательно скрывать. Подросток может ревновать. Если отец или мать начинает встречаться с другим человеком и эмоционально привязывается к нему, то подросток чувствует себя заброшенным, боится, что он больше не интересен родителю, а его место в родительском сердце будет занято посторонним человеком.

Чаще всего, после развода у детей портятся отношения с одним из родителей. Примерно через год после развода родителей все проблемы сглаживаются, и эмоциональное состояние ребёнка начинает восстанавливаться. Это возможно лишь при условии, если ребёнок чувствует любовь родителей, свою важность, у него есть чувство защищённости, безопасности и осознание того, что он не одинок.

По результатам американского исследования, основанного на данных «Общенационального исследования детей», развод родителей влияет на социальную адаптацию их детей: при учете всех демографических, психологических и экономических обстоятельств дети разведенных родителей в два раза чаще сталкивались с проблемами, чем дети неразведенных. Например, среди 18–22-летних молодых людей, переживших развод родителей, 40% обращались за помощью к психологу, 25% бросили школу в старших классах, 65% имели плохие отношения с отцами, а 30% — с матерью.

Развод родителей может оказать влияние и на будущее поведение подростка в его собственной семье. Подростки, чьи родители развелись, впоследствии сами разводятся с большей вероятностью, чем те, кто жил в крепкой семье, что может объясняться формированием более терпимого отношения к разводу, у них может быть понижено чувство ответственности по отношению к супружеским обязанностям. Кроме того, дети, выросшие в разведенных семьях, часто вступают в брак раньше, чем их сверстники из крепких семей, побуждаемые желанием компенсировать недостаток эмоционального тепла, уйти из родительского дома или обрести таким образом свою самостоятельность. Но такие ранние браки часто распадаются. Развод родителей может повлиять на формирование системы ценностных ориентаций подростка. Так, исследования показали, что иерархии жизненных ценностей 18–19-летних студентов из разведенных семей имели признаки компенсаторности: наблюдалось большее предпочтение ценностей эмоциональной близости, любви, счастливой семейной жизни по сравнению со студентами из полных семей, где важнейшей ценностью, наряду с перечисленными, являлось «максимальное использование своих возможностей, способностей, то есть ценности саморазвития, самореализации. Вместе с тем ряд исследований показал, что важен не сам по себе факт развода, а характер складывающихся в семье отношений. Так, наблюдения за детьми к концу второго года после развода свидетельствовали о том, что поведение мальчиков из распавшихся семей менее агрессивно, чем детей, чьи родители постоянно конфликтовали и ссорились.

Отдаленные последствия развода зависят о того, в каком возрасте ребенок пережил развод родителей, был ли заключен повторный брак, как складывались взаимоотношения в новой семье и т. д. По мнению некоторых исследователей, последствия развода могут сказываться на ребенке достаточно долго, проявляясь даже в первые годы его взрослой жизни и в собственной семейной жизни.

Успешность адаптации ребенка после развода родителей зависит от взаимодействия многих факторов.

Семейная атмосфера до развода. Если развод завершает длительный период ссор, тяжелых переживаний, то он может оказать даже положительное влияние. Некоторые подростки указывали, что перенесли развод легче, чем предшествующие ему конфликты, поскольку до развода боялись физической расправы, стыдились родительских скандалов, переживали из-за чередующихся ссор и примирений родителей. В таких обстоятельствах развод воспринимается как облегчение.

Характер развода. Наиболее неблагоприятное влияние на подростков оказывает развод в форме «боевых действий», включающий взаимные обвинения супругов, особенно если родители вовлекают в свою борьбу детей, заставляют их принимать чью-то сторону. Подростки страдают от такого положения и не желают делать выбор между родителями. Развод в относительно спокойной форме, без предъявления взаимных обвинений уменьшает вероятность возникновения страданий у подростка, если родители способны объяснить ребенку, что они разводятся друг с другом, а не с детьми и по-прежнему останутся для них любящими и близкими людьми.

Степень адаптации родителей к факту развода. Умение разведенных супругов приспособиться к новой ситуации оказывает решающее влияние на адаптацию подростка, и наоборот, чем больше беспокойства испытывают родители, тем серьезнее нарушено душевное равновесие их детей. После развода у бывших супругов возникает множество проблем: одиночество, изменение привычного круга общения, уменьшение материального достатка, чаще для матери.

Отношения между бывшими супругами. Наименее травмирующими для ребенка типами взаимоотношений между разведенными родителями, по К. Аронсу, являются «отличные товарищи» и «сотрудничающие коллеги», при которых пары способны достаточно хорошо взаимодействовать в том, что касается детей. «Сердитые союзники» вынуждены общаться в случае построения планов для своих детей, но при этом не способны подавить раздражение, чувствуют себя напряженно и даже враждебно. Продолжение контактов между бывшими супругами — «ярыми врагами» — может причинять мучительные страдания обоим и наиболее негативно воздействует на детей.

Возможность встречаться с подростком после развода. Если после развода отец (мать) получают возможность беспрепятственно встречаться со своими детьми, негативные последствия сводятся к минимуму (при условии благоприятного влияния на детей). Ситуация усложняется, если оставшийся родитель налагает запрет на позитивные чувства к ушедшему, когда его запрещается любить, вообще о нем говорить и даже думать, считая это предательством по отношению к себе.

Нужно разговаривать с подростком. Честно, открыто, обсуждать с ним проблемы на понятном ему языке. Объяснить ребенку, что родители разводятся друг с другом, а не с ним и по-прежнему останутся для него любящими и близкими людьми.

Очень важно помочь ребенку принять ситуацию такой, какая она есть, чтобы он перестал корить себя, родителей. Очень важно, что бы ребенок знал, что мама и папа продолжают любить его, даже если кто-то из них не всегда рядом, всегда останутся для него опорой.

Во время развода очень важно дать понять ребёнку, что никто из родителей его не предал и не бросил. Особенно важно не манипулировать детьми в то время, когда им приходиться делать выбор с кем из родителей оставаться жить. Даже взрослым бывает трудно сделать такой выбор.

