Выдача разрешения на открытие и лицензирование банка

Лицензиар

Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций
Адрес: Республика Казахстан
050000, г. Алматы ул. Айтеке би, 67
тел: +7 (727) 2788–104
Web-сайт: www.afn.kz

Перечень документов для получения разрешения на открытие банка и лицензии

К заявлению о выдаче разрешения на открытие банка должны прилагаться документы, предусмотренные статьей 19 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (далее – Закон о банках) и Правилами выдачи разрешения на открытие банка, а также лицензирования банковских и иных операций, деятельности на рынке ценных бумаг, осуществляемых банками, утвержденными постановлением правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 апреля 2007 года № 121 (далее – Правила):
а) четыре экземпляра учредительных документов (устав, учредительный договор), копия протокола учредительного собрания, засвидетельствованных нотариально и оформленных в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;
Устав исламского банка помимо сведений, предусмотренных статьей
14 Закона о банках, должен содержать:
1) цели деятельности исламского банка;
2) задачи, функции и полномочия постоянно действующего органа исламского банка — совета по принципам исламского финансирования, а также порядок его создания и требования к членам совета по принципам исламского финансирования.
б) сведения об учредителях (по перечню, определенному уполномоченным органом), финансовая отчетность, включая консолидированную, за последние два завершенных финансовых года, отчет аудиторской организации о финансовом состоянии учредителей;
• Сведения об учредителях должны содержать:
1) для учредителей — юридических лиц:
сведения согласно приложению 1 к Правилам, к которым прилагаются нотариально засвидетельствованная копия свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) в качестве юридического лица и нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов (устава, учредительного договора);
информацию, подтверждающую выполнение требований, установленных пунктом 4 статьи 19 Закона о банках;
информацию о выполнении требований абзаца второго подпункта г-1) статьи 24 Закона о банках с приложением документа, подтверждающего отсутствие у первого руководителя исполнительного органа и органа управления учредителя – юридического лица непогашенной или неснятой в установленном законом порядке судимости за преступления, совершенные в сфере экономической деятельности, за коррупционные и иные преступления против интересов государственной службы и государственного управления, выданного в форме справки уполномоченным государственным органом по формированию правовой статистики и ведению специальных учетов (дата выдачи указанного документа составляет не более трех месяцев, предшествующих дате подачи ходатайства);

2) для учредителей — физических лиц — сведения согласно приложению 2 к Правилам, а также информацию о выполнении требований абзаца второго подпункта г-1) статьи 24 Закона о банках с приложением документа, подтверждающего отсутствие у данного лица непогашенной или неснятой в установленном законом порядке судимости за преступления, совершенные в сфере экономической деятельности, за коррупционные и иные преступления против интересов государственной службы и государственного управления, выданного в форме справки уполномоченным государственным органом по формированию правовой статистики и ведению специальных учетов (дата выдачи указанного документа составляет не более трех месяцев, предшествующих дате подачи ходатайства).
В целях подтверждения требований абзаца второго подпункта г-1) статьи 24 Закона о банках для иностранных граждан (лиц без гражданства) дополнительно представляется соответствующий документ, выданный государственным органом страны их гражданства (страны их постоянного проживания – для лиц без гражданства).
б-1) документы и сведения, предусмотренные статьей 17-1 Закона о банках, если лицо становится крупным участником банка или банковским холдингом;
б-2) сведения об условиях и порядке приобретения акций банка, включая описание источников и средств, используемых для приобретения акций, с приложением копий подтверждающих документов;
е) подробная организационная структура вновь создаваемого банка;
и) бизнес-план вновь создаваемого банка, утвержденный лицом, уполномоченным учредителями на подписание документов, раскрывающий стратегию деятельности, направления и масштабы деятельности, финансовые перспективы (бюджет, расчетный баланс, счет прибылей и убытков за первых три финансовых (операционных) года, план маркетинга (формирования клиентуры банка), план привлечения трудовых ресурсов, организацию управления рисками;
При составлении бизнес-плана исламского банка следует учитывать требования к деятельности исламского банка, изложенные в статье 52-1 Закона о банках.
л) нотариально либо иным законным образом удостоверенный документ, подтверждающий полномочия заявителя на подачу заявления от имени учредителей.
• Отчет аудиторской организации признается действительным при условии представления документов, подтверждающих, что она:
независима от учредителей проверяемых банков и их должностных лиц;
уполномочена на проведение аудита банков в соответствии с лицензией уполномоченного государственного органа по регулированию в области аудиторской деятельности и контролю за деятельностью аудиторских и профессиональных аудиторских организаций или компетентного органа государства, резидентом которого является.
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона о банках для получения лицензии на проведение банковских операций в течение одного года со дня государственной регистрации вновь созданный банк должен представить:
1) заявление согласно приложению 7 к Правилам;
2) документы, свидетельствующие о выполнении всех организационно-технических мероприятий, в том числе о готовности помещения, оборудования и программного обеспечения по автоматизации бухгалтерского учета и главной бухгалтерской книги, соответствующих требованиям нормативных правовых актов уполномоченного органа и Национального Банка, а также о наличии автоматизированной банковской системы, отвечающей требованиям Национального Банка, и нанять персонал соответствующей квалификации;
3) нотариально засвидетельствованную копию устава и копию свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица;
4) копию свидетельства налогоплательщика и статистической карточки;
5) документ, подтверждающий уплату в бюджет лицензионного сбора на право занятия отдельными видами деятельности;
6) документы лиц, предлагаемых на должности руководящих работников банка в соответствии с требованиями статьи 20 Закона о банках;
7) положение о службе внутреннего аудита, утвержденное советом директоров банка;
8) положение о кредитном комитете, утвержденное советом директоров банка;
9) штатное расписание (с указанием фамилий, имен и при наличии отчеств сотрудников);
10) документы, подтверждающие соответствие программных технических средств банка требованиям уполномоченного органа и законодательства Республики Казахстан о кредитных бюро;
11) копии документов, подтверждающих оплату уставного капитала, минимальный размер которого установлен нормативным правовым актом уполномоченного органа или Национального Банка;
12) решение общего собрания акционеров о назначении совета по принципам исламского финансирования (для исламского банка).
2. Для получения лицензии на проведение дополнительных видов банковских операций действующий банк при выполнении требований пункта 2-1 статьи 26 Закона о банках с заявлением о выдаче лицензии представляет:
1) заключения Национального Банка Республики Казахстан о возможности выдачи лицензии на проведение операций, предусмотренных подпунктами 5), 12) пункта 2 и подпунктом 9) пункта 11 статьи 30 Закона о банках, о наличии автоматизированной банковской системы, отвечающей требованиям, предъявляемым к автоматизации бухгалтерского учета и главной бухгалтерской книги, а также описание банком программного обеспечения по автоматизации бухгалтерского учета и главной бухгалтерской книги (наименование, сведения о разработчике);
2) документы, определяющие общие условия проведения дополнительных видов банковских операций;
3) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора (платежное поручение).

