Содержание:

Необходимо ли с 01.01.2015 в связи с изменениями, введенными п. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», начислять страховые взносы в государственные внебюджетные фонды на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, и за счет каких средств (фондов)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 1 января 2015 года Фонд социального страхования Российской Федерации возмещает работодателям расходы не только на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, но и на уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисленных на эти выплаты. Финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС РФ.
Ни введенная Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ глава 34 НК РФ, ни последовавшие ее редакции, внесенные Федеральными законами от 30.11.2016 N 401-ФЗ и от 19.12.2016 N 448-ФЗ, не изменили порядок начисления и учета рассматриваемых страховых взносов во внебюджетные фонды страхователями.

Обоснование вывода:
Статьей 262 ТК РФ установлена обязанность работодателя предоставлять одному из родителей (опекуну, попечителю) по его письменному заявлению четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством РФ.
Согласно вступившей в силу с 01.01.2015 редакции части 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ (далее — Закон N 213-ФЗ) финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС РФ).
Пунктом 8 Положения о ФСС РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, предусмотрено, что средства этого фонда направляются в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Таким образом, с 1 января 2015 года расходы не только на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, но и на уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисленных на эти выплаты, компенсируются (возмещаются) работодателям за счет бюджетных средств.
Согласно разъяснениям специалистов Минздравсоцразвития России, Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФР) и ФСС РФ указанные выплаты облагались страховыми взносами по общим правилам Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ) (смотрите письма Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19, ПФР от 26.07.2011 N 30-26/8388, ФСС РФ от 11.01.2013 N 15-03-18/12-169, от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985, информацию ФСС РФ от 24.07.2015 «Страховые тарифы, взносы, резервы»).
В связи с этим в применяемом*(1) расчете 4-ФСС, утвержденном приказом ФСС РФ от 26.02.2015 N 59, для отражения указанных сведений использовалась отдельная строка в Таблице 2 «Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации», в которой подлежат отражению страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, начисляемые на оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами (строка 13).
Обратите внимание: в этой строке указываются взносы во все фонды — ПФР, ФСС РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее — ФФОМС) (п. 9.10 приложения N 3 к приказу ФСС РФ от 26.02.2015 N 59) (смотрите также Вопрос: С 01.01.2015 территориальный орган ФСС обязан возмещать организациям расходы на оплату дополнительных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, и уплату начисляемых на эти суммы страховых взносов. Как отразить оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, и начисленные страховые взносы в расчете по форме 4-ФСС? (журнал «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», N 10, октябрь 2015 г.)).
Заметим, что в противовес указанному мнению суды считают иначе, указывая: такие выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, не являются стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда и не подлежали включению в базу для начисления страховых взносов (смотрите определения ВС РФ от 09.02.2017 N 305-КГ16-19944, от 18.01.2017 N 307-КГ16-19041, от 20.04.2015 N 304-КГ15-2341, от 30.03.2015 N 307-КГ15-1464, от 26.08.2014 N 309-ЭС14-386, ВАС РФ от 30.07.2014 N ВАС-9647/14, от 28.07.2014 N ВАС-9293/14, от 28.05.2014 N ВАС-6180/14, от 28.05.2014 N ВАС-6160/14, от 30.04.2014 N ВАС-5230/14, от 27.03.2014 N ВАС-3057/14, от 14.01.2014 N ВАС-19448/13, постановления Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 1798/10, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.02.2017 N Ф04-252/17 по делу N А27-14458/2016, от 18.05.2015 N Ф04-18282/15 по делу N А45-10175/2014, Арбитражного суда Поволжского округа от 16.01.2017 N Ф06-16433/16 по делу N А65-10939/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.04.2015 N Ф07-1572/15 по делу N А56-21268/2014, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.04.2015 N Ф02-1791/15 по делу N А19-15384/2014, Арбитражного суда Уральского округа от 19.02.2015 N Ф09-10113/14 по делу N А76-15035/2014, от 18.02.2015 N Ф09-9926/14 по делу N А76-5714/2014, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 N 13АП-279/17, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016 N 11АП-16616/16, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 N 12АП-2056/15, Второго арбитражного апелляционного суда от 10.04.2015 N 02АП-2041/15, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 N 04АП-6530/16).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ с 01.01.2017 Закон N 212-ФЗ признан утратившим силу. С указанной даты вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ (далее — Закон N 243-ФЗ), наделивший налоговые органы полномочиями по администрированию страховых взносов в ПФР, ФСС РФ (в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, далее — страхование ВНиМ) и ФФОМС: в НК РФ внесены соответствующие поправки, а также введена глава 34 «Страховые взносы» (п.п. 8, 11 ст. 1 Закона N 243-ФЗ) (смотрите также материал: «С 1 января 2017 г. администрирование страховых взносов возложено на ФНС России (информация УФНС России по Амурской области от 27 января 2017 г.)»).
Ни введенная Законом N 243-ФЗ глава 34 НК РФ, ни последовавшие ее редакции, внесенные Федеральными законами от 30.11.2016 N 401-ФЗ и от 19.12.2016 N 448-ФЗ, не изменили порядок начисления и учета рассматриваемых страховых взносов во внебюджетные фонды страхователями.
Так, например, сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на страхование ВНиМ (п. 6 ст. 431 НК РФ).
При этом сумма страховых взносов на страхование ВНиМ уменьшается плательщиками на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду страхования в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 431 НК РФ).
Порядок учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — Порядок учета) утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 18.11.2009 N 908н.
Согласно п. 6 Порядка учета в счет начисленных страховых взносов страхователи также ведут учет расходов, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС РФ:
а) на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размерах сверх установленных законодательством РФ гражданам, подвергшимся воздействию радиации;
б) на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в размерах, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал страхованию ВНиМ;
в) на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, включая начисленные на эти суммы страховые взносы.
В силу п. 7 ст. 431 НК РФ организации, производящие выплаты физическим лицам, в установленные сроки представляют расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц). Форма расчета по страховым взносам и порядок его заполнения (далее — Расчет и Порядок соответственно) утверждены приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/[email protected]
В соответствии с п. 12.5 Порядка в графе 4 приложения N 3 «Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации» отражаются суммы расходов, понесенных плательщиком на выплату страхового обеспечения по страхованию ВНиМ нарастающим итогом с начала расчетного периода, произведенные за счет средств, финансируемых из федерального бюджета. В их числе и оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами. А п. 12.18 Порядка прямо предусмотрено, что по строке 080 приложения N 3 отражаются расходы, понесенные плательщиком по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, исчисленные с оплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.
В приложении N 4 «Выплаты, произведенные за счет средств, финансируемых из федерального бюджета» отражаются расходы, понесенные плательщиком на цели страхования ВНиМ в размере сверх установленного законодательством РФ об обязательном социальном страховании, финансируемом за счет средств федерального бюджета. В графе 4 приложения N 4 по строкам 100-290 отражается сумма расходов плательщика на выплату пособий; по строке 300 — сумма оплаты плательщиком дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами; по строке 310 — сумма страховых взносов, начисленных на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами (п.п. 13.1, 13.4 Порядка).

