Мера пресечения — наблюдение командования воинской части

16 ноября 2015 года 09:47

Данная мера пресечения применяется к подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, которая состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств, предусмотренных п. п. 2 и 3 ст. 102 Уголовно-процессуального кодекса РФ (в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу).

Следует отметить, что данная мера пресечения носит специальный характер. Она применяется только к военнослужащему или гражданину, проходящему военные сборы.

В соответствии с ч. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий не подлежит исключению из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, если он является подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, и в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части.

Применительно к случаям, когда в отношении военнослужащего избрана мера пресечения, которая сопряжена с его пребыванием в статусе военнослужащего и в реализации которой соответственно участвует командование воинской части (в частности, наблюдение командования воинской части), указанное правомочие командования воинской части не исключать военнослужащего из списков личного состава воинской части по истечении срока военной службы — хотя при этом и увеличивается установленный законом срок военной службы, согласно позиции Конституционного Суда РФ в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как несоразмерное ограничение прав военнослужащих.

На практике данная мера пресечения, обычно избирается в отношении военнослужащих срочной службы, хотя запрет применять ее и в отношении иных категорий военнослужащих, например проходящих военную службу по контракту, лиц командного (начальствующего) состава, в законодательстве отсутствует.

Применение меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части допускается только с согласия подозреваемого или обвиняемого. Согласия командования воинской части при этом не требуется.

Наблюдение командования воинской части является должностным видом поручительства.

Постановление об избрании данной меры пресечения направляется командованию воинской части с одновременным разъяснением существа подозрения или обвинения и обязанности по ее исполнению.

Какой-либо специальной ответственности для командования воинской части за нарушение условий меры пресечения не предусмотрено.

При наличии оснований командир может быть подвергнут дисциплинарному взысканию.

В случае совершения подозреваемым, обвиняемым в период применения меры пресечения действий, для предупреждения которых она была избрана, командование воинской части обязано немедленно сообщить об этом в орган, ее избравший, для решения вопроса об отмене названной меры и применении более строгой.

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:

Наблюдение командования воинской части по решению

Наблюдение командования воинской части состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, к военнослужащему или призванному на военные сборы обвиняемому для обеспечения его надлежащего поведения (ст. 104 УПК).

Специальным условием избрания данной меры пресечения является особый статус обвиняемого (подозреваемого) – прохождение им военной службы (по призыву или контракту) или призыв на военные сборы.

В соответствии с уставами Вооруженных Сил РФ к военнослужащему обвиняемому могут быть применены такие меры как лишение права ношения оружия, постоянное пребывание под наблюдением своих начальников или суточного наряда, запреты направления на работу вне части в одиночном порядке, на назначение в караул и другие ответственные наряды, на увольнения из части, на отпуск. До разрешения уголовного дела обвиняемый может быть отстранен от занимаемой воинской должности и передан в распоряжение командира – начальника.

При избрании данной меры пресечения постановление об этом направляется командованию воинской части, которому разъясняются существо уголовного дела и его права и обязанности. Факт разъяснения отражается в протоколе или подписке.

Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым состоит в обеспечении по письменному обязательству надлежащего поведения несовершеннолетнего обвиняемого тремя категориями лиц: 1) родителями, опекунами или попечителями (это «законное» поручительство); 2) другими заслуживающими доверия лицами (как при обычном личном поручительстве); 3) должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний (должностное поручительство). Присмотр предусмотрен ст. 105 УПК.

Специальными условиями данной меры пресечения являются:

— недостижение обвиняемым на момент производства по делу возраста 18 лет.

— согласие (ходатайство) родителей, опекунов, попечителей и иных лиц. При невыполнении ими своих обязательств на них может быть судом наложено денежное взыскание в размере до 10 тыс. руб.

7. Избрание и применение залога как меры пресечения: понятие, условия и порядок.

Залог состоит во внесении или в передаче обвиняемым либо другим лицом в орган, в производстве которого находится уголовное дело, недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в РФ акций и облигаций в целях обеспечения надлежащего поведения обвиняемого (ст. 106 УПК). Сущность залога заключается в том, что обвиняемый берет на себя обязательство надлежащего поведения под угрозой утраты заложенного имущества.

Залог является самой строгой психолого-принудительной мерой пресечения, дает наибольшие гарантии надлежащего поведения обвиняемого и потому избирается только по решению суда. В качестве залогодателя может выступать как сам обвиняемый (подозреваемый), так и другие физические или юридические лица.

Вид предмета залога и его размер определяется судом с учетом ходатайства об избрании данной меры пресечения, желания залогодателя, а также характера совершенного преступления, данных о личности обвиняемого и имущественного положения залогодателя.

