«Азбука» для родителей ( рекомендации для родителей)

Уважаемые родители!

Ежедневные методические рекомендации обязательны в логопедической группе. Без вашей помощи логопед не сможет решить коррекционных и развивающих задач, не преодолеет отставания в речевом и общем развитии ребёнка.

1. Тетрадь с зада нием вы пол уч аете в пятницу, а в понедельник приносите её в группу. В выходные выполняете все задания логопеда: делаете артикуляционную и пальчиковую гимнастику, проговариваете слова, предложения или учите стихотворение для автоматизации поставленного звука. Речевой материал для закрепления того или иного звука можно проговаривать не только дома, но и по дороге в детский сад или на прогулке.

2. Артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребёнком и самому взрослому, выразительно произнося текст и давая образец выполнения движений.

3. Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребёнка, если звук автоматизирован в стихотворном тексте. Если же звук только поставлен или автоматизирован в словах и предложениях, то в самостоятельной речи ребёнок не может произнести его правильно.

4. В выходные дни домашнее задание вы полняйте в первой половине дня. Заниматься нужно за столом, а артикуляционную гимнастику делать перед зеркалом.

5. Вместе с ребёнком найдите нужные картинки по данной лексической теме, вырежьте и наклейте их, оказывая необходимую помощь, а не выполняя за него задание.

6. Не стоит выполнять все задания сразу. Лучше заниматься несколько раз по 10 – 15 минут.

7. Занимаясь с ребёнком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.

Материал (старшая группа) по теме:
Консультации для родителей детей логопедических групп

Представлен материал для родительского уголка, который поможет родителям детей с ОНР в преодолении имеющихся речевых нарушений.

Предварительный просмотр:

Вы — первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа — Ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Две вещи Вы можете подарить своему ребенку на всю жизнь:

«Годы чудес» — так называют исследователи пер вые пять лет жизни ребенка.

Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить.

В течение этих первых лет выдаются очень суматошные дни, и родители будут недоумевать:

«Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить?!»

Но не следует забывать, что даже ровный, успокаивающий тон в ситуациях разбитых коленок, набитых шишек, раздражения взрослых может послужить основой формирования личности, укрепить связи между детьми и родителями и способствовать выработке позитивного отношения, способности воспринимать то, чему учат отец и мать.

МБДОУ МО город Краснодар «Детский сад № 190»

Консультация для родителей «Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с ОНР»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида № 190»

Гидростроителей ул., д.30, Краснодар, 350065, тел.266-42-13,

Консультация для родителей

«Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с ОНР»

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным.

Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

Выдающиеся педагоги были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном возрасте являются родители. Для правильного воспитания детей они предоставляли родителям педагогическую литературу и дидактические пособия.

Я.А. Коменский создал первую в мире энциклопедию для матерей, И.Г. Песталоцци – руководство для матерей. К.Д Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу и получать знания в общении с педагогами. В.А Сухомлинский говорил о непрерывности и единстве семейного и общественного воспитания, основанного на сотрудничестве между родителями и педагогами.

Л.Ф. Островская , Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова и др. разработали содержание и формы и методы работы ДОУ с семьей (посещение семьи, консультации, беседы, родительские собрания)

Педагоги, работающие по проблемам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями (Хватцев М.С., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Миронова С.А., Каше Г.А. и др.) говорят о том, что участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат и вовлекать родителей в воспитательный процесс.

Задержки в формировании речи обусловлены рядом факторов. Один из них – это неблагоприятное влияние языковой среды, то есть недостаточное речевое общение ребенка с матерью. Исследования показывают, что возникновение речевых нарушений у детей в определенной мере связано со стилем их общения с матерью: чем сильнее выражена материнская холодность при общении с ребенком, тем выше вероятность возникновения речевых расстройств. Так, особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить речевое развитие ребенка.

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом — важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения. Нецеленаправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребенка на логопеда и воспитателей не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.

Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том что, современным родителям нужна постоянная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Для того, чтобы повысить уровень речевого развития ребенка, необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна предусматривать обучение родителей общению с детьми в игровой форме. Также в ДОУ и семье должны создаваться условия для общего и речевого развития детей.

Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.

Противоречиевыбранной темы заключается в следующем: работу с семьей учителя – логопеды считают необходимой и в то же время не все к ней готовы. Чаще общение строится на уровне взаимных претензий или формально. Для благополучного речевого развития ребенка требуются иные взаимоотношения семьи и учителя – логопеда, а именно — сотрудничество, взаимодействие, доверительность. Все это требует пересмотра содержания и форм работы с родителями. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и помощниками.

Цель работы:поиск эффективных форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями.

Объектом данной работы является уровень педагогической культуры родителей.

Предмет: формы иметоды работы учителя-логопеда с родителями

Гипотеза:взаимосвязь работы учителя – логопеда и родителей будет способствовать их активному включению в коррекционный процесс, если:

  • работа будет строиться целенаправленно, систематично, планово, содержать разные формы;
  • логопед будет иметь индивидуально – дифференцированный подход к каждому родителю и ребенку;
  • внимание родителей будет привлекаться к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми;
  • отношение между родителями и логопедом будут доброжелательные, и их общая цель будет направлена на коррекцию речевых нарушений ребенка.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту.

2. Подобрать наиболее оптимальные формы и методы взаимодействия с семьей, учитывая индивидуальность каждого из родителей.

3. Рационально спланировать работу с родителями, способствующую их активному включению в коррекционный процесс и апробировать ее на практике.

4. Определить эффективность выбранных нами форм работы с родителями.

Изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребёнку и его речевому дефекту, их педагогической осведомленности .

Успех к оррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. А для этого нам необходимо лучше узнать семью воспитанника учитывая: роль всех членов семьи в воспитании ребенка; тип семейного воспитания; позицию, занимаемую родителями по отношению к ребенку.

Немаловажную роль в комплексной работе с семьей играет анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год, а также, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, и педагогическую осведомленность. Опираясь на технологию изучения семьи, предложенную О.В. Солодянкиной, родителям предлагалось заполнить анкету с вопросами типа: Кому из родителей ребенок отдает предпочтение? Кто чаще занимается с ребенком? Какие черты беспокоят вас в его характере? Обращается ли ребенок к вам за помощью и т.п. После анкетирования были проанализированы отношения между взрослыми и детьми в семье. Так, 50% родителей предъявляют разные требования к ребенку, 31,25% родителей редко общаются с детьми, в основном с ними общаются бабушки, у 12,5% родителей наблюдается дефицит общения с детьми и только 6,25 % предъявляют одинаковые требования к ребенку.

Так, анализ результатов анкетирования помог разделить родителей на 4 группы.

1 группа:родители могут выявить лишь определенные явления и факты поведения ребенка, как правило, с ребенком занимаются редко, речевой дефект не замечают, пускают все на самотек (25 % родителей)

2 группа:родители выражают свое эмоциональное отношение к фактам, переживают из-за дефекта, занимают позицию чрезмерной опеки и контроля, не давая ребенку возможности проявить свои интересы(43,75 % родителей)

3 группа:родители стараются дать анализ явлениям раскрыть суть проблемы, принимают дефект ребенка, но им не хватает элементарной педагогической грамотности.(25% родителей)

4 группа:родители достаточно хорошо педагогически осведомлены и компетентны (6,25%)

Таким образом, из результатов анализа видно, что большинство родителей показывает низкий уровень педагогической осведомленности. Зачастую они озабочены пребыванием ребенка в логопедической группе, считают, что дефект не столь серьезен и может пройти спонтанно. Большинство родителей замечают только нарушения в произносительной стороне речи, но не берут во внимание несовершенство лексико-грамматического строя речи, нарушения в воспроизведении слоговой структуры слов. И поэтому они не пытаются поддерживать тесную взаимосвязь с педагогами группы, не видят смысла в выполнении домашних заданий с детьми дома и тем самым не стараются стать участниками педагогического процесса.

Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений. Учитывая индивидуальность каждого из родителей и принадлежность его к определенной группе, необходимо рационально спланировать работу с родителями по преодолению речевых нарушений у детей.

Учитель-логопед Щербак Л.В.

Основная часть

Какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений. Необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы. Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Работа учителя- логопеда с родителями детей определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

Цель работы с родителями — активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным.

Ожидаемые результаты:

1. Участие родителей в воспитательно-образовательной работе

2. Повышение педагогической культуры родителей

Задачи, которые я ставила, работая с родителями в течение учебного года:

  1. Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;
  2. Повысить грамотность родителей в области, развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;
  3. Формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
  4. Помочь родителям выбрать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье;
  5. Воспитывать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания.

Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.

Для целенаправленной и систематической работы с родителями было составлено планирование с указанием формы, темы и цели работ. Планирование составлено на весь учебный год по месяцам (с сентября по май). Каждый месяц подчинен определенной теме (напр. тема в ноябре «Пальчиковая гимнастика»). Прежде чем планировать работу с семьями, помимо изучения уровня осведомленности родителей по проблемам речевого развития детей, я определила круг вопросов, которые дают возможность спланировать работу с учётом интересов и желания родителей.

Руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные для нашей группы формы работы. Их можно разделить на 2 вида: просветительские и практические

Просветительские формы работы с родителями:

  1. Родительские собрания
  2. Информационные издания, стенды, папки (бюллетень «Полезная книга для родителей», ежемесячная газета «Шпаргалки для семьи», фотогазета «В мире детей», стенд «Ступеньки к школе»)
  3. Индивидуальные беседы
  4. Информационная корзина «Шкатулка вопросов»
  5. Консультации – всеобучи

Практические формы работы:

  1. Домашние задания (дневник красивой и правильной речи, логопедическая тетрадь)
  2. Семинары – практикумы с участием детей
  3. Открытые занятия для родителей (индивидуальные и фронтальные)

Подробнее остановлюсь на каждой форме работы.

Групповые родительские собранияпроводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям мы уделяется особое внимание, тщательно готовимся к их проведению, анализируем каждое собрание. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов при повышенном внутричерепном давлении, ММД, массаж – при нарушениях мышечного тонуса и т.д.). Собрание назначается во время, удобное для родителей. Тема собрания сообщается заранее, чтобы они сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом. Мне и воспитателям группы чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то нам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Как правило, на втором и последующем собрании подводятся итоги проделанной работы, и освещается план мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений.

Традиционные формы работы с родителями не совсем удобны, так как требуют определенного времени для ознакомления с ними. Поэтому для более эффективного сотрудничества с семьями мы решили выпускать для родителей бюллетень «Полезная книга для родителей», ежемесячную газету «Шпаргалки для семьи» с которыми они могут познакомиться дома. Бюллетень «Полезная книга для родителей» выпускается один раз в год и содержит в себе информацию о том, чему должен научиться в учебном году ребенок; составляется с учетом

программных требований. Зачастую родители даже и не знают, что должен уметь их ребенок, но в тоже время требуют от него непосильного. Этот бюллетень как раз нацеливает на то, чему дети должны научиться, что у них развивать, формировать по каждому разделу программы и речевому развитию в целом.

