Система российского права и международное право.

24. Система российского права и международное право
Система права — это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права.
Система современного российского права складывается из следующих отраслей:
· конституционного (государственного);
· административного;
· финансового;
· гражданского;
· семейного;
· трудового;
· права социального обеспечения;
· экологического;
· уголовного;
· уголовно-процессуального;
· гражданско-процессуального;
· уголовно-исполнительного
— иные отрасли российского права (земельное, жилищное)
Конституцией РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью российской правовой системы (ч. 4 ст. 15). Таким образом, международное право становится частью правовой системы, которая представляет собой более широкое понятие, чем система права. Но это не часть системы права и не часть системы законодательства России, так как международное право не является отраслью национального права или отраслью национального законодательства.
Данное конституционное положение существенно расширяет и усложняет структуру правовой системы Российской Федерации, создавая дуализм ее активных центров. Таким центром для внутригосударственной правовой системы служит Конституция РФ, а другим центром – международные договоры и соглашения.
Конституция РФ также закрепляет, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются нормы международного договора (ч. 4 ст. 15).
Приоритет международных норм объясняется следующими обстоятельствами:
1) международное право – общечеловеческая ценность, оно аккумулирует достижения человеческой цивилизации, совокупный опыт многих стран;
2) по содержанию международное право является общедемократическим, так как основным способом создания международных норм и принципов выступает согласование воль государств с различным общественным строем и правовыми системами;
3) международное право служит фактором сближения различных правовых систем и, следовательно, расширения рамок правового пространства для общения различных народов;
4) личность признается субъектом международного права, из чего вытекает возможность для индивида обращаться в международные судебные органы за защитой своих общечеловеческих прав и свобод, если исчерпаны внутригосударственные средства их защиты.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 107 ; Нарушение авторских прав

Система российского права

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права

Система и отрасли права

Право представляет собой систему взаимосвязанных элементов.

Система права складывается из отраслей права, правовых институтов и норм права. При этом нормы группируются в институты, а из нескольких институтов формируются отрасли. К основным отраслям права относят конституционное (государственное) право, гражданское, административное. уголовное, трудовое, семейное, экологическое.

Система права складывается из отраслей права, правовых институтов и норм права. При этом отрасли включают в себя институты, а институты состоят из самых мелких «кирпичиков» права — норм.

Отрасли права регулируют относительно однородный участок близких по своему характеру общественных отношений. К числу основных отраслей относятся: конституционное (государственное) право, административное, уголовное, гражданское, семейное, трудовое, экологическое, финансовое, арбитражно-процсссуальное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, исправительно-трудовое, коммерческое, муниципальное, земельное право, право социального обеспечения. (Первые шесть отраслей права ниже будут рассмотрены более подробно.)

Рис. 7.1. Иерархия элементов в системе права

У каждой отрасли права — свой предмет правового регулирования. Например, предмет финансового права — денежное обращение, формирование и исполнение бюджета, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Предмет исправительно-трудового права — порядок отбывания осужденными уголовного наказания, деятельность по исправлению осужденных и т.д.

Отрасли права делят на материальные, основное содержание которых составляет установление прав и обязанностей субъекта, и процессуальные, устанавливающие процедуры реализации норм материального права.

Уголовное право, будучи материальной отраслью права, регулирует отношения, связанные с совершением преступлений, т.е. определяет, что считается преступлением, какое наказание за ним должно следовать и т.д. Уголовно-процессуальное право как процессуальная отрасль права регламентирует сам процесс судебного производства — деятельность обвинения, зашиты, суда и т.п.

Другой вариант классификации отраслей права — их разделение на публичное и частное. Публичное право регулирует отношения между государственными органами и гражданами (а также организациями, структурами и т.д.). Поскольку в этом случае стороны неравноправны, то для публичного права характерны подчинение, запрещение и обязывание — директивные (императивные) нормы. К публичному праву можно отнести уголовную, финансовую, административную отрасли права. В частном праве стороны равноправны и им предоставлена возможность выбора (гражданское, семейное право). Можно сказать, что публичное право регулирует вертикальные отношения, а частное — горизонтальные. Ряд отраслей соединяет элементы как частного права, так и публичного. Напри мер, в трудовом праве заключение договора можно рассматривать как элемент частного права, а увольнение работника — как элемент публичного права.

Институты права — система взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную область внутри ка- кой-либо отрасли (или нескольких отраслей). Например, внутри отрасли трудового права выделяется институт трудовой дисциплины, а внутри отрасли конституционного права — институт избирательного права. По сути институты — это элементы отрасли права, состоящие в свою очередь из еще более мелких элементов — правовых норм.

Право как система юридических норм

Система права — это его внутренняя организация, выражающаяся в единстве и взаимодействии разнообразных, относительно самостоятельных его элементов.

Наиболее элементарной его ячейкой являются юридические нормы. Как целостное образование система права охватывает все нормы права, действующие в той или иной стране.

Правовые нормы занимают особое место в системе общественного регулирования, обладая следующими характеристиками, отличающими их от других социальных норм (моральных, политических, этикетных и др.):

  • общеобязательность — нормы права обязательны к исполнению всеми, кому они адресованы;
  • формальная определенность — правовые нормы четко сформулированы, выражены в письменном виде и вступают в действие с определенного момента;
  • связь с государством — правовые нормы устанавливаются государством в лице специально уполномоченных органов, а их исполнение обеспечивается с помощью мер государственного принуждения.

Важной характеристикой правовой нормы также является ее системность. Всякая норма существует не сама по себе, а только как элемент системы права. Например, в норме, требующей ограничить скорость транспортного средства в населенных пунктах, ничего не говорится о том, что водителю необходимо иметь водительское удостоверение, или о том, что вождение в нетрезвом виде запрещено. Подразумевается, что водителю известны все другие нормы, входящие в систему правил дорожного движения.

Норма права устанавливает определенное правило поведения (в нашем примере обязывает водителей ехать со скоростью 60 км/ч); описывает условия, при которых это правило должно исполняться (скорость не более 60 км/ч обязательна в населенных пунктах, а за их пределами может быть иной); устанавливает негативные санкции, которые можно применить к нарушителю (за превышение скорости водителя могут наказать штрафом, лишением прав и т.д.).

Системная природа права

Система права имеет объективный характер, так как отражает реально существующую систему общественных отношений и не может строиться по субъективному усмотрению людей.

Система права выступает как нормативное выражение системности регулируемых им общественных отношений. Она обусловлена историческими, религиозными, национально-этническими и другими факторами, образом жизни и менталитетом населения.

Система права — это внутреннее строение действующего в государстве права, отражающее единство составляющих его норм и их объединение во взаимосвязанные и взаимодействующие правовые общности.

Любая единичная правовая норма приобретает качество, свойственное праву в целом, лишь будучи включенной в его общую систему. Итак, вопрос о системе права — это вопрос о том, как право организовано изнутри, из каких элементов и подсистем оно состоит.