Специальным условием избрания залога является наличие ходатайства обвиняемого (подозреваемого) или иного лица внести требуемую сумму залога и наличие этой суммы. Если залог вносится третьими лицами, то для избрания залога обязательно согласие и самого обвиняемого (подозреваемого), так как именно его обещание о надлежащем поведении составляет суть любой психолого-принудительной меры пресечения. Однако третье лицо — залогодатель — должно заслуживать доверия (по аналогии с поручителем). Иначе залогодателем может оказаться соучастник, руководитель преступного сообщества.

Залог избирается в таком же порядке, как и заключение под стражу. Суд вправе применить залог по ходатайству заинтересованных лиц либо по собственной инициативе (с согласия залогодателя), в том числе при отказе в удовлетворении ходатайства об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста (ч. 5 ст. 107) или заключения под стражу (ч. 7.1 ст. 108), а также до внесения залога продлить срок содержания под стражей или арестом, а срок задержания продлить на 72 часа на основании п. 3 ч. 7 статьи 108.

О принятии залога судом или органом, в производстве которого находится уголовное дело, составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.

В случае ненадлежащего поведения обвиняемого залог обращается в доход государства решением суда в порядке ст. 118. При этом в отношении обвиняемого может быть избрана более строгая мера пресечения (ст. 110). В остальных случаях при прекращении применения меры пресечения в виде залога он возвращается залогодателю.

8. Основания и условия избрания в качестве меры пресечения домашнего ареста и заключения под стражу.

Содержание домашнего ареста (ст. 107 УПК) состоит в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении (территории лечебного учреждения), в котором он находится на законных основаниях, с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля в целях обеспечения надлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого). Домашний арест является физически-принудительной мерой пресечения, ибо физически изолирует обвиняемого (подозреваемого) от общества. Она избирается по решению суда без согласия обвиняемого (подозреваемого) и согласия органов, обеспечивающих соблюдение установленных ограничений.

Домашний арест предполагает ограничение обвиняемого 1) в свободе передвижения и (или) 2) в свободе общения. Свобода передвижения ограничивается запретами постоянно или в определенное время: покидать жилое помещение, здание, участок территории; посещать определенные места; выходить из жилого помещения без сопровождения. В то же, время в силу отличия домашнего ареста от заключения под стражу, обвиняемый (подозреваемый) не может быть принудительно помещен в специализированное помещение (закрытого типа).

Свобода общения ограничивается запретами вести переговоры устно, письменно или с использованием любых средств связи. Под арестом обвиняемый (подозреваемый) содержится «дома», поэтому он, как правило, не изолируется от совместно проживающих с ним лиц и имеет право с ними общаться. Не могут быть ограничены и процессуальные права обвиняемого (на общение с защитником, подачу жалоб).

При избрании домашнего ареста суд устанавливает лишь минимально необходимые ограничения. Срок пребывания под домашним арестом определяется аналогично сроку при применении заключения под стражу.

Специальным условием избрания домашнего ареста является наличие оснований для заключения под стражу, но нецелесообразность этого в силу старческого возраста обвиняемого, его плохого состояния здоровья, особого должностного положения и других обстоятельств.

Контроль за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

Заключение под стражу — самая строгая мера пресечения, которая представляет собой содержание под стражей обвиняемого (подозреваемого) в целях обеспечения его надлежащего поведения. Содержание под стражей – это пребывание обвиняемого (подозреваемого) в следственном изоляторе или ином месте, определенном Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Заключение под стражу избирается только по судебному решению и при невозможности применения другой, более мягкой меры пресечения.

Специальным условием избрания заключения под стражу является обвинение (подозрение) в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более 3 лет. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана и при обвинении (подозрении) в совершении преступления, за которое грозит наказание в виде лишения свободы менее чем 3 года, при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) Обвиняемый (подозреваемый) не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;

2) Не установлена его личность;

3) Он нарушил ранее избранную меру пресечения;

4) Он скрылся от органов расследования или суда.

Без наличия одного из этих обстоятельств заключение под стражу не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159 — 159.6, 160, 165, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 — 174, 174.1, 176 — 178, 180 — 183, 185 — 185.4, 190 — 199.2 УК РФ.

Несовершеннолетний обвиняемый (подозреваемый) может быть заключен по стражу только при условии, что он обоснованно обвиняется (подозревается) в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести.

9. Порядок избрания и применения в качестве меры пресечения домашнего ареста и заключения под стражу

В досудебном производстве следователь с согласия руководителя следственного органа и дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство об избрании заключения под стражу, о чем выносится мотивированное постановление. К постановлению прилагаются те материалы, которых, по мнению лица, заявившего ходатайство, будет достаточно для подтверждения наличия условий, оснований, мотивов избрания заключения под стражу.

