Конституционное (государственное) право зарубежных стран — в 4-х томах — Т 1 — 2 — Часть общая — ред Страшун Б.А.

Конституционное (государственное) право зарубежных странв 4-х томах — Т 1 — 2 — Часть общая — ред Страшун Б.А. — 2000

Том 1-2. Общая часть курса конституционного (государственного) права зарубежных стран, представленная в предлагаемой читателю книге, опирается на мировой опыт развития демократической государственности, и ознакомление с ним необходимо при изучении не только зарубежного, но и отечественного конституционного права. Учебник также принесет пользу студентам, изучающим общую теорию государства и вообще политическую теорию.

Настоящее, третье, издание доработано авторами и ответственным редактором, устаревший правовой материал исключен и заменен новейшим. К каждой главе дан список рекомендуемой литературы. В конце учебника приведен подробный алфавитно-предметный указатель.

Содержание ТОМА 1-2.
Глава I. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО (ГОСУДАРСТВЕННОГО) ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
§ 1. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах 1
1. Термины «конституционное право» и «государственное право» 1
2. Предмет и метод конституционного права 3
3. Определение конституционного права зарубежных стран 4
4. Система конституционного права 5
5. Субъекты конституционного права 10
6. Конституционно-правовое регулирование 11
7. Источники конституционного права 15
8. Место и роль конституционного права в правовых системах 20
9. Основные тенденции в развитии конституционного права 21
§ 2. Конституционное право как наука и учебная дисциплина 26
1. Предмет науки конституционного права 26
2. Наука конституционного права за рубежом 27
3. Советская литература в области зарубежного конституционного (государственного) права 28
4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран как учебная дисциплина 36
Контрольные вопросы 38
Глава II. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОНСТИТУЦИИ
§ 1. Понятие конституции 39
1. Определение конституции 39
2. Социально-политическая сущность конституции 42
3. Социальные функции конституции 44
4. Объекты конституционного регулирования 45
5. Действие конституции 52
§ 2. Форма и структура конституций 54
1. Форма конституций 54
2. Структура конституций 56
3. Язык и стиль конституций 58
§ 3. Принятие, изменение и отмена конституций 59
1. Принятие конституций 59
2. Изменение конституций 62
3. Отмена конституций 68
§ 4. Классификация конституций 69
1. Цели классификации 69
2. Временные и постоянные конституции 70
3. Классификация по содержанию и характеру конституций 70
4. Прочие классификации 71
§ 5. Конституционный контроль (надзор) 71
1. Понятие конституционного контроля (надзора) 71
2. Объекты конституционного контроля 74
3. Виды конституционного контроля 78
4. Органы конституционного контроля 80
§ 6. Конституция как явление культуры современного общества 86
1. Конституция как продукт европейской культуры 86
2. Конституция как продукт национальной культуры 93
3. Конституция и материальная культура 98
4. Конституция и модели поведения 100
Контрольные вопросы и задания 103
Глава III. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
§ 1. Основные понятия 104
1. Права человека и права гражданина 104
2. Историческое развитие прав и свобод 107
3. Права и свободы 107
4. Права, свободы и обязанности 109
5. Способы конституционного формулирования прав, свобод и обязанностей 111
6. Классификация прав, свобод и обязанностей 112
7. Равенство прав, свобод и обязанностей 115
8. Ограничения прав и свобод 119
9. Гарантии прав и свобод 121
§ 2. Гражданство и режим иностранцев 125
1. Понятие гражданства 125
2. Приобретение гражданства 126
3. Прекращение гражданства 128
4. Безгражданство и многогражданство 129
5. Режим иностранцев 130
6. Убежище, высылка из страны, выдача иностранному государству 131
§ 3. Личные (гражданские) права, свободы и обязанности 132
1. Право на жизнь, свободу, физическую целостность и неприкосновенность 132
2. Свобода мысли и совести 134
3. Тайна частной жизни и коммуникации, неприкосновенность жилища 135
4. Свобода передвижения и поселения 137
5. Уголовно-правовые и процессуальные гарантии личных прав и свобод 138
§ 4. Политические права, свободы и обязанности 139
1. Право участия в управлении обществом и государством 139
2. Избирательные права 139
3. Право на объединение, свобода союзов и ассоциаций 140
4. Свобода собраний и манифестаций 141
5. Свобода информации 144
6. Право петиций 146
7. Право и обязанность защиты страны 147
8. Право на сопротивление угнетению 148
§ 5. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности 150
1. Право частной собственности и ее наследования. Свобода хозяйственной инициативы 150
2. Труд и связанные с ним социальные права, свободы и обязанности 154
3. Право на участие в управлении предприятиями 157
4. Право на здоровую окружающую среду и обязанность беречь ее 158
5. Обязанность платить налоги 158
6. Право на социальное обеспечение 160
7. Право на охрану здоровья 161
8. Право на жилище 163
9. Право на образование и академическая свобода 163
10. Свобода творчества, свободный доступ к культурным ценностям 166
Контрольные вопросы и задания 168
Глава IV. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ
§ 1. Понятие общественного строя 169
1. Определение и структура общественного строя 169
2. Общественный строй и конституционное право 170
§ 2. Экономические отношения 173
1. Экономическая система 173
2. Собственность 174
3. Труд 181
4. Конституционно-правовые принципы экономической деятельности 182
5. Финансовая система 187
§ 3. Социальные отношения 189
1. Социальная система, социальная структура и социальная справедливость 189
2. Отношения между трудом и капиталом 191
3. Межнациональные отношения 192
4. Поощрение и охрана брака и семьи 195
5. Государственная политика в области экологии, здравоохранения и социального обеспечения 196
6. Государственная защита потребителя 200
§ 4. Духовно-культурные отношения 200
1. Общая характеристика 200
2. Образование 201
3. Наука и культура 203
4. Религия 205
§ 5. Политические отношения 206
1. Политическая власть и политическая система 206
2. Политический процесс 208
3. Политическая и правовая культура 209
4. Политический режим 212
Контрольные вопросы и задания 215
Глава V. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ
§ 1. Государство 217
1. Понятие государства как конституционно-правового института 217
2. Социальное государство 221
3. Правовое государство 222
4. Демократическое государство 225
5. Светское государство 225
6. Конституционные принципы внутренней политики государства 226
7. Конституционные принципы внешней политики государства 227
8. Конституционные принципы организации государства 230
9. Государственный аппарат 233
10. Конституционно-правовой статус государственных и самоуправленческих органов 234
11. Конституционно-правовой статус вооруженных сил 236
§ 2. Политические партии и партийные системы 239
1. Понятие и сущность политических партий 239
2. Социально-политическая классификация партий 242
3. Организационная классификация политических партий 248
4. Институционализация политических партий и их конституционно-правовой статус 249
5. Партийные системы 254
6. Финансирование политических партий 257
§ 3. Социально-экономические и социально-культурные общественные объединения 260
1. Сущность, виды, задачи и функции неполитических общественных объединений 260
2. Конституционно-правовое регулирование статуса социально-экономических и социально-культурных общественных организаций 265
3. Организации предпринимателей 270
4. Профессиональные союзы 273
5. Союзы потребителей 278
§ 4. Религиозные общины и церковь 279
1. Факторы, обусловливающие влияние религиозных общин и церкви на политическую жизнь 279
2. Конституционно-правовое регулирование религиозных отношений и статуса церквей 282
3. Церковь и светские общественные объединения 286
§ 5. Средства массовой информации 287
1. Понятие и социальное назначение средств массовой информации (СМИ) 287
2. Конституционно-правовое регулирование СМИ 290
3. СМИ и государство 291
4. Недопущение монополизма 293
5. Нарушения законодательства о СМИ и ответственность за них 294
6. Статус журналиста 296
7. Опросы общественного мнения 298
Контрольные вопросы и задания 302
Глава VI. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЖИМЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
§ 1. Понятие формы правления и государственного режима 303
1. Определение формы правления 303
2. Классификация форм правления 303
3. Государственный режим 305
§ 2. Монархия 305
1. Понятие 305
2. Абсолютная монархия 306
3. Дуалистическая монархия 307
4. Парламентарная монархия 308
§ 3. Республика 310
1. Понятие 310
2. Дуалистическая (президентская) республика 311
3. Парламентарная республика 313
4. Смешанная (полупрезидентская) республика 314
5. Советская республика 315
Контрольные вопросы и задания 317
Глава VII. НАРОДНЫЕ ГОЛОСОВАНИЯ (ВЫБОРЫ, ОТЗЫВ, РЕФЕРЕНДУМ)
§ 1. Выборы и отзыв 318
1. Понятие и социальная функция выборов 318
2. Виды выборов 320
3. Периодичность выборов 321
4. Избирательная система 323
5. Избирательное право 323
6. Отзыв 324
§ 2. Принципы избирательного права 327
1. Понятие и значение 327
2. Всеобщее избирательное право 328
3. Свободное участие в выборах и обязательный вотум 333
4. Равное избирательное право 335
5. Прямое и косвенное избирательное право 337
6. Тайное голосование 338
§ 3. Избирательный процесс 339
1. Понятие 339
2. Назначение выборов 341
3. Избирательные округа 342
4. Избирательные участки 345
5. Избирательные органы 345
6. Регистрация избирателей 347
7. Выдвижение кандидатов 348
8. Агитационная кампания 351
9. Голосование 355
10. Подсчет голосов и установление результатов выборов 357
11. Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе. Избирательно-правовые споры. Ответственность за избирательные правонарушения 359
§ 4. Избирательные системы 360
1. Виды избирательных систем 360
2. Мажоритарная система относительного большинства 362
3. Мажоритарная система абсолютного большинства 363
4. Мажоритарная система квалифицированного большинства 368
5. Система единственного непередаваемого голоса 369
6. Кумулятивный вотум 370
7. Система пропорционального представительства политических партий 371
8. Заградительный пункт 378
9. Соединение списков 378
10. Связанные и свободные списки. Преференциальное голосование 379
11. Панаширование 381
12. Система единственного передаваемого голоса 381
13. Смешанные системы 383
§ 5. Референдум 384
1. Понятие и социальная функция 384
2. Право участия в референдуме 387
3. Предмет референдума 388
4. Инициатива и назначение референдума 391
5. Организация референдума 393
6. Формула референдума 395
7. Определение результатов референдума 396
8. Правовые последствия референдума 398
Контрольные вопросы и задания 399
Глава VIII. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: ПАРЛАМЕНТ
§ 1. Понятие, социальные функции и полномочия парламента 401
1. Понятие и социальные функции 401
2. Представительный характер 403
3. Общая характеристика компетенции 407
4. Законодательная компетенция 411
5. Финансовая компетенция 414
6. Ратификация и денонсация международных договоров 416
7. Назначение референдумов 418
8. Формирование государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процедурах 419
9. Контроль за деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц 425
10. Полномочия в области обороны и безопасности 426
11. Судебные полномочия 427
12. Акты 430
13. Делегирование полномочий 432
14. Замещение парламентов 433
15. Парламентское право 437
§ 2. Структура парламента и организация его палат 438
1. Палаты 438
2. Формирование палат 442
3. Роспуск парламентов (палат) 445
4. Двухпалатные системы 447
5. Руководство палат 450
6. Комитеты (комиссии) парламентов и палат. 454
§ 3. Статус парламентария 458
1. Юридическая природа мандата. 458
2. Лоббизм 464
3. Права и обязанности парламентария 465
4. Парламентский иммунитет 468
5. Индемнитет 470
6. Объединения парламентариев 474
§ 4. Порядок работы парламента: сессии и общие парламентские процедуры 478
1. Сессия 478
2. Процедура пленарных заседаний палат 482
3. Процедура заседаний комитетов (комиссий) 490
§ 5. Законодательный процесс 492
1. Понятие 492
2. Законодательная инициатива 493
3. Обсуждение законопроекта 501
4. Принятие закона 506
5. Санкционирование, промульгация и опубликование закона 509
6. Особенности законодательного процесса в финансовой области 513
7. Особенности прохождения проектов и принятия конституционных и органических законов 518
8. Особенности порядка ратификации и денонсации международных договоров 523
§ 6. Иные специальные парламентские процедуры 525
1. Процедуры выборов и назначений 525
2. Контрольные процедуры: отчеты правительства и его членов 528
3. Процедура контроля за делегированным законодательством 529
4. Контрольные процедуры: запросы и вопросы парламентариев 530
5. Парламентские расследования 534
6. Процедура политической ответственности правительства 536
7. Импичмент и иные подобные процедуры 540
8. Рассмотрение петиций 543
§ 7. Вспомогательный аппарат парламента 545
1. Понятие и назначение 545
2. Структура и функции 549
3. Вспомогательные службы коллегиальных органов 550
4. Личный персонал парламентариев 551
5. Консультанты 552
§ 8. Органы, учреждения и должностные лица при парламентах 552
1. Общая характеристика 552
2. Счетные палаты 553
3. Уполномоченные по правам человека (омбудсманы) 556
4. Прочие конституционные органы, учреждения и должностные лица 559
Контрольные вопросы и задания 561
Глава IX. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: ГЛАВА ГОСУДАРСТВА И ПРАВИТЕЛЬСТВО
§ 1. Глава государства 564
1. Понятие и место в системе власти 564
2. Юридическая форма главы государства 567
3. Полномочия 568
4. Монарх: особенности статуса 579
5. Президент: порядок избрания и замещения, привилегии, ответственность 583
6. Вспомогательные органы и учреждения при главе государства 590
§ 2. Правительство 592
1. Понятие 592
2. Компетенция 595
3. Формирование и состав 599
4. Глава правительства. 602
5; Ведомства и их руководители 604
6. Ответственность правительства и его членов 607
Контрольные вопросы и задания 609
Глава X. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
§ 1. Общая характеристика 610
1. Понятие и социальная функция. 610
2. Структура судебной власти 616
3. Статус судей, прокуроров, следователей 618
4. Высшие органы судейского сообщества 624
§ 2. Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебных систем 626
1. Принципы организации 626
2. Принципы деятельности 629
3. Системы судов общей юрисдикции. 630
4. Административная юстиция 633
§ 3. Конституционная юстиция 636
1. Организация конституционных судов (советов) 636
2. Конституционное судопроизводство 642
§ 4. Органы и учреждения, содействующие судебной власти 647
1. Прокуратура 647
2. Адвокатура 650
3. Прочие вспомогательные органы и учреждения 652
Контрольные вопросы и задания 652
Глава XI. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
§ 1. Территориальное устройство государства 653
1. Понятие. 653
2. Территориальная автономия 655
3. Формы политико-территориального устройства 657
4. Унитарное устройство (унитаризм) 660
5. Федеративное устройство (федерализм) 666
6. Статус субъектов федераций и иных носителей государственной автономии 673
7. Распределение компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами 676
8. Договоры и конституционные процедуры разрешения конфликтов между федерацией и ее субъектами 683
9. Федеральные территории 686
10. Зависимые территории 687
§ 2. Организация государственной власти субъектов федераций и иных государственно-автономных единиц 689
1. Формы правления и государственные режимы 689
2. Законодательные органы 690
3. Исполнительные органы 692
4. Судебные органы 696
§ 3. Организация публичной власти на местах 697
1. Местное управление и самоуправление 697
2. Основные модели организации публичной власти на местах 700
Контрольные вопросы и задания 704
Послесловие

Конституционное право зарубежных стран, Шпаргалка, 2010

Конституционное право зарубежных стран, Шпаргалка, 2010.

В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран».
Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.
Рекомендуется всем изучающим и сдающим дисциплину «Конституционное право зарубежных стран».

Форма государства определяет построение и территориальную организованность государственной власти, а также взаимоотношения основных органов государства, деление его на составные части и статус этих частей.

Форма правления характеризует структуру и взаимоотношения основных высших органов государства. Различают две основные формы правления: монархия и республика. Их различия связаны прежде всего с положением главы государства: в монархии – пожизненное и наследственное, в республике – выборное и на срок. Монархия – это государство, главой которого является монарх. Виды монархий: абсолютная, конституционная; дуалистическая; парламентская. В условиях абсолютной монархии вся полнота власти принадлежит монарху (Кувейт, ОАЭ, Катар). Конституционная монархия – это форма правления, при которой власть монарха осуществляется в рамках конституции. Республика – форма правления, при которой глава государства избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному органу (парламенту). Основные формы республик: президентская и парламентская. В президентской республике президент играет сильную роль, он назначает министров. Правительство не несет ответственности перед парламентом, парламент не может отправить правительство или министров в отставку. В парламентской республике правительство формально назначается президентом, однако выбор президента несвободен, он обязан назначить министрами лиц, предложенных победившей партией.

Оглавление
1. ФОРМА ГОСУДАРСТВА: ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
2. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ИСТОЧНИКИ КПЗС
3. НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА КПЗС
4. КОНСТИТУЦИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И ПОРЯДОК ЕЕ ПРИНЯТИЯ
5. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
6. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
7. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. ГРАЖДАНСТВО
8. ГАРАНТИИ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД
9. ИНСТИТУТ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН: ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТАНОВЛЕНИЯ
10. ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ
12. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ США
13. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА США
14. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ
15. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
16. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
17. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГЕРМАНИИ
18. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В ГЕРМАНИИ
19. ГЕРМАНСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ГЕРМАНИИ
20. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ИТАЛИИ
21. КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦИИ, ПРЕЗИДЕНТ И ПАРЛАМЕНТ
22. ПРАВИТЕЛЬСТВО И СИСТЕМА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ВО ФРАНЦИИ
23. КОНСТИТУЦИЯ ИТАЛИИ И ПАРЛАМЕНТ
24. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ В ИТАЛИИ
25. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА И ПРАВИТЕЛЬСТВА ИТАЛИИ
26. КОНСТИТУЦИЯ ИСПАНИИ
27. КОРОЛЬ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИСПАНИИ
28. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В ИСПАНИИ
29. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПАНИИ
30. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПАНИИ. РЕГИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ
31. КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНИИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ. ПАРЛАМЕНТ
32. ПРАВИТЕЛЬСТВО И СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В ЯПОНИИ
33. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В ИНДИИ
34. ИНДИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
35. КОНСТИТУЦИЯ ИНДИИ И УСТРОЙСТВО ПАРЛАМЕНТА
36. КОНСТИТУЦИЯ БРАЗИЛИИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
37. ПАРЛАМЕНТ БРАЗИЛИИ
38. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ БРАЗИЛИИ
39. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В БРАЗИЛИИ
40. ОСОБЕННОСТИ БРАЗИЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
41. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В БРАЗИЛИИ.

Конституционное право зарубежных стран, учебник, Лейбо Ю.И., 2012

Конституционное право зарубежных стран, учебник, Лейбо Ю.И., 2012.

Настоящий учебник содержит основные понятия и институты зарубежного конституционного права. Он предназначен студентам и аспирантам, чьей будущей профессией не является юриспруденция, но которым необходимо в рамках своей специализации знание государственно-правовой проблематики. В учебнике обобщен мировой конституционно-правовой опыт в контексте политико-идеологического развития стран мира. Учебный материал излагается доступным языком, четко, последовательно и в необходимом объеме.

ГЛАВА I ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.
§ 1. Предмет и метод конституционного права зарубежных стран.

Конституционное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Конституционное право зарубежных стран — это система правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности государственных органов, а также органов местного самоуправления. Предмет конституционного права составляют общественные отношения, регулируемые данной отраслью. Предмет конституционного права охватывает следующие основные общественные отношения:
1. Общественные отношения, связанные с реализацией и охраной прав и свобод человека и гражданина.
2. Общественные отношения, регулирующие принципы (основы) государственного строя страны, на основе которых складываются отношения между государством и гражданами.
3. Отношения, складывающиеся между государством и его составными частями (субъектами Федерации, автономными образованиями, административно-территориальными единицами).
4. Устройство государственной власти (закрепление принципов организации государственных и местных органов, виды органов, их правовой статус, полномочия, порядок образования, издаваемые ими нормативно-правовые акты).

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ. МЕТОД, СИСТЕМА. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ГЛАВА II. КОНСТИТУЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ГЛАВА III. КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ИНСТИТУТОВ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
ГЛАВА IV. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
ГЛАВА V. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
ГЛАВА VI. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
ГЛАВА VII. ПАРЛАМЕНТЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
ГЛАВА VIII. ПРАВИТЕЛЬСТВО В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
ГЛАВА IX. ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

кпзс + муниципальное / КПЗС / Конституционное (государственное) право зарубежных стран_Мишин А.А_Учебник_2009 -560с

КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ

Издание 14-е, переработанное и дополненное

Рекомендовано Советом по правоведению Учебно-методического объединения

университетов Российской Федерации в качестве учебника

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ экс-председатель Конституционного Суда

Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ кандидат юридических наук П.Д. БАРЕНБОЙМ

Авакьян С.А. — доктор юридических наук, профессор; Барабашев А.Г. — доктор философских наук, профессор; Богданова Н.А. — доктор юридических наук;

Бондарь Н.С. — судья Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук, профессор;

Васильева Т.А. — кандидат юридических наук; Гаджиев Г.А. — судья Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук,

профессор; Захаров А.В. — кандидат экономических наук;

Кашкин С.Ю. — доктор юридических наук, профессор; Ковлер А.И. — судья Европейского суда по правам человека, доктор юридических

наук, профессор; Кутафин О.Е. — академик РАН, президент МГЮА, доктор юридических наук,

профессор; Лафитский В.И. — кандидат юридических наук;

Мау В.А. — ректор Академии народного хозяйства, доктор экономических наук, профессор;

Мишина Е.А. — кандидат юридических наук; Мишин Ал.А. — кандидат юридических наук; Сироткина З.И. — кандидат филологических наук; Слива А.Я. — судья Конституционного Суда РФ; Штатина М.А. — кандидат юридических наук;

Эбзеев Б.С. — судья Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук, профессор;

Ярославцев В.Г. — судья Конституционного Суда РФ, кандидат юридических наук.

Предлагаемая вниманию читателей книга — это дань памяти видному ученомуправоведу, профессору Августу Алексеевичу Мишину. Она подготовлена на основе учебников и монографий, автором которых был А.А. Мишин, и лекционных курсов, прочитанных им в Московском государственном университете, в стенах которого прошла вся его научная и преподавательская жизнь.

Если провести социологический опрос многих поколений выпускников юридического факультета этого университета на тему «Чьи лекции, прослушанные вами за годы обучения, запомнились более всего?», то есть все основания полагать, что на первом месте окажется профессор Мишин. И дело здесь не столько в тематике лекций (читавшийся им курс «Зарубежное (буржуазное) конституционное право» в познавательном плане достаточно интересен) и даже не в своеобразном стиле чтения лекций, сколько в самой личности лектора. Это был талантливый, неординарный, яркий человек широкого кругозора, острого ироничного ума.

А.А. Мишин принадлежал к трагическому поколению 1924-го года рождения, мужская часть которого почти полностью погибла в Отечественной войне. Сам он в битве под Москвой потерял руку до самого плеча и после ранения долгое время находился между жизнью и смертью. Однако впоследствии окружающие в редких случаях замечали, что у профессора одна рука, он все делал сам, прекрасно плавал, ходил в походы на лодках и байдарках, был отличным кулинаром, в одежде предпочитал спортивный стиль и не носил галстуков.

И при всем том к нему полностью подходила известная формула «маститый профессор». Он действительно был таковым — ведущим специалистом в области зарубежного конституционного права.

В 60 — 80-е годы эта дисциплина носила как бы двойственный характер. С одной стороны, она усердно критиковала западные порядки, «лицемерие буржуазной демократии», и эта ее сторона особенно была на виду. С другой стороны, в рамках этой дисциплины изучались институты и процедуры западной демократии и накопленные знания впоследствии оказались весьма полезны при формировании таких институтов новой российской демократии, как парламентаризм, избирательная система, судебный конституционный контроль и многое другое. В этом плане Мишиным было сделано немало, достаточно, например, вспомнить его книгу «Принцип разделения властей в конституционном механизме США» (1984), показывающую, как реально функционирует в осуществлении этого принципа система сдержек и противовесов.

Впрочем, в эпоху развитого социализма стремление перенести основной акцент на эту вторую, позитивную сторону научной дисциплины оборачивалось нагоняем со стороны вышестоящих структур и соответственно неприятностями от окружающих, что не раз испытывал на себе профессор Московского университета.

В научно-исследовательской деятельности А.А. Мишина американская проблематика, а точнее, конституционное право США, занимала центральное место. Известен его политико-правовой комментарий к Конституции США (1985), подготовленный совместно с В.А. Власихиным. Он неоднократно выезжал в США, выступал с лекциями в университетских и иных аудиториях и пользовался успехом, в частности благодаря умению ответить на вопросы образно и нестандартно (а точнее, неказенно). Так, в самом конце 70-х годов, отвечая на вопрос, существует ли в Советском Союзе свобода вероисповедания, он не стал цитировать соответствующие законоположения, а сказал примерно так: сейчас в Москве поздний вечер и моя верующая матушка молится о том, чтобы я вернулся живым и невредимым из вашей страны, о которой у нее примерно такое же представление, как у того, кто задал мне этот вопрос, о России.

У Августа Алексеевича Мишина было много друзей, а еще больше учеников. Я принадлежу к числу первых и до сих пор не могу смириться с тем, что его нет рядом. Отрадно, что его ученики хранят память об учителе (что бывает далеко не всегда), о чем, в частности, свидетельствует и данная книга.

Экс-председатель Конституционного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор В.А.Туманов

Глава 1. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

§ 1. Предмет конституционного права

Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран являются международно признанные доктрины, концепции и принципы, общие для конституционного права развитых стран, а также конституционное право конкретных стран.

Для определения предмета науки конституционного права нужно прежде всего установить само понятие конституционного права.

Конституционное право в каждой стране является ведущей, основополагающей отраслью национальной системы права. При этом степень реакционности или демократизма норм конституционного права зависит от конкретного соотношения сил в политической борьбе. Чем сильнее и сплоченнее демократические силы, чем выше уровень политической активности и правосознания граждан, тем демократичнее нормы конституционного права. Это можно видеть на примере многих стран.

Конституционное право закрепляет основные принципы народного суверенитета, прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом, господства права и т.д.

Конституционное право устанавливает государственное устройство, т.е. национально-территориальную организацию власти, максимально соответствующую господствующим политическим силам в конкретных исторических условиях.

Конституционное право закрепляет также организацию, формы и механизмы осуществления власти. При этом главной идеей, положенной в основу организации власти, является принцип разделения властей.

Среди форм осуществления власти выделяются народное представительство и прямая демократия. Фактическая их реализация, степень адекватности результатов волеизъявлению граждан зависят от политического режима, существующего в государстве на конкретном этапе его развития.

Конституционное право закрепляет и государственно-территориальную организацию власти, максимально соответствующую конкретным историческим условиям развития данной страны.

Исходя из этих предварительных соображений, можно дать следующее определение конституционного права, памятуя при этом, что речь идет не о каком-то общем для всех зарубежных стран праве, а о национальном государственном праве.

Конституционное право есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму правления и форму государственного устройства, организацию, способ и процедуру формирования, компетенцию и порядок деятельности органов государственной власти и местного управления, избирательное право и избирательную систему.

Данное определение носит описательный характер. Оно не является всеобъемлющим

и имеет своей целью дать перечень лишь основных предметов правового регулирования, не останавливаясь на таких важных вопросах, как организация местного управления, судебная система и т.д. Такое определение необходимо для правильного понимания всего последующего материала.

Конституционное право, будучи ведущей отраслью системы права, определяет основы других ее отраслей — административного, финансового, уголовного, гражданского

и т.д. Это объясняется тем, что рассматриваемая отрасль права содержит в себе нормы, устанавливающие основные принципы отдельных отраслей данной национальной системы права. Так, нормы конституционного права, закрепляющие право собственности, являются основополагающими для гражданского права; нормы, регулирующие право граждан на судебную защиту, определяют характер уголовного и гражданского процессуального права и т.д.

Конституционное право подразделяется на отдельные институты. Институт конституционного права представляет собой совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения. Например, конституционные нормы, правила регламентов палат, закрепляющие порядок организации, внутреннюю структуру, компетенцию парламента, законодательную процедуру, а также права и обязанности депутата, составляют конституционно-правовой институт парламентаризма. Конституционные нормы, определяющие порядок издания правительством нормативных актов по предметам, входящим в исключительную компетенцию парламента, составляют институт делегированного законодательства. Подобным же образом конструируются и другие конституционно-правовые институты.

Подразделение конституционного права на отдельные институты определяет систему курса конституционного права зарубежных стран.

Предметом правового регулирования конституционного права зарубежных стран являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти. Будучи урегулированными нормами права, эти общественные отношения становятся конституционно-правовыми.

Следует, однако, иметь в виду, что государственная власть осуществляется в самых различных формах и с помощью различных политических, правовых и иных учреждений

и правоотношения, возникающие при этом, далеко не всегда являются конституционноправовыми. Более того, в процессе осуществления государственной власти иногда возникают такие общественные отношения, которые, как правило, вообще не регулируются нормами конституционного права. Так, правящие политические силы осуществляют государственную власть с помощью политических партий и общественных организаций, но возникающие при этом общественные отношения не всегда являются правоотношениями, т.к. они не всегда регулируются нормами права.

Государственная власть в широких масштабах осуществляется в форме правосудия, но возникающие при этом общественные отношения не являются конституционноправовыми, они регулируются нормами уголовного и гражданского права, как материального, так и процессуального. В процессе налоговой и финансовой деятельности государства складываются общественные отношения, регулируемые нормами финансового и административного права.

В современных условиях государство активно вмешивается в экономическую жизнь страны. Экономическое регулирование находит свое выражение в управлении государственным сектором, в составлении и осуществлении экономических планов, программ и т.д. Если в процессе национализации или денационализации, при разработке и принятии государственного бюджета экономических планов в экономике возникают государственно-правовые отношения, то в ходе управления государственными предприятиями и при осуществлении экономических планов складываются общественные

отношения, регулируемые прежде всего нормами административного, финансового и гражданского права.

Государственная власть осуществляется в области внешней политики, в процессе руководства системой народного образования, в процессе осуществления социальных функций, в области управления вооруженными силами, полицией, разведкой, жандармерией и т.д. Во всех этих случаях разнообразные общественные отношения не носят государственно-правового характера и, как правило, нормами государственного права не регулируются.

Наряду с этим можно выделить такие формы осуществления государственной власти, в ходе применения которых возникают именно конституционно-правовые отношения. К числу таких форм относятся выборы, референдум, законодательная деятельность, а также в своей основе деятельность правительства, надзор (контроль) за местными органами управления и т.д.

Итак, не все общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти, регулируются нормами конституционного права. Исходя из этих соображений, можно дать следующее определение конституционно-правовых отношений, существующих в обществе.

Конституционно-правовые отношения представляют собой совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами конституционного права.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются органы законодательной и исполнительной власти, органы конституционного контроля, субъекты федерации, органы местного управления и самоуправления, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные, иностранные граждане, лица без гражданства, общественные объединения и некоторые другие институты гражданского общества.

Конституционно-правовые отношения складываются между различными субъектами. Прежде всего следует выделить те конституционно-правовые отношения, которые возникают между органами государственной власти, например между главой государства и парламентом в процессе осуществления первым права вето, права роспуска парламента и перерыва сессий и т.п. Сюда же относятся отношения между парламентом и правительством при осуществлении делегированного законодательства и парламентского контроля за деятельностью правительства, отношения между главой государства и правительством — при формировании последнего, в случае контрасигнатуры премьером и министрами актов монарха или президента. Между главой государства, парламентом и правительством, с одной стороны, и органом конституционного надзора — с другой, конституционно-правовые отношения складываются в процессе опротестования последним нормативных актов, принятых центральными органами власти .

Контрасигнатура — скрепление подписью главы правительства или министра правовых актов, подписываемых главой государства.

Обширная группа конституционно-правовых отношений возникает в федеративных государствах между союзом в лице его органов государственной власти и отдельными субъектами федерации.

Конституционно-правовые отношения между гражданами или подданными и органами государственной власти возникают во время всеобщих выборов, при проведении референдума и плебисцита, при осуществлении народной инициативы, при реализации конституционных прав и свобод, несении основных обязанностей.

Между органами государственной власти и муниципалитетами конституционноправовые отношения складываются при осуществлении административной опеки, при роспуске муниципалитетов, при отстранении от должности мэров и т.д. Между

гражданами и муниципалитетами конституционно-правовые отношения возникают при выборах органов местного управления, при осуществлении отзыва членов муниципальных советов.

В обществе, таким образом, существует множество видов конституционно-правовых отношений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, совпадающих черт, т.к. они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.

Однако это вовсе не означает, что они полностью однородны. Различные виды государственно-правовых отношений имеют свои специфические особенности: прежде всего следует отметить, что элемент принуждения проявляется в них в разных формах и объеме. Например, для государственно-правовых отношений, складывающихся в процессе проведения выборов, референдума, плебисцита, характерно использование идеологических форм и приемов воздействия. Государственно-правовые отношения между правительством и муниципалитетами основываются в основном на административном соподчинении и финансовой зависимости. Наконец, существует целый ряд таких норм конституционного права, которые осуществляются только с помощью средств прямого насилия. Это законы о запрещении демонстраций, забастовок, законы против мятежа и целый ряд других.

Формы принуждения и его объем при осуществлении норм конституционного права зависят как от существующего политического режима, так и от характера самих конституционных норм. Чем реакционнее политический режим и нормы конституционного права, тем острее формы насилия и больше его объем.

§ 2. Источники и система конституционного права

Источники конституционного права чрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Это определяет сложный, а порой и противоречивый характер самого конституционного права.

Основным источником конституционного права являются конституции, но они часто содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни, тем самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации. Именно такой характер носит Конституция США 1787 года. В то же время конституции многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенных деталей. Достаточно сослаться на ст. 7 Основного Закона ФРГ, которая предусматривает право создания частных школ; ст. 41 Конституции Ирландии, в которой указано, что домашняя жизнь женщины оказывает государству поддержку, без которой нельзя достичь общего блага; ст. 16 Конституции Греции о возрастном цензе для профессоров высших учебных заведений.

Конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.

К числу важнейших источников конституционного права зарубежных стран относятся конституционные законы, которые, хотя и не являются составными частями конституции, регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы: это законы об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения. В качестве примера конституционных законов можно привести Акт о свободе печати 1974 г. Швеции, Акты о гражданских правах 1957, 1960, 1964 и 1969 гг., а также Законы об избирательных правах 1965 и 1970 гг. в США, Закон о политических партиях Испании 1978 г. и ряд других.

Не менее важное значение в качестве источников конституционного права имеют органические законы, которые, в отличие от конституционных, принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в конституциях. Особенно богата такими бланкетными нормами Конституция Франции 1958 г. Например, Конституция устанавливает, что органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания, режим неизбираемости и недопустимости совмещений (ст. 25), что «парламент принимает финансовые законопроекты с соблюдением условий, предусмотренных органическим законом» (ст. 47) и т.д. Таких бланкетных норм во французской Конституции насчитывается около двадцати.

Важнейшие нормы конституционного права содержатся и в обычных законах, принимаемых парламентом. В качестве примера можно сослаться на Законы США о регулировании лоббизма (1946), о преемственности должности Президента (1948), о федеральных избирательных кампаниях (1972) и др. Государственно-правовыми по своему характеру являются Закон о превентивном тюремном заключении и Закон об обороне Индии, т.к. они внесли существенные коррективы в конституционные положения, касающиеся правового положения личности.

Источниками конституционного права являются также нормативные акты правительств и глав государств, причем часто эти акты серьезно изменяют порядок применения конституции. Таковы указы и декреты о введении чрезвычайного положения, которые, как правило, сопровождаются прекращением действия конституционных прав и свобод, конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности личности и имущества граждан и подданных. Во Франции роль важнейших источников конституционного права играют президентские ордонансы, юридически приравненные по своей обязательной силе к парламентским актам. Так, 13 октября 1958 г. во Франции специальным ордонансом была введена мажоритарная одномандатная система с двумя турами голосования при выборах Национального собрания; ордонансы 24 октября, 17 ноября и 13 декабря 1958 г. определили порядок деятельности палат и правовое положение депутата парламента.

Замена традиционных источников конституционного права правительственными актами является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона.

Во многих странах, особенно англосаксонских, а также в странах, воспринявших основы англосаксонской правовой системы, важнейшие вопросы государственной жизни регулируются обычаями (в литературе они называются конституционными соглашениями или конвенционными нормами).

Конституционные обычаи, а также многочисленные правила, принципы и приемы решения различных государственно-правовых вопросов не закреплены в нормативных актах и не обеспечиваются судебной защитой, но они тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства. Так, во многих конституциях и иных юридических источниках не содержится положение о том, что правительство образуется лидером партии или партийной коалиции, победившей на парламентских выборах. Однако этот обычай почти всегда соблюдается в парламентарных странах в условиях демократического политического режима. Обычаями регулируется порядок осуществления прерогатив конституционного монарха и полномочий президента, формирование правительства, роль премьер-министра, многие вопросы законодательной процедуры и т.д. Практическая роль обычаев настолько велика, что игнорировать их при изучении конституционного права невозможно.

Значительное место в конституционном праве зарубежных стран занимают судебные прецеденты, т.е. ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Судебные прецеденты играют важную роль в регулировании правового положения личности и порядка осуществления и защиты

демократических прав и свобод. Наиболее широкое распространение судебные прецеденты получили в Великобритании и ряде других англосаксонских стран, где до сих пор множество важнейших государственно-правовых вопросов решается на основе судебных прецедентов, сложившихся двести, триста и более лет назад.

В числе источников конституционного права зарубежных стран следует назвать также акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов. Акты толкования законов являются широко распространенными источниками права в англосаксонских и многих других странах. Толкование законов осуществляется либо главой государства, либо судами. Предметом толкования могут быть как отдельные статьи конституции, так и положения конституционных, органических и обычных парламентских законов, содержащих в себе нормы конституционного права. Толкование законов может серьезно влиять на правовую систему.

В зарубежной юридической литературе встречаются утверждения, что источниками конституционного права являются мнения и высказывания выдающихся ученыхгосударствоведов. Эта концепция особенно широкое распространение получила в Великобритании, где в качестве доктринальных источников права иногда рассматриваются труды Блэкстона, Беджгота, Мэя, Лоу и некоторых других канонизированных авторов. Данная концепция отчасти находит свое подтверждение, когда мнения ведущих конституционалистов цитируются в судебных и иных документах, выпускаемых в процессе толкования конституционных норм и принципов.

Система учебного курса конституционного права зарубежных стран строится в соответствии с системой основных государственно-правовых институтов, которые рассматриваются в плане сравнительного государствоведения (курс не ограничивает число стран, чьи государственно-правовые системы должны быть изучены). Однако это вовсе не означает, что нужно излагать все институты национального конституционного права по заранее определенному трафарету. Установление общих черт и свойств различных государственно-правовых систем избавляет от необходимости повторения и расширяет возможности для анализа характерных, специфических особенностей. Построение курса на основах сравнительного метода предполагает органическое слияние

в новом качестве общего и особенного, свойственного различным государствам, одновременное применение аналитических и синтетических приемов исследования. Изучение общих закономерностей, свойственных зарубежным странам, возможно только на основе познания конкретных конституционно-правовых систем, что, безусловно, повышает ответственность студентов, которым значительную часть работы по изучению этой дисциплины придется проделать самостоятельно, в частности ознакомиться с текстами конституций и иными нормативными источниками, прочитать известное число монографических работ.

§ 3. Основные тенденции развития конституционного права в XXI столетии

Начало XXI столетия характеризуется обращением к содержанию уже таких, казалось бы, устоявшихся конституционных принципов, как принцип верховенства права, который переведен на русский язык как «правовое государство». Этот принцип означает подчинение государства предписаниям права, в первую очередь конституционного права. По инициативе Президента Международной ассоциации юристов Фрэнсиса Нита эта организация, объединяющая в своих рядах юристов из 190 стран мира, приняла в 2005 г. в Праге такую Резолюцию о ситуации с принципом верховенства права:

«Международная ассоциация юристов (МАЮ), представляющая юристов мира, выражает озабоченность повсеместно продолжающейся эрозией значения принципа верховенства права. МАЮ приветствует принятые в некоторых странах решения судов, которые восстанавливают значение принципа верховенства права. Такие судебные

решения подтверждают фундаментальную роль независимого суда и независимого юридического сообщества для поддержания этого принципа. МАЮ также приветствует и поддерживает усилия национальных организаций юристов по привлечению внимания к необходимости соблюдения следующих основ верховенства права: независимая и непартийная судебная власть; презумпция невиновности; право на своевременное, объективное и открытое судебное разбирательство; рациональный и пропорциональный вине подход к наказанию; сильное и независимое правовое сообщество; строгая защита конфиденциальности общения между адвокатом и его клиентом; равенство всех перед законом. Соответственно, неприемлемыми являются: необоснованные аресты; секретные суды; неограниченное лишение свободы без решения суда; жестокое и унизительное обращение и наказание, а кроме всего, незаконное влияние на процесс выборов. Верховенство права является основой цивилизованного общества».

Поэтому для развития конституционного права в XXI веке будет характерным использование принципа верховенства права, а также разделения властей в качестве определителей истинного уровня развития и наличия демократии в каждой конкретной стране.

Для развития конституционного права важнейшее значение имеют экономические аспекты эволюции права собственности. Все большую роль, особенно в XX веке, приобретает социальная сторона общественного развития. Немалое значение имеет и необходимость приспособления конституционного законодательства к учету новых условий развития наций и народностей в рамках федеративных или унитарных государств. Со снижением уровня конфронтации между социалистической и капиталистической идеологиями их место заняла идеология прав человека, а также возрождающаяся и обновляющаяся религиозная идеология. Технологические, информационные и экологические факторы, весьма вероятно, еще больше усилят свое воздействие на ход конституционных процессов в XXI веке.

Блок конституционных положений, регулирующих территориально-политическое устройство многих государств мира, также претерпел существенные изменения. Такая ситуация бывает связана с текущим основным направлением экономического развития страны: через центр или через регионы. Это выразилось прежде всего в том, что в федерациях наблюдается тенденция к унитаризации, а в ряде унитарных государств (Великобритания, Испания, Италия, Финляндия) — к приданию некоторым административно-территориальным единицам элементов правового положения, характерных для субъектов федерации. Такое заимствование унитарными государствами приемов, форм и методов, свойственных федерациям (и наоборот), представляется нам важной тенденцией развития форм территориально-политического устройства, заслуживающей серьезного внимания исследователей. Усиление полномочий органов местного самоуправления — еще одна тенденция, наблюдаемая как в унитарных, так и в федеративных государствах.

Многие из этих процессов вызваны к жизни развитием гражданского общества и разработкой механизмов согласования интересов различных социальных, национальных, языковых, этнокультурных, религиозных и иных групп в рамках федеративных, унитарных или меняющих свои границы государств. В частности, в конституциях все больше внимания уделяется малым коренным народам — аборигенам, слаборазвитым в экономическом и социальном плане этносам, национальным, языковым, сексуальным или иным меньшинствам (Конституции Канады 1982 г., Бразилии 1988 г., Швейцарии 1999 г., поправки к Конституции Индии).

В современном мире происходит все большая координация и взаимопроникновение международного права и права конституционного. Этому способствует, в частности, то, что границы, некогда довольно четко отделявшие внутреннюю политику и конституционное право от внешней политики и международного права, наталкиваясь на глобальные процессы и проблемы современности, в ряде регионов все более размываются

Еще по теме:

  • Протокол общего собрания трудового коллектива в школе ГКУСО РО Большелогский центр помощи детям Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей « Большелогский центр помощи детям» ПРОТОКОЛ общего собрания […]
  • Гл38 тк рф Статья 112 ТК РФ. Нерабочие праздничные дни Текущая редакция ст. 112 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы; 7 […]
  • Саратов мировой суд фрунзенского района Мировые судьи Фрунзенского района г. Саратова Дата размещения статьи: 16.06.2015 Судебный участок №1 Фрунзенского района г. Саратовамировой судья: Павлова Юлия Валерьевна Адрес: 410012, г. Саратов, ул. Б. Садовая, 158 Телефон: 8 (8452) […]
  • Проект трудовой кодекс рк на 2016 год Проект трудовой кодекс рк на 2016 год ОГЛАВЛЕНИЕ ОБЩАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе Статья 2. Трудовое законодательство Республики […]
  • Оформление нежилого помещения в собственность юридическому лицу Примерный перечень документов, представляемых юр.лицами на регистрацию права собственности на здание/сооружение/жилое/ нежилое помещение по договору купли-продажи, мены, дарения 1. Заявления о государственной регистрации: - перехода права […]
  • Сохранения гпк 132 Сохранения гпк 132 Обязательные требования по добавлению сохранения: 1. Версия игры 2. Имя персонажа 3. Ранг 4. Корабли 5. Предметы(Деньги,амуниция) 6. Пройденные квесты В : Как загрузить сохранение в игру? О : Закинуть в такой путь […]