Систему права не следует смешивать с двумя другими, близкими, но не идентичными ей явлениями и понятиями:

  • правовой системой;
  • системой законодательства.

Правовая система

Долгие годы понятие системы права рассматривалось как тождественное понятию правовой системы. Однако в последние годы при всем разнообразии взглядов выработалось определенное мнение.

Под правовой системой подразумевается вся правовая жизнь страны, рассматриваемая через призму системности. Это комплексная, интегрированная категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность.

По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система — это «вместилище, сосредоточие разнообразных юридических явлений». Если выражение «правовая система» было лишь простым синонимом объективного (или позитивного) права, то его значение было бы сомнительным. Отсюда можно сделать вывод, что категория «правовая система» гораздо шире, чем понятие «система права», поскольку она характеризует не только систему права, но и все правовое развитие конкретной страны, в том числе структуру законодательства — систему законодательства.

Система законодательства

Система законодательства представляет собой совокупность существующих в том или ином государстве нормативных правовых актов (конституций, законов, указов, статутов, декретов, постановлений правительства и др.), подразделяющуюся в соответствии с различными критериями на качественно определенные части (например, законы и подзаконные акты) и являющуюся одной из внешних форм выражения правовых норм. В юридической науке давно сложилось понимание системы законодательства как явления, в большей степени зависимого от воли законодателя, который руководствуется при этом практическими соображениями. Система права складывается в каждой стране исторически, соответственно опосредуемым правом общественным отношениям, система же законодательства является результатом его целенаправленною упорядочения.

Немаловажное значение для разграничения правовой системы и системы права имеет то обстоятельство, что национальная правовая система имеет общие черты с правовыми системами других государств, на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества — религия, философия, мораль, художественная культура, а также политика, политическая культура. Таким образом, правовая система — часть общесоциальной системы. Все это позволяет сопоставить правовую систему с другими, столь же широкими системами — экономической, политической, моральной, выявить их специфику, возможности, формы взаимодействия как однопорядковых по своему уровню явлений. Современная теория права должна подняться на такой уровень обобщения, чтобы можно было более глубоко и всесторонне анализировать и оценивать возникшую сегодня новую правовую реальность как целостный феномен, систему.

Система российского права

Правовые нормы взаимосвязаны и составляют систему права.

Отрасль права — это объективно обособившаяся внутри системы права совокупность взаимосвязанных норм, объединенных общностью предмета и метода правового регулирования.

Важно иметь в виду, что отрасль права может сложиться только как часть системы права. Вместе с тем она обладает относительной самостоятельностью, что выражается в целостности ее функций и автономности функционирования.

Система российского права — это его деление на отрасли по основным видам общественных отношений, регулируемых нормами права.

Различают следующие основные отрасли системы российского права:

  • государственное (конституционное)
  • административное
  • финансовое
  • земельное
  • лесное
  • горное
  • водное и др. отрасли природоохранного права
  • гражданское право
  • трудовое
  • семейное
  • сельскохозяйственное
  • отрасли, регулирующие охрану правопорядка, прав и свобод граждан и организаций
  • уголовное право, право судоустройства и прокурорского надзора
  • арбитражно-процессуальное, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право
  • исправительно-трудовое право

В юридической науке все отрасли права принято подразделять:

  • на профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы: конституционное право; три материальные отрасли — гражданское, административное, уголовное право, соответствующие им процессуальные отрасли — гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. В этой группе сконцентрированы главные, первичные с точки зрения правовой стороны юридические средства регулирования;
  • специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое, земельное, финансовое, семейное, уголовно-исполнительное право;
  • комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: предпринимательское, экологическое, морское, коммерческое право, право прокурорского надзора.

Некоторые крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще один компонент — подотрасли. Подотрасль права представляет собой объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное, избирательное, парламентское право. В гражданском праве в качестве подотраслей выступают авторское, обязательственное, наследственное право и др. В финансовом праве выделяются такие подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Внешним выражением подотрасли служит наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким (но не всем) правовым институтам данной отрасли. Отдельные отрасли права, в частности процессуальное, земельное, семейное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от института права подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли не является.

Профилирующие отрасли права

Среди профилирующих отраслей, входящих в систему права, центральное, определяющее место занимает конституционное (государственное) право, предметом которого являются отношения, связанные с принципами организации и работы органов государственной власти, государственного суверенитета, правового положения личности и т. д. Оно связано с реализацией суверенитета российского народа во всех его формах, обеспечением функционирования институтов представительной и непосредственной демократии. Обеспечение полновластия народа во всех сферах жизнедеятельности общества — исключительная прерогатива конституционного права, не свойственная какой-либо иной отрасли права.

Ведущая роль конституционного права обусловлена тем, что ее основным источником является Конституция РФ, нормы которой являются исходными для всех отраслей права. Например, конституционное право, закрепляя различные формы собственности, права собственника и т. п., устанавливает основы гражданского права, определяя основы бюджетной системы государства, систему налогов, нормы конституционного права, утверждает основы финансового права.

Гражданское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли, основываются не на подчиненности, а на автономии воли участников отношений, их имущественной независимости. Гражданско-правовые нормы устанавливают порядок возникновения, изменения, прекращения имущественных отношений, регулируют отношения собственности, договорные отношения и иные вопросы. Отношения в сфере гражданского права регулируются Гражданским кодексом РФ, федеральным гражданским законодательством.

Гражданское процессуальное право состоит из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским, трудовым, семейным делам. Иными словами, нормы гражданского процессуального права устанавливают права и обязанности суда при осуществлении правосудия, закрепляют правовой статус субъектов гражданского процесса, регламентируют ход судебного разбирательства и т. д. Основной источник гражданского процессуального права — Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Уголовное право как отрасль представляет собой совокупность юридических норм, которые устанавливают преступность и наказуемость деяний, наносящих вред личности, государству, обществу. Нормы уголовного права определяют преступления, очерчивают их круг, виды и размеры наказания за них и т. д. Таким образом, нормы уголовного права — это нормы-запреты. Они запрещают общественно опасные действия и бездействие людей под угрозой применения особых средств государственного принуждения — уголовного наказания. Источником уголовного права является Уголовный кодекс РФ.

Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, устанавливающие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность правоохранительных органов (суда, прокуратуры, органов дознания и т. д.) и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел. Они сосредоточены в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

Административное право регулирует управленческие отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. Нормами административного права регулируются публично-правовые отношения масти и подчинения, в которых одной из сторон обязательно выступает исполнительный орган власти (должностное лицо), наделенный государственно-властными полномочиями. Важнейший источник административного права — Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Специальные отрасли права

Рассмотрение специальных отраслей целесообразно начать с трудового права.