Не вовлекать в скандалы детей. Не выяснять отношений в присутствии ребенка. Часто родители втягивают сына или дочь в конфликт, вынуждая занять ту или иную сторону. Это может вызвать серьезные проблемы – от потери доверия к родителям до неожиданной агрессии.

Не настраивать ребёнка против ушедшего родителя. Обвинения ушедшего родителя могут вызвать дополнительные переживания. Маме не стоит внушать ребенку, что его отец – плохой. Убеждение, что все мужчины плохие, создает детям массу комплексов. Мальчик не может понять, как же ему-то вырасти хорошим, девочка не может представить, за что мужчин можно любить.

Поддерживать ребенка. Нужно постоянно говорить и показывать ребенку, что он любим, важен и значим, что семья не перестала быть семьей – просто теперь она будет немного другой. Очень важно, чтобы ребёнок не ожесточился, не замкнулся в себе, не потерял веру в маму и папу, знал, что его любят и он ни в чем не виноват. Ребенок не должен чувствовать себя эмоционально покинутым. Не подкупать ребёнка, а уделять ему время, внимание и свою любовь.

Не препятствовать общению отца с ребенком. Ребенок не должен считать, что свидания с одним родителем означают отказ от другого. Составить чёткий график посещений ребёнка одним из родителей и придерживаться его.

Обеспечить активную социальную жизнь, чтобы ребёнок мог отвлечься от грустных мыслей, повысил свою самооценку.

По возможности, сделать так, чтобы жизнь ребенка как можно меньше изменилась: он остался бы жить в том же доме, учился бы в той же школе.

Важно, чтобы в процессе развода и после него родители продолжали оставаться родителями, и в первую очередь учитывали интересы и чувства ребенка.

Последствия развода для подростков

Развод родителей

Многие пары стараются сохранить брак для того, чтобы ребенок рос в полной семье. На краткосрочную перспективу это логично. А вот в целом, по жизни, ребенку важнее видеть родителей счастливыми по отдельности, чем в несчастном браке. Родители — пример для детей. Когда ребенок смотрит на родителей, он учится у них любить, уважать партнера, строить отношения в семье. На примере семьи родителей ребенок в будущем будет строить свою собственную семью. Ведь модель поведения в семье у человека закладывается из детства. Отношения в семье — это такой же навык, как и обучение правописанию. И всему этому ребенок учится в детстве.

Последствия развода для подростков

По исследованиям, чем старше ребенок, тем более болезненно переживает он развод родителей. Самый большой стресс испытывают подростки. Ведь кроха 3 лет, например, может и не помнить, кто такой папа и зачем он нужен. А в то же время, 13 летний подросток уже четко знает, кто такой отец, какой у него характер, и сколько лет они прожили вместе. Как ни странно, по мнению психологов психика мальчиков при разводе родителей страдает больше, чем психика девочек. Хотя девочки и слабый пол. Основано это на том, что мальчик берет пример с отца.

Рано или поздно у матери появится новый поклонник. Здесь ее ждет приступ ревности. Ведь внимание подростку, как правило, уделяет только мать, а теперь ее внимание заберет другой мужчина. В такие моменты подросток стремится сбежать из дома к друзьям, чтобы там находиться в атмосфере полноценной семьи. Или начинает вести себя асоциально и проводить время в дурной компании, чтобы обратить на себя внимание. В такие моменты важно не вступать в конфронтацию с подростком, объяснить ему, что он по прежнему любимый ребенок, внимания ему меньше не будет, а даже больше, теперь появится новый член семьи, который станет ему другом. Раньше у ребенка была одна семья, а теперь будет две семьи, где его любят и поддерживают.

Влияние развода на детей

  1. Дети испытывают огромный стресс. Ведь основа их жизни- их семья — распадается.
  2. У детей отмечается агрессия, непослушание, начинаются проблемы с дисциплиной. Начинаются жалобы от учителей и одноклассников.
  3. Некоторые дети, наоборот, начинают испытывать стыд перед окружающими за неполную семью и замыкаются в себе.
  4. Бывает, что дети начинают винить себя в разводе родителей. Они испытывают вину за расставание родителей. Это отмечается у очень ответственных и целеустремленных детей.
  5. У детей появляется страх потерять любовь отца, если они остались с мамой. А маме следует готовиться к всплеску агрессии в свой адрес.
  6. Из-за стресса может ухудшиться общее здоровье ребенка, ухудшится самочувствие. Подробнее в статье: Стресс у подростков: причины

Советы, как сказать ребенку о разводе

Объясните, что развод никак не скажется на отношении к ребенку. Это ваши дела как мужа и жены, а не как его родителей. Называйте своего бывшего мужа — бывшим мужем, а когда дело заходит об отношении с ребенком, тогда называйте его отцом. Не нужно перекладывать на плечи ребенка ваши разборки и дележки.

О разводе нужно сказать ребенку прямо и откровенно, объясните ему, что это частое явления, в чем причина развода, как вы будете жить дальше, что вины ребенка в разводе нет, объясните доступно. Пусть задаст вопросы, которые его тревожат. Дети все видят и понимают. Не нужно недооценивать их. Возможно, вы заручитесь поддержкой своего ребенка и жить вам станет гораздо проще.

Ни в коем случае не настраивайте ребенка против бывшего мужа. Он не должен видеть скандалы, слезы и разборки, если вы хотите вырастить психически здорового человека из вашего ребеночка.

Не меняйте резко привычный уклад жизни. Внесите стабильность и порядок во всем. Развод родителей не должен стать точкой не возврата в жизни ребенка, о которой он будет вспоминать с содроганием сердца до конца жизни. Никаких резких переездов, подготовьте ребенка морально, что с отцом он будет видеться реже, но в любое время может поехать к нему ночевать, а также стабильно встречаться в назначенное время. Это даст ребенку ощущение порядка и стабильности в жизни, что очень важно в такой сложный период.

Покажите ребенку на примере, как живут другие пары. Водите его в гости к семейным парам, к парам, кто пережил развод. Пусть видит, как строят отношения другие пары, ребенок должен видеть какие ситуации возможны в жизни и как ведут себя люди в разных ситуациях. Возможно, ребенок сможет прочувствовать модель поведения в счастливой семье ваших друзей или родственников и будет стремится ее воссоздать.