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо в начале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно. Поэтому в группе выпускается один раз в месяцгазета «Шпаргалки для семьи». Она подчинена определенной тематике. Так, в год выпускается 7 журналов по разным темам: «Артикуляционные упражнения»; «Пальчиковая гимнастика»; «Фонематический слух-основа правильной речи»; «Готов ли ваш ребенок к школе» и др. (см. Приложение) Каждый родитель может взять газету домой и ознакомиться с ней дома. Выпуск газет позволил более плодотворно сотрудничать с родителями, которые с удовольствием знакомятся с их содержанием, делятся своими впечатлениями друг с другом, своим опытом по той или иной проблеме, также задают появившиеся вопросы нам. Отзывы родителей об этой форме работы положительные.

Фотогазета «В мире детей» представлена в виде фотографий детей на занятиях, в режимных моментах, каждая фотография сопровождается пояснением. С помощью этой газеты родители могут наглядно познакомиться с работой, которая ведется с детьми в группе. Газета меняется 2 раза в год. Родителям и детям очень нравится рассматривать фотографии и делиться впечатлениями.

Стенд «Ступеньки к школе» На этом стенде в сжатой форме отражается содержание основных моментов коррекционно развивающего обучения: советы родителям по выполнению домашних заданий, памятки и т.д.

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Поэтому в своей практике я использую такой вид работы с родителями, как индивидуальные беседы. В беседе с родителями можно выделить те проблемы, которые их интересуют в воспитании ребенка, коррекции речевых нарушений. Беседа может проводиться в течение всего учебного года и с каждым родителем. Зачастую родители на индивидуальных беседах задают вопросы, касающиеся непосредственно проблем развития их ребенка, они рассказывают о трудностях, которые возникают у них при воспитании и коррекции речевых нарушений. В ходе беседы родители получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка.

Информационная корзина «Шкатулка вопросов»организуется с целью получения тех вопросов, которые для родителей актуальны. Корзина представлена в виде коробки с прорезью, куда родители в письменном виде помещают свой вопрос или предложение по работе группы. Вопросы могут быть анонимного характера. Как правило, ответы на вопросы родители получают в ходе индивидуальных бесед или на консультациях.

Консультации-всеобучив совместной работе учителя-логопеда и родителей важны. Они предполагают теоретическое знакомство родителей по тому или иному вопросу. Проводятся в соответствии с планированием. Тематика консультаций определяется на весь учебный год. Консультации — всеобучи важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали наше сотрудничество, так как современный родитель не захочет слушать долгих и докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций – всеобучей это — «Выполнение домашнего задания», «Речевые игры дома», «Автоматизация звуков в домашних условиях» и др. К консультациям организуется выставка пособий, дидактических игр Родители могут воспользоваться подбором практического материала. Также на консультациях-всеобучах родители могут делиться опытом друг с другом.

Дневник красивой и правильной речипредставляет собой обычную тетрадь. В нем записываются индивидуальные домашние задания по коррекции звукопроизношения. Выполнение заданий в дневнике позволяет увеличить время и частоту речевых упражнений, добиться быстрого и устойчивого результата. На первой странице в дневнике отображается экран звукопроизношения, который показывает количество нарушенных звуков у ребенка и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков. Это обозначается буквами: «П»- звук требует постановки; выполняем артикуляционные упражнения «А»- звук требует автоматизации в слогах, словах; «Д»- звуки нуждаются в дифференциации; «С»- необходимо следить за правильностью произношения этого звука в самостоятельной речи. Таким образом, с помощью экрана родители могут наглядно увидеть, какой звук ещё не поставлен, какой автоматизируется, а какой введён в речь. Также в дневнике дается описание артикуляционных упражнений, которые с ребенком можно выполнять дома перед зеркалом. Домашние задания предварительно отрабатываются индивидуально на занятии с логопедом, а на следующих проверяются. Если ребенок еще не в совершенстве выполняет то или иное задание, то оно задается еще раз. Родители выполняют записанное задание до тех пор, пока в тетради не появляется оценка (наклейка). Задание считается усвоенным тогда, когда ребенок по требованию логопеда может легко без предварительной подготовки и поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук, назвать картинки, повторить предложения, стихи ит.д. Родители отмечают удобство, доступность, наглядность, последовательность, систематичность, индивидуальность для каждого ребенка таких записей. Так, при

использовании дневника и помощи родителей закрепление произносительных навыков протекает более продуктивно. Фонетический дневник стимулирует родителей для своевременного и качественного выполнения домашних заданий с детьми. А наклейки в тетради вызывают желание у ребенка стремиться к лучшим результатам.

