2 семестр(переработано) / Экономика / Лекции по экономике / Экономика. Курс лекций_Янова В.В_Уч пос для юристов_2005 -384с (1)

ваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Ее основные черты:

1) многообразие форм собственности;

2) развитие научно-технического прогресса;

3) активное воздействие государства на развитие национальной экономики.

Традиционная экономика — это экономическая система, в которую научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями.

1) частная собственность на средства производства и личный труд их владельцев;

2) крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов;

3) общинное ведение хозяйства, натуральный обмен;

4) преобладание ручного труда.

Административно-командная экономика (централизо- ванно-плановая экономика) — это экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, берущим на себя функции организатора хозяйственной деятельности общества. Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства. Для административно-командной экономики характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из «центра» управления плановыми заданиями.

Основные черты административно-командной экономики:

1) основа — государственная собственность;

2) абсолютизация государственной собственности на экономические и природные ресурсы;

3) жесткая централизация в распределении экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности;

4) существенные ограничения или запрещения частного предпринимательства.

1. Путем концентрации ресурсов она может обеспечить достижение самых передовых позиций в науке и технике (достижения

СССР в области космонавтики, ядерного вооружения и т.п.).

2. Административно-командная экономика в состоянии обеспечить экономическую и социальную стабильность. Каждому человеку гарантированы работа, стабильная и постоянно возрастающая заработная плата, бесплатное образование и медицинские услуги, уверенность людей в будущем и т.д.

3. Административно-командная экономика доказала свою жизненность в критические периоды человеческой истории (война, ликвидация разрухи и т.д.).

Отрицательные стороны административно-командной экономики.

1. Исключает частную собственность на экономические ресурсы.

2. Оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйственной инициативы, исключает свободное предпринимательство.

3. Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.

Смешанная экономика органично соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия.

Смешанная экономика — тип современной социально-эко- номической системы, складывающийся в развитых странах Запада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу. Смешанная экономика носит многоукладный характер; ее основу составляет частная собственность, взаимодействующая с государственной собственностью (20-25%).

На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства (крупное, среднее, мелкое и индивидуальное предпринимательство; государственные и муниципальные предприятия (организации, учреждения)).

Смешанная экономика — это рыночная система со свойственной ей социальной ориентацией экономики и общества в целом. Интересы личности с ее многосторонними потребностями выдвигаются в центр социально-экономического развития страны.

Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Так, смешанная экономика в США характеризуется тем, что государственное регулирование здесь представлено в значительно меньшей степени, чем в других странах, т.к. размер государственной собственности невелик. Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей степени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее в США сложилась определенная форма государ- ственно-частного предпринимательства через систему правительственных законов.

Россия практически первая в мире применила опыт админист- ративно-командной экономики в форме государственного социализма. На современном этапе Россия начинает использовать основные элементы смешанной экономики.

2.2. Модели экономических систем: американская, шведская, японская. Российская модель переходной экономики

Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства. Рассмотрим некоторые наиболее известные национальные модели экономических систем.

Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, развития образования и культуры, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жизни. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.

Шведская модель отличается сильной социальной направленностью, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.

Главной для шведской модели является социальная направленность за счет высокого налогообложения (более 50% ВНП). Достоинство шведской модели — сочетание относительно высоких темпов экономического роста с высоким уровнем полной занятости, обеспечения благосостояния населения. В стране к минимуму сведена безработица, невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан.

Японская модель характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигают снижения себестоимости продукции и резкого повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества в ущерб интересам конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики.

4) эффективная система социальной защиты населения;

5) открытая, конкурентоспособная на мировом рынке экономика.

2.3. Основные экономические проблемы общества. Что производить? Как производить?

Для кого производить?

Любое общество независимо от того, насколько оно богато или бедно, решает три основных вопроса экономики: какие товары и услуги необходимо производить, как и для кого. Эти три основополагающих вопроса экономики являются решающими (рис. 2.1).

Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном районе и в данное время?

При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?

Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу?

Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг

Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве? Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами и услугами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно было бы подождать, а от чего вообще отказаться. Что необходимо в данный момент производить: мороженое или рубашки? Неболь-

шое количество дорогих качественных рубашек или много дешевых? Надо ли производить меньше товаров потребления или необходимо больше выпускать товаров производственного назначения (машины, станки, оборудование и т.д.), которые в будущем поднимут производство и потребление?