Влияние развода родителей на психическое здоровье подростков

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый возраст ка­жется бурным и сложным. Развитие на этом этапе действительно идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формиро­вания личности. И пожалуй, главная особенность подростка — личностная нестабильность. Противо­положные черты, стремления, тенденции сосуще­ствуют и борются друг с другом, определяя проти­воречивость характера и поведения взрослеющего ребенка (И. С. Кон, 1988).

По мнению многих психологов (Н. П. Дубинин; М. И. Рожкова; А. А. Романов; В. М. Целуйко), наи­большее влияние на формирование агрессивных форм поведения детей и подростков оказывает ха­рактер взаимоотношений в семье.

Формы проявления агрессии в семейных отно­шениях весьма разнообразны. Это прямое физиче­ское или сексуальное насилие, холодность, оскор­бления, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное неприятие ребенка. Члены семьи могут демонстрировать агрессивное поведение са­ми или подкреплять нежелательные действия ре­бенка, формируя агрессивность как устойчивую черту характера, например, выражая гордость его победой в драке (Е. В. Змановская, Г. Крайг).

Анализируя факторы семейного воспитания, влияющие на формирование агрессивного поведения, необходимо особо отметить та­кую характеристику семьи, как «пол­ная» или «неполная». Часто непол­ные семьи характеризуются следую­щими специфическими чертами:

1) в большинстве случаев наблю­даются конфликтные, дисгармонич­ные взаимоотношения между разве­денными родителями;

2) ребенок фактически не наблю­дает реального процесса семейного общения;

3) у родителей имеются разногла­сия в вопросах воспитания детей.

В нашей стране, как, впрочем, и в других странах, участились разводы. Около половины браков 25—40-лет­них людей заканчиваются распадом, и в большинстве этих семей имеют­ся дети подросткового возраста. Вли­яние развода родителей на психоло­гическое состояние детей, их даль­нейшую жизнь трудно переоценить. Семья — это самое важное, что есть у ребенка. Она удовлетворяет основ­ные детские психологические по­требности в любви, общении, безо­пасности. С первых дней рождения ребенок чувствует привязанность, учится чувствовать, любить, дове­рять. Ребенок на примере родителей учится строить взаимоотношения, воспринимать хорошее, переживать кризисные ситуации. По оценкам са­мих подростков, среди жизненных событий, вызывающих стресс, развод родителей стоит на 4-м месте после смерти родителей, братьев и сестер, близких друзей.

Причин для развода может быть много. Развод касается всех членов семьи, но по-разному воспринимает­ся родителями и детьми. Для родите­лей— это решение каких-либо сво­их безвыходных ситуаций, бытовых вопросов, психологической несовме­стимости и многого другого, для де­тей — крушение картины мира, по­теря безопасности и любви.

Дети всегда очень остро пережи­вают развод родителей. Многие дети винят себя, считают, что они сами что-то не сделали, чтобы удержать в семье любимого родителя. Боятся, что родитель, который ушел из се­мьи, перестанет их любить. Сердят­ся на того родителя, с которым оста­лись жить. Некоторые начинают ма­нипулировать родителями, старают­ся получить дополнительные подар­ки или избежать наказания за пло­хие оценки. Другие начинают чаще болеть, у них появляются раздра­жительность, плаксивость, обидчи­вость.

У подростков реакция на развод родителей может выражаться в бун­те против условностей, школы, про­тив самих родителей, у более взрос­лых детей — в эмоциональном на­пряжении. Подростки часто стано­вятся неуправляемыми, агрессивны­ми, тревожными, теряют самокон­троль, устраивают истерики, плачут, страдают бессонницей и психосома­тическими расстройствами, «уходят» в постоянные контакты со сверстни­ками, общение в социальных сетях, появляются попытки суицида. В си­лу эгоцентрического восприятия ми­ра подростка пугают перемены, ко­торые могут произойти в его личной жизни: необходимость перемены ме­ста жительства, школы, круга обще­ния, возможные перемены в матери­альном положении. Подростки мо­гут стыдиться своих семейных про­блем перед сверстниками. Они могут

испытывать гнев и враждебность по отношению к тому из родителей, на которого возлагается вина за развод, или по отношению к обоим. Подро­сток может обвинять отца или мать в том, что они бросили семью, заяв­лять, что он их ненавидит, никогда не простит и т. п. Некоторые подростки решают, что ответственность за рас­ставание взрослых лежит на них, по­скольку они должны были ему вос­препятствовать, или что отец (мать) уходит потому, что дети не оправда­ли их ожиданий. Мучительные пе­реживания такого рода подросток часто тщательно скрывает. Подро­сток может ревновать. Если отец или мать начинает встречаться с другим человеком и эмоционально привязы­вается к нему, то подросток чувству­ет себя заброшенным, боится, что он больше не интересен родителю, а его место в родительском сердце будет занято посторонним человеком.

Успешность адаптации ребенка после развода родителей зависит от взаимодействия многих факторов:

• Семейная атмосфера до разво­да. Если развод завершает длитель­ный период ссор, тяжелых пережи­ваний, то он может оказать даже по­ложительное влияние. В таких об­стоятельствах развод воспринимает­ся как облегчение.

• Характер развода. Наиболее не­благоприятное влияние на подрост­ков оказывает развод в форме «бое­вых действий», с взаимными обвине­ниями супругов, особенно если ро­дители вовлекают в свою борьбу де­тей, заставляют их принимать чью- то сторону. Подростки страдают от такого положения и не желают де­лать выбор между родителями.

• Степень адаптации родителей к факту развода. Умение разведен­ных супругов приспособиться к но­вой ситуации оказывает решающее влияние на адаптацию подростка, и наоборот, чем больше беспокой­ства испытывают родители, тем се­рьезнее нарушено душевное равнове­сие их детей.

• Возможность встречаться с подростком после развода. Если после развода отец (мать) получа­ют возможность беспрепятственно встречаться со своими детьми, нега­тивные последствия сводятся к ми­нимуму (при условии благоприятно­го влияния на детей).