Бухгалтерский учет

В общем случае суммы начисленных страховых взносов отражаются в бухгалтерском учете организации в составе расходов по обычным видам деятельности (п.п. 5, 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (далее — Инструкция), утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации предназначен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Счет 69 кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также обязательное медицинское страхование их, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом в части отчислений, производимых за счет организации, записи производятся в корреспонденции со счетами, на которых отражено начисление оплаты труда (это могут быть счета 20, 23, 25, 26, 44, 91).
Отметим, что в Инструкции не указан вариант отражения в бухгалтерском учете сумм страховых взносов в случае, когда расходы на их оплату финансируются за счет соответствующих фондов.
По нашему мнению, одним из вариантов бухгалтерского учета указанных сумм страховых взносов может быть отражение их начисления в составе расходов организации, а начисления возмещения взносов ФСС РФ в составе доходов.
Проводки могут быть следующими:
Дебет 20 (23, 25, 26, 44, 91) Кредит 69
— начислены страховые взносы на выплаты работникам за дополнительные дни ухода за детьми-инвалидами;
Дебет 69 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— отражено возмещение расходов по уплате страховых взносов ФСС РФ.
Изложенная позиция является нашим экспертным мнением, которое может отличаться от мнения других специалистов.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Уменьшение взносов по соцстрахованию на суммы выплаченных страховых возмещений (пособий) (с 1 января 2017 года);
— Энциклопедия решений. Уменьшение суммы выплат в ФСС РФ на сумму произведенных плательщиком взносов расходов по страховому обеспечению (по 31 декабря 2016 года);
— Энциклопедия решений. Отчетность по страховым взносам с 1 января 2017 года.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