Трудовое право определяет порядок установления, изменения и прекращения трудовых правоотношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, дисциплинарную и материальную ответственность, охрану труда, порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных споров и т. д. Основным нормативным актом трудового права сейчас является Трудовой кодекс РФ.

Семейное право — это отрасль права, которая регулирует брач- но-семейные отношения как имущественного, так и личного неимущественного характера. Нормы семейного права устанавливают права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу, порядок вступления в брак и его расторжение и т. д. В основе семейного права Российской Федерации — Семейный кодекс РФ.

Финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере формирования государственного и местных бюджетов, их реализацию. Нормы этой отрасли регулируют порядок взимания налогов и других платежей в бюджет, а также другие вопросы. В отличие от административно- правовых финансовые правоотношения — это имущественные (денежные) отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства по поводу денежных средств. Особенностью финансового права является наличие в его составе подотраслей права — бюджетного, налогового, банковского. Нормы финансового права содержатся в Конституции РФ, Бюджетном кодексе РФ(БК РФ), Налоговом кодексе РФ(НК РФ) и иных нормативных правовых актах.

Комплексные отрасли права

Значительную роль в системе нрава играют комплексные отрасли. Так, экологическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Это относительно молодая ветвь права, воздействующая на отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды. Оно регулирует такие экологические отношения, которые возникают по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов: недр, лесов, атмосферного воздуха и т. д. Нормы экологического права содержатся в Водном кодексе РФ (ВдК РФ), Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и других нормативных правовых актах.

Предпринимательское право определяет порядок ведения самостоятельной деятельности граждан и юридических лиц, которая направлена на получение прибыли от выполненных работ, оказанных услуг’ и связана с риском самостоятельной имущественной ответствен ности предпринимателей.

Земельное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования. Важнейшим источником земельного права является Земельный кодекс РФ.

Ответы на экзаменационные билеты

Система российского права

Система права — совокупность правовых норм государства и её внутреннее строение, которое выражается в согласованности и упорядоченности норм права, в её единстве, и разделении на относительно самостоятельные части.

В системе права можно выделить три уровня: первый (низший) уровень составляют нормы права, второй — правовые институты, третий (высший) — отрасли права.

Первичным, исходным элементом системы права являются правовые нормы. Они объединяются в правовые институты и в отрасли права. Последние выступают в качестве подсистем единой системы права.

Институт права представляет собой совокупность (обособленный комплекс) взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определённый вид общественных отношений (например, институт собственности).

Институты права объединяют нормативные правовые акты и правовые нормы.

Отрасль права представляет собой совокупность (относительно самостоятельную подсистему) взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определённую сферу однородных общественных отношений (например, гражданское право), причём правовые нормы образуют отрасль через институты.

Вся система права подразделяется на отрасли.

Отрасли принято подразделять на материальные (основное их содержание составляет установление прав и обязанностей субъекта) и процессуальные (нормы процессуального права устанавливают порядок реализации норм материального права).

Отрасли права включают институты и могут включать подотрасли (например, избирательное право — подотрасль конституционного права), причём материальные отрасли могут включать процессуальные подотрасли и институты.

В современной российской системе права выделяются следующие основные отрасли: конституционное, гражданское, уголовное, административное, трудовое, семейное, финансовое, экологическое, земельное, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное право. Конституционное (государственное) право является ведущей отраслью российской системы права, оно устанавливает основы конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, его нормы составляют основу для других отраслей права.

Особое место занимают международное публичное право и международное частное право

1. конституционное (государственное) право — совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок и деятельность высших органов государственной власти в стране, национально-государственное устройство и т. п. Основным источником конституционного права Российской Федерации является конституция РФ;

2. административное право — совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти (в деятельности органов государственного управления). Важнейший источник административного права — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

3. гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения. Отношения в сфере гражданского права регулируются гражданским кодексом РФ, федеральным гражданским законодательством;

4) семейное право — отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений. В основе семейного права Российской Федерации лежит семейный кодекс РФ;

5. Трудовое право — совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п. Основным нормативно-правовым актом трудового права является трудовой кодекс РФ;

6. Финансовое право — отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений.

Нормы финансового права содержатся в Конституции РФ, законе о государственном бюджете, налоговом кодексе РФ и иных нормативно-правовых актах;

7) уголовное право — совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены. Источником уголовного права является уголовный кодекс РФ.

Современный период развития российской системы права характеризуется тем, что наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права наблюдается активный процесс формирования и развития новых отраслей, таких как экологическое право, торговое право, право социального обеспечения, банковское право, предпринимательское право и др.

Все указанные выше отрасли относятся к отраслям материального права, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.

Отраслями процессуального права , содержащим правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права, являются:

1) гражданско-процессуальное право — совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата.

Отношения в сфере гражданского судопроизводства регулируются гражданско-процессуальным и арбитражным кодексами;

2) уголовно-процессуальное право — совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел. Основным источником права данной отрасли является уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Источниками международного права служат международные договоры, соглашения, конвенции, заключаемые между государствами, а также уставы международных организаций.

Предмет правового регулирования — совокупность общественных отношений, регулируемых нормами права. Каждая отрасль права имеет свой предмет правового регулирования — соответствующие общественные отношения, предмет правового регулирования является основным критерием разграничения отраслей права.

Метод правового регулирования — совокупность способов, которыми право регулирует общественные отношения людей. Метод правового регулирования является дополнительным основанием разграничения права на отрасли.

Для императивного метода характерны подчинение, запрещение и обязывание (императивные нормы), для диспозитивного метода — равноправие сторон, дозволение, возможность выбора варианта поведения (диспозитивные нормы).

Императивный метод правового регулирования характерен для публично-правовых отраслей, таких, как конституционное, уголовное, административное право. Диспозитивный метод правового регулирования характерен для частно-правовых отраслей, в первую очередь для гражданского права.

5 система российского права и международное право

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Система российского права :

Пилипенко, Е. А.
Система российского права :Структурно-сравнительный анализ : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Современный этап развития юридической науки в России отличается прежде всего повышенным интересом к новым явлениям в правовой сфере. В этой связи совершенно оправданно появление целого ряда исследований, посвященных анализу роли права в становлении и развитии рыночной экономики, борьбе с коррупцией, организованной преступностью и другими наиболее опасными для общества негативными явлениями.

Наряду с этим продолжают оставаться актуальными и многие другие проблемы, связанные, в частности, с изменениями в самом праве, его структуре, в связи с новыми подходами к роли права в условиях экономических, социально-политических и правовых преобразований. Одной из таких проблем является проблема системы российского права (В.П. Реутов).

