Гражданский кодекс РФ

Глава 9.1 Решения собраний

Примечание:
О применении судами некоторых положений главы 9.1 см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25.

Статья 181.1. Основные положения

1. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются, если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное.
2. Решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других — участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Статья 181.2. Принятие решения собрания

1. Решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Решение собрания может приниматься посредством заочного голосования.
2. При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания.
3. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.
4. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:

1) дата, время и место проведения собрания;
2) сведения о лицах, принявших участие в собрании;
3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

5. В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:

1) дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества;
2) сведения о лицах, принявших участие в голосовании;
3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
5) сведения о лицах, подписавших протокол.

Статья 181.3. Недействительность решения собрания

1. Решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
2. Если решение собрания опубликовано, сообщение о признании судом решения собрания недействительным должно быть опубликовано на основании решения суда в том же издании за счет лица, на которое в соответствии с процессуальным законодательством возлагаются судебные расходы. Если сведения о решении собрания внесены в реестр, сведения о судебном акте, которым решение собрания признано недействительным, также должны быть внесены в соответствующий реестр.

Статья 181.4. Оспоримость решения собрания

1. Решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:

1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).

2. Решение собрания не может быть признано судом недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, если оно подтверждено решением последующего собрания, принятым в установленном порядке до вынесения решения суда.
3. Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.
4. Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
5. Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
6. Лицо, оспаривающее решение собрания, должно уведомить в письменной форме заблаговременно участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с таким иском в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Участники соответствующего гражданско-правового сообщества, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к такому иску, в том числе имеющие иные основания для оспаривания данного решения, в последующем не вправе обращаться в суд с требованиями об оспаривании данного решения, если только суд не признает причины этого обращения уважительными.
7. Оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия.

Статья 181.5. Ничтожность решения собрания

Если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:

1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

Примечание:
О применении судами некоторых положений главы 10 см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25.

Комментарий к статье 1373 Гражданского кодекса РФ

Статья 1373. Изобретение, полезная модель, промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту

Комментарий к Ст. 1373 ГК РФ:

1. В комментируемой статье урегулированы вопросы распределения прав на изобретения, полезные модели или промышленные образцы, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, которой в ранее действовавшем законодательстве соответствовала ст. 9.1, включенная в Патентный закон РФ в 2003 г. В феврале 2006 г. указанная статья была дополнена положениями о муниципальном контракте, муниципальном заказчике, муниципальном образовании, муниципальных нуждах.

Из опыта государств с развитой экономикой известны различные формы государственного регулирования создания и использования результатов интеллектуальной деятельности, полученных за счет бюджетных средств, направленные на совершенствование взаимоотношений между государственными институтами, наукой и бизнес-сообществом в интересах развития высоких технологий и национальных экономик в этих государствах.

2. В целом отношения, связанные с договорными обязательствами по обеспечению государственных и муниципальных нужд, регулируются ГК РФ (параграфом 4 гл. 30 «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд»; параграфом 5 гл. 37 «Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд»), Федеральными законами: от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540; от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» // СЗ РФ. N 2005. N 30. Ст. 3105), иными нормативными правовыми актами (Постановлениями Правительства РФ: от 2 сентября 1999 г. N 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» // СЗ РФ. 1999. N 36. Ст. 4412; от 17 ноября 2005 г. N 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности». Этим Постановлением было утверждено Положение о закреплении и передаче хозяйственным субъектам прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета // СЗ РФ. 2005. N 47. Ст. 4939).

3. В пункте 1 комментируемой статьи установлено общее правило закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности (право на получение патента и исключительное право), созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд. Предполагается, что указанные права принадлежат исполнителю (организации, выполняющей государственный или муниципальный контракт), если в контракте не предусмотрена иная принадлежность этих прав, а именно:

— Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик;

-исполнителю и Российской Федерации;

— исполнителю и субъекту РФ;

— исполнителю и муниципальному образованию.

В отличие от ранее действовавшего правового регулирования (ст. 9.1 Патентного закона РФ), комментируемая норма допускает совместное обладание правами на результаты интеллектуальной деятельности частных лиц (таковыми могут быть организации, выполняющие государственный или муниципальный контракт) и публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекты РФ, муниципальные образования).

Иными словами, в данном случае используется модель государственно-частного партнерства, которое получило широкое распространение в мире в последние годы в различных секторах экономики.