10 марта 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) С I квартала 2017 г. применяется форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), утвержденная приказом ФСС РФ от 26.09.2016 N 381.

Оплата выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом

Оплата выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом

Порядок предоставления

Постановлением Правительства России от 13 октября 2014 года № 1048 установлен порядок предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.

Hаличие в семье более одного ребенка-инвалида не влечет увеличения количества предоставляемых дополнительных оплачиваемых выходных дней. Также не предусмотрен перенос неиспользованных за месяц дополнительных оплачиваемых выходных дней на другой месяц. При суммированном учете рабочего времени дополнительные оплачиваемые выходные дни предоставляются из расчета суммарного количества рабочих часов в день, увеличенного в четыре раза.

НДФЛ и страховые взносы

Минфин (письма от 1 июля 2011 г. № 03-04-08/8-101, от 12 декабря 2007 г. № 03-04-05-01/407) и ФНС России (письмо от 31 июля 2006 г. № 04-1-02/[email protected]) неоднократно высказывались, что выплаты, производимые в виде дополнительных оплачиваемых четырех выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, следует облагать НДФЛ. Однако ФНС России в письме от 9 августа 2011 года № АС-4-3/[email protected] указала, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, освобождается от НДФЛ как выплата, перечисляемая в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 217 НК РФ). Отметим, что почти за год до этого аналогичное мнение высказал Президиум ВАС РФ в постановлении от 8 июня 2010 года № 1798/10.

Таким образом, оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами облагать НДФЛ не нужно.

Что касается страховых взносов, то с 2015 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования (Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 468-ФЗ). То есть ФСС РФ финансирует расходы не только на оплату дополнительных выходных дней, но и на уплату страховых взносов.

Исходя из этого работодателям-страхователям надлежит начислять страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на величину расходов, связанных с оплатой дополнительных выходных дней, предоставляемых работникам для ухода за детьми-инвалидами.

Отражение в отчете

Так как расходы непосредственно возмещает ФСС РФ (п. 17 ст. 37 Федерального закона от 24 июля г. № 213-ФЗ), их нужно отразить в форме 4 – ФСС:

  • по строке 15 таблицы 1 «Расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» – виде совокупности;
  • по строкам 12 «Оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами» и 13 «Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, начисленные на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами» таблицы 2 «Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» – по отдельности.

Начисленная нарастающим итогом с начала отчетного (расчетного) периода сумма оплаты дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами и исчисленная с нее за этот период сумма страховых взносов в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ также отражаются по строкам 7 и 8 таблицы 5 «Расшифровка выплат, производимых за счет средств, финансируемых из федерального бюджета» расчета 4 – ФСС.

Начисление в учете

Начисление страховых взносов с суммы сохраняемого среднего заработка, выплачиваемого работнику за предоставленные четырех дней дополнительного отпуска по уходу за ребенком-инвалидом, в бухгалтерском учете отражается проводками:

ДЕБЕТ 69, субсчет «Расчеты с ФСС на случай временной нетрудоспособности» КРЕДИТ 69, субсчет «Расчеты с ПФР» («Расчеты с ФФОМС», «Расчеты с ФСС на случай временной нетрудоспособности», «Расчеты с ФСС по взносам на травматизм») – начислены страховые взносы в ПФР (ФФОМС, ФСС на случай временной нетрудоспособности, ФСС на травматизм) с оплаты дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами: предоставление, оплата, налоги

Государство предоставляет детям-инвалидам, а также их родителям различные виды социальной защиты. В частности, согласно ст. 262 ТК РФ родителю (опекуну, попечителю) ребенка-инвалида работодатель предоставляет четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за таким ребенком. Выходные могут быть использованы одним из родителей (опекунов, попечителей) либо разделены ими между собой по их усмотрению. Рассказываем о том, с какими сложностями могут столкнуться руководители компаний, сотрудники кадровых служб и бухгалтеры при реализации указанной гарантии.

