Содержание:

Орган судебной власти: понятие, структура и функции

Любое государство является сложным механизмом, который функционирует за счет своей внутренней структуры. Но далеко не всегда страны были в том виде, в котором все мы привыкли их видеть. Очень давно вместо государственного строя на Земле существовал родоплеменной. Он подразумевал собой безоговорочную власть вождя над своими подданными. Но с течением времени стало понятно, что родоплеменная община при разрастании не может контролировать и координировать деятельность большого количества людей. То есть необходимо было создание более сложной и эффективной структуры. Таковой стало государство.

На сегодняшний день каждая страна – это сложная политико-правовая структура, функционирующая под действием разделенной власти. Последний элемент крайне важен, ведь именно благодаря ему реально работают те или иные привычные нам органы. Разделение властей подразумевает под собой существование трех сфер, одной из которых является судебная. Данная отрасль отвечает за правосудие, а также имеет ряд характерных особенностей, принципов функционирования и т. п. В Российской Федерации также существует судебная ветвь власти, реализация деятельности которой происходит посредством специальных органов, о чем будет указанно далее.

Принцип разделения властей и суд

Многие люди задаются вопросом о том, каким образом судебная власть, основные понятия которой будут представлены далее в статье, соотносится с принципом разделения управления в государстве? Суть в том, что данная основополагающая идея была разработана еще во времена Нового времени Шарлем Луи де Монтескье и Джоном Локком. Принцип подразумевает собой отсутствие единоначалия в процессе координирования деятельности страны. При этом власть должна быть поделена между тремя ветвями, а именно: законодательной, исполнительной и судебной. На последний элемент возлагаются действительно важные функции. Только в этой отрасли допускается осуществление правосудия.

Понятие упомянутой ветви

Если говорить о судебной власти, вообще, то она представляет собой систему органов, которые реализуют исключительно присущие только им возможности. Это не просто тенденция в данном случае, а принцип, закрепленный во многих законодательствах разных стран, и в том числе Российской Федерации. Таким образом, суд и судебная власть – это, по сути, едино целое. Потому что система соответствующих органов является формой проявления всей ветви.

Признаки судебной власти

Согласно мировым тенденция, соответствующая система органов Российской Федерации построена на принципах, которые являются общепринятыми. Помимо этого, основополагающие положения закреплены в едином, наивысшем по своей юридической силе акте – Конституции РФ. Если анализировать принципы данной отрасли государственной деятельности, то можно выделить наиболее яркие признаки судебной власти, которые характеризуют её, как действительно уникальную отрасль. К данным признакам можно отнести следующие, а именно:

1) Деятельность упомянутого характера реализуется исключительно судами.

2) Ветвь власти имеет полную самостоятельность от всех иных сфер.

3) Имеет полномочия по применению права в рамках процессов разной направленности (административной, гражданской, уголовной и т. п.).

4) Финансируется государственным бюджетом.

5) Решения судебных органов являются обязательными для всех на территории РФ.

Данные признаки показывают особенности системы судов в Российской Федерации. Но чтобы более детально разобраться в проблематике реализации права, необходимо понимать структуру органов этой направленности.

Структура судов

Структура судебных органов Российской Федерации представляет собой иерархию, которая реализует право по мере рассмотрения дел или решения определенных споров. На сегодняшний день созданная система зарекомендовала себя в РФ как нельзя лучше. Она эффективно применяет право на всех уровнях. При этом каждый в отдельности орган судебной власти имеет свою юрисдикцию, которая предопределяется его структурной принадлежностью. Учитывая этот факт, можно выделить следующую систему, а именно:

1) Конституционный суд Российской Федерации.

2) Суды общей юрисдикции. Данное звено состоит из военных и ведомств основного звена.

3) Арбитражные суды.

4) Органы дисциплинарные.

Каждый сегмент структуры реализует собственные полномочия, а также имеет строго определенный спектр возможностей, о чем будет упомянуто далее.

Общая юрисдикция

Суд первой инстанции – это самая «близкая» система органов для обычных граждан, которым требуется соответствующая правовая защита, или решение какого-либо спора. В процессе общей юрисдикции рассматриваются гражданские, уголовные и административные дела. При этом нужно понимать, что суд первой инстанции – лишь одно из звеньев всей системы общих органов.

