Глава 19. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

После изучения девятнадцатой главы студент будет:

– виды налоговых правонарушений и меры ответственности за их допущение;

– права налогоплательщиков при применении к ним ответственности за налоговые правонарушения;

– отстаивать права налогоплательщиков в случае применения к ним налоговых мер ответственности;

– навыками защиты прав налогоплательщиков.

19.1. Понятие налогового правонарушения

До принятия части первой НК РФ действовали чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые правонарушения. При этом указанные нормы применялись в условиях недостаточной четкости и расплывчатости формулировок составов налоговых нарушений при отсутствии ясного и четкого налогового законодательства и предупредительных процедур. Кроме того, зачастую не закон, а налоговые инспекторы и их руководители определяли сам факт нарушения налогоплательщиком, налоговым агентом или плательщиком сборов налогового законодательства и соответственно размер штрафных санкций за это нарушение.

Процедура определения нарушения законодательства о налогах была чрезмерно проста для налоговых органов, они зачастую сами могли трактовать налоговое законодательство, при том, что отсутствовала четкая и ясная процедура доведения до каждого налогоплательщика многочисленных и нередко противоречивых циркуляров, которые издавали уполномоченные органы исполнительной власти. Вследствие этого, а также непомерно раздутых размеров штрафных санкций не только за уклонение от уплаты налогов, но и за неточность или небрежность при составлении налоговых отчетов, а то и просто за ошибку в расчете налогов налогоплательщики сурово наказывались. Все это привело к тому, что к моменту принятия НК РФ задолженность организаций-налогоплательщиков во все виды бюджетов и внебюджетные фонды по штрафам и пеням оказалась в два раза больше, чем основная недоимка предприятий. Поэтому при подготовке и принятии НК РФ было принято решение о существенном снижении размеров штрафов и пеней, а также о дифференциации ответственности за налоговые нарушения. В результате в НК РФ установлено порядка 30 видов составов налоговых правонарушений, в то время как до принятия Кодекса их было фактически только два. В одних случаях меры ответственности устанавливаются в процентном отношении к сумме налоговых нарушений, а в других – в четко фиксированной сумме.

Принципиально новым в НК РФ является и то, что впервые в российской налоговой практике дано достаточно четкое определение понятия налогового правонарушения.

Налоговым правонарушением является виновно совершенное противоправное (в нарушение налогового законодательства) действие или бездействие налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов, за которое НК РФ установлены соответствующие меры ответственности.

К налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов, вина которых в совершении налогового правонарушения доказана, применяются налоговые санкции. Налоговая санкция представляет собой меру ответственности за совершение налогового правонарушения. Она устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, установленных НК РФ.

1.4. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы, связанные с налоговыми правонарушениями, является НК РФ. Налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение посвящен VI раздел НК РФ.

НК РФ является не единственным источником, в котором закреплена ответственность за совершение налогового правонарушения. Объективно существующая дифференциация в проявлениях и последствиях противоправных действий (бездействий) в налоговой сфере повлекла их разделение на налоговые преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность, и налоговые правонарушения, влекущие административную ответственность. Регламентирование различных видов ответственности за совершение противоправных деяний объясняется их разнообразным характером.

Противоправность деяния и наличие санкции за данное деяние являются обязательными признаками налогового правонарушения, которые образуют его состав. Налоговым правонарушением признается действие (бездействие) при одновременном наличии 4 элементов: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны. Подробнее они рассмотрены в таблице 6.

Элементы налогового правонарушения

Т а б л и ц а 6

Название элемента налогового правонарушения

Сущность данного элемента

Урегулированные и защищенные законом блага и ценности, которым наносится вред противоправными действиями (бездействиями)

Его составные части:

1. Установленный законом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.

2. Порядок учета налогоплательщиков.

3. Порядок составления налоговой отчетности.

Противоправное действие (бездействие) субъекта правонарушения, за которое нормами НК установлена ответственность.