3. Для получения лицензии для осуществления одного или нескольких совместимых видов деятельности на рынке ценных бумаг, указанных в пункте 12 статьи 30 Закона о банках, банк представляет в уполномоченный орган:
1) заявление о выдаче лицензии по форме согласно приложению 8 к Правилам;
2) документ, подтверждающий уплату в бюджет лицензионного сбора за выдачу лицензии;
3) бизнес-план на ближайшие три года, утвержденный советом директоров и содержащий сведения, указанные в подпункте 1) пункта 1 статьи 48 Закона Республики Казахстан от 2 июля 2003 года «О рынке ценных бумаг»;
4) список филиалов банка (при наличии таковых), которые будут участвовать в осуществлении деятельности на рынке ценных бумаг;
5) копию штатного расписания банка с указанием фамилий, имен и при наличии — отчеств работников, занимаемых ими должностей;
6) положения о структурных подразделениях, на которые будут возложены функции по осуществлению деятельности на рынке ценных бумаг;
7) копии следующих документов, подтверждающих наличие у банка программно-технических средств и иного оборудования, необходимых для осуществления деятельности на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Республики Казахстан:
договор на поставку оборудования;
акт приема-передачи оборудования;
договор на разработку и (или) поставку программного обеспечения с указанием количества лицензий;
акт приема-передачи программного обеспечения;
документы по организации защиты и безопасности (описание порядка резервирования информации, описание механизма разделения доступа к данным, план восстановления, механизмы внутреннего контроля).
В случае самостоятельной разработки программного продукта банком либо безвозмездной передачи заявителю программного продукта другим лицом документы, указанные в абзацах втором – пятом настоящего подпункта, не представляются.
В представленных документах отражается также следующая информация: наименование используемого программного обеспечения (серверные операционные системы, системы управления базами данных), версии, сведения о наличии лицензии.
Копии документов заверяются подписью первого руководителя банка, и оттиском печати банка.

Квалификационные требования

Выполнение требований пункта 17-1 Закона о банках, если учредитель становится крупным участником банка или банковским холдингом.
При создании банков с участием нерезидентов Республики Казахстан учредители дополнительно к перечню документов, установленному статьей 19 Закона о банках, представляют документы, предусмотренные статьей 21 Закона о банках.
• Физическое или юридическое лицо-нерезидент Республики Казахстан, являющееся учредителем банка, помимо документов, указанных в статье 19 Закона о банках, обязано приложить к заявлению о выдаче разрешения на открытие банка письменное уведомление уполномоченного органа (для банков-нерезидентов Республики Казахстан — органа банковского надзора) соответствующего государства о том, что данному лицу разрешается владеть акциями банка-резидента Республики Казахстан, либо заявление уполномоченного органа (для банков-нерезидентов Республики Казахстан — органа банковского надзора) соответствующего государства о том, что такое разрешение по законодательству государства указанного учредителя не требуется.
• Банки-нерезиденты должны иметь долгосрочный рейтинг в иностранной валюте, не ниже присвоенного Республике Казахстан суверенного рейтинга в иностранной валюте (или соответствующего ему рейтинга), присвоенный одним из рейтинговых агентств, указанных в постановлении «Об установлении минимального рейтинга для юридических лиц — нерезидентов Республики Казахстан, необходимость наличия которого требуется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, регулирующим деятельность финансовых организаций, перечня рейтинговых агентств, присваивающих данный рейтинг, а также о внесении изменения в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансовых организаций от 25 октября 2004 года № 304».
1. Банки вправе осуществлять банковские и иные операции, установленные статьей 30 Закона о банках, исламские банки также вправе осуществлять банковские и иные операции, установленные статьей 52-5 Закона о банках.
Вновь созданный банк для получения лицензии представляет положительное заключение Национального Банка о возможности выдачи лицензии на проведение следующих банковских и иной операций:
o кассовые операции: прием и выдача наличных денег, включая их размен, обмен, пересчет, сортировку, упаковку и хранение;
o инкассация банкнот, монет и ценностей;
o сейфовые операции: услуги по хранению ценных бумаг, выпущенных в документарной форме, документов и ценностей клиентов, включая сдачу в аренду сейфовых ящиков, шкафов и помещений;

Условием получения лицензии на осуществление операции по приему депозитов, открытию и ведению банковских счетов физических лиц является функционирование банка в течение одного календарного года с даты получения вновь созданным банком лицензии на проведение банковских операций в соответствии с пунктом 18 Правил.
Настоящее требование не распространяется на вновь созданные дочерние банки.
Исламский банк не является участником системы обязательного гарантирования депозитов, и депозиты в исламском банке не гарантируются системой обязательного гарантирования депозитов.