Ее состояние ныне характеризуется крайне сложными и противоречивыми процессами. Это отчасти объясняется тем, что реформы, проводимые в Российской Федерации, требуют интенсивного правотворчества, его всестороннего и эффективного воздействия на происходящие в стране процессы. Речь идет не только об улучшении законодательства или его реконструкции, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, соответствующих реальным условиям рыночной экономики, критериям правового государства, международным стандартам защиты прав и свобод личности.

Курс на ускорение реформ подталкивает законодателя к более оперативному регламентированию современных общественных отношений, что, естественно, сказывается на качестве права, его эффективности.

Практическое решение указанных проблем во многом зависит от уровня развития и познания системы российского права, его структурных элементов. В последнее время здесь появился ряд новых отраслей и институтов, которые вобрали в себя многочисленные особенности и специфику внутри-

федеративных отношений и обозначили процесс формирования двухуровневой инфраструктуры законодательства (федеральный и региональный). Так, новый Гражданский кодекс Российской Федерации расширил институты обязательственного права, включив туда следующие виды договоров: договоры по продаже недвижимости и предприятий (ст. 549 и 559 ГК РФ); договор финансирования под уступку денежного требования (ст. 824 ГК РФ); договор доверительного управления имуществом (ст. 1012 ГК РФ) и др.

В семейном праве одним из новых институтов стал договорный режим имущества супругов (гл. 8 Семейного кодекса РФ), закрепляющий процедуру заключения, изменения и расторжения брачного контракта, а также основания признания его недействительным.

Пополнился и Уголовный кодекс Российской Федерации, к примеру, за счет правовых институтов ответственности и наказания несовершеннолетних (гл. 28 УК РФ), рецидива преступлений и др.

Подобные изменения произошли и в других отраслях права. Одним словом, процесс развития и совершенствования системы российского права -объективен и динамичен.

Вместе с тем на сегодняшний день эта проблема не только не решена, но даже обострилась. Обострилась настолько, что в выступлениях на Всероссийской научной конференции по теме «Система российского права» в Московской юридической академии 14 ноября 2001 года звучала мысль о том, что в современной доктрине права понятие «отрасль права» оказалось девальвированным до такой степени, что им, по существу, стало невозможно пользоваться в практических целях и было предложено от него отказаться. Позиция весьма показательна.

Именно поэтому нужны научно обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию системы российского права, направленные на улучшение ее качественных характеристик, повышение эффективности

функционирования всех ее структурных элементов. Соответственно этому и была выбрана тема настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В перестроечный и постперестроечные периоды диссертационных работ по общей теории государства и права, посвященных проблеме системы права, ее структурного содержания, в российской юридической литературе не было. Многоаспектный характер темы обусловливает необходимость привлечения внимания к исследованию различных отраслей знаний с использованием работ в области частного и публичного права, теории права, философии, истории римского права, отечественной истории и т.д.

О системе права в области теории права в связи с исследованием вопросов правопонимания, правотворчества, частного и публичного права, системы законодательства писали: С.С. Алексеев, М.И. Байтин, В.М. Баранов, В.К. Бабаев, A.M. Витченко, Н.Н. Вопленко, Л.С. Галесник, Д.А. Керимов, Е.А. Киримова, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лазарев, Р.З. Лившиц, Н.И. Матузов, В.Ф. Машера, И.В. Павлов, Д.Е. Петров, С.В. Поленина, И.Н. Першина, Н.В. Разуваев, В.П. Реутов, В.П. Сальников, И.Н. Сенякин, В.Н. Синюков, В.М. Сырых, Л.Б. Тиунов, Ю.А. Тихомиров, В.А. Толстик, Ю.К. Толстой, А.Ф. Черданцев, Л.С. Явич и др.

Значительную помощь в работе над диссертационным исследованием оказало изучение трудов специалистов отраслевых юридических наук: Д.Н. Бахраха, И.В. Гущина, О.С. Иоффе, О.А. Красавчикова, В.П. Мозолина, В.И. Никитинского, Ю.К. Осипова, В.Д. Сорокина, М.Д. Шаргородского, B.C. Якушева и др.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации. Проанализирован ряд документов государств — участников Содружества Независимых Государств. Для сравнительного анализа были привлечены норма-

тивно-правовые акты СССР, РСФСР, союзных республик и законодательство других стран.

Объектом диссертационного исследования является система российского права как комплексное образование, структурные элементы которого регламентируют широкий круг общественных отношений, направленных на решение социально-экономических и политических задач российского государства.

Предметом исследования выступают теоретические основы и практическое значение формирования системы российского права, ее структурного содержания, анализируется правотворческая процедура, раскрывается взаимодействие российского и международного права.

Цель исследования заключается в научном осмыслении, анализе становления и развития системы российского права как целостного, многогранного, многофункционального правового феномена, позволяющего юридически правильно решать вопросы современного государственного строительства.

Для достижения указанных целей в работе решаются следующие исследовательские задачи:

— изучить и обобщить имеющиеся научные материалы, определить степень и уровень разработанности исследуемой темы в целом и по ее отдельным направлениям;

— рассмотреть основные тенденции развития системы российского права в современных условиях;

— проанализировать и внести необходимые коррективы в теоретическое определение системы российского права с учетом современных реалий;

— раскрыть структурное содержание системы российского права под углом зрения взаимосвязи и взаимообусловленности ее составных элементов;

— показать взаимодействие российского и международного права;

— определить свою позицию по ряду дискуссионных вопросов;

— внести соответствующие предложения и рекомендации по совершенствованию системы российского права.

Методологическая и теоретическая основы исследования. Методологическую базу исследования составили современные методы познания, применяемые юридической наукой и апробированные практикой. При написании работы использованы общенаучные методы — диалектический, исторический, логический, анализ и синтез, а также частнонаучные методы, в том числе: конкретно-социологический, статистический, моделирования, структурно-функциональный, метод сравнительно-правового анализа.

Теоретическую базу исследования составила специальная юридическая литература по обшей теории государства и права, другим отраслям юриспруденции, а также по философии, политологии, социологии. Кроме тою, использованы материалы ряда научно-практических конференций, посвященных данной проблеме.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней предпринята одна из первых попыток комплексного монографического теоретико-правового исследования проблем системы российского права. Научная новизна определяется также поставленными выше задачами и целями, самим подходом диссертанта к самостоятельной разработке сложной темы, сосредоточением внимания на наиболее важных и актуальных ее сторонах с учетом происходящих в обществе преобразований, связанных с формированием рыночных отношений, построением правового государства.

На защиту выносятся следующие положения, отражающие новизну проведенного исследования:

— на основе обобщения имеющихся теоретических источников, включая публикации последних лет, накопленного нормативного материала и данных юридической практики, рассматриваются этапы становления и развития системы российского права;

— анализируются основные тенденции формирования и развития системы российского права в современных условиях;

— дается общая характеристика структурных элементов системы российского права в тесной взаимосвязи с процессами модернизации действующего законодательства;

— обосновываются критерии деления системы права на отрасли и институты;

— показывается значение и роль частного и публичного в системе российского права;

— проводится сравнительный анализ системы права и правовой системы;

— анализируется соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства с учетом обновленного нормативного материала;

— показывается взаимодействие российского и международного права;

— вносятся практические предложения по совершенствованию и развитию системы российского права в современных условиях, механизма правового регулирования.