Иногда выбор может быть достаточно трудным. Существуют слаборазвитые страны, настолько бедные, что усилия большей части рабочей силы тратятся, чтобы только накормить и одеть население. В таких странах, чтобы поднять жизненный уровень населения, необходимо наращивать объемы производства, но для этого необходимы перестройка национального хозяйства, модернизация производства.

Как должны быть произведены товары и услуги? Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого экономического блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Существует далеко не один вариант строительства конкретного дома, школы, колледжа, автомобиля. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную. Одни здания строят частные лица, другие — государство. Решение о выпуске автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой — частные фирмы.

Для кого должен быть произведен продукт? Кто сможет воспользоваться товарами и услугами, произведенными в стране? Поскольку количество произведенных товаров и услуг ограничено, возникает проблема их распределения. Чтобы удовлетворить все потребности, необходимо понять механизм распределения продукта. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать пользу? Должны все члены общества получать одинаковую долю или нет? Чему должен быть отдан приоритет — интеллекту или физической силе? Будут ли больные и старики есть досыта или их бросят на произвол судьбы? Решения данных проблем определяют цели общества, стимулы его развития.

Основные экономические проблемы в различных социаль- но-экономических системах решаются по-разному. Например, в рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы (что, как, для кого) определяет рынок: спрос, предложение, цена, прибыль, конкуренция.

«Что» решается платежеспособным спросом, голосованием денег. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворять желания потребителя.

«Как» решается производителем, который стремится получить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях конкуренции производитель должен произвести и продать как можно больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.

«Для кого» решается в пользу различных групп потребителей с учетом их доходов.

1. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции, современная рыночная экономика, административно-команд- ная и традиционная экономики. В последние полтора-два десятилетия появилась смешанная экономика.

2. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйственного развития, т.к. страны различаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.

3. У российской модели переходной экономики имеются следующие характерные черты: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего предпринимательства, неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регионах страны, высокая криминализация экономики.

4. Основные вопросы экономики (что, как, для кого) решаются в различных социально-экономических системах по-разному

в зависимости от социально-экономического развития страны.

Ключевые термины и понятия

Экономическая система; типы экономических систем: традиционная экономика, рыночная экономика, административнокомандная (централизованно-плановая) экономика, смешанная экономика; модели экономических систем: японская, южнокорейская, американская, шведская; российская переходная экономика; основные экономические вопросы: что, как, для чего.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие типы экономических систем вы знаете и какова их сущность?

2» Раскройте сущность моделей экономических систем.

3. Каковы особенности российской модели переходной экономики ( в отличие от административно-командной к рыночной)?

4. Чем отличается японская модель от южнокорейской? Какие элементы этих моделей могут быть использованы в России при создании рыночной экономики?

5. На какие три главных вопроса экономики постоянно стремится дать ответ экономическая теория и в чем заключается их содержание?

6. Каким образом решаются три основных вопроса экономики (что, как, для кого) в рыночной экономике и администра- тивно-командной?

7. В чем состоят особенности развития экономических систем на современном этапе?

Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: типы, системы, традиция, обычаи, община, предпринимательство, собственность, многоукладность, саморегулирование, неравенство, план, планирование, администрирование, централизация, концентрация, государство, модели.

1. Особенность России в сравнении, с другими странами

с переходной экономикой состоит в:

а) высокой доле военно-промышленного комплекса в народном хозяйстве;

б) широком распространении кустарного производства; в) наличии свободных экономических зон; г) конкурентоспособности отраслей промышленности.

2. Можно говорить о преобладании в стране админист- ративно-командной системы исходя из степени участия государства в хозяйственных процессах, когда:

а) вмешательство государства в экономику минимально; б) государство контролирует производство основной части то-

варов и услуг в рамках государственного сектора; в) государство, сохраняя контроль над некоторыми отраслями эко-

номики, в то же время поощряет развитие частного сектора; г) все ответы верны.

3. Проблемы что, как, для кого производить могут иметь отношение:

а) только к обществу, где господствует административно-ко- мандная экономика;

б) только к рыночной экономике; в) только к традиционной экономике;

г) к любому типу экономических систем.

4. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, эта экономика:

а) административно-командная; б) рыночная; в) традиционная; г) смешанная.