Юридическая вина в форме умысла или неосторожности.

Лица, совершившие правонарушение:

2. Плательщик сборов.

3. Налоговый агент.

Лица, способствующие осуществлению налогового контроля:

(Кредитная организация выступает в качестве особого субъекта правонарушения)

Существуют основания для того, чтобы деяние было квалифицировано как налоговое правонарушение, за которое наступает ответственность (рис. 6).

Рис. 6. Основания отнесения деяния к налоговому правонарушению

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

привлечение виновного лица к ответственности не освобождает его от обязанности уплатить причитающуюся сумму налога;

привлечение организации за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц от ответственности, предусмотренной законодательством;

никто не может быть повторно привлечен к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;

лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда;

лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (принцип презумпции невиновности налогоплательщика закреплен в п. 6 ст. 108 НК РФ);

если вина налогоплательщика не доказана, то и санкции не могут применяться к налогоплательщику.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 НК РФ мерой ответственности за совершение правонарушения является налоговая санкция, которая имеет и превентивное значение – предотвращение повторного совершения плательщиком налогового правонарушения. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности, налоговой санкции (рис. 7).

Рис. 7. Порядок взыскания налоговой санкции

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Субъектом ответственности может стать организация либо физическое лицо не младше 16 лет (ст. 107 НК РФ).

Поскольку налоговые правонарушения, совершенные умышленно, представляют собой большую общественную опасность, именно за них в НК РФ установлены увеличенные размеры взысканий. Например, в силу 122 НК РФ неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы или неправильного исчисления сумм налога по итогам налогового периода, выявленная при выездной налоговой проверке, влекут взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога. При этом за те же действия, совершенные умышленно, штраф взыскивается в размере 40% неуплаченной суммы налога.

Если в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговые органы выявят налоговые правонарушения, то будет принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Если будут установлены умысел и неосторожность в налоговых правонарушениях, то финансовая ответственность за налоговые правонарушения будет более жесткая.

Помимо форм вины существуют обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. В ст. 111 и ст. 112 НК РФ приведены обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения приведены на рис. 8. Данный перечень является открытым в силу того, что с 1 января 2007 г. суды и налоговые органы, рассматривающие дела о налоговых правонарушениях, получили право признавать в качестве обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения, иные обстоятельства, помимо тех, что указаны в статье 111 Кодекса.

Рис. 8. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения

В ст. 112 НК РФ перечислены обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность (рис. 9)

Представленный в статье перечень обстоятельств, также как и в ст. 111 НК РФ, является открытым. Это означает, что суды и налоговые органы на свое усмотрение могут признать то или иное обстоятельство смягчающим со всеми закрепленными в Кодексе последствиями.

В НК РФ определено, что наличие хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, влечет снижение размера налоговой санкции не менее чем в два раза. В п. 3 статьи 114 НК РФ представлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, следовательно, суд и налоговый орган по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, количества смягчающих обстоятельств, личности налогоплательщика или его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза. Также в НК РФ прописаны отягчающие обстоятельства, при наличии которых ответственность за налоговое правонарушение должна быть увеличена.

Рис. 9. Обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность

Плательщик считается привлеченным к налоговой ответственности в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции. Совершение в этот промежуток времени аналогичного правонарушения будет являться отягчающим обстоятельством и основанием для увеличения штрафа на 100%.

Согласно п. 2 статьи 108 НК РФ, никто не может быть дважды привлечен к ответственности за совершение одного и того же правонарушения. В соответствии с п. 8 ст. 101 НК РФ в решении инспекции о привлечении лица к налоговой ответственности должны быть изложены обстоятельства совершенного правонарушения и приведены ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Неисполнение налоговым органом данного требования означает недоказанность наличия события налогового правонарушения в действиях плательщика.

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет 3 года, по истечению которого налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за его совершение.

