Состав административного правонарушения

Не каждое деяние, даже содержащее все рас­смотренные выше признаки административного правонарушения (противоправность, виновность и наказуемость), является административным правонарушением. Дело в том, что в конкретном дея­нии может отсутствовать состав административно­го правонарушения, что исключает привлечение яйца, его совершившего, к административной от­ветственности. Понимание состава администра­тивного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица ^к админист­ративной ответственности, для отграничения ад­министративных проступков от других видов пра­вонарушений, в частности, от схожих с ним преступлений. В этой связи следует отличать ука­занные признаки административного правонару­шения как понятия, как некой теоретической кон­струкции от элементов и признаков состава конк­ретного административного правонарушения.

Под составом административного правона­рушения следует понимать установленную пра­вом совокупность признаков, при наличии кото­рых конкретное деяние является администра­тивным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии — необходимое основание наступле­ния административной ответственности за его со­вершение. Например, провоз без билета в приго­родном поезде ребенка, проезд которого подлежит частичной оплате является административным правонарушением, совершенным лицом, сопро­вождавшим ребенка (ч. 4 ст. .11.18 КоАП РФ). Если же ребенок в возрасте до 16 лет самостоя­тельно ехал без билета, то, хотя его действие от­вечает всем признакам, свойственным админист­ративному правонарушению как понятию (проти­воправности, виновности, наказуемости), оно тем не менее в указанном конкретном случае не мо­жет квалифицироваться как административное правонарушение. Объясняется это тем обстоятельством, что в данном деянии нет одного из необхо­димых компонентов состава административного правонарушения — субъекта правонарушения, каковым может быть физическое лицо, лишь достиг­шее 16 лет.

Однотипные признаки состава административ­ного правонарушения в совокупности образуют так называемые элементы состава администра­тивного правонарушения. К элементам состава ад­министративного правонарушения относятся:

Объект административного правонарушения — общественные отношения, урегулированные нор­мами права и охраняемые мерами административ­ной ответственности. Например, объектом админи­стративного правонарушения, связанного с нару­шением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), являются права граждан.

К административным правонарушениям поми­мо тех, которые посягают на права граждан, как уже отмечалось выше, относятся также правона­рушения: в области охраны окружающей природ­ной среды и природопользования; в области до­рожного движения; посягающие на общественный порядок и общественную безопасность и многие другие. Нарушаемые противоправный деянием указанные общественные отношения и есть объект соответствующего административного правонару­шения.

Общественные отношения, выступающие в ка­честве объекта административного правонаруше­ния, регулируются не только нормами административного, но в ряде случаев конституционного, экологического, трудового, земельного, финансово­го и других отраслей права, но охраняются они только нормами КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Если конкретное противоправное деяние пося­гает на общественные отношения, не охраняемые нормами этого Кодекса и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то здесь нет объекта административного правонарушения, а следовательно, и нет всего состава административ­ного правонарушения.

Объективная сторона административного пра­вонарушения — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения. Объективная сторона состава характеризует про­ступок как акт внешнего поведения правонаруши­теля и включает, в частности, такие признаки Со­става административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и на­ступившие вредные последствия. Так, например, нарушение водителями транспортных средств Пра­вил дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ) мо­жет выражаться в разных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запреща­ющий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и др. Последствиями таких дей­ствий могут быть: создание опасности в дорожном движении, создание помехи другим участникам движения, создание аварийной ситуации или со­вершение дорожно-транспортного происшествия.

Кроме противоправного деяния и наступивших вредных последствий составной частью объектив­ной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь меж­ду этим деянием и наступившими в результате его вредными последствиями. Установить такую причинно-следственную связь значит выявить об­стоятельства появления вредных последствий, оп­ределить, наступили ли они действительно в результате совершения противоправного деяния или по другим причинам, как данное деяние по­влияло на величину этих последствий и др. Одна­ко в установлении наличия причинно-следствен­ной связи в составе административного правона­рушения * как правило, нет нужды: наступившие вредные последствия в основном нематериальны, а проявляются только в виде общественного вре­да или общественной опасности и причинно-след­ственная связь между противоправным деянием и его последствиями не вызывает сомнений.