2 семестр(переработано) / Экономика / Лекции по экономике / Экономика. Курс лекций_Янова В.В_Уч пос для юристов_2005 -384с (1)

ния хозяйственной деятельности, рассмотрены экономические законы общественной жизни, структура и характер теневой экономики.

Специалисты-юристы и специалисты-экономисты испытывают затруднения в своей профессиональной деятельности именно на стыке двух важнейших наук: экономики и права. Взаимодействие этих двух областей человеческого знания особенно актуально в настоящее время. Политики и экономисты пытаются разрешить важнейшие вопросы: как создать по-настояще- му правовое государство, как сформировать эффективные рыночные отношения, чтобы Россия занимала достойное место в мировой экономической системе и т.п.

Учебное пособие состоит из четырех разделов («Основы экономической теории», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Особенности переходной экономики России»). Методический аппарат учебного пособия (краткое содержание материала, выводы по темам, экономический тренинг, включающий ключевые термины и понятия, вопросы для обсуждения, тесты и кроссворды) и организует самостоятельную работу студентов, способствует лучшему усвоению учебного материала и формированию экономического мышления будущих юристов.

В этом пособии довольно сложный материал по экономике изложен в сжатой, наглядной и доступной форме, использовано особое оформление текста с помощью графиков, схем, таблиц, тестов, кроссвордов, наглядно обобщающих информацию, облегчающих его восприятие, что особенно важно для юристов.

Данное пособие преследует две основные цели:

1) помочь студентам в учебном процессе усвоить знания;

2) помочь выпускникам применять эти знания в будущей работе.

Учебное пособие ориентировано на студентов юридических факультетов, изучающих экономику; оно будет полезно и студентам других неэкономических специальностей, практикующим юристам, слушателям ФПК судебной системы и всем, кто интересуется экономическими проблемами.

Основы экономической теории

Тема 1. Введение в экономику

1.1. Предмет, функции иметоды экономики. Взаимосвязь экономикииправа

1.2. Микро- и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика

1.3. Экономическиезаконы и экономические категории. Экономическиеотношенияи ихтины

1.4. Основные этапыразвития экономической теории

1.1. Предмет, функции и методы экономики. Взаимосвязь экономики и права

Слово «экономика» греческого происхождения (oikonomike— «искусство домохозяйства»), оно означает «законы хозяйствования». В целом под термином «экономика» понимают хозяйство, в широком смысле этого слова — науку о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношениях между людьми в процессе хозяйствования. Экономика, как и любая учебная дисциплина, имеет свой предмет изучения.

Во-первых, экономика—это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом созданием необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика(района,края,области,страны),мироваяэкономика).

Во-вторых, экономика — это совокупность экономических (производственных) отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

В-третьих, экономика — это наука о выборе наиболее эффективных (рациональных) способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.

Существуют и другие определения предмета экономики, но общепризнанным в последние годы считается следующее. Экономика — это наука об оптимальном, эффектив-

ном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом.

Экономика выполняет методологическую, научно-познава- тельную, критическую и практическую функции.

Методологическая функция. Многие ученые-экономисты утверждают, что экономическая теория представляет собой не только учение, но и метод. Экономическая наука в методологическом плане учит, что надо делать и чего делать не следует, помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономическихявлений, позволяет предвидеть некоторые последствия наших практических действий.

Научно-познавательнаяфункция экономики состоитвтом, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства, процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общества невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни научно-познавательная функция экономики позволяет открыть законы, по которым развивается человеческое общество.

Критическая функция состоитв том, чтобы дать объективную критическую или позитивную оценку экономическим явлениям и процессам различных форм хозяйствования. В реальной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточны.

Практическая (рекомендательная), или прикладная, функ-

ция состоит в том, что на основании позитивной оценки экономических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйствующему субъекту в своих конкретных делах руководствоваться ее принципами и методами рационального хозяйствования. Эта функция тесно связана с экономической политикой государства, она разрабатывает социально-экономические программы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике.

Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика использует определенную совокупность методов познания.

Метод научной абстракции выделяет главное в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) отнесущественного, случайного, временного, непостоянного. Результат научной абстракции — выработка новых научных категорий (понятий), выражающих существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.

Исторический метод. Экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самойжизни, развивались, совершенствовались и какими стали в настоящее время.