Для получения выходных работнику следует обратиться к работодателю с заявлением.

Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка. В качестве основания можно привести следующие нормы (и разъяснения о порядке их применения):

— п. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“» (далее — Закон № 213-ФЗ);

— постановление Минтруда России № 26, ФСС России № 34 от 04.04.2000 (ред. от 15.04.2002) «Об утверждении разъяснения О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами“» (вместе с разъяснением Минтруда России № 3, ФСС России № 02-18/05-2256 от 04.04.2000);

— письмо Минфина России от 12.12.2007 № 03-04-05-01/407.

Установлено несколько условий для предоставления названной гарантии.

1. Родитель осуществляет уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет. При наличии в семье более одного ребенка-инвалида количество предоставляемых в месяц дополнительных оплачиваемых выходных дней не увеличивается (п. 8 постановления Минтруда России № 26, ФСС России № 34 от 04.04.2000 (ред. от 15.04.2002)).

В случае документального подтверждения расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода (лишение свободы, служебные командировки свыше одного календарного месяца одного из родителей и т.п.) работающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются без предъявления справки с места работы другого родителя. В таком же порядке четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются одиноким матерям.

Если одним из работающих родителей дополнительные оплачиваемые выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому работающему родителю в этом же календарном месяце предоставляются для ухода оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни.

При каждом обращении с заявлением о предоставлении дополнительных выходных дней сотрудник также представляет справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично.

2. Для подтверждения права на дополнительные выходные дни работник ежегодно представляет работодателю справку органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении.

3. Четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц не предоставляются работающему родителю в период его очередного ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, оформляемых по личному заявлению. При этом у другого работающего родителя сохраняется право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня.

4. Дополнительные оплачиваемые выходные дни, предоставленные, но не использованные в календарном месяце работающим родителем (опекуном, попечителем) в связи с его болезнью, предоставляются ему в том же календарном месяце (при условии окончания временной нетрудоспособности в указанном календарном месяце и предъявления листка нетрудоспособности) (п. 9 постановления Минтруда России № 26, ФСС России № 34 от 04.04.2000 (ред. от 15.04.2002)).

5. Дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами вправе получать и сотрудник, работающий на условиях совместительства (ст. 287 ТК РФ, постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2011 по делу № А13-1168/2010).

Законом № 213-ФЗ (п. 17 ст. 37) определено, что с 1 января 2010 г. финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС России.

Следовательно, расходы на оплату таких дней не являются расходами работодателя, а предъявляются ФСС России, что предусмотрено и формой Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (4-ФСС) (утверждена приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н).

Во избежание ошибок напомним, что оплата дополнительных выходных (несмотря на их финансирование Фондом) не является видом пособий по государственному социальному страхованию. Поэтому при расчете среднего заработка для оплаты применяется не постановление Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», а постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее — постановление № 922).

В соответствии с п. 4 постановления № 922 расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 5 постановления № 922 при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, когда работник получал пособие по временной нетрудоспособности, работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства и др.

Средний дневной заработок для оплаты четырех дополнительных выходных дней исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 постановления № 922, на количество фактически отработанных в этот период дней (п. 9 постановления № 922, письмо ФСС России от 05.05.2010 № 02-02-01/08-2082).

ФСС России является источником финансирования выплаты для страхователя (то есть работодателя), однако работник, имеющий ребенка-инвалида, получает оплачиваемые выходные дни от работодателя в рамках трудовых отношений.

Статья 7 Федерального закона 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» определяет, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений. Пунктом 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Как следствие, начисленные суммы подлежат обложению социальными страховыми взносами в общеустановленном порядке, как указано в письмах ФСС России от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, от 15.08.2011 № 14-03-11/08-8158.