Такой состав административного правонаруше­ния, который не предусматривает наступления: в результате его совершения какого-либо материаль­ного вредного последствия, называется формаль­ным составом. Административные правонаруше­ния (в отличие от преступлений) в подавляющем большинстве случаев имеют формальный состав, соответствующие нормы предусматривают ответ­ственность лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от того, что никаких вредных материальных последствий не наступило. Например, нарушение или невыполнение работо­дателем или лицом, его представляющим, обяза­тельств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ) является административным правонарушением с формальным составом. Адми­нистративным правонарушением с формальным составом будет также превышение установленной скорости движения водителем транспортного сред­ства (ст. 12.9 КоАП РФ).

Однако кроме правонарушений с формальным составом законодательством об административных правонарушениях предусмотрено немало и право­нарушений с так называемым материальным составному который включает обязательное наступле­ние вредных материальных последствий, Например, если ч. 1, 2 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, когда это не повлекло материальных последствий (формальный состав), то ч. 3 этой же статьи— за нарушения, следствием которых стали материальные послед­ствия в виде возникновения пожара (материаль­ный состав);

В правонарушениях с материальным составом причинноследственная связь между противоправ­ным деянием и наступившими вредными послед­ствиями зачастую далеко не очевидна и требует установления. Например, факт наезда водителем, превысившим установленную скорость дорожного движения, на пешехода, в результате чего послед­нему были причинены легкие телесные /поврежде­ния, сам по себе не означает наличия состава про­ступка, предусмотренного ст. 12.24 КоАП РФ. До­казывание наличия этого состава в обязательном порядке требует установления причинно-след­ственной связи между противоправным деянием и наступившими материальными последствиями.

Должно быть выяснено (как правило, путем производства автотехнической экспертизы), мог ли водитель избежать наезда на пешехода, если бы не превысил установленной скорости движе­ния? Положительный ответ на этот вопрос свиде­тельствует, что наезд на пешехода — следствие на­рушения Правил дорожного движения водителем, в его действиях имеется состав, предусмотренный ст. 12.24 Ко АИ РФ. Отрицательный ответ означа­ет, что наезд не явился следствием превышения установленной скорости движения, ибо в сложив­шейся ситуации он был неминуем и при движе­нии с разрешенной скоростью из-за неправомерно­го поведения самого пешехода. В этом случае в действиях водителя не усматривается состав пра­вонарушения, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Водитель должен будет понести более мягкую административную ответственность, чем предус­мотрена ст. 12.24, — ответственность за превыше­ние установленной скорости движения по ст. 12.9 КоАП РФ.

Наличие объективной стороны административ­ного правонарушения законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от таких ее признаков, как время, место, способ, характер совершения деяния, его повторностъ, неодно­кратность, злостность, систематичность. На­пример, в соответствии со ст. 3.1 Закона Кировской области «Об административной Ответственности в Кировской области» предусмотрена ответствен­ность за громкую речь, крики, пение и т. д. в пери­од с 22 часов вечера до 6 часов утра. Естественно, что подобные деяния, совершенные в иное время, не будут содержать состава этого правонарушения. Часть 1 ст. 20.20 КоАП РФ предусматривает от­ветственность за распитие алкогольной продук­ции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах. Распитие таких напитков в иных местах, например у себя дома, в гостях, не будет содержать состава этого пра­вонарушения. Мелкое хулиганство, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.1 КоАП РФ, определяется, в частности, как действия, демонстративно нарушающие общественный порядок. В данном случае законодатель предусматри­вает характер совершения деяния — его демонстративность. Действия, нарушающие общественный порядок, но не имеющие демонстративного харак­тера, не будут содержать состава мелкого хулиган­ства.

Повторность предусмотрена многими статьями законодательных актов, устанавливающих адми­нистративную ответственность, и означает совер­шение одним и тем ясе лицом в течение года од­нородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. На­пример, ч. 1 ст. 4 Закона Республики Татарстан «Об административной ответственности за наруше­ние общественного порядка и порядка управле­ния» установлена ответственность за распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах и в других общественных местах, а ч. 2 этой же статьи за те же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер административного наказания.