При возникновении каких-либо вопросов, любое лицо может обратиться в районные или же местные суды той или иной территориальной расположенности. Данные органы действуют на отдельных территориях. В их ведение входит не только решение определенных судебных споров, но еще и контроль досудебного производства. Сюда входит координация назначения мер пресечения, например: заключения под стражу, залога и т. п.

Суды военной юрисдикции

В соответствии с законодательством Российской Федерации, на территории государства действует система военных ведомств, которые уполномочены осуществлять правосудие. Как мы понимаем, сфера деятельности этих органов существенно ограничена, хотя они и входят в структуру общей юрисдикции. Орган судебной власти военной направленности занимается исключительно уголовными делами, которые возникли по причине преступления, совершенного лицом, принадлежащим к Вооруженным силам Российской Федерации. Помимо этого, представленные ведомства рассматривают гражданские дела, в которых субъектами являются военнослужащие с одной стороны и Министерство обороны с другой.

Суды субъектов федерации

После районных органов соответствующей ветви власти, идут ведомства субъектов государства. Данные органы, безусловно, являются вышестоящим уровнем в иерархии судов общей юрисдикции. Таким образом, дела районных органов подлежат пересмотру в судах субъектов федерации в апелляционном порядке. Это обеспечивает право каждого на объективное рассмотрение дела или решения спора. Апелляцией занимаются судебные коллегии Верховных судов субъектов федерации.

Арбитражные органы

В отдельную систему судов в РФ входят арбитражные ведомства. Они, как и иные подобные органы, представляют собой иерархичную структуру. В неё входят арбитражные суды субъектов федерации, апелляционные арбитражные суды и арбитражные суды округов. Первая инстанция этих органов уполномочена решать споры между предпринимателями, юридическими лицами. Помимо этого, в ведении арбитражей также находятся споры, субъектами которых являются упомянутые лица и государственные органы. При этом подобного рода дела должны возникать по вопросам административного и гражданского производства.

Апелляционные арбитражи существуют для пересмотра решений судов субъектов федерации арбитражной направленности. Данные органы проверяют законность деятельности нижестоящих ведомств, обобщают практику, анализируют статистику этой деятельности и т. п. Право на кассационное обжалование арбитражных дел реализуется посредством обращения в окружные суды соответствующей направленности. Таковыми являются арбитражи округов.

Верховный суд. Высший арбитражный суд

Следует отметить, что в порядке кассации лица могут обращаться в высшие судебные инстанции. Таковой на сегодняшний день является Верховный Суд Российской Федерации. В его составе существуют специальные коллегии, которые занимаются рассмотрением тех или иных дел. На сегодняшний день существуют:

1) Коллегия по административным, гражданским и уголовным делам. По сути, высший кассационный суд РФ.

2) Коллегия по военным делам.

3) Высший арбитражный суд.

Как мы видим, Верховный Суд является кассационным органом для разных юрисдикций.

Конституционный суд

Наиболее специфическим органом на сегодняшний день является Конституционный Суд Российской Федерации. Данный орган имеет собственную юрисдикцию и ряд полномочий, не присущих иным инстанциям. Он представляет собой структуру конституционного контроля, которая реализует власть при помощи специфического производства. В своей деятельности Конституционный суд Российской Федерации реализует следующие полномочия, а именно:

— На основе запросов высших государственных лиц и отдельных органов упомянутое ведомство имеет право проверять соответствие федерального законодательства Конституции РФ.

— Разрешает споры о компетенции разных органов государственной власти.

— Проверяет конституционность использования конкретных законов или норм в тех или иных делах.

— Предоставляет толкование конституционных норм.

— На основе запроса Совета Федерации Конституционный суд дает заключение по поводу обвинения Президента.

Как мы видим, представленный орган судебной власти является важным звеном во всей системе, так как в его ведении находятся наиболее специфические вопросы.

Суть мировых судей

Достаточно нетипичными по своей природе являются мировые инстанции. Однако следует отметить, что мировых судов в Российской Федерации на сегодняшний день нет. Но существуют мировые судьи. Они имеют смежную компетенцию с ведомствами общей юрисдикции и являются органами первой инстанции. Но их деятельность ограничивается спектром отдельных вопросов, которые они могут рассматривать. Таковыми являются следующие:

— Уголовные дела, в которых наказанием является лишение свободы не более трех лет.

— Дела, возникающие из необходимости выдачи судебного приказа.

