4. Источники конституционного права зарубежных стран: понятие, система и их особенности в различных странах.

Источники конституционного права различные формы выражения конституционно-правовых норм.

Система источников каждой страны имеет свои особенности, которые определяются национальными традициями, формой правления, формой национально-государственного устройства, иными факторами. Однако источники конституционного права имеют и общие черты, позволяющие их классифицировать.

Прежде всего, источники конституционного права разделяют на две большие сферы:

1. Естественное право — общечеловеческие представления о свободе, справедливости, неотъемлемости прав человека. В XX в. они нашли отражение в международных декларациях, конвенциях, пактах о правах человека, обрели правовое обеспечение нормативно-правовых актах многих стран мира.

Это важнейшая гарантия демократических ценностей и институтов, вне зависимости от смены политических сил. Однако во многих странах естественное право не рассматривается как источник конституционного права.

2. Позитивное право — писаное право, закрепленное в соответствующих формах.

1. Конституции (основной источник);

2. Конституционные законы (регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы — законы об избирательном праве, избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения и т.д.);

3. Органические законы (принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в Конституциях);

4. Парламентские законы (иногда вступают в противоречие с конституцией);

5. Нормативные акты правительств и глав государств (зачастую, коренным образом изменяют порядок применения конституции, что является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона);

6. Решения органов местного самоуправления;

7. Судебные прецеденты (ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем);

8.Акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов (осуществляется либо главой государства, либо судами);

9. Конституционные обычаи (их называют конституционными соглашениями или конвенционными нормами. Они не закреплены в нормативных актах и не обеспечены судебной защитой, но тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства);

10. Нормы международного права, международные и внутригосударственные договоры.

Источником конституционного права в отдельных мусульманских странах является шариат — свод норм мусульманского права.

5. Способы и порядок принятия и изменения конституций зарубежных стран.

За более чем двухвековую историю конституционализма выработано несколько способов разработки, принятия и изменения конституций. Но прежде чем говорить об этом следует сказать о причинах принятия конституций. К ним относятся:

· возникновение нового государства;

· изменение общественного строя, если текст старой конституции невозможно привести в соответствие с этим изменением путем поправок к конституции;

· смена политического режима (особенно в ходе революции);

· совершение военных переворотов без изменения общественного строя, политического режима. Смена конституций определяется при этом волюнтаристскими мотивами. Это характерно для некоторых африканских, латиноамериканских и азиатских государств (Венесуэла, Йемен, Таиланд).

Способы подготовки проектов конституций достаточно разнообразны.

Чаще всего проект конституции вырабатывается учредительным собранием – выборным органом избираемым гражданами, который имеет главную цель создание проекта конституции, его принятия и иногда временно выполняет также полномочия парламента. Обычно учредительное собрание распускается после выполнения своей задачи.

Учредительные собрания вырабатывали проекты конституций во Франции, Италии, Югославии в 1945-1947 годах, Португалии в 1976 году, в 1990-1991 годах в Болгарии и Румынии, во многих других странах. Как правило, такие конституции наиболее демократические.

Проекты конституций разрабатываются также создаваемыми парламентом конституционными комитетами или комиссиями;

Во Франции в 1958 году, Греции в 1975 году конституционные комиссии образованы соответственно президентом и правительством. После разработки проекта Конституции Франции он был вынесен на референдум минуя парламент;

После военных переворотов основные положения конституций формулировались обычно военными правительствами (Конституции Турции 1982г., Нигерии 1989г.);

В ходе предоставления независимости колониям проекты конституций новых государств разрабатывались министерствами колоний стран-метрополий или местными властями с участием советников из метрополии.

В социалистических странах подготовка проекта конституции происходила по инициативе правящей, обычно единственной партии, которая создавала конституционную комиссию, устанавливала основные принципы конституции. Одобренный партией проект выносился на общенародное обсуждение. На данной стадии конституционного правотворчества происходило фактическое привлечение народа к участию в управлении страной, поскольку предлагаемые поправки вносились в проект конституции. Так разрабатывались конституции Кубы 1976 года, Китая 1982 года, Вьетнама 1992 года и другие.

В отдельных государствах перешедших от социализма к полудемократическим или демократическим режимам проекты конституций разрабатывались на общенациональных конференциях представителей различных партий и общественных движений, что имело место в Венгрии, Чехии.

5.2. Принятие конституций

Также как и разработка проектов конституций, принятие их осуществляется несколькими способами.

Самый демократический способ принятия Конституции – путем проведения общегосударственного голосования избирателей – то есть референдума. Так были приняты, например, Конституции Франции 1958 г., Алжира 1996 г. и ряд других.

В то же время в Греции, Родезии путем референдума были приняты реакционные конституции.

Конституции Туниса 1956 г., Намибии 1990 г. и ряда других стран были приняты Учредительным собранием. Само Учредительное собрание не во всех странах полностью избирается гражданами. Так, в Нигерии в 1978 г., Гане в 1979 г., Турции в 1982 г. оно частично избиралось из представителей различных групп населения, частично назначалось военными властями.

Конституции Шри-Ланки 1972г., Нидерландов 1983 г., Бразилии 1988 г., Замбии 1992 г. приняты парламентами этих стран провозгласившими себя для этого Учредительными собраниями.

Парламентами Китая 1982 г., Мозамбика 1990 г., Грузии 1995 г., Украины 1996г., и других стран конституции приняты парламентами без переименования в Учредительное собрание;

Конституции некоторых государств принимались так называемыми надпарламентскими органами. Так приняты конституции Монголии 1992 года Великим народным хуралом; Афганистана 2003 года – Великой джиргой; Индонезии 1945 года – Народным консультативным конгрессом.

Один из наименее демократических способов принятия конституции – октроирование – то есть дарование конституции односторонним актом главы государства – монархом. Таким способом приняты Конституции Монако и Непала 1962 г., Свазиленда 1978 г., Саудовской Аравии 1992 г.

Преамбула Конституции Княжества Монако 1962 г. провозглашает: «Мы – Князь Ренье III – решили даровать государству новую конституцию, которая по Нашему высочайшему желанию будет отныне рассматриваться как Основной Закон Государства».

Иногда применяется комбинированный способ принятия конституции заключающийся в том, что на референдум выносятся конституции уже обсуждавшиеся и принятые учредительным собранием или парламентом. Таким способом приняты Конституции Греции, Испании, Польши, Венесуэлы.

В некоторых африканских странах – Конго 1973г., Анголе и Мозамбике 1975г. конституции были приняты на съезде правящей партии.

Достаточно редко применяется и такой способ как приятие конституции на общенациональных конференциях представителей различных политических сил и слоев населения. Так принята Конституция Боснии и Герцеговины 1995г.

В Турции в 1982г., Нигерии 1989г. конституции были утверждены в качестве последней инстанции военными советами этих государств.

5.3. Изменение и пересмотр конституции

В связи с изменениями в общественном и государственном строе возникает необходимость внесения изменений в конституции. Если конституция относится к категории гибких, то ее изменение достигается путем принятия обычного закона.

Вопрос о внесении изменений в жесткую конституцию решается в зависимости от предусмотренного ею способа ее изменения.

Предложения о внесении поправок могут вносить:

· группа депутатов парламента, например, в Турции – 1/3 от состава парламента;

· в федеративном государстве определенное число субъектов федерации – в Бразилии – ½ штатов.

Поправки в конституцию вносятся:

· на основании итогов референдума;

· по решению созванного для их принятия учредительного собрания;

· по решению парламента.

Принятие поправок к жестким конституциям осуществляется квалифицированным большинством, если парламент двухпалатный, в каждой из палат (в Нидерландах и Австрии это 2/3 от общего числа депутатов, в Испании – 3/5), либо на совместном заседании двух палат (во Франции – 3/5). При этом первое решение не во всех странах является окончательным, поскольку по конституции требуется второй вотум парламента через определенный срок после первого (в Греции – не ранее чем через 1 месяц, в Италии – через 3 месяца.)

В Бельгии, Финляндии второй вотум допускается только после избрания парламента нового созыва.

В Дании, Египте, Швейцарии и других странах решение парламента выносится для утверждения на референдум.

В ряде федеративных государств решение парламента о поправках к конституции должно быть утверждено большинством субъектов Федерации (в США ¾).

Согласно Конституциям Индии, Болгарии и других стран некоторые их положения могут быть изменены в обычном порядке, т.е. не квалифицированным, а простым большинством.

В большинстве стран конституции имеют нормы запрещающие пересматривать конкретные положения, например в Германии – это принципы правового, демократического и федеративного государства. В Бразилии, Греции, Португалии запрещается изменение конституции в течение 5 лет со дня принятия. В Испании и других странах не допускается изменение конституции в период чрезвычайного положения.

Пересмотры конституции бывают полные и частичные.

Особенно важны полные пересмотры, проводимые на основе положений действующего основного закона. Значение института полного пересмотра конституции крайне велико, поскольку он позволяет легитимно ввести новую конституцию с новыми параметрами при изменении соотношения политических сил.

Полный пересмотр возможен двумя путями:

· первый – это принятие новой конституции в соответствии с правилами прежней конституции. Так принята Конституция Швейцарии 1999 года;

· второй путь – принятие новой редакции конституции при сохранении ее прежней даты.

Пример этого пути пересмотр Конституции Нидерландов 1815 года в 1983 году.

Порядок принятия новой конституции нами уже рассмотрен, принятие же новой редакции конституции практически аналогично порядку принятия новой конституции.

Источники и система конституционного права

Понятие и виды источников конституционного права России

Источниками права являются формы выражения и закрепления норм права, которые исходят от государства либо официально им признаются. Источниками конституционного права принято считать внешние формы выражения конституционно-правовых норм.

В теории права основными источниками права выступают нормативный правовой акт, юридический прецедент и правовой обычай.

В правовой системе Российской Федерации имеют место все источники права, но основным источником права является нормативный правовой акт. В то же время группа нормативных актов является объемной совокупностью источников, поэтому она имеет свою внутреннюю классификацию. При этом система нормативных правовых актов имеет четкую иерархию.

Общим делением нормативных правовых актов является деление их на законы и подзаконные акты.

Правовая система России содержит следующие виды законов:

  • Конституция РФ – является основным законом государства.
  • Федеральные конституционные законы, которые принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ и регулирующие наиболее важные сферы общественных отношений: судебную систему, статус Конституционного суда РФ, арбитражных судов и судов общей юрисдикции, Правительства РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, режимы военного и чрезвычайного положений, порядок проведения референдума и др.
  • Федеральные законы – являются самым многочисленным видом источников конституционного права и принимаются по более простой процедуре в сравнении с федеральными конституционными законами.
  • Законы о поправках к Конституции РФ – выделяются в самостоятельную группу на основании специфики их содержания и в соответствии с особой процедурой их принятия. В отличие от процедуры принятия обычных федеральных законов, принятие законов о поправках значительно сложнее.
  • Законы субъектов РФ представляют относительно новый вид источников конституционного права. Приниматься эти законы могут как по предметам собственного ведения субъектов РФ, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации с ее субъектами. К источникам конституционного права относятся не все региональные законы, а только те, которые регулируют общественные отношения, которые подпадают под предмет конституционно-правового регулирования.
  • Подзаконные акты — еще одна группа источников конституционного права. Но источниками на самом деле являются не все подзаконные акты, а лишь те из них, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет ведущей отрасли права. К этим источникам относятся:
  • Указы Президента РФ;
  • Постановления Правительства РФ;
  • ведомственные акты (приказы, положения, инструкции, правила);
  • акты палат Федерального Собрания;
  • иные нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рисунок 1. Источники конституционного права РФ

Договор также можно рассматривать в качестве источника конституционного права. Здесь следует сказать, что международные договоры в отечественной правовой системе существуют уже долгое время, а договоры внутрифедеративные являются относительно новым явлением для нашей страны.

Некоторые ученые также предлагают рассматривать одним из источников конституционного права естественное право, которое они считают совокупностью естественных, неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина.

Система конституционного права

Конституционное право является частью единой правовой системы нашего государства, представляя в то же время и само по себе довольно сложную систему. Эта система является сложным, многогранным, динамическим комплексом, которому свойственны свои законы, особенности построения и функционирования (рис. 2).

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Общую форму системы конституционного права России представлена тремя элементами:

Эти компоненты самостоятельны, но между ними существует тесная связь.

Принципы являются фундаментальной основой системы конституционного права, которые нашли свое отражение в основном законе государства – Конституции РФ.

Нормы конституционного права многообразны по своему содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования и по многим другим признакам.

Конституционно-правовые нормы закреплены не только в Конституции РФ, но и в федеральных законах, нормативно-правовых актах, а также в конституциях, уставах и нормативно-правовых документах субъектов РФ.

Систему конституционного права составляют институты, являющиеся основными элементами отрасли. Эти институты объединяют нормы, которые закрепляют:

  • основы конституционного строя;
  • основы правового статуса человека и гражданина;
  • федеративное устройство государства;
  • избирательную систему;
  • систему органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • президентскую власть;
  • законодательную власть;
  • исполнительную власть;
  • судебную власть;
  • порядок внесения поправок и пересмотра Конституции.

Это строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности всех сфер общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.

Система конституционного права распределяет нормы по институтам, но преград между этими институтами не устанавливает, а напротив создает условия для их взаимодействия, обеспечивая тем самым единство конституционно-правового регулирования.

  • суверенитет народа;
  • естественное право;
  • приоритет охраны прав и свобод граждан;
  • разделение властей;
  • независимое правосудие;
  • правовое государство.

Рисунок 2. Система конституционного права

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Реферат система источников российского конституционного права

Понятие и сущность конституционного источников права 5 1. Понятие источников конституционного права 5 1. Виды источников конституционного права 8 2.

Характеристики источников конституционного права 11 2. Нормативно-правовой акт как источник конституционного права 11 2. Конституция Российской Федерации 12 2. Конституционные законы и законы Российской Федерации 13 2. Международные и внутригосударственные нормативные договоры 15 2. Нетрадиционные источники права 18 2. Правовой обычай 18 3. Система конституционного права 21 Заключение 31 Библиографический список 33 Введение В последние годы как в России, так и за рубежом остро осознается необходимость тщательной разработки и принятия, научного изучения, систематизации источников права, равно как и обеспечения к ним доступа.

В этой связи данная курсовая работа представляет особую актуальность. Задачи российского исследователя-конституционалиста в XXI. Политические события в России реферат система источников российского конституционного права последние полтора десятилетия сменяются с калейдоскопической быстротой, и только проницательному теоретику конституционного права, обладающему критическим талантом, дано увидеть их сущностную сторону, прикоснуться к самым нежным фибрам конституционно-правовой теории, уловить в динамике конституционализма устойчивое, фундаментальное, не подверженное поверхностному веянию времени.

Мы также попытались разрешить эту сложнейшую задачу. В данной курсовой работе глубоко проанализирована действующая система источников конституционного права. Хотелось бы отметить, что множественность реферат система источников российского конституционного права конституционного права — явление, характерное для всех отраслей российского права.

Оно отражает рост абсолютного объема правового регулирования, реферат система источников российского конституционного права разнообразия методов диверсификацию правового воздействия, а также косвенно свидетельствует о предпочтении, отдаваемом нормативно-правовому регулированию перед судебным правотворчеством. Исходя из приведенных аргументов актуальности и темы работы, цель исследования — изучение и анализ предмета источников конституционного права РФ.

В работе решаются задачи: Реферат система источников российского конституционного права исследование имеет научную и практическую значимость так как проливает свет на проблему определения источников конституционного права РФ. Теоретическая база исследования является работы таких учёных, как В. Методологическую основу исследования составили: Формально-юридический метод, с помощью которого вычленялись понятия, выяснялась их сущность, признаки, а также отличие одних суждений от.

Структурно-функциональный метод, с помощью которого определялась структура работы, а также излагались результаты исследования в рамках используемых методов 1. Понятие и сущность конституционного источников права 1. В качестве научной проблемы вопрос об источниках права возник лишь в XIX.

Ее ключевая роль в правовой системе требует широкого комплексного подхода к исследованию, позволяющего раскрыть историческую эволюцию, а также взаимообусловленность источников права и характера правопонимания а порой и мировосприятия в целом. Уровень научной разработки данной проблемы и, прежде всего, общего понятия источника права явно недостаточен. В самом обобщенном смысле слово источник означает то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь. Но что представляет собой источник права?

По нашему мнению, все это — лишь источники познания права. С экономической точки зрения источником права являются определенные экономические отношения, которые порождают соответствующие им правовые системы. Экономический строй общества является базисом, основной причиной, определяющей содержание всех надстроечных явлений, в том числе и права. Так многие ученые полагали, что источником права в материальном смысле являются материальные условия жизни общества. Козлов выделяет в источниках конституционного права две сферы: Однако данная позиция представляется весьма реферат система источников российского конституционного права, в связи с чем можно согласиться с мнением Е.

Вместе с тем, как справедливо отмечает О. Эти конституционно признанные и гарантированные естественные права и свободы человека, в силу конституционного признания их исходного приоритетного и определяющего реферат система источников российского конституционного права значения, имеют высшую юридическую силу в системе норм действующего в Российской Федерации позитивного права, в которую входят и нормы самой Конституции РФ.

Таким образом, сфера естественного права органически вписывается в систему позитивного права. В настоящее время в конституциях большинства стран мира закрепляются все основные естественные права и свободы — на жизнь, на неприкосновенность личности и жилища, на свободу слова, на частную собственность и др.

Тем самым естественное право все больше сближается с позитивным и нет необходимости выделять его в отдельную категорию источников. В исследовании проблемы понятия источников права существует множество точек зрения. Виды источников конституционного права Источник форма права — способ, с помощью которого закрепляются находят внешнее выражение нормы права.

  1. Первичное и самое общее деление правовых норм на институты устанавливает Конституция.
  2. После отмены акта он перестает считаться источником действующего конституционного права.
  3. Что касается противоположного лагеря, то в нем выявлялись отступления от принципа верховенства закона, кризис законности и т.

В широком смысле слова источниками права являются все правовые акты, а не только те, которые содержат правовые реферат система источников российского конституционного права. Более того, выделяются юридические и социальные источники конституционного права — совокупность социально-экономических, идеологических и других факторов, которая влечет за собой возникновение конституционно-правовых государственно-правовых норм и обусловливает их сущность и содержание.

В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.

Источники конституционного права

Это постоянно развивающаяся и воспроизводящаяся система социально — экономических отношений, общественные прежде всего экономические условия, оказывающие решающее воздействие на содержание правовых норм, социальную обусловленность права. Источник права в юридическом смысле показывает, где, в чем содержатся правовые предписания, как выражаются, в каком реферат система источников российского конституционного права преподносятся обществу.

В юридическом значении источник права — это официальное хранилище — носитель действующих норм, резервуар правовых предписаний.

  1. Такие акты обычны для главы государства. По отношению к другим нормативным правовым актам принимаемым органами субъекта Федерации, конституции и уставы обладают более высокой юридической силой, и другие нормативные правовые акты не могут противоречит им.
  2. Законом устанавливаются порядок ратификации международных договоров, порядок присоединения РФ к международным договорам, вступление в силу, выполнение, прекращение и приостановление действия международных договоров.
  3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
  4. Вторые — это акты применения Президентом какого — то закона; по времени действия и по кругу лиц, на которых они распространяются, они носят ограниченный характер.

В юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы; это способ выражения, закрепления правовых норм. Источник права в юридическом значении — это документ, выполненный в письменной либо электронной реферат система источников российского конституционного права, носитель информации о нормах права.

Источник права есть итог правотворческой деятельности государства; либо прямого волеизъявления народа; либо согласования воли нескольких субъектов права; либо, наконец, весьма редко — результат санкционирования государственными органами правил поведения, существующих в течение определенного промежутка времени и не противоречащих интересам правящего класса слоя.

В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле:

5. Источники конституционного права: понятие и виды

Различают понятие источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах. В первом значении понимаются факторы, определяющие само содержание права. К ним относят материальные условия жизни общества, его экономические отношения.

В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами в этом случае выступают правовые акты.

Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Ими считаются только действующие в настоящий период правовые акты.

Для источников права установлен как особый порядок их принятия, так и отмены. После отмены акта он перестает быть источником действующего права.

Особое место среди актов, действующих на территории Российской Федерации, занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли. Эта ее роль обусловлена следующими факторами:

1. В Конституции устанавливаются правовые нормы общего характера, становящиеся основополагающими для всего текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники исходят из конституционных норм, детализируя их положения.

2. Конституция как источник права характеризуется широтой содержания установленных в них норм. Последние охватывают своим воздействием все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную.

3. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

4. В Конституции определяются многие другие виды источников отрасли права. В ней устанавливаются наименование правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

5. Значение Конституции определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают как форма воплощения государственной воли народа. В ней в юридической форме устанавливаются цели, которые перед собой ставит общество, и принципы его организации и жизнедеятельности.

6. Конституция — акт не только наивысшего правового, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной источник отрасли служит формой установления норм, составляющих ядро конституционного права, основу всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.

К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся законы Российской Федерации — федеральные законы. Закон — наиболее распространенная форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе развития конституционных положений и принципов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются:

1) по юридической силе;

2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

3) по порядку принятия;

4) по возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом Российской Федерации.

К источникам конституционного права относятся такие законы Российской Федерации, как Закон о гражданстве, Закон о статусе депутата Государственной думы, Федерального собрания и др.

В качестве источников выступают и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной думой, Правительством. Это указы и прочие нормативные акты Президента, постановления палат Федерального собрания, постановления Правительства.

Источником отрасли являются регламенты Палат Федерального собрания, положения о различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России, Декларация прав и свобод человека и гражданина.

Такие декларации имеют правовое значение. В них формируются принципы, считающиеся обязательными для всего конституционно-правового развития государства, провозглашаются новые концепции, определяющие дальнейшее развитие государства.

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти.

Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции России и федеральным законам. Они обладают более высокой юридической силой по отношению к другим правовым актам субъекта Федерации.

Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные акты, принимаемые органами законодательной и исполнительной власти. К источникам отрасли относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы, в частности их уставы (положения).

Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить договоры. В их числе можно назвать Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г., между федеральными органами государственной власти и органами всех видов субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, договоры между Российской Федерацией и Татарстаном. Такие договоры о разграничении полномочий предусмотрены Конституцией России и могут быть заключены с любым субъектом Федерации. Судебные решения также являются источниками конституционного права.

Принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации». Решения Конституционного суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан.

Источники конституционного права. Особенности источников конституционного права РФ

Источники конституционного права. Особенности источников конституционного права РФ — раздел Педагогика, Предмет конституционного права Ведущая Роль Отрасли Конституционного Права В Системе Российского Права, Особ.

Ведущая роль отрасли конституционного права в системе российского права, особенности предмета ее регулирования предопределяют особый характер ее источников. Применительно к источникам конституционного права в традиционном узком формально-юридическом смысле речь идет о формах, в которых находит внешнее выражение содержание конституционно-правовых норм и посредством которых эти нормы приобретают общеобязательное значение.

Важнейшими юридическими источниками конституционного права являются нормативно-правовые акты, которые представляют собой наиболее распространенный вид источников права во всей российской правовой системе. К источникам конституционного права относятся различные виды нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы. Их можно классифицировать прежде всего по уровню принятия и территории действия:

нормативные правовые акты федерального уровня – Конституция РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; нормативные указы и нормативные распоряжения Президента РФ; нормативные акты (прежде всего постановления) палат Федерального Собрания; нормативные постановления и нормативные распоряжения Правительства РФ; нормативные правовые акты Центральной избирательной комиссии.

нормативные правовые акты уровня субъектов Российской Федерации — конституции (уставы) субъектов Российской Федерации; законы субъектов Российской Федерации; нормативные акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации; нормативные акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; нормативные акты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;

нормативные правовые акты муниципального уровня — уставы муниципальных образований; иные муниципальные нормативные правовые акты (включая акты избирательных комиссий муниципальных образований).

Приведенная классификация источников конституционного права охватывает не все их виды: из нее «выпадают» источники, которые нельзя отнести к нормативным правовым актам (конституционно-правовые нормативные договоры и соглашения, акты судебного нормотворчества (причем выделение актов судебного нормотворчества, как и признание их источниками права, является спорным в российской юридической литературе), конституционно-правовые обычаи), а также международные принципы, нормы, акты, имеющие наднациональную международно-правовую природу, однако включенные в правовую систему Российской Федерации. Очевидно, что указанные виды источников также могут быть проанализированы с точки зрения их роли в конституционном праве.

Источники конституционного права, будучи составной частью системы источников российского права, характеризуются всеми чертами, свойственными этой системе:

множественность (плюрализм): разнообразие видов источников конституционного права, обусловленное универсальным характером предмета конституционно-правового регулирования;

иерархичность: внутренняя взаимозависимость различных видов источников права, обеспечивающая соподчиненность и согласованность системы источников; нормативно установленное соотношение актов различной юридической силы; недопустимость противоречия нормативных актов актам более высокой юридической силы;

многоуровневость: внутренняя структура системы источников конституционного права — распределение источников по уровням власти, на которых осуществляется принятие акта, и по территории действия;

многомерность: система источников права вообще и конституционного права в частности является не только многоуровневой, но и многомерной — зачастую невозможно выстроить иерархическую связь между отдельными видами источников, поскольку они находятся в разных плоскостях (как, например, в условиях реализации принципа разделения властей на федеральном уровне отсутствует иерархическая зависимость между нормативными постановлениями палат Федерального Собрания РФ и нормативными постановлениями Правительства РФ: первые принимаются в рамках реализации полномочий палат федерального парламента как законодательного и представительного органа государственной власти Российской Федерации (ч. 2 ст. 102, ч. 2 ст. 103 Конституции РФ), вторые — в рамках полномочий Правительства РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ (ч. 1 ст. 115 Конституции РФ); точно так же акты судебного нормотворчества, например решения Конституционного Суда РФ, не могут быть «встроены» в иерархию нормативно-правовых актов).

Можно выделить и иные черты источников конституционного права, характеризующие положение и юридическое значение отдельных их видов и присущие системе источников права в целом, независимо от отраслевой принадлежности:

верховенство Конституции РФ и закона: ч. 2 ст. 4 Конституции РФ закрепляет не только ее верховенство, но и верховенство федеральных законов (в широком смысле — как обычных федеральных законов, так и федеральных конституционных законов) на всей территории Российской Федерации, а ч. 2 ст. 15 — провозглашает верховенство закона в нормативно-правовой системе Российской Федерации при условии соблюдения принципа верховенства Конституции РФ, т. е. не противоречия законов конституционным положениям. Рассматривая место законов в нормативно-правовой системе, следует прежде всего учитывать нормы Конституции РФ, устанавливающие порядок вступления законов в силу (обязательное опубликование — ч. 3 ст. 15), требования определяющего влияния прав и свобод человека и гражданина на смысл, содержание и применение законов (ст. 18), соотношение законов и международных договоров Российской Федерации (ч. 4 ст. 15), соотношение федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации (ст. 76), федеральных законов и федеральных конституционных законов (ст. 108);

включение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров в правовую систему Российской Федерации, приоритет международного договора Российской Федерации над законом;

двойственная роль нормативных указов Президента РФ (указы подзаконного характера и указы, восполняющие пробелы в законодательном регулировании впредь до вступления в силу федерального закона);

использование нормативного договора в качестве дополнительной нетрадиционной формы права.

В то же время источники конституционного права характеризуются специфическими чертами, которые предопределены особенностями конституционно-правовых норм.

Особая роль Конституции РФ, а также конституций (уставов) субъектов Российской Федерации как источников конституционного права: верховенство Конституции РФ по отношению к конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации; прямая нормативная связь конституций (уставов) субъектов Российской Федерации с Конституцией РФ.

Конституция РФ — основной источник конституционного права, поскольку в ней, прежде всего, устанавливаются конституционно-правовые нормы, оформляющие важнейшие социальные, экономические и политические институты общества и являющиеся основополагающими для всех других источников конституционного права.

Конституции республик в составе Российской Федерации и уставы иных субъектов Российской Федерации в соответствии с принципом федеративного устройства России также являются учредительными по своей природе актами, определяющими конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Вместе с тем эти акты не обладают полной автономией по отношению к Конституции РФ: конституции (уставы) субъектов Российской Федерации должны соответствовать Конституции РФ; обеспечение такого соответствия находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «а» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ); разрешение дел о соответствии Конституции РФ конституций и уставов субъектов Российской Федерации относится к компетенции Конституционного Суда РФ (п. «б» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ). Принятие и внесение поправок в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации входит в сферу его исключительной компетенции; содержание этих учредительных актов также составляют в основном вопросы исключительного ведения субъектов — организация власти в субъекте Российской Федерации. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. № 13-П (абз. 1 п. 2, абз. 1 п. 4 мотивировочная часть) отмечено, что Конституция РФ и конституции (уставы) субъектов Федерации, будучи учредительными по своей природе актами, находятся в особой прямой нормативной связи друг с другом. Таким образом обеспечивается органическое единство федерального и регионального конституционно-правового регулирования в условиях федеративного государства: текущие федеральные законы не должны нарушать этого единства. Вот почему в случае коллизии между федеральным и региональным уровнями конституционно-правового регулирования вопрос ставится о проверке конституционности(а не законности) положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации путем применения процедур конституционного судопроизводства.

Кроме того, особенностью Конституции РФ, конституции (устава) субъекта Российской Федерации как источников конституционного права является принадлежность всех норм, содержащихся в этих основополагающих учредительных актах, к одной отрасли права — конституционному праву.

Специфическое значение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров в системе источников конституционного права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации, хотя и сохраняют свою международно-правовую природу, являются составной частью российской правовой системы. Это позволяет говорить о них как об особом виде источников внутреннего права Российской Федерации, занимающих обособленное положение в ее нормативно-правовой системе. Под «общепризнанными принципами и нормами международного права» обычно понимаются общеобязательные нормы международного права, которые пользуются признанием мирового сообщества, выраженным определенным способом, причем иногда и без закрепления в каких-либо конвенциях. Обращает на себя внимание тот факт, что и общепризнанные принципы трактуются как нормы. Верховный Суд РФ в Постановлении № 5 от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» характеризует общепризнанные принципы как императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо (п.1 Постановления). При этом в международном праве отсутствует нормативный акт, в котором исчерпывающим образом перечислялись бы общепризнанные принципы и нормы международного права.

Соответственно речь идет о нормах общего обычного права, источники которого перечислены в ст. 38 Статута Международного Суда ООН.

Особое значение имеют международные принципы, нормы и акты как источники в конституционном праве Российской Федерации, поскольку в этих принципах, нормах, актах находят отражение общечеловеческие ценности и демократические стандарты. Создание же базовых основ государственного и общественного устройства является в свою очередь задачей конституционного права. В связи с этим выяснение соотношения международно-правовых норм с конституционно-правовыми нормами, закрепляемыми во внутренних нормативно-правовых актах, достижение их взаимной согласованности представляется особенно важным. Конституция РФ в определенном смысле дает ключ к решению этих вопросов, закрепляя место международных договоров в иерархии источников российского права: в случае противоречия норм законов Российской Федерации правилам международного договора применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

Особое место федеральных конституционных законов в системе источников конституционного права. Федеральные конституционные законы как источники конституционного права характеризуются следующими чертами:

обладают более высокой юридической силой, по сравнению с обычными федеральными законами: федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ);

принимаются по особой процедуре, а именно:

одобряются большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. «Общее число» трактуется как установленное Конституцией РФ число соответственно депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Число депутатов Государственной Думы определено в Конституции абсолютной цифрой – 450 (ч.3 ст.95). Что касается Совета Федерации, то в него входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. С учетом уже свершившихся объединительных процессов количество субъектов РФ с 1 марта 2008 г. составляет 83. Соответственно установленное число членов Совета Федерации сокращается до 166;

подлежат подписанию Президентом РФ в четырнадцатидневный срок и обнародованию: возможность отклонения такого закона Президентом РФ не предусмотрена (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ);

имеют прямое действие на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ);

принимаются по предметам ведения Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ) и только по вопросам, предусмотренным непосредственно в Конституции РФ (ч. 1 ст. 108 Конституции РФ).

К таким вопросам относятся следующие:

порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта (ч. 2 ст. 65 Конституции РФ; Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г.); оформление принятия в Российской Федерации или образования в ее составе соответствующего нового субъекта (ч. 1 ст. 137 Конституции РФ; Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г.); оформление принятия в Российской Федерации или образования в ее составе соответствующего нового субъекта (ч. 1 ст. 137 Конституции РФ; по состоянию на 1 января 2008 г. было принято пять федеральных конституционных законов об образовании новых субъектов Российской Федерации: последним пока является Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г. № 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа»);

порядок изменения статуса субъекта Российской Федерации (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ); изменение статуса соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 137 Конституции РФ);

основания и порядок введения чрезвычайного положения (ч. 2 ст. 56 Конституции РФ; Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г.);

режим военного положения (ч. 3 ст. 87 Конституции РФ; Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 г.);

установление Государственного флага РФ (Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г.), Государственного герба РФ (Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г.) и Государственного гимна РФ (Федеральный конституционный закон «О Государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г.), их описания и порядка официального использования (ч. 1 ст. 70 Конституции РФ);

порядок назначения общероссийского референдума (п. «в» ст. 84 Конституции РФ; Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г.);

статус Уполномоченного по правам человека (п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ; Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г.);

порядок деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114 Конституции РФ; Федеральный конституционный закон от «О Правительстве Российской Федерации» 17 декабря 1997 г.);

установление судебной системы Российской Федерации (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ; Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.);

полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (ч. 3 ст. 128 Конституции РФ; Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.; Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г.; Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г.);

порядок созыва Конституционного Собрания (ч. 2 ст. 135 Конституции РФ).

Из приведенного перечня вопросов, подлежащих регулированию, с одной стороны, и уже принятых федеральных конституционных законов — с другой, видно, что еще не все конституционные положения, нуждающиеся в оформлении федеральными конституционными законами, получили такое развитие. Незавершенность процесса законодательного регулирования в этой особой форме наблюдается по вопросам установления порядка изменения конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, порядка созыва Конституционного Собрания. Не исключается появление новых федеральных конституционных законов, устанавливающих пока не урегулированные в данной форме полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов.

Наконец, Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов «переходного характера»: таким образом должны регулироваться, например, вопросы о наименовании, статусе, границах нового субъекта Российской Федерации, а также переходные положения о сроках и порядке формирования и функционирования государственных органов, решения вопросов бюджетного финансирования, правопреемства, действия законов и иных нормативных правовых актов на территории нового субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 137 Конституции РФ.; п. 3 ст. 8, ст. 12 Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Наличие среди нормативно-правовых актов таких типов актов, которые можно считать специфическими источниками конституционного права: декларации, нормативные акты палат Федерального Собрания, нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные акты избирательных комиссий и комиссий референдума.

Декларации, используемые как форма политического заявления или обращения, зачастую не имеют нормативно-правового значения. В то же время среди них можно выделить акты конституционно-правового характера, послужившие в свое время ориентирами для развития конституционного законодательства Российской Федерации, становления конституционно-правового статуса Российской Федерации, современной системы основных прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся, в частности, Декларация Съезда народных депутатов РСФСР «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» от 12 июня 1990 г.; Декларация о языках народов Российской Федерации, утвержденная Постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1991 г., «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О языках народов РСФСР»; Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР от 22 ноября 1991 г.

Нормативные правовые акты палат Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются специфическими источниками конституционного права. Они принимаются в рамках реализации полномочий этих органов в целях регламентации вопросов, находящихся за пределами предмета законодательного регулирования. Например, Совет Федерации и Государственная Дума принимают постановления по вопросам, отнесенным к их вéдению Конституцией РФ. Порядок принятия особый — большинством голосов от общего (установленного) числа членов Совета Федерации или соответственно депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия не предусмотрен Конституцией РФ (ч. 2 и ч. 3 ст. 102, ч. 2 и ч. 3 ст. 103). Таким образом, названные акты принимаются только самой палатой, не нуждаются в утверждении (одобрении) другой палаты или в подписании Президентом РФ (подписываются председателем соответствующей палаты).

Среди вопросов вéдения палат Федерального Собрания РФ можно выделить как те, которые требуют издания индивидуальных актов (например, о назначении на должность, даче согласия на такое назначение, освобождении от должности), так и те, которые нуждаются в нормативном регулировании (в частности, постановления палат, являющиеся юридическим выражением внутренней организации работы палаты). Постановлением утверждается регламент палаты, оформляется решение иных вопросов внутреннего распорядка ее деятельности (данный вывод вытекает из системного анализа ч. 4 ст. 101 в сочетании с указанными выше ч. 2 и ч. 3 ст. 102 и 103 Конституции РФ).

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (далее – ФЗ № 184) закрепляет круг вопросов, регулируемых в форме постановлений законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 5). Наряду с постановлениями индивидуального (ненормативного) характера, Федеральный закон называет нормативно-правовые постановления, которыми принимается регламент законодательного (представительного) органа, а также решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности.

Регламенты законодательных органов — особые акты, объединяющие наряду с организационно-техническими правилами нормы материального и, главным образом, процессуального характера. Так, в регламентах определяются внутреннее устройство законодательного органа, система его внутренних вспомогательных органов, организационно-правовые формы деятельности и порядок работы, законодательная процедура, порядок осуществления контрольных полномочий, а также решения иных вопросов, отнесенных соответственно Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации к ведению законодательных органов.

Нормативные акты законодательных органов играют важную роль в оформлении парламентских процедур, конкретизации отдельных аспектов депутатского статуса. Таким образом, они служат важным источником прежде всего для одного из институтов конституционного права — парламентского права.

Развитие конституционно-правовых институтов избирательного и референдумного права невозможно полно представить без такого специфического источника, как нормативные правовые акты избирательных комиссий (комиссий референдума). И хотя основная задача комиссий состоит не в нормотворчестве, а в правоприменении — в обеспечении реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, в осуществлении подготовки и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об основных гарантиях …», ФЗ № 67) закрепляет, в частности, право Центральной избирательной комиссии РФ издавать в пределах своей компетенции инструкции по вопросам единообразного применения данного Закона (п. 13 ст. 21). В Федеральном законе от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» также устанавливается право и обязанность ЦИК РФ при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы в пределах полномочий, установленных федеральными законами, издавать инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения указанного Федерального закона (подп. 3 ст. 25). Наконец в Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации» среди полномочий Центральной избирательной комиссии, действующей в качестве комиссии референдума РФ, названо принятие инструкций и иных нормативных актов по вопросам применения данного Федерального конституционного закона, иных федеральных законов при подготовке и проведении референдума Российской Федерации (п. 4 ст. 30).

Роль уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов как источников конституционного права. Особое место в системе источников конституционного права занимают уставы муниципальных образований и другие муниципальные нормативно-правовые акты, определяющие основы организации местного самоуправления на соответствующей территории, важнейшие формы осуществления местной власти. Как указано в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ (далее — Федеральный закон о местном самоуправлении, ФЗ № 131), устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие на всей территории муниципального образования (ч. 2 ст. 43). Уставами муниципальных образований регламентируются важнейшие вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В предмет уставного регулирования включаются, в частности, основные элементы статуса муниципального образования: его наименование; перечень вопросов местного значения; структура и порядок формирования органов и должностных лиц местного самоуправления, их наименования и полномочия, порядок прекращения полномочий, виды ответственности перед населением и государством; виды, порядок принятия, официального опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов; порядок формирования, утверждения, исполнения местного бюджета, контроля за его исполнением (ч. 1 ст. 44 ФЗ № 131). Порядок принятия и вступления в силу устава муниципального образования также особый: обязательное народное обсуждение проекта устава в течение 30 дней до дня рассмотрения вопроса о его принятии; принятие большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования; государственная регистрация устава в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом; вступление в силу после официального опубликования (обнародования) зарегистрированного устава (ч. 4–8 ст. 44 ФЗ № 131).

Отдельные вопросы организации местного самоуправления могут регулироваться, помимо устава, в нормативных правовых актах представительного органа муниципального образования. Это касается прежде всего порядка реализации некоторых форм прямого участия населения в осуществлении местного самоуправления, а именно: порядка реализации правотворческой инициативы граждан (абз. 1 ч. 1 ст. 26 ФЗ № 131), порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления (ч. 11 ст. 27 ФЗ № 131), порядка организации и проведения публичных слушаний (ч. 4 ст. 28 ФЗ № 131), порядка назначения и проведения собрания граждан, конференции граждан, опроса граждан (ч. 5 ст. 29, ч. 2 ст. 30, ч. 4 ст. 31 ФЗ № 131).

Особое место в системе источников конституционного права внутригосударственных (внутрифедеральных, конституционно-правовых) договоров и соглашений, их второстепенный, вспомогательный и дополнительный характер. Нормативные конституционно-правовые договоры — внутрифедеральные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, заключаемые между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, договоры (соглашения) о сотрудничестве, заключаемые как по вертикали, так и по горизонтали между федеральными органами государственной власти, между ними и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между органами государственной власти субъектов Российской Федерации — представляют собой разновидность публично-правовых договоров.

Им присущи основные универсальные черты договора: наличие двух и более сторон (участников); добровольность заключения; взаимный характер. В то же время конституционно-правовые договоры отличаются существенными особенностями: в них участвуют особые субъекты (государства, государственные образования или их органы), наделенные властными полномочиями и действующие лишь в пределах своей компетенции; сами договоры выступают как правовые формы реализации этой компетенции; участники договоров могут иметь различный конституционно-правовой статус, поэтому договоры носят не только горизонтальный, но и вертикальный (субординационный) характер. В конституционном праве конституционно-правовые договоры являются дополнительным вторичным источником, применяются как вспомогательная форма регулирования конституционных отношений в строго предусмотренных законом случаях (обычно в сфере регулирования отношений, связанных с федеративным устройством Российской Федерации, — например, договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; договор об отношениях автономного округа и края (области), в состав которого он входит).

Примерами действующих ныне договоров о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ являются следующие:

Федеративный договор от 31 марта 1992 г. — Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и управления Российской Федерации и органами государственной власти и управления суверенных республик в составе Российской Федерации; Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и управления и органами государственной власти и управления краев, областей, городов Москва и Санкт-Петербург; Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и управления и органами государственной власти и управления автономной области и автономных округов, который действует в части, соответствующей Конституции РФ (абз. 4 п. 1 раздела второго Конституции РФ);

Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан от 26 июня 2007 г., утвержденный Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 199-ФЗ.

В настоящее время сфера применения договоров о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации достаточно ограничена: согласно ст. 26.7 Федерального закона № 184 в редакции Федерального закона № 95-ФЗ от 4 июля 2003 г. заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта Российской Федерации, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий.

Специфическая роль решений Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, других актов судебного нормотворчества как источников конституционного права. Вопрос о допустимости судебного нормотворчества решается в российской юридической литературе неоднозначно. Ряд авторов, основываясь на принципе разделения властей и исходя из правоприменительного, а не правотворческого назначения судов, отрицают возможность судебного нормотворчества. Они трактуют правотолковательные положения как правила надлежащего понимания уже наличной толкуемой нормы. Таким образом, и решения Конституционного Суда РФ, толкующие нормы Конституции РФ, рассматриваются ими в качестве актов, не создающих новых правовых норм, а, следовательно, исключаются из круга источников конституционного права.

Однако указанный выше подход к толкованию представляется весьма односторонним. Нельзя не согласиться с мнением о том, что в процессе толкования, когда существует неопределенность в норме, необходимо делать выбор из нескольких вариантов ее понимания, а это связано с возникновением нормативной новизны. Поэтому в широком смысле любое толкование закона, в том числе осуществляемое судом в пределах его полномочий, может быть рассмотрено как нормотворчество (квазинормотворчество). Судебное нормотворчество не противоречит правоприменительной природе судебной власти, поскольку имеет вспомогательный характер, направлено на устранение неясностей закона для реализации основной функции — правосудия.

Значение судебного нормотворчества еще более возрастает при осуществлении судебного конституционного контроля (в форме абстрактного и конкретного нормоконтроля), что является главной задачей Конституционного Суда РФ (ст. 125 Конституции РФ). Сам Конституционный Суд РФ в постановлении от 16 апреля 1998 г. «По делу о толковании отдельных положений ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ» признал особый характер своих решений: «Решения Конституционного Суда РФ… имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов» (абз. 1 п. 4 мотивировочной части). Анализ юридического содержания решений Конституционного Суда РФ (постановлений и определений) свидетельствует о том, что толкование Судом Конституции РФ, уяснение конституционно-правового смысла ее норм выходит за рамки простой интерпретации, имеет своим результатом формулирование таких положений, которые по своему характеру сближаются с нормами права. Общеобязательный и по сути нормативный характер имеют не только положения резолютивной части решений Конституционного Суда РФ, но и правовые позиции, содержащиеся в мотивировочной части этих решений. В последнем случае речь идет о важных правовых выводах, имеющих общее значение и представляющих собой выявленный Конституционным Судом РФ неявный смысл конституционных норм. Таким образом, решения Конституционного Суда РФ также могут рассматриваться как источники конституционного права. Данная характеристика вполне применима и к актам конституционного (уставного) правосудия субъектов Российской Федерации: речь идет о решениях конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, принимаемых в рамках конституционного судопроизводства на уровне субъекта Российской Федерации.

Нормотворческое развитие закона в ходе его толкования характерно не только для Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Издаваемые вне рамок правосудия и процессуального надзора по особой процедуре на пленарных заседаниях Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснения представляют собой также по сути нормативные акты (например, постановления Пленума Верховного Суда РФ). И хотя вопрос о степени их обязательности остается в литературе дискуссионным, вряд ли можно отрицать их роль как источников права. Если содержащиеся в таких актах нормы имеют конституционный характер, то речь, очевидно, должна идти об источниках конституционного права. В качестве примера подобного акта судебной власти можно привести Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», в котором разъясняется порядок непосредственного применения Конституции РФ при рассмотрении судами конкретных дел.

Утрата роли конституционно-правового обычая как источника конституционного права.Конституционно-правовой обычайможно определить как сложившееся исторически в конституционно-правовой сфере общеобязательное правило, заменяющее с санкции государства государственные установления. Таким образом, правовой обычай обращен к иному, чем государственный, публичному правопорядку и в этом смысле с ним «конкурирует». Поэтому в странах, где нормы обычного права традиционно играли существенную роль, их значение как источника проявлялось главным образом в сфере частного права. Этот тезис в полной мере относится и к Российской Федерации. Современное российское конституционное право характеризуется прежде всего императивным регулированием и государственным доминированием, и поэтому в нем вряд ли может найтись место правовому обычаю как формально-юридическому источнику.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод: источники конституционного права в их юридическом значении представляют собой формы внешнего выражения конституционно-правовых норм. Наряду с общими признаками, присущими всей системе источников российского права, они отличаются следующими специфическими чертами:

особая роль Конституции РФ как основного источника конституционного права, а также общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, федеральных конституционных законов, внутригосударственных договоров и соглашений, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов;

наличие специфических для конституционного права источников (например, деклараций, нормативных правовых актов законодательных (представительных) органов государственной власти, нормативных актов избирательных комиссий и комиссий референдума);

особая роль решений Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Еще по теме:

  • Зеленоград получить инн ООО "ПРОМИН", г. Зеленоград детальная информация доступна в выписке из ЕГРЮЛ Контрагент существует 16 лет Статус контрагента X XXXXXXXX XXXXXXXXXX XX XXXXX Уставный капитал 198 млн руб Руководитель является единственным […]
  • Военная разведка служба Служба по контракту в военной разведке Подразделения военной разведки — это служба специального назначения, состоящая из военнослужащих, проходящих подготовку в рамках трудового контракта. Согласно социальным опросам, этот вид подготовки […]
  • Нецветаев аГ земельное право Земельное право - Нецветаев А.Г. Название: Земельное право. Автор: Нецветаев А.Г. В учебном пособии рассматриваются понятия, источники, метод, система, принципы земельного права как отрасли российского права, его основные институты и […]
  • Что такое дискриминация лгбт Что такое ЛГБТ - знаменитые представители сексуальных меньшинств Люди имеют право на то, чтобы жить счастливо по собственным убеждениям и чувствам. С каждым годом все больше людей открыто говорят о своих сексуальных предпочтениях, да и […]
  • Система права стран африке Образование независимых государств в Африке Накануне завоевания независимости в колониях Африки господствовали докапиталистические, а нередко и дофеодальные формы общественного развития. Основные процессы развития государственности нс […]
  • Регистрация ооо троицк ООО "СЫРКОФФ", г. Троицк детальная информация доступна в выписке из ЕГРЮЛ Контрагент существует 1 год Статус контрагента X XXXXXXXX XXXXXXXXXX XX XXXXX Уставный капитал 10 тыс руб Руководитель является единственным учредителем […]