В то же время арбитражные суды в последнее время стали массово рассматривать конфликты работодателей с внебюджетными фондами по вопросу включения оплаты дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами в облагаемую базу. В качестве примеров можно привести постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.03.2013 по делу № А70-5551/2012, Уральского округа от 20.03.2013 № Ф09-1654/13 по делу № А50-17019/2012, от 18.12.2012 № Ф09-12354/12 по делу № А71-7811/2012, Московского округа от 28.02.2013 по делу № А41-24690/12, Северо-Западного округа от 10.12.2012 по делу № А05-5260/2012 (Определением ВАС РФ от 25.02.2013 № ВАС-1344/13 отказано в передаче данного дела в Президиум
ВАС РФ).

Логика судов такова: выплату среднего заработка за дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении. То есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.

Выплаты работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

На этом основании суды регулярно приходят к выводу о том, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит.

Для тех, кто предпочитает не доводить дело до суда и минимизировать споры с проверяющими, отметим, что при принятии организацией решения начислять и уплачивать взносы с рассматриваемой нами гарантии, сумму взносов можно будет включить в расходы в целях налогообложения прибыли. Дело в том, что действующим законодательством не предусмотрено финансовое обеспечение за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС России расходов страхователей на уплату страховых взносов, начисленных на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ. Таким образом, данные расходы осуществляются за счет средств страхователя и могут быть учтены ими при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Облагается ли оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми инвалидами НДФЛ — спорный вопрос. Здесь также играет роль трактовка выплаты, как формы социальной поддержки работника.

Ввиду того, что выплата финансируется Фондом социального страхования, она по своей сути соотносится с положениями ст. 1 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Обязательное социальное страхование согласно этой статье представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономичес­ких и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

На основании п. 8 постановления Правительства РФ от 12.02.94 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.

Пунктом 1 ст. 217 НК РФ определено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу п. 1 ст. 217 НК РФ обложению налогом на доходы физических лиц не подлежит.

Такой позиции придерживается Президиум ВАС РФ, выразив ее в постановлении от 08.06.2010 № 1798/10 и определив, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбит­ражными судами аналогичных дел.

ФНС России признает этот порядок верным, о чем написала в письме от 12.08.2011 № СА-4-7/[email protected] (п. 44). Минфин России, хоть и упоминает названное постановление Президиума ВАС РФ в ряде своих писем, все же придерживается иного мнения.

По утверждению чиновников финансового ведомства, оплата дополнительных выходных дней не относится к государственным пособиям, поскольку она не поименована в перечне государственных пособий, установленном ст. 3 Федерального закона от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Другие пункты ст. 217 НК РФ также не содержат среди освобождаемых доходов выплаты, производимые в виде дополнительных оплачиваемых четырех выходных дней в месяц одному из работающих родителей для ухода за ребенком-инвалидом. На этом основании делается вывод о том, что НДФЛ удерживать необходимо. Такой вывод содержится в письмах Минфина России от 27.03.2013 № 03-04-05/6-294, от 13.01.2012 № 03-04-06/8-4, от 24.11.2011 № 03-04-06/8-318, от 12.12.2007 № 03-04-05-01/407, от 13.04.2007 № 03-04-06-01/117, от 21.02.2007 № 03-04-06-01/47, от 12.12.2006 № 03-05-01-05/274, от 14.06.2006 № 03-05-01-04/159, от 31.07.2006 № 04-1-02/[email protected], от 13.06.2007 № 03-04-06-01/184, от 01.07.2011 № 03-04-08/8-101).

Страховые взносы в ПФР, ФСС и ФОМС перечисляются с выплат и иных вознаграждений в пользу работников вне зависимости от того, учитываются такие выплаты для целей налога на прибыль или нет

Вопрос: Согласно позиции Министерства здравоохранения и социального развития РФ, изложенной в «Письме» от 15.03.2011 N 784-19, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании «ч. 1 ст. 7» Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» как выплаты, производимые организацией в рамках трудовых отношений, суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам в период прохождения ими военных сборов и за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами.

При этом согласно «п. 17 ст. 37» Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со «ст. 262» Трудового кодекса РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с «п. 7 ст. 1» Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением указанного Закона, является расходным обязательством Российской Федерации.