Неоднократностью признается совершение бо­лее двух однородных правонарушений, а система­тическим правонарушением считается такое, ко­торое совершается в течение года несколько раз. В Кодексе Волгоградской области об администра­тивной ответственности, например, установлена административная ответственность за системати­ческую неявку без уважительных причин лиц, больных туберкулезом, ВИЧ-инфекцией или ин­фекциями, передающимися преимущественно по­ловым’ путем, в специализированные медицинские организации по вызову для проведения обязатель­ных медицинских обследований и лечебно-профи­лактических мероприятий (ст. 15 этого Кодекса).

Однако эти признаки состава административно­го правонарушения (время, место, способ, харак­тер совершения деяния, его повторность, неодно­кратность, злостность, систематичность) присущи далеко не всем составам административных пра­вонарушений, в силу чего они называются фа кулътативными признаками состава админист­ративного, правонарушения, т. е. необязательны­ми признаками. В отличие от них противоправное действие или бездействие, наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь меж­дудеянием и наступившими в результате его вред­ными последствиями являются обязательными признаками состава административного правона­рушения.

Субъектом административного правонарушения являются физические и юридические лица. При этом, как уже отмечалось, физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонаруше­ния 16-летнего возраста.

Кроме того, субъектом административного пра­вонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находи­
лось в состоянии невменяемости т.е. не могло
осознавать фактический характер и противоправ­ность своих действий (бездействия) либо руково­дить ими вследствие хронического психического
расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния
психики, не подлежит административной ответ­ственности.

В законодательстве различаются также обилие субъекты — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет, специальные субъекты — должностные

лица, водители, несовершеннолетние и др., а так­же особые субъекты — военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дис­циплинарных уставов или специальных положе­ний о службе. Для одних из этих категорий субъектов законом установлены дополнительные основания для административной ответственности или ее повышенный размер, для других — огра­ничение применения мер административной ответ­ственности. Так, согласно ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте граждане (общие субъекты) несут ответственность меньшую, чем должностные лица (специальные субъекты). Вме­сте с тем в соответствии со ст. 2.5 этого Кодекса военнослужащие (особые субъекты) либо не несут административной ответственности на общих осно­ваниях, либо к ним не могут применяться неко­торые виды административных наказаний.

Субъективная сторона административного пра­вонарушения — это психическое отношение субъ­екта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Обязательным признаком субъективной стороны является вина субъекта ад­министративного правонарушения. Уже подробно рассматривались возможные формы вины— адми­нистративное правонарушение совершается умыш­ленно или по неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие в этих формах, при наличии других признаков состава конкретного правонарушения может быть привлечено к административной ответственности.

В статьях КоАП РФ и в законах субъектов РФ, устанавливающих административную ответствен­ность, форма вины чаще всего не обозначается. Поданным статьям административная ответствен­ность наступает вне зависимости от формы вины. Например, неважно, умышленно нарушил води­тель требование дорожного знака или по неосто­рожности, допустим, не заметил данного знака (см. ст. 12.16 КоАП РФ).

В ряде случаев, хотя форма вины не установ­лена законодателем прямо, она косвенно ясна из самого характера деяния. Например, ч. 3 ст. 11.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за ку­рение в вагонах (в том числе в тамбурах) приго­родного поезда. Понятно, что такое действие мо­жет быть совершено только умышленно. Однако иногда формулировка состава административного правонарушения прямо говорит, что оно может быть совершено только в форме умысла или толь­ко в форме неосторожности. Например, ст. 19.2 КоАП РФ предусматривает ответственность лишь за умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), а в соответствии со ст. 7.26 этого Кодек­са установлена ответственность за утрату матери­алов и данных государственного картографо-геоде­зического фонда РФ в результате их небрежного хранения пользователем. Очевидно, что это право­нарушение может быть только неосторожным, со­вершенным в форме небрежности*

Отдельные составы административного правона­рушения предусматривают и такие факультатив­ные признаки субъективной стороны состава, как мотив и цель. Например, ст. 20.3 КоАП РФ уста­навливает ответственность за демонстрацию фаши­стской атрибутики или символики в целях пропа­ганды такой атрибутики или символики. Отсут­ствие указанной цели исключает возможность квалификации деяния в качестве административ­ного правонарушения, предусмотренного данной статьей. И наоборот, ст. 6.8 КоАП РФ предусмат­ривает ответственность за незаконное приобрете­ние либо хранение без цели сбыта наркотических .средств или психотропных веществ, а также обо­рот их аналогов. Если деяние совершено именно с этой целью, возможность его квалификации по данной статье исключается.

