2.2. Информационно-правовые нормы международных актов

и в составе актов других отраслей права

Информация как объект правоотношений давно вошла в международное право. Так, информационные права и свободы провозглашены Всеобщей декларацией прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.:

— в ст. 12 указано, что «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств»;

— в ст. 18 закреплено, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения (как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком) в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков;

— в ст. 19 говорится, что каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ;

— в ст. 27 провозглашено право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами, а также право каждого человека на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является .

См.: Всеобщая декларация прав человека // Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 460 — 464.

Основные информационные права и свободы Всеобщей декларации прав человека стали основополагающими информационно-правовыми нормами Конституции РФ (ч. 3 ст. 15, ст. 23, 24, 29, 33, ч. 3 ст. 41, ст. 42, 43, 44, п. «г» ст. 84, 90, ст. 102, 103, 104, 105, 106, ч. 2 ст. 108, ст. 114, 115).

Как уже говорилось в главе 1, информационно-правовые нормы Конституции РФ представляют собой фундамент, основной источник информационного права. Прежде всего это право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Осуществление же права каждого искать и получать информацию возлагает на определенные группы субъектов обязанность производить, собирать, аккумулировать и распространять такую информацию. В то же время право на информацию не означает вседозволенности. Мало того, информационно-правовые нормы Конституции РФ защищают личность от вмешательства в ее жизнь, они также защищают информацию определенного вида от несанкционированного доступа (например, институт тайны охраняется законом).

Роль информационного права в информационном обществе XXI в. будет возрастать. Причем в основе информационного права как правового отображения такого общества, бесспорно, должны быть нормы международного права, регулирующие основные группы информационных отношений на межгосударственном уровне. По сути дела, международное право должно составлять его правовой фундамент, поскольку в информационном обществе практически отсутствуют географические и геополитические границы.

Уже сегодня в десятках международных актов содержатся нормы информационного права. Но правотворческий процесс, затрагивающий правовое регулирование информационной сферы, находится пока в начальной стадии. Так, до сих пор отсутствует правовое регулирование в трансграничной сети Интернета не только со стороны российского права, но и международного, а ученые-правоведы всего мира озабочены скорейшим разрешением правовых проблем. И здесь следует заметить, что Россия играет определенную роль в формировании международной политики становления информационного права в международном масштабе.

В эпоху всеобщей информатизации и построения информационного общества единая информационная среда (пространство) становится одним из важнейших государствообразующих признаков, обязательным условием и характеристикой самого информационного общества. Единое информационное пространство является, с одной стороны, важным обязательным признаком и предпосылкой успешного формирования информационного общества, необходимым условием вхождения в мировое информационное сообщество, а с другой — главным условием сохранения информационного суверенитета страны и укрепления государственности.

Мы уже говорили, что Россия участвовала в принятии важнейшего документа, призванного организовать и активизировать деятельность стран и правительств на пути глобального информационного общества, — Хартии глобального информационного общества. Россия участвует в информационном взаимодействии высших органов власти стран СНГ. В феврале 1994 г. была утверждена Концепция создания автоматизированной системы информационного обмена Содружества Независимых Государств. Формирование информационного пространства СНГ проводится также в соответствии с Концепцией формирования информационного пространства СНГ, подготовленной во исполнение Постановления Совета глав правительств СНГ от 3 ноября 1995 г., протокольного решения Совета глав правительств СНГ от 12 апреля 1996 г. и утвержденной решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 г. При этом Россия как субъект геополитики, государство, обладающее развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой на всем евроазиатском пространстве России и СНГ, могла бы стать естественным мостом между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Это позволило бы ей стать ключевым звеном мирового информационного пространства .

См.: Серго А.Г. Интернет и право. М.: Бестселлер, 2003.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1995 г. N 808 была утверждена президентская программа «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации» . Основным направлением этой работы было определено создание и развитие к 2000 г. общегосударственной правовой системы, охватывающей все республики, края, области России, создание региональных абонентских сетей, предоставляющих информационно-правовые услуги гражданам и организациям. При этом было заявлено, что «формирование общегосударственных информационных ресурсов в правовой сфере предполагает ориентацию на создание общего информационного пространства, в том числе и в наднациональном, общемировом контексте».

См.: СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3289.

Внутрисистемные отношения и зависимости в российском законодательстве выражаются в установлении связей между нормами одной отрасли или разных отраслей путем отбора нормативных актов и (или) их составных частей и объединения их по определенным критериям (функции, цели, структура социального управления и система его органов) в соответствующие группы, классы, массивы, подотрасли, отрасли. Кроме того, предполагается сочетание отраслей, подотраслей и институтов, а также общих и специальных методов регулирования (соотношение методов публично-правового и частноправового регулирования, диспозитивных и императивных, объединение по источникам права и т.п.). Таким образом, нормы информационного права закреплены в нормах различных отраслей российского законодательства. Законодательство России в информационной сфере включает в себя: информационно-правовые нормы Конституции РФ; законодательство об интеллектуальной собственности; законодательство о средствах массовой информации; законодательство о связи и телекоммуникациях; законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставления информационных услуг; законодательство о реализации права на поиск, получение и передачу информации; законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, информационных технологий и средств их обеспечения; законодательство в сфере обеспечения информационной безопасности. Отдельные информационно-правовые нормы имеются в Гражданском кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовном кодексе РФ и др.

Информационно правовые нормы международных актов

13. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА

Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства, которое ныне активно развивается.

По уровню принятия нормативных правовых актов информационного законодательства и их действию в пространстве можно выделить федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления.

Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами Конституции РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ, постановлениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств.

Источники информационного права на уровне субъектов РФ – это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Источники информационного права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.

Структура информационного законодательства:

• информационно-правовые нормы международных актов;

• информационно-правовые нормы Конституции РФ;

• нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;

• информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства. Наличие иерархии актов обусловлено тем, что на практике реализация правовых норм федерального закона нередко требует принятия правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, актов субъектов Федерации, иных нижестоящих по иерархии актов. Система актов дополняется актами органов местного самоуправления, как бы исполняющих предписания норм вышестоящих актов в конкретных условиях.

Такая иерархия актов выстраивается с учетом распределения предметов ведения в информационной сфере Российской Федерацией и субъектов РФ (ст. 71, 72 Конституции РФ).

Акты отрасли информационного законодательства:

• законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;

• законодательство о гражданском обороте информации (в стадии формирования);

• законодательство о документированной информации (об информационных ресурсах, информационных продуктах, информационных услугах);

• законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения;

• законодательство об информационной безопасности;

• законодательство об интеллектуальной собственности (информационные аспекты);

• законодательство о средствах массовой информации;

• законодательство о библиотечном деле;

• законодательство об архивном фонде и архивах;

• законодательство о государственной тайне;

3. Источники права

Нормы международного права и внутригосударственного права существуют в различных юридических формах. Международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, документов международных организаций. Внутригосударственные нормы содержатся в законах, указах, постановлениях и других внутригосударственных нормативных правовых актах. К источникам внутригосударственного права относятся и государственно-правовые договоры (соглашения Российской Федерации и ее субъектов).

4. Способ создания правовых норм

Нормы международного права создаются субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международных отношений. Международное право как право координации, действующее по горизонтали, образуется на основе согласования воли суверенных образований — государств. Высказанная в параметрах академической новации Г. И. Тункиным концепция согласования воли государств как способ создания международно-правовых норм вполне обоснованно была принята в качестве реально действующей конструкции в российской науке международного права. В этом плане, например, в своих общетеоретических работах высказываются И. И. Лукашук, С. В. Черниченко, Ю. М. Колосов, А. Я. Капустин, Г. В. Игнатенко, Л. Н. Шестаков.

Внутригосударственное право, будучи правом иерархического соподчинения, осуществляет свое регулятивное воздействие по вертикали сверху вниз — по всему параметру физических и юридических лиц. Здесь суд как орган по обеспечению права действует в принудительном порядке в отличие от международного права, где обращение в Международный суд осуществляется на основе свободного согласия государств. Тем самым можно заключить, что внутригосударственное право по сравнению с международным является более жестким правом. В любом случае отдельные факты несоблюдения права отнюдь не говорят об ущербности той или иной системы права. Международная, равно как и внутригосударственная, система права в едином режиме ориентирована на обеспечение выполняемость юридических норм со стороны своих субъектов. Нормы внутригосударственного права создаются в результате государственно-властной деятельности (законотворческой деятельности, а также иной нормотворческой деятельности государственных органов и должностных лиц).

5. Способ обеспечения исполнения норм

Исполнение норм внутригосударственного права обеспечивается государственными органами. Особенностью международного права является то, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов, осуществляющих принуждение. Исполнение норм международного права, а в случае необходимости и принуждение, производится самими субъектами международного права (индивидуально или коллективно).

Поскольку в межгосударственной системе не существует судебных и исполнительных органов, идентичных тем, какие существуют в государствах, функционирование международного права и прежде всего его применение существенно отличаются от функционирования и применения внутригосударственного права. Главную роль в функционировании международного права играют государства, а также международные организации. В рамках миропорядка на основе верховенства права предусматривается, что все межгосударственные споры подлежат разрешению через Международный суд. О значимости установления верховенства права в международных отношениях было заявлено в Декларации тысячелетия, принятой на Саммите тысячелетия в сентябре 2000 г.

В постановочном плане концепция верховенства права соизмерима с концепцией примата международного права.

В современном международном праве следует считать уже устоявшейся концепцию примата (преимущественного значения) применения норм международного права в процессе взаимодействия с нормами внутригосударственного права.

В параметрах своего регулятивного воздействия международное право осуществляет приоритет права в политике. Постановочно речь идет об установлении определенных постулатов должного поведения, которые вместе образуют юридический базис для действий государств на международной арене. Значимость международного права в качестве критерия (основы) внешнеполитической деятельности предельно четко обозначена в работах Г. И. Тункина и Д. Б. Левина и далее в рамках академической преемственности развита в трудах И. И. Лукашука, С. В. Черниченко, Ю. М. Колосова, А. Я. Капустина.

Примат международного права в политике, определяя себя через верховенство права в международных отношениях, нашел свое юридическое подтверждение на высоком уровне Саммита нового тысячелетия (Нью-Йорк, 6 8 сентября 2000 г.). Принятый на основе участия 191 государства акт — Декларация тысячелетия — четко ориентирует мировое сообщество на укрепление Организации Объединенных Наций, и в рамках этой задачи обозначается решимость государств-членов «укреплять Международный суд, с тем чтобы обеспечить правосудие и верховенство права в международных делах».

Международно-правовой позитив в плане закрепления верховенства права в международных отношениях впоследствии был подтвержден в Итоговом документе Всемирного саммита 2005 г.

Для обеспечения примата международного права в политике необходимо повышение роли международных механизмов функционирования международного права, включая международные организации, прежде всего ООН, международные суды и арбитражи, контрольные органы, наблюдающие за исполнением государствами их международных обязательств.

Поскольку национальное право государств оказывает существенное влияние на эффективность международного права, необходимо, чтобы право каждого государства соответствовало международному праву. Это требование международного права вытекает из принципа добросовестного выполнения международных обязательств.

Фактическая реализация норм международного нрава на территории государств осуществляется путем их трансформации в нормы внутригосударственного права и определяется как имплементация международного права. С целью приведения национальных нормативных правовых актов в соответствие с нормами международного права государства принимают национальные законодательные акты в форме законов (законы, акты о ратификации международных договоров), воспроизводящие нормы международного права или провозглашающие их действие на территории государства.

В Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Нормы аналогичного содержания содержатся и в конституциях других государств (например, США, Испании).

Подписание под условием последующей ратификации устанавливает обязанность не лишать договор его объекта и цели до вступления договора в силу (ст. 18 Венской конвенции 1969 г. о праве международных договоров). В случае, когда подписание представляет акт выражения согласия на обязательность договора, государство берет на себя обязательство обеспечить его исполнение. Государство не может, ссылаясь на нормы своего национального права, отказаться от выполнения международного договора, участником которого оно является (ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).

В случае коллизии между нормой внутригосударственного права и нормой международного права применяются нормы международного права (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Концептуально, в параметрах установленного приоритета норм международного права по отношению к нормам внутригосударственного права, представляется необходимым проводить различие между международным правом как отраслью права и наукой международного права как совокупностью научных знаний, системой взглядов о международном праве. Паука международного права наряду с действующим международным правом рассматривает и его теоретические проблемы: историю международного права, его характер, роль в межгосударственной системе и обществе в целом, перспективы развития международного права и др. На базе научных знаний о международном праве сложилась учебная дисциплина международного права, которая является неотъемлемой частью юридического образования.

Международное право как явление общественной жизни постоянно развивается, что отражается на его структуре -происходит формирование отдельных отраслей, институтов, норм и принципов.

Понятие международного права

В настоящее время в мире существуют два типа правовых систем — международное право и внутреннее право государств.

Будучи равнопорядковыми юридическими явлениями и существуя независимо друг от друга, международное право и национальное право отдельных государств имеют общие черты, присущие им как самостоятельным системам права.

Во-первых, они представляют собой совокупность юридических принципов и норм (обязательных для субъектов правил поведения), выполнение которых может быть обеспечено принудительно.

Во-вторых, международное право и внутригосударственное право обладают сходной структурой: в этих правовых системах имеются основные принципы, пронизывающие все их правовое пространство; они делятся на отрасли, подотрасли, институты; и, наконец, «первичным элементом» обеих систем являются правовые нормы.

В-третьих, и международное право, и внутригосударственное право используют практически одни и те же юридические конструкции и термины. Однако поскольку каждая правовая система обладает своей спецификой, международно-правовые понятия и категории не всегда идентичны имеющимся в национальном праве.

В то же время международное и внутригосударственное право представляют собой самостоятельные системы права. Помимо общих черт имеются качественные отличия, признаки, характерные для каждой правовой системы. В их числе: отличия по предмету регулирования, способам создания и обеспечения правовых норм, источникам, субъектам права и другим характеристикам.

По предмету регулирования

Как известно, внутригосударственное право призвано прежде всего регулировать отношения между субъектами национального права отдельных государств. Эти отношения, как правило, ограничиваются пределами государственной территории и рамками внутренней компетенции.

Международное право, напротив, регламентирует главным образом взаимоотношения субъектов международного права (государств, народов, борющихся за свою независимость, международных организаций, государствоподобных формирований). Правда, в некоторых случаях международное право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц, например, правоотношения, возникающие при международной купле-продаже, перевозке пассажиров и грузов и т.д. Однако основной предмет регулирования международного права лежит за пределами внутренней компетенции государств.

По способу создания правовых норм

Нормы национального права создаются чаще всего в результате односторонней государственно-властной деятельности; основное направление правового регулирования — «вертикальное», «сверху — вниз». Адресаты норм внутригосударственного права в большинстве случаев в их создании не участвуют.

Нормы международного права, напротив, создаются «горизонтально», его субъектами на основе свободного волеизъявления участников международного общения.

По источникам права (формам воплощения международных норм)

Любые правовые нормы зафиксированы в различных юридических формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д.

Международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организаций.

Необходимо отметить, что в последнее время в российской правовой системе стали активно использоваться источники, сходные по форме с международно-правовыми. Речь идет о соглашениях между органами власти РФ и субъектов РФ, а также договорах субъектов Федерации между собой. Органы власти отдельных субъектов РФ склонны рассматривать данные договоры в качестве международно-правовых. Однако субъекты Федерации не являются субъектами права международных договоров, а регулируемые этими договорами отношения не выходят за рамки чисто внутригосударственных, поэтому указанные соглашения не могут быть признаны международными договорами; они имеют характер источников внутригосударственного права (подробнее см. гл. 4 настоящего пособия).

По субъектам права

Субъектами внутригосударственного права являются: государство, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д.

Круг субъектов международного права отличается от субъектов внутригосударственного права. Специфика международного права как особой системы права выражается, в частности, и в том, что его субъекты выступают не только адресатами международно-правовых норм, но и их создателями (подробнее см. гл. 5). В некоторых случаях международно-правовые нормы регулируют деятельность субъектов национального права. Однако правосубъектность этих лиц производна от воли основных субъектов международного права, принявших соответствующие международно-правовые нормы, поэтому они не являются субъектами права международных договоров и не могут рассматриваться в качестве субъектов международного права.

По способу обеспечения исполнения норм

Нормы внутригосударственного права обеспечиваются принудительной силой государства. В международных отношениях отсутствует образование, стоящее над всеми субъектами международного права, «надгосударство», поэтому обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально или коллективно).

Учитывая вышеизложенное, международное право можно определить как особую систему права — совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

Информационно правовые нормы международных актов

Основным предметом правового регулирования информационного права являются информационные отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации

Информационное право как наука — это система научных знаний об информационном праве как отрасли права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран. И эта наука находится на начальном этапе своего формирования.

Информационное право как учебная дисциплина — это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

Информационное право — отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере, связанных с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества.[2]

Отдельные нормы информационного права содержат в себе также положения гражданского, финансового и предпринимательского права, регулирующие соответствующие гражданские, финансовые и предпринимательские отношения.

Конституционно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено необходимостью обеспечения гарантий осуществления информационных конституционных прав и свобод граждан, которые нашли свое развитие в других законодательных актах.

Гражданско-правовое регулирование информационных отношений обусловлено тем, что большая часть информационных прав и свобод реализуется в процессе гражданского оборота информации. Это имущественные права и право собственности на информационные ресурсы в информационной сфере.

Административно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено необходимостью государственного управления информационными процессами формирования и использования государственных информационных ресурсов, создания и применения государственных информационных систем и средств их обеспечения, а также средств и механизмов информационной безопасности.

Уголовно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено необходимостью противодействия противоправным действиям в информационной сфере.

Информационно-правовая деятельность, осуществляемая в процессе информационных отношений, направлена на сбор и обработку информации, ее оценку, принятие решений, создание программных продуктов и т.д. В процессе этой деятельности решаются цели и задачи правового регулирования и в случае нарушения информационного законодательства принимаются меры административного и уголовного характера.

Итак, учитывая комплексный характер информационного права, можно сделать вывод, что его предметом являются общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов.

Методы и принципы информационного права.

Методы ИП – это средства, приемы и способы изучения соответствующих норм, информационно-правовых явлений и процессов. В юридической науке принято выделять общие и частные методы права.

Общие методы распространяются на многие юридические науки и все направления самого ИП.

Исторический метод – характеризуется конкретно-историческими, историко-эмпирическими формами изложения многоаспектных проблем ИП – историческое исследование проблем предмета и способов правового регулирования, конкретных актов в области информатики, видов информационных ресурсов и пользования ими, ответственности за нарушение информационного законодательства. Т.е. интерес вызывают вопросы: Как возникало то или иное явление?; Какие основные этапы оно прошло в своем развитии?; Каковы его исторические перспективы?

Системный подход – совокупность теоретических принципов и положений, позволяющих рассматривать все нормы ИП как систему, единое целое в тесной связи и взаимодействии с другими правовыми нормами и институтами. Позволяет ответить на такие вопросы, как: Какова структура процесса правового регулирования информационно-правовой деятельности (субъектов, объектов, норм, связей и т.д.)?; Каков характер и степень влияния на этот процесс внешней среды?

Средством реализации системного подхода является системный анализ. Например, одна из форм системного анализа – классификация предметов и явлений информационного характера.

Исторический и системный методы взаимосвязаны и объединяются в так называемый системно-исторический метод.

Частные методы – методы правового регулирования, используются для изучения разнообразных аспектов и сторон информационного законодательства и ИП в целом. Применительно к отрасли права, прежде всего необходимо понимать, что любой метод направлен на осуществление некоего воздействия одного субъекта права на другого. Такое воздействие осуществляется обычно путем волеизъявления одного участника по отношению к другим. Таким образом, метод приобретает роль связующего средства от одного субъекта информационных правоотношений к другим. При этом метод правового регулирования заключает в себе не только волеизъявление, но и характер такого волеизъявления.

Развитие юридической науки последних лет привело к появлению принципиально новых отраслей российского права, которые не имеют преобладающего метода правового регулирования и именуются комплексными.

Императивные методы правового регулирования основаны на неравенстве участников правоотношений и установлении жесткой, однозначной модели их поведения. В информационном праве используются императивные методы:

1) повеления — метод заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности совершать какие-либо действия. Метод властного повеления используется, например, в правоотношениях государственному управлению в сфере информации и информатизации, по использованию информации с особым правовым режимом.

2) запрета — метод заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности воздерживаться от совершения каких-либо действий. Метод запретов используется в первую очередь для обозначения деяний, представляющих собой информационные правонарушения.

Диспозитивные методы правового регулирования основаны на равенстве участников правоотношений и в их возможности самостоятельно выбирать модель возможного поведения. В информационном праве используются диспозитивные методы:

1) дозволения — метод дозволения заключается в предоставлении участникам информационных правоотношений права совершать какие-либо действия либо не совершать их по своему выбору. Метод дозволения используется, к примеру, в сфере библиотечного и архивного дела и т.д.

2) согласования — метод согласования применяется при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения какого-либо согласия между ними. Метод согласования широко применяется в сфере регулирования интеллектуальной собственности.

3) рекомендаций — метод рекомендаций заключается в указании законодателем предпочтительной (но не обязательной) модели поведения участников информационных правоотношений. Метод рекомендаций широко используется, например при регулировании деятельности средств массовой информации. При регулировании информационных правоотношений, возникающих в сети Интернет, рекомендательные правовые нормы тесно переплетаются с этическими.

4) поощрения — метод поощрения тесно примыкает к методу рекомендаций. Разница состоит в том, что при использовании метода поощрений законодатель не только рекомендует какую-либо модель поведения, но и предоставляет какие-либо льготы или иные блага при ее выборе.

В информационном праве могут использоваться и иные методы правового регулирования. В целом можно отметить, что информационное право использует в равной степени как императивные методы, характерные для публичного права, так и диспозитивные, характерные для частного права. Это говорит о том, что информационное право нельзя отнести ни к публичному, ни к частному праву и лишний раз подчеркивает его комплексный характер.

Принципы ИП – зафиксированные в правовых нормах, регулируемые информационные отношения, положения и идеи, определяющие сущность и содержание данной отрасли права, придающие системный характер ее нормам и институтам и позволяющие говорить о целостности механизма правового регулирования информационных отношений в обществе.

· Принцип приоритетности интересов государства в определении всей государственной политики в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации страны (См.Статья 3. Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»: Обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации).

· Принцип строгого соблюдения законности в информационных отношениях.

· Принцип строгого соблюдения прав и личных интересов человека в информационном обмене (Конституция РФ).

· Принцип равенства граждан перед законом в случае совершения любых противоправных действий в сфере информации и информатизации.

· Принцип обеспечения информационной безопасности (выполнение данного принципа достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения ИБ, системой организационно-правовых, экономических и других мер, адекватных угрозам жизненно важным информационным интересам личности, общества и государства).

· Принцип необходимости программно-целевого подхода к проблемам информатизации российского общества.

Система информационного законодательства Российской Федерации.

Система информационного законодательства РФ

— совокупность норм права, регулирующих отношения в информационной сфере.

Норма права – правило поведения участников правоотношений.

Источник права – форма выражения этого правила, способ придания ему общеобязательной силы через принятие государственных актов.

Совокупность норм права, закрепленных законодательно, и составляют систему информационного законодательства РФ:

· Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

· Федеральные законы «О средствах массовой информации», «Об участии в международном информационном обмене», «О связи», «О федеральных органах правительственной связи и информации»

· Указы Президента РФ

· Доктрина информационной безопасности

· Законы местных органов самоуправления

Постановления различных государственных учреждений и т.д.

Выделяют следующие виды норм:

· Материальные нормы – закрепляют материальное, информационно-правовое содержание прав и обязанностей участников информационных отношений.

· Процессуальные нормы – устанавливают порядок и действие норм материального права.

· Обязывающие нормы – возлагают определенные обязанности, предписывают участникам правоотношений совершение определенных действий.

· Запрещающие нормы – устанавливают запрет на совершение определенных действий.

· Управомочивающие нормы – предоставляют участникам информационно-правовых отношений возможность совершать те или иные действия.

Элементы нормы ИП.

· Гипотеза – определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть

· Диспозиция – предписание о том, как должны поступать юридические и физические лица в информационной сфере, т.е. определяет их права и обязанности.

· Санкция – указывает на последствия несоблюдения нормы ИП, которые в ней содержатся и которые вытекают из действий участников информационных правоотношений.

Информационно-правовые отношения, их сущность и структура.

Любая норма ИП реализуется только посредством информационно-правовых отношений: обязывая одних участников (субъектов) этих отношений к совершению конкретных действий и предоставляя конкретным лицам право требовать выполнения определенных действий, руководить данными действиями.

К информационно-правовым отношениям относятся те общественные отношения, которые отражены в нормах ИП и регулируются ими. Эти общественные отношения не являются однородными. Можно выделить следующие группы общественных отношений, возникающих в информационной сфере по поводу информации:

1) отношения, связанные с созданием и преобразованием информации. В данную группу входят, в частности, отношения, связанные с созданием объектов интеллектуальной собственности; отношения, связанные с созданием официальной информации органами государственной власти и местного самоуправления; отношения, связанные с созданием массовой информации и т.п.

2) отношения, связанные с хранением информации. Данную группу будут составлять отношения по поводу обязательного хранения некоторых видов информации; защиты информации; хранения информации с особым режимом доступа и др.

3) отношения, связанные с передачей и распространением информации. Отношения данной сферы связаны в первую с правовым положением средств массовой информации, также они включают в себя отношения по поводу распространения официальной информации, в том числе правовой; отношения, возникающие при распространении информации посредством использования сети Интернет и других глобальных информационных систем.

4) отношения, связанные с потреблением информации. Сюда будут включаться отношения по поводу реализации прав граждан на информацию; отношения в сфере библиотечного дела и архивов, а также некоторые другие.

Следует иметь в виду, что выделение в информационной сфере групп общественных отношений в определенной степени условно. Различные виды информационных правоотношений тесно пересекаются, поэтому на практике не всегда представляется возможным, да и необходимым отличить одну группу от другой. Кроме того, многие права и обязанности субъектов в сфере информационных правоотношений корреспондируют друг другу. Так, например, праву граждан иметь информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления корреспондирует обязанность соответствующих должностных лиц эту информацию предоставить.

Сущность информационно-правовых отношений:

1) Данные отношения определяются объективными экономическими отношениями, основанными на многообразии форм собственности, в т.ч. на информацию и информационные технологии.

2) Информационные правоотношения – это отношения граждан, СМИ, гос . органов и т.д., предусмотренные и урегулированные нормами ИП, выражающие идеи свободы и демократии в информационно-правовой сфере.

3) Информационно-правовые отношения являются средством решения задач в области формирования единого информационно-правового пространства страны, защиты прав журналистов, информационного обмена, укрепления информационной безопасности и многих других.

Социально-правовая структура информационно-правовых отношений.

· Субъект ИП – лицо, гражданин, учреждение, организация, банк и т.д.

· Объект ИП – материальные, духовные и иные социальные блага, явления и процессы, по поводу которых завязываются правоотношения.

· Информационные права (полномочия).

Действие норм информационного права в пространстве и во времени.

Нормы ИП применяются на определенном пространстве и в течение определенного времени.

Проблема применения норм ИП в пространстве решается обычным способом:

· Законы РФ и другие акты информационного характера, принятые соответствующими государственными органами страны в установленном порядке, действуют на всей территории РФ.

· Нормативные акты, принятые субъектами РФ, действуют лишь на их территории.

· Отдельные нормы ИП действуют и за пределами РФ (Например, ст.32 федерального закона «О рекламе» 1993г. говорит о заключении с зарубежными странами договоров о рекламе, правила которой действуют при условии приоритета норм международного права).

При применение норм ИП во времени надо иметь в виду начало и окончание действия данной нормы либо законодательного акта в целом.

· Закон вступает в силу со дня его опубликования или издания.

· Завершение применения закона – со дня отмены. Необходимо также учитывать, что возможно издание закона на определенный срок или период.

Правонарушения в информационной сфере.

Правонарушение – юридический факт (наряду с событием и действием), действия, противоречащие нормам права (антипод правомерному поведению).

Правонарушения всегда связаны с нарушением определенным лицом (лицами) действующей нормы (норм) ИП и прав других субъектов информационных правоотношений. При этом эти нарушения являются общественно опасными и могут влечь для тех или иных субъектов трудности, дополнительные права и обязанности.

Признаки, состав и характеристика правонарушений в информационной сфере.

Наиболее частые правонарушения в информационной сфере – проступки (незначительная опасность): дисциплинарные, административные и гражданско-правовые. В основе деления лежат виды общественных отношений, нарушаемых соответствующими проступками, а также способы применения за них санкций.

Административный проступок – противоправное виновное деяние, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое действующее законодательство предусматривает административную ответственность в виде штрафа, конфискации или предупреждения. При этом правонарушитель не состоит в трудовых или служебных отношениях с организацией или должностными лицами, которые принимают решение о применении к нему санкций.

Дисциплинарный проступок – проступок, совершенный лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должен соблюдать правила, устанавливающие тот или иной режим деятельности. Санкции – замечание. Выговор, штраф и т.д.

Гражданские правонарушения выражаются в нарушении норм, регулирующих информационно-имущественные отношения и интересы собственно информационных ведомств, организаций, структур и фирм. Ведущим принципом гражданского права является требование полностью возместить убытки, причиненные гражданским правонарушением.

Наиболее серьезные правонарушения в информационной сфере – преступления.

Преступлением в РФ признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Как особый вид правонарушений преступления характеризуются следующими признаками:

· Общественная опасность преступления выражается в том, что оно посягает на наиболее значительные общественные ценности (в информационной сфере – свобода личности, конституционные права и свободы).

· Субъектом преступления могут быть только физические лица: граждане и должностные лица. Государственные органы, учреждения, коммерческие и некоммерческие организации не привлекаются к уголовной ответственности. За их деяния отвечают виновные лица, по инициативе, под руководством и при непосредственном участии которых были осуществлены подобные деяния.

· Исчерпывающий перечень деяний, признаваемых преступлением, содержится только в одном федеральном законе – Уголовном кодексе РФ. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, принимаются в форме изменений или дополнений к УК РФ и подлежат включению в него.

Состав правонарушения в информационной сфере – совокупность характерных признаков рассматриваемого правонарушения, которые предусмотрены соответствующими нормами ИП и характеризуют данное правонарушение как общественно-опасное, противоправное и наказуемое явление.

Еще по теме:

  • В п1 ст27 ск рф Статья 27. Эмансипация 1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя […]
  • Закон рф от 28 ноября 1991 г о гражданстве Закон РФ от 28.11.1991 N 1948-1 (ред. от 31.05.2002) "О гражданстве Российской Федерации" О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Преамбула утратила силу. - Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статьи 1 - 11. […]
  • Ооо регистрация фирм цены 21 год опыта Регистрация ООО, АО, ЗАО, ИП от 4500р Регистрация ООО под ключ за 7 700 рублей В стоимость услуги за регистрацию ООО входит: подготовка и подача документов; изготовление печати; оплата госпошлины; открытие расчётного счета. […]
  • Ст 286 ч 3 практика Обзоры практики Начальник управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами прокуратуры Иркутской области, старший советник юстиции ОБЗОР судебной практики по рассмотрению уголовных дел в отношении […]
  • Образец заявление о выдаче паспорта старого образца бланк Анкета на загранпаспорт старого образца Анкета на загранпаспорт старого образца 2016-2017 Перечень документов для оформления заграничного паспорта старого образца совершеннолетним лицам Анкета-заявление о выдаче загранпаспорта старого […]
  • Семейный кодекс раздел 2 глава 3 Семейный кодекс раздел 2 глава 3 Раздел I. Общие положения Глава 1. Семейное законодательство Статья 1. Основные начала семейного законодательства открыть; Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством открыть; […]