Научная и практическая значимость. Содержащиеся в диссертации теоретические обобщения, положения, выводы и предложения могут быть использованы в решении проблем правотворческой и правоприменительной деятельности, государственного управления, в процессе преподавания соответствующих разделов курса теории государства и права, написания дипломных и курсовых работ по данной тематике, в работе научных кружков студентов юридических вузов, в деле укрепления законности и правопорядка.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались по главам и в целом на заседаниях кафедры теории и истории государства и права Ростовского юридического института МВД России.

По этой проблематике автор выступал также на Межвузовской научно-практической конференции «Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности», научных конференциях, результаты которых отражены в 3-х публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи диссертационного исследования, его методологическая основа, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Понятие системы права и основные тенденции ее развития» раскрываются основные исторические этапы и тенденции развития системы права в настоящий период, определяются критерии ее деления на отрасли и институты.

Отмечается, что система права относится к числу центральных и «вечных» в юридической науке. И это понятно: система права представляет собой сложный, многоуровневый, динамичный механизм, обусловливающий социальную эффективность и ценность всех иных социально-правовых образований. Каждый новый шаг в освещении тех или иных граней системы права объективно означает создание определенных предпосылок эффективного функционирования государственного механизма, качественной и результативной регуляции общественных отношений.

В юридической литературе система права рассматривалась во многих ракурсах. Однако особый интерес в последнее время представляет осмысление данной проблемы под углом зрения ее структурно-сравнительного ана-

лиза. Такой аспект не был предметом специального диссертационного исследования представителями теории государства и права.

Необходимость изучения данной темы в наши дни во многом обусловлена еще и тем, что изменения, происходящие в социальной структуре российского общества, экономике, глубокие преобразования в политической сфере, настоятельно диктуют необходимость принципиального обновления системы российского права, всех ее структурных элементов.

Преобразования в обществе требуют создания надлежащей юридической базы и подталкивают законодателя к активному правотворчеству во всех отраслях, что сказывается на эффективности самого права, его системности. Система права показывает, из каких частей она состоит и как эти части соотносятся между собой.

Вопрос о критериях деления системы права на отрасли и институты постоянно находится в центре внимания ученых-юристов и явился предметом обсуждения ряда научных дискуссий.

В 1938 — 1940 гг. в советской литературе прошла первая из них. Было признано, что основным критерием деления норм права на отрасли является предмет правового регулирования, а метод выступает дополнительным критерием как производный от предмета. Структурными элементами предмета правового регулирования являются: субъекты; объекты регулируемых общественных отношений; социальные факты, способствующие возникновению соответствующих отношений; практическая деятельность людей.

В 1956 — 1958 гг. состоялась вторая дискуссия. В процессе ее почти всеобщее признание получил вывод о том, что вместе с предметом необходимо нераздельно рассматривать метод правового регулирования как единое основание деления норм права на отрасли. Проблему правовых методов было предложено рассматривать в двух аспектах: общего метода, который присущ системе права в целом, и отраслевого метода правового регулирования.

Структурными элементами метода правового регулирования выступают: установление границ регулируемых отношений; издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов; наделение участников общественных отношений правоспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнородные правовые отношения; определение мер ответственности на случай нарушения этих установлений (A.M. Витченко).

Далее дается характеристика отраслевых методов: императивного, диспозитивного, поощрительного и рекомендательного.

Под воздействием существенных корректив, внесенных второй дискуссией в решение вопросов системы права в 70-х — начале 80-х годов, отечественная юриспруденция стала неизмеримо больше уделять внимания анализу метода правового регулирования, что непосредственно связано с поиском путей и средств повышения эффективности права. В то же время для исследования правовых явлений на вооружение берется разработанная преимущественно философией теория систем. С этих позиций теоретические проблемы системы права составили предмет третьей дискуссии, кульминационным пунктом которой стали материалы «круглого стола» журнала «Советское государство и право» (1982 год).

Была предпринята попытка выделить новые приоритетные критерии деления права на отрасли, не отказываясь при этом от прежних положений, выработанных в процессе первых двух дискуссий. Предлагалось в качестве дополнительных критериев признать: механизм правового регулирования; принципы и функции правового регулирования; объект правового регулирования и т.д. Подобные новеллы не получили поддержки.

Таким образом, в отечественной юридической литературе в 50-е — 80-е годы остается разнобой в подходе к основаниям и критериям деления норм права на отрасли. Этим и объясняется, что 14 ноября 2001 года в Московской юридической академии прошла Всероссийская научная конференция

под названием «Система российского права». Ее участники, развернув четвертую дискуссию, единодушно отметили тот факт, что в современный период указанная проблема осталась вне поля зрения ученых, а в нынешней доктрине права понятие «отрасль права» оказалось размытым и обесцененным до такой степени, что им стало невозможно пользоваться на практике. Было предложено отказаться от него и считать, что есть конституционное право, шесть ветвей права (гражданское, трудовое, административное, налоговое, уголовное, процессуальное) и многочисленные правовые образования, функционирующие в отдельных сферах жизнедеятельности общества и государства. К сожалению, четких границ и критериев различия между ветвями права и правовыми образованиями сформулировать не удалось. Совершенно очевидно, что отказываться от использования привычного для российского юриста термина «отрасль права» нет никаких оснований. Просто нужны дополнительные аргументы для более четкого обоснования выделения конкретных отраслей права с учетом опыта прошедших ранее дискуссий. Большинство участников конференции остались на позиции двухэлементного состава критерия деления системы права на отрасли и институты — предмета и метода правового регулирования.

Рассматривая систему российского права как динамичное явление, автор обосновывает тенденции ее развития и выделяет:

а) общие, характерные для права в целом, включая систему права и систему законодательства;

б) тенденции развития исключительно системы права.

К общим тенденциям относятся:

1. Постепенное изменение соотношения «человек и право». С одной стороны, речь идет о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда были человек, его права и свободы! С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования. В настоящее время происходит выравнивание отношения между государством и

личностью с точки зрения объема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.

2. Децентрализация правового регулирования.

3. Интеграция в российское законодательство, в определенных случаях, общепризнанных принципов и норм международного права.

В числе тенденций развития системы российского права можно назвать такие:

1. Процесс постепенного накопления нормативного материала и его распределение на отрасли и институты.

2. Обусловленность системы права рыночными отношениями.

3. Нацеленность в сферу частной собственности.

4. Углубленная конкретизация демократических прав и свобод российских граждан.

5. Расширение системы права Российской Федерации за счет обновления ее субъектного состава.

