§ 2. Понятие, система и задачи арбитражных судов в рф

В Российской Федерации законом предусмотрены различные формы защиты права. Защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или третейские суды (п. 1 ст. 11 ГК РФ).

Согласно ст. 1 АПК РФ правосудие в Российской Федерации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами, образованными в соответствии с Конституцией РФ. Статья 118 Конституции указывает, что правосудие осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В ст. 127 Конституции Российской Федерации закреплено, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В ст. 3 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» закреплена система арбитражных судов в Российской Федерации, которую составляют: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражные суды субъектов Федерации).

Прототипом арбитражных судов современной Российской Федерации являлись существовавшие до Октябрьской революции 1917 г. коммерческие (торговые) суды в ряде городов России. Имеются по крайней мере две точки зрения относительно появления коммерческих, или торговых, судов в России. Одни авторы полагают, что первый коммерческий суд был создан в Одессе в 1808 г., другие отодвигают эту границу к первым векам существования нашего государства. Кроме Одессы, коммерческие суды были учреждены в городах Москве, С.-Петербурге, Таганроге, Феодосии, Керчи, Архангельске, Кишиневе, Варшаве. Эти суды были упразднены (за некоторым исключением) еще до Октябрьской революции 1917 г., а дела, отнесенные к их ведению, переданы к производству судов общей юрисдикции.

К подсудности коммерческих судов относились три категории дел, а именно: 1) торговые дела; 2) вексельные дела и 3) дела о торговой несостоятельности.

В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Возникающие разногласия между предприятиями и организациями разрешались в административном порядке вышестоящими органами управления.

Однако с развитием хозяйственных отношений возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. С этой целью в 1922 г. в Российской Федерации были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях (ЭКО СО), а затем арбитражными комиссиями при совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.

Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформлением хозяйственных связей на договорной основе. Постановлениями ВЦИК и СНК СССР, принятыми в марте 1931 г., все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг заключением договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.

В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета. С момента образования арбитраж существовал в двух видах: государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного административного подчинения, в ведомственном — подчинения одному ведомству (министерству, комитету).

В течение шестидесятилетней истории существования государственного арбитража (с мая 1931 по октябрь 1991 г.) неоднократно предпринимались попытки модернизации его устройства и деятельности, приспособления к изменяющимся экономическим условиям, повышения его роли в народном хозяйстве. На арбитраж возлагались все новые задачи. В 1960 г. Совет Министров СССР отменил Положение о Государственном арбитраже 1931 г. и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

В августе 1970 г. Совет Министров СССР принял Постановление «О повышении роли органов Государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве», согласно которому арбитраж должен был содействовать повышению эффективности общественного производства, рационализации хозяйственных связей, укреплению хозяйственного расчета, усилению роли договора в хозяйственных отношениях.

До 1974 г. нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах, т.е. система была несоподчиненной.

17 января 1974 г. Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган и было утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем после Конституции СССР 1977 г. Арбитраж признавался органом государства, статус которого определялся Конституцией СССР.

Система арбитражей упразднена с 1 октября 1991 г. В п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР «О введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» записано: «Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях»

Арбитраж в СССР и РСФСР имел смешанную правовую природу, осуществлял одновременно и судебные, и управленческие (административные) функции. Арбитражные суды Российской Федерации заменили государственный и ведомственный арбитраж. Поскольку доминирующее положение в экономической сфере занимала государственная собственность, то и формой разрешения споров был государственный, в том числе ведомственный, арбитраж.

Точкой отсчета процесса постепенной замены арбитражей судами является Закон «Об арбитражном суде», введенный в действие с 1 октября 1991 г.

Понятие «государственный арбитраж», применявшееся в российской юриспруденции длительное время, не соответствует принятому в иных странах понятию «арбитраж». Под «арбитражем» в практике различных государств понимается разрешение споров третейскими судами, которым стороны по соглашению передают право разрешения конфликта и принимают обязательства добровольно подчиниться решению арбитров.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти, судьи в деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны. В целях укрепления гарантий независимости судей в Конституции РФ провозглашается их несменяемость и неприкосновенность.

Задачи арбитражных судов определяются целями судебной деятельности, в целом их можно разделить на две группы:

а) свойственные всем арбитражным судам;

б) возложенные только на Высший Арбитражный Суд РФ.

Статья 2 АПК РФ определяет общие задачи судопроизводства в арбитражных судах:

1) Защита нарушенных или оспоренных прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

2) Обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской деятельности;

3) Справедливое публичное судебное разбирательство в установленный закон срок независимым и беспристрастным судом;

4) Укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности;

5) Формирование уважительного отношения к закону и суду;

6) Содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

На Высший Арбитражный Суд РФ также возложены задачи:

— изучать и обобщать практику применения законодательства арбитражными судами;

— давать разъяснения по вопросам судебной практики;

— подготавливать предложения по совершенствованию законодательства при реализации права законодательной инициативы;

— вести судебную статистику и контролировать ее ведение в нижестоящих судах, осуществлять меры по обеспечению деятельности арбитражных судов в целом (в том числе, в вопросах материально-технического, кадрового обеспечения и др.).

Основная задача судопроизводства в арбитражных судах — это защита нарушенных или оспариваемых прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которая реализуется в судебном решении.

Функции арбитражных судов следующие:

а) разрешение споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т.е. осуществление экономического правосудия;

б) предупреждение нарушений законодательства в экономической сфере;

в) сохранение правопорядка и обеспечение правовой стабильности.

Кроме общих функций Высший Арбитражный Суд РФ в лице своего высшего судебного органа — Пленума дает разъяснения арбитражным судам по вопросам применения законодательства в экономической сфере в целях его единообразного и правильного применения.

Защита гражданских прав в Российской Федерации осуществляется в установленном порядке судами общей юрисдикции, арбитражными, третейскими судами, профсоюзными и иными общественными организациями, административными органами.

Порядок производства по гражданским делам во всех судах общей юрисдикции Российской Федерации определяется ГПК РФ, а порядок рассмотрения экономических споров — АПК РФ. Под экономическими делами понимаются не только гражданские, но и отнесенные к ведению арбитражного суда земельные, административные и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Система арбитражных судов. Арбитражные суды в Российской Федерации составляют единую систему федеральных судов, определяемую ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (абз. 4 ч. 3 ст. 4) и ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Согласно этому Закону в России действует Высший Арбитражный Суд РФ, 10 федеральных арбитражных судов округов (суды кассационной инстанции), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд РФ является судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 9 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

Он выступает в качестве вышестоящей судебной инстанции по отношению к федеральным арбитражным судам округов (арбитражных кассационных судов), арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд) в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

Арбитражный апелляционный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Под устройством любого арбитражного суда понимается его внутренняя структура. Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе:

Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;

Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 11 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

В составе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, разработки предложений по совершенствованию законодательства, выполнению иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Аппарат арбитражного суда организует прием лиц, участвующих в деле, принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов и арбитражных штрафов, подлежащих внесению на депозитный счет суда; содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях (ст. 45 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов Российской Федерации и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, органами судейского сообщества регулируются Регламентом арбитражных судов Российской Федерации. Он в новой редакции принят Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 30 декабря 2002 г. и введен в действие с 1 января 2003 г.

Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам смотри вопрос «Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам».

55. Арбитражные суды рф. Их система, задачи и полномочия. Высший Арбитражный Суд рф.

Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона «Об арбитражных

судах в РФ» систему арбитражных судов в РФ составляют:

1) Высший Арбитражный Суд РФ;

2) федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

3) арбитражные апелляционные суды;

4) арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях,

городах федерального значения, автономной области, автономных округах

(арбитражные суды субъектов РФ).

Первым звеном системы арбитражных судов являются арбитражные суды

первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального

значения, автономной области, автономных округах. Федеральный

конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» именует их арбитражными судами субъектов РФ.

Арбитражные суды субъектов РФ создаются и действуют по территориальному принципу — в одном субъекте РФ действует один арбитражный суд. Тем не менее, Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» допускает, что на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд и, наоборот, на территории одного субъекта может действовать несколько арбитражных судов.

Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают по первой инстанции все

арбитражные дела, подведомственные арбитражным судам (кроме дел,

подсудных Высшему Арбитражному Суду РФ), а также пересматривают по вновь

открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу

В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум и могут быть

образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из

гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих

из административных правоотношений. По решению Пленума Высшего

Арбитражного Суда РФ в составе арбитражного суда субъекта РФ могут быть

образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел,

а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места

постоянного пребывания арбитражного суда субъекта РФ.

2.Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по

разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными

судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения

по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает

дела в качестве суда первой и надзорной инстанциях и по вновь открывшимся

Высший Арбитражный Суд РФ:

1) рассматривает в качестве суда первой инстанции:

— дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ,

Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих

права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной

экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их

рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

— дела о признании недействительными (полностью или частично)

ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной

Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих

закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

— экономические споры между РФ и ее субъектами, между субъектами РФ;

2) рассматривает дела в порядке надзора по заявлениям участников

процесса и по представлению прокурора на вступившие в законную силу

судебные акты арбитражных судов РФ;

3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и

вступившие в законную силу судебные акты;

4) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами

законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и

иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной

5) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных

нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере

предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в

7) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности

арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному,

материально-техническому и иным видам обеспечения;

8) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из

международных договоров РФ;

9) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий

10) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией

РФ и федеральными конституционными законами.

Арбитражный суд Новосибирской области

05.10.2018 судьи Арбитражного суда Новосибирской области приняли участие в совещании, проводимом Арбитражным судом Западно-Сибирского округа

05 октября 2018 года Арбитражный суд Западно-Сибирского округа провел совещание в режиме видеоконференцсвязи с участием судов, входящих в Западно-Сибирский судебный округ

Арбитражный суд Новосибирской области объявляет конкурс на формирование кадрового резерва

Срок приема документов – с 9 по 29 октября 2018 года включительно

Встреча с заместителем Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Слотюком Алексеем Анатольевичем

20.09.2018 заместитель Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Слотюк Алексей Анатольевич встретился с коллективом Арбитражного суда Новосибирской области

Арбитражные суды (понятие, компетенция)

Арбитражные суды

Арбитражные суды (понятие, компетенция)

Арбитражные суды в РФ являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ. Арбитражные суды в РФ осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел.

Основными задачами арбитражных судов в РФ при рассмотрении подведомственных им споров являются:

  • Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в РФ строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов Федерального значения, автономной области и автономных округов.
На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.
Арбитражные суды в Российской Федерации создаются федеральным законом.

Арбитражные суды РФ

Казанский Государственный Университет

Арбитражные суды РФ.

Выполнил студент 2 курса

юридического факультета КГУ

Арбитражные суды РФ.

1. Понятие и система арбитражных судов в РФ______ 3

2. Полномочия арбитражных судов субъектов РФ ___ 5

3. Состав и полномочия федеральных арбитражных
судов округов________________________________ 7

4. Иные арбитражные органы____________________ 10

Список использованной литературы ______________ 20

Арбитражные суды РФ.

Из многогранности и сложности современных хозяйственно-экономических отношений следует насущная потребность в четкой и ясной правовой базе, на основе которой было бы возможно полно и всесторонне разрешать споры и восстанавливать нарушенные экономические права. АПК — наиболее важная процессуально-правовая база в данной области, именно на его основе разрешаются экономические споры.

В отличие от судов общей юрисдикции и третейских судов, арбитражный суд РФ осуществляет судебную власть при разрешении споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, вытекающих из гражданских правоотношений (имеются в виду экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления. Арбитражные суды разрешают споры, если:

они вытекают из отношений учреждений, предприятий и организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

они вытекают из отношений предприятий организаций учреждений и граждан с государственными органами.

Такова вкратце суть арбитражного судопроизводства в нашей стране.

Арбитражные суды, действующие в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. С 1 октября 1991 года на территории РСФСР были упразднены арбитражи и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях.

В соответствии с Законом о судебной системе и Законом об арбитражных судах — ст.1 – Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Из этого следует:

Арбитражные суды являются особой ветвью (подсистемой) федеральных судов, входящих в российскую судебную систему.

Арбитражные суды, в силу подведомственности дел, непосредственно не связаны с другими ветвями судебной системы – судами общей юрисдикции и Конституционным судом РФ.

В соответствии со ст.3 — Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов;

арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов или арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Какие же задачи выполняют арбитражные суды. По
ст. 5 – основными задачами арбитражных судов в РФ при рассмотрении подведомственных им спорам являются:

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее — организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды осуществляют свою деятельность, основываясь на таких принципах (по ст. 6), как законность, независимость судей арбитражного суда, равенство перед законом и судом, состязательность и равноправие сторон, гласность разбирательства дел, непосредственность и непрерывность судебного разбирательства.

За защитой своих нарушенных прав или оспариваемых законных интересов в арбитражные суды вправе обращаться организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Они могут прибегать к помощи арбитражных судов для разрешения споров между собой, а также с государственными и иными органами. Когда в спорах участвуют иностранные предприятия, предприятия с иностранным участием или иностранные граждане, спор может быть передан на разрешение арбитражных судов при наличии соглашения сторон либо если это специально предусмотрено законодательным актом.

В случаях, установленных законодательными актами Российской Федерации, право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов имеют прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, а также организации, не являющиеся юридическими лицами.

В большинстве случаев до передачи спора на разрешение арбитражного суда стороны должны принять все меры по его непосредственному урегулированию в установленном порядке.

Разрешая дела, арбитражные суды руководствуются Конституцией РФ, федеральным законодательством, законодательством субъектов федерации. В соответствии с законом или договором арбитражные суды могут применять нормы иностранного и международного права.

Решение, постановление, определение арбитражного суда, вступившие в законную силу, подлежат обязательному исполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами.

Полномочия арбитражных судов субъектов РФ.

Арбитражные суды субъектов Федерации принадлежат к низшему звену системы. Как отмечалось, в субъектах Федерации созданы и действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. При этом на территории нескольких субъектов Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Одновременно судебную власть на территории одного субъекта Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов; однако на практике пока этого нет.

Законом установлены следующие полномочия арбитражного суда субъектов Федерации (гл. IV, ст.36). Он:

рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в России, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции;

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

обращается в Конституционный Суд России с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

изучает и обобщает судебную практику;

подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

анализирует судебную статистику.

Структурно арбитражный суд состоит из президиума и двух судебных коллегий — по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. При этом следует отметить, что из-за ограниченной численности судей в ряде малозагруженных арбитражных судов субъектов Федерации не всегда есть смысл создавать полнокровные судебные коллегии, а иногда это просто невозможно.

Президиум арбитражного суда субъекта Федерации, действующий в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов и тех судей, которых в этой роли утвердил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов суда; рассматривает вопросы судебной практики и другие вопросы организации работы суда.

Судебные коллегии арбитражного суда субъекта Федерации, возглавляемые председателями коллегий — заместителями председателя суда, рассматривают в первой и апелляционной инстанциях все дела, подведомственные арбитражным судам в России, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику и т.д. В арбитражном суде субъекта Федерации создаются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию, а в тех судах, где коллегий нет, из суда этого суда.

Закон предоставил широкие полномочия и председателю арбитражного суда субъекта Федерации, являющегося, как и председатели судов обоих высших звеньев системы, и судьей и самостоятельной процессуальной «фигурой», осуществляющей процессуальные полномочия, установленные Арбитражным Процессуальным кодексом Российской Федерации. А как руководитель суда, он: 1) организует деятельность суда;
2) распределяет обязанности между своими заместителями;
3) формирует судебные составы; 4) созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные к ведению президиума; 5) осуществляет общее руководство аппаратом суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда; 6) представляет суд в отношениях с государственными общественными и иными органами и т.д.

Законом также предусмотрено, что председатель арбитражного суда субъекта Федерации вправе принимать участие в заседаниях органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации. Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время — с 1 июля 1995 года — в одном арбитражном суде любого субъекта Федерации действуют как бы два самостоятельных в процессуальном отношении суда — первой и апелляционной инстанции, в то время как до этого Высшие арбитражные суды республик в составе России могли рассматривать дела в порядке надзора. Сегодня же все без исключения арбитражные суды любого субъекта Федерации по своим полномочиям, кругу и характеру рассматриваемых дел и т.д. равны между собой.

Состав и полномочия федеральных арбитражных судов округов.

Вместо двухзвенной системы арбитражных судов создана трехзвенная система. Промежуточным звеном между Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и арбитражными судами субъектов Российской Федерации созданы десять федеральных арбитражных судов округов в качестве кассационных инстанций. Образованы следующие округа (гл. III, ст. 24, п.2):

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Владимирской области, Ивановской области, Кировской области, Республики Коми, Костромской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Нижегородской области, Чувашской республики – Чаваш Республики, Ярославской области;

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Бурятия, Иркутской области, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Республики Хакасия, Читинской области;

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Амурской области, Еврейской автономной области, Камчатской области, Магаданской области, Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа;

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа;

Федеральный арбитражный суд Московского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами города Москвы и Московской области;

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Астраханской области, Волгоградской области, Пензенской области, Самарской области, Саратовской области , Республики Татарстан, Ульяновской области;

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области, Республики Калерия, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Тверской области;

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Адыгея, Республики Дагестан, Ингушской Республики, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарского края, Ростовской области, Республики Северная Осетия, Ставропольского края;

Федеральный арбитражный суд Уральского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Коми-Пермяцкого автономного округа, Курганской области, оренбургской области, Пермской области, Свердловской области, Удмуртской республики, Челябинской области;

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Курганской области, Липецкой области, Орловской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тульской области.

К полномочиям арбитражного суда федерального округа относятся (гл.III, ст. 26):

проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях;

пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов;

обращение в Конституционный суд России с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

изучение и обобщение судебной практики;

подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

анализ судебной статистики.

При рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, т.е. проверка идет по вопросу права, а не факта. В этой связи не допускается ссылка в кассационной жалобе на недоказанность обстоятельств дела или постановлении суда выводов о фактических взаимоотношениях лиц, участвующих в деле, обстоятельствам дела. Тем самым восстанавливается традиционный облик кассационного производства, существующего в большинстве правовых систем.

Структурно арбитражный суд федерального округа состоит и действует в составе (гл.III, ст. 25):

президиума федерального арбитражного суда округа;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Президиум арбитражного суда округа состоит из председателя суда, его заместителей и председателей составов суда, а также тех судей суда, которые в качестве членов президиума суда округа были утверждены Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Он рассматривает вопросы судебной практики, утверждает членов судебных коллегий и председателей судебных составов суда и решает вопросы организации суда.

Судебные коллегии арбитражного суда округа, возглавляемые председателями коллегий — заместителями председателя суда, проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом суда. В судебных коллегиях судов округов предусмотрена возможность создания судебных составов из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, формируемых председателем суда округа и возглавляемых председателями составов, утверждаемых президиумом суда округа.

Весьма широки полномочия председателя суда округа. Важно отметить, что он является судьей и в то же время, как председатель суда — процессуальной “фигурой”: осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным Процессуальным Кодексом Российской Федерации. Как руководитель суда округа — председатель: организует деятельность суда, распределяет обязанности между своими заместителями; формирует из числа судей суда судебные составы; созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные к ведению президиума; осуществляет общее руководство аппаратом суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда; представляет суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что федеральные арбитражные суды округов по отношению к охватываемым ими арбитражным судам субъектов Федерации вышестоящими судами являются лишь в процессуальном значении; а в организационном, кадровом и прочих значениях, вышестоящим для всех арбитражных судов субъектов Федерации является исключительно Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Федеральные арбитражные суды округов позволяют перенести рассмотрения дела за пределы субъекта Федерации и на этой основе снять всякие опасения в пристрастности суда. Дают возможность они в то же время, в отличии от производства в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, приблизить рассмотрение дела к местам нахождения спорящих, что экономически не безразлично с учетом территории России.

Иные арбитражные органы.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Высшим звеном системы является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации — высший судебный орган по разрешению экономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВАС РФ является также организационным центром системы арбитражных судов.

Функцию, компетенцию и полномочия Высшего Арбитражного суда Российской Федерации можно разделить на несколько групп.

Прежде всего, этого судебный орган первой инстанции. В этом качестве он рассматривает лишь две группы дел:

дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами Федерации. Кроме того, он рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. До сих пор Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ни одного дела по первой инстанции не рассматривал.

Далее, это судебный орган надзорной инстанции, единственный в системе арбитражных судов страны. Он рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов России.

Кроме того, это аналитический центр системы: изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Наконец, это организационный центр системы: ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров России (прежде всего, в части отношений с высшими хозяйственными и арбитражными судами Содружества Независимых Государств); осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их правовому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения, среди которых финансирование судов — своевременное и в полном объёме — занимает далеко не последнее место. Образно говоря, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации для системы арбитражных судов страны в этом плане то же, что и Министерство юстиции Российской Федерации и его органы в субъектах Федерации для системы судов общей юрисдикции.

Структура Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в настоящее время состоит из:

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административных правоотношений.

Каждая из названных структур Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует на базе четко очерченных федеральным конституционным законом правомочий.

Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ныне решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В настоящее время, с 1 июля 1995 года в его составе председатели арбитражных судов субъектов Федерации не входят; да и сам Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации арбитражные дела не рассматривает ни по первой инстанции, ни в порядке надзора.

Установлено, что он, в частности:

рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой;

об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;

утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

утверждает место постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;

утверждает по представлению председателей арбитражных судов федеральных округов и субъектов Федерации судей, входящих в состав президиумов этих судов;

утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации регламент арбитражных судов и т.д.

Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а по решению Пленума в состав Президиума могут быть введены и судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: 1) рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в России; 2) рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды системы. Если Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации проводит свои заседания не реже двух раз в год, то Президиум заседает два раза в неделю.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации создаются из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, возглавляются председателями коллегий, которые по должности являются заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В их функции входит: рассмотрение дел по первой инстанции, изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных и правовых актов, анализ судебной статистики и т.д. В судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации образуются судебные составы, специализирующиеся на арбитражных делах определенных категорий.

Новым органом в системе является Совет председателей арбитражных судов, действующий при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. Это совещательный орган, он призван рассматривать вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов Российской Федерации. Для реализации принятых им решений Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации издает приказы и распоряжения.

Одновременно при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет, задачей которого является подготовка научно-обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законов по их совершенствованию. Положение об этом Совете, как и его состав, утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Особенностью производства в арбитражных судах является то, что по соглашению сторон экономический спор, подведомственный арбитражному суду, может быть передан на разрешение третейского суда.

Третейские суды создаются для рассмотрения конкретных споров, а также постоянно действующих. К последним относятся Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ, а также сходные с ними третейские суды, создаваемые при местных торгово-промышленных палатах (например, Коммерческий арбитраж при Московской Торгово-промышленной палате).

Создаются третейские суды иногда и иными финансовыми и промышленно-предпринимательскими структурами, а также на основе некоторых межгосударственных соглашений, в которых особо оговариваются правила разбирательства предполагаемых споров. К их числу можно отнести Экономический суд Содружества Независимых Государств.

Третейское рассмотрение конкретных споров происходит на основании Положения о третейском суде, рассматривающего любые возникшие между гражданами споры или Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров, рассматривающего экономические споры, которые могут быть подсудными арбитражным судам.

Производство в третейском суде осуществляется при наличии соглашения о передаче спора этому суду.

Количество судей должно быть нечетным, а судьей может быть физическое лицо, обладающее дееспособностью и согласный на выполнение соответствующей обязанности.

Третейский суд образуется, как правило, в составе трех судей. Каждая сторона назначает одного судью, а те назначают третьего. Этот третейский суд самостоятельно решает вопрос наличия или действительности соглашения о передаче спора третейскому суду. И если, сочтет необходимым, может передать спор на разрешение арбитражного суда.

Весь процесс разрешения в третейском суде происходит на началах равенства сторон. При этом третейский суд сам определяет необходимость присутствия сторон. Руководствуется он только действующим законодательством. Решение принимается большинством голосов всех членов суда.

Решение третейского суда исполняется добровольно и в порядке и в сроки, им установленные. При неисполнении ответчиком решения в установленный срок приказ на его принудительное исполнение выдается арбитражным судом, на территории которого находится третейский суд, по заявлению стороны, в пользу которой вынесено решение. В случае, если при рассмотрении заявления, арбитражный суд установит, что это решение не соответствует законодательству либо принято по неисследованным документам, арбитражный суд отказывает в выдаче приказа и возвращает дело на новое рассмотрение в третейский суд.

Арбитражному суду не предоставлено право — отменять, изменять решение третейского суда, выносить новое решение, прекращать производство по делу или оставлять иск без рассмотрения, а также требовать от истца представления дополнительных документов.

Постоянно действующие третейские суды.

Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при Торгово-промышленной палате РФ действует на основании Положения о Международном коммерческом арбитражном суде, утвержденного Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 года. В его компетенцию входит разрешение споров, связанных с договорными и иными гражданско-правовыми отношениями, возникающими при осуществлении внешнеторговых и других видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споров предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споров с другими субъектами права Российской Федерации.

Морская арбитражная комиссия (МАК) при Торгово-промышленной палате РФ разрешает споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, касающихся торгового мореплавания.

Корпус арбитров МКАС и МАК формируется президиумом Торгово-промышленной палаты РФ сроком на 4 года. Арбитром назначается лицо, обладающее специальными знаниями в области разрешения споров, принимаемых указанными органами к рассмотрению. Общее количество арбитров в рассматриваемых органах определяется неоднозначно. В МКАС – 25-30, в МАК – 25. Производство в этих органах ведется по правилам, сходным с действующими в третейских судах.

Что касается решений, выносимых этими органами, то при вынесении решений может быть использовано не только российское законодательство, но и международные нормы и обычаи, а иногда и законодательство других государств. Есть разница и в последствиях вынесенных решений. Так, решения МКАС являются окончательными и обжалованию не подлежат. А решения МАК могут быть обжалованы сторонами, опротестованы Генеральным прокурором РФ и Председателем Верховного Суда РФ и их заместителями. Дела по указанным протестам рассматривает Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Решения МКАС и МАК должны быть исполнены добровольно. В ином случае, может состояться принудительное исполнение указанных решений.

Особо следует подчеркнуть Экономический суд СНГ, созданный на основании Соглашения Совета глав государств СНГ от 6 июля 1992 года, подписанного представителями десяти этих государств.

К его ведению относится разрешение межгосударственных споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, принятых в установленном порядке в рамках СНГ, а также споров, связанных с определением юридической силы для государств – участников Содружества нормативных и других актов по экономическим вопросам.

Экономический суд СНГ образуется из равного числа судей от каждого государства-участника. Назначаются они сроком на 10 лет, на строго профессиональной основе. Председатель суда и его заместители избираются судьями этого суда большинством голосов и утверждаются Советом глав государств Содружества сроком на пять лет.

Наиболее сложные и принципиальные вопросы в данном суде рассматриваются его Пленумом. По результатам рассмотрения спора должно приниматься решение об установлении факта нарушения государством – участником соглашений, других актов Содружества и его институтов (либо отсутствии нарушения), и определении мер, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушений и его последствий.

1. Назовите характерные признаки правосудия?

2. По каким делам суды осуществляют правосудие?

3. Может ли, кроме суда, какой-либо другой орган признать лицо виновным в совершении преступления?

4. Какие решения может вынести суд при осуществлении правосудия по уголовным и гражданским делам?

5. Назовите виды подсудности гражданских дел.

Правосудие – одно из направлений государственной деятельности, именуемой правоохранительной. Оно также относится к числу важнейших полномочий судебной власти. Роль и значение правосудия проявляется в том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным направлением правоохранительной деятельности, завершается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам.

Правосудие, как вид государственной деятельности, по закону может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. И эти способы закон фиксирует вполне определенно. На сегодняшний день, правосудие – это разбирательство трех категорий дел: гражданских, уголовных и административных.

Правосудие, как вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется законом. Это значит, что разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора возможно лишь при неуклонном соблюдении правил гражданского, арбитражного, административного или уголовного судопроизводства, предусмотренного соответствующим законодательством.

Правосудие может осуществляться только особым органом – судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность. Все это направлено на установление истины и принятие законного, обоснованного и справедливого решения по существу.

2. Суды осуществляют правосудие по:

гражданским делам, который охватывает широкий и многообразный круг споров или правонарушений, касающихся имущественных и некоторых неимущественных прав и законных интересов частных лиц, предприятий, учреждений и организаций.

уголовным делам, который касается сравнительно ограниченного круга правонарушений, а именно только тех, которые считаются преступлениями, т.е. виновно совершенными общественно опасными деяниями, запрещенными Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.

административным правонарушениям – это дела о правонарушениях, ответственность за которые устанавливается административным законодательством, прежде всего Кодексом законов РСФСР об административных правонарушениях.

Одним из основных признаков правосудия является:

Осуществление правосудия только судом (Ст. 49 , ст. 118 Конституции РФ, ст. 13 УПК): «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также под­вергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом».