Логический метод позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим и делать обоснованные выводы, глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни.

Метод анализа и синтеза. Анализ — это метод познания, предполагающий разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей, например анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез — это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое, например опре-

деление показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).

Метод индукции и дедукции. Индукция — это движение исследования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов. Анализируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь приходит к выводу, фиксирующему наличие определенных зависимостей между экономическими явлениями. Дедукция — это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипотеза — предположение о существовании определенной зависимости между экономическими явлениями и процессами, она обычно рождается на основе каких-то несистематических наблюдений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.

Экономико-математическое моделирование с применением компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические показатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. Такие модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.

Графический метод отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

Экономические эксперименты — это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности, с целью их изучения и дальнейшего практического применения.

Между экономикой и правом существует тесная взаимосвязь, особенно при создании ряда моделей, которые должны быть в национальной и мировой экономике. Чтобы решить данную задачу, необходимо законодательно обеспечить данную социальноэкономическую систему нормативно-правовыми актами.

Так, для развития рыночной экономики государство должно, как минимум, законодательно обеспечить:

1) гарантии частной собственности вообще и права частных предпринимателей в частности;

2) проведение соответствующей государственной налоговобюджетной, кредитно-денежной и валютной политики;

3) защиту экономических прав работников и неработающих граждан.

В современных условиях необходимо принять международные правовые акты и привести национального законодательства в соответствие с ними.

1.2. Микро- и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика

Экономика анализирует хозяйственную деятельность в основном на двух различных уровнях: микроэкономическом имакроэкономическом.

Микроэкономика — особый раздел экономической теории, изучающий экономические отношение между хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику. К хозяйствующим субъектам микроэкономики относятся потребители, работники, владельцы капитала, предприятия (фирмы), домашние хозяйства, предприниматели. В центре внимания микроэкономики — производители и потребители, принимающие решения по поводу объемов производства, продаж, покупок, потребления, цен, затрат и прибыли.

Микроэкономика объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему инвестируются в развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, как потребители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов и др. Микроэкономика изучает рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между производителями, потребителями и государством.

Микроэкономика как метод экономического анализа базируется на оценках и исследованиях поведения индивидуальных единиц хозяйственного процесса — предпринимателей; всякая индивидуальная единица принимается за свободную и изолированную.

Макроэкономика (национальная экономика) — раздел экономической теории, изучающий экономические процессы и явления, охватывающие национальное хозяйство, как единую систему, в которой органически соединяются все звенья материального и нематериального производства.

Основные проблемы макроэкономики — инфляция, безработица, экономический рост, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, уровень и качество жизни населения, занятость, деньги, процентные ставки, инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы государственного регулирования и т.д.

Макроэкономика как метод экономического анализа основана на оценке макроэкономических показателей, таких как валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, располагаемый доход и др.

Мезоэкономика изучает экономические явления и процессы, охватывающие все промежуточные системы или отрасли народного хозяйства (АПК, ВПК, экономику здравоохранения, экономику торговли, т.е. экономику отдельных отраслей и сфер народного хозяйства).

Мировая экономика — сумма всех национальных экономик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей.

В экономике можно выделить еще два направления экономических процессов в зависимости от области приложения ее результатов.

Позитивная (дискриптивная) экономика изучает факты и зависимости между ними, призвана исходить из накопленных знаний и опыта и отвечать на вопросы: что есть и что может быть в экономике? Практические суждения, касающиеся реального состояния экономики, называются позитивными. Основной продукт этой части экономической науки — знания, обобщения, экономический анализ, аналитический прогноз (сбор фактов, обобщение результатов наблюдения). Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций.

Нормативная экономика ставит перед собой более сложную задачу — поведать о том, что должно быть, как следует

действовать, чтобы достичь желаемых результатов. Она оперирует категориями, рецептами, содержащими на первом месте слова: надо, необходимо, следует. Теоретические суждения, рассматривающие желаемые состояния, называются нормативными. Эта экономика дает рекомендации, рецепты действий.

1.Э. Экономические законы и экономические категории.

Экономические отношения и их типы

Экономические процессы и явления в любом обществе управляются экономическими законами, которые являются объектом (исследования) изучения экономики.

