Содержание:

Мировой суд в структуру судебной системы

Сущность института мирового судьи и цели его создания

Изначально необходимо определиться в понятиях «мировой судья» и «мировой суд». Относительно этого нам известно, что мировой суд это суд субъекта РФ, а мировой судья непосредственно судья субъекта РФ.

В действующем законодательстве сформулировано определение термина «мировой судья»: мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую отечественную судебную систему, осуществляют правосудие именем Российской Федерации.

Целью создания мировых судов является обеспечение реального доступа граждан к правосудию, быстрота рассмотрения дел благодаря их небольшой сложности, сокращенным срокам и некоторым особенностям судопроизводства, а также приближенность этих судов к населению.

Сущность мирового судьи выражается в отличительных признаках, которыми он характеризуется как субъект процессуальных правоотношений.

Выделяя общие и частные признаки, затрагивающие вопросы судоустройства и судопроизводства, можно составить следующий перечень признаков, характерных для института российского мирового судьи:

1) выполнение только судебных функций суда низшей судебной инстанции;

2)профессионализм (наличие высшего юридического образования и пятилетнего стажа работы по юридической профессии);

3) статус местного (локального) суда субъекта Федерации;

4)особый, более демократичный порядок наделения властными полномочиями путем выборов населением участка или законодательным органом субъекта Федерации;

5) небольшие сроки осуществления своих полномочий (сменяемость);

6) специальная ограниченная юрисдикция (т.е. рассмотрение гражданских и уголовных дел о малозначительных спорах, правонарушениях, административных проступках);

7) осуществление судопроизводства только единолично;

8) склонение сторон к примирению, ликвидации конфликта как важная цель любого вида судопроизводства;

9)использование отдельных упрощений юридических процедур в гражданском и уголовном судопроизводстве (суммарный процесс);

10) наличие апелляционного порядка пересмотра судебных решений.

Организация мировых судей подразумевает порядок, необходимые условия назначения их на должность, а также структуру разделения судебной власти и взаимоотношения ее с другими органами власти.

Таким образом, исходя из анализа законодательства, предусматривающего создание мировых судей, сущность института мировых судей выражается в том, что они являются должностными лицами, носителями судебной власти, судьями судов общей юрисдикции, судьями и судом субъекта Федерации, низшим звеном единой судебной системы, наделяемым полномочиями в особом более демократичном порядке, имеющим специальную ограниченную юрисдикцию. Как и любой субъект процессуальных правоотношений, мировой судья характеризуется своими отличительными признаками, в которых выражается его сущность.

Вывод по главе. Завершая тему становления института мировых судей, считаем необходимым отметить следующее: впервые мировые суды появились в XIV веке в Англии, в нашей стране мировая юстиция впервые была учреждена в ходе проводившейся Александром II судебной реформы Судебными Уставами от 20 ноября 1864 года. Тогда институт мировых судей просуществовал в России до 12 июля 1889, а затем был упразднен. Через 9 лет, возникла необходимость в возрождении данного института, которая обуславливалась с такими объективными причинами как: необходимость освобождения федеральных судей от рассмотрения незначительных дел в связи с увеличением количества обращений в суды, желательность ликвидации конфликтов путем активного использования примирительных процедур (восстановительное правосудие), приближение правосудия к населению с привнесением элементов контроля населения за судебной системой. В связи с этим был принят Федеральный закон от 17.12.1998 №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» который действует и в настоящее время.

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Целью создания мировых судов является обеспечение реального доступа граждан к правосудию, быстрота рассмотрения дел благодаря их небольшой сложности, сокращенным срокам и некоторым особенностям судопроизводства, а также приближенность этих судов к населению. Говоря о сущности института мировых судей, необходимо сказать, что они являются должностными лицами, носителями судебной власти, судьями судов общей юрисдикции, судьями и судом субъекта Федерации, низшим звеном единой судебной системы, наделяемым полномочиями в особом более демократичном порядке, имеющим специальную ограниченную юрисдикцию.

