Конституционное право Российской Федерации — Баглай М.В — Учебник — 2007 — 6 — е издание

Конституционное право Российской ФедерацииБаглай М.ВУчебник — 2007 — 6 — е издание

Настоящий учебник, представляющий собой шестое, измененное и дополненное, издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором юридических наук.
В нем освещаются институты конституционного права, которое формируется и развивается после принятия Конституции РФ 1993 г. Читатель получит знания обо всех новых законах, регулирующих права и свободы граждан, механизм государственной власти. Отличительной чертой данного учебника является стремление автора углубить теоретические знания по всем вопросам, а также ввести в учебный процесс практику Конституционного Суда РФ.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и других гуманитарных вузов и факультетов и всех тех, кто интересуется вопросами российского конституционного права.

Содержание
Предисловие
Раздел I. Основы теории конституционного права
Глава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права как отрасли права

§ 1. Понятие и роль
§ 2. Предмет
§ 3. Конституционное право или государственное право? Спор о терминах
§ 4. Социальная природа российского конституционного права
§ 5. Конституционно-правовые отношения и нормы
§ 6. Конституционное право и политическая система
Глава 2. Источники и система конституционного права
§ 1. Источники
§ 2. Система конституционного права
§ 3. Коллизии в конституционном праве
§ 4. Ответственность в конституционном праве
Глава 3. Исторические этапы развития конституционного права России и науки о нем
§ 1. Дореволюционное конституционное (государственное) право
§ 2. Тоталитарное конституционное (государственное) право
§ 3. Демократическое конституционное право
Раздел II. Конституция
Глава 4. Основы конституционной теории

§ 1. Конституция и государство
§ 2. Определение конституции и ее содержание
§ 3. Прямое действие конституции
§ 4. Виды конституций
§ 5. Конституции в федеративном государстве
§ 6. Соблюдение и охрана конституции
§ 7. Толкование конституции
Глава 5. Особенности принятия Конституции Российской Федерации 1993 года
§ 1. Необходимость смены Конституции
§ 2. Конституционная комиссия
§ 3. Конституционное совещание
§ 4. Развитие конституционного кризиса
§ 5. Референдум и выборы 12 декабря 1993 года
§ 6. Конституционное развитие после принятия Конституции
Раздел III. Основы конституционного строя
Глава 6. Гуманистические основы конституционного строя
§ 1. Понятие конституционного строя
§ 2. Человек, его права и свободы — высшая ценность
§ 3. Суверенитет народа
Глава 7. Конституционные характеристики Российского государства
§ 1. Демократическое государство
§ 2. Федеративное государство
§ 3. Правовое государство
§ 4. Социальное государство
§ 5. Светское государство
§ 6. Республиканская форма правления
Глава 8. Основы организации государственной власти и местного самоуправления
§ 1. Суверенитет Российской Федерации
§ 2. Разделение властей
§ 3. Органы государственной власти
§ 4. Местное самоуправление
Глава 9. Экономические и политические основы конституционного строя
§ 1. Принципы рыночной экономики
§ 2. Собственность
§ 3. Земля и другие природные ресурсы
§ 4. Идеологическое и политическое многообразие
§ 5. Общественные объединения
Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
Глава 10. Общие положения