Cрок, в течение которого может быть взыскана налоговая санкция, исчисляется с даты составления акта налоговой проверки (камеральной или выездной), а не вынесения решения по ее результату. Данный срок является пресекательным, т. е. не подлежащим восстановлению. В случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Виды налоговых правонарушений, а также налоговая и административная ответственность за их совершение представлены в таблице 7.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Юридическое здоровье, Свободная газета, № 74 от 29.09.2009г.

В обществе бытует мнение, что налоговое правонарушение это только незаконное уклонение от уплаты налогов налогоплательщиками. Однако, хотя неуплата налогов и является наиболее часто встречающимся видом налоговых правонарушений, существует масса других видов деяний подобного рода.

В соответствии с действующим законодательством РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

За совершение налоговых правонарушений ответственность несут организации и физические лица (с шестнадцатилетнего возраста). Причем привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц, при наличии соответствующих оснований, от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ. Таким образом, за одно и то же противоправное деяние разные виды ответственности может нести как само физическое лицо, его совершившее, так и организация, должностным лицом которой это физическое лицо является.

Основными видами налоговых правонарушений являются:

— нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе;

— уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

— нарушение срока представления сведений об открытии или закрытии счета в банке;

— непредставление налоговой декларации;

— грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

— неуплата или неполная уплата сумм налога, сбора;

— непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, являются:

— совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

— совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом из-за болезни (в налоговый орган необходимо представить документы, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

— выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему или неопределенному кругу лиц налоговым органом, финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции;

— иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом как исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.

В качестве меры ответственности за налоговые правонарушения Налоговый кодекс РФ предусматривает налоговую санкцию, которая устанавливается и применяется в форме штрафа. Размеры штрафа определены Налоговый кодекс РФ либо в твердой сумме, либо в процентах от определенной величины.

При совокупности правонарушений (два и более) налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Размер штрафа определяется с учетом обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, если они будут установлены судом или налоговым органом и подтверждены соответствующими доказательствами.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, считается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение. При этом размер штрафа, предусмотренного Налоговый кодекс РФ, увеличивается на 100%.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, относят:

— совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

— совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

— тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

— иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

При этом размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза по сравнению с установленным размером.

Налогоплательщик не может привлекаться к ответственности, если истек срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Этот срок — три года, которые исчисляются со дня, следующего после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение, либо со дня совершения налогового правонарушения до момента вынесения решения о привлечении к ответственности.

Приведенный перечень не исчерпывает всех мер ответственности, которые могут быть применены к налогоплательщику за нарушение законодательства о налогах и сборах. При определенных обстоятельствах несоблюдение налогового законодательства может повлечь для правонарушителя и уголовную ответственность.

Надеемся, что знание своих прав и основ налогового законодательства поможет Вам избежать возникновения проблем с налоговыми органами.

Иконникова Е.А.
Юрисконсульт Центра Правовых Технологий «ЮРКОМ»

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Согласно подпункту 27) пункта 1 статьи 20 Налогового кодекса, налоговые органы обязаны привлекать к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Органы государственных доходов рассматривают следующие дела об административных правонарушениях в области налогообложения, предусмотренных КоАП:

· нарушение срока постановки на регистрационный учет в органе государственных доходов ;

· неправомерное осуществление деятельности при применении специального налогового режима ;

· осуществление деятельности в период действия решения органа государственных доходов о приостановлении представления налоговой отчетности ;

· непредставление налоговой отчетности, а также документов, связанных с условным банковским вкладом ;

· непредставление отчетности по мониторингу сделок, а также документов, необходимых для осуществления контроля при трансфертном ценообразовании ;

· нарушение мер финансового контроля ;

· сокрытие объектов налогообложения и иного имущества, подлежащих отражению в налоговой отчетности ;

· отсутствие учетной документации и нарушение ведения налогового учета ;

· уклонение от уплаты начисленных (исчисленных) сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет ;

· занижение сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет ;

· невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов ;