— Дела о разделе имущества между членами семьи.

— Дела по имущественным спорам и т. п.

То есть представленный орган судебной власти реализует полномочия по наиболее незначительным разбирательствам.

Заключение

Итак, мы попытались проанализировать судебную систему в современной Российской Федерации. Следует отметить, что данный сектор на сегодняшний день реализует свою деятельность эффективно. Но это не свидетельствует об отсутствии потребности в модернизации. Ведь судебная власть и право – это те два столба, на которых, по сути, стоит каждое государство. Таким образом, чем они сильнее, тем стабильнее внутреннее состояние державы.

4. Суд как орган судебной власти. Полномочия суда.

Суд – государственный орган, на который возложено выполнение соответствующих функций судебной власти. Образуется в установленном государством порядке, наделяется определенной компетенцией и государственно-властными полномочиями, необходимыми материальными и организационными средствами; имеет свою структуру.

Судебная власть (гл. 7 Конституции РФ) – это самостоятельная независимая (ст. 5 ФКЗ «О судебной системе») ветвь государственной власти (ст. 10 Конституции РФ), осуществляемая судами в лице судей, присяжных и арбитражных заседателей (ст. 1 Закона о судебной системе), которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства.

Судебная власть осуществляется специально учреждаемыми государственными органами;

Осуществление правосудия только судом;

Единство статуса судей;

Деполитизация судебной власти;

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства;

Общеобязательность выносимых решений.

Полномочия судебной власти:

Отправление правосудия (ст. 118 Конституции РФ);

Конституционный контроль (ст. 125 Конституции РФ);

Контроль за законностью действий, бездействий и решений должностных лиц, органов и общественных объединений (ст. 46 Конституции РФ);

Судебный контроль за органами предварительного расследования (ст. 125 УПК);

Судебное санкционирование – дача судом разрешения на производство следственных действий и применение мер процессуального принуждения (ст. 29 УПК);

Дача судом разъяснений по вопросам судебной практики (ст. 126-127 Конституции РФ);

Право законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ);

Обеспечение и исполнение приговора.

5. Понятие правосудия и его отличительные признаки.

Правосудие – содержательная сторона судебной власти.

Судебная власть выражается через правосудие и осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ).

Осуществление правосудия возложено на суды в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия (ст. 1 Закона о судебной системе РФ).

Разновидность государственной деятельности, осуществляемая судами.

Характеризуется осуществлением посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства.

Осуществляется в судебном заседании, которое предполагает порядок и последовательность выполняемых действий. Процессуальная форма судебного заседания устанавливается соответствующими законами в качестве обязательного признака всякого правосудия.

Предмет судебной деятельности – правовые конфликты и споры

6. Демократические принципы правосудия. Понятие и система.

Принципы правосудия – это общие, руководящие правовые положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности, ее демократизм и перспективы развития. Являются основополагающими при осуществлении законодательной деятельности. Находят своё отражение в ФКЗ «О судебной системе РФ», «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ». Принципы правосудия носят императивный характер и содержат предписания, обязательные для всех граждан, должностных лиц и органов, вовлеченных в судопроизводство. В основе принципов лежат общепризнанные правила и нормы международного права и международные договоры РФ.

Система принципов правосудия:

Принципы правосудия по содержанию:

Судоустройственные – характеризуют порядок организации судебной власти, статус суда судей.

Осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ)

Принцип независимости судей

Образование судов на началах назначаемости

Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел

Принцип гласности судебного разбирательства

Судопроизводственные – определяют порядок судопроизводства.

Принцип обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 48 Конституции РФ)

Презумпция невиновности (ст. 49)

Принцип осуществления правосудия на началах состязательности и равноправия сторон (ст. 122)

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия

4.Понятие, полномочия (функции) судебной власти

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного;- гражданского; административного; уголовного.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении.

Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.

— обеспечение исполнения наказания

— дача разъяснений по делу судопроизводства

— участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

5.Правосудие как вид государственной правоохранительной деятельности. Понятие принципов правосудия и их система

Правосудие – вид государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой уполномоченными государственными органами, в которой реализуется судебная власть, т.е. это производимая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Принципы правосудия – это основополагающие императивные правовые требования к процедуре его осуществления, призванные гарантировать соблюдение прав и свобод личности и вынесение законных, обоснованных и справедливых судебных решений.