Несмотря на существование не­полных семей, состоящих из отца с детьми, чаще всего встречаются не­полные семьи, в которых есть только мать, испытывающая хронический эмоциональный стресс, углубляю­щийся постоянной занятостью и хро­нической усталостью. Вместе с тем де­ти, растущие в позитивной атмосфе­ре в семьях родителей-одиночек, бы­вают нередко социально более адап­тированы и благополучны, чем те, кто вырос в полных, но конфликтных семьях (В. М. Целуйко).

Возможны различные вариан­ты становления личности подрост­ков в неполных семьях. С одной сто­роны, подростки из неполных семей воспитываются в особой социальной ситуации развития, так как родите­ли чаще проявляют неустойчивость семейного воспитания, демонстри­руют неразвитость родительских чувств, предъявляют много требова­ний, запретов и санкций или, напро­тив, не интересуются детьми и ниче­го не требуют. Тогда подростки начинают переживать собственную незначительность перед родителя­ми, могут стать сильно зависимыми от мнения окружающих или начать испытывать ненависть к другим лю­дям, обусловленную чувством обиды, гнева на весь мир. Эти чувства могут выражаться посредством различных форм агрессии — от выражения не­гативных чувств через вербальную агрессию до причинения боли обид­чику (физическая агрессия); подрост­ки также могут демонстрировать не­адекватную самооценку, возникаю­щую под влиянием деструктивного характера воздействия неполной се­мьи (Н. П. Дубинин; М. И. Рожкова; А. А. Романов; В. М. Целуйко).

С другой стороны, на подростка, воспитываемого в неполной семье, может возлагаться повышенная мо­ральная ответственность, предъяв­ляться требования, которые еще не соответствуют его возрасту и воз­можностям. Подросток реагирует на эти нагрузки проявлением различ­ных агрессивных тенденций, таких как вербальная и косвенная агрес­сия, общий агрессивный настрой (А. Бандура).

Современная статистика показы­вает, что более половины вступив­ших в первый брак в возрасте от 25 до 29 лет часто расторгают его. У по­давляющего большинства разведен­ных пар остаются дети, нередко уже достигшие подросткового возрас­та. Практикующие врачи-психиатры и психологи рассматривают развод родителей как главное негативное событие в жизни подростка, источ­ник неуверенности, замешательства, болезненных переживаний. Одни специалисты полагают, что в боль­шинстве случаев душевные раны, которые получают дети в результате развода, впоследствии залечивают­ся, другие, напротив, настаивают на том, что пережитое потрясение ока­зывает длительное влияние и меша­ет в дальнейшем полноценному эмо­циональному и социальному разви­тию личности подростка (В. Н. Дру­жинин; Е. Г. Силяева). Характер вли­яния развода на подростков в значи­тельной мере зависит и от характе­ра его воздействия на самих роди­телей. Их умение приспосабливать­ся к новой ситуации, особенно если над ребенком осуществляется опека, решительным образом влияет на то, как будет проходить адаптация под­ростка.

Таким образом, семейные усло­вия, включая социальное положе­ние, род занятий, материальный уровень и уровень образования ро­дителей, в значительной мере пре­допределяют жизненный путь ре­бенка. Социализация в семье про­исходит под влиянием целенаправ­ленного процесса воспитания и по механизму социального научения, через который на подростка оказы­вает влияние вся семейная атмос­фера. Теплая атмосфера, общее бла­гополучие в семье позволяют ро­дителям, даже непроизвольно, нау­чить ребенка наиболее адаптивным паттернам поведения, что проявля­ется в успешности его общения со сверстниками и в его социальной компетентности. Отношение роди­телей к детям, отличающееся те­плотой, пониманием и доброжела­тельностью, уважением их незави­симости и учетом их мнения, спо­собствует формированию таких ка- честв, как независимость, зрелость, уверенность в себе, активность, лю­бознательность, дружелюбие и уме­ния разбираться в окружающей об­становке (ориентироваться социаль­но), устанавливать прочные эмоцио­нальные связи с людьми, адекватно выражать свои эмоции.

Рекомендации «разведенным» родителям:

1. Нужно разговаривать с под­ростком. Честно, открыто, обсуж­дать с ним проблемы на понятном ему языке. Объяснить ребенку, что родители разводятся друг с другом, а не с ним, и по-прежнему останут­ся для него любящими и близкими людьми.

2. Очень важно помочь ребенку принять ситуацию такой, какая она есть, чтобы он перестал корить себя, родителей, чтобы ребенок знал, что мать и отец продолжают любить его, даже если кто-то из них не всегда ря­дом.

3. Во время развода важно дать понять ребенку, что никто из роди­телей его не предал и не бросил, не манипулировать детьми в то время, когда им приходится делать выбор, с кем из родителей оставаться жить. Даже взрослым бывает трудно сде­лать такой выбор.

4. Не вовлекать в скандалы де­тей, не выяснять отношения в при­сутствии ребенка. Втягивая сына или дочь в конфликт, вынуждая их занять ту или иную сторону, можно вызвать серьезные проблемы — от потери доверия к родителям до нео­жиданной агрессии.

5. Не настраивать ребенка про­тив ушедшего родителя. Обвинения ушедшего родителя могут вызвать дополнительные переживания. Ма­тери не стоит внушать ребенку, что его отец — плохой. Убеждение, что все мужчины плохие, создает детям массу комплексов. Мальчик не может понять, как же ему-то вырасти хоро­шим, девочка не может представить, за что мужчин можно любить.

6. Поддерживать ребенка. Нуж­но постоянно говорить и показывать ребенку, что он любим, важен и зна­чим, что семья не перестала быть се­мьей — просто теперь она будет не­много другой. Очень важно, что­бы ребенок не ожесточился, не зам­кнулся в себе, не потерял веру в ро­дителей, знал, что его любят и он ни в чем не виноват. Ребенок не должен чувствовать себя эмоционально от­верженным.

7. Не подкупать ребенка, а уде­лять ему время, проявлять внима­ние и любовь.

8. Не препятствовать общению отца с ребенком. Ребенок не должен считать, что свидания с одним ро­дителем означают отказ от другого. Составить четкий график посещений ребенка одним из родителей и при­держиваться его.

9. Обеспечить активную социаль­ную жизнь, чтобы ребенок мог от­влечься от грустных мыслей, повы­сил свою самооценку.