· выписка фиктивного счета-фактуры ;

· нарушение порядка выписки счетов-фактур ;

· нарушение законодательства Республики Казахстан в области государственного регулирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов и подакцизных товаров, за исключением биотоплива, этилового спирта и алкогольной продукции ;

· нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;

· нарушение правил маркировки (перемаркировки) алкогольной продукции, за исключением виноматериала и пива, учетно-контрольными марками и табачных изделий акцизными марками ;

· нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин ;

· неисполнение банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан;

· неисполнение кастодианами, единым регистратором, брокерами и (или) дилерами, обладающими правом ведения счетов клиентов в качестве номинальных держателей ценных бумаг, управляющими инвестиционным портфелем, страховыми организациями обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан ;

· представление заведомо ложных сведений о банковских операциях ;

· неисполнение обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан, налогоплательщиками при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе, а также невыполнение лицами требований, установленных законодательством Республики Казахстан;

· невыполнение законных требований органов государственных доходов и их должностных лиц .

При этом, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении либо позволяющие не привлекать к административной ответственности предусмотрены статьями 741, 742 КоАП.

Физическое лицо не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного коррупционного правонарушения, а также правонарушения в области налогообложения, законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании, естественных монополий и антимонопольного законодательства по истечении одного года со дня его совершения, а юридическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) не подлежит привлечению к административной ответственности за правонарушение в области налогообложения, законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании — по истечении пяти лет со дня его совершения.

Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций путем непредставления декларации, когда подача декларации является обязательной, либо внесения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и (или) расходах, путем сокрытия других объектов налогообложения и (или) других обязательных платежей, если это деяние повлекло неуплату налога и (или) других обязательных платежей в крупном размере.

Крупным размером признается сумма неуплаченного налога и(или) обязательного платежа в бюджет, превышающая 20000 МРП.

Идрисова Р.С., руководитель отдела

Управления государственных доходов «Астана- жана кала»

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

До принятия первой части НК РФ действовали чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые правонарушения. При этом указанные нормы применялись при отсутствии ясного и четкого налогового законодательства. Да и сами формулировки состава налоговых нарушений были недостаточно четкими и расплывчатыми. Кроме того, зачастую не закон, а налоговые инспекторы и их руководители определяли сам факт нарушения налогоплательщиком налогового законодательства и, соответственно, размер штрафных санкций за это нарушение. Они зачастую сами могли трактовать налоговое законодательство. При этом отсутствовала четкая и ясная процедура доведения до каждого налогоплательщика многочисленных и нередко противоречивых циркуляров, которые издавали уполномоченные органы исполнительной власти. Вследствие этого, а также непомерно раздутых размеров штрафных санкций не только за уклонение от уплаты налогов, но и за неточность или небрежность при составлении налоговых отчетов, а то и просто за ошибку в расчете налогов налогоплательщики сурово наказывались. Все это привело к тому, что к моменту принятия НК РФ задолженность налогоплательщиков-организаций во все виды бюджетов и внебюджетные фонды по пеням и штрафам оказалась в два раза больше, чем основная недоимка по налогам.

Поэтому при подготовке и принятии НК РФ было принято решение о существенном снижении размеров пеней и штрафов, а также о дифференциации ответственности за налоговые нарушения. В результате в Кодексе установлено около 30 видов составов налоговых правонарушений, в то время как до принятия Кодекса их было фактически только два. При этом четко оговорен размер штрафов по каждому конкретному нарушению налогового законодательства. В одних случаях меры ответственности устанавливаются в процентном отношении к сумме налоговых нарушений, а в других – в четко фиксированной сумме.

Понятие налогового правонарушения и порядок применения налоговых санкций

Впервые в российской налоговой практике НК РФ дает четкое определение понятий «налоговое правонарушение» и «налоговая санкция».

Налоговым правонарушением является виновно совершенное противоправное (в нарушение налогового законодательства) действие (бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлены соответствующие меры ответственности.