Постановление о возбуждении ходатайства с приложениями незамедлительно направляется в районный суд. Если подозреваемый задержан в порядке ст. 91-92 УПК, то судья должен получить указанные материалы не позднее, чем за 8 часов до истечения срока задержания.

Ходатайство об избрании заключения под стражу рассматривается единолично судьей2 районного (гарнизонного военного) суда по месту предварительного расследования в течение 8 часов с момента поступления ходатайства в суд. В судебном заседании обязательно участвуют обвиняемый (подозреваемый), защитник, прокурор. Наряду с прокурором могут участвовать следователь или дознаватель. Неявка участников процесса (кроме прокурора, обвиняемого или подозреваемого) не является препятствием для рассмотрения ходатайства.

По общему правилу в судебном заседании о рассмотрении ходатайства об избрании заключения под стражу обязательно участие самого обвиняемого (подозреваемого). Исключение из запрета «заочного ареста» составляет тот случай, когда обвиняемый объявлен в международный розыск (ч. 5 ст. 108 УПК).

В результате рассмотрения ходатайства судья выносит одно из трех мотивированных постановлений: об избрании заключения под стражу, об отказе в удовлетворении ходатайства, о продлении срока задержания на 72 часа для представления дополнительных доказательств, подтверждающих обоснованность или необоснованность заключения под стражу (ч. 7 ст. 108 УПК).

Решение суда об избрании меры пресечения может быть обжаловано в апелляционном, а затем и кассационном порядке. При этом для обжалования данного решения действуют специальные нормы (ч. 11 ст. 108), которые предусматривают подачу апелляционной жалобы или представления в течение 3 суток со дня вынесения решения и их рассмотрение не позднее 3 суток со дня поступления.

Постановление судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу провозглашается и направляется следователю (дознавателю), который возбудил ходатайство, прокурору, обвиняемому (подозреваемому). Его защитник и законный представитель вправе получить копию постановления по их просьбе. Копия решения суда должна быть направлена и начальнику места содержания под стражей, а также потерпевшему.

О месте содержания под стражей, а также об изменении места содержания под стражей ведущий процесс орган незамедлительно уведомляет: родственников обвиняемого (подозреваемого), командование воинской части (если обвиняемый или подозреваемый является военнослужащим), начальника органа внутренних дел, в котором проходит службу задержанный арестованный сотрудник, секретаря Общественной палаты РФ, соответствующую общественную наблюдательную комиссию (если подозреваемый является членом такой комиссии), посольство или консульство того государства, гражданином которого является обвиняемый (подозреваемый), защитника обвиняемого (подозреваемого).

Если у заключенного под стражу имеются иждивенцы и остается без присмотра имущество, то следователь, дознаватель обязаны принять меры попечения о них, о чем уведомить обвиняемого или подозреваемого.

Исполнение заключения под стражу как непроцессуальная деятельность регулируется Федеральным законом РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и изданными на его основе Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей.

10. Сроки содержания под стражей в качестве меры пресечения.

Срок содержания под стражей установлен отдельно для дознания (ст. 224), предварительного следствия (ст. 109) и для судебного производства (ст. 255 УПК).

При производстве дознания заключение под стражу избирается в исключительных случаях сначала на срок до 10 суток (ст. 100 УПК), затем на срок до 30 суток (соответствующий обычному сроку дознания). Однако этот срок в случае продления сроков дознания до 6 месяцев (ч. 4 ст. 223 УПК) может быть также продлен до 6 месяцев (ч. 4 ст. 224 УПК) судьей районного суда по ходатайству дознавателя с согласия прокурора районного уровня.

В ходе предварительного следствия срок содержания под стражей первоначально составляет 2 месяца с момента фактического задержания. Этот срок может быть продлен в пять этапов:

1) до 6 месяцев (еще на 4 месяца) судьей районного или военного суда соответствующего уровня в порядке, предусмотренном для избрания данной меры пресечения при невозможности закончить предварительное следствие в 2 месячный срок и избрания иной, более мягкой меры пресечения;

2) свыше 6 месяцев, но до 12 месяцев допускается с согласия руководителя соответствующего следственного органа уровня субъекта РФ по делам о тяжких или особо тяжких преступлениях при особой сложности уголовного дела;

3) от 12 до 18 месяцев допускается при наличии особых условий: а) исключительных обстоятельств; б) при обоснованном обвинении в совершении особо тяжкого преступления; в) при согласии при согласии в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета РФ либо руководителя СО соответствующего федерального органа исполнительной власти; г) решение принимается судьей суда уровня субъекта РФ.