6. Рост значения правового регулирования за счет комплексных структурных объединений юридических норм.

7. Сближение системы российского права с международным правом.

В главе анализируются соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства. При этом отмечается, что установление правильного соотношения между ними — важная не только теоретическая, но и практическая задача. Ее решение позволит обеспечить доступность, согласованность, сокращение множественности и дублирования нормативных актов, их эффективное применение на практике.

Таким образом, система права — это динамичное, объективно существующее строение права, характеризующееся согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием составляющих его норм, подразделяемых в соответствии с предметом и методом правового регулирования общественных отношений на отрасли и институты.

Во второй главе «Структурный состав системы российского права» выделяются и анализируются следующие структурные элементы системы права: нормы права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субннститут.

Первичным элементом системы права является юридическая норма, представляющая собой исходящее от государства и им охраняемое предписание, являющееся государственным регулятором общественных отношений. Их видовая характеристика весьма разнообразна.

По функциональному назначению нормы права разделяются на правила поведения и исходные нормы, которые, в свою очередь, подразделяются на общие и специальные.

В зависимости от предмета и метода правового регулирования, субъекта правотворчества, сферы действия юридические нормы могут быть отраслевыми, императивными, диспозитивными, поощрительными, рекомендательными, федеральными, региональными, локальными и т.д.

Регламентируя различные стороны общественных отношений, правовые нормы, в результате «разделения труда» между ними, предопределяют деление права на отрасли и институты. Такая дифференциация — закономерное явление, происходящее в праве, результат выполнения правовыми предписаниями разносторонних нагрузок в регулировании различных сфер общественной жизни.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Объективная необходимость предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь юридически оформляет эту потребность.

Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) Степень своеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отношения с по-

мощью норм других отраслей; г) необходимость применения особого метода регулирования.

Качественная однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. И, напротив, наличие или отсутствие той или иной отрасли права зависит от наличия или отсутствия соответствующих общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Отрасль не «придумывается», а рождается из социальных и практических потребностей.

Каждой отдельной отрасли присущь свой режим правового регулирования. Одна и та же норма не может одновременно регулировать два различных вида общественных отношений. Особенностью системы права является то, что входящие в ее состав отрасли, будучи взаимосвязанными, не дублируют, а, наоборот, дополняют друг друга, охватывают своим воздействием разнородный слой общественных отношений.

Признавая предмет и метод правового регулирования единым классифицирующим критерием отраслей права, мы приходим к выводу, что комплексные отрасли права не существуют, а имеются комплексные отрасли законодательства.

Наряду с этим мы поддерживаем и развиваем называемые в литературе характерные черты отрасли права.

1. Общие системные признаки — функциональность и субстанцнонность в их сочетании характеризуют отрасль права как самостоятельный элемент системы. Эти признаки свойственны не только отрасли права, но и всякому элементу системы, каждый из которых представляет собой подсистему нижестоящего уровня. Применительно к отрасли права функциональными качествами следует считать государственно-волевой характер, нормативность и свойство официально-властного регулятора общественных отношений; общеправовые принципы и функции.

2. Каждая отрасль права имеет свой объект и предмет регулирования, которые тесно соотносятся между собой, но не совпадают. Понятие объекта шире, им охватываются все общественные отношения, которые регулируются правом и вследствие этого становятся правовыми.

Предмет регулирования отрасли права — это определенная часть, сторона, однородная сфера общественных отношений, охватываемая данным нормативным образованием. Предмет правового регулирования одной отрасли права не может совпадать с предметом другой отрасли.

3. Каждой отрасли права присущь определенный метод или совокупность методов правового регулирования, которые отвечают на вопросы -как, каким образом, посредством каких приемов та или иная отрасль права воздействует на определенный круг общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования данной отрасли (М.И. Байтин, Д.Е. Петров).

4. Наличие определенного режима как особой системы правового воздействия, с помощью которой отрасль права становится относительно замкнутым «механизмом регулирования».

В работе дается краткая характеристика основных отраслей права.

Хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Такое положение объясняется тем, что различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу.

Поэтому в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. Они представляют собой целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наслед-

ственное право; в конституционном — избирательное право; в трудовом — пенсионное и т.д.

В отличие от правового института подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. В некоторых, например, уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве подотраслей вообще нет.

Составной частью, центральным звеном отрасли права выступает правовой институт. Он представляет собой обособившийся комплекс правовых норм, регулирующих с помощью специфических приемов и способов однородный вид или сторону общественных отношений. Если юридическая норма — исходный элемент правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность.

В каждой отрасли правовых институтов множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

В диссертации правовые институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые, общие и специальные, простые и сложные, материальные и процессуальные, регулятивные и охранительные, учредительные и комплексные и т.д.

Определенные части комплексного института права, регулирующие какие-либо фрагменты юридически значимой деятельности, образовывают нередко самостоятельные подразделения, которые называются субинститутами. Примерами сказанного могут служить субинституты штрафа и неустойки института поставки в гражданском праве и т.п.

В третьей главе «Частное и публичное в системе российского нрава» подчеркивается, что характеристика системы права была бы неполной без рассмотрения вопроса о делении права на частное и публичное. Правильная оценка природы связей между публичным и частным правом, с одной стороны, и охватываемыми ими отраслями права — с другой, имеет не только

теоретический интерес. Она также крайне важна при анализе процесса формирования и развития в современных условиях системы права и опосредованно — как один из ориентиров для законодателя.

В современных условиях создания рыночной экономики частная собственность легализована и законодательно закреплена, ибо без этого невозможно формирование правового государства, стимулирование частнопредпринимательской деятельности. Однако после долгих лет доминирования в нашем государстве отраслей публичного права приоритет упорно стал отдаваться частному праву как основному регулятору рыночных отношений. При этом публичное право незаслуженно уходит на второй план. Между тем частное право, частный интерес, не отвечающий публичным интересам государства и общества, не может рассчитывать на охрану и юридическую защиту.

Понятия «публичное» и «частное» являются соотносимыми. Каждое из них имеет значение только в связи с другим и вне этого теряет свой смысл.

Публичное и частное как правовые начала, взятые в единстве и взаимодействии, составляют суть правового дуализма. И то, и другое имеет характерные признаки, на которые справедливо указывает Ю.А. Тихомиров.

Для публичного права присуще следующее: ориентация на удовлетворение публичных интересов; одностороннее волеизъявление субъектов права; иерархические отношения субъектов и соответствующая субординация правовых актов и норм; преобладание директивно-обязательных предписаний; нормативно-ориентирующее воздействие; прямое применение санкций, связанных с ограничениями использования ресурсов и т.д.