§ 1. Учение о свободе
§ 2. Природа конституционных прав и свобод
§ 3. Права человека и права гражданина: в чем отличие? 183
§ 4. Международно-правовой базис прав человека
§ 5. Классификация прав и свобод
§ 6. Ограничения прав и свобод
§ 7. Равенство и равноправие
Глава 11. Личные права и свободы
§ 1. Право на жизнь
§ 2. Достоинство личности
§ 3. Право на свободу и личную неприкосновенность
§ 4. Право на частную жизнь
§ 5. Неприкосновенность жилища
§ 6. Национальная принадлежность
§ 7. Свобода передвижений и места жительства
§ 8. Свобода совести и вероисповедания
§ 9. Свобода мысли и слова
Глава 12. Политические права и свободы
§ 1. Свобода печати и информации
§ 2. Право на объединение
§ 3. Право на мирные собрания и публичные манифестации
§ 4. Право участвовать в управлении делами государства
§ 5. Право избирать и быть избранными
§ 6. Равный доступ к государственной службе
§ 7. Право участвовать в отправлении правосудия
§ 8. Право обращений
Глава 13. Экономические, социальные и культурные права
§ 1. Право на экономическую деятельность
§ 2. Право частной собственности
§ 3. Трудовые права и свободы
§ 4. Защита материнства, детства и семьи
§ 5. Право на социальное обеспечение
§ 6. Право на жилище
§ 7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
§ 8. Право на образование
§ 9. Свобода творчества
§ 10. Право на участие в культурной жизни
Глава 14. Конституционные гарантии прав и свобод
I. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина
§ 1. Защита прав и свобод — обязанность государства
§ 2. Самозащита прав и свобод
§ 3. Судебная защита
§ 4. Международная защита
§ 5. Возмещение вреда
§ 6. Неотменяемость прав и свобод
§ 7. Возраст
II. Конституционные гарантии правосудия
§ 1. Гарантии подсудности
§ 2. Право на юридическую помощь
§ 3. Презумпция невиновности
§ 4. Запрет повторного осуждения
§ 5. Недействительность незаконно полученных доказательств
§ 6. Право на пересмотр приговора
§ 7. Гарантия от самообвинения
§ 8. Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью
§ 9. Запрет обратной силы закона
Глава 15. Конституционные обязанности человека и гражданина
§ 1. Равенство обязанностей
§ 2. Соблюдение Конституции и законов
§ 3. Уважение прав и свобод других лиц
§ 4. Забота о детях и нетрудоспособных родителях
§ 5. Получение основного общего образования
§ 6. Забота о памятниках истории и культуры
§ 7. Уплата налогов и сборов
§ 8. Сохранение природы и окружающей среды
§ 9. Защита Отечества
Глава 16. Гражданство
§ 1. Понятие гражданства
§ 2. Двойное гражданство
§ 3. Гражданство и брак
§ 4. Приобретение гражданства
§ 5. Прекращение гражданства
§ 6. Государственные органы по делам гражданства
§ 7. Правовое положение иностранцев
§ 8. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
§ 9. Право на политическое убежище. Экстрадиция
Раздел V. Федеративное устройство
Глава 17. Общие положения
§ 1. Понятие и формы государственного устройства
§ 2. Исторические этапы российского федерализма
§ 3. Общая характеристика современного российского федерализма
Глава 18. Конституционно-правовой статус Российской Федерации
§ 1. Состав субъектов Федерации
§ 2. Территория Российской Федерации
§ 3. Государственный язык
§ 4. Таможенная, денежная и налоговая системы
§ 5. Предметы ведения Российской Федерации
§ 6. Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов
§ 7. Правовая система Российской Федерации
§ 8. Организация исполнительной власти. Федеральные округа
§ 9. Единая судебная власть и прокуратура
§ 10. Основания для федерального вмешательства в права субъектов Федерации
§ 11. Участие в межгосударственных объединениях. Содружество Независимых Государств
§ 12. Государственные символы и столица
Глава 19. Субъекты Российской Федерации
§ 1. Правовой статус субъектов Российской Федерации
§ 2. Особенности правового статуса республик
§ 3. Особенности правового статуса автономий
Раздел VI. О р г а н ы государственной в л а с т и в Российской Ф е д е р а ц и и
Глава 20. Общая характеристика органов государственной власти
§ 1. Понятие органа государственной власти
§ 2. Классификация органов государственной власти
§ 3. Федеральные органы государственной власти с особым статусом
Глава 21. Избирательная система и референдум Российской Федерации
§ 1. Значение выборов в демократическом государстве
§ 2. Понятие избирательной системы и избирательного права
§ 3. Система правовых актов о выборах и референдуме
§ 4. Принципы избирательного права (избирательной системы)
§ 5, Международно-правовые стандарты
§ 6. Проведение выборов (избирательный процесс)
§ 7. Референдум
§ 8. Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации
Глава 22. Президент Российской Федерации
§ 1. Положение Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти
§ 2. Порядок избрания Президента Российской Федерации. Прекращение его обязанностей
§ 3. Полномочия Президента Российской Федерации
Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации
§ 1. Исторические корни принципа народного представительства
§ 2. Федеральное Собрание в системе органов государственной власти Российской Федерации
§ 3. Структура Федерального Собрания. Состав палат
§ 4. Порядок выборов депутатов Государственной Думы
§ 5. Формирование Совета Федерации
§ 6. Внутренняя организация палат. Регламенты
§ 7. Компетенция Федерального Собрания
§ 8. Порядок принятия федеральных законов
§ 9. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
Глава 24. Правительство Российской Федерации
§ 1. Общая характеристика роли исполнительной власти
§ 2. Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти
§ 3. Состав, формирование и отставка Правительства Российской Федерации
§ 4. Компетенция Правительства Российской Федерации
§ 5. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации
§ 6. Акты, издаваемые Правительством Российской Федерации
Глава 25. Судебная власть
§ 1. Общая характеристика организации и функций судебной власти
§ 2. Конституционно-правовой статус судей
§ 3. Конституционный Суд Российской Федерации
§ 4. Верховный Суд Российской Федерации
§ 5. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
§ 6. Прокуратура Российской Федерации
Глава 26. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
§ 1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов Российской Федерации
§ 2. Органы исполнительной власти