Проект закона о ФСКН России: подготовка к первому чтению

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков была сформирована Указом Президента РФ 1 в 2003 году. Вот уже 10 лет ФСКН России остается единственным правоохранительным органом в нашей стране, деятельность которого не регламентирована специальным законом 2 . Данное обстоятельство способствует возникновению негативных ситуаций при ограничении прав и свобод человека, которые согласно Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Для решения указанных проблем служба подготовила проект Федерального закона «Об органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (текст проекта размещен на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения; далее – проект закона о ФСКН России). Строго говоря, называть этот материал законопроектом преждевременно, поскольку до внесения его на рассмотрение в Госдуму ему предстоит еще пройти много обсуждений, изменений и доработок.

Принятие Федерального закона «Об органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» жизненно необходимо. Отсутствие должного нормативно-правового регулирования приводит к тому, что ряд имеющихся у ФСКН России полномочий недостаточно эффективен и носит декларативный характер в силу своей неконкретности. Наиболее показательным примером этого являются полномочия по координации деятельности.

Цитата

Владимир Каланда, первый заместитель директора ФСКН России:

«Законопроект необходим. Он действует в рамках подзаконных нормативно-правовых актов и занимается достаточно, на мой взгляд, важной проблемой – организацией не только борьбы с незаконным оборотом наркотиков, но и участием в вопросах, связанных с реабилитацией и ресоциализацией наркопотребителей«.

Отсутствие законодательно установленных регламентов осуществления координации фактически минимизирует ее значение. Необходимо также учитывать динамическое развитие общественных отношений в сфере противодействия распространению наркомании и связанной с ней наркопреступности, которая последнее время принимает транснациональный характер. Данное обстоятельство требует более скурпулезной правовой регламентации деятельности ФСКН России при взаимодействии с компетентными и правоохранительными органами, разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств. Еще одно обстоятельство, требующее немедленного реагирования – отсутствие эффективной реабилитационной помощи наркоманам, прошедшим курсы лечения. Для решения указанной проблемы ФСКН России должна принять участие в создании системы реабилитации и ресоциализации наркоманов.

«Главная цель разработчиков законопроекта – формулировка норм, которые имели бы максимально прямое действие, исключали бланкетность и двусмысленность в процессе их правоприменения», – заявляет заместитель руководителя Международно-правового департамента ФСКН России, начальник ДПУ Валерий Зиновьев.

В указанном проекте закреплены основополагающие нормы и принципы международного права как в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, так и в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Проект закона о ФСКН России регламентирует две самостоятельные сферы общественных отношений:

  • деятельность непосредственно ФСКН России как правоохранительного органа;
  • регулирование вопросов, связанных с прохождением службы в ФСКН России.

Структурно законопроект состоит из трех разделов, объединяющих в себе 18 глав, состоящих из 124 статей. Объем документа вызван необходимостью фундаментальной проработки вопросов, связанных с защитой прав и свобод человека и гражданина при осуществлении службой своей деятельности.

Цитата

Сергей Ряховский, член Общественной палаты РФ:

«Сам закон [проект закона о ФСКН России – Ред.] нуждается в серьезной доработке«.

Государственная антинаркотическая политика

Первая глава определяет основополагающие принципы деятельности ФСКН России, а также правовую основу их осуществления. Статьей 123 законопроекта предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в части дополнения его новым понятием «государственная антинаркотическая политика». Под такой политикой предлагается определить часть внутренней и внешней политики России, представляющей собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных и иных мер, направленных на защиту личности, общества и государства от угрозы незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ. Данное понятие определяет создание системы органов ФСКН России и основные направления их деятельности, которым в свою очередь посвящена вторая глава законопроекта.

Организация деятельности службы

Согласно ст. 3 законопроекта на ФСКН России возлагается исполнение функций по осуществлению, выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в следующих сферах деятельности:

  • оборот наркотических средств и психотропных веществ;
  • противодействие их незаконному обороту;
  • снижение спроса на наркотических средства и психотропные вещества;
  • профилактика немедицинского потребления наркотиков.

Цитата

Валерий Габисов, президент Ассоциации гуманизации правоприменительных органов, заместитель председателя Межрегиональной общественной благотворительной правозащитной организации «Комитет за гражданские права»:

«Этот закон [проект закона о ФСКН России – Ред.] мы ждали давно. Безусловно, самая страшная вещь – это когда мы ведем речь о народном таком понятии, как подброс наркотиков. Вот с этим надо, конечно, жестко бороться, и именно в рамках того закона, который будет создан«.

Одной из ключевых статей законопроекта является ст. 4, которая посвящена системе органов ФСКН России. Это единая, централизованная система государственных органов, которые в пределах представленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. В указанную систему входят центральный аппарат ФСКН России и территориальные органы. В свою очередь последние подразделяются на окружной, межрегиональный, региональный и районный уровни. Кроме того, законопроектом предлагается установить, что в системе ФСКН России могут создаваться научные, образовательные, медицинские и иные организации и подразделения. К основным направлением деятельности службы будут относиться задачи, традиционно стоящие перед правоохранительными органами. Это выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях и участие в мониторинге развития наркоситуации в стране. Новыми направлениями деятельности законопроект предлагает определить:

  • участие в организации и реализации системы мер по сокращению незаконного спроса на наркотических средства и психотропные вещества;
  • оперативное реагирование на реальные и потенциальные угрозы незаконного ввоза наркотических средств и психотропных веществ на территорию РФ с территории иностранных государств;
  • организацию и выявление веществ, обладающих воздействием на организм человека, схожим с наркотическими и психотропными, и приостановление их оборота;
  • межведомственное взаимодействие и координацию деятельности в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков, реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих их немедицинское потребление.

Цитата

Сергей Марков, член Общественной палаты РФ:

«Я этот закон [проект закона о ФСКН России – Ред.] поддерживаю. Я считаю, что это системный закон, который позволяет наконец поставить эту спецслужбу на прочную правовую основу. Это действительно единственная спецслужба, которая оставалась без своего собственного закона. Я считаю, что закон хороший, хорошо описывает основные права и обязанности, социальные условия труда, по которым должны работать сотрудники. Мы должны поддержать основные направления этого закона«.

Еще одной законодательной новеллой является внесение в проект закона о ФСКН России отдельной статьи, посвященной координации антинаркотической деятельности. Субъектами такой координации будут федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления.

Основными принципами координационной деятельности предлагается определить соблюдение законности, а также равенство всех участников при постановке вопросов, внесении предложений, а также подготовке рекомендаций и разработке мероприятий. Координация деятельности будет осуществляться в следующих основных формах:

  • проведение координационных заседаний;
  • решение конкретных задач по вопросам, отнесенным к компетенции службы, в рамках специально создаваемых межведомственных рабочих групп;
  • обмен информацией по вопросам оборота наркотиков, а также противодействие их незаконному обороту;
  • создание совместных актов, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов;
  • проведение совместных мероприятий для выявления и пресечения преступлений, административных правонарушений, а также установление причин и условий, способствующих их совершению.

В органической и неразрывной связи с вопросами координационной деятельности находятся проблемы нормативного регулирования межведомственного взаимодействия. Согласно концепции законопроекта, такое взаимодействие должно осуществляться посредством участия представителей ФСКН России в заседаниях органов госвласти и местного самоуправления. Также планируется заключение соглашений о сотрудничестве, реализация правотворческой функции.

Особую форму международного взаимодействия с компетентными правоохранительными, разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств и международными организациями предлагается осуществлять в следующих основных формах:

  • заключение международных договоров;
  • направление сотрудников в зарубежные государства в качестве официальных представителей, советников, координаторов и иных должностных лиц;
  • прикомандирование служащих к международным организациям;
  • подготовка и обучение кадров для иностранных государств;
  • участие в разработке и реализации зарубежных программ в области противодействия незаконному обороту наркотиков.

Полномочия ФСКН России

Цитата

Андрей Бабушкин, председатель правозащитной благотворительной организации «Комитет «За гражданские права», член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека:

«По поводу закона [проекта закона о ФСКН России – Ред.], я в основном его поддерживаю. Это действительно гибрид закона о полиции, закона об органах госбезопасности и закона о прохождении службы. Я считаю, что от этого закона будет больше пользы, но те моменты, которые в нем являются опасными, конечно, давайте вместе переписывать«.

Полномочия службы, зафиксированные в представляемом документе, условно можно разделить на три блока:

  • правоохранительного характера;
  • контрольно-надзорного характера;
  • обеспечивающего характера.

Их перечень объединяет в себе свыше 100 прав и обязанностей ФСКН России, кодифицированных в 15 статьях законопроекта. Большинство полномочий не уникальны: они осуществляются всеми правоохранительными органами страны с учетом специфики деятельности. Среди полномочий, не закрепленных у других госорганов, можно отметить:

Взаимодействие и информационный обмен с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств

Зачастую наркобизнес имеет обширные связи с террористическими организациями, для которых наркоторговля – один из элементов финансирования. Специальные разведывательные и контрразведывательные службы осуществляют борьбу с указанными организациями в разных странах. В настоящее время ФСКН России уже налажено взаимодействие с иностранными органами. Наделение ее указанными полномочиями выведет на новый качественный уровень организацию эффективных заслонов к проникновению наркотиков на территорию нашей страны.

Поиск и обработка информации о реальных и потенциальных угрозах антинаркотической безопасности РФ со стороны международных преступных сообществ

В Указе Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» одним из источников угроз национальной безопасности признана деятельность транснациональных преступных группировок и организаций, связанных с незаконным оборотом наркотиков (п. 37). Иными словами, наркоситуация в стране во многом предопределена внешними факторами. Сегодня Россия рассматривается наркокартелями как благодатный регион для транзита наркотиков в страны Европы и Балтии. В соответствии с обобщенными данными правоохранительных органов, только в центральном азиатском регионе действует 150 крупных наркоформирований, организующих наркотраффик в Россию. Важнейшая задача ФСКН России – не только изъятие конкретных партий наркотиков внутри страны и на границе, но и превентивная деятельность.

Цитата

Григорий Бондарев, советник Уполномоченного по правам человека РФ:

«Что касается проекта закона, если я могу его назвать проектом закона, то сам факт того, что он есть и наконец появился, положительный. Есть много к нему замечаний, но они вполне поправимы и устранимы при наличии доброй воли«.

Участие в обеспечении режимов военного и чрезвычайного положения в случае их введения на территории страны

В Федеральном конституционном законе от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» указано, что в исключительных случаях в дополнение к основным силам и средствам для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы РФ и иные правоохранительные органы (ст. 17). Аналогичное положение содержится и в ст. 9 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении». Сейчас сотрудники ФСКН России уже входят в состав антитеррористических штабов, поэтому предлагаемые законопроектом полномочия являются лишь юридическим закреплением фактически существующих правоотношений.

Вынесение предписаний юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о принятии мер по недопущению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ на занимаемых ими территориях

В настоящее время ФСКН России наделена полномочиями по вынесению аналогичных предписаний только в отношении юридических лиц, занятых деятельностью в сфере легального оборота наркотических средств и психотропных веществ. Возможность выносить акты реагирования в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, например, занятых оказанием услуг по организации досуга, позволит более эффективно бороться с приобщением подростков и молодежи к потреблению наркотиков.

Цитата

Олег Зыков, директор Института наркологического здоровья нации Общественной палаты РФ:

«В сегодняшнем состоянии ФСКН России недееспособно и должно быть ликвидировано. Ни о каком законе мы не должны говорить, силовая составляющая должна быть отдана МВД России«.

Объявление физическим лицам предостережения о недопустимости деяний, создающих условия для совершения преступлений, отнесенных к подследственности ФСКН России

Внесение такого предостережения будет иметь место в случае совершения лицом деяний, создающих причины и условия для совершения преступления в будущем. Например, предоставление гражданином помещения для систематического употребления наркотиков. Указанная мера будет способствовать развитию государственной системы профилактики преступлений и иных правонарушений, снижению уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.

Организация и осуществление медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии наркотического опьянения

Медицинское освидетельствование состояния опьянения осуществляется в химико-токсикологических лабораториях медицинских организаций, имеющих соответствующую лицензию. ФСКН России уже осуществляет указанный вид деятельности в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». В настоящее время служба имеет все необходимые лицензии и технические возможности для проведения этих обследований.

Участие в разработке и реализации программ в сфере развития здравоохранения, социальной поддержки населения, комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей

ФСКН России является специально созданным органом власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств и в области противодействия их незаконному обороту. Распоряжением Правительства РФ от 4 марта 2013 г. № 294-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков» служба участвует в разработке национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации. В связи с этим логичным и необходимым является ее участие в разработке и реализации государственных программ, направленных на снижение спроса на наркотики.

Цитата

Дмитрий Галочкин, член Общественной палаты РФ:

«Я поддерживаю этот законопроект и считаю, что в России есть реальные риски и угрозы, и нужно, чтобы были адекватные ответы на них. Поэтому этот закон очень нужен и важен«.

Участие в оценке эффективности общественных объединений, осуществляющих деятельность в области реабилитации и ресоциализации наркопотребителей

Одним из ключевых компонентов государственной антинаркотической политики, направленной на снижение спроса на наркотики и улучшение криминогенной обстановки, является создание национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркоманов. Однако эффективность общегосударственных усилий в прекращении незаконного потребления наркотиков в стране остается недостаточной. Сложившаяся ситуация обусловлена отсутствием комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей. Такая система должна формироваться на принципах государственно-общественного партнерства, включающего в себя государственный заказ и контроль за его исполнением. В настоящее время во исполнение поручения Президента РФ ФСКН России уже разработала проект государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ» № 24-12-2012 3 . В соответствии с ним ответственным исполнителем и координатором программы планируется ФСКН России. Следовательно, данная служба должна обладать и полномочиями по участию в оценке эффективности действий указанных организаций. В настоящее время этот институт в России отсутствует.

Предоставление гражданам и общественным объединениям достоверной информации о деятельности службы, а также информирование общественности через СМИ и Интернет

Законодательное закрепление указанных полномочий в статусе обязанностей ФСКН России свидетельствует о повышении уровня прозрачности службы, а значит, и уровня ответственности перед обществом.

Документы по теме:

Новости по теме:

1 Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при Министерстве внутренних дел РФ преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ переименован в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ переименована в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков.
2 Так, например, деятельность МВД России регламентируется Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Следственного комитета РФ – Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», ФСБ России – Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности».
3 Текст проекта размещен на официальном сайте ФСКН России.

О проекте федерального закона «Об органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», подготовленном ФСКН

Наделение сотрудников ФСКН большими правами, чем полиции, отражает идеологию законопроекта, ставящего наркополицию выше полиции. Между тем полицейские наравне с наркополицейскими ведут оперативно-розыскную и следственную работу по делам о наркотиках. Во всем, что относится к борьбе с наркопреступностью, полиция и наркоконтроль решают одни и те же задачи. Непонятно, почему при этом сотрудники ФСКН должны иметь больше прав и меньше ограничений.

Настоящий комментарий, структурированный в виде таблицы, не охватывает всех новелл законопроекта, достаточно объемного, значительно превосходящего по этому параметру закон «О полиции» (в последнем 56 статей, тогда как в проекте — 123 статьи, большая их часть посвящена статусу, обеспечению, карьерному продвижению и другим важным для ведомства и его сотрудников социальным и организационным сюжетам, которые в этом кратком обзоре не рассматриваются). Здесь отмечены наиболее ощутимые для окружающей ФСКН действительности проектные положения, регулирующие права и обязанности этой службы.

Тысячи сотрудников упраздненной ФСКН не могут найти работу

Бывшие служащие Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков обратились в наше издание за помощью, — они решили предать гласности бедственное положение, в котором оказались, и свои предложения по скорейшему решению этой острой социальной проблемы.

Олег Горюнов, «Новые Известия»

Несколько сотен бывших наркополицейских подготовили к 5 апреля 2017 года (годовщине упразднения своей службы – примечание автора) независимый доклад, который назвали: «Ликвидация ФСКН: судьбы и факты». Но все попытки передать его СМИ провалились. Об этом «НИ» рассказал полковник в отставке Максим Анатольевич Калинин. Они лично пытался опубликовать «Открытое письмо президенту», которых, кстати, не одно, а – два, и все напрасно.

«Я несколько раз отправлял в СМИ «Открытое письмо Президенту» с просьбой его напечатать. В ответ – «ноль эмоций» — никто не позвонил, никто не заинтересовался, никто ничего не напечатал», — говорит Максим Калинин.

Сам Максим вот уже 11 месяцев, как безработный. Настоящего полковника и его 13-летнего сына все это время содержит жена. И в такой ситуации, по словам Калинина, находятся около 1,5 тысяч человек, уволенных из ФСКН 31 марта 2016 года.

Напомним, что ФСКН была упразднена в соответствии с Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств», а ее штатная численность (37 тысяч человек – примечание автора) должна была быть передана в Министерство внутренних дел.

В том же месяце Президент РФ В.В. Путин во время апрельской «Прямой линии» заверил, что повода для беспокойства у сотрудников расформированного ведомства нет – массовых сокращений реформа не подразумевает.

На практике оказалось, что реформа болезненно отразилась на расформированной госструктуре.

«Были сотрудники, которые решили уволиться по собственному желанию, — они решили, что не пойдут работать в МВД, кто-то из них решил уйти на пенсию. Были люди, которые решили «перевестись» и они это сделали — это порядка 16 тысяч человек, но им не засчитали определенную выслугу лет, и определенные выплаты не сделали. Руководство МВД запрещает таким людям идти в суд под страхом увольнения. И есть третья группа лиц, в которую вхожу я – полковник Калинин – это люди, которые написали рапорты, согласно Указу Президента РФ, и которых в МВД не взяли», — рассказал в интервью нашему изданию Максим Анатольевич.

Доклад, составленный группой бывших сотрудников ФСКН содержит 14 страниц. Его составил, по словам Калинина, «костяк» — это 4 человека, работавших в руководстве ФСКН.

В разделе «Обеспечен контроль над оперативной обстановкой» приводится интересное наблюдение:

«15 февраля 2017 года на заседании Государственного антинаркотического комитета подвели некоторые итоги транзита полномочий по борьбе с наркопреступностью. По возбужденным уголовным делам из незаконного оборота изъята 21 тонна различных наркотических веществ. Цифры впечатляют, но все познается в сравнении. В 2015 году, например, правоохранительными органами изъято 34 тонны наркотических средств и психотропных веществ».

Авторы доклада признают, что сравнивать результаты работы правоохранительных органов в переходный год не совсем корректно. Однако озабоченность и тревога уже озвучивается органами прокуратуры и региональными властями.

Прокурор Подмосковья Алексей Захаров на заседании коллегии заявил: «ликвидация ФСКН стала причиной снижения в Подмосковье по итогам 2016 года раскрытых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, на 24 %.

В Томской области на заседании региональной антинаркотической комиссии представитель полицейского управления по контролю за оборотом наркотиков заявила, что «информированность томских подростков о незаконности употребления наркотиков снизилась после ликвидации федеральной службы наркоконтроля».

Весьма болезненно оказавшиеся «не у дел» бывшие сотрудники ФСКН восприняли заявление Станислава Ларина, — замначальника отдела межведомственного взаимодействия Управления по контролю за оборотом наркотиков новосибирской полиции: «При упразднении ФСКН в МВД не перешли только БОЛЬНЫЕ И ПОЖИЛЫЕ». Многие восприняли это, как официальную позицию МВД.

На форуме экс-наркополицейских можно прочитать:

«# Алекс 15.03.2017 09:47 …16 тысяч сотрудников ФСКН выкинули из 37 тысяч. Кому повезло мог уйти на пенсию, а у кого пенсия далеко, судятся уже девять месяцев и еще это будет продолжаться полгода приблизительно! МВД все врет от начала до конца!»,

«# Владимир 15.03.2017 16:58 п-к Ларин, несет такую бредятину, что уму непостижимо, врет все, и на 100%, ФСКН из судов не вылезает, выкинули как бобиков, и это называется сократили, (ликвидировали), да людей ликвидировали, а семьи остались без финансовой поддержки, а у многих были и обязательства, и финансовые кредиты, Ларина — это не волнует. для государства люди —это так себе НИЧТО. »,

«# Ольга 16.03.2017 04:04 Почти 13 лет проработала в ФСКН. 4 года до пенсии не хватило. Вот теперь ищу правды во всех инстанциях».

Суть проблемы бывших сотрудников ФСКН состоит в том, что Указ Президента был не должным образом исполнен.

Так, например, подпункт «б» пункта 4 Указа Президента РФ № 156 гласит, что «сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации». То есть сотрудники ФСКН в приоритетном порядке должны были приниматься в аналогичные подразделения МВД. Однако, перевестись удалось далеко не всем из тех, кто в установленном порядке изъявил на это желание.

Только около половины сотрудников ФСКН (около 16 тысяч человек) в порядке перевода поступили на службу в органы внутренних дел. Но, по словам авторов независимого доклада, — «Даже те, кто был переведен в МВД, за период вынужденного простоя с июня 2016 г. не получали никаких компенсаций. Более 90% перешедших на службу в МВД сотрудников ФСКН находились до двух месяцев без денежного довольствия».

МВД, по сути, отказывается признавать себя правопреемником ФСКН. Суды же, за редким исключением, принимают сторону МВД. Бывшие наркополицейские сталкиваются в ходе судебных разбирательств с тем, что представители МВД ссылаются на «наличии в отношении сотрудников ФСКН «компрометирующих материалов» или несоответствии сотрудников «морально-деловым качествам».

В независимом докладе бывших сотрудников ФСКН приводятся примеры конкретных людей и конкретных жизненных трагедий:

— «Красноярский край. Капитан, который на момент увольнения через месяц должен был стать майором. За несколько месяцев до упразднения провел задержание двух организованных преступных групп с изъятием наркотиков общим весом 27 кг. МВД, якобы потеряло рапорт с изъявленным желанием на перевод, затем ему пришлось пройти не предусмотренное Указом Президента № 156 и ФЗ-305 обследование на полиграфе, сдать справку о доходах и пройти собеседования с начальниками — на нижестоящую должность. Но в результате — отказ в переводе. Суды первой и второй инстанций на стороне МВД.

— Новосибирская область (в «черных списках» — 25 человек). Девушка — оперативный сотрудник, с многолетним опытом работы в МВД и ФСКН. Никаких нареканий на службе. Не сложились отношения с сотрудниками местного ОСБ Управления ФСКН, в результате попала в список «не рекомендованных». На суде доказательств предъявлено не было. Но суды первой и второй инстанций – на стороне МВД. Судебный процесс на стадии рассмотрения в Верховном суде РФ.

— Республика Башкортостан (в списках «не рекомендованных» — около 30 человек). Подполковник полиции, кандидат наук. Более 10 лет в наркоконтроле, в том числе на руководящих должностях. В личном деле – только поощрения. 31.05.2016 г. уволен из органов наркоконтроля на основании подпункта 7 (в связи с переводом в другой государственный орган) без выплаты выходного пособия. Перевод не состоялся. В письменном отказе никаких обоснований указано не было. Только на суде было заявлено о том, что «не рекомендован». Доказательств и фактов – никаких судье предъявлено не было. Однако, при выраженном мнении представителя прокуратуры о необоснованности и незаконности отказа, судьи первой и второй инстанции поддерживают позицию МВД. В результате ни за что, ни про что воспитывающий троих детей подполковник полиции с безупречной репутацией остался без работы, без выходного пособия и под угрозой выселения из единственного места проживания – служебной квартиры, предоставленной наркоконтролем. Подана кассационная жалоба.

— Санкт-Петербург (16 исков о выплате содержания за простой, отказано в переводе 40 сотрудникам. Из 60 сотрудников следствия прошли только 20). Подполковник полиции, начальник отдела следствия, оставалось 4 месяца до пенсии, с ребенком в возрасте до 3 лет, была в декрете. Уволена в связи с переводом, не принята в МВД по надуманным основаниям («не рекомендована»). Идет судебный процесс.

— Ставропольский край. Старший оперуполномоченный, в ФСКН с 2009 г. Ветеран боевых действий. Ни одного взыскания, в личном деле одни благодарности. МВД отказало в переводе по надуманному предлогу — несоответствие «морально-деловым качествам». Уволен из ФСКН «в связи с переводом». В итоге нет ни работы, ни выплаты выходного пособия. На иждивении малолетний ребенок. Идет судебный процесс в первой инстанции.

— Ставропольский край. Подполковник полиции, 8 лет службы в МВД, 7 лет – в ФСКН, в том числе на руководящих должностях. За 15 лет службы ни одного взыскания в личном деле, только награды и поощрения. В 2015 г. – победитель первенства «Динамо» среди силовых структур. Женат, отец троих детей оказался «не рекомендован в связи с несоответствием морально-деловым качествам». В суде подтверждающих материалов МВД так и не предоставило. Дело рассматривается в первой инстанции.

— Хабаровский край. Подполковник полиции, старший оперуполномоченный по ОВД. Из 19 лет безупречной службы – 18 лет в оперативных подразделениях МВД и ФСКН России. Ветеран боевых действий. Вопреки поданном им заявлению (и фактическому отсутствию каких-либо компрометирующих материалов), так и не был повторно принят на службу в УМВД России по Хабаровскому краю. Официальный отказ на его заявление о приеме на службу был вручен в октябре 2016 года. Решением суда восстановлен в органах наркоконтроля с 1 июня и, с 6 октября 2016 г. повторно уволен ликвидационной комиссией «в связи с оргштатными мероприятиями», вопреки его воле (без соответствующего заявления с его стороны – в нарушение порядка, установленного ч. 5 ст. 33 закона № 305-ФЗ). Суд апелляционной инстанции отменил решение нижестоящего суда о восстановлении на службе в наркоконтроле. Трудовая книжка, вопреки законному порядку, здравому смыслу и неоднократно заявленным с июня 2016 года в различные инстанции письменным требованиям, была возвращена сотруднику только в конце ноября 2016 года (спустя 182 дня). В настоящее время им подана кассационная жалоба на апелляционное определение. »

По данным авторов доклада таких историй – сотни!

Юридические «казусы» расформирования ФСКН полковник Калинин описал в своем обращении в Конституционный суд Российской Федерации.

Максим Калинин обращался с просьбой о помощи также и к депутатам Госдумы, в частности, к Ирине Яровой — члену Генерального совета партии «Единая Россия».

Яровая прислала полковнику полиции в отставке вот такой ответ:

«Она сделала запрос в МВД, откуда я получил отписку в трех строках. А еще перенаправила мое письмо в комитет по безопасности и противодействию коррупции, в котором работает наш бывший коллега — Николай Иванович Рыжак. Он в свое время возглавлял департамент кадрового обеспечения органов ФСКН. Так что все в курсе ситуации – депутаты, Совет Федерации, правительство, администрация президента. По моему мнению, МВД ненадлежащим образом исполнило Указ президента, но для того, чтобы спросить с кого-то, нужно спросить с министра. Спрашивать с Колокольцева по каким-то причинам считают нецелесообразным, поэтому этот процесс просто пытаются «замылить», и убедить сотрудников наркоконтроля написать заявления по собственному желанию», — говорит Максим Калинин.

Полковник Калинин написал два письма Владимиру Путину.

В одном из писем Путину Калинин указывает на то, что должностными лицами Администрации Президента РФ был подготовлен Указ о ликвидации ФСКН, который противоречит действующему трудовому законодательству РФ:

«Так, п. 5 Указа, предписывающий завершить проведение организационно-штатных мероприятий до 01.06.2016, вступает в противоречие с требованиями ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации (далее-ТК), предписывающей предупреждать работников ликвидируемой организации не менее, чем за два месяца до увольнения. Указанное обстоятельство свидетельствует о низком профессиональном уровне сотрудников Администрации, осуществивших подготовку проекта Указа».

Полковник полиции в отставке в своем письме «доложил» и о том, что Указ о ликвидации ФСКН, подготовленный должностными лицами Администрации Президента противоречит 37 ст. Конституции. Кроме этого, Максим Калинин сообщил о нарушениях, совершенных при его увольнении должностными лицами ФСКН и о «о низком профессиональном уровне сотрудников Администрации и МВД России».

В конце своего второго письма Калинин просит Президента: «В ответе прошу указать должность, фамилию, имя и отчество представителей органов государственной власти, ответственных за сложившуюся ситуацию, а также вид ответственности, к которой они привлечены (уголовная, административная, дисциплинарная и т.п.).

В докладе же бывших сотрудников ФСКН содержится 10 конкретных «выводов и предложений» для целого ряда властных структур, которые смогут понизить социальное напряжение в обществе.

Заканчивается доклад трогательным «постскриптумом»:

«Еще раз подчеркиваем, что в данном докладе мы ставили своей целью не желчно раскритиковать результаты проведенной реформы, а обратить внимание общественности и органов всех ветвей власти Российской Федерации на критическую ситуацию, сложившуюся с тысячами сотрудников упраздненной службы. Многие из них до сих пор искренне желают добиться справедливости и продолжить службу в органах внутренних дел на благо Отечества».

А еще финальную часть доклада сопровождает фотография «надгробного камня» ФСКН, на которой указаны «даты жизни» этой службы: 11.03.2003 – 5.04.2016, и надпись: «помним… скорбим… обидно. ».

ФСКН- взгляд генерал-лейтенанта полиции на ситуацию

Из статьи в газете ВЕРСИЯ № 14 от 11.04.2016г.

Министерство нераскрытых дел

Слияние ФСКН и ФМС с Министерством внутренних дел стало одной из самых обсуждаемых тем минувшей недели. За кадром реформ остались, к сожалению, тревожные цифры низкой раскрываемости преступлений. В марте 2014 года Владимир Путин констатировал, что раскрываемость преступлений равна 44%, и был крайне недоволен этим показателем. Сейчас цифры уже никто не называет. Известно лишь, что в 2015 году в России каждое второе преступление оставалось нераскрытым. При этом практически отсутствует статистика о количестве людей, пропавших без вести, часть из которых может находиться в числе убитых. Нет информации по количеству найденных тел со следами насильственной смерти, которые остались неопознанными. Ещё несколько лет назад все эти данные можно было найти в открытом доступе без труда. Время идёт, МВД меняется, становясь всё более закрытым…

Сами сотрудники правоохранительных органов не скрывают: уголовные дела сегодня возбуждают с неохотой, чтобы не портить отчётность. Некоторые мрачно шутят: «Министерство внутренних дел превратилось в Министерство положительной статистики». За рубежом, как известно, всё иначе. Там по любому обращению правоохранительные органы сразу возбуждают дело. Если информация не подтверждается, его просто закрывают. У нас же сначала будут долго собирать доказательную базу, писать километровые протоколы, чтобы потом отказать в возбуждении дела.

Непрофессиональная пригодность

Эксперты связывают негативные перемены в работе правоохранительных органов с реформой МВД 2011 года, когда вступил в силу закон «О полиции». Именно после этого начали появляться данные о резком снижении раскрываемости преступлений. Следствием этой реформы стало сокращение оперативников, которые непосредственно раскрывали преступления. Нельзя забывать, что у каждого оперативного сотрудника были своя агентурная база, информаторы, наработки – всё это разом было разрушено. В результате уже по итогам 2011 года раскрываемость преступлений снизилась на 6%.

Олег Хатюшенко, ветеран УБОП, полковник полиции в отставке, считает: «Реформы последних лет сказались на системе внутренних дел болезненно. Тысячи профессионалов высокой милицейской пробы попали под сокращение. В результате мы получили рост криминала в геометрической прогрессии. Преемственность поколений в органах внутренних дел прекратилась, в профильных вузах преподают люди, не имеющие опыта, офицерских должностей сейчас в вузах МВД практически нет.

Оперативников по учебникам учат, а не на личном опыте. Независимые, профессиональные сотрудники оказались на улице. Отсюда и развал, который подтверждается падением показателей раскрываемости преступлений».

Особую роль в деградации ведомства сыграла, по мнению многих, клановость нынешней системы МВД, которой не было при СССР и даже в 90-е. Вот что рассказывает генерал-лейтенант полиции

Александр Михайлов: «Пришёл недавно в одно районное УВД, а там все друг с другом не по-русски разговаривают. Почему? Да очень просто. Приезжает руководитель из региона, увольняет неугодных, а на их место ставит своих земляков». Именно так оказываются на руководящих должностях послушные непрофессионалы. Недостаток квалифицированных следователей, которые могли бы расследовать сложные дела, сегодня главная, на мой взгляд, проблема МВД. Например, дела об интернет-мошенничестве и неправомерном доступе к компьютерной информации расследовать попросту не умеют. Потому что нет специалистов, которые могли бы работать с такими случаями: для этого нужна особая квалификация. Сотрудников таких готовить необходимо, потребность в них растёт с каждым годом. Сегодня нет, к сожалению, и методики расследования подобных преступлений. Мы отговариваемся тем, что у правоохранительных органов законов не хватает, нормативная база совершенствуется, реформы идут. Этим самым мы вооружаем преступников. Хватит отговариваться, работать надо, а за нежелание работать – наказывать по всей строгости.

«Статистика должна быть только хорошей!»

Многие связывают надежды на возрождение МВД с присоединением к этому ведомству ФСКН и Федеральной миграционной службы. Однако на самом деле речь, по всей видимости, идёт о фактическом провале деятельности последних двух структур. Так, ФСКН за последнее время потрясли несколько коррупционных скандалов. В 2013 году Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту обнаружения у сотрудников столичного управления ФСКН марихуаны и кокаина – наркополицейских обнаружили в служебной машине в бессознательном состоянии в результате передозировки. В автомобиле нашли марихуану и кокаин. А чего стоит появление в продаже у уличных торговцев секретной базы ФСКН? В результате оказались раскрыты имена многих осведомителей, адреса наркопритонов, фамилии и фото наркоманов, личные данные осведомителей, а также обычных граждан, позвонивших на телефон доверия ФСКН… Также стало известно о том, что материалы на бывшего заместителя руководителя ФСКН Николая Аулова переданы Интерполу. Процедура по организации международного розыска уже начата. До этого судья Центрального следственного суда № 5 Испании счёл, что Аулов имел отношение к деятельности преступного сообщества. Как такой человек мог стать одним из руководителей ФСКН? Как сообщил генерал Александр Михайлов, в системе МВД Николай Аулов получил полное служебное несоответствие. Однако после этого буквально через месяц он занял должность заместителя начальника ФСКН.

«Не удивлюсь, если сейчас будут возбуждены уголовные дела в отношении руководителей региональных управлений ФСКН, – говорит Александр Михайлов. – Известно, что у бывшего главы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков четыре заместителя входили в десятку самых богатых силовиков. Разумеется, бизнес там был записан на жён, но неизбежно возникают вопросы к этим людям. Что касается самого руководителя этого ведомства, г-на Иванова, то главным в его деятельности были зарубежные поездки. Иванов в Москве бывал реже, чем за границей. При этом работой территориальных органов вообще никто не занимался, в регионы почти никто не выезжал, руководили из Москвы. И в итоге сам руководитель ФСКН рапортует, что число наркозависимых в стране увеличилось и достигло 7 миллионов. Это как?!»

Печальный итог деятельности ФСКН за последние пять лет таков: число наркозависимых в России возросло на 3,5 млн человек, число изъятий наркотиков резко сократилось. В январе этого года Иванов на встрече с президентом рапортовал об изъятии 29 тонн наркотических веществ как о каком-то невероятном достижении. Известно, что до его прихода ежегодно изымалось из оборота до 139 тонн наркотиков.

О какой эффективной деятельности тут может идти речь? «Решение о передаче ФСКН в ведение МВД с соответствующим сокращением управленческого аппарата ведомства я считаю абсолютно логичным. Прежде всего потому, что у МВД больше возможностей в оперативно-разыскной деятельности. К тому же борьбой с употреблением и распространением наркотиков там и так занимаются ежедневно от участковых и патрульно-постовой службы до инспекторов по делам несовершеннолетних», – считает Александр Михайлов. У ФМС проблем в последнее время тоже хватало. Во-первых, это ведомство не обладало правом оперативно-разыскной деятельности. В результате при каждом рейде на нелегальных мигрантов, количество которых в последнее время растёт, там вынуждены были обращаться за помощью в МВД. Собственных ресурсов у этого ведомства явно не хватало, особенно учитывая террористическую угрозу. Штат в этой структуре периодически сокращался, а работы прибавлялось. Полковник полиции в отставке Олег Хатюшенко отмечает: «Если штат ФМС ещё больше сократить, очереди на получение документов вырастут. Люди и так ждут регистрацию по три месяца. Ситуация в этой структуре плачевная: людей лишили офицерских званий, зарплаты сократили. Естественно, есть опасение, что при окладе в 25 тыс. рублей человек будет стремиться получить «улыбку в конверте». Да и о каком качестве работы можно говорить при такой зарплате? В итоге имеем соответствующий результат. Недавно узнал о парадоксальной ситуации: люди, находящиеся в розыске, были зарегистрированы в Воронеже на улице, которой не существует, в доме, которого нет. Как такое могло произойти при тотальной компьютеризации и созданных базах данных? Моё мнение – без серьёзных изменений эта структура эффективно работать не сможет». Скорее всего очередная реформа в системе МВД обернётся, как обычно, сокращениями, разоблачениями и громкими отчётами. Закончится всё тоже как обычно: полицейское начальство снова начнёт требовать положительную статистику по раскрытию преступлений. Добиваться этого скорее всего начнут, как водится, любой ценой: фальсификациями, приписками, отказом регистрировать заявления, возбуждать дела. В результате Министерство внутренних дел снова окажется в стороне от дел уголовных.

Еще по теме:

  • Военный комиссариат ульяновской области по ульяновскому району Военный комиссариат ульяновской области по ульяновскому району Военкоматы в Ульяновске.1.ВОЕННЫЙ КОМИСCАРИАТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО И ЛЕНИНСКОГО РАЙОНОВ Г.УЛЬЯНОВСКА Адрес: 432012, Ульяновск, 2-й Винновский пер. 1 Тел.: (8422) 359 413 2.ВОЕННЫЙ […]
  • Воинская часть в кирове 7487 Войсковая Часть 7487 информация актуальна на 09.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Учредители Госзакупки Арбитраж Проверки Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ […]
  • Постановка на воинский учет в 45 лет До какого возраста мужчины состоят на воинском учете? Военнообязанный запаса (гражданин, пребывающий в запасе) — гражданин Российской Федерации — России, мужского или женского пола, состоящий или обязанный состоять на воинском учёте и […]
  • Стороны и формы договора мены Договор мены Договор мены По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой (п. 1 ст. 567 ГК РФ). Стороны именуются продавцом и покупателем. Каждая из сторон признается […]
  • Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве презентация Урок "Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве" Цель урока: дать представления учащимся о формах защиты гражданских прав. Задачи урока: раскрыть понятия формы и способ защиты гражданских прав; выделить признаки […]
  • Алименты в пользу совершеннолетнего ребенка Алименты в пользу совершеннолетнего ребенка Статья 85 СК РФ. Право на алименты нетрудоспособных совершеннолетних детей 1. Родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. 2. При отсутствии […]