В совокупности принципы образуют систему основополагающих положений, которые пронизывают все нормативное содержание правосудия. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией реализации других. Реализация одного принципа чаще всего обусловлена выполнением другого, близкого к нему по функциональной направленности. Так, реализация принципа презумпции невиновности в уголовном процессе невозможна без обеспечения принципа свидетельского иммунитета (право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников). Реализация принципов равноправия и состязательности сторон немыслима без выполнения принципа равенства граждан перед законом и судом.

Принципы организации и осуществления правосудия:

принцип законности правосудия;

принцип осуществления правосудия только судом;

принцип доступности судебной защиты;

принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

принцип участия граждан в осуществлении правосудия;

принцип состязательности и равноправия сторон;

принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту;

принцип презумпции невиновности;

принцип независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону;

принцип открытого разбирательства дел во всех судах;

национальный язык судопроизводства.

В уголовном процессе эти принципы действуют не только в судебных его стадиях, но и в досудебном производстве.

Судебная власть: функции и понятие. Функции судебных органов власти в РФ

Государство во все времена представляло собой специфическую структуру, основным элементом которой было население. Однако столь большое скопление людей требует постоянного надзора. В противном случае их деятельность попросту выйдет из-под контроля и станет совершенно неэффективной. Иными словами, анархия в обществе полностью остановит правовую эволюцию любой страны. Этот фундаментальный принцип всегда обуславливал необходимость существования сильной государственной власти. Однако управление страной разделяется между различными сферами непосредственной жизнедеятельности человека. В связи с этим можно выделить несколько форм власти, одной из которых является судебная. В Российской Федерации она представлена системой определенных органов, которые реализуют в жизнь ряд специфических функций. При этом судебная власть имеет свою структуру, признаки и нормативное регулирование. То есть данное явление имеет комплексный характер, что обуславливает необходимость скрупулезного изучения этой достаточно интересной проблематики.

Разделение сфер государственного управления

Большинство людей не знает, как появилась судебная власть. Данная отрасль государственного управления формировалась большое количество времени на территории всей планеты и, в частности, нашего отечества. Изначально, судебной власти как таковой не существовало. Отдельные функции этой категории осуществлялись монархами и специально созданными ими органами. Но все кардинально поменялось в период Нового времени. Данный этап ознаменовал эволюцию власти, которая проявилась в переходе от единоличной к коллегиальной форме управления. То есть, на смену монархии, как базового института координации общества, пришли более демократические организации. Основой таких изменений стал принцип разделения власти. Он был разработан Шарлем Луи де Монтескье и Джоном Локком. Согласно данному принципу государственная власть существует в законодательной, исполнительной и судебной форме. Каждое направление имеет в своем составе специальные органы. С момента изобретения принципа судебная власть, функции которой представлены в статье, обретает определенную независимость и ряд иных специфических аспектов.

Что собой представляет судебная ветвь управления?

Судебная власть, функции которой представлены в статье, представляет собой независимую сферу координации общества, которая реализует свои задачи через определенную систему государственных органов, наделенных исключительными полномочиями. Данная ветвь занимает особое место в аппарате управления страны. Ведь её деятельность осуществляется на основе ряда правовых принципов, которые закреплены в Конституции России и иных нормативных актах нашей державы.

Разграничение терминов

Следует отметить, что крайне часто понятие судебной власти путается с термином «судебная система». Словосочетания действительно похожи. При этом их «родство» определяется как лингвистическим, так и содержательным моментом. Однако полностью отождествлять судебную систему и власть нельзя. Суть состоит в том, что первый термин характеризует структуру органов, наделенных рядом особых полномочий в сфере правосудия. Что касается судебной власти, то это, как мы выяснили, одна из ветвей государственного управления, которая функционирует наряду с исполнительной и законодательной сферой.

Признаки судебной власти

Функции судебной власти невозможно рассматривать без анализа характерных моментов данной категории. Если мы говорим о признаках, то именно они позволяют разобраться в специфике этой сферы регулирования. При этом ключевые особенности судебной власти закреплены в основном законе — Конституции Российской Федерации. Согласно её положениям, судебная ветвь характеризуется следующими признаками, а именно:

  • полной независимостью от влияния иных форм власти;
  • возможностью применения различного законодательства для решения правовых споров;
  • единством системы соответствующих государственных органов;
  • подчиненностью всех судей централизованной нормативной базе;
  • наличием финансовой поддержки со стороны государства.