Экономические законы — наиболее существенные, устойчивые и постоянно повторяющиеся объективные взаимозависимости и причинно-следственные связи в экономических процессах и явлениях. Они носят объективный характер, действуют независимо от воли и сознания людей, историчны. Так, законы рынка: закон стоимости, закон спроса, закон предложения, закон конкуренции—существуют независимооттого, знают о них участники рынка или нет. Чем глубже люди познают характер действия экономических законов, тем эффективнее могут их использовать в хозяйственной деятельности.

Экономические законы условно можно разделить на общие и специфические.

Общиеэкономическиезаконы действуютвовсехсоциальноэкономических системах (формациях), например, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон роста производительности труда, закон экономии времени, законы расширенного воспроизводства, закон стоимости, закон спроса и предложения.

Специфические законы действуют в одной общественноэкономической системе. Такими законами являются закон прибавочной стоимости, всеобщий закон капиталистического накопления, основной экономический закон социализма, закон распределения по труду, Федеральные законы РФ «О несостоя-

тельности (банкротстве)», «Об акционерных обществах», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и др.

Экономические категории — это наиболее общие понятия, отражающие существенные свойства экономических явлений, их отношения к различным проявлениям и сторонам общественной жизни. Примеры таких категорий: стоимость, цена, труд, деньги, собственность, товар и т.д. Экономические категории объективны и истинны, поскольку являются научными абстракциями, отражающими действительно существующие хозяйственные экономические связи.

Экономические (производственные) отношения — это отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства, распределения, обмена и потребления жизненно важных благ.

Можно выделить два типа экономических отношений: со- циально-экономические (отношения собственности) и органи- зационно-экономические.

Социально-экономические отношения включают в себя отношения людей к средствам производства, т.е. отношения собственности, отношения по производству материальных благ и услуг, их распределению, обмену и потреблению. Они, будучи стержневым ядром производственных отношений, определяют общественную форму производства, свойственную только одной общественно-экономической формации, и имеют исторически преходящий характер, меняющийся в результате смены форм собственности.

Основу социально-экономических отношений составляют отношения собственности на средства производства, которые определяют целевую направленность развития производства (в чьих интересах оно ведется), социальную структуру общества, его тип. Исторически известны следующие формы собственности: общественная, частная, государственная. Кроме того, имеются разновидности — промежуточные и смешанные формы собственности. Отношения собственности пронизывают все сферы экономических отношений, определяя их спе-

цифичность в сфере производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Совокупность этих отношений образует систему социально-экономических отношений данного общества.

Второй тип хозяйственных связей — организационноэкономические отношения, которые непосредственно определяются производительными силами. Они отражают организацию производительных сил, особенности определенного этапа развития факторов производства и их общественной комбинации. Это отношения, возникающие в связи с разделением, специализацией, кооперацией труда, определяются технологическим способом производства. Они обусловлены потребностями технологии организации производства. Это, например, отношения между рабочими различных специальностей, между организаторами и исполнителями, связанные с технологическим разделением труда внутри предприятия.

Организационно-экономическиеотношения подразделяют- ся на три вида:

1) разделение труда и производства;

2) сосредоточение (концентрация) производства отдельных видов товаров в тех регионах, где их производство экономически целесообразно;

3) дифференциация, специализация трудовой деятельности.

1.4. Основные этапы развития экономической теории

Экономическая мысль возникла в глубокой древности, прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы отдельной науки. Самостоятельное развитие экономика начала в эпоху зарождения капитализма. Ученые-экономисты различают множество этапов и направлений в этом развитии. Остановимся на некоторых вехах развития экономической теории (табл. 1.1).

Изучив общественные характеристики основных направлений развития экономической теории, можно сделать вывод,

Экономика — Курс лекций — Янова В.В.

Название: Экономика — Курс лекций.

Автор: Янова В.В.

Учебное пособие по дисциплине «Экономика» (для юристов) разработано в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения для студентов специальности «Юриспруденция».

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021100 «Юриспруденция» (утв. Министерством образования Российской Федерации 27.03.2000 г. № 260 гум/сп). Экономика -дисциплина федерального компонента цикла «общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Ее основные положения изучают студенты ВУЗов всех специальностей нашей страны. Учебные дисциплины могут называться по-разному: политическая экономия, экономическая теория, экономике, экономика, по основное содержание соответствующих курсов одинаково — это теоретические основы экономической жизни общества.