10. По возможности, сделать так, чтобы жизнь ребенка как можно меньше изменилась: чтобы он остал­ся жить в том же доме, учился бы в той же школе.

Важно, чтобы в процессе развода и после него родители продолжали оставаться родителями и в первую очередь учитывали интересы и чув­ства ребенка.

1. Агрессивное поведение детей и под­ростков: методы диагностики и коррек­ции / Под ред. Г. У. Солдатовой, Д. А. Стеба- кова, О. М. Дерябиной. — М.: АСОУ, 2007.

2. Асмолов А. Г. О соотношении поня­тия установки в общей и социальной психо­логии / А. Г. Асмолов, М. А. Ковальчук // Те­оретические и методологические проблемы социальной психологии. — М., 1977.

3. Бандура А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтере // — М., 1999.

4. Берковиц Л. Агрессия: причины, по­следствия, контроль / Л. Берковиц // — СПб.: ИД «НЕВА», 2002. — С. 139—144.

5. Воробьева К. А. Влияние внутрисе­мейных особенностей на формирование агрессивных установок личности у подрост­ков из полных и неполных семей. [Текст] / К. А. Воробьева // Вестник Московского го­сударственного областного университета. Серия «Психологические науки». — 2010. — № 2. — С. 117—123.

6. Ениколопов С. Н. Агрессивные уста­новки личности, истоки фобий в конфликт­ных ситуациях // Век толерантности. — 2001. — Вып. 3—4.

7. Кон И. С. Ребенок и общество: истори- ко-этнографическая перспектива. — М.: Нау­ка, 1988. — 269 с.

8. Семенюк Л. М. Психологические осо­бенности агрессивного поведения подрост­ков и условия его коррекции. — М.: Изд-во «Флинта», 1998. — С. 36—39.

9. Солдатова Г. У., Чекалина А. И. Интер­нет глазами детей и подростков // Дети в ин­формационном обществе. — 2009. — Вып. 1.

10. Целуйко В. М. Психология неблагопо­лучной семьи. — М.: Владос, 2003.

11. Шулъга Т. И. Методика работы с деть­ми группы риска / Т. И. Шульга, В. Слот, X. Спаниярд. — М., 1999.

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.

Как развод сказывается на детях

Развод становится все более обычным явлением в нашем обществе. И при том, что у всех семей разные истории, если вы спросите людей, переживших развод, о том, как он повлиял на их жизнь, вы увидите, что многие будут вторить друг другу: «Вот-вот, точно так же было и со мной; я испытывал (испытывала) то же самое!»

Дело в том, что развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он так или иначе затрагивает. Все без исключения члены семьи, в том числе и человек, проявивший инициативу и ушедший из семьи, испытывают сильные и разнообразные чувства: гнев, вину, обиду, страх, печаль, тоску, отчаяние… При этом сильнее всего, как правило, оказываются травмированы дети, хотя в разном возрасте они реагируют на ситуацию развода по-разному.

Если ребенку до полугода, он практически не замечает перемен и забывает отсутствующего родителя через несколько дней при условии внимания со стороны других родственников, особенно матери.

В возрасте от полугода до полутора лет ребенок интуитивно чувствует, что его бросили, но понять ситуацию пока не в силах. Из-за этого у него может возникнуть психологический дискомфорт, резкие смены настроения, он начинает чаще болеть. Самое частое явление — возникновение аллергии, нейродермита, диатеза, даже ложного крупа. Однако если отец больше не появляется в доме, малыш его забывает.

Если ссоры между родителями носят постоянный характер, ребенок становится раздражительным и нервным, у него часто случаются приступы плохого настроения, особенно в присутствии незнакомых людей. Такие дети в дальнейшем могут отставать в развитии.

Как сгладить негативные последствия развода. Дети нуждаются в близости с родными людьми и стабильности. Постарайтесь сохранить режим, который был в жизни ребенка до развода родителей, особенно это касается питания и сна. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок был окружен любимыми игрушками, проводите с ним больше времени, чем обычно, чаще берите его на руки, обеспечивая тем самым физический контакт. Примите помощь друзей и родственников, чтобы иметь возможность хотя бы иногда отдыхать, сохраняя силы для общения с ребенком.

В возрасте от 18 месяцев до 3 лет эмоциональная связь с родителями наиболее сильная, весь мир ребенка сосредоточен на папе и маме. Поэтому дети этого возраста переживают развод родителей очень тяжело, им трудно принять сам факт расставания близких людей. Малыши зачастую думают, что папа и мама расстались из-за них. Некоторые дети, стараясь привлечь к себе внимание, начинают чаще плакать и капризничать. Другие, держа тревогу и стресс в себе, выражают их через навязчивые движения и «плохие привычки» (сосут палец, грызут ногти и пр.) Нередко возникают проблемы со сном, страх одиночества и т.п.

Как сгладить негативные последствия развода. По возможности, родители должны сотрудничать друг с другом, чтобы обеспечить ребенку стабильный режим дня. Необходимо уделять ребенку больше времени и внимания (читать вслух книжки, делать что-то вместе с ним). Если ребенок уже достаточно большой, можно пытаться обсудить с ним его чувства.

В период от 3 до 6 лет ребенок интенсивно растет и развивается, он уже многое понимает, впитывает новое, стремится быть похожим на родителей. В это время их развод вызывает у него сильное душевное потрясение. Малыш склонен считать себя виновным, и делает все, чтобы исправить ситуацию. Дошкольники еще не понимают всей сути понятия «развод», но не хотят, чтобы родители расставались, даже если их отношения далеки от идеальных. Разрушение семьи и потеря привычного ощущения дома могут привести к возникновению у детей разнообразных страхов (особенно темноты и одиночества), бессоннице, повышению общего уровня тревожности и неуверенности в себе.

Взрослым необходимо помнить, что в этом возрасте дети часто воспринимают поведение родителей как образец для подражания, поэтому надо стремиться вести себя как можно более достойно — даже решаясь на развод.