Характерными особенностями частноправового регулирования общественных отношений являются: преобладание диспозитивных норм; равенство субъектов правоотношений; свободное волеизъявление субъектов при

реализации своих прав; ответственность по своим обязательствам и действиям; широкое использование договорной формы регулирования; гарантированная судебная защита; преимущественная ориентация на удовлетворение личных, частных, корпоративных интересов. Вот почему попытка рассматривать отрасли публичного и частного права в контексте противопоставления и искусственной изоляции не отвечают общему смыслу правового регулирования, логике построения и развития системы законодательства. Главное заключается в умелом сочетании методов публично-правового и частноправового регулирования и гибком изменении их соотношения с учетом меняющихся ситуаций в экономике и социальной сфере.

В работе рассматриваются критерии разграничения права на частное и публичное. Такая дифференциация проводится по принципу организационного построения отношений между субъектами права; по субъекту права и по сфере его реализации; по средствам защиты и по форме ответственности; по основным началам частного и публичного законодательства; по уровню развития в системе законодательства частноправовых и публично-правовых институтов; по сфере формирования условий и причин возникновения права; по юридическим функциям; по методу правового воздействия на регулируемые общественные отношения; по законному интересу; по времени возникновения права; по видам субъектов регулируемых общественных отношений и т.д.

Предпосылками приведенной градации права на частное и публичное являются:

1) необходимость отдельного рассмотрения норм частноправового характера в целях координации их развития и совершенствования правового регулирования частной сферы;

2) необходимость определения сущности российской правовой системы и ее основного тезиса: права человека как высшая ценность;

3) необходимость разработки предмета исследования теории ценностей частного права;

4) необходимость определения и обоснования правового содержания принимаемых законом и актов органов государственной власти;

5) необходимость выработки механизма реализации частного права, его защиты и гарантий осуществления;

6) необходимость изучения коллизий в вопросах частного и публичного права, недопущение превышения прав одних субъектов перед другими;

7) недопущение преобладания частных интересов перед публичными и наоборот.

В диссертации приводится градация отраслей права на частное и публичное.

В систему частного права России входят: гражданское право; семейное право; торговое право; предпринимательское право и др.

Систему публичного права составляют: конституционное право, административное право, уголовное право, арбитражный процесс, финансовое право, административно-процессуальное право, земельное право и некоторые другие отрасли.

Если обратиться к правовой карте мира, то можно назвать следующие правовые семьи частного права: романская, французская, германская, скандинавская, англо-американская, российская, право стран Дальнего Востока, исламское право, индусское право.

Следует подчеркнуть, что в рамках каждой из названных правовых семей имеются и нормы публичного права. Сложились целые комплексные образования, в которых в разных пропорциях присутствует одновременно и то и другое.

Таким образом, концепция правового дуализма выявляет и объясняет разные формы разделения правового материала. На уровне юридических норм сравнительно четко фиксируется разграничение нормативно-правовых

предписаний, отражающих интересы субъектов жизнедеятельности и придающих им форму частноправовых или публично-правовых интересов. Разделенность права на уровне отраслей утрачивает устойчивость и четкость границ размежевания, дополняется взаимопроникновением частноправовых и публично-правовых элементов из одной сферы в другую. Такова динамика их существования и развития — она объективна и неумолима.

В четвертой главе «Система права и правовая система: сравнительный анализ» отмечается, что система права находится в разносторонних связях со многими правовыми явлениями, но особым интерес представляет ее соотношение с правовой системой как совокупностью внутренне согласованных, взаимосвязанных юридических средств, с помощью которых государство оказывает необходимое воздействие на общественные отношения. Элементы правовой системы объединены общими целями, задачами, выполняют некоторые общие функции.

Сущность правовой системы заключается в том. что она выражает баланс интересов различных социальных групп и слоев общества. Правовая система выступает важнейшим стабилизирующим и организующим фактором. Эту цель она достигает с помощью всех своих структурных элементов, к которым относятся: 1) право как совокупность создаваемых и охраняемых государством норм; 2) законодательство как форма выражения этих норм; 3) правовые учреждения, осуществляющие правовую политику государства; 4) судебная и юридическая практика; 5) механизм правового регулирования; 6) правореализационный процесс; 7) права, свободы и обязанности граждан; 8) система складывающихся и функционирующих в обществе правоотношений; 9) законность и правопорядок; 10) субъекты права; М) правовая идеология; 12) систематизирующие связи, обеспечивающие единство, целостность и стабильность системы; 13) иные правовые явления, образующие «инфраструктуру» правовой системы (Н.И. Матузов).

Все элементы правовой системы тесным образом связаны друг с другом, но вместе с тем обладают и относительной самостоятельностью.

Правовую систему можно рассматривать как известную нормативную основу для всех иных социальных систем: политической, экономической, культурной и других, ибо многие ее элементы носят нормативный характер и служат общими ориентирами для соответствующих видов деятельности. Разумеется, степень нормативности у разных правовых явлений различна.

Особый колорит имеет соотношение правовой системы с системой права. И право, и правовая система представляют собой сложные, многоплановые, разноуровневые социальные явления. Эти категории самостоятельны и не совпадают одна с другой. Они могут и должны дополнять друг друга, но ни в коем случае не подменять одна другую. Они соотносятся как часть и целое.

Право представляет собой лишь один из элементов правовой системы и характеризует его внешнюю структуру, включающую такие взаимосвязанные образования, как отрасли, подотрасли, институты и субинституты, является непосредственным результатом и выражением свойственного правовому регулированию процесса специализации.

Право, будучи системой юридических норм, обязательных для исполнения и опирающихся на возможность применения государственного принуждения, является нормативной базой всей правовой системы.

Действующая сегодня в России система права — несовершенна. Бросается в глаза ее неэффективность, отставание от реальных потребностей развития общества. Многие нормы архаичны, новые, вопреки потребностям, не появляются, к другим еще не привыкли.

Обилие юридической информации требует определенного порядка и организованности в системе распределения правовой материи. Законодательный шквал создает опасность правовой инфляции в стране, лишает

неквалифицированного участника правоотношений возможности пользования многими источниками права.

Воздействие права на социальную действительность прямо связано с функционированием правовой системы, всех ее элементов. Вне правовой системы оно не могло бы достичь конечных целей.

Важной задачей, стоящей перед правовой системой общества, является стремление к органическому взаимодействию публичного и частного права. Нельзя предавать забвению публичное право, равно как недопустимо поглощение интересов индивида, коллективов, отдельных социальных групп государственно-аппаратным интересом, что самым негативным образом влияет на основные сферы человеческой деятельности: экономику, политику, культуру, влечет за собой неэффективность, разбалансированность правовой системы.

В заключение главы делаются следующие выводы:

1. Право (его система) и правовая система соотносятся между собой как часть и целое. В силу этого они обладают некоторыми общими чертами.

2. Право с его структурными элементами выступает как центральный элемент и нормативная основа правовой системы.