Оглавление
Предисловие 10
РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Тема 1. Введение в экономику 12

1.1. Предмет, функции и методы экономики. Взаимосвязь экономики и права 12
1.2. Микро- и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика 16
1.3. Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их типы 18
1.4. Основные этапы развития экономической теории 20 Экономический тренинг 25
Тема 2. Экономические системы и общие проблемы экономического развития 29
2.1.Типы экономических систем: рыночная экономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика 29
2.2. Модели экономических систем: американская, шведская, японская. Российская модель переходной экономики 33
2.3. Основные экономические проблемы общества. Что производить? Как производить?
Для кого производить? 36
Экономический тренинг 39
Тема 3. Экономические потребности, блага и ресурсы. Экономический выбор 43
3.1. Экономические блага и их классификация 43
3.2. Экономические потребности и их классификация. Закон Энгеля. Закон возвышения потребностей 45
3.3. Экономические ресурсы и их виды. Проблема ограниченности ресурсов и их занятость 49
3.4. Экономический выбор. Границы производственных возможностей и закон возрастания вмененных издержек (упущенных возможностей) 51
Экономический тренинг 57
Тема 4. Собственность в экономической системе. Экономические агенты 61
4.1. Понятие собственности и ее значение в экономической системе 61
4.2. Экономические и правовые аспекты собственности. Юридическое содержание собственности 63
4.3. Формы и виды собственности. Гражданский кодекс РФ о собственности в России 67
4.4. Экономические агенты и интересы хозяйствующих субъектов 71
Экономический тренинг 74
Тема 5. Теория общественного производства 78
5.1. Общественное производство, его сущность и цели. Экономический кругооборот. Стадии общественного производства 78
5.2. Основные факторы общественного производства и закономерности их развития 83
5.3. Простое и расширенное воспроизводство, его содержание, структура и виды. Типы экономического роста производства 87
5.4. Экономическая эффективность общественного производства 89
Экономический тренинг 94
РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА
Тема 6. Рынок и механизм его функционирования 97

6.1. Экономическая сущность рынка. Классификация рынков 97
6.2. Функции рынка: ценообразующая, информационная, регулирующая, посредническая, санирующая 100
6.3. Сущность инфраструктуры рынка.
Рыночные институты 102
Экономический тренинг 106
Тема 7. Теория конкуренции и монополии 110
7.1. Понятие, условия возникновения и в и д ы конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность 110
7.2. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Монополистические объединения 113
7.3. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики. Рыночная власть 118
Экономический тренинг 122
Тема 8. Теория спроса и предложения 126
8.1. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности 126
8.2. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса 129
8.3. Предложение. Факторы предложения. Закон предложения. Эластичность предложения 133
8.4. Равновесная цена. Механизм рыночного равновесия 136
Экономический тренинг 140
Тема 9. Рынок факторов производства и распределения доходов 144
9.1. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата, ее сущность, виды, формы, системы 144
9.2. Рынок капитала. Основной и обратный капитал. Процентная ставка и инвестиции 149
9.3. Рынок земли. Рента. Цена земли 152
Экономический тренинг 156
Тема 10. Предприятие (фирма) в сфере рыночных отношений 160
10.1. Сущность и основные черты предприятия (фирмы). Классификация предприятий (фирм) 160
10.2. Организационно-правовые формы предприятий. Коммерческие и некоммерческие организации 163
10.3. Малые предприятия. Интеграции предприятий 168
10.4. Юридические лица и их регистрация. Банкротство, его причины и последствия 171
Экономический тренинг 174
Тема 11. Издержки предприятия и его результаты 178
11.1. Экономическое содержание издержек. Виды и структура издержек предприятия (фирмы) 178
11.2. Себестоимость и классификация затрат 182
11.3. Выручка и прибыль. Принципы максимизации прибыли. Эффекты масштаба 184
Экономический тренинг 189
РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА
Тема 12. Национальная экономика
193