Таким образом, только суд, дей­ствующий на основании предписаний закона, может признать человека виновным и назначить ему уголовное наказание. При­менительно к отправлению правосудия по гражданским делам, осуществляемому общими, арбитражными и военными судами, положение, содержащееся в ст. 118 Конституции РФ, тоже кон­кретизируется в ряде других законов, в первую очередь в ГПК и АПК.

Круг органов, уполномоченных вершить правосудие, четко ограничен названными выше законами. К ним отнесены Вер­ховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные суды и высшие арбитражные суды республик, краевые, област­ные, городские суды и арбитражные суды, суды и арбитраж­ные суды автономной области и автономных округов, районные (городские) народные суды, военные суды. Этот перечень явля­ется исчерпывающим.

Требование, чтобы данный вид государственной деятельнос­ти выполнялся только судами, имеет в виду также то, что акты правосудия (приговоры или иные судебные решения), которые после вступления в законную силу приобретают общеобяза­тельное значение, подлежат неуклонному проведению в жизнь. Отменять или изменять их вправе лишь вышестоящие судеб­ные органы с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий, ограждающих права и законные интересы граждан, а равно правомерные интересы общества и государства.

4. Разбирательство уголовных дел является деятельностью в высшей степени ответственной, поскольку речь идет о признании или непризнании конкретного человека преступником и применении или неприменении к нему мер уголовного наказания – например, штрафа, исправительных работ, лишения свободы, конфискации имущества.

При решении по гражданскому делу суд принуждает соответственно ответчика или истца к должному поведению, к исполнению своих обязанностей.

5. Подсудность — распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, т.е. установление конкретного суда, который должен разрешить данное дело. В гражданском процессе различают два вида подсудности: родовую (предметную) и территориальную (местную).

Родовая подсудность означает отнесение дела к ведению того или иного звена судебной системы – в зависимости от характера гражданского дела.

Территориальная подсудность разграничивает компетенцию между однородными судами, т.е. различными судами одного и того же звена судебной системы.

Список использованной литературы:

Закон о судебной системе.

Закон об арбитражных судах.

Арбитражный Процессуальный Кодекс РФ.

Гражданский Процессуальный Кодекс.

Кодекс об Административных Правонарушениях.

Юридический Энциклопедический Словарь.

Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 1995.

Еще по теме:

  • Защита чести достоинства деловой репутации является Защита чести, достоинства, деловой репутации Кто-то распространяет порочащие Вас сведения? Необходима защита чести, достоинства, деловой репутации? Поможем Вам в этом! Поможем остановить распространение нежелательной информации. Проведем […]
  • Возврат налога 13 Возврат подоходного налога по ставке 13% (покупка жилья, ипотека, обучение, лечение, пенсионные взносы) Что необходимо, чтобы вернуть подоходный налог? По результатам налоговой декларации 3-НДФЛ осуществляется возврат налога на доходы […]
  • Имущественный налоговый вычет при продаже автомобиля в 2018 Имущественный налоговый вычет при продаже автомобиля в 2018 Процесс нашего взаимодействия 1. Вы звоните или пишите мне на E - mail [email protected] и сообщаете суть дела или оставляете свой контактный телефон по которому вам можно […]
  • Вычеты по ндфл при продаже гаража Вычеты по ндфл при продаже гаража Процесс нашего взаимодействия 1. Вы звоните или пишите мне на E - mail [email protected] и сообщаете суть дела или оставляете свой контактный телефон по которому вам можно перезвонить 2. Узнаете по […]
  • Мировой суд 73 СУДЕБНЫЙ УЧАСТОК № 73 ГОЛОВИНСКОГО РАЙОНА (МИРОВОЙ СУД): ТЕЛЕФОНЫ, АДРЕС, РЕКВИЗИТЫ Судебный участок № 73 Головинского района города Москвы В Головинском районе САО города Москвы 3 судебных участка - № 71, № 72 и № 73 и 3 должности […]
  • Статьи о главе администрации Статья 26. Глава администрации муниципального образования Информация об изменениях: Законом РТ от 2 апреля 2005 г. N 63-ЗРТ в статью 26 настоящего Закона внесены изменения Положения статьи 26 настоящего Закона вступают в силу со дня […]