4) Продление предельного – 6, 12 или 18 месячного срока содержания под стражей допускается только для ознакомления обвиняемого с материалами оконченного предварительного расследования, при условии, что ознакомление было начато не позднее 30 суток до истечения предельного срока содержания под стражей и этого времени оказалось недостаточно стороне защиты для ознакомления с делом. На четвертом этапе срок содержания под стражей продляется судом уровня субъекта РФ с согласия руководителя следственного органа этого же уровня.

5) Продление еще до 30 суток возможено в случае, когда к моменту направления уголовного дела прокурором в суд срок содержания под стражей оказывается недостаточным для подготовки судом судебного заседания.

Срок содержания под стражей в судебном производстве составляет 6 месяцев с момента поступления дела в суд или с момента избрания судом данной меры пресечения. По истечении шестимесячного срока содержания под стражей подсудимого суд вправе неоднократно продлевать этот срок каждый раз не более чем на 3 месяца по делам о тяжких или особо тяжких преступлениях.

Как в досудебном, так и в судебном производстве решение суда о продлении срока содержания под стражей может быть обжаловано. Обжалование не приостанавливает исполнение меры пресечения.

11. Наложение ареста на имущество: понятие, основания, цели, условия.

Наложение ареста на имущество – это превентивно-обеспечительная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит в действиях по предупреждению сокрытия или отчуждения имущества с целью обеспечить исполнение приговора в части имущественных взысканий (ст. 115-116 УПК).

К имущественным взысканиям относятся: а) удовлетворение гражданского иска, заявленного в уголовном деле (ст. 44, 309 УПК; б); применение иной меры уголовно-правового характера в виде конфискации имущества (ст. 104.1. УК РФ); в) другие имущественные взыскания с обвиняемого или гражданского ответчика, связанные с данным уголовным делом (взыскание процессуальных издержек с осужденного – ч. 1 ст. 132 УПК, наложение денежного взыскания на законных представителей несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого за неисполнение обязанностей по присмотру – ст. 117 УПК).

Специальным условием данной меры принуждения является возможность взыскания имущества, а основанием – обоснованное предположение о его возможном сокрытии или отчуждении.

Арест накладывается на имущество, принадлежащее подозреваемому, обвиняемому или лицам, несущим материальную ответственность по закону за их действия. Закон (ч. 3 ст. 115 УПК) предусматривает возможность ареста имущества, находящегося у других лиц, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, экстремистской деятельности (экстремизма), организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации). Иным лицам, на чье имущество наложен арест, и которые не являются в деле подозреваемыми, обвиняемыми или гражданскими ответчиками, должны предоставляться достаточные правовые гарантии защиты своего права собственности, в том числе и в суде.

Арест не налагается на имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствие со ст. 446 ГПК РФ.

Наложение ареста на имущество производится только по решению суда (п. 9 ч. 2 ст. 29 УПК). Порядок исполнения постановления о наложении ареста на имущества аналогичен порядку производства обыска. Наложение ареста отменяется на основании постановления ведущего процесс следователя, дознавателя, судьи и определения суда, когда отпадают основания для применения ареста.

Существенными особенностями обладает исполнение решения о наложении ареста на имущество трех отдельных видов.

1. Арест денежных средств и иных ценностей, находящихся на счете, во вкладе или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

2. Арест недвижимого имущества;

3. Арест ценных бумаг. Не подлежат аресту ценные бумаги на предъявителя, находящегося у третьего лица – добросовестного приобретателя.

1 При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производится, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним (ч. 4 ст. 96 УПК).

2 Полномочия по рассмотрению в досудебном производстве ходатайств об избрании заключения под стражу не могут быть возложены на одного и того же судью на постоянной основе (ч. 13 ст. 108 УПК).

Наблюдение командования воинской части

Наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК) заключается в принятии командованием воинской части мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для того, чтобы обеспечить надлежащее поведение подозреваемого (обвиняемого) военнослужащего.

Данная мера пресечения применяется только в отношении военнослужащих или лиц, призванных на военные сборы. Ее избрание допускается лишь с согласия подозреваемого (обвиняемого).

В сравнении с личным поручительством, при избрании рассматриваемой меры пресечения не требуется ходатайства командования воинской части о взятии на себя обязательств по обеспечению надлежащего поведения подозреваемого (обвиняемого). Не требуется также и согласия командования. Решение о мере пресечения вправе самостоятельно принять орган расследования, но при этом командование не может отказаться от возложенной на него обязанности обеспечить наблюдение за подозреваемым (обвиняемым) военнослужащим. Об избрании меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части выносится постановление. Наряду с ним оформляется обязательство подозреваемого (обвиняемого) военнослужащего.