Одним из важных принципов является тот факт, что весь спектр полномочий принадлежит исключительно судам. То есть реализовать задачи ветви могут только эти органы и никакие более.

Функции судебной власти – понятие

Каждый существующий на сегодняшний день орган производит свою деятельность с определенной целью. То есть конкретные ведомства создаются для реализации определенных задач. При этом в процессе своей работы они осуществляют те или иные функции. Но что собой представляют функции судебной власти в РФ? Следует отметить, что в научной среде существует несколько основных подходов к рассмотрению этой категории. Изначально функции судебной власти рассматривались, как совокупные системы определенных полномочий, которые выделяли ветвь среди других форм управления. Однако, с течением времени стало понятно, что значение категории является куда более широким. На основе этого сформировалась иная точка зрения. Её приверженцы утверждают, что функции судебной власти в РФ – это направления непосредственной деятельности ветви управления, в рамках которых реализуются отдельные задачи и применяются методы правового регулирования. На сегодняшний день такая трактовка имеет основное значение. Она также помогает разграничить основные направления разных ветвей управления. К примеру, функции законодательной и судебной власти имеют похожую структуру, однако их содержание не является идентичным.

Основные функции судебной власти

Существует ряд ключевых направлений деятельности упомянутой в статье ветви управления. Они исходят из принципов построения судебной власти в Российской Федерации и положений отдельных законодательных актов. Таким образом, можно выделить следующие функции, а именно:

  • осуществление правосудия;
  • контроль и надзор;
  • толкование правовых норм;
  • удостоверение юридически значимых фактов.

В данном случае необходимо отметить, что функции судебных органов власти несколько отличаются от направлений деятельности, представленных выше, о чем будет рассказано далее в статье.

Особенности надзора, контроля и правосудия

Существует несколько основных направлений, которыми характеризуется судебная власть. Функции надзора, контроля и правосудия можно назвать ключевыми. При этом последнее направление присуще исключительно судебной ветви власти. Следует отметить, что функция правосудия проявляется в возможности соответствующих органов разрешать правовые споры и выносить по ним свое решение, которое, в свою очередь, является обязательным.

Контроль и надзор – это функции, проявляющиеся в законном обосновании мер принудительного характера. То есть лишь на основе судебного решения лицо может быть ограниченно в своих правах. Таким образом, следствие, оперативно-розыскная деятельность осуществляются исключительно под контролем судебных органов.

Удостоверение фактов и толкование норм

Не менее важными, но не столь яркими являются две иные функции судебной власти. К ним относится направление удостоверения юридически значимых фактов и толкование правовых норм. В первом случае мы говорим об исключительной возможности судебных органов придавать юридический вес определенным моментам действительности. В соответствии с этим суд может признавать лиц умершими или же безвестно отсутствующими, а также устанавливать наличие брачных и родственных отношений. Толкование правовых норм – это направление деятельность, которое проявляется в раскрытие представителями судебной власти значения определённых правил поведения. То есть в процессе своей деятельности органы соответствующей ветви управления могут толковать смысл и способ применения юридических норм.

Направления деятельности организаций ветви управления

Как уже указывалось ранее, функции судебных органов власти несколько отличаются от тех, которые присущи всей сфере регулирования. Поэтому их необходимо рассматривать отдельно. В данном случае нужно понимать тот факт, что функции конкретных органов являются более узкими. Поэтому в своей деятельности суды реализуют как общие, так и специфические направления. К примеру, функцией судебных органов власти является применение норм юридической ответственности к лицам, нарушившим правопорядок, а также восстановление гражданской справедливости.

Итак, мы попытались выяснить, что собой представляет судебная власть. Функции, признаки и ряд иных особенностей позволили определить ключевые моменты представленной категории. Следует отметить, что в современном обществе судебная система и одноименная ветвь власти играют значимую роль. Поэтому данную сферу деятельности необходимо модернизировать, так как в скором времени её функциональность существенно расширится.

Органы судебной власти полномочия

2.1. Понятие и признаки судебной власти

Статья 10 Конституции закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Идея разделения властей не нова. Как теория она была сформулирована еще в XVIII в. французским философом Ш. Л. Монтескье. «В каждом государстве, – указывал он, – имеется власть законодательная, исполнительная и судебная. Все эти власти должны быть разделены, так как если судья станет законодателем, то свобода граждан окажется во власти произвола. Если судебная власть будет соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем».