2. Для получения лицензии на проведение дополнительных банковских операций действующий банк должен:
1) обеспечить выполнение пруденциальных нормативов в течение трех последовательных месяцев, предшествовавших обращению за получением лицензии на проведение дополнительных банковских операций;
2) обеспечить выполнение требований, установленных уполномоченным органом, в части наличия систем управления рисками и внутреннего контроля;
3) представить правила об общих условиях проведения дополнительных видов банковских операций.

3. Условиями получения лицензии для осуществления деятельности на рынке ценных бумаг для банка являются:
1) соблюдение установленных уполномоченным органом для банков пруденциальных нормативов, иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, за период не менее шести последовательных календарных месяцев, предшествующих дате подачи заявления на получение лицензии для осуществления деятельности на рынке ценных бумаг;
2) отсутствие санкций, примененных уполномоченным органом к банку за период не менее шести последовательных месяцев, предшествующих дате подачи заявления на получение лицензии для осуществления деятельности на рынке ценных бумаг.
Условием для получения лицензии на осуществление кастодиальной деятельности является наличие лицензии уполномоченного органа на осуществление сейфовых операций.

Уставный капитал

минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков в сумме 5.000.000.000 (пять миллиардов) тенге должен быть оплачен его акционерами на пятьдесят процентов к моменту его регистрации и полностью — в течение одного календарного года со дня его регистрации

Сроки выдачи разрешения

три месяца со дня представления заявителем последней дополнительной информации или документа, запрошенного уполномоченным органом, но не более шести месяцев со дня приема заявления

Сроки выдачи лицензии

В течение тридцати рабочих дней со дня предоставления документов на выдачу лицензии

Лицензионный сбор

80 МРП за банковские операции,
80 МРП за иные операции, осуществляемые банками,
30 МРП за брокерскую деятельность,
30 МРП за дилерскую деятельность,
30 МРП за кастодиальную деятельность,
10 МРП за трансферагентскую деятельность.

Банки второго уровня Казахстана (БВУ РК)

Полезные ссылки:

Смотрите также:

Все банки, функционирующие в стране, кроме Национального банка Республики Казахстан, представляют собой второй уровень банковской системы и являются банками второго уровня. Юридическая основа деятельности банков второго уровня — Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 г. № 2443.
В соответствии с этим законом банк второго уровня в Казахстане является юридическим лицом, осуществляющим независимо от собственности, коммерческую деятельность, основная цель функционирования которого — получение прибыли. Банки второго уровня вправе открывать свои дочерние банки, филиалы и представительства как на территории Казахстана, так и за его пределами.

Акционерное общество «Исламский Банк «Al-Hilal»

Председатель Правления

Совет директоров

Мохамед Абдулла Султан Рашед Аль-Ремейти (Председатель), Мохамед Аль-Арики, Насер Мохамед Аль-Зааби, Махмуд Ибрагим Аль Махмуд, (и.о.) Халаф Абдулла Рахма Аль-Хаммади, (и.о.) Фарук Абдулрахман Мохамед Хасан Аль-Марзуки

Члены Правления

Таиров Айдын Абаевич, Мухамеджанов Елтай Нурболатович, Аскатова Гульшат, Гордон Хаскинс

Главный бухгалтер

Таиров Айдын Абаевич

Адрес (город, улица, дом, квартира)

050059, г. Алматы, пр-т Аль-Фараби, 77/7, н.п.13а, 14 этаж

Условия создания банка и осуществление банковской деятельности

банк казахстан ликвидация реорганизация

Порядок создание банков второго уровня РК

Банк-это коммерческая организация, которая на основании лицензии вправе в совокупности привлекать вклады (депозиты), выдавать денежные займы, осуществлять платежи и переводы денег, выполнять другие банковские операции в отношении неограниченного круга лиц, а также совершать иные сделки, не противоречащие закону и уставными целями.

Банк осуществляет банковскую деятельность на основании лицензии. Эта организация создана именно для осуществления банковских операции. Операции банками осуществляются в отношении неограниченного круга лиц. Осуществление именно в совокупности трех функций: привлечение вкладов (депозитов), выдача займов в денежной форме и осуществление платежей и переводов денег.

Банк второго уровня должен обладать четко определенной внутренней структурой. Структурирование банка включает в себя определение органов и должностных лиц данного банка и их компетенцию, порядка взаимодействия между ними.

Органы банка можно условно разделить на две группы. Первую группу включают в себя органы, создание и функционирование которых предусмотрено общими нормами законодательства об акционерных обществах. Эти органы присутствуют в любых акционерных обществах, будь то банк, страховая организация или какое либо другое общество. В этом проявляется распространение общих ном акционерного законодательства на деятельность банков.

К данной группе относятся:

Высший орган-общее собрание акционеров;

Орган управления — совет директоров;

Исполнительный орган — коллегиальный или лицо, единолично осуществляющее функции исполнительного органа. Порядок образования этих органов, компетенция и иные правила, связанные с их функционированием, установлены общими нормами законодательства об акционерных обществах.

Вторую группу органов банка составляют те органы, создание которых предписано банковским законодательством, но предусмотрено внутренними актами банка в целях обеспечения банковской деятельности.

Закон «О банках» предусматривает обязательное создание в банках второго уровня органа, осуществляющего внутреннюю кредитную политику банка — кредитного комитета. Кредитный комитет рассматривает заявки на получение банковских займов, решает вопросы пролонгации выданных банковским займов, изменения их условий и т.п.