4. В отличие от традиционного договора подряда, согласно которому право на результат работы принадлежит заказчику, в данном случае право на результаты интеллектуальной деятельности принадлежит исполнителю, если в государственном или муниципальном контракте не предусмотрено, что указанное право принадлежит публично-правовому образованию или совместно исполнителю и одному из публично-правовых образований.

В вышеназванном Постановлении Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. N 685 конкретизирован принцип распределения прав на результаты научно-технической деятельности, включающих также исключительные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, но только в отношении государственного контракта, без упоминания муниципального контракта.

Согласно данному Постановлению в большинстве случаев права должны закрепляться за исполнителем на условиях, определяемых в государственном контракте, за определенными исключениями.

Так, государственные заказчики при заключении государственных контрактов должны включать в них условия о закреплении прав на результаты научно-технической деятельности:

— за Российской Федерацией, если данные результаты в силу закона изъяты из оборота либо ограничены в обороте или финансирование работ по доведению этих результатов до стадии промышленного применения (включая изготовление опытной партии) берет на себя Россия;

— за Российской Федерацией или по решению государственного заказчика за Российской Федерацией и исполнителем совместно, если данные результаты необходимы для выполнения государственных функций, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, а также с защитой здоровья населения.

Вполне очевидно, что упомянутые выше положения носят не гражданско-правовой, а публично-правовой характер, предопределяя этим модель поведения государственного заказчика при заключении государственного контракта.

5. Государственный или муниципальный контракт по многим параметрам отличается от договоров подрядного типа, в том числе договора на выполнение НИОКР.

Прежде всего государственный муниципальный контракт отличается своим особым субъектным составом. От имени Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования выступают, соответственно, государственный заказчик и муниципальный заказчик.

Работы по государственному или муниципальному контракту выполняются для удовлетворения государственных или муниципальных нужд за счет соответствующих бюджетных средств.

В Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» раскрыты понятия «государственные заказчики», «муниципальные заказчики», «государственные нужды» и «муниципальные нужды».

Так, государственными заказчиками и муниципальными заказчиками могут выступать, соответственно, государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств России, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ (федеральные нужды), либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (нужды субъектов РФ).

Муниципальные нужды — это потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков, обеспечиваемых за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Что касается исполнителя по государственному или муниципальному контракту, то в этом качестве может выступать лишь организация, имеющая статус юридического лица, организационно-правовая форма которой может быть любой.

6. Как следует из комментируемой нормы, в определенных случаях права на результаты интеллектуальной деятельности могут принадлежать публично-правовым образованиям в лице Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, являющихся, согласно п. 2 ст. 124 ГК РФ, субъектами гражданского права.

Это особые субъекты гражданского права, от их имени, согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ, могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Следовательно, патентообладателями могут быть государственные органы, в том числе федеральные министерства, службы, агентства. Однако следует иметь в виду, что права и обязанности, вытекающие из исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец, возникают не у государственного органа — заказчика, а у государства.

При этом государственные органы — заказчики реализуют лишь правомочие по распоряжению исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец, причем в четко заданных границах, о чем будет сказано ниже. Элементы предпринимательства не должны присутствовать в деятельности государственных органов, поскольку их основное назначение состоит в осуществлении функций публичной власти на основе бюджетного финансирования.

7. В пункте 2 комментируемой статьи описывается случай, когда по государственному или муниципальному контракту право на получение патента и исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности принадлежат Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. В этом случае государственный или муниципальный заказчик может подать заявку на выдачу патента в течение шести месяцев со дня его письменного уведомления исполнителем о полученном результате, способного к правовой охране. При этом если в течение упомянутого выше срока государственный или муниципальный заказчик не подаст заявку, то право на получение патента (равно как и на исключительное право) принадлежит (а вернее, переходит) исполнителю.

8. В пункте 3 данной статьи установлены обязанности исполнителя в случае, когда по государственному или муниципальному контракту право на получение патента (исключительное право) принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Исполнителю вменяется в обязанность (путем заключения соответствующих соглашений со своими работниками и третьими лицами) приобрести все права либо обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту РФ и муниципальному образованию.

Речь идет о соглашениях с работниками исполнителя, являющимися авторами изобретений, полезных моделей или промышленных образцов, заключаемых в соответствии со ст. 1370 ГК РФ.