Еще раз подчеркнем, что только при наличии всех предусмотренных законом признаков состава административного правонарушения лицо, его со­вершившее, может быть привлечено к админист­ративной ответственности.

5Состав административного правонарушения

По общему правилу административные правонарушения являются формальными, состоят в самом факте противоправного поведения. Такой состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо материального вредного последствия, называется формальным составом. Административные правонарушения (в отличие от преступлений) в подавляющем большинстве случаев имеют формальный состав, соответствующие нормы предусматривают ответственность лишь за совершение противоправного деяния. Например, нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ) является административным правонарушением с формальным составом. Административным правонарушением с формальным составом является также превышение водителем транспортного средства установленной скорости движения (ст. 12.9 КоАП РФ).

Однако кроме правонарушений с формальным составом законодательством об административных правонарушениях предусмотрено немало и правонарушений с материальным составом, который включает обязательное наступление вредных материальных последствий. В таких установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т. д.

Например, материальные составы образуют правонарушения, повлекшие причинение легкого вреда здоровью потерпевшего (ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ), создание помех в движении транспортных средств (ст. 12.30 КоАП РФ), если ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, когда это не повлекло материальных последствий (формальный состав), то ч. 3 этой же статьи — за нарушения, следствием которых стали материальные последствия в виде возникновения пожара (материальный состав).

В отличие от уголовного права, составы административных правонарушений подразделяются только на основные (например, ч.1 ст.20.1 КоАП РФ) и квалифицированные (ч.2 ст.20.1 КоАП РФ) 1 .

Задание: Выпишите в тетрадь несколько конкретных примеров составов административных правонарушений в контексте рассмотренной классификации юридических составов.

5Состав административного правонарушения

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
  • Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Виды административных наказаний по КоАП РФ

Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

Рекомендуем по теме:

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

bargu.by — Сайт студентов БарГУ — Барановичского Государственного Университета

Понятие, признаки и состав административного правонарушения. Виды административных правонарушений

1. понятие и признаки административного правонарушения
2. состав административного правонарушения
3. обстоятельства, исключающие признаки деяния административного правонарушения
4. виды административного правонарушения

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Согласно ст.2.1 КоАП от 21.04.2003г. административным правонарушением признается противоправное виновное деяние, за которое установления административная ответственность.
Общие юридические признаки, присущие всем административным правонарушениям и отличающие административное правонарушение от правомерного, а также от иных правонарушений (преступление, дисциплинарные проступки и т.д.).
К юридическим признакам административного правонарушения относятся:
1) административное правонарушение – акт поведения, выражающегося в действии или бездействии. Действие отличается активным поведением субъекта (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.). Бездействие характеризуется пассивностью субъекта (неявка в суд).
2) общественная опасность (вредность) – означает, что административные проступки влекут вредные последствия для общества и государства.
3) административная противоправность – означает, что административным правонарушением может быть признано только такое поведение, которое запрещено законом
4) административная наказуемость – означает, что общественно-опасное деяние, запрещенное законом признается административным правонарушением лишь в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность
5) виновность – означает, что деяние является проявлением воли и разума, т.е. продуктом психической деятельности здравомыслящего лица. Не может оцениваться как административное правонарушение деяние, совершенное помимо воли человека, т.е. лицом неспособным руководить своими действиями, отдавать им отчет.
Любое административное правонарушение характеризуется наличием в совокупности вышеуказанных юридических признаков. Отсутствие одного из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным правонарушением. Оно в таком случае может быть признано либо правомерным поведением, либо иным правонарушением (преступление).