Филиалом банка признается подразделение банка, не являющееся юридическим лицом, расположенное вне места нахождение банка, осуществляющее банковские операции от имени банка и действующее в пределах полномочий, предоставленных ему банком.

Представительством банка является подразделение банка, не являющееся юридическим лицом, расположенное вне места нахождение банка, действующее от имени и по поручению банка и не осуществляющее банковские операции. Если субъективный критерий принимать во внимание в качестве единственного критерия разграничения банковской от иной другой деятельности, то в таком случае банковской деятельностью мы назвали бы любую деятельность, которую осуществляют специальные субъекты-банки[17].

Банки-резиденты Республики Казахстан вправе открывать филиалы и представительства, как на территории Казахстана, так и за ее пределами. Условием для открытия банками — резидентами Республики Казахстан является наличие соглашение между Агентством и соответствующим надзорным органом иностранного государства об обмене информации. «Предпринимательство-это инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение прибыли или личного дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя[18].

Развитие банковской системы является одной из основ развития экономики государства. Ее практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно — кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении [19].

Банкам второго уровня разрешается привлечение денежных средств от юридических и физических лиц, открытие и введение корреспондентских счетов банков и небанковских финансовых учреждений, а также металлических счетов банков; осуществление кассовых, переводных, учетных, ссудных, трастовых, клиринговых, сейфовых, ломбардных операций; финансирование капитальных вложений; также разрешено проведение операций с иностранной валютой [20].

Абсолютно преобладающим типом банка Республики является без филиальный банк, что подтверждает то, что Казахстан не может подойти к той ситуации, когда банковская система будет характеризовать не столько численностью мелких банков без филиалов и отделений, сколько небольшим количеством крупных надежных с большим числом территориальных подразделений. На 130 Казахстанских банков приходится 1021 филиал, где 234 филиала Агропромышленного банка и 296 Народного (на 16 млн. казахстанцев на лице явно недостаточность обеспеченность банковским услугами)[21].

Новым в казахстанском банковском законодательстве является введение уведомительного порядка создания филиалов банков вместо разрешительного. До введения поправок от 23.12.2005 г. в Закон «О банках» перед открытием филиала или представительства банк обязан был получить согласие Агентства на открытие филиала или представительства; лишь после получения такого согласия банк вправе был обратиться в органы юстиции для учетной регистрации своих обособленных подразделений. В этом заключается разрешительный порядок открытия филиала банка[22].

С внесением же указанных поправок открытия филиалов и представительств изменился. Теперь банк не обязан получать предварительное согласие Агентства на открытие филиала или представительства. На банк возлагается лишь обязанность уведомить Агентство о состоявшейся учетной регистрации филиала в органах юстиции. Предельный срок такого уведомления составляет тридцать рабочих дней.

Уведомительный порядок открытия филиалов и представительств банка распространяется также на случаи их открытия казахстанскими банками за пределами Республики Казахстан. Об открытии филиалов и представительств казахстанские банки обязаны уведомить Агентство в течение тридцати календарных дней с даты регистрации в соответствующем органе иностранного государства с приложением документов, подтверждающих такую регистрацию.

Условием открытия банком филиалов, а также увеличение количества дополнительных помещений действующих филиалов являются:

-безубыточная деятельность банка по итогам последнего завершенного финансового года;

— соблюдение пруденциальных нормативов в течение трех месяцев, предшествующих дате учетной регистрации филиала в органах юстиции и дате регистрации в органах юстиции дополнений в положение о филиале в части увеличения количества дополнительных помещений действующего филиала банка, в том числе находящихся по нескольким адресам;

-неприменение Агентством некоторых санкции к банку в течение трех месяцев, предшествующих дате учетной регистрации филиала в органах юстиции и дате регистрации в органах юстиции дополнений в положение о филиале в части увеличения количества дополнительных помещений действующего филиала банка;

— наличие заключения и акта проверки Национального Банка, подтверждающих соответствие помещения филиала требованиям, установленным нормативными правовыми актами Национального Банка.

Закон особо подчеркивает, что создание филиала и представительства банка на территории Республики Казахстан согласие местных представительных и исполнительных органов не требуется.

Филиалы и представительства банков действуют на основании положений, утверждаемых создавшимися их банками. Руководители филиалов и представительств банков действуют на основании доверенности.

Деятельность филиалов банков — нерезидентов Республики Казахстан не допускается. Банк-нерезидент вправе открыть представительство на территории Казахстан по регулированию надзору финансового рынка и финансовых организаций об учетной регистрации в органах юстиции.

Гражданское право представляет собой совокупность норм, регулирующих товарно-денежные и иные имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения. Гражданско-правовому регулированию названных общественных отношений присущ свой метод, под которым понимается совокупность приемов, способов воздействий на участников тех или иных гражданских отношений[23].

Он характеризуется равенством этих участников, диспозитивностью (закреплением возможности выбора ответственности за нарушение права, а также особым способом разрешения конфликтов в арбитражном или третейском суде).

Административное право-совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области государственного управления, возникающие в ходе формирования структур власти, установления ее компетенции. Административное право регулирует в основном исполнительно-распорядительную деятельность органов государственного управления.

Административное право-поведенческая отрасль права и она состоит из организованных воедино юридических норм. Особенно тщательно административное право регламентирует использование органами исполнительной власти, должностными лицами и работниками силовых структур административного принуждения.

Административное принуждение означает организационное, физическое или психологическое воздействие органов государственного управления на определенных лиц с целью заставить их силой соблюдать предписанные законом действия, а в случае совершения правонарушений — налагать на них административные взыскания.