В структуре речевого дефекта детей с ОНР особое место занимают лексико-грамматические трудности. В коррекционно-развивающей работе по их преодолению используют различные приемы и методы. Мною были составлены логопедические тетради, для выполнения домашних заданий детьми с родителями. Цель таких заданий – закрепление речевых умений и навыков, полученных в процессе логопедических занятий. Многие логопеды спорят о необходимости ведения логопедической тетради, ведь все знания даются на логопедических занятиях. Но, чтобы лучше закрепить в речи правильные грамматические категории необходимо постоянно тренироваться, а тренировка не только в детском саду, но и дома с близкими людьми даст более положительный эффект в речевом развитии детей. Другая цель- привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Именно родители организуют свободное общение во время совместных прогулок, бесед, походов в магазин и т. д. участие родителей в данном виде деятельности является мощным стимулом в формировании речевых навыков ребенка. Родители получают возможность быть постоянно в курсе речевых проблем ребенка, следить за его успехами, вносить свой вклад в коррекционно-развивающий процесс. Успех коррекционной работы зависит от добросовестного отношения родителей к выполнению домашних заданий. Для удобства в тетради имеются необходимые рекомендации, правила выполнения заданий. Выполнять упражнения рекомендуется в игровой форме, на прогулках, в играх с мячом, а затем только записывать ответы детей. Также родителям необходимо создать учебную зону для ребенка дома, чтобы выполнять задания на развитие мелкой моторики. В основе составленных тетрадей положены дидактические принципы: переход от простого к сложному, системность, учет ведущей деятельности. Домашние задания в тетради разделены на 2 блока: первый блок (разделен по лексическим темам) направлен на развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи. Второй блок (разделен на звуки и буквы, которые изучаются на занятиях) направлен на развитие фонематических представлений ребенка (представлений о звуках речи) и первоначальному обучению грамоте (т.е. простейшему чтению и подготовки руки к письму), то есть данный блок направлен на подготовку ребенка к школе. Предлагаемый материал строится по лексическому принципу. При составлении тетрадей я опиралась на программу Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Уровень выполнения заданий оценивается в виде печатей, наклеек. Если материал ребенком недостаточно усвоен, он отрабатывается на индивидуальном занятии с логопедом и в ходе логочаса с воспитателем.

Семинары – практикумы с участием детейпроводятся с целью практического овладения родителями способами и приемами работы с детьми дома по устранению речевых нарушений. Используя эту форму, я стараюсь доступно и наглядно изложить в практической форме способы работы с детьми по тому или иному заданию. Так, мною демонстрируются фрагменты занятий, комментируются действия детей, задачи, последовательность выполнения заданий, тем самым я обучаю родителей игровым приемам, развиваю навыки общения с ребенком и коррекции его речевых нарушений. Как правило, данная форма работы проводится по подгруппам.

Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, приемов и методов, она служит стимуляцией активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, мы активизируем родителей в вопросах коррекции речи ребёнка. Так, с этой целью я провожу фронтальные открытые занятия для родителей. Онипроводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной коррекционной работы. Так, открытые занятия проводятся 2 раза в год: в середине учебного года и в конце. Родителям очень нравится посещать такого рода занятия. Как правило, они довольны достигнутыми результатами и стремятся сделать большее и вследствие этого участвуют в ходе коррекционной работы более активно. Также можно привлекать родителей к проведению занятий. “Вооружившись” знаниями на консультациях и семинарах-практикумах, они пробуют эти знания применить на практике. Конечно, с родителями заранее обговариваются задания, которые им нужно провести с детьми. Обычно участвуют в занятии 2-3 родителя. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы значительно повышается.

Индивидуальные открытые занятиязнакомят родителей с практическими приемами автоматизации звуков. На этих занятиях они получают необходимые знания, находят ответы на вопросы, касающиеся непосредственно хода речевого развития их ребенка. Полученные знания они используют при выполнении индивидуальных домашних заданий по дневнику красивой и правильной речи.

С помощью вышеприведенных форм взаимодействия я не только устанавливаю партнерские отношения с родителями, но и создаю атмосферу общности интересов, повышаю педагогическую компетентность родителей, обучаю родителей конкретным приемам логопедической работы.

Консультация учителя-логопеда для родителей детей с ОНР «Как помочь ребенку развить связную речь»

Галина Валентиновна Лемехова
Консультация учителя-логопеда для родителей детей с ОНР «Как помочь ребенку развить связную речь»

Как помочь ребенку развить связную речь

/Консультация учителя-логопеда Лемеховой Г. В. для родителей детей с ОНР подготовительной к школе группы/

Развитие связной речи детей предполагает умение говорить развернутыми предложениями, точно формулировать мысли, выстраивать логически рассуждения. Без этого навыка становится невозможной успешная учеба в школе.

ВАЖНО: развитие речи у ребенка идет только при живом общении. Телевизор, радио, компьютер – здесь не помощники.

Связная речь начинает развиваться в период с 3 лет, а наиболее активно ее формирование протекает в 5-7 лет.

ШАГ ЗА ШАГОМ (этапы развития речи у детей):

1. С первых дней жизни до 1 года:

Именно речь взрослого является пусковым механизмом детской любознательности. Младенцу интересно именно то, на что взрослый обратил его внимание.

• С рождения разговаривайте с малышом, озвучивайте все свои действия и манипуляции с ребенком (пеленание, кормление, купание, сборы на прогулку.)

• Называя предметы, действия, улыбайтесь – формируйте положительные эмоции и поощряйте активность ребенка в познании мира. Говорите с ним как можно больше и с разными интонациями.

• Откажитесь от манеры сюсюканья и коверканья слов! Каждое слово называйте правильно.

• Играйте со звуковыми игрушками — это способствует развитию слуховой активности и сосредоточенности у детей.

• Не забывайте о пальчиковых играх («Ладушки», «Сорока-белобока», «Здравствуй, пальчик мой») – они прекрасно подходят для развития речи и мелкой моторики рук.

2. От 1 года до 2 лет:

Речь становится основным способом общения, постепенно вытесняя жесты и лепет. Малыш знает и понимает в 2-3 раза больше слов, чем умеет произнести.

• Продолжайте общаться и говорить! (причем правильно, ведь ваша речь – образец для ребенка)

• Называйте все, что видите вокруг на прогулке, комментируйте свои действия.

• Читайте книги с картинками, просите ребенка показать то, что вы назвали или прочитали.

• Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.

• Читайте ребенку стихи (русские народные потешки) и сказки, в которых одинаковые слова и фразы повторяются несколько раз («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок») пусть ребенок их после нескольких прочтений повторяет вместе с вами.

• Новые слова повторяйте многократно, быстрее и легче всего дети запоминают и повторяют слова из 1-2 слогов.

• Составьте для ребенка альбом с фотографиями предметов домашнего обихода, игрушек и одежды, хорошо ему знакомых; а также с фото различных действий его самого («ест», идет», «спит», «сидит»). Перелистывать такой альбом можно везде, тем самым ускоряя развитие речи ребенка.

Учите малыша играть в простые сюжетные игры (кормим куклу, строим гараж) и озвучивать их.

• Пальчиковые игры — продолжаем играть!

Словарный запас ребенка (то, что он понимает) достигает уже 1000 слов. Малыш хочет все узнать и во всем разобраться сам. В речи есть не только слова, но и фразы. Дети говорят не только об окружающих их предметах и событиях, но и о том, что отсутствует в данный момент перед глазами. Дети учатся задавать вопросы, сравнивать предметы и явления, делать первые самостоятельные выводы. Они начинают учитывать комментарии взрослого на свою речь и поступки, понимают запрет или похвалу.

• Разговаривайте и читайте с ребенком. Не жалейте времени на объяснение того, что видит или о чем спрашивает кроха.

• На прогулке, показывая животных, птиц, дома, машины; читая книгу, показывая картинки, фото, задавайте ему вопросы: «Кто это?», «Что это?» и помогите ответить правильно( «Это кот»,«Это дом»)

• Просите ребенка рассказать, что он видит в данный момент, что делают члены его семьи, что он сам делал на прогулке…- хороший прием для развития связной речи.

Учите ребенка отвечать на вопрос, который начинается со слова «Где?» Ответы будут содержать простые слова «там», «тут», например: «Где папа?» (он вышел на кухню)«Папа там». «А мама где?»«Мама тут».

• Давайте ребенку поручения из нескольких последовательных действий, например: «Возьми салфетку и вытри рот»…- это нужно для развития слухоречевой памяти и понимания речи.

• Поощряйте ребенка выражать свое согласие словами «могу» и «буду», а несогласие – словом «нет».

Учите ребенка говорить слова-обобщения, например: «кошка, собака, корова – это животные, тарелка, вилка, чашка – это посуда…»

• Продолжайте петь песенки, играть с пальчиками, читать книги!

Происходят значительные изменения в речевом развитии детей: обогащается словарь, совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, связная речь становится логичной, последовательной, что позволяет дошкольникам более точно излагать свои мысли, более свободно общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.

В детском саду детей обучают составлять рассказы-описания, рассказы по 1 сюжетной картинке, по серии сюжетных картин, по представлению (из собственной жизни, учат пересказывать тексты, вести диалог друг с другом.

Что делать родителям:

• На прогулке продолжать расширять словарь не только новыми названиями предметов, но и их деталями и частями. «Вот автомобиль, а что у него есть?»«Руль, сидения, дверцы, колеса, мотор…», «А что есть у дерева?»«Корень, ствол, ветки, листья.»

• При рассматривании какого-либо предмета задавайте ребенку наводящие вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен? Каков он на ощупь (на вкус?.» этот прием помогает при составлении описательных рассказов.

• Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх, например: «Что бывает высоким?»«Дом, дерево, человек». «А что выше-дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Аналогичные игры: «Что бывает широким? Белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.»

Научиться пересказывать детям помогает «отраженный пересказ», когда взрослый начинает фразу («Жили-были дед да…», а ребенок ее заканчивает («…баба», снова взрослый(«и была у них …», ребенок («…Курочка Ряба»).

• Далее переходите к пересказу по наводящим вопросам. Охотно дети пересказывают сюжеты любимых сказок, мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда их содержание захватывает детей эмоционально. Спрашивайте у детей по дороге из сада домой, что интересного сегодня было?

• В детских журналах часто печатаются серии сюжетных картинок. Вырежьте их, перемешайте, попросите ребенка правильно разложить и рассказать, что получилось.

• Предложите ребенку стать «ведущим ТВ-шоу», дайте ему в руки «микрофон» и попросите взять интервью у всех членов семьи. Перед интервью подскажите нужные вопросы, например: «Какой у тебя любимый фильм? Что ты любил есть в детстве?.»

«Расскажи мне небылицу» по 2 любым предметным картинкам или игрушкам – этот прием хорошо развивает фантазию и связную речь.

• Перед сном читайте детям книги с уговором, что во сне им приснится новый конец прочитанной истории, который дети поутру вам расскажут.

«Расскажи, чем закончилось»— этот прием эффективен при просмотре мультфильмов. Смотрите его вместе, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело и, уходя из комнаты, попросите ребенка рассказать пропущенное вами. И обязательно потом скажите «СПАСИБО!»

УДАЧИ И УСПЕХОВ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

«Как правильно отказывать ребенку». Консультация для родителей Спрашивая разрешения на что-либо, дети, конечно, рассчитывают, что вы позволите им сделать задуманное. Но часто бывает, что идеи вашего.

Годовой отчет работы учителя-логопеда в группе для детей с ОНР Повышение квалификации, профессиональная переподготовка: Участие в работе авторского семинара Колесниковой Е. В. «Речевое развитие детей.

Консультация для родителей «Как развить речь ребенка?» Хотим рассказать вам о непосредственно образовательной деятельности по развитию речи. Дети отвлекаются, устают, долго не могут сосредотачиваться.

Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Уважаемые коллеги! Я предлагаю вашему вниманию данный материал в продолжении предложенной ранее программы работы по психолого-педагогическому.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку в адаптации» Поступление в детский сад – первое серьёзное испытание для малыша, его родителей и педагогов. Взрослые в семье переживают, волнуются, но.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку в период адаптации» Консультация для родителей на тему: «Как помочь ребенку легко адаптироваться к детскому саду» Подготовила: воспитатель Казимирова.

Консультация для родителей «Как развить речь двуязычному ребенку» Консультация для родителей «Как развить речь двуязычному ребенку» Автор: Сытник Анна Петровна Организация: ГБДОУ «д/с № 61» Приморского.

Консультация для родителей на тему: «Как развить музыкальные способности ребенка» Известно, что человек не рождается с теми или иными способностями. Они формируются в определенных условиях. Способности- это не врожденные.

Рабочая программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ОНР Уважаемые коллеги, я предлагаю вашему вниманию разработанную нами рабочую программу учителя – логопеда для детей с ОНР. Программа рассчитана.

Рекомендации для родителей «Как помочь застенчивому ребенку» Застенчивый ребенок Преодоление застенчивости у детей. Застенчивые дети выглядят удивительно похоже. Опущенная голова, сутулые плечи,.

Еще по теме:

  • Аудиокниги гражданский кодекс рф торрент Скачать гражданский кодекс рф аудиокнига В будущем окне мелькала седина, несущаяся вниз по заливу к прямоугольным надгробиям снега. Капелла никогда бы так не скачать гражданский кодекс рф аудиокнига, - изумленно воскликнул. Он соединился, […]
  • Выплачивают ли компенсацию за отпуск при увольнении за прогул Все ответы на вопрос: выплачивается ли компенсация за отпуск при увольнении за прогул? Дисциплинарные взыскания и их юридические последствия – одна из острых проблем в трудовом законодательстве. В статье предлагается эффективный алгоритм […]
  • Постоянное вид на жительство в латвии Постоянный ВНЖ в Латвии В нашу компанию часто обращаются клиенты с разными вопросами, связанными с постоянным видом на жительство. В большинстве случаев эти вопросы очень индивидуальны и зависят от личных обстоятельств клиентов. Однако […]
  • Территориальная подсудность мировой суд г москвы Территориальная подсудность районных судов города Москвы Басманный районный суд города Москвы Расположение: ул. Каланчевская, дом 11. Ближайшая станция метро «Красные ворота». Территориальная подсудность Басманного районного суда […]
  • Сколько стоит лицензия на продажу алкоголя в казахстане Сколько стоит лицензия на алкоголь для кафе или магазина в 2017 году? Алкогольный напиток — это напиток, который содержит некоторый процент этилового спирта. Изготовление и торговля алкогольными напитками — достаточно выгодный бизнес. На […]
  • Как получить деньги за 1 ребенка Какие пособия положены при рождении ребенка Молодым мамам по случаю рождения ребенка федеральным законодательством в сфере социальной поддержки семей с детьми положено несколько видов государственных социальных выплат. В 2017 году будут […]