3. Право проявляет свою наибольшую эффективность только в совокупности со всеми другими элементами правовой системы, а не изолированно.

4. Право, понимаемое даже в широком смысле, не тождественно правовой системе и эти понятия не взаимозаменяемы.

5. Проводимая в стране правовая реформа предполагает дальнейшее совершенствование всей правовой системы Российской Федерации. Такое реформирование включает в себя принятие новых нормативных актов, улучшение действующего законодательства и реформирование правовых структур и механизмов, призванных его реализовать (И.В. Петелина).

В пятой, заключительной главе диссертации «Взаимодействие российского и международного права в современных условиях» акцентируется внимание на то, что проблема соотношения международного и внутригосударственного права имеет много аспектов. По-прежнему продолжается традиционный спор между сторонниками двух теорий в этом вопросе: монистической и дуалистической.

Согласно монистической теории международное и внутригосударственное право представляют собой единую правовую систему.

Дуалистическая же теория строится на том, что международное и внутригосударственное право — две различные правовые системы.

Представляется, что дуалистическая теория более убедительна и логична. Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство не может считать его своим. Оно занимает особое место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а международные отношения.

Россия признала приоритет международного права над внутригосударственным, особенно в гуманитарной области. В Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Однако это вовсе не значит, что международное право входит в систему права Российской Федерации в качестве самостоятельной отрасли. Да и в правовую систему России оно включается не в полном объеме, а лишь в той мере, в какой выступает источником права страны и не противоречит ее национальным интересам.

Россия, вступив в Совет Европы, взяла на себя ряд важных обязательств. Она все более интегрируется в мировое сообщество, развивает сотрудничество с другими государствами, участвует в разрешении региональных конфликтов. С другой стороны, возросла роль международного права во внутренней жизни нашей страны.

Мировая практика свидетельствует, что для имплементации норм международных соглашений во внутригосударственной сфере обычно требуется соблюдение следующих условий: положения договора не должны противоречить конституции государства; согласие на действительность договора для государства должно быть выражено в соответствии с нормами внутригосударственного законодательства; необходимо принятие внутригосударственного акта, на основании которого и будут реалнзовываться положения договора.

Как следует из п. 4 ст. 15 Конституции РФ, все общепризнанные принципы и нормы международного права действуют на территории Российской Федерации непосредственно и являются обязательными для всех государственных и муниципальных органов, включая суды. Смысл, содержанке и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной, судебной власти должны определяться и регулироваться не только общепризнанными нормами, регулирующими права и свободы граждан, но и иными общими нормами международного права, включая императивные. Данная позиция полностью соответствует современному международному праву и подтверждается судебной практикой Российской Федерации.

Вопрос о приоритете общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России приобретает особую актуальность в свете проблемы создания механизма исполнения ст. 46 Конституции РФ, провозглашающей право каждого человека обращаться в международные организации для защиты своих прав при условии, что им исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Ратификация нашей страной Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод и признание обязательной юрисдикции Европейского Суда по правам человека позволяет любым лицам, их группам направлять жалобы непосредственно в этот судебный орган, что ставит под сомнение окончательность принимаемых Конституционным Судом РФ ре-

шений по вопросам прав и свобод человека и гражданина, ибо его решения по данному вопросу могут быть обжалованы в Европейский Суд. Налицо пробел в соотношении внутреннего и международного процессуального законодательства.

В общем виде соотношение международно-процессуальных норм и процессуальных норм российского права состоит в следующем:

а) российские процессуальные нормы должны соответствовать международным процессуальным предписаниям. Приоритет последних необходимо учитывать при принятии национального законодательства;

б) международно-процессуальные и российские процессуальные нормы регулируют однородные общественные отношения, отличие же состоит лишь в субъектном составе;

в) указанные нормы схожи по своей структуре;

г) отличаются данные предписания и по субъекту, принявшему эти нормы. Если международно-процессуальные нормы принимаются международными организациями, то российские — соответствующими правотворческими органами.

В условиях федеративного государства действие норм международного права обеспечивается двумя путями:

— напрямую «по цепочке» федеральных органов, когда министерства и ведомства обеспечивают их выполнение через свои подчиненные структуры;

— на уровне субъектов Российской Федерации, когда органы государственной власти субъектов Федерации обеспечивают их выполнение в рамках своей компетенции (В.А. Толстик).

Не случайно Конституция РФ относит выполнение международных договоров России к совместному ведению с ее субъектами.

В заключении подведены итоги исследования и сформулированы основные выводы.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Пилипенко Е.А. Частное и публичное в системе российского права. Учебное пособие. — Ростов н/Д, 2003. — 1,8 п.л.

2. Макеев В.В., Пилипенко Е.А. Система права и правовая система: компаративный анализ. Учебное пособие. — Ростов н/Д, 2003. — 1,5 /0,75 п.л.

3. Пилипенко Е.А. Проблемы взаимодействия российского и международного права// Вестник Волжского университета им В.Н. Татищева. Серия «Юриспруденция». Вып. 34. — Тольятти, 2003. — 1,0 п.л.

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст книги, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Еще по теме:

  • Мировой суд г пыть-яха Судебный участок № 2 Пыть-Яхского судебного района Понедельник 9:00-18:00 Вторник - Пятница 9:00-17:00 Прием граждан и документов работниками аппарата мирового судьи осуществляется в течение Территория города Пыть-Яха: микрорайоны 3 […]
  • Гибдд страховка без техосмотра Можно ли оформить страховку ОСАГО без техосмотра? Многих водителей волнует вопрос – можно ли оформить ОСАГО, не проходя техосмотр. Ситуации бывают разные, иногда страховка нужна срочно, а оформлять транспортную карту законно нет […]
  • Анкудиновка земельный участок Деревня Анкудиновка продажа земельных участков ИЖС Уникальный лес рядом с загородным домом рядом с Нижний Новгородом. Направление и шоссе: Кстовское направление, рядом с деревней Анкудиновка Кстовского района Удаленность от Нижнего […]
  • Срочно деньги в долг под расписку в курске Дам деньги в долг в Курске частное лицо Оформляем кредит через один,свой банк. Работаем с любой кредитной историей. Работаем с испорченной кредитной историей, просрочками, стоп листами и т.п. Проводим заявку без прохождения кредитного […]
  • Как сдать экзамен для получения вида на жительство Экзамен на вид на жительство Перед началом тестирования экзаменатор сообщит вам инструкцию по выполнению теста, время выполнения теста и правила прохождения компьютерного тестирования. Все уточняющие вопросы по процедуре экзамена вы […]
  • Налоговый вычет на 4 детей в 2018 году Стандартный налоговый вычет на 3 и 4 ребенка в 2018 году Последнее обновление 2018-05-31 в 13:24 Порядок расчета налогового вычета на третьего ребенка в 2018 году не претерпел изменений. Основные принципы его начисления заложены в ст. 218 […]