Административное законодательство выделяет четыре вида административного принуждения:

1. административно-предупредительные принуждения:

2. меры административного пресечения:

3. административно-восстановительные меры:

4. административная ответственность.

Наиболее часто применяемым видом административного принуждения является административная ответственность. Административная ответственность представляет собой систему административных взысканий, которые налагаются на виновное лицо, как правило, органами государственного управления.

Основанием для возникновения административной ответственности служит совершение лицом административного правонарушения. Административным правонарушением признается посягающее на общественный или государственный порядок, государственную или личную собственность, права и свободы граждан, противоправное, виновное действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административным законодательством устанавливаются различные виды административных взысканий.

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что банковское право является комплексным правовым институтом, формируемым на стыке финансового, гражданского и административного права, и представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих организацию и деятельность банков, а также организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. Филиалы и представительства являются обособленными подразделениями банка.

Филиалом банка признается подразделение банка, не являющееся юридическим лицом, расположенное вне места нахождение банка, осуществляющее банковские операции от имени банка и действующее в пределах полномочий, предоставленных ему банком.

Представительством банка является подразделение банка, не являющееся юридическим лицом, расположенное вне места нахождение банка, действующее от имени и по поручению банка и не осуществляющее банковские операции.

Банки-резиденты Республики Казахстан вправе открывать филиалы и представительства, как на территории Казахстана, так и за ее пределами. Условием для открытия банками — резидентами Республики Казахстан является наличие соглашение между Агентством и соответствующим надзорным органом иностранного государства об обмене информации.

Новым в казахстанском банковском законодательстве является введение уведомительного порядка создания филиалов банков вместо разрешительного. До введения поправок от 23.12.2005 г. в Закон «О банках» перед открытием филиала или представительства банк обязан был получить согласие Агентства на открытие филиала или представительства; лишь после получения такого согласия банк вправе был обратиться в органы юстиции для учетной регистрации своих обособленных подразделений. В этом заключается разрешительный порядок открытия филиала банка.

С внесением же указанных поправок открытия филиалов и представительств изменился. Теперь банк не обязан получать предварительное согласие Агентства на открытие филиала или представительства. На банк возлагается лишь обязанность уведомить Агентство о состоявшейся учетной регистрации филиала в органах юстиции. Предельный срок такого уведомления составляет тридцать рабочих дней.

Уведомительный порядок открытия филиалов и представительств банка распространяется также на случаи их открытия казахстанскими банками за пределами Республики Казахстан. Об открытии филиалов и представительств казахстанские банки обязаны уведомить Агентство в течение тридцати календарных дней с даты регистрации в соответствующем органе иностранного государства с приложением документов, подтверждающих такую регистрацию.

Условием открытия банком филиалов, а также увеличение количества дополнительных помещений действующих филиалов являются:

-безубыточная деятельность банка по итогам последнего завершенного финансового года;

— соблюдение пруденциальных нормативов в течение трех месяцев, предшествующих дате учетной регистрации филиала в органах юстиции и дате регистрации в органах юстиции дополнений в положение о филиале в части увеличения количества дополнительных помещений действующего филиала банка, в том числе находящихся по нескольким адресам;

-неприменение Агентством некоторых санкции к банку в течение трех месяцев, предшествующих дате учетной регистрации филиала в органах юстиции и дате регистрации в органах юстиции дополнений в положение о филиале в части увеличения количества дополнительных помещений действующего филиала банка;

— наличие заключения и акта проверки Национального Банка, подтверждающих соответствие помещения филиала требованиям, установленным нормативными правовыми актами Национального Банка.

Закон особо подчеркивает, что создание филиала и представительства банка на территории Республики Казахстан согласие местных представительных и исполнительных органов не требуется.

Филиалы и представительства банков действуют на основании положений, утверждаемых создавшимися их банками. Руководители филиалов и представительств банков действуют на основании доверенности.

Деятельность филиалов банков — нерезидентов Республики Казахстан не допускается. Банк-нерезидент вправе открыть представительство на территории Казахстан по регулированию т надзору финансового рынка и финансовых организаций об учетной регистрации в органах юстиции.

Законом «О банках (ст. 15)» установлено, что банки второго уровня создаются в форме акционерного общества. Создание банков в иной организационно-правовой форме не допускается[24].

Порядок государственной регистрации установлен законом 17 апреля 1995 года «О государственной регистрации юридических лиц» и более подробно регламентирован Правилами государственной регистрации юридических лиц, утвержденными Приказом Председателя Комитета регистрационной службы Министерства юстиции Республики Казахстан от 23.04.1999г.

Указанными нормативными правовыми актами предусмотрен, как общее правило, нормативно-явочный порядок создания юридических лиц. Для возникновения юридических лиц в нормативно-явочном порядке не требуется ни распоряжения, ни разрешения государственных органов. Функцией государственного органа является лишь проверка соблюдения процедуры создания юридического лица[25].

При разрешительном порядке инициатива создания юридического лица исходит от юридических или физических лиц, а компетентный государственный орган выдает разрешение на открытие юридического лица либо отказывает в выдаче, при этом отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается (п.5 ст.42 ГК).

Особенностью процедуры создания банка как юридического лица является то, что государственной регистрации банка и полномочного государственного органа-Агентства республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Отсутствие такого разрешения является безусловным основанием для отказа в государственной регистрации банка. Иначе говоря, в отношении банков действует разрешительный порядок создания юридического лица.

Государство в лице Агентства проверит ряд обстоятельств финансового, организационного, правового характера, касающихся предполагаемой деятельности будущего банка, финансовой надежности учредителей банка , и лишь после примет решение: разрешить создание банка или нет. Установив разрешительный порядок создания банков, государство ввело ограничение свободного доступа субъектов к осуществлению банковской деятельности: не всякий субъект вправе обладать статусом банка и осуществлять предпринимательскую деятельность в банковской сфере, а только лишь тот, кто будет соответствовать определенным критериям. Это лишний раз свидетельствует о высокой значимости и ответственности банков в функционировании общества и государства.

Порядок направления заявления на выдачу разрешения на открытие банка, его рассмотрения, основания для отказа в выдаче разрешения регламентированы Законом «О банках», а также подзаконным нормативным правовым актом — Правила выдачи разрешения на открытие банка, а также выдачи, приостановления и отзыва лицензии на проведение банковских и иных операций, осуществляемых банками, утвержденными постановлением Правления Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 09.01.2006г.№ 9.

Для получения разрешения на открытие банка представляются следующие документы:

а) заявление по установленной форме;

б) учредительные документы вновь создаваемого банка: учредительный договор, устав, протокол принятия устава и назначения (избрания) органов банка;

в) сведения об учредителях, финансовая отчетность, включая консолидированную, за последние два завершенных финансовых года, отчет аудиторской организаций о финансовом состоянии учредителей;

г) документы и сведения, необходимые для получения согласия на приобретение статуса крупного участника банка или банковского холдинга;

д) документы на лиц, предлагаемых на должности руководящих работников банка;

е) подробная организационная структура вновь создаваемого банка;

ж) положение о службе внутреннего аудита вновь создаваемого банка;

з) положение о кредитном комитете создаваемого банка;

и) бизнес-план создаваемого банка, раскрывающий стратегию деятельности, направления и масштабы деятельности, финансовые перспективы бюджет, расчетный баланс, счет прибылей и убытков за первые три финансовых (операционных) года, план маркетинга, план привлечения трудовых ресурсов;

к) нотариально либо иным законным образом удостоверенный документ, подтверждающий полномочия заявителя на подачу заявления от имени учредителей.

К сожалению, перечень документов, требуемый для рассмотрения заявления на выдачу разрешения, установленный Законом «О банках», является не исчерпывающим, поскольку пункт статьи 19 названного Закона предоставил право Агентству запросить дополнительную информацию или документы, необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на открытие банка. Таким образом, заявитель поставлен в зависимость от усмотрения чиновника, который в одном случае запросит тот или иной документ, а в другом может и не запросить.

Если учредителем является нерезидент Республики Казахстан, то необходимо дополнительно приложить письменное уведомление уполномоченного органа иностранного государства о том, что такому нерезиденту Республики Казахстан разрешается владеть акциями казахстанского банка — резидента, либо заявление уполномоченного органа иностранного государства о том, что такое разрешение по законодательству государства указанного учредителя не требуется. Если таким учредителем является банк-нерезидент Казахстана, то в качестве уполномоченного органа рассматривается орган банковского надзора иностранного государства.

Существует ограничение по созданию банками — нерезидентами Республики Казахстан дочерних банков на территории Казахстана. Родительским банком в отношении дочернего казахстанского банка может быть не любой банк-нерезидент РК, а только лишь инобанк, имеющий определенный рейтинг одного из основных рейтинговых агентств. Перечень рейтинговых агентств и минимальной требуемый рейтинг устанавливается Агентством.

Заявление о выдаче разрешения на открытие банка должно рассмотрено Агентством течении трех месяцев со дня предоставления последней дополнительной информации или документа, запрошенного Агентством, но не более шести месяцев со дня приема заявления.

Основания для отказа в выдаче разрешения на открытие банка установлены в ст.24 Закона «О банках»:

1. они устанавливаются законом и не могут быть установлены иными нормативными правовыми актами по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций;

2. перечень оснований для отказа в выдаче разрешения является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Закон устанавливает следующие основания для отказа в выдаче разрешения на открытие банка:

а) несоответствие наименование банка установленным Законом требованиям (использование в наименовании слова «национальный», «центральный», «государственный» в полном или сокращенном виде на любом языке);

б) несоответствие учредительных документов банка действующему законодательству;

в) несоответствие размера, состава и структуры уставного капитала требованиям закона;

г) неустойчивость финансового положения учредителей банка;

д) наличие у учредителя не снятой или не погашенной судимости за совершение некоторых видов преступлений, а также занятие им должности первого руководителя совета директоров, первого руководителя правления или его заместителя, главного бухгалтера финансовой организации в период не более, чем за один год принятия решения о консервации финансовой организации, о принудительном выкупе акций, об отзыве лицензии, а также принудительной ликвидации финансовой организации или признание ее банкротом;

е) наблюдение требований установленных для получения согласия на приобретение статуса крупного участника банка или банковского холдинга;

ж) несоблюдение ограничений, установленных законом для учредителей (акционеров) банка;

з) несоответствие кандидатов на руководящие должности установленным законом требованиям;

и) бизнес-план создаваемого банка и иные представленные заявителем документы не показывают, что:

— по истечению первых трех финансовых лет деятельность банка будет рентабельной;

— банк намерен соблюдать требования к ограничению риска и создать надлежащую структуру управления;

— банк обладает организационной структурой, соответствующей планам его деятельности;

— банк обладает учетной и контрольной структурой, соответствующей планам его деятельности.

Разрешение на открытие банка может быть отозвано уполномоченным органом по одному из оснований, установленных статьей 49 Закона «О банках».

Получение разрешение Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и согласование с ним учредительных документов является необходимым, но не единственным этапом для создания банка. По получении разрешения Агентства на открытие банка учредители в течение месяца со дня получения разрешения вправе обратится в Комитет регистрационной службы Министерства юстиции Республики Казахстан для государственной регистрации банка в качестве юридического лица.

Основанием для государственной регистрации банка является разрешение агентства на открытие банка и данные о том, что учредительные документы согласованы с Агентством. Согласование учредительных документов подтверждается наличием отметки Агентства об этом на самих учредительных документах.

Содержание учредительных документов, порядок проведения учредительного собрания должны соответствовать положениям, установленными соответствующими нормами ГК и Закона «Об акционерных обществах».

Правоспособность банка возникает именно с момента его государственной регистрации. Однако следует иметь в виду, что это касается только тех сфер деятельности банка, которые не попадают под лицензируемые виды деятельности. Банк вправе в рамках проведения мероприятий, необходимых для подготовки к осуществлению банковской деятельности, заключать договоры подряда на ремонт своих помещении, купли продажи банковского оборудования, осуществлять наем работников и пр.

После государственной регистрации банка в органах юстиции банк в течение четырнадцати календарных дней обязан предоставить в уполномоченный орган нотариально засвидетельствованные копии учредительного договора и устава с отметкой и печатью зарегистрировавшего органа юстиции и свидетельства о государственной регистрации банка. Нарушение этого срока является одним из оснований для отзыва разрешения на открытие банка (ст. 49 Закона «О банках»).

Получение разрешения на открытие банка и государственная регистрация еще не дает право банку осуществлять собственно банковскую деятельность. Наличие статуса банка недостаточно для проведения банковских и иных операции. Необходимо пройти еще один этап для функционирования именно как банка. Речь идет о получении лицензий на осуществление банковских и иных операций.

Для получения лицензии на проведение банковских операции в течение одного года со дня государственной регистрации заявитель (банк или организация, имеющая намерение осуществлять отдельные виды банковских операций) должен выполнить все организационно-технические мероприятия, в том числе подготовить помещение и оборудование, соответствующее нормативным требованиям, нанять персонал соответствующей квалификации, оплатить объявленный уставный капитал. Одновременно в Агентство предоставляются документы, подтверждающие выполнение вышеуказанных требований.

Важно подчеркнуть, что перечень оснований для отказа в выдаче лицензии на проведение банковских операций в законе «О банках» (ст.27) является исчерпывающим и не может быть расширен Агентством.

Исходя из смысла статьи 77 Закона «О банках» и статьи 20 Закона «О лицензировании», заявитель вправе обжаловать отказ в выдаче лицензии в суд. Равным образом в суд может, подана жалоба за невыдачу лицензии в установленные сроки. Если суд сочтет требования заявителя обоснованными, то в своем решении суд может обязать Агентство выдать лицензию; решение суда должно быть исполнено в таком случае в десятидневный срок с момента вступления в силу решения суда в законную силу.

Таким образом, принципиальные отличия процедуры создания банков от иных юридических лиц заключается в:

-установление разрешительного, а не нормативно-явочного порядка создания;

-необходимости согласования учредительных документов банков с уполномоченным государственным органом;

-осуществление государственной регистрации банков не в территориальных органах юстиции, а в комитете государственной регистрации юридических лиц.

Согласно статье 12 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» банки создаются в форме закрытых акционерных обществ. Закрытым обществом согласно статье 5 Закона Республики Казахстан «Об акционерных обществах» является общество, акции которого размещаются среди его учредителей и заранее определенного круга лиц. Закрытое общество вправе размещать выпускаемые им акции только закрытым способом, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом «Об акционерных обществах» имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими этого общества.

Акционер закрытого общества, желающий продать свои акции, обязан предложить выкупить их другим акционерам общества, а в случае их отказа — самому обществу. Преимущественное право на приобретение продаваемых акций сохраняется за акционерами в течение тридцати дней с момента предложения акций на продажу. Если никто из акционеров не воспользуется данным правом в указанный срок, оно переходит к обществу и сохраняется за ним в течение тридцати дней. Общество реализует преимущественное право приобретения продаваемых акций путем принятия соответствующего решения общим собранием акционеров. Уставом общества могут быть установлены иные сроки сохранения преимущественного права приобретения приложенных к продаже акций за акционерами общества или за ним самим, но не менее тридцати дней.

В случае отказа общества и его акционеров от приобретения акций или неполучения ответа в течение установленных сроков акционер вправе реализовать акции третьим лицам по стоимости не ниже цены предложения обществу и его акционерам. При принятии решения об уменьшении цены предложенных к продаже акций общества акционер обязан вновь предложить выкупить их другим акционерам и обществу в установленном порядке.

Согласно вышеуказанному закону число акционеров закрытого общества не должно превышать ста, за исключением случаев, когда закрытое общество является некоммерческой организацией.

Преобразование банка в открытое акционерное общество допускается только при условии его непрерывного безубыточного функционирования в течение одного календарного года с момента получения лицензии на проведение банковских операций и соблюдения в течение этого года пруденциальных и иных обязательных норм и лимитов.

Открытым обществом согласно статье 6 Закона Республики Казахстан «Об акционерных обществах» является общество, акционеры которого вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Открытое общество вправе размещать акции закрытым, частным и открытым способами. Число акционеров открытого общества не ограничено.

Банк создается на основании учредительного договора и действует в соответствии со своим уставом и законодательством Республики Казахстан [26].

Наименование банка, включая указание на его организационно-правовую форму, должно соответствовать требованием статьи 38 ГК РК (Общая часть).

Учредительный договор о создании банка составляется на казахском и русском языках. Учредительный договор помимо сведений, предусмотренных действующим законодательством, должен содержать в обязательном порядке:

-сведения об учредителях, включая полное наименование и местонахождение каждого из них, а также данные об их государственной регистрации, имя, гражданство, место жительства и данные документа, удостоверяющего личность;

-сведения о количестве, категориях и номинальной стоимости акций.

Устав банка должен содержать в обязательном порядке:

-полное и сокращенное наименование банка;

-сведения о видах и порядке использования фондового банка;

-порядок принятия решения органами банка.

Заявление о выдаче разрешения на открытие банка должно быть рассмотрено Национальным Банком в течение трех месяцев со дня дополнительной информации или документа, запрошенного Национальным Банком, но не более шести месяцев со дня приема заявления.

Решение о выдаче разрешения на открытие банка принимается Правлением национального Банка Республики Казахстан по представлению Департамента банковского надзора Национального Банка.

Разрешение на открытие банка имеет юридическую силу до принятия Национальным Банком решения о выдаче банку лицензии на проведение банковской операции.

До получения лицензии на проведение банковских операций юридическое лицо, зарегистрированное в качестве банка, вправе открыть временный текущий корреспондентский счет в уполномоченном банке для оплаты объявленного уставного капитала. Юридическое лицо, зарегистрированное в качестве банка, вправе также производить расходы, связанные с обеспечением выполнения им организационно-технических мероприятий, в том числе подготовкой помещения и оборудования, наймом персонала соответствующей квалификаций.

Государственная регистрация банка осуществляет Министерством юстиции на основании разрешения Национального Банка на открытие банка и данных, подтверждающих согласование его учредительных документов с Национальным Банком.

Учредители обязаны обратиться в Министерство юстиции для государственной регистрации банка в течение одного месяца со дня получения разрешения Национального Банка на открытие банка.

Государственная регистрация включает в себя проверку соответствия учредительных документов законом Республики Казахстан, выдачу банкам свидетельства о государственной регистрации с присвоением регистрационного номера, занесение сведений в единый государственный регистр.

Сбор государственную регистрацию взимается в размере двадцатикратного месячного расчетного показателя, действующего на день уплаты сбора.

Уставный фонд банка служит обеспечением его обязательств, является основным источником проведений банковских операций и формируется за счет продажи акций либо взносов учредителей. Увеличение уставного фонда банка может быть образована за счет выпуска дополнительных акций, в том числе за счет капитализации прибыли банка и обмена облигаций банка на его акции за счет увеличения номинальной стоимости акций[27].

По способу формирования уставного фонда банки второго уровня Казахстана подразделяются на: акционерные, частные, коммерческие, совместные, дочерние, государственные, и межгосударственные. Наибольшая доля приходится на акционерные банки (60%) из общего числа.

Коэффициент достаточности капитала определяется отношением собственного капитала банка и рисковых активов, где минимальный коэффициент достаточности капитала определен на уровне 8%. Учредители и акционеры банка обязаны оплачивать приобретаемые акции исключительно деньгами[28].

Максимальный размер риска на одного заемщика рассчитывается как отношение размера риска (совокупная задолженность по ссудам одного заемщика плюс сумма забалансовых обязательств выданных в отношении этого заемщика) к собственному капиталу банка. Норма коэффициента ликвидности, определяющаяся отношением ликвидных активов и обязательств, должна быть не менее 0,3.

Несоблюдение экономических нормативов характерно для мелких банков. Крупными же банками необходимые нормативы соблюдаются, что дает положительный эффект на развитие банковской структуры и повышения доверия к ней. Согласование кандидатур, подлежащих назначению на должности руководящих работников банков и их филиалов, и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операции, производится Квалификационной комиссией Национального Банка в соответствии с Инструкцией о порядке и условиях согласования руководящих работников банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.

Кредитное товарищество является наиболее близким к банкам финансовым институтом, поскольку осуществляет привлечение денег, кредитование и платежи переводы денег, но только в отношении ограниченного круга лиц — своих участников.

Национальный оператор почты также вправе осуществлять в совокупности операции по привлечению вкладов, предоставлению кредитов в денежной форме, переводы денег, но при этом имеет существенные ограничения по объему выполняемых операции. Банки же в этом смысле не ограничены, они вправе оказывать банковские услуги любым лицам.

Вместе с тем, современные банки, разумеется, не ограничиваются совершением только указанных выше операций. Помимо прочего, современные банки представляют собой довольно влиятельные институты не только в сфере денежного оборота, но и в сфере оборота ценных бумаг. Банки являются также ведущими игроками на валютном рынке.

Многие современные банки проявляют себя уже не только в качестве банка — заимодателя, банка — платежного агента, но и как финансового консультанта и финансового советника своих клиентов.

Еще по теме:

  • Статья 242 фз Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 12 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их […]
  • Конкурсы вакансий юристов Юриспруденция в Киеве за 30 дней За 30 дней За 14 дней За 7 дней За 1 день Юрист-международник , 23000 грн Полная занятость. Международная компания O.L.KAR приглашает в свою команду юриста-международника. Требования: опыт […]
  • Работа адвокат в харькове Юрист в Харькове за 30 дней За 30 дней За 14 дней За 7 дней За 1 день Юрисконсульт Полная занятость. Опыт работы от 1 года. Высшее образование. Агротрейд — ведущий агрохолдинг завершенного цикла (производство, переработка, […]
  • О признании утратившими силу федеральных законов Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», которым вводится в новой редакции статья 15 […]
  • Гражданский кодекс часть 2 от 30111994 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) 26 января 1996 года N 14-ФЗ ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧАСТЬ ВТОРАЯ Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 года Раздел […]
  • Дома в торжке покупка Купить дом в Торжке Всего 76 объявлений Всего 76 объявлений Продать дом, 36 м², 7 соток. 26 сентября 284 Риелтор Пожаловаться Заметка Продаем дом, 36 м², 8 соток. 26 сентября 186 Риелтор Пожаловаться […]