Отличие административных проступков от иных правонарушений:
1) отличие от преступления: преступление в отличие от административного проступка обладает более высокой степенью общественной опасности. Формальным признаком, положенным в основу разграничения преступления и административного проступка является характер их противоправности и наказуемости. Преступление – это деяние, запрещенное УК, за совершение которого предусмотрено уголовное наказание. Административное правонарушение – деяние, предусмотренное нормами административного права (КоАП)
2) отличие административного правонарушения от дисциплинарных проступков: дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок, установленный в конкретной организации, учреждении, предприятии. Дисциплинарные проступки влекут применение к лицам, их совершившим, дисциплинарных взысканий. В некоторых случаях одно и то же деяние признается и административным правонарушением и дисциплинарным проступком. При этом лицо, совершившее его, привлекается и к административной и к дисциплинарной ответственности (появление работника при исполнении служебных обязанностей в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность в общественном месте.
3) Отличие от гражданско-правовых деликтов (проступок): гражданско-правовой деликт – это нарушение субъективных прав лица (физического и юридического), которое носит имущественный характер. Административное правонарушение имеет более широкий характер и может нарушать не только имущественные интересы, но и другие виды общественных отношений: общественный порядок, порядок управления и т.д. Совершение гражданско-правового деликта влечет ответственность, предусмотренную нормами гражданского права (неустойка, пеня). Эта ответственность носит обычно имущественный характер.

2.Состав административного правонарушения – совокупность признаков, характеризующих деяние как административное правонарушение, его последствия и личность правонарушителя. Элементами состава административного правонарушения являются:
1) объект
2) объективная сторона
3) субъект
4) субъективная сторона
Отсутствие в фактически совершенном деянии одного из обязательных признаков элемента означает отсутствие состава административного правонарушения.

Характеристика отдельных элементов состава административного правонарушения.
1) объект правонарушения – это охраняемое правом общественное отношение, на которое посягает административное правонарушение. В юридической науке выделяют следующие виды объектов:
• общие – это совокупность всех общественных отношений, урегулированных нормами административного права. Общий объект административного правонарушения перечислен в КоАП РБ: общественный строй, собственность, установленный порядок управления
• родовой – группа однородных, близких по содержанию или сфере возникновения и существующие общественные отношения
• непосредственный – конкретные общественные отношения, на которые посягает административный проступок (при мелком хулиганстве – это общественный порядок и спокойствие граждан). В юридической науке разграничены понятия объект и предмет административного правонарушения: предмет – вещи, продукты питания и иные ценности материального мира, на которые посягают административные правонарушения
2) объективная сторона – это те действия или бездействия, в результате которых субъект (правонарушитель) нарушает административно-правовые нормы. Факультативными признаками объективной стороны являются:
• последствия совершенного деяния
• причинная связь между деянием и его последствиями
• место, время, способ
В зависимости от того, необходимо ли наступление отрицательных последствий совершенного деяния или нет, административные правонарушения бывают с формальными или материальными составами. Формальными являются те составы правонарушений, когда наступление отрицательных необязательно, достаточно самого факта нарушения правил (нарушение пдд)
Материальными являются те составы правонарушения, когда обязательно наступление отрицательных последствий: повреждение зеленых насаждений. Кроме того в административном праве встречаются «длящиеся» правонарушения. Это такие правонарушения, которые осуществляются непрерывно, путем неисполнения обязанностей (получить паспорт в 16 лет) или пребывание лица в противоправном состоянии (проживание без регистрации).
3) субъект правонарушений – деликтоспособный индивид или организация, совершившая правонарушение. Для физического лица деликтоспособность включает достижение определенного возраста и вменяемость. Для организации деликтоспособность означает наличие статуса юридического лица. Возраст деликтоспособности зависит от конкретного вида совершенного правонарушения ( в отношении некоторых административных проступков ответственность наступает с 14 лет). Рядом составов правонарушений предусмотрен специальный субъект – должностное лицо, военнослужащий, медработник и др.
Вменяемость субъекта означает, что противоправное действие субъекта носят виновный характер. Невменяемость характеризуется медицинскими и юридическими критериями. Медицинский критерий предполагает наличие у лица хронической душевной болезни, временного расстройства психической деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. Юридические критерии вменяемости отражают степень влияния психического заболевания (или иного болезненного состояния) на способность лица сознавать совершение действий, руководить ими. Для признания лица невменяемым необходима совокупность медицинского и юридического критериев.
4) субъективная сторона – психическое отношение лица к противоправному деянию и его последствиям. Она характеризуется виной, которая проявляется в 2 формах: умысел и неосторожность.
Умысел (2 вида):
• прямой – если физическое лицо, совершившее административное правонарушение сознает противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления
• косвенный – если правонарушитель сознает противоправность своего деяния, предвидел вредные последствия, но не желал, либо сознательно допускал наступление последствия, либо относился к ним безразлично.
Неосторожность:
• самонадеянность – правонарушитель предвидел возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточного расчета их предотвратить
• небрежность – не предвидел наступления вредных последствий, хотя при необходимости внимания и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.
Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что им не соблюдены нормы, за нарушение которых предусмотрена ответственность и не были приняты в
се меры по их соблюдению.