3.2. Структура судебной системы Российской Федерации

Структура судебной системы закреплена в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», где в ч. 2 ст. 4 указано, что в России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, а также мировые судьи субъектов РФ, которые и составляют судебную систему РФ.

Таким образом, все судебные органы образуют суды федерального уровня и уровня субъекта РФ. Такое разделение обусловлено необходимостью предоставления субъектам РФ ряда полномочий, в том числе касающихся создания некоторых органов правосудия.

Федеральными судами являются:

— Конституционный Суд РФ;

Верховный Суд РФ, суды субъектов РФ, районные суды, военные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

— Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему арбитражных судов;

— Дисциплинарное судебное присутствие.

К судам, образуемым в субъектах РФ, относятся:

— конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

В соответствии со ст. 126 Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом формах процессуальный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Согласно ст. 127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд РФ представляет собой высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, который осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью по вопросам судебной практики.

В то же время высшие судебные органы не обладают по отношению к иным судам властными полномочиями. При производстве по уголовным и гражданским делам установлен иной порядок взаимодействия между судами различных уровней, который обусловлен существованием различных звеньев судебной системы и судебных инстанций.

Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ также не находятся между собой в отношениях власти и подчинения. Они осуществляют правосудие в рамках имеющихся у них полномочий и между собой никак не связаны.

Входящие в единую судебную систему суды вместе с тем различаются по объему своей компетенции. Принято выделять звенья судебной системы, т.е. совокупность судебных органов, наделенных полномочиями, которые выделяют их среди иных судов и по которым они одновременно совпадают по отношению друг к другу.

Поскольку Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ между собой организационно и функционально не связаны, они различных звеньев судебных органов не образуют. Звенья судебной системы выделяются в судах общей юрисдикции (при рассмотрении гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях), а также в арбитражных судах.

В судах общей юрисдикции все судебные органы подразделяются на суды следующих звеньев: основное звено -районные (межрайонные) суды; гарнизонные военные суды; мировые судьи; среднее звено — суды субъектов РФ; военные суды военных округов; высшее звено — Верховный Суд РФ.

В арбитражных судах имеются следующие судебные звенья: основное звено — арбитражные суды субъектов РФ; среднее звено — арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций; высшее звено — Высший Арбитражный Суд РФ.

Суды также подразделяются по инстанционному признаку в зависимости от того, какой вид деятельности они осуществляют. При рассмотрении гражданских, уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях выделяются суды различных инстанций.

Судебная инстанция — это суд, который выполняет определенную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дел (рассмотрение дела по существу или проверка законности и обоснованности решения, вынесенного иным судебным органом). Процессуальным законодательством выделяются суды первой, второй и надзорной инстанций.

Судом первой инстанции именуется суд, который принимает решение по существу дела, находящегося в его производстве. В качестве судов первой инстанции в зависимости от категорий гражданских или уголовных дел могут выступать мировой судья, районный суд, суд субъекта РФ, а также соответствующие военные суды. В арбитражном процессе судом первой инстанции является арбитражный суд субъекта РФ. Дела об административных правонарушениях в качестве суда первой инстанции рассматривает мировой судья.

Суды второй инстанции представляют собой судебные органы, которые проверяют по жалобам заинтересованных лиц или по представлению прокурора законность и обоснованность судебных решений, не вступивших и вступивших законную силу.

В судах общей юрисдикции, действующих в качестве судов второй инстанции, осуществляется апелляционное и кассационное производство.

В апелляционном порядке рассматриваются гражданские и уголовные дела, если решения, вынесенные по ним судом первой инстанции, еще не вступили в законную силу. Сущность апелляционного производства состоит в том, что происходит повторное исследование доказательств, и новое решение по делу может существенно отличаться от первоначального.