К налогоплательщикам, вина которых в совершении налогового правонарушения доказана, применяются налоговые санкции. Налоговая санкция представляет собой меру ответственности за совершение налогового правонарушения. Она устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, установленных НК РФ.

При этом важно подчеркнуть, что в НК РФ оговорены основополагающие принципы привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности. Основными из них являются следующие:

– любой налогоплательщик может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения только по основаниям и в порядке, предусмотренным НК РФ;

– к налогоплательщику не могут быть повторно применены меры налоговой ответственности за совершение одного и того же нарушения налогового законодательства;

– привлечение налогоплательщика – юридического лица к ответственности за совершение налогового нарушения не может освобождать его должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности;

– привлечение налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства не освобождает его от обязанности уплаты причитающихся сумм налогов;

– основанием для привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившего в законную силу;

– налогоплательщик не может считаться виновным в нарушении налогового законодательства, если эта виновность не доказана в установленном федеральным законодательством порядке;

– налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения (такая обязанность возложена на налоговые органы);

– все сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения всегда должны толковаться в его пользу.

В НК РФ содержатся условия, при которых налогоплательщик не несет ответственности за нарушение налогового законодательства. Суть этих обстоятельств состоит в следующем.

1. Вину налогоплательщика исключают действия, совершенные должностным лицом вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.

2. Налогоплательщик не несет ответственности за нарушения налогового законодательства в том случае, если он руководствовался письменными разъяснениями финансовых или других уполномоченных государственных органов и их должностных лиц. Когда данные письменные разъяснения были основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной налогоплательщиком, указанное положение не применяется.

3. Исключают вину действия, содержащие признаки налогового правонарушения, совершенные налогоплательщиком – физическим лицом, находившимся в этот момент в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния.

Кроме этих трех положений судом или налоговым органом в ходе рассмотрения соответствующих дел могут быть признаны и другие обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения.

Применение того или иного размера финансовых санкций за нарушение налогового законодательства зависит от обстоятельств, смягчающих или, наоборот, отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельством, смягчающим ответственность за нарушение налогового правонарушения, является, в частности, совершенное вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; под влиянием угрозы, принуждения или в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелого материального положения физического лица. Эти обстоятельства устанавливаются судом. При этом суд может признать смягчающими и другие, не поименованные в НК РФ, обстоятельства. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер финансового штрафа уменьшается не менее чем в два раза по сравнению с тем размером, который установлен ПК РФ.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, является совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение. При наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа увеличивается в два раза. Если налогоплательщик совершил не менее двух налоговых правонарушений, то налоговые санкции применяются к нему за каждое такое правонарушение в отдельности.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение шпаргалки

Грищенко А. В.
к.э.н., аттестованный аудитор МинФина России

В статье будут рассмотрены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Отдельно остановимся на санкциях, которые предусмотрены Налоговым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, с 1 января 2010 года внесены изменения и в Уголовный кодекс – основные изменения коснулись статей, регламентирующих ответственность за неуплату налогов в крупном и особо крупном размере.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Кроме ответственности, установленной в НК РФ, за совершение определенных видов правонарушений в сфере налогов и сборов предусмотрена административная и уголовная ответственность. Налоговым законодательством предусмотрена ответственность физических и юридических лиц за совершение налогового правонарушения, причем физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16 лет.

Главой 16 НК РФ установлены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Наиболее часто встречающиеся на практике налоговые правонарушения можно представить в виде таблицы 1.

Налоговая ответственность

Обратите внимание! Презумпция невиновности лица, привлекаемого к налоговой ответственности. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Принцип презумпции невиновности закреплен в ст. 49 Конституции РФ и п. 6 ст. 108 НК РФ. Налогоплательщик добросовестный, пока не доказано обратное (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

Административная ответственность за налоговые правонарушения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КОАП РФ установлена административная ответственность, при этом индивидуальные предприниматели приравнены к должностным лицам.

Лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена органом, рассмотревшим дело. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние; добровольное сообщение лицом о совершенном им правонарушении; предотвращение лицом, совершившим правонарушение, вредных его последствий, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним или беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и иные обстоятельства. При наличии данных обстоятельств можно применить минимальный размер штрафа.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного правонарушения в течение года; вовлечение несовершеннолетнего в совершение правонарушения; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах, в состоянии опьянения. При наличии этих обстоятельств можно применить максимальный размер штрафа.

Также возможно одновременное привлечение организации и должностного лица организации к ответственности, если статья КОАП предусматривает в качестве субъекта как должностное, так и юридическое лицо.

Ответственность за административные правонарушения в области налогообложения установлена статьями 15.3 — 15.9 и 15.11 КОАП.

Административная ответственность

Административное дело считается возбужденным с момента составления протокола. КОАП предусматривает как открытое рассмотрение дел, так и закрытое. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе: знакомиться со всеми материалами дела; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; пользоваться юридической помощью адвоката; пользоваться правом на защиту прав и законных интересов законными представителями; участвовать при рассмотрении дела.

Протокол о правонарушениях в области налогов имеют право составлять: судьи; должностные лица органов внутренних дел, налоговых и таможенных органов. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, если они имеются, место, время совершения и событие правонарушения, статья КОАП, предусматривающая ответственность, объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело. Кроме того, в протоколе должно быть указано, что лицу, в отношении которого возбуждено дело, разъяснены их права и обязанности.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого возбуждено дело. Данные лица вправе отказаться от подписания протокола, о чем должна быть сделана в нем соответствующая запись. Копия протокола по просьбе лица, в отношении которого возбуждено дело, может быть вручена под расписку. Лицо, в отношении которого возбуждено дело, вправе: ознакомиться с протоколом; представить объяснения и замечания, которые должны быть приложены к протоколу.

Протокол составляется сразу после выявления правонарушения. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, в отношении которого возбуждается дело, то протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

За преступления в сфере экономики, в том числе и налоговые, граждане привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с главой 22 УК РФ. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы.

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает два года лишения свободы.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы.

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Видами наказаний являются: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы; пожизненное лишение свободы.

Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» внес существенные изменения в Уголовный кодекс РФ в части статей, предполагающих возможность привлечения к уголовной ответственности за совершение налоговых правонарушений. Закон вступил в силу с 1 января 2010 г.

Уголовная ответственность

Еще по теме:

  • Витушко в а курс гражданского права общая часть Лекция 8. 1 Гражданское право. Общая часть 1 Гражданское право. Общая часть. Учебное пособие /Под ред. В.А.Витушко. – Мн., 1998. 2 Гражданское право: Учебник / Под ред. С.П.Гришаева. – М., 1998. 3 Гражданское право России: Курс лекций. […]
  • Уголовный кодекс российской федерации 2018 статья 105 Поправки в уголовный кодекс 15 07 2018 Изменения в Уголовном кодексе РФ с 15 июля 2018 года 15 июля 2018 года вступила в силу новая редакция Уголовного кодекса РФ. Поправки касаются уточнения состояния опьянения и освобождения от […]
  • Все равны перед законом и судом какое право Равенство перед законом и судом (англ. equality before the law and court) - в РФ общеправовой принцип, установленный в ст. 19 Конституции РФ*, согласно которому все равны перед законом и судом. Право, закон выступает в качестве равной для […]
  • О признании утратившими силу федеральных законов Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», которым вводится в новой редакции статья 15 […]
  • Коап статья 562 дискриминация Статья 5.62. Дискриминация Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального […]
  • Развод с гражданином армении Развод с гражданином Армении Развод с гражданином Армении происходит в согласии с порядком , прописанным в Семейном Кодексе РФ . По закону , в России бракоразводный процесс между гражданами России и Армении оформляется как в судебном […]