Постановление об избрании меры пресечения направляется командованию воинской части, где разъясняются существо подозрения или обвинения и обязанности по исполнению этой меры пресечения. Военнослужащие, в отношении которых применена данная мера пресечения, лишаются на это время права ношения оружия, постоянно пребывают под наблюдением своих начальников или суточного наряда, не направляются па работу вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул и другие ответственные наряды.

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым

Данная мера пресечения может применяться к несовершеннолетним, т.е. к подозреваемым (обвиняемым) в совершении преступления в возрасте до 18 лет. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК) состоит в принятии на себя заслуживающими доверие лицами обязательства обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего, что включает: запрет покидать постоянное или временное место жительства; явку несовершеннолетнего по вызовам следователя (дознавателя, суда); отсутствие попыток воспрепятствовать производству по делу. Кроме того, должны быть обеспечены надлежащее поведение несовершеннолетнего в быту, продолжение учебы, профессиональной подготовки.

Несовершеннолетний может быть отдан под присмотр родителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц. Это могут быть как родственники несовершеннолетнего, так и другие лица. Дознаватель, следователь должен удостовериться, что данное лицо имеет возможность контролировать поведение несовершеннолетнего и способно оказать на него положительное воздействие. Если лиц, берущих несовершеннолетнего под присмотр, несколько, они должны действовать согласованно. Несовершеннолетний может быть отдан и под присмотр законного представителя, участвующего в деле, а также должностных лиц специализированного детского учреждения, в котором он находится.

Согласие несовершеннолетнего на применение к нему данной меры пресечения не требуется.

Дознаватель, следователь выносит постановление об отдаче несовершеннолетнего под присмотр, копия которого вручается ему под расписку. Лицо, принимающее несовершеннолетнего под присмотр, дает подписку, в которой указываются: сущность обвинения (подозрения); характер надлежащего поведения несовершеннолетнего, которое должно быть обеспечено; ответственность за нарушения со стороны несовершеннолетнего.

Мера пресечения считается нарушенной, если обвиняемый (подозреваемый) покинул место жительства, не является по вызовам или каким-либо способом препятствует производству по уголовному делу. На каждого из лиц, которые приняли на себя обязательство по присмотру за несовершеннолетним, судом может быть наложено денежное взыскание в размере до 10 тыс. руб. Для этого дознаватель, следователь составляет протокол о нарушении, который направляет в районный суд для решения вопроса о взыскании.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» обращается внимание на то, что, избирая меру пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, суду необходимо руководствоваться требованиями ст. 423 УПК об обязательном обсуждении возможности применения альтернативной меры пресечения в виде передачи его под присмотр родителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а находящегося в специализированном детском учреждении — под присмотр должностных лиц этого учреждения.

Вопросы применения наблюдения командования воинской части в отношении военнослужащих

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 27.03.2017 2017-03-27

Статья просмотрена: 588 раз

Библиографическое описание:

Алексеев А. И. Вопросы применения наблюдения командования воинской части в отношении военнослужащих // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 425-428. — URL https://moluch.ru/archive/147/41159/ (дата обращения: 30.09.2018).

Данная статья посвящена исследованию вопросов, связанных с особенностями применения меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части к подозреваемым (обвиняемым) военнослужащим. В работе исследованы, систематизированы и проанализированы опыт труды ученых-процессуалистов, практический опыт военных следователей по применению данной меры пресечения. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость данной статьи заключается в попытке исследовать проблему недостаточной урегулированности применения исследуемой меры пресечения. Выработанные автором рекомендации могут быть внедрены в практическую деятельность правоохранительных органов по применению специальной меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части в отношении подозреваемых (обвиняемы) военнослужащих.

Ключевые слова: мера пресечения, наблюдение командования воинской части, командование воинской части, подозреваемый, обвиняемый, военнослужащий

Такая мера пресечения, как наблюдение командования воинской части значительно отличается от применения иных мер пресечения, так как она применима лишь по отношению к специальному субъекту — военнослужащим, которые проходят воинскую службу по призыву [1], а также к лицам, которые проходят военные сборы. По отношению к военнослужащим, проходящим военную службу на основании контракта и не пребывают на казарменном положении, применение постоянного наблюдения, несомненно, затруднительно. В юридической литературе по данному вопросу высказывается позиция о возможности применения этой меры пресечения к военнослужащим, находящимся на военном положении [2]. Только в таком случае реальным становится осуществление наблюдения за теми военнослужащими, по отношению к которым избрана указанная специальная мера пресечения.

Положения ст. 104 УПК РФ на практике реализуются с учётом специальных нормативно-правовых актов: Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495. Необходимо отметить, что данные правовые источники не содержат специальных норм, устанавливающих порядок использования наблюдения командованием воинской части: не существует конкретных ограничений по отношению к обвиняемому (подозреваемому) военнослужащему, не очерчен круг лиц, на которых можно возложить обязанности по применению данной меры пресечения, равно как и ответственность таковых при допущении нарушения избранной меры пресечения. Для того, чтобы применение данной меры пресечения оказалось эффективным, необходимо конкретное урегулирование упомянутых выше вопросов.