В отличие от апелляционного, в кассационном производстве происходит пересмотр решений по гражданским или уголовным делам, которые уже вступили в законную силу. В качестве суда кассационной инстанции выступают судебные органы, которые являются вышестоящими по отношению к суду апелляционной инстанции. Например, если уголовное дело рассматривалось в первой инстанции районным судом, то в качестве суда апелляционной инстанции будет выступать Судебная коллегия по уголовным делам суда субъекта РФ, а в качестве суда кассационной инстанции — президиум суда субъекта РФ.

Что касается арбитражного процесса, то в соответствии со ст. 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные апелляционные суды являются органами но проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. Всего в России образованы 20 арбитражных апелляционных судов, каждый из которых осуществляет проверку судебных актов, принятых арбитражными судами нескольких субъектов РФ.

В ст. 24 этого же акта указано, что кассационной инстанцией в арбитражном процессе выступают федеральные арбитражные суды округов (территория РФ условно разделена на 10 таких округов). Они являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.

Надзорную инстанцию образуют высшие судебные органы — Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Президиумы данных судов проверяют в порядке надзора вступившие в законную силу судебные акты всех остальных судов.

Место мирового суда в судебной системе Российской Федерации

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 22.05.2017 2017-05-22

Статья просмотрена: 1124 раза

Библиографическое описание:

Омельченко А. И. Место мирового суда в судебной системе Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №20. — С. 352-354. — URL https://moluch.ru/archive/154/43575/ (дата обращения: 09.10.2018).

Судебная система России представляет собой совокупность всех судов Российской Федерации, входящих в единую судебную систему, имеющие общие задачи, принципы организации и деятельности по осуществлению правосудия и реализующих посредством правосудия самостоятельную судебную власть, действующую независимо от законодательной и исполнительной власти. В Российской Федерации осуществляют деятельность федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые суды субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему России (ст.4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). Мировой суд представляет собой локальный судебный государственный орган, наделенный компетенцией по рассмотрению и разрешению судебных дел подсудных ему. Мировой суд как государственный институт обладает следующими признаками: 1) статус местного органа государства; 2) статус первичной судебной инстанции; 3) ограниченная юрисдикция; 4) использование некоторых упрощений в порядке осуществления государственных функций. В России мировой судья может осуществлять свои полномочия как единолично, так и в коллегии.

Выделяют несколько способов разрешения вопроса о месте мирового суда в судебной системе страны. Первый рассматривает суд как составную часть, нижнее звено системы судов общей юрисдикции. Мировые судьи становятся мелкими государственными чиновниками. Рассматриваемый способ был использован во Франции в XIX веке и привел к дискредитации самого института мирового суда. [1]

Второй способ признает мирового судью представителем местного суда, который входит в единую судебную систему государства, однако представляет собой ее особенную часть.

Анализируя закрепленные в нашем законодательстве тезисы о мировом суде можно сделать вывод о том, что законодатель пошел по первому варианту. Соответственно существующее административно-территориальное и федеративное устройство Российской Федерации определяет четырехзвенную систему судов общей юрисдикции РФ, в которой верховенствующую роль занимает Верховный Суд РФ, а низовым звеном является мировой суд. Таким образом, мировой суд занимает особое место. Рассматриваемый судебный орган максимально приближен к населению, что естественно облегчает доступ граждан к правосудию. Благодаря мировым судам ускорилось процессуальное разрешение дел, эффективная деятельность в свою очередь значительно облегчает работу федеральных судов.