Как сгладить негативные последствия развода. Конечно, замечательно, если родителям удается развестись без ссор, скандалов и взаимных упреков, сохранив при этом нормальные человеческие отношения («раз не сложилось, расстанемся друзьями»). Такой вариант развода меньше травмирует ребенка, так как в этом возрасте он ощущает эмоции родителей, даже если их пытаются скрывать. В любом случае дошкольнику нужен кто-то, с кем он может обсудить свои чувства. Это может быть бабушка или дедушка, тетя или дядя — любой человек, которому он доверяет, и который может смотреть на происходящее более-менее объективно, не настраивая ребенка против одного из родителей. Если ребенку трудно говорить о своих чувствах прямо, можно читать и обсуждать с ним книги, герои которых переживают аналогичные ситуации. Ребенку также необходимо точно знать, что он не перестанет видеться с тем родителем, который уходит. Для этого необходимо составить четкий график и придерживаться его.

У ребенка 6—9 лет утрата одного из родителей может вызвать продолжительную депрессию. Он растерян, чувствует себя беззащитным, испытывает постоянную тревогу, ведет себя нервозно. В результате стресса у детей часто возникают проблемы со здоровьем, их мучают желудочные и головные боли. В школе начинаются проблемы с успеваемостью и дисциплиной, дома ребенок становится агрессивным и непокорным, может начать грубить, обманывать, настраивать родителей друг против друга, требовать от них подарков. К родителю, ушедшему из семьи, дети нередко испытывают ненависть, а к родителю, с которым они живут, привязываются. Однако иногда агрессия может распространяться и на этого родителя.

В 9—10 лет дети, у которых распались семьи, часто вообще перестают доверять взрослым и начинают искать поддержку у сверстников. Мальчиков этого возраста покидает их обычная самоуверенность. Обычно они стремятся к близости с отцом, но их отношение к «воскресному родителю» нередко становится корыстным.

Как сгладить негативные последствия развода.Прежде всего необходимо восстановить пошатнувшиеся в результате развода чувство безопасности и самооценку. Для этого каждый из родителей должен качественно и интересно проводить с ребенком свободное время, обсуждать с ним его чувства, убеждать и словами и действиями, что ни один из родителей его не бросил, любит его по-прежнему. Очень важно, чтобы ребенок понял, что он не виноват в сложившейся ситуации. В то же время родители не должны обвинять друг друга в том, что произошло и должны доносить до него мысль о том, что развод был их общим решением. Очень полезно разработать четкий график посещений и придерживаться его, так как больше всего пользы в стрессовый период дает ощущение стабильности, когда ребенок знает, когда и чего ему ожидать. В этот сложный период ребенку необходимо как можно больше общаться с друзьями, родственниками и сверстниками, участвовать в различных спортивных мероприятиях, посещать различные секции и кружки, так как активная социальная жизнь позволяет отвлечься от неприятных мыслей, повышает самооценку и не дает замыкаться в себе.

В возрасте от 11 до 16 лет мальчики в большинстве случаев испытывают негативные чувства к отцу и сильно привязываются к матери. Но если у нее появится партнер, ревнивый сын ей этого не простит. У девочек же в отношении к матери появляются критические нотки: «Растолстела, за собой не следит, понятно, почему отец ушел к молодой и красивой». Порой они даже склонны восхищаться его новой подругой.

Как сгладить негативные последствия развода. Говорите с ребенком о своих и его чувствах и переживаниях. Советуйтесь с ним по разным семейным вопросам. Пройдет время, и он сам оценит все происходящее, дайте ему эту возможность, не навязывая свое видение происходящего.

Даже взрослые уже по сути люди, которым больше 16 лет, не хотят развода родителей. Конечно, им легче пережить этот факт, потому что они способны увидеть и понять причины происходящего, однако чувства все равно бьют тревогу — родители разводятся, значит, что-то важное сломалось в этом мире, что-то не так в жизни. Развод родителей всегда ставит ребенка под удар, так как показывает его беззащитность, особенно если взрослые начинают использовать его в своей вражде как оружие.

Расставание с одним из родителей переживают дети обоего пола, но на их психике это отражается по-разному.

Выросшая без отца девочка рискует построить свою семейную жизнь по маминому образцу. Одной из причин этого является отсутствие в ее жизни примера гармоничных отношений между мужчиной и женщиной. Кроме того, если мама не скрывает от дочери своей обиды на отца и подробно рассказывает ей о своих претензиях к нему, то велика вероятность того, что в представлении девочки все мужчины будут мерзавцами. От этого появляется страх и недоверие к мужскому полу. Но в то же время детский опыт переживания развода родителей может помочь девочке стать сильнее, осмотрительнее и самостоятельнее. Это возможно только в том случае, если мать не критикует отца, каким бы он ни был, а учит дочку воспринимать мужчин такими; какие они есть, с их силой и слабостью, не идеализируя, но и не умаляя мужских достоинств. Тогда дочка вырастет сильной женщиной, способной создать нормальную семью.

Мальчики тяжелее переживают уход отца, хотя психологически они крепче привязаны к матери. Их проблема состоит в том, что они чувствуют себя ущербными и обделенными любовью, что сказывается на их характере. Ребенок может стать упрямым, неуступчивым и даже подозрительным: в каждом человеке он видит потенциального предателя. Чтобы этого не случилось, матери не следует говорить об отце плохо. Ей нужно окружить ребенка заботой и любовью, чтобы он был счастлив несмотря ни на что. Мальчик должен быть уверен в том, что его любят. Если мать научится сдерживать свои отрицательные эмоции и будет говорить о бывшем муже уважительно, ее сын вырастет сильным и ответственным человеком. Ситуация пойдет ему на пользу: поняв, что он единственный мужчина в доме, мальчик будет стараться помогать матери и возьмет на себя часть мужских обязанностей.

Из всего этого следует, что уж если вы развелись, то по крайней мере, из этой ситуации надо извлечь максимум пользы: для ребенка лучше воображаемый образ сильного и благородного отца при уверенной и спокойной маме, чем реальный пьяный или безвольный отец и вечно расстроенная, нервная мать.