С целью надлежащего осуществления наблюдения командованием воинской части за обвиняемым (подозреваемым) военнослужащим следует обозначить должностное лицо, которое уполномочено осуществлять наблюдения за тем лицом, по отношению к которому избрана рассматриваемая нами мера пресечения, а также осуществлять контроль за поведением обвиняемого (подозреваемого). В юридической литературе данный вопрос рассматривает Е. А. Глухов, который отмечает, что используемый в УПК РФ термин «командование воинской части» не дает возможность точно установить должностное лицо, которое уполномочено производить наблюдение за обвиняемым (подозреваемым) военнослужащим. Е. А. Глухов отсылает нас к тому факту, что очень многие военнослужащие в то же время являются начальниками для других военнослужащих либо по должности, либо по своему воинскому званию [3]. Я. Ю. Бурлакова считает иначе — что обязательства обеспечения предупреждения правонарушений со стороны того лица, к которому применено наблюдение командования воинской части, могут быть возложены (в духе формулировки наименования меры пресечения) исключительно на собственно командование воинской части [4].

Несомненно, последнее приведенное здесь мнение заслуживает внимания, однако на практике предоставление таких полномочий только лишь командованию воинской части оказывается в значительной мере затруднительным, ведь в результате окажется, что помимо своих основных должностных обязанностей командиру (начальнику) воинской части придется осуществлять еще и непосредственное наблюдение за обвиняемым (подозреваемым). Именно поэтому мы считаем, что за обвиняемым (подозреваемым) военнослужащим следует устанавливать то наблюдение, которое по обстоятельствам представляется возможным, то есть уместно его поручить либо непосредственному командиру (начальнику)[1], либо какому-либо военнослужащему из числа офицерского состава.

Командиру воинской части для передачи соответствующих полномочий должностному лицу следует издать приказ, в котором указать то должностное лицо, на которое командир части возлагает обязанности по контролю за исполнением наблюдения командования воинской части как меры пресечения, а также основание и срок, на которые на должностное лицо возлагаются указанные полномочия [6, 7]. Копию такого приказа следует направить в орган, прежде избравший такую меру пресечения. В том случае, если наблюдение за обвиняемым (подозреваемым) военнослужащим осуществляется самим командиром воинской части, ему следует издать соответствующий приказ, в котором по воинской части объявляется, а к сведению обвиняемого (подозреваемого) военнослужащего доводится решение командира, и данное решение принимается к исполнению.

Анализ наблюдения командования части в качестве меры пресечения требует отметить, что в российском уголовно-процессуальном законодательстве не имеется перечня видов ограничений, применение которых допустимо по отношению к обвиняемому (подозреваемому) военнослужащему. В разного рода научно-практических комментариях к УПК РФ их авторы указывают, что при применении данной меры пресечения к обвиняемому (подозреваемому) военнослужащему можно использовать следующие специальные ограничения:

  1. лишение права на ношение оружия;
  2. постоянное нахождение под наблюдением суточного наряда или своих начальников;
  3. установление запрета на направление на работы вне части в одиночном порядке, увольнение из части, на отпуск, на назначение в караул, на другие ответственные наряды;
  4. отстранение обвиняемого (подозреваемого) военнослужащего от управления транспортными средствами либо временное его устранение от исполнения иных специальных обязанностей [8].

Такая позиция основывается на приказе Министерства обороны Российской Федерации от 18 августа 1994 г. № 275 «О введении в действие Инструкции органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований Российской Федерации», который, надо сказать, утратил силу еще в 2002 г. Ни один другой ведомственный документ, принятый Минобороны РФ, не устанавливает порядка применения наблюдения командования воинской части и списка ограничений, которые налагаются на обвиняемых (подозреваемых) военнослужащих при исполнении данной меры пресечения.

Уголовно-процессуальное законодательство Республики Армения подобные ограничения устанавливает непосредственно в законен. В соответствии с ч. 4 ст. 149 УПК Армении обвиняемый или подозреваемый военнослужащий, по отношению к которому применена мера пресечения в виде наблюдения командования воинской части, не может быть назначен в караул и для несения боевого дежурства, он также лишается права на ношение оружия в мирное время; кроме того, военнослужащий, не являющийся офицером или унтер-офицером, в одиночестве не может быть направлен за пределы воинской части [9]. Аналогичный подход применяется в уголовном судопроизводстве Республики Азербайджан.

С целью обеспечения надлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого) военнослужащего считаем уместным установлние в Общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации либо в УПК РФ следующих ограничений:

1) временное отстранение от исполнения должностных обязанностей;

2) временное лишение права на ношение оружия;

3) неназначение в караул и другие суточные наряды;

4) временное лишение права на управление транспортными средствами;

5) лишение очередного увольнения.

Считаем, что по отношению к военнослужащему на усмотрение командования воинской части могут быть применены одно либо несколько приведенных ограничений. При этом следует принимать во внимание:

1) характер совершенного противоправного деяния;

2) личность обвиняемого (подозреваемого) военнослужащего;

3) вероятность совершения обвиняемым (подозреваемым) военнослужащим противоправных действий.

Виды ограничений, а также срок, в течение которого они будут применяться к обвиняемому (подозреваемому) военнослужащему, было бы уместно указывать в приказе командования по воинской части.

При реализации анализируемой меры пресечения существенна роль степени воздействия на то лицо, по отношению к которому она избрана. Ограничения, применяемые по отношению к обвиняемым (подозреваемым) военнослужащим, должны иметь воспитательный характер и постоянно напоминать военнослужащему о том, что он, совершив противоправное деяние, тем самым допустил невыполнение воинского долга, почему и поставлен в специальные условия в той воинской части, где он проходит воинскую службу.

В этой связи мы считаем возможным обратить внимание на положения приказа Минобороны России от 20 октября 2016 г. № 680 «Об утверждении Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими», который регламентирует условия и порядок исполнения наказаний по отношению к осужденным военнослужащим [10]. По аналогии с п. 45 вышеуказанных Правил нам представляется уместным предпринять усиление элементов воспитательного воздействия на обвиняемого (подозреваемого) в рамках применения анализируемой меры пресечения. С этой целью за должностным лицом, которое осуществляет контроль за исполнением избранной меры пресечения, требуется закрепить обязанность проведения с обвиняемым (подозреваемым) военнослужащим воспитательную работу, при этом принимая во внимание личность обвиняемого (подозреваемого), его отношение к службе, поведение.

С учетом отдельных положений названного приказа мы полагаем возможным осуществление воспитательной работы следующим путем:

  1. в виде проведения индивидуальной воспитательной работы, которая проводится на основе психологического исследования личности каждого обвиняемого (подозреваемого) военнослужащего, а также принимая во внимание характер совершенного им противоправного деяния;
  2. путем развития художественной самодеятельности, клубной и библиотечной работы, показа кинофильмов, которые способствуют перевоспитанию обвиняемых (подозреваемых) военнослужащих, а также в ходе спортивно-массовой работы;
  3. обеспечения участия обвиняемых (подозреваемых) военнослужащих в общественной жизни.

Особое внимание следует обратить на факты нарушения обвиняемым (подозреваемым) военнослужащим избранной анализируемой меры пресечения. В соответствии с нормами действующего уголовно-процессуального законодательства командование воинской части должно без промедления донести об этом в избравший меру пресечения орган. При этом законодатель не устанавливает ответственность по отношению к лицу, осуществляющему контроль за обвиняемым (подозреваемым) военнослужащим, а также по отношению к самому военнослужащему. В этой связи следует принять позицию с ученых-процессуалистов, по авторитетному мнению которых ненадлежащее исполнение командованием обязанностей, возложенных на них в связи с реализацией ст. 104 УПК РФ, влечет за собой наказание в дисциплинарном порядке [3]. Мы полагаем возможным в положениях Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации установить в качестве нарушения ненадлежащее исполнение командиром воинской части или другим должностным лицом обязательств, предусмотренных ст. 104 УПК РФ, а также установить за него применение мер дисциплинарной ответственности.

Проведенный нами анализ позволяет сделать из рассмотренных выше вопросов следующие выводы.

  1. Нормативно-правовое регулирование правоотношений, возникающих в ходе применения ст. 104 УПК РФ, имеет комплексный характер. Уголовно-процессуальное законодательство рассматривает только лишь процедуру избрания в качестве меры пресечения наблюдения командованиявоинскойчасти. Особый правовой статус, которым наделены военнослужащие, предопределяет применение в их отношении специальных правоограничений, которые установлены общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Но эти меры в уставах не приведены. Таким образом, применяемые к военнослужащим в рамках исполнения рассматриваемой меры принуждения правоограничения не имеют должной нормативно-правовой регламентации.
  2. С целью эффективного использования меры пресечения, предусмотренной ст. 104 УПК РФ, мы полагаем целесообразным дополнить Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации положениями, которые регламентировали бы порядок применения указанной выше статьи. Для этого считаем необходимым, прежде всего, определить круг субъектов, уполномоченных на осуществление контроля за обвиняемым (подозреваемым) военнослужащим. К их числу необходимо отнести не только командира воинскойчасти, но и других лиц — непосредственных командиров (начальников), военнослужащих из числа офицерского состава. Также следует определить специальные правоограничения, которые возможно применять к военнослужащим. Наконец, надлежащему исполнению анализируемой меры пресечения будет содействовать также проведение с военнослужащими разного рода мероприятий воспитательного характера.
  3. Мы также рассматриваем в качестве возможного в положениях Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации установить в качестве правонарушения ненадлежащее исполнение командиром воинскойчасти или другим должностным лицом обязательств, которые предусмотрены ст. 104 УПК РФ, а также определить за него применение дисциплинарной ответственности.