В настоящее время термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. В зависимости от контекста он может обозначать: суд (абстрактный или конкретный); систему органов государства, осуществляющих правосудие; средство защиты интересов граждан и способ разрешения споров; компетенцию судов и судей. Есть и другие варианты употребления данного термина. Многозначность термина «судебная власть» подчеркивает, что институт, который он обозначает, также можно понимать по-разному. Мы выделяем две стороны понимания судебной власти: структурное и функциональное. Структурное понимание подразумевает под судебной властью систему специальных государственных органов – судов; функциональное – специфическую функцию суда.

Судебную власть можно охарактеризовать по ряду признаков.

Первый признак вытекает из Конституции, согласно которой судебная власть – это вид государственной власти. Сам термин «власть» обозначает наличие полномочий и возможностей их реализации. Прилагательное «судебная» конкретизирует, кому принадлежат полномочия. Отсюда следует второй признак.

Второй признак– судебная власть принадлежит только судам. О судах как специальных органах будет сказано ниже.

Третий признак судебной власти – исключительность. Полномочия, предоставленные судебной власти, предоставляются только ей. Никакие другие органы не могут дублировать судебную власть ни при каких обстоятельствах.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Четвертый признак судебной власти представляет собой триединство таких свойств, как независимость, самостоятельность, обособленность.

Независимость означает, что суд при принятии решений по делу не связан чьей-либо волей. Решение суд принимает самостоятельно. Судья зависит только от закона, правосознания и совести. Независимость – это не только право суда, но и его обязанность. Судьи обязаны противостоять любым попыткам посягнуть на свою независимость, опираясь на закон, который предусматривает целый набор гарантий независимости судей – материальных, социальных, гарантий безопасности и т. д.

Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом. Суд не обязан (да и не вправе) советоваться с кем-либо по поводу принятия промежуточных и тем более итоговых решений по делу. Решения суда не нуждаются ни в чьем санкционировании и утверждении.

Обособленность судебной власти вытекает из ее независимости и самостоятельности. Это означает, что суды образуют автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Различные ветви власти взаимосвязаны. Судебная власть, в частности, немыслима без власти законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т. п. Кроме того, исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.

Пятый признак – особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

Судопроизводство – специфическая деятельность органов судебной власти. Оно начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства – конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное.

Шестой признак – подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус судебной власти, она не может действовать по собственным правилам. Выше уже отмечалось, что суд зависит только от закона.

На основании приведенных признаков сформулируем определение судебной власти: судебная власть – это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам – судам – для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Определение судебной власти как суда или системы судов также не является ошибкой. Его надо рассматривать как дополнительную структурную характеристику понятия «судебная власть».

9. Суд как орган судебной власти

9. Суд как орган судебной власти

Понятие «суд» имеет несколько значений. Это и государственный орган, осуществляющий правосудие, и само судебное разбирательство, и здание, в котором размещается это учреждение, и судьи, единолично рассматривающие дела.

Суд, осуществляющий судебную власть, является государственным органом. Иные организации, в названии которых содержится слово «суд» (например, товарищеский суд), не обладают судебной властью в том смысле, который определен Конституцией РФ. Конституция РФ и закон «О судебной системе РФ» предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти : Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи.

Суд представляет собой учреждение, где обычно работают не один, а несколько судей. Судебная власть осуществляется по конкретным делам так называемыми судебными составами. Рассматривать дело по существу могут судья единолично, коллегия из трех судей, судья и два народных заседателя, суд присяжных. Но и один судья, и судья с народными заседателями, и коллегия являются судом, так как действуют от имени государства.

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, определенной законом. Районный (городской) суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд не только рассматривает уголовные дела, но и проверяет обоснованность и законность решений районного. Арбитражные суды могут рассматривать только арбитражные дела, а принять к своему производству гражданское или уголовное дело не имеют права.

Юрисдикция (право решать правовые вопросы) каждого суда распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное образование Вооруженных Сил Российской Федерации (гарнизон, военный округ). Название суда соответствует территориальной или структурной сфере его деятельности. Кроме того, в системе арбитражных судов действуют федеральные арбитражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-территориальным делением.