Таким образом, компенсация выплат, произведенных организацией в указанных случаях, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

За счет каких средств организация должна осуществлять уплату страховых взносов (средств работодателя или бюджетных средств) и каким образом уплата указанных взносов должна учитываться в целях исчисления налога на прибыль организаций?

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июня 2011 г. N 03-03-06/1/325

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу оплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисленных на выплаты в пользу работников в период прохождения ими военных сборов, а также за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, и сообщается, что данный вопрос находится в компетенции Минздравсоцразвития России.

Одновременно сообщаем, что суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в «ст. 270» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), для целей налогообложения прибыли относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией («пп. 1 п. 1 ст. 264» НК РФ).

При этом согласно Федеральному «закону» от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» страховые взносы уплачиваются с выплат и иных вознаграждений в пользу работников вне зависимости от того, учитываются такие выплаты в уменьшение налогооблагаемой прибыли или нет.

При этом «ст. 270» НК РФ не содержит положений, не позволяющих учесть при налогообложении прибыли страховые взносы, начисленные на выплаты и вознаграждения, которые не признаются расходами в целях «гл. 25» НК РФ.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

Распространяется ли на сотрудника ОВД ст. 262 ТК РФ, которой предусмотрено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц?

Ответ: Ст. 262 ТК РФ предусмотрено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации.При этом, статья 262 ТК РФ содержится в главе 41 ТК РФ Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями.

Статья 251 ТК РФ дает следующее определение особенностям регулирования труда. Особенности регулирования труда — нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.

Основания и порядок установления особенностей регулирования труда определены в статье 252 ТК РФ. Руководствуясь данной статьей, особенности регулирования труда в связи с наличием семейных обязанностей, а также других оснований устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Руководствуясь п. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.

Денежные средства на выплату денежного довольствия сотрудникам ОВД из Фонда социального страхования не выделяются.

Ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Статьей 55 закона 342-ФЗ определено время отдыха сотрудника, в соответствии с которой,

Часть 1. Время отдыха — время, в течение которого сотрудник органов внутренних дел свободен от выполнения служебных обязанностей.

Часть 2. Для сотрудника органов внутренних дел устанавливаются следующие виды времени отдыха: перерыв в течение служебного дня, ежедневный отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни и отпуска.

Дополнительные дни отдыха сотрудникам ОВД данным законом предусмотрены только за работу в сверхурочное время.

Таким образом ст. 262 ТК РФ на сотрудников ОВД не распространяется.

Правовой отдел МВД по Республике Бурятия

Еще по теме:

  • Договор залога права требования для чего Договор залога прав требования образец Новые бизнес идеи IT (34) Красота и здоровье (81) Культура и искусство (26) Недвижимость (23) Образование и работа (37) Продукты питания и еда (30) Разное (199) Связь и сотовая техника (11) Спорт и […]
  • Военный комиссариат в новороссийске Военкоматы Новороссийска: адреса и телефоны На данной странице находятся адреса и контактные телефоны военных комиссариатов в Новороссийске. С помощью данного списка вы можете с легкостью найти интересующий вас ОВК. Для удобства […]
  • Служебная записка на внесение изменений в штатное расписание Пример служебной записки об увеличении штатной численности «Нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур Федеральных органов исполнительной власти» Наименование работы: обработка отправляемых […]
  • Адвокат слепцов михаил леонидович Антонов михаил леонидович спб Спросить у юриста быстрее чем искать! Ответ за 5 минут 17 юристов готовых сейчас ответить.Ответ за 5 минут, бесплатно! Заказать звонок юриста Юрист бесплатно перезвонит и проконсультирует • Топ Адвокатов • […]
  • Ст 17 фз 273 об образовании Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ ст 17 (ред. от 03.08.2018) Статья 17. Формы получения образования и формы обучения 1. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в […]
  • Расчет пенсии по случаю потери кормильца пример Пример расчета пенсии по случаю потери кормильца Мне нужен пример расчета пенсии по случаю потери кормильца, где кормилец является пенсионером Ответы юристов (5) Данный вопрос урегулирован положениями статьи 15 ФЗ «О страховых […]