По нашему мнению, изменения, внесенные в положения ведомственных нормативно-правовых актов, будут содействовать более эффективному применению специализированной меры пресечения по отношению к обвиняемым (подозреваемым) военнослужащим.

  1. Булатов Б. Б., Николюк В. В., Цоколова О. И. Меры пресечения в уголовном процессе: учеб.-практ. пособие. М., 2005. С. 13;
  2. И. Л. Петрухин Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) 9-е изд., перераб. и доп. М.: Проспкт, 2012;
  3. Глухов Е. А. Как наблюдает командование // Военноюридический журнал. 2007. № 9. С. 29–30;
  4. Бурлакова Я. Ю. Проблемы избрания и применения мер уголовно-процессуального пресечения, не связанных с лишением или ограничением свободы: дис. канд. юрид. наук. Владимир, 2009. С. 81–83.;
  5. Петрухин И. Л. Неприкосновенность личности и принуждение в уголовном процессе. М., 1989. С. 245;
  6. Лившиц А. Д. Меры пресечения в советском уголовном процессе. М., 1964. С. 68.;
  7. Михайлов В. А. Меры пресечения в российском уголовном процессе. М., 1996. С. 189;
  8. Безлепкин Б. Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 11-е изд., перераб. и доп. М., 2012.
  9. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Армения, принят 1 июля 1998 г. ЗР-248 (в ред. ЗР-102 от 30.09.2013). URL: http://www.arlis.am/ (дата обращения: 20.11.2016);
  10. Приказ Министра обороны РФ от 20 октября 2016 г. № 680 “Об утверждении Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими”, // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 10.11.2016);
  11. Оськина И., Лупу А. Под наблюдением // ЭЖ-Юрист. 2013. N 17–18. С. 1, 6. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 25.09.2016);
  12. «Применение специальной меры пресечения в отношении военнослужащих» Баландюк О. В., Жур.: «Психопедагогика в правоохранительных органах», Вып. № 2 (61), 2015 (дата обращения 10.10.016).

[1] В юридической литературе высказано мнение о необходимости указывать ближайшего командира (отделения, взвода, роты), который будет нести ответственность за наблюдение см., напр.: Петрухин И. Л. Неприкосновенность личности и принуждение в уголовном процессе. М., 1989. С. 245.

Еще по теме:

  • Госпошлина раздел имущества супругов Госпошлина раздел имущества супругов Из этой статьи вы узнаете особенности определения и уплаты госпошлины при разделе имущества супругов и бывших супругов. Статья актуальная на 2015 год. Обычно я рекомендую производить раздел имущества […]
  • Возврат ндфл в текущем году Образец заявления на возврат НДФЛ Закажите у нас подготовку пакета документов для получения вычета по разумной цене Перечни документов для получения налоговых вычетов Письмом ФНС от 22.11.2012 № ЕД-4-3/[email protected] утверждены следующие перечни […]
  • Можно ли подать дополнения к кассационной жалобе Stalker зов припяти 1. 6. 0. 2 трейнер : Зов Припяти: Трейнер (+9) [1. DartOreLLK добавил 5 марта 2010 в читы. 4758120854. Скачать2. 38 Мб - Stalker. zip. Теги: Трейнеры. Описание и инструкции. Insert — включить трейнер Num 1 — бессмертие […]
  • Закон о полиции обеспечение жильем Жилищные субсидии для сотрудников полиции Получение жилищной субсидии для сотрудников полиции регламентируются согласно Федеральному закону № 247-ФЗ, где обозначен механизм обеспечения жильем сотрудников полиции путем получения […]
  • Средние доходы населения европа Средние доходы населения европа Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова Денежные доходы населения стран ЕС-28 различается в 3,8 раза, денежные доходы домохозяйств - в 7,3 раза Сравнение уровней […]
  • Лайки развод РАСКРУТКА INSTAGRAM Подписчики, лайки, просмотры, комментарии. САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ! 1000 подписчиков всего 65 грн! Заказывайте от 2 000 подписчиков И получайте 1 000 лайков в подарок! Хотите заказать от 3000 подписчиков? Получайте скидку […]