Похожие главы из других книг

1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ

1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ Исходя из принципа разделения власти Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ). Как и другие ветви государственной власти, она обладает рядом

3. Министерство сельского хозяйства, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в области управления сельским хозяйством

3. Министерство сельского хозяйства, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в области управления сельским хозяйством Деятельность Минсельхоза регулируется положением «О Министерстве сельского хозяйства» от 24 марта 2006 г. Министерство

СТАТЬЯ 5. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности

СТАТЬЯ 5. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1. В целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской

Глава 12. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

Глава 12. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ Статья 40. Организация федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг является федеральным органом исполнительной

Статья 19.7.3. Непредставление информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков

Статья 19.7.3. Непредставление информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его

Статья 19.7.4. Непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении государственного или муниципального контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган

Статья 19.7.4. Непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении государственного или муниципального контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти

Статья 23.68. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов

Статья 23.68. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов 1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению

17.1. Конституционные основы судебной власти

17.1. Конституционные основы судебной власти

8. Понятие судебной власти

8. Понятие судебной власти В системе правоохранительных органов Российской Федерации суды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветви государственной

Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления

Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления 1. Сотрудник полиции, избранный (назначенный) членом Совета Федерации

§ 4. Исполнительный орган власти решает передать Крым Украине на основании «целесообразности». И что из этого получилось

§ 4. Исполнительный орган власти решает передать Крым Украине на основании «целесообразности». И что из этого получилось Уже говорилось о том, что передача Крыма Украине произошла в директивном, закрытом порядке высшим партийным органом, причем мимоходом, одиннадцатым

Конституционные основы судебной власти в РФ

Конституционные основы судебной власти в РФ Конституционные принципы судопроизводства в РФ провозглашаются в гл. 7 Конституции и развиваются в соответствующих законах. Эти принципы следующие:? правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом;? судебная

36. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности

2.1 Федеральное Собрание России как орган государственной власти и обеспечения правопорядка

2.1 Федеральное Собрание России как орган государственной власти и обеспечения правопорядка Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю, однако, в отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в

§ 1. Транспарентность судебной власти — исходные предпосылки

§ 1. Транспарентность судебной власти — исходные предпосылки Цели расширения сферы транспарентности судебной деятельности в развивающемся миреПризнание транспарентности необходимым условием деятельности судебной системы является одной из наиболее последовательных

Глава 5. Влияние судебной власти на состояние законности и обеспечение судебной защиты

Глава 5. Влияние судебной власти на состояние законности и обеспечение судебной

Еще по теме:

  • Образец договор дарения доли в квартире двум несовершеннолетним детям Оформление договора дарения квартиры или ее доли на имя несовершеннолетних детей Большинство людей живут и развиваются ради благополучия своих детей. Неудивительно, что процедура дарения квартиры несовершеннолетнему еще ребенку […]
  • Образец искового заявления в суд исковое заявление о взыскании средств Исковое заявление о взыскании денежных средств Гражданские дела по рассмотрению исковых заявлений о взыскании денежных средств преобладают в судебной практике. Действительно, сейчас деньгами можно измерить практически любые имущественные […]
  • Участники в гпк рф Обеспечительные меры в гражданском процессе ГПК РФ Нормами ГПК РФ предусматривается принятие обеспечительных мер в гражданском процессе при невозможности немедленного удовлетворения исковых требований. Данная норма призвана обеспечить […]
  • Документы по получению свидетельства о разводе Как завладеть своим экземпляром свидетельства о расторжении брака после решения суда? Развод через суд в большинстве случаев протекает трудно, долго, с дележом добра и определением места жительства детей. Как можно получить свидетельство […]
  • 2018 год запрет выезда за границу Правила выезда за границу сотрудникам МВД 2014 год запомнился россиянам как год серьёзного обострения политических взаимоотношений и многочисленных санкций. На этом фоне в апреле прошлого года увидел свет достаточно специфический […]
  • Реквизиты госпошлины в ифнс за внесение изменений НОВЫЕ ФОРМЫ .РФ • Регистрация • Внесение изменений • Ликвидация Сайт используетгоссервисы: Необходимая при заполнении форм информация: Госпошлина 2018, квитанция на оплату госпошлины налоговая, госпошлина за выписку из ЕГРЮЛ, […]