12.1. Национальная экономика. Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве. Национальное богатство 193
12.2. Основные макроэкономические показатели 195
12.3. Система национальных счетов: сущность и структура 198
Экономический тренинг 203
Тема 13. Экономический рост и развитие. Экономические циклы 207
13.1. Экономическое развитие и его уровень. Показатель экономического роста и развития 207
13.2. Цикличность развития экономики. Фазы экономического цикла 210
13.3. Типы экономических кризисов. Особенности современного экономического кризиса 214
Экономический тренинг 217
Тема 14. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение 220
14.1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса 220
14.2. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения 222
14.3. Макроэкономическое равновесие совокупного спроса и предложения 224
Экономический тренинг 2 2 9
Тема 15. Инфляция и безработица 233
15.1. Инфляция: сущность, виды и причины ее возникновения 233
15.2. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства 237
15.3. Сущность, причины и формы безработицы. Закон Оукена 239
Экономический тренинг 243
Тема 16. Бюджет и налоги. Бюджетно-налоговая политика 247
16.1. Государственные финансы. Государственный бюджет 247
16.2. Налоги и налоговая система 252
16.3. Классификация налогов. Виды налогов и сборов в России 255
Экономический тренинг 261
Тема 17. Банковская система. Денежно-кредитная политика 265
17.1. Деньги и их функции. Денежная система и ее агрегаты. Денежный рынок 265
17.2. Денежно-кредитная политика. Кредит: сущность, функции и виды 270
17.3. Банки и их функции. Банковская система 273
Экономический тренинг 281
Тема 18. Доходы населения и социальная политика 285
18.1. Доходы населения: сущность, виды и принципы распределения 285
18.2. Дифференциация доходов: сущность и причины 287
18.3. Социальные трансферты. Социальная политика государства 290
Экономический тренинг 296
Тема 19. Международные экономические отношения 299
19.1. Сущность мировой экономики. Международное разделение труда. Международные экономические отношения: сущность и формы 299
19.2. Мировая торговля. Внешнеторговая политика 303
19.3. Валюта: сущность и виды. Международные валютные отношения 307
Экономический тренинг 312
РАЗДЕЛ IV. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Тема 20. Концепции основы переходной экономики в России 317

20.1. Переходная экономика: сущность, закономерности, этапы 317
20.2. Экономическая политика государства в переходный период в России 321
20.3. Перестройка отношений собственности в переходной экономике. Особенности российской приватизации 325
Экономический тренинг 330
Тема 21. Становление российского предпринимательства в переходной экономике 333
21.1. Содержание и признаки предпринимательства. Основные черты предпринимателя 333
21.2. Предпринимательская среда и функции предпринимательства 339
21.3. Организационно-правовые формы предпринимательства в России 342
21.4. Формирование конкурентной среды предпринимательства 343
Экономический тренинг 353
Тема 22. Теневая экономика 357
22.1. Сущность и источники теневой экономики 357
22.2. Теневое предпринимательство в переходной экономике 365
22.3. Экономико-правовое содержание налоговых правонарушений 369
Экономический тренинг 376
Литература 379

Еще по теме:

  • Ануфриев денис адвокат Адвокат Денис Викторович Ануфриев Приветствую Вас на своем сайте! Если Вам необходима консультация или юридическая помощь адвоката в суде, то могу с уверенностью заявить - Вы имеете шанс обратиться по нужному адресу! тел.: 8 (916) […]
  • Принц чарльз и диана развод Принц Чарльз и его Камилла: двое против всех 9 апреля 2005 был непростым днем для 57-летней Камиллы Паркер Боулз. С одной стороны, после 35 лет отношений она, наконец, выходила замуж за принца Чарльза. С другой, ее нервы были натянуты до […]
  • Региональный материнский капитал ленинградская область Материнский капитал в Ленинградской области Ленинградская область является одним из тех регионов, где успешно реализуются сразу две программы материнского (семейного) капитала (МСК). Такую поддержку семей с детьми осуществляют как […]
  • Ст 272 ук рф модификация Комментарий к ст. 272 УК РФ 1. Общественная опасность преступлений в сфере компьютерной информации состоит в том, что неправомерный доступ к информации, повлекший ее уничтожение, блокирование, модификацию, копирование, нарушение работы […]
  • Месси второй ребенок родился Месси рассекретил имя своего третьего сына Вскоре в семье аргентинского футболиста случится пополнение Нападающий "Барселоны" и сборной Аргентины Лионель Месси огласил имя своего третьего ребенка. Накануне аргентинец опубликовал в […]
  • Очередь молодая семья программа по марий эл Республика Марий Эл и Йошкар-Ола — Программа Молодая семья Условия участия Участницей Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим […]