4.1. Понятие конституционного права, его предмет, метод и источники

Конституционное право — это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности.

Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст. 58 Конституции РФ «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»). В конституционном праве известен также метод дозволения, применяемый в основном к регулированию статуса граждан или для определения полномочий государственных органов (например, ст. 34 Конституции РФ » Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом деятельности»). В конституционном праве применяется и метод запрещения (например, ст. 50 Конституции РФ «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление»).

Субъекты конституционного права:

2) предприятия, учреждения, организации (государственные и негосударственные);

3) государственные органы;

4) органы местного самоуправления;

5) общественные объединения;

6) территориальные образования.

Источники конституционного права:

1) Конституция (Основной Закон);

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ » О гражданстве Российской Федерации»);

4) законы субъектов федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);

5) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права.

Особенности норм конституционного права:

1. Большинство норм конституционного права носит обобщенный характер.

2. Как правило, нормы конституционного права не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция, но лишь несколько статей Конституции РФ содержат санкцию.

3. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права. Они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права. Исключение составляют нормы международного права, которые имеют приоритет по отношению к нормам конституционного права с точки зрения свободы личности, прав человека и гражданина.

4. Нормы конституционного права носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта конституционного права.

Особенность норм конституционного права в том, что применять их могут только государство или муниципальные органы. Граждане могут ими только пользоваться.

Виды норм конституционного права:

1) нормы-принципы (содержат общие положения правового регулирования, например, гл. 1 Конституции РФ);

2) нормы — исторические справки (эти нормы содержатся в преамбуле Конституции РФ и указывают на незыблемость существующих отношений);

3) нормы программного характера (эти нормы содержат в себе установки на перспективу развития общества);

4) констатирующие нормы (закрепляют существующие на момент принятия конституции отношения);

5) устанавливающие нормы (определяют порядок формирования органов государства и круг их полномочий, а также определяют основные права и свободы граждан).

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т.е. в этих отношениях могут участвовать либо все субъекты конституционного права, либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации государственной власти.

Конституционно-правовые отношения образуют систему конституционного права, состоящую из совокупности правовых институтов, которые располагаются в определенной последовательности и находятся во взаимодействии друг с другом.

Правовой институт конституционного права – это определенная часть конституционных норм, регулирующих отдельные разновидности общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

Конституционное право состоит из следующих правовых институтов:

1) государственного и общественного устройства;

2) правого положения личности в обществе (права и свободы граждан);

3) политического многообразия и многопартийности;

6) гражданства и др.

Таким образом, система конституционного права характеризуется объективными критериями деления отрасли на отдельные структурные подразделения, в основе которых лежат реальные общественные отношения.

Понятие, предмет и методы конституционного права

Понятие конституционного права

Понятие «конституционное право» многогранно и употребляется в трех формах: как отрасль права в системе национального права, т. е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на данных науки. Вначале остановимся на понятии «конституционное право» как отрасли российского права.

Конституционное право России как отрасль права — составная часть национальной правовой системы нашей страны, совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия, охраняют и защищают права и свободы человека и учреждают в этих целях определенную систему государственной власти, основанную на принципе функционального разделения.

Главная задача и смысл конституционного права России — найти баланс свободы народа и власти государства.

Конституционное право регулирует фундамент отношений, складывающихся в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности общества. К его предмету относятся те отношения, которые можно называть базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер.

Предмет конституционного права России охватывает две основные сферы общественных отношений. В сфере отношений человека (общества) и государства он связан с охраной прав и свобод человека; в сфере властеотношений — с устройством государства и государственной власти.

Баланс этих отношений обеспечивается принципами, выражающими качественную определенность, формы организации и функционирования государства и общества, а также механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества. Именно такого рода общественные отношения составляют предмет конституционного права. В Конституции РФ оформление в качестве составляющих предмета конституционного права получили важнейшие общественные отношения, складывающиеся по поводу основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства, учреждения и функционирования государственного механизма, местного самоуправления.

Следовательно, конституционное право России — ведущая отрасль национального права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы.

Во-вторых, конституционное право — это наука. С одной стороны, она изучает конституционное право определенной страны (в данном случае — России), а с другой — является частью международной науки, которая обогащается теорией и практикой различных стран (в том числе России). Наука — это не система норм, а научные представления о действующем конституционном праве, его истории, теории; выводы, гипотезы. Они отражены в различных книгах, статьях, научных докладах, приобретают заостренную форму в научных дискуссиях. Источниками науки являются также нормативные акты (например, в Конституции РФ содержится официальное доктринальное положение о человеке как высшей ценности, определяющее суть правового регулирования), официальные документы (послания Президента РФ парламенту), конституционно-правовая практика (решения Конституционного Суда РФ, а также особые мнения его судей). В России развивается наука о конституционном праве как таковом (иногда его называют «общее конституционное право», иногда — «сравнительное конституционное право»), совершенствуются знания о конституционном праве зарубежных стран и о российском конституционном праве.

В-третьих, российское конституционное право — это учебная дисциплина. Студенты и другие обучающиеся изучают основы действующего конституционного права, основы науки о нем, конституционно-правовую практику.

Предмет конституционного права

Понятие «конституционное право» многозначно. Это и отрасль права, и наука, и учебная дисциплина. Являясь отраслью публичного права, конституционное право занимает особое место в системе российского права, что определяется его предметом и содержанием.

Предметом конституционного права, как и любой отрасли права, являются общественные отношения. Конституция закрепляет и регулирует наиболее важные отношения во всех сферах жизни общества и государства. Следовательно, конституционные отношения — это наиболее значимые отношения, которые определяют природу государства и общества.

Объект конституционных отношений — предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

Вопрос о предмете конституционного права, о пределах конституционного регулирования был и остается дискуссионным. В отечественной юридической науке есть два подхода к определению предмета конституционного права, т. е. круга общественных отношений, регулируемых конституционным правом. Согласно первому подходу (он является преобладающим) предмет конституционного права определяется весьма широко, в его содержание включаются установления как конституции, так и законов и подзаконных нормативных актов, конкретизирующих и развивающих конституционные положения. При таком подходе предмет конституционного права неоправданно расширяется, а значение конституционных установлений принижается, по существу, они низводятся до норм текущего (отраслевого) законодательства.

Второй подход нацелен на сужение предмета конституционного прав, определяемого в основном предметом и содержанием конституции как особого нормативного правового акта. Такой подход к определению предмета конституционного права является более предпочтительным. Он обусловлен современной тенденцией формирования системы российского права, появлением, в частности, в публичном праве новых отраслей права.

Конституция есть результат общественного развития. В своем историческом развитии ее содержание претерпело существенные изменения, связанные с динамикой общественных отношений. Можно выделить следующие основные этапы эволюции содержания конституций, или ее поколений.

Первое поколение — с конца XVIII в. до Первой мировой войны; второе — между Первой и Второй мировыми войнами; третье — с 1945 г. до конца 1980-х гг.; четвертое — с начала 1990-х гг. по настоящее время.

См.также: История конституции

В современном мире конституции национальных суверенных государств при всем разнообразии их содержания регулируют следующие группы общественных отношений:

  • учреждение и оформление государства как суверена на своей территории и в мировом сообществе;
  • признание народовластия, форм его осуществления, принципов организации и деятельности правового государства, форм правления и государственного устройства;
  • формирование основ функционирования гражданского общества, статуса его институтов (партий, общественных объединений, церкви, СМИ и др.);
  • провозглашение и гарантирование, осуществление, охрана и защита основных прав, свобод и обязанностей личности;
  • установление условий участия государства в международных отношениях, принципов внешней политики, взаимоотношение международного и внутригосударственного (национального) права.

Регулирование указанных групп общественных отношений и определяет предмет конституционного права. В то же время простое их перечисление не раскрывает особенности предмета конституционного права. Для общественных отношений, входящих в предмет регулирования конституционного права, характерно то, что они являются существенными, коренными, основополагающими во взаимоотношениях общества, государства и личности. Именно они находят либо исчерпывающее регулирование в самой конституции, либо конституционные установления составляют основу (базу) для последующего их регулирования в текущем (отраслевом) законодательстве.

Однако это не исключает того, что предметом конституционного регулирования могут быть отношения, не являющиеся существенными, основополагающими (можно сказать, что это «случайный» элемент в содержании конституции). Включение этих отношений в предмет регулирования конституционного права осуществляется по воле государства, придает им конституционную форму, но не превращает их в основополагающие по своей социальной природе.

Таким образом, предметом конституционного права Российской Федерации являются коренные, основополагающие общественные отношения, охватывающие публичную самоидентификацию народа и общества, учреждение суверенного государства, принципы организации и функционирования государственной власти во взаимосвязи с местным самоуправлением, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина и иные существенные основы взаимоотношений личности, общества и государства.

Предмет конституционного права расширяется в федеративных государствах. В отечественной литературе высказано мнение о существовании конституционно-уставного права субъектов РФ, занимающего в нем далеко не «периферийное положение». Рациональное зерно в суждениях о конституционно-уставном праве субъекта РФ заключается в том, что в них не игнорируются конституции и уставы субъектов РФ как учредительные акты, которые конкретизируют и дополняют единое конституционное пространство в Российской Федерации. Конституционно-уставное право наряду с общими чертами в каждом субъекте РФ имеет специфические особенности. В целом конституционно-уставное право субъектов РФ обогащает предмет и содержание единого конституционного права Российской Федерации.

Методы конституционного права

Методы конституционного права — совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования.

Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений.

В конституционном праве РФ преобладают императивные методы, предписывающие поступать только определенным образом (например, представление лица на должность Генерального прокурора осуществляется только Президентом РФ). Императивные методы осуществляются в различных формах:

  • управомонения (наделение органов государства определенными полномочиями для выполнения их задач);
  • субординации (подчинение ряда «силовых» министров непосредственно Президенту РФ);
  • обязывания (Правительство РФ обязано подать в отставку при вынесении Государственной Думой двух вотумов недоверия в течение трех месяцев);
  • требования (необходим 21-летний возраст для кандидатов в депутаты Государственной Думы);
  • запрещения (запрет несанкционированных массовых политических демонстраций);
  • санкции вплоть до репрессий (законодательство о контртеррористических операциях).

Диспозитивные методы, оставляющие выбор поведения на усмотрение субъектов конституционно-правовых отношений (например, Президент РФ может принять отставку Правительства РФ, а может и не принимать), методы координации, согласования (например, согласительные процедуры, осуществляемые Президентом РФ при разрешении спора между субъектами Федерации) в конституционном праве не относятся к числу основных (диспозитивные методы являются основными, например, в гражданском праве).

Характеристика методов конституционного права

Характеристика методов, способов воздействия конституционного права на общественные отношения в отечественной научной литературе крайне скупа. Чаще всего данный вопрос ограничивается описанием конституционных норм, устанавливаемых ими прав, запретов, обязанностей и особенностей их воздействия на участников общественных отношений. Такой подход явно неэффективен.

Методы конституционного права как отрасли публичного права не могут быть отделены от методов политико-государственного руководства обществом. Основным, ведущим методом воздействия конституционного права на общественные отношения является метод учреждения (установления), т. е. метод позитивного провозглашения, утверждения конституционных ценностей. Данный метод характеризуется тем, что учреждаемые конституционные установления обладают непререкаемостью, верховенством и высшей юридической силой, действуют постоянно.

Метод конституционного учреждения (установления) подкрепляется действием таких методов государственного руководства обществом, как убеждение, поощрение и принуждение.

Ведущим методом воздействия конституционного права на поведение субъектов общественных отношений является метод убеждения. Это обусловлено тем, что конституция по своему содержанию выражает компромисс тех общественных сил, которые участвовали в ее разработке и принятии. Легитимность конституции есть гарантия эффективности методов убеждения в действии и реализации конституции и по правилам конституции. В современном российском праве все острее встает вопрос о воспитании уважения к конституции, об отношении к ней как высшей правовой ценности, воплощающей государственную идеологию, национальную идею общественного согласия.

В воздействии конституционного права на общественные отношения метод убеждения дополняется методом поощрения (стимулирования). Этой цели служат предоставление дополнительных превенций, субсидий, льгот, поощрений и наград для субъектов конституционного права.

Методом воздействия конституционного права на общественные отношения служит и метод принуждения. Государство охраняет и защищает действие и реализацию конституции, в том числе и принудительными мерами. Примером действия метода принуждения может служить институт конституционной и конституционно-правовой ответственности органов публичной власти, высших должностных лиц за нарушение Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, за неисполнение решений судов, основанных на положениях Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ.

Конституционное право, как и любая иная отрасль права, воздействует на общественные отношения присущими ему правовыми способами, зависящими от содержания видов конституционно-правовых установлений (положений), от мер их обеспечения (гарантирования), охраны и защиты.

Конституционные установления (положения) как нормативно-правовые средства регулирования поведения субъектов общественных отношений не исчерпываются конституционными принципами и нормами. Нормативно-правовой инструментарий в конституционном праве намного богаче. Наряду с конституционными принципами и конституционными нормами он включает нормативно закрепленные цели, задачи, легальные определения, презумпции, фикции, преюдиции, символы, конструкции. Все указанные конституционные установления составляют систему, что позволяет регулировать общественные отношения в многообразном измерении. При этом, естественно, они имеют собственную специфику воздействия на общественные отношения.

К конституционным способам воздействия на поведение субъектов общественных отношений следует отнести установление статусов физических и юридических лиц, общественных объединений, компетенции органов публичной власти и должностных лиц, средств их обеспечения (гарантирования), охраны и защиты.

В реализации статусов субъектов конституционного права используются способы дозволения, обязывания и запрещения.

Дозволительные предписания разрешают субъекту конституционного права действовать по своему усмотрению. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ «по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе».

Запрещающие предписания не дозволяют субъектам конституционного права осуществлять определенные действия. В ч. 5 ст. 13 Конституции РФ закреплено: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Обязывающие предписания регламентируют обязанность осуществлять определенные действия. Как записано в ст. 58 Конституции РФ, «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Использование методов и способов воздействия конституции и конституционного права в целом на общественные отношения есть сознательный, творческий процесс, направленный на оптимальное их сочетание в целях повышения эффективности действия и поведения субъектов конституционно-правовых отношений. Такое сочетание в конечном счете объективно обусловлено природой и характером предмета правового регулирования, системой складывающихся разнообразных общественных отношений, теми целями и задачами, которые стоят перед гражданским обществом и правовым государством в конкретный исторический период их функционирования и развития в контексте достижений мирового общественного прогресса.

Понятие конституционного права, его предмет, метод, субъекты и источники

Конституционное право – это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права, потому что, во-первых, общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права, выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституционное право − ведущее по своему источнику – конституции; в-третьих, нормы конституционного права определяют основные принципы правового регулирования в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права. Эти нормы находят свое развитие и конкретизацию в специальных отраслях права. Именно поэтому, считают, что конституционное право составляет ядро системы права.

Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

Источники конституционного права:

1) Конституция (Основной Закон);

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ » О гражданстве Российской Федерации»);

4) законы субъектов федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);

5) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Понятие, предмет, источники и система науки конституционного права рф.

Наука конституционного права есть совокупность, система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о конституционном праве как отрасли права и регулируемых ее нормами общественных отношениях. Наука конституционного права лишь часть учения о праве, она справедливо рассматривается как одна из отраслей правоведения (науки о праве).

Наука конституционного права изучает:

1) все конституционно-правовые институты в их историческом развитии, в динамике, т. е. не только действующие конституционно-правовые нормы, но и те, которые имели место на предшествующих этапах развития государства;

2) не только отдельные нормы, но и их объединения, в том числе закономерности развития отрасли конституционного права, ее характерные черты и особенности конституционно-правовых отношений;

3) властеотношения — отношения, связанные с осуществлением государственной власти;

4) территориальные пределы осуществления государственной власти, распределение власти между отдельными территориями, субъектами Федерации, отношения человека и государства;

5) конституционно-правовой статус личности, политических партий и других общественных объединений, различных социальных общностей;

6) вопросы, связанные с высшими интересами человека, общества и государства.

Предмет конституционного права как науки — это совокупность элементов конституционного права как отрасли, которые изучает конституционное право как наука.

Предмет конституционного права как науки составляют:

— Система институтов государства.

Источники конституционного права как науки.

Система источников конституционного права как науки:

— Нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы.

— Практика конституционно-правовых отношений.

— Труды и наработки ученых.

Первая модель системы науки конституционного права, исходит из традиционного членения науки по предметно — тематическому признаку. Данная модель системы науки конституционного права включает шесть разделов, которые формируются в связи с тематической конкретизацией предмета изучения науки и выделением конституционно-правовой характеристики познаваемых объектов:

1. конституционное право как юридическая наука;

2. конституционное право как отрасль права;

3. конституционные основы устройства общества государства;

4. конституционные основы правового положения личности;

5. конституционные основы территориальной организации государственной власти;

6. конституционные основы системы государственных органов и их конституционно-правовое положение.

Вторая модель системы науки конституционного права представляет собой выделение общего и особенного конституционного права. Объектом познания может выступать конституционное право конкретного государства либо группы государств, объединённых по тому или иному признаку, что является основанием для выделения в системе конституционного права соответствующих научных дисциплин (например, конституционное право РФ, США, Италии и т.п., а также конституционное право государств англосаксонской правовой системы, стран мусульманского права и т.п.). По предмету, целям и методам их следует отнести к той части науки конституционного права, которую можно назвать особенным конституционным правом. Общее конституционное право выявляет то схожее в теории и практике конституционно-правовых отношений в различных странах, что позволяет строить общие теоретические конструкции (понятия, теории, концепции, научные подсистемы и т.п.) и моделировать конституционно-правовые институты, создавая общую теорию конституционного права современного государства. Особенное конституционное право отличает тесная привязанность к национальному конституционному праву, оно изучает и объясняет его с позиции общей теории и с учетом особенностей проявления конституционно-правовых отношений в конкретном государстве

2.1. Понятие, предмет и источники конституционного права Украины

2. 1. Понятие, предмет и источники конституционного права Украины

Этимология слова «конституция» происходит от лат. constitutio — устройство, установление. Но еще в Древней Греции Аристотелем было сформировано представление о конституции как рациональное построение государственной власти на основе принципов демократии и справедливости. В любом организованном обществе можно выделить ряд важнейших отношений, которые его характеризуют. Прежде всего, это отношения, связанные с построением и функционированием государственных органов, взаимоотношения этих органов с другими общественными институтами и индивидами. Естественно, что такие отношения находят свое закрепление в нормах права. Именно совокупность норм права, определяющих принципы народовластия, экономической и политической организации общества, взаимоотношений государства с конкретным лицом, общий строй государства и основные принципы функционирования государственных органов составляют ведущую отрасль национального права — конституционное право.

Как и любая отрасль права, конституционное право имеет свой специфический предмет и метод правового регулирования.

Предметом конституционного права является особый круг государственно-политических отношений властвования [1] .

Все общественные отношения, урегулированные конституционным правом, делятся на несколько видов:

— отношения политического характера (определяют государственный суверенитет, форму государства, субъекты государственной власти, общие принципы организации политической системы и др.);

— важнейшие отношения, складывающиеся в экономической сфере общества (основы права собственности, обеспечения социальных потребностей членов общества и др.);

— взаимоотношения человека и гражданина с государством, которые находят свое отражение в основах правового статуса этих субъектов;

— отношения, связанные с организацией и функционированием органов государственной власти;

— отношения, связанные с государственным и территориальным устройством страны;

— отношения, которые определяют основы местного самоуправления.

Под методами конституционно-правового регулирования понимается совокупность приемов, способов и средств, позволяющих упорядочить общественные отношения, которые составляют предмет конституционного права. Среди таких методов ведущее место занимает установление, которое заключается в определении в соответствующих нормах полномочий соответствующих субъектов, а также методы обязательства, разрешения и запреты.

Внутренней формой этой отрасли права являются система конституционного права, которая раскрывает внутренние взаимосвязи между ее элементами — нормами и институтами.

Конституционно-правовой институт — это обособленная подсистема конституционно-правовых норм, регулирует группу однородных по своему содержанию общественных отношений, относящихся к предмету конституционного права. Институты конституционного права представляют собой сложный организм взаимосвязанных элементов. Так, существует самостоятельный институт прекращения гражданства Украины, который входит в более общего института гражданства. Последний, в свою очередь, является одним из элементов института правового статуса человека и гражданина.

В общих институтов конституционного права относятся: институт общих основ конституционного строя Украины; институт основ правового статуса человека и гражданина; институт прямого волеизъявления; институт системы органов государственной власти; институт территориального устройства и организации местного самоуправления.

Конституционно-правовые нормы — это установленные или санкционированные государством правила, которые определяют поведение участников конституционно-правовых отношений [2] . Особенность этих правовых норм определяется спецификой регулируемых ими общественных отношений, источниками, в которых они закреплены, высшей юридической силой в отношении других правовых норм, особым механизмом реализации, в котором принимает участие особый круг субъектов. Нормы конституционного права, как правило, состоят лишь из диспозиций, хотя это не отрицает наличия в структуре некоторых из них гипотез и санкций. Среди конституционных норм немало специализированных: общих, дефинитивными, норм-принципов, учредительных, гарантирующих, оперативных, коллизионных и других [3] .

Конституционно-правовые нормы распределяются в зависимости от содержания, который определяется соответствующими видами общественных отношений, входящих в предмет отрасли (например, нормы, которые закрепляют систему органов государственной власти).

По назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы отвечают, образно говоря, на вопрос «что делать?», то есть непосредственно регулируют общественные отношения, например, определяющих правовой статус государственных органов. Процессуальные нормы, в свою очередь, определяют формы реализации материальных норм, то есть конкретизируют порядок, способы деятельности государственных органов. Они отвечают на вопрос «как делать?». Процессуальные нормы в первую очередь регулируют законодательный и избирательный процессы, а также другие процедурные положения (например, порядок проведения процедуры импичмента Президента). Особое значение они приобретают в деятельности Конституционного Суда Украины.

По сроку действия нормы конституционного права делятся на постоянные и временные, по пространственному принципу — на такие, которые действуют на территории всей Украины или только на определенной части.

По форме закрепления желаемого поведения субъекта, на которого рассчитано действие нормы, они могут носить императивный или диспозитивный характер.

Императивные нормы в категорической форме определяют четко определенное поведение субъектов, диспозитивные — предоставляют субъектам возможность свободного выбора вида поведения на их усмотрение.

Под конституционно-правовыми отношениями понимают общественные отношения, субъекты которых во время взаимодействия друг с другом наделяются в соответствии с конституционно-правовых норм взаимными правами и обязанностями.

Ведущее место в структуре конституционных правоотношений их субъекты. Причем некоторые из них выступают субъектами правоотношений в других отраслях права. Прежде всего это физические лица — граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства, которые, в свою очередь, могут иметь специальный правовой статус. Так, некоторые граждане Украины вступают в конституционные правоотношения как государственные служащие (должностные лица местного самоуправления) или народные депутаты. Среди субъектов выделяют юридические лица — предприятия, учреждения, организации различных форм собственности (в т. ч. политические партии, общественные организации) и органы государственной власти и органы местного самоуправления. Кроме того, особым субъектом выступает Украинское государство.

Также существуют субъекты, которые вступают только в конституционно-правовые отношения [4] — народ Украины, административно-территориальные единицы, территориальные общины, избирательные комиссии и некоторые другие.

Объектами конституционно-правовых отношений могут быть политические блага (например, суверенитет, власть), действия уполномоченных и обязанных субъектов (например, парламент, Кабинет Министров Украины и др.), вещи и другие имущественные блага (собственность, деньги, налоги и пр.), природные объекты (например, земля), поведение и результаты такого поведения субъектов отношений, личные нематериальные блага человека (жизнь, честь, достоинство и т. др.), духовные ценности.

Возникновение, изменение или прекращение конституционных правоотношений связывается нормами права с конкретными жизненными обстоятельствами, которые носят название юридические факты. Они подразделяются на правоустанавливающие (например, создание Президентом Украины центральных органов исполнительной власти), правоизменяющие (например, достижение гражданином возраста, с которого можно участвовать в выборах), правоостанавливающие (например, досрочное прекращение полномочий народного депутата Украины).

Кроме того, в зависимости от индивидуальной воли субъекта юридические факты подразделяются на действия (зависят от воли субъекта) и события (не зависят от такой свободы). При этом действия могут носить правомерный и неправомерный (противоправный) характер.

Нормы конституционного права находят отражение во внешних формах или источниках, под которыми, как отмечалось в предыдущем разделе, понимаются действующие нормативно-правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы и принципы. Среди источников особое место занимает конституция. Мы привыкли воспринимать этот термин в популярном значении: как основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и закрепляет наиболее важные общественные отношения. Но его современное понимание в формально-юридическом смысле начало формироваться лишь в XVIII веке. с наступлением эпохи буржуазных революций. Первая конституция была принята в сша в 1787 г.

Согласно теории конституционализма конституции подразделяются на фактические и юридические. Фактическая конституция — это реально существующий общественный и государственный строй, основами которого являются политика, экономика и духовная жизнь человека и ее организаций. Юридическая конституция — это нормативно-правовой акт, Основной закон государства, что является вершиной национального законодательства, в котором закрепляются основы общественного и государственного строя, формы правления и государственного устройства, основы политического режима, экономические основы общественной жизни, правовой статус человека и гражданина, порядок и принципы организации и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления. Именно в последнем смысле мы и будем рассматривать термин «конституция» дальше.

По юридической форме конституции делятся на писаные и неписаные. Под первой понимают единый, принятый в особом порядке, четко структурированный нормативный акт. Большинство конституций мира принадлежат к этому типу, в том числе и Конституция Украины 1996 г. В свою очередь, неписаная конституция не выражена в едином писаном акте, а представляет собой большое количество законов, принятых в разное время и в разном порядке, а также прецедентов и обычаев. Например, такой считается Конституция Великобритании, которую составляют нормы уставного права, закреплялись, начиная с 1215 г. с принятием «Великой хартии вольностей».

По способу принятия конституции делятся на октроїрувані (дарованные) и народные. Считается, что подаренные народу конституцию подготовлены и введены в действие единолично главой государства (монархом, диктатором аба президентом) или метрополией для своей колонии. Народные конституции принятые представительным органом (учредительным собранием, которые сформированы исключительно с этой целью, или парламентом) или утвержденные непосредственно народом путем референдума. Конституция Украины была принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г.

По порядку принятия различают договорные конституции, которые принимаются, как правило, путем соглашения между участниками конституционного процесса. Такой конституцией была, например, Конституция Советского Союза 1924 г. Признаки договорной конституции были присущи Конституционному Договора между Верховной Радой Украины и Президентом Украины «Об основных принципах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в Украине на период до принятия новой Конституции Украины» от 8 июня 1995 г.

По форме правления, которая существует в государстве, конституции делятся на монархические и республиканские, в зависимости от формы территориального устройства — унитарные и федеративные, а согласно существующего государственного режима — демократические и недемократические.

Согласно процедуре внесения изменений и дополнений конституции делятся на гибкие и жесткие. Если процедура изменения конституции не отличается от той, что предусмотрена для обычных законов, то это гибкие конституции. Подавляющее большинство современных конституций являются жесткими, поскольку предусматривают особый, более усложненный, по сравнению с обычными законами, порядок внесения изменений. Конституцию Украины (далее — Конституция) следует отнести к жестким конституциям. Ее раздел ХІІІ устанавливает усложненный, жесткий порядок внесения изменений в материи Основного Закона. В частности, ст. 157 Конституции предусматривает ограничения по внесению изменений. Так, Конституция не может быть изменена, если изменения предусматривают отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина или если они направлены на ликвидацию независимости или нарушение территориальной целостности Украины. Она также не может быть изменена в условиях военного или чрезвычайного состояния. Вносить изменения в Конституцию имеет право только Верховная Рада Украины. Законопроект о внесении изменений в Конституцию, который может быть подан в Верховную Раду Украины Президентом Украины или не менее чем третью народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины, предварительно одобряется большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины, считается принятым, если на следующей очередной сессии Верховной Рады Украины за него проголосовало не менее чем две трети от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Наиболее жесткий порядок предусмотрен для внесения изменений в разделы Конституции, которые определяют общие принципы конституционного строя, порядок проведения выборов, референдума, а также внесение изменений в Основного Закона государства (ст. 156). Такой законопроект подается в Верховную Раду Украины Президентом Украины или не менее как двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины и, при условии его принятия не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины, утверждается всеукраинским референдумом, который назначается Президентом Украины.

Если законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины не был принят Верховной Радой, он может быть подан в парламент не ранее чем через год со дня принятия решения относительно этого законопроекта. Верховная Рада Украины в течение срока своих полномочий не может дважды изменять одни и те же положения Конституции Украины.

Конституция Украины имеет ряд специфических черт, которые характеризуют ее сущность и содержание как Основного Закона государства, а именно:

она имеет наивысшую юридическую силу (ч. 2 ст. 8 Конституции) по сравнению с другими нормативными актами, а также является базой для всего текущего законодательства. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции и должны соответствовать ей;

Конституция характеризуется стабильностью, которая обеспечивается особым порядком принятия и внесения изменений к ней (о чем говорилось выше);

международные договоры не должны противоречить Конституции Украины (ч. 2 ст. 9 Конституции);

существует особый механизм реализации норм Конституции и ее правовой защиты, в котором участвуют, помимо прочих, специальные органы конституционного судопроизводства.

Конституция Украины является чрезвычайно важным политико-правовым документом долгосрочного действия, которым обогатилась наша правовая система. Она выступает фундаментом демократических преобразований в обществе, основой его консолидации. Конституция закрепляет в Украине основы государственной политики, направленной прежде всего на обеспечение прав и свобод человека и достойных условий его жизни. Она заложила серьезные основы для развития и укрепления демократического, социального правового государства, в котором человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью. В Конституции содержатся нравственные ориентиры социальной справедливости, идея, согласно которой государство функционирует для человека, отвечает перед ним за свою деятельность. Именно это является главной обязанностью государства.

На конституционном уровне закреплено положение о том, что государственная власть в Украине осуществляется на началах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Причем органы этих ветвей власти независимы друг от друга, осуществляя свои полномочия в установленных Конституцией пределах и согласно законам Украины.

Конституционной основой внешней политики Украины является обеспечение ее национальных интересов и безопасности путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества по общепризнанным принципам и нормам международного права, основным источником которых являются международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Как определено Конституцией (ст. 9), эти договоры являются частью национального законодательства Украины. Вступление в Совет Европы, активное сотрудничество со странами СНГ,
ОБСЕ, Европейским Союзом, Северо-Атлантическим Ассамблеей и другими международными организациями, с отдельными государствами требуют приведения национального законодательства Украины в соответствие с нормами международного права.

Кроме политического значения, Конституция Украины имеет чрезвычайно большую юридическую ценность как правовой акт и является основным источником нашего законодательства, рассчитанным на длительный период.

Одновременно следует отметить, что в Основном Законе впервые в истории конституционного законодательства Украины подчеркивается, что нормы Конституции являются нормами прямого действия, а обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина гарантируется непосредственно на основании Конституции.

Конституция Украины состоит из преамбулы и 14 глав, которые насчитывают 161 статью, а также раздела XV «Переходные положения». Раздел I называется «Общие положения», II — «Права, свободы и обязанности человека и гражданина», III «Выборы. Референдум», IV — «Верховная Рада Украины», V — «Президент Украины», VI «Кабинет Министров Украины. Другие органы исполнительной власти», VII — «Прокуратура», VIII — «Правосудие», IX — «Территориальное устройство Украины», Х — «Автономная Республика Крым», XI — «Местное самоуправление», XII — «Конституционный Суд Украины», XIII — «Внесение изменений в Конституцию Украины», XIV — «Заключительные положения» i XV «Переходные положения».

Таким образом, по структуре и содержанию новая Конституция близка к конституций многих демократических стран.

Конституция Украины является основным источником современного конституционного права. В то же время конституционные нормы и принципы находят свое внешнее закрепление также и в других источниках, прежде всего в конституционных законах — таких, которые вносят изменения и дополнения в Конституцию. К другим источникам также относятся органические законы — те, которыми детализируются конституционные положения (например, Закон Украины «О гражданстве», которым конкретизируется норма ст. 4 Конституции); текущие законы, содержащие конституционно-правовые нормы.

Верховная Рада, кроме законов, принимает и другие акты, относящиеся к источникам конституционного права (например, постановления Верховной Рады, которым утвержден Регламент Верховной Рады Украины, Концепция национальной безопасности Украины и тому подобное).

Особое место в иерархии источников занимают акты Всеукраинского референдума, которые носят самый демократический характер, поскольку связаны с непосредственным волеизъявлением граждан.

Конституционно-правовые принципы и нормы содержатся в нормативных актах Президента Украины, некоторых нормативных постановлениях Кабинета Министров Украины, в отдельных актах представительных органов местного самоуправления, например их регламентах.

Особым источником конституционного права являются решения и заключения Конституционного Суда Украины как единого органа конституционной юрисдикции.

Нормы конституционного права содержатся в некоторых международных договорах, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Как источники конституционного права отдельных стран могут выступать судебные прецеденты, правовые обычаи, нормативные договоры и другие акты.

Конечно, основным источником этой отрасли права в нашей стране является Конституция Украины. В ретроспективе формирования этого источника права достигает глубины веков. Прежде всего следует вспомнить древнерусскую памятник права — «Русскую правду», Конституцию Пилипа Орлика 1710 г., «Наброски Конституции Республики» Г. Андрузького и «Проэктъ основанной устава украинского общества «Вольный союзъ» — «Вільна спілка», который был разработан в 1884 г. выдающимся украинским деятелем Михаилом Драгомановым.

После февральской революции 1917 г. и организации в марте этого же года Украинской Центральной Рады были предприняты шаги по принятию Основного Закона государства. С этой точки зрения важными стали четыре Универсалы, в которых воплощалась мечта многих поколений украинцев о создании независимого государства. Не последнюю роль в истории Украинского государства и становления конституционализма сыграли акты Гетманата и Директории в 1918 г. Все последующие конституционные акты связаны с советским периодом существования Украины. Прежде всего среди основных источников нужно отметить Конституции Украинской ССР 1919, 1929, 1937 и 1978 гг., которые в большинстве своем дублировали или российские, или советские конституции.

Со времени становления Украины как независимого государства формирование определяющих принципов Основного Закона началось с принятием 16 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Украины, которая определила государственный, национальный и народный суверенитет, закрепила за украинской нацией право на самоопределение и другие важные принципы организации будущего государства, среди которых — принципы народовластия, территориального верховенства Украины на всей своей территории, экономической самостоятельности, культурного развития и тому подобное. Декларация была положена в основу новой Конституции, ряда при-
занятых законов Украины. Там же нашло закрепление исключительное право народа Украины на владение, пользование и распоряжение национальным богатством Украины, были определены объекты права собственности народа, материальная основа суверенитета. За нашим государством признавалось право на долю в общесоюзном богатстве, в частности алмазном и валютном фондах и золотом запасе. Предполагалось самостоятельное создание банковой, ценовой, финансовой, таможенной, налоговой системы, формирование государственного бюджета и внедрения собственной денежной единицы.

В развитие положений этой Декларации 3 августа 1990 г. был также принят Закон Украины «Об экономической самостоятельности Украины», который закрепил право нашего государства самостоятельно определять стратегию социально-экономического развития в интересах народа Украины, структуру народного хозяйства, приоритетные направления хозяйственной деятельности, формы и методы хозяйствования.

Важное значение для формирования Конституции имел Акт провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 г., который ди-
стал всенародную поддержку на референдуме 1 декабря 1991 г. и юридически закрепил полную самостоятельность Украины.

[1] Шаповал В. М. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. — К.: АртЕк, Высшая шк., 1997. — С. 8.

[2] Конституционное право Украины / За ред. В. Ф. Погорелка. — К.: Наук. мысль, 2002. — С. 27.

[3] Конституционное право Украины / За ред. В. Ф. Погорелка. — К.: Наук. мысль, 2002. — С. 35.

[4] При определенных обстоятельствах, такие субъекты вступают в общественные отношения, урегулированные нормами международного права.

Еще по теме:

  • Упк рф ст 57 58 Статья 57 УПК РФ. Эксперт (действующая редакция) 1. Эксперт - лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном настоящим Кодексом, для производства судебной экспертизы и дачи заключения. 2. Вызов эксперта, […]
  • Воинская часть алексеевка Военная часть А1361 Место для Вашей рекламы! За 99 грн в месяц о Вас узнают все посетители этой страницы. Есть что сказать? Оставьте свой отзыв и оцените компанию по пятибалльной шкале! Это поможет другим людям. Пожалуйста, указывайте […]
  • Гражданский кодекс статья 58 59 Статья 58 ТК РФ. Срок трудового договора 7 сентября 2017 28 апреля 2017 12 июля 2016 21 декабря 2015 У работодателей часто возникает желание принять новичка на работу на временных условиях, чтоб убедиться в его профессиональной […]
  • Расчет пени по авансовым платежам усн Инспекция обязана уменьшить пени за просрочку по уплате авансовых платежей при УСН, если по итогам года их сумма превысила величину налога за год Документ Ситуация Предприниматель на УСН с объектом обложения "доходы минус расходы" […]
  • Оформление купли и продажи автомобиля в орле diskontsport.ru Документы для продажи квартиры в орле Документы для продажи квартиры в орле Площадь: 58 кв. м. Цена: 13192464 руб. договор купли-продажи (жилой недвижимости: квартиры, комнаты, жилого дома, доли в паспорт гражданина […]
  • Адвокат терешков максим Адвокат терешков максим В Республике Беларусь принят Закон от 12.07.2013 №58-З «О медиации» (далее по тексту – Закон), которым впервые определены правовые основы применения медиации (дата вступления в силу - 24 января 2014г.) Медиация […]