Соглашения с третьими лицами заключаются в соответствии со ст. 1371 ГК РФ, что, в принципе, налагает на исполнителя довольно серьезные и трудоемкие обязанности. В этом случае исполнитель должен провести патентные исследования в соответствии с ГОСТ 15.011-96 как на начальной, так и на конечной стадии работ, без чего невозможно обеспечить гарантии передачи заказчику результатов интеллектуальной деятельности, не нарушающих чужих патентных прав. При этом стоимость всех этих работ, а не только возмещение затрат, понесенных исполнителем в связи с приобретением прав у третьих лиц, как указано в комментируемом пункте, должна быть компенсирована исполнителю.

9. В пункте 4 комментируемой статьи предусмотрены последствия того случая, когда патент на соответствующий результат интеллектуальной деятельности не принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

В этом случае патентообладатель-исполнитель обязан по требованию государственного или муниципального заказчика предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего результата интеллектуальной деятельности для государственных или муниципальных нужд.

В комментируемой норме закреплена возможность обеспечения государственным или муниципальным заказчиком публичных интересов. При этом, однако, не уточняется, каким образом оформляется требование государственного или муниципального заказчика, т.е. в норме нет прямого ответа на вопрос, достаточно ли простого уведомления патентообладателя-исполнителя или необходимо заключение лицензионного договора между сторонами?

Следует полагать, что заказчик, являясь инициатором более широкого использования результата интеллектуальной деятельности, созданного при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, вправе определять порядок взаимодействия между патентообладателем-исполнителем и лицом, которое указано заказчиком в качестве пользователя.

Таким образом, упомянутое требование заказчика может быть включено в качестве условия в государственный или муниципальный контракт или направлено, в случае необходимости, отдельным документом исполнителю либо оформлено договором о предоставлении безвозмездной неисключительной лицензии лицу, указанному заказчиком. Последний вариант является более предпочтительным для лица, указанного заказчиком, поскольку вносит определенность и стабильность в его взаимоотношения с патентообладателем-исполнителем.

10. В рамках государственного или муниципального контракта могут быть решены и другие вопросы обеспечения публичных интересов в случае закрепления за организацией-исполнителем прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Так, например, в эти контракты могут быть включены условия об эффективном использовании организацией-исполнителем полученных результатов интеллектуальной деятельности (на своем предприятии или путем предоставления лицензии), о предоставлении заказчику сведений о фактах использования результатов интеллектуальной деятельности, о контроле заказчиком за правомочиями организации-исполнителя по распоряжению исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (отчуждение патента, предоставление лицензии).

11. В пункте 5 комментируемой статьи предусмотрена возможность для государственного или муниципального заказчика предоставлять безвозмездные простые (неисключительные) лицензии на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, созданных при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, патент на которые получен совместно на имя исполнителя и Российской Федерации, исполнителя и субъекта РФ, исполнителя и муниципального образования.

При этом такая лицензия может предоставляться только в целях выполнения работ или осуществления поставок продукции для государственных или муниципальных нужд с одновременным уведомлением об этом исполнителя.

Следует отметить, что комментируемая норма в принципе ограничивает патентную монополию организации-исполнителя, особенно это чувствительно в рамках государственно-частного партнерства, поскольку способствует появлению на рынке его конкурентов.

12. В пункте 6 комментируемой статьи урегулированы отношения по досрочному прекращению действия патента на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд.

В случае принятия решения о досрочном прекращении патента исполнителем, на имя которого он получен, на него возлагается обязанность уведомить об этом государственного или муниципального заказчика и по его требованию передать патент на безвозмездной основе Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

В случае принятия аналогичного решения государственным или муниципальным заказчиком в отношении патента, полученного на имя Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, заказчик обязан уведомить об этом исполнителя и по его требованию передать ему патент на безвозмездной основе.

Следует полагать, что если патент получен совместно на имя исполнителя и Российской Федерации, исполнителя и субъекта РФ или исполнителя и муниципального образования, вопрос о досрочном прекращении его действия должен решаться сообладателями патента по обоюдному согласию, в том числе и вопрос о выходе из состава сообладателей такого патента.

13. В пункте 7 комментируемой статьи путем отсылки к ст. 1370 ГК РФ решен вопрос о выплате вознаграждения автору изобретения, полезной модели или промышленного образца, созданных при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, который не является изобретателем.

По общему правилу указанное вознаграждение выплачивается патентообладателем, которым в зависимости от условий государственного или муниципального контракта могут быть различные субъекты.