Поведенческие реакции детей на ситуацию развода

Неуверенность в себе

В этот период родители должны вести себя достаточно твердо, не проявляя при ребенке слабости и не показывая своего страха. Наоборот, следует внушать малышу веру в лучшее, радоваться вместе в ним каждому дню, хорошей погоде, встрече с друзьями, прогулке в саду…

Никогда не запрещайте ребенку проявлять свои эмоции. Если вдруг он стал бояться, например, привидений, поиграйте с ним: накинув на головы простыни, постарайтесь перевоплотиться в героев ужастиков и побегайте по комнате, шутливо воя. Так вы переведете боязнь ребенка в шутку. Страх надо вывести наружу, превратить в игру, а затем забыть. Вскоре малыш сам будет смеяться над тем, чего он боялся. Так же поступайте с другими его чувствами и эмоциями. Покажите ребенку, что он имеет право на все свои переживания, пусть даже это будут злость, зависть и жадность. Поиграв и посмеявшись над ними, он сможет расстаться со своими негативными эмоциями, и люди уже не будут вызывать в нем столь неприятную реакцию. Ни в коем случае не критикуйте и не ругайте малыша, помня о том, что в этот болезненный период весь мир кажется ему враждебным. Докажите, что это не так, и у него пройдут страх и тревога, ненависть и зависть, а их место займут доверие и дружелюбность.

«Купи мне игрушку», — просит трехлетняя Маша и тянет маму к витрине магазина. «Она слишком дорогая, сейчас у нас нет денег», — отвечает мать. Но девочка упрямится: «Купи-и-и». И вдруг разражается рыданиями. С криком, со слезами на глазах она гневно смотрит на мать, затем садится на асфальт, отказываясь идти. Женщина в растерянности — она пытается поднять дочь, потом, с трудом успокоив ее, уводит.

Такую картину вы, наверное, видели не раз, а может быть, и сами переживали нечто подобное со своим ребенком. Подобное поведение называется истерикой.

Истерикам подвержены, как правило, легко возбудимые, утомляемые дети со слабой нервной системой. Срывы происходят особенно часто не фоне усталости, утомления и стресса. Поскольку развод является для ребенка сильнейшим стрессом, то в этот период истерики могут происходить гораздо чаще, чем обычно, и провоцироваться даже незначительными поводами.

Помимо этого, излишне избалованные дети, привыкшие к тому, что родители выполняют любой их каприз, с помощью так называемых ложных истерик манипулируют взрослыми. Скрытая цель подобного поведения понятна — дети изо всех сил стремятся привлечь к себе внимание и добиться, чтобы их пожалели и выполнили их требования. Поскольку в период развода и сразу после него занятые своими переживаниями родители уделяют ребенку меньше внимания, чем обычно, дети, склонные к истеричному демонстративному поведению, начинают его чаще обычного.

Негативизм и упрямство

Любой родитель хоть однажды сталкивался с такой ситуацией, когда ребенок не желает подчиняться и протестует, хотя серьезных поводов для такого упрямства как будто бы и нет. Например, вечернее умывание вдруг вызывает у малыша негодование и сопротивление. Он топает ногами, плачет и кричит, что не хочет идти в ванную и мыться. А вы в это время недоумеваете — ведь вечернее купание всегда доставляло ему радость. Это и есть проявление негативизма, то есть сопротивление, лишенное разумных оснований.

Вторая форма, протеста тоже многим знакома. Она выражается в том, что малыш не обращает внимания на просьбы и требования родителей, делая все по-своему. Иногда он поступает «наоборот», как будто стараясь досадить взрослым. Все это не просто проявления упрямства, а осознанный или подсознательный протест. Прежде чем ругать и наказывать его, постарайтесь разобраться в его чувствах и настроении, ведь сопротивляясь привычным и совсем не сложным вещам, малыш зачастую протестует против обстоятельств, нарушивших привычный ход его жизни. Развод родителей, безусловно, относится к обстоятельствам такого рода. Например, папа, которого малыш привык видеть каждый день, теперь не может присутствовать в его жизни постоянно. И вместе с папой исчезли из его жизни совместные ежевечерние игры. А мама, которая всегда улыбалась, вдруг стала грустной, и она уже перед сном не читает ему книжку. Словом, обстоятельства жизни ребенка сильно изменились, и он отвечает на это так, как умеет, а именно — заявляет свой протест по любому поводу.

Если развод родителей совпал с переживаемым ребенком возрастным кризисом, его реакция может быть еще более бурной. Кризисные периоды приходятся на следующие возраста: один год, три года, шесть—семь и тринадцать—шестнадцать лет. В это время дети переходят на следующую ступень развития и требуют большего уважения к себе, они активно пытаются освоить новые модели поведения. В эти периоды дети бывают наиболее уязвимы к стрессовым ситуациям, поскольку и без них ощущают себя неустойчиво — старые формы отношений с миром их уже не устраивают, а новые еще не сформировались.

Чтобы противостоять негативизму, нужно просто научиться понимать своего ребенка и учитывать его желания и возможности. Родителям необходимо проявлять гибкость в отношениях с малышом, который не хочет подчиняться, придумывать хитрые ходы, чтобы он выполнял ваши вполне справедливые требования, но непременно сам, если уж он не хочет слушаться. Предоставьте ему возможность проявить самостоятельность, и вы получите результат: малыш оценит ваши мудрость и терпение. Если же вы будете только требовать и настаивать на своем, то лишите ребенка уважения к вам, протестное поведение может перерасти в привычку, от которой потом трудно будет избавиться и которая создаст много сложностей в жизни сына или дочери. Поэтому запаситесь терпением и действуйте. В конце концов, ребенок не виноват в том, что произошло в вашей семье. Вы и только вы должны нести ответственность за случившееся и оберегать его от проявлений негативизма. Гибкая, исключающая авторитарное воспитание, тактика в отношениях с ребенком сделает его более самостоятельным и независимым человеком в жизни. Несколько правил, помогающих успокоить бунтаря

1. Напоминайте ребенку не только о его обязанностях, но и о его правах.

2. Постарайтесь не раздражаться, потому что это только усилит протестное поведение ребенка. Объясните свое требование, но спокойно.

3. Дайте возможность ребенку самому выбирать: почитать книжку или поиграть в настольную игру, пить чай или сок, делать уроки сразу после школы или вечером, после прогулки и т.д.

4. Постарайтесь увидеть в негативизме ребенка проявление самостоятельного мышления. Не бойтесь слова «нет», а спросите малыша, почему его не устраивает такой порядок вещей.

5. Жизнь ребенка должна состоять не только из запретов, но и из разрешений. Почаще говорите слово «можно».

6. Не забудьте о чувстве юмора, которое поможет разрядить сложную ситуацию и избежать конфликта.

7. Вместо того чтобы рассердиться на сопротивление ребенка, проявите доброту и чуткость.
Обычно эмоциональный протест детей, переживающих развод родителей, принимает следующие формы:

    • Ребенок испытывает страх и тревогу: «Что теперь со мной будет?».
    • Ребенок выражает страдание, он жалуется: «Мне больно, ведь я так много потерял».
    • Ребенок злится: «То, что случилось, несправедливо».
    • Ребенок чувствует себя беспомощным: «Я жертва событий, на которые не могу повлиять».
    • Ребенок считает взрослого, с которым он проживает, ответственным за случившееся: «Во всем виноват ты!».

Родителям стоит прислушиваться к эмоциям ребенка, проявляя терпение и сдержанность. Они должны научиться не прерывать, не поправлять, не критиковать его и не пытаться управлять смятенными чувствами, которые выплескивают на них дети.

Выслушать — значит показать, что сочувствуешь своему ребенку. Однако приходит время, когда этим разговорам нужно положить конец. Если к концу первого года, прошедшего после развода, дети все еще продолжают активно протестовать, изливая горе, гнев, страдание, беспомощность или осуждение, не продвигаясь вперед ни на шаг, то, возможно, сочувствие родителя лишь стимулирует сопротивление и тормозит процесс адаптации.

Ритуальное повторение жалоб может стать самоцелью, истощающей драгоценную энергию и отодвигающей конструктивные действия на неопределенное время. В таком случае родителям надо уже меньше слушать и больше требовать. «Довольно тратить силы на пережевывание обид. Пора подумать о том, как снова стать счастливым».

Если же и тогда в эмоциональном состоянии ребенка не происходит никаких перемен, то следует обратиться к специалисту-психологу.

Переживание утраты в ситуации развода

Развод — это смерть отношений, он вызывает разнообразные, но почти всегда болезненные чувства, часто сравнимые с чувствами, возникающими при утрате любимого человека. Вот описание динамики переживаний утраты.

1. Стадия отрицания. Первоначально реальность происшедшего отрицается. Обычно человек затрачивает на близкие отношения много времени, энергии и чувств, поэтому ему трудно сразу смириться с их потерей. Защищаясь, как взрослые, так и дети не верят в происходящее, не желают принимать развод. Взрослые часто обесценивают брачные отношения: «Ничего такого не случилось», «Все хорошо», «Наконец-то пришло освобождение» и т.п. Дети же, как правило, испуганы, угнетены и хотят только одного — чтобы все было как прежде. Они либо никому не говорят о происшедшем, либо сообщают неправду — например, что папа уехал в командировку.

2. Стадия озлобленности. Озлобленность возникает как защита от душевной боли. Ребенок понимает, что так, как раньше, уже не будет и ожесточается: грубит, становится раздражительным и злым. Причем этот гнев может быть направлен как на родителя, который ушел из семьи, так и на того, с кем ребенок остался. Затем появляется желание все исправить. Ребенок немного успокаивается, но начинает винить в происходящем себя, считая, что если он будет хорошо себя вести, родители помирятся. Он может совершать поступки, совершенно ему несвойственные, желая проверить, насколько он дорог своим родителям. Взрослые же на этой стадии нередко манипулируют детьми, пытаясь привлечь их на свою сторону.

3. Стадия переговоров. Третья стадия самая сложная. Взрослые предпринимают попытки восстановить брак, используя по отношению друг к другу самые разнообразные манипуляции, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность. Иногда пытаются организовать давление на партнера со стороны окружающих.

4. Стадия печали и депрессии. Когда отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов, наступает угнетенное настроение. И взрослые, и дети чувствуют себя неудачниками, начинают сторониться других людей, не доверять им. Пройдет довольно много времени, прежде чем уйдут гнев, страх, неуверенность и чувство вины. На этом этапе дети обычно смиряются и прекращают борьбу с собой и родителями. Однако окончательно убедившись, что вернуть прошлое невозможно, ребенок может впасть в депрессию. Родители, находящиеся на этой стадии долгое время, не решаются заводить новые интимные отношения.

5. Стадия адаптации. Острая боль уходит, люди приспосабливаются к новой жизни и успокаиваются. Задача взрослых — не оставлять детей один на один со своими переживаниями на каждом из этих болезненных этапов, не допустить, чтобы, пусть даже верное решение взрослых нанесло непоправимый вред его характеру или определило его дальнейшую судьбу.

Более подробно об этом вопросе можно почитать в книге «Это горькое слово РАЗВОД»

Читайте также главу 2 : «Взаимоотношения в семье после развода» из этой книги.

Еще по теме:

  • 1238 коап Статья 1238 ГК РФ. Сублицензионный договор (действующая редакция) 1. При письменном согласии лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации […]
  • Постоянное вид на жительство в латвии Постоянный ВНЖ в Латвии В нашу компанию часто обращаются клиенты с разными вопросами, связанными с постоянным видом на жительство. В большинстве случаев эти вопросы очень индивидуальны и зависят от личных обстоятельств клиентов. Однако […]
  • Аудиокниги гражданский кодекс рф торрент Скачать гражданский кодекс рф аудиокнига В будущем окне мелькала седина, несущаяся вниз по заливу к прямоугольным надгробиям снега. Капелла никогда бы так не скачать гражданский кодекс рф аудиокнига, - изумленно воскликнул. Он соединился, […]
  • Гк статья 433 Статья 433. Момент заключения договора 1. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. 2. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор […]
  • Изменения в ст134 ук рф Изменения в ст134 ук рф Принят закон о создании в РФ структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции. Кассационный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела […]
  • Моральный ущерб гк рф практика Кто может получить компенсацию морального вреда Компенсация морального ущерба — это один из способов защиты прав человека. Какие условия для этого необходимы и как составить исковое заявление, вы узнаете из статьи. Что такое моральный […]