3.В соответствии с КоАП не является административным правонарушением:
1) необходимая оборона, т.е. действие, совершенное при защите жизни, здоровья, право обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного деяния путем причинения правонарушителю вреда. Недопустимо превышение необходимой обороны
2) причинение вреда физическому лицу, совершение преступления или административного правонарушения при его задержании для передачи уполномоченному госоргану и пресечение возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда оно пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, от суда органа, ведущего административный процесс, если иными средствами задержать такое лицо не представляется возможным
3) крайняя необходимость – действие для предотвращения или устранения опасности непосредственно угрожающей личности, права и законным интересам конкретного лица или других лиц, интересам общества и государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный
4) обоснованный риск – причинение вреда охраняемым КоАП законным интересам для достижения общественно полезной цели.

4.Виды административных правонарушений
Административные правонарушения различаются по многим свойствам:
1) по объекту
2) по характеру правонарушений
3) по форме вины
4) и др.
Конкретные виды правонарушений содержатся в особенной части КоАП, где они сгруппированы в отдельные главы. По родовому объекту правонарушения делятся на 17 видов. Все они нашли отражение в названии глав особенной части КоАП:
Глава 9
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ, ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА, ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Глава 10
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
Глава 11
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ, РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 12
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 13
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Глава 14
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ)
Глава 15
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПОРЯДКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Глава 16
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
Глава 17
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И НРАВСТВЕННОСТИ
Глава 18
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА
Глава 19
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Глава 20
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
Глава 21
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА АРХИТЕКТУРНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА
Глава 22
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ
Глава 23
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ
Глава 24
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПРАВОСУДИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УГОЛОВНОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ
Глава 25
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА ПРИПИСКИ ГРАЖДАН К ПРИЗЫВНЫМ УЧАСТКАМ, ПРИЗЫВА НА ВОИНСКУЮ СЛУЖБУ И ВОИНСКОГО УЧЕТА

По характеру правонарушений можно разделить на 3 вида:
1) собственно административные правонарушения – это такие, которые не могут быть отнесены к иным видам правонарушений ни при каких обстоятельствах (безбилетный проезд)
2) правонарушения двойственного характера (административно-дисциплинарные), т.е. они одновременно относятся и к административному праву и к дисциплинарному праву (необоснованный отказ в приеме на работу лица, направленного государственной службой занятости в счет брони)
3) смешанные правонарушения – содержат признаки 1 и 2 вида, т.е. они могут быть совершены и простыми гражданами, и работниками юридических лиц (повреждение историко-культурных ценностей).
По форме вины делятся на умышленные, неосторожные и совмещенные.

Еще по теме:

  • Семейный кодекс раздел 2 глава 3 Семейный кодекс раздел 2 глава 3 Раздел I. Общие положения Глава 1. Семейное законодательство Статья 1. Основные начала семейного законодательства открыть; Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством открыть; […]
  • Тк рф ст 329 Статья 329. Рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением […]
  • Закон рсфср о конкуренции и ограничении Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ ст 53 (ред. от 29.07.2018) Статья 53. Заключительные положения 1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу: 1) статьи 1 - 2, абзацы […]
  • Семейный кодекс украины права родителей Семейный кодекс Украины Семейный Кодекс Украины — основной кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории Украины. Семейный кодекс Украины определяет основы брака, личные неимущественные и […]
  • Исполнение наказаний украины Уголовно-исполнительный кодекс Украины Уголовно-исполнительный кодекс Украины (УИКУ) — кодифицированный нормативно-правовой акт, основной источник уголовно-исполнительного права, регулирующий общественные отношения, возникающие в процессе […]
  • Как правильно писать в заявлении шапку Письмовник Деловое письмо Этот вид документов состоит из следующих реквизитов: Схема расположения реквизитов заявления: Прошу принять меня на должность начальника бюро корреспонденции. В 1979 году я окончила Московский государственный […]