Размер, условия и порядок выплаты такого вознаграждения устанавливаются договором между патентообладателем и автором, а в случае спора — судами.

Статья 9 ГК РФ. Осуществление гражданских прав (действующая редакция)

1. Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

2. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 9 ГК РФ

1. Особенность современного ГК РФ состоит в том, что он закрепляет основные начала — принципы гражданского законодательства, одним из которых является принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав (п. 1 ст. 1 ГК РФ).

Осуществление гражданских прав — это реализация, превращение в действительность управомоченным лицом (его представителем) возможностей (правомочий), составляющих содержание конкретного права.

Успех осуществления гражданских прав обеспечивается наличием определенных гарантий, условий, которые подразделяются на объективные и субъективные. К объективным условиям осуществления гражданских прав относится система экономических, политических и правовых гарантий. Так, п. 1 ст. 8 Конституции РФ предусматривает, что в РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 17 Конституции РФ провозглашает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (п. 1 ст. 17). Правовые гарантии обеспечивает прежде всего ГК РФ.

Субъективный фактор, субъективные условия играют большую роль в осуществлении гражданских прав. Особенность осуществления гражданских прав обусловлена прежде всего спецификой предмета и метода гражданского права, определяющих правоспособность и дееспособность лица, его психическое отношение к своим действиям. Предмет и метод гражданского права предусматривают свободу выбора действий при осуществлении своих прав, что находит закрепление в ст. 1 ГК РФ: граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих закону условий договора».

Достаточно широкая самостоятельность предоставляется лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, под которой понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Закон предоставляет свободу инициативы в выборе поведения и обеспечения осуществления своих прав гражданами и юридическими лицами, которые по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (п. 1 ст. 9 ГК РФ).

Инициатива и свобода усмотрения управомоченных лиц выражается и в том, что они могут отказаться от осуществления своих прав, что не влечет за собой прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 2 ст. 9 ГК РФ).

Гражданские права осуществляются различными способами, которые подразделяются на фактические и юридические. Фактические способы не преследуют юридических целей (использование собственником дома для проживания, использование собственником земельного участка для выращивания плодов и овощей). Юридические способы преследуют определенные правовые последствия (требования, вытекающие из сделок, из других юридических действий — принятие оферты, отказ от договора, заключенного на неопределенный срок). Гражданские права осуществляются как лично управомоченными лицами, так и их представителями.

2. Действующее законодательство предусматривает ограничение осуществления гражданских прав. Ограничение прав рассматривается даже на международном уровне. Так, п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Пункт 3 ст. 55 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Учитывая указанные положения, ГК РФ устанавливает, что гражданские права могут быть ограничены только на основании ФЗ и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, при осуществлении гражданских прав управомоченные лица не должны забывать об интересах других лиц, общества и государства.

Наряду с осуществлением гражданских прав, граждане и юридические лица должны надлежащим образом исполнять и свои обязанности. Исполнение обязанностей может носить как активный, так и пассивный характер. Примером активного исполнения является исполнение обязанности по сделке, договору. Скажем, арендодатель обязан передать вещь арендатору по договору аренды. Что касается исполнения пассивного характера, то оно может выразиться в воздержании от нарушения запретов. Например, автор произведения, заключивший договор с одним издателем на его издание, обязан воздерживаться от заключения договора на издание этого произведения с другим издателем. Активная обязанность может быть исполнена третьим лицом, когда исполнения обязанности не вытекает из необходимости исполнить ее лично обязанным лицом, что, например, предусмотрено ст. 313 ГК РФ.

Статья 307.1. Применение общих положений об обязательствах

СТ 307.1 ГК РФ

1. К обязательствам, возникшим из договора (договорным обязательствам), общие положения об обязательствах (настоящий подраздел) применяются, если иное не предусмотрено правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе и иных законах, а при отсутствии таких специальных правил — общими положениями о договоре (подраздел 2 раздела III).

2. К обязательствам вследствие причинения вреда и к обязательствам вследствие неосновательного обогащения общие положения об обязательствах (настоящий подраздел) применяются, если иное не предусмотрено соответственно правилами глав 59 и 60 настоящего Кодекса или не вытекает из существа соответствующих отношений.

3. Поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, иными законами или не вытекает из существа соответствующих отношений, общие положения об обязательствах (настоящий подраздел) применяются к требованиям:

1) возникшим из корпоративных отношений (глава 4);

2) связанным с применением последствий недействительности сделки (параграф 2 главы 9).

Комментарий к Ст. 307.1 Гражданского кодекса РФ

1. Комментируемая статья закрепляет условия применения общих положений об обязательствах в зависимости от оснований их возникновения:

1) к договорным обязательствам (т.е. обязательствам, возникшим из договора) общие положения об обязательствах (гл. 21 — 26 ГК РФ) применяются:

а) если иное не предусмотрено правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в ГК РФ и иных законах;

б) при отсутствии таких специальных правил — общими положениями о договоре (ст. ст. 420 — 453 ГК РФ).

Так, по одному из дел судом установлено, что выполненные работы подлежали сдаче в порядке, определенном заключенным договором на выполнение инженерных изысканий и нормами ст. ст. 720, 753, 758, 760, 762 ГК РФ, которые являются специальными по отношению к общим нормам об обязательствах (см. подробнее Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2016 N 06АП-6757/2015 по делу N А73-12559/2015);

2) к деликтным обязательствам (т.е. обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда) общие положения об обязательствах (гл. 21 — 26 ГК РФ) применяются, если иное не предусмотрено правилами гл. 59 ГК РФ или не вытекает из существа соответствующих отношений;

3) к обязательствам вследствие неосновательного обогащения общие положения об обязательствах (гл. 21 — 26 ГК РФ) применяются, если иное не предусмотрено правилами гл. 60 ГК РФ или не вытекает из существа соответствующих отношений. Так, при рассмотрении одного из дел апелляционная коллегия уточнила, что п. 2 ст. 307.1 ГК РФ относит обязательства вследствие неосновательного обогащения к внедоговорным обязательствам (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2016 N 09АП-25314/2016 по делу N А40-251432/2015).

Как можно заметить, установлен приоритет специальных норм ГК РФ, регулирующих соответствующие обязательства, над общими положениями об обязательствах.

2. По общему правилу (т.е. если иное не предусмотрено нормами ГК РФ, иными законами или не вытекает из существа соответствующих отношений) общие положения об обязательствах (гл. 21 — 26 ГК РФ) применяются к требованиям:

1) возникшим из корпоративных отношений (гл. 4 ГК РФ). Так, по одному из дел довод апелляционной жалобы, что некоторые пункты корпоративных договоров противоречат подп. 1 п. 3 ст. 307.1 ГК РФ, был отклонен за недоказанностью, поскольку обозначенные договорные условия соответствовали приведенным нормативным предписаниям (см. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2015 N 07АП-9663/2015 по делу N А45-12229/2015);

2) связанным с применением последствий недействительности сделки (параграф 2 гл. 9 ГК РФ).

Еще по теме:

  • Расчет госпошлины в суд общей юрисдикции налоговый кодекс Калькулятор госпошлины в суд Используйте наш калькулятор госпошлины в суд. Вы легко можете самостоятельно рассчитать размер государственной пошлины. Для этого выберите категорию пошлины, укажите (при необходимости) цену иска и получите […]
  • Гк рф гл 9 Глава 9.1 ГК РФ. . РЕШЕНИЯ СОБРАНИЙ Судебная практика по ст. 9.1 ГК РФ В соответствии с общим правилом статьи 1006 Гражданского кодекса Российской Федерации принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, […]
  • 10 принципов декларации прав ребенка краткое содержание 4 класс 10 принципов декларации прав ребенка краткое содержание 4 класс Десять принципов Декларации прав ребенка (краткое содержание), 4 класс, Окружающий мир Принцип 1: Детям во всем мире принадлежат указанные ниже права. Принцип 2: Каждый […]
  • Протокол общего собрания трудового коллектива в школе ГКУСО РО Большелогский центр помощи детям Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей « Большелогский центр помощи детям» ПРОТОКОЛ общего собрания […]
  • Воинская часть 36138 Государственное Учреждение Войсковая Часть 36138 информация актуальна на 08.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж Проверки Связи ОКВЭД […]
  • Мировой суд г пыть-яха Судебный участок № 2 Пыть-Яхского судебного района Понедельник 9:00-18:00 Вторник - Пятница 9:00-17:00 Прием граждан и документов работниками аппарата мирового судьи осуществляется в течение Территория города Пыть-Яха: микрорайоны 3 […]