В своей деятельности мировые суды опираются на Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, а также другие нормативно-правовые акты действующего законодательства. Однако их отличительной особенность заключается в том, что их деятельность регулируется не только федеральным законодательством, но и законами субъектов Российской Федерации. При этом в компетенцию последних входят вопросы наделения мировых судей полномочиями в виде избрания на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избрания на должность населением судебного участка, подписания и выдачи мировым судьям удостоверений, устанавливается первоначальный (не более 5 лет) и последующие (не менее 5 лет) сроки полномочий мировых судей, создаются и упраздняются судебные участки и должности мировых судей, в данном случае подразумевается установление границ судебных участков, их распределение по территории субъекта Российской Федерации. Общее число судебных участков зависит от плотности населения в конкретном регионе и определяется для каждого субъекта Российской Федерации в федеральном законе от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации». Так, например, в городе федерального значения Москве их 438, в Свердловской области — 219; в Республике Татарстан — 188; в Ненецком автономном округе — 3; в Чукотском автономном округе — 4. [2] Финансовое обеспечение деятельности мировых судей, порядок организационного, материально-технического обеспечения деятельности мировых судей также осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований такого субъекта. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют порядок, сроки и формы получения дополнительного профессионального образования мировыми судьями, утверждают Положение об аппарате мирового судьи, утверждают структуру и штатное расписание аппаратов мировых судей, с учетом мнения председателя районного суда определяют место постоянного пребывания мирового судьи, регулируют отношения, связанные с обеспечением доступа к информации о деятельности мировых судей. Положения Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» применяются с учетом требований законодательства субъектов Российской Федерации. Помимо всего вышеперечисленного законы субъектов Российской Федерации могут предусматривать: установление флага субъекта Российской Федерации на зданиях, занимаемых мировыми судьями, а также помещение флага и отличительный знак мирового судьи. Урегулировать два последних вопроса субъект Российской Федерации вправе по своему усмотрению.

Остальные вопросы правового статуса и порядка деятельности мировых судей определяются федеральным законодательством РФ. Компетенция мирового судьи включает рассмотрение уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях только по первой инстанции. Вышестоящим судом для мировых судей, пересматривающим их решения, приговоры, определения и постановления в апелляционном порядке, является районный суд.

Как уже говорилось выше мировой суд является наиболее приближенным к населению, однако это не всегда возможно на практике. Так, например, все мировые судьи судебных участков, расположенных на территории города Уссурийска, размещаются и осуществляют правосудие в одном здании, расположенном на окраине города, это приводит в результате к тому, что для части населения территориально более близким будет является районный суд, а не мировой судья.

В заключение стоит заметить, что мировые суды субъектов являются судами общей юрисдикции и входят в единую судебную систему России, в своей деятельности опираются только на законодательство Российской Федерации, никому не подотчетны. Специфика их деятельности не означает их обособленности от судебной власти в целом, тем более от иных ветвей государственной власти.

  1. Решетников Ф. М. Правовые системы мира//Москва 1993г.- С. 184
  2. Борзов В. М. Актуальные проблемы деятельности судов общей юрисдикции Российской Федерации // Москва 2017г.- С 428

Куда можно подать исковое заявление о взыскании алиментов — по месту жительства истца или ответчика?

Согласно статистике, в России разводом заканчиваются более половины браков. Однако после распада семьи родители зачастую недобросовестно относятся к своим обязанностям по материальному обеспечению детей. Для того чтобы защитить права ребенка и обеспечить ему полноценную жизнь, возникает необходимость принудительного назначения алиментов через суд.

В какой суд обращаться с заявлением — районный или мировой?

Чтобы понять, в какой именно суд подать иск о взыскании алиментов, важно знать структуру судебной системы. Категории судов:

  • республиканские/ краевые/ областные;
  • мировые;
  • районные.

Существуют также военные судебные органы, рассматривающие дела, фигурантами которых выступают военнослужащие. Однако в их компетенцию входит исключительно рассмотрение дел, связанных с преступлениями, совершенными военнослужащими, и дел, касающихся отношений солдат или офицеров со структурами Министерства обороны. Таким образом, даже если уклоняющийся от обеспечения ребенка родитель является военнослужащим, подача иска об алиментах в военный суд исключена.

Рассмотрение дел, касающихся алиментов, происходит в мировом суде. Однако существует ряд исключений из данного правила. Так, если истцу необходимо подать на алименты, при этом осуществив раздел совместно нажитого имущества стоимостью более 500 тыс. руб., исковое заявление подается в районный суд.

Районный суд также рассматривает иски, связанные с выплатной алиментов, при оспаривании родительских прав и наличии спора об установлении отцовства.

В ряде случаев назначение алиментов выполняется мировым судом по упрощенной схеме, которая предусматривает замену затратной и длительной процедуры судебного разбирательства выдачей приказа. Практика показывает, что использование этого инструмента имеет смысл лишь при согласии ответчика выплачивать алименты. Если в течение 10 дней ответчик подаст возражение, рассмотрение дела будет проводиться в исковом порядке.

Назначение алиментов на основании судебного приказа является возможным при отсутствии:

  • заинтересованности третьих лиц – ответчиком не выплачиваются алименты на других детей;
  • спора о признании отцовства;
  • требования о начислении алиментов на нетрудоспособных детей, достигших совершеннолетия;
  • требования о начислении алиментов в твердой денежной сумме.

Судебный приказ выносится за одно заседание. Рассмотрение дела предполагает быстрое разбирательство в присутствии обоих родителей ребенка.

Территориальная подсудность дел о взыскании алиментов

Разобравшись, в какой именно судебный орган требуется подать исковое заявление, истцу следует определить место проведения разбирательства. Необходимо учитывать, что деятельность мировых судей ведется по территориальным участкам, в связи с чем при рассмотрении дел о начислении алиментов берется во внимание место проживания лица, подающего иск, и родителя, уклоняющегося от материального обеспечения ребенка. Узнать территориальную подсудность дел об алиментах можно на официальном сайте суда или в приемной мирового судьи.

Общие правила

Согласно общему правилу, подача исков о назначении алиментов осуществляется по месту проживания лица, которое подает иск. Если в качестве ответчика выступает иностранец, истец вправе обращаться с заявлением о назначении алиментов в российский суд по адресу своего проживания.

После получения исполнительного листа лицу, подавшему иск, придется легализовать решение российского суда в стране проживания ответчика. Необходимо признать, что этот способ не относится к числу надежных, т.к. иностранные суды неохотно исполняют решения, которые вынесены судебными органами других государств. Поэтому рациональным считается обращение с исковым заявлением в судебный орган государства, где проживает ответчик.

Исключения

Ст. 29 ГПК РФ предусматривает в порядке исключения возможность подачи заявления о взыскании алиментов как по месту жительства ответчика, так и по месту проживания истца с ребенком. Фактически истцу предоставлено право выбирать место, где будет проходить рассмотрение дела, исходя из личного удобства.

В процессе выбора истцу следует руководствоваться тем, сможет ли он, ответчик и другие лица принимать участие в заседаниях судебного органа. Также необходимо учитывать место нахождения основной части доказательств по делу, место проживания свидетелей и ряд других обстоятельств, оказывающих влияние на продолжительность судебного разбирательства и полноту доказательной базы.

Идентификация адреса проживания ответчика производится на основании информации о его регистрации. Однако не исключена ситуация, когда ответчик не проживает по данному адресу или вовсе не имеет регистрации, а его фактическое место жительства неизвестно лицу, подающему иск. В этом случае место судебного разбирательства определяется по последнему известному адресу, по которому проживал ответчик, или адресу нахождения его имущества. При этом истец обязан предоставить в суд материалы, подтверждающие факт, что место проживания ответчика ему неизвестно.

Несмотря на то, что согласно ст. 29 ГПК РФ истцу предоставляется право выбирать суд, рассматривающий вопрос о назначении алиментов, по своему усмотрению, данная норма может применяться не во всех делах, связанных с алиментами. Например, рассмотрение исковых заявлений, которые связаны с изменением размера алиментов, производится по месту проживания ответчика.

Подавая иск о взыскании алиментов в суд по месту жительства ответчика, истцу предстоит быть готовым к тому, что посещение судебных заседаний может быть затруднено из-за удаленности места рассмотрения дела. В данной ситуации истцу можно ходатайствовать о том, чтобы рассмотрение дела проводилось в его отсутствие. Однако отказ от участия в заседаниях крайне нежелателен, т.к. истец может столкнуться с рядом сложностей (например, по причине своего отсутствия опоздать с подачей возражений).

18. Действующая судебная система рф, ее структура. Порядок образования и упразднения судов в рф.

Структура судебной системы:

Согласно ст. 4 ФКЗ «О судебной системе», судебную систему РФ составляют Федеральные суды и суды субъектов.

Конституционный Суд РФ;

Система судов общей юрисдикции:

Верховный Суд РФ

Верховные Суды республик

Суды городов федерального значения

Суд автономной области

Суды автономных округов

Система арбитражных судов:

Высший Арбитражный суд РФ

Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

Арбитражные апелляционные суды

Арбитражные суды субъектов

Арбитражные специализированные суды субъектов (по интеллектуальным правам)

Конституционные (уставные) суды субъектов

Порядок образования и упразднения судов

Согласно ст. 17 ФКЗ «О судебной системе», Конституционный Суд РФ, ВС РФ, ВАС РФ, которые созданы в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путём внесения поправок в Конституцию РФ.

Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.

Мировые судьи и Конституционные (уставные) суды субъектов создаются и упраздняются законами субъектов.

19. Звено судебной системы. Судебные инстанции.

Звено судебной системы – совокупность одноименных судов, обладающих одинаковыми судебными полномочиями (компетенцией) и находящиеся во взаимосвязи с судами соответствующей судебной подсистемы..

Суды общей юрисдикции образуют четырехзвенную систему:

3 – ВС республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. Областные и равные им суды.

2 – Районные и городские суды

1 – Мировые судьи

Военные суды образуют трехзвенную систему:

3 – Военная коллегия ВС РФ

2 – Окружные (флотские) военные суды

1 – Гарнизонные военные суды

Арбитражные суды образуют четырехзвенную систему:

3 – Арбитражные кассационные суды

2 – Арбитражные апелляционные суды

1 – Арбитражные суды субъектов

Конституционный Суд РФ не образует подсистемы судов.

Судебная инстанция характеризует этап разрешения дела, форму осуществления правосудия и полномочия суда по выполнению тех или иных форм его деятельности. Под судебной инстанцией понимается суд или его структурное подразделение, наделенное строго определенными полномочиями по разрешению дел.

Выделяют суды первой, второй (апелляционной) и кассационной инстанций, а также надзорной инстанции.

Формы осуществления правосудия:

Рассмотрение дела по первой инстанции;

Апелляционный порядок рассмотрения дела;

Рассмотрение дела в порядке кассационного производства;

Пересмотр вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора;

Возобновление производства по делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Решение суда первой инстанции может быть пересмотрено в установленном законом порядке в последующих инстанциях.

20. Мировые судьи, их место в судебной системе. Компетенция мирового судьи.

21. Требования, предъявляемые к мировым судьям. Порядок наделения их полномочиями.

Требования, предъявляемые к мировому судье, порядок назначения на должность установлены в соответствии с ФЗ «О мировых судьях» от 17.12.1998 г. ст-я 5 ( требования), ст-я 6( порядок назначения)

Гражданин РФ, достигший 25 лет.

Стаж работы по юр. проф. не менее 5 лет

Отсутствие поступков, порочащих репутацию

Сдача квалификационного экзамена и получение рекомендации квалификационной коллегии судей субъекта. ( От сдачи экзамена и предоставления рекомендации освобождается лицо, имеющее стаж работы в должности фед. Судьи не менее 5 лет.)

Мировой судья не может:

Относится к полит. Партиям и движениям

Осущ. предпринимательскую деят-ть

Совмещать работу в должности судьи с иной оплачиваемой деятельностью, кроме творческой.

Мировые судьи назначаются на должность законодательным органом субъекта, либо избираются населением соответствующего судебного участка.

Судебная система РФ (стр. 1 из 4)

1. Судебная система РФ

2. Судебное звено и судебные инстанции

3. Суды общей юрисдикции

4. Верховный суд

5. Арбитражный суд

6. Конституционный суд

7. Правовой статус судей в РФ

Суд занимает особое место среди других органов государственной власти. Задачи суда – признание виновным или оправдание человека в совершении преступления, реализация прав граждан на действия должностных лиц, рассматривает некоторые виды административных правонарушений. Другие органы не могут выполнять данные функции.

В Конституции РФ существует глава под названием «Судебная власть», устанавливающие отделение судебной власти от законодательной и исполнительной.

Конституция и федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года (в редакции от 5 апреля 2005 г.) предусматривают, что только суды обладают особым видом государственной деятельности – отправлением правосудия.

Цель данной работы – показать, что представляет собой судебная власть в Российской Федерации, принципы организации, систему и основные органы правосудия.

1. Судебная система Российской Федерации

Современная судебная система России представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.

В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции (ст.118,125,126,127) и Законом о судебной системе. Судебная система строится в соответствии с национально-государственным и административно-территориальным делением страны. Согласно ст.71 Конституции Российской Федерации, субъекты не в праве по своему усмотрению произвольно учреждать виды судов, которые не предусмотрены федеральным Законом «О судебной системе», так же они не должны устанавливать порядок организации и деятельности существующих на их территории федеральных судов. Согласно п. «г» ст.71 Конституции РФ, Российская Федерация устанавливает систему федеральных органов судебной власти, порядок их организации и деятельности.

Субъекты РФ вправе иметь собственное законодательство. В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся кадры судебных и правоохранительных органов.

В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.

Федеральный суд – орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные суды) или федеральным законом (другие федеральные суды). Согласно ст.17 ФЗ «О судебной системе», ни один суд не может быть упразднен, пока отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.

К федеральным судам относятся:

· Конституционный Суд РФ;

· федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды;

· военные и специализированные суды;

· федеральные арбитражные суды – Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

Федеральные конституционные законы предусматривают создание других судов федерального уровня. Так, Закон об арбитражных судах предусматривает учреждение межрегиональных арбитражных судов округов.

К судам субъектов РФ относятся:

· конституционные суды субъектов РФ;

Законодательством установлен исчерпывающий перечень судов, которые могут существовать в стране. Конституция не исключает возможность создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции). Для таких судов характерно рассмотрение дел, имеющих свою специфику, либо наличие особенностей в организации. Пока в РФ специализированных судов не существует.

Судебная система, существующая в настоящий момент, приобрела такой вид с 1 января 1997 года, когда был введен в действие «Закон о судебной системе».

Система судов, которая осуществляет судебную власть в данный момент, должна гарантировать:

· соблюдение суверенных прав Российской Федерации и прав субъектов Российской Федерации по реализации функций государственной власти;

· независимость судебной системы от законодательной и исполнительной ветвей власти

· доступность правосудия на равных основаниях для всех граждан;

· рассмотрение дел в судах и судьями, к подсудности которых эти дела относятся законом;

· действенная защита прав и свобод человека и гражданина в установленном законом порядке;

· право сторон на пересмотр всех приговоров и решений судов первой инстанции вышестоящим судом;

· право граждан на участие в осуществлении правосудия.

Недопустимо принятие законов, которые отменяют или умаляют самостоятельность органов судебной власти, независимость судов и судей, ограничивают судебную защиту человека и гражданина.

2. Судебное звено и судебные инстанции

Суды, которые входят в судебную систему, отличаются по объему полномочий, то есть совокупностью прав и обязанностей, которыми суд действует в определенной ситуации способом, предусмотренным законом.

Суды, которые наделены однородными полномочиями, составляют звенья судебной системы.

Судебная инстанция — суд или его структурное подразделение, выполняющий (выполняющее) конкретную судебную функцию. В зависимости от принадлежности суда к той или иной инстанции суд принимает решение по существу дела, проверяет законность и справедливость судебного акта, вступившего или не вступившего в законную силу, в том числе отменяет судебное решение ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Вся подсистема судебной власти имеет трехзвенную структуру – основное, среднее и высшее звено.

Система федеральных судов общей юрисдикции включает:

· основное звено – районные, городские (в городах без районного деления) суды

· среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, городские (в Москве и Санкт-Петербурге), суды автономной области и автономных округов;

· высшее звено – Верховный Суд РФ.

Военные суды подразделяются на:

· основное звено – гарнизонные военные суды;

· среднее звено – окружные (флотские) военные суды;

· высшее звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Система федеральных арбитражных судов включает:

· основное звено – арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов;

· среднее звено – арбитражные апелляционные суды, федеральные арбитражные суды округов;

· высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

Так же суды разделяются по их процессуальной компетенции, то есть правам и обязанностям, предоставленным законом.

Стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией – судебная инстанция. В гражданском и уголовном судопроизводстве различают суды первой инстанции, суды второй (кассационной) инстанции и суды надзорной инстанций. Также выделяется самостоятельная апелляционная инстанция.

К судам первой инстанции относятся те суды, которые уполномочены непосредственно исследовать и установить в судебном заседании обстоятельства дела и вынести по нему соответствующий судебный акт – решение или приговор.

Суд второй инстанции (кассационной) инстанции проверяет законность, обоснованность и справедливость актов суда первой инстанции, по имеющимся в деле или дополнительно предоставленным материалам.

Суды надзорной инстанции проверяют по протестам управомоченных лиц законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений судов первой инстанции, а также решения суда кассационной или нижестоящей надзорной инстанции, делая это в двух процессуальных формах: судебного надзора и возобновления производства по уголовным и гражданским делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Рассмотрим далее систему судов наиболее подробно.

3. Суды общей компетенции (юрисдикции)

Суды общей юрисдикции входят в единую систему судов страны как организационно обособленные и самостоятельные. Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на две подсистемы:

· общие (гражданские) суды, которые рассматривают общие уголовные, гражданские и административные дела:

· военные суды, которые осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ и других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Высшим звеном в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд РФ. Среднее звено представляют Верховными судами республик в составе федерального значения, краевыми судами, областными судами, судами городов федерального значения, судом автономной области и судами автономных округов. Низшее звено представлено районными судами.

Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ. К среднему звену военных судов относятся окружные (флотские) военные суды. Низшее звено военных судов состоит из гарнизонных военных судов.

Верховный Суд РФ создан в силу прямого предписания Конституции РФ. Другие суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом. Исключение составляют мировые судьи, должности которых упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, не были переданы в юрисдикцию другого суда.

Суды общей юрисдикции рассматривать уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции. Также Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций.

Еще по теме:

  • Врач взятка подстава Прокуратура выдвинула обвинение врачу за незаконное принятие взятки в 800 евро 15 Врачу выдвинуто обвинение в незаконном вымогательстве и принятии вознаграждения. За такое преступление могут лишить свободы на срок до 5 лет, приговорить […]
  • Ук рф решая вопрос о наказании Статья 73 УК РФ при наличии смягчающих обстоятельств? Подскажите пожалуйста, что значит суд не усматривает оснований для применения ст. 73 ук? Что это за основания? К примеру дело по ст. 264.1 (имеется её повторность), преступления не […]
  • Статьи о главе администрации Статья 26. Глава администрации муниципального образования Информация об изменениях: Законом РТ от 2 апреля 2005 г. N 63-ЗРТ в статью 26 настоящего Закона внесены изменения Положения статьи 26 настоящего Закона вступают в силу со дня […]
  • Ук рф ст 2281 ч 5 Ук рф: ст. 228.1 ч.3 п. а Статья 228.1. Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или […]
  • Образец договор дарения доли в квартире двум несовершеннолетним детям Оформление договора дарения квартиры или ее доли на имя несовершеннолетних детей Большинство людей живут и развиваются ради благополучия своих детей. Неудивительно, что процедура дарения квартиры несовершеннолетнему еще ребенку […]
  • Выкуп земельного участка в долевую собственность Выкуп земельного участка под ГСК В 90-е годы создан гаражный кооператив. Земельный участок предоставлен кооперативу на праве бессрочного пользования. Здание гаражей двухэтажное. Соответственно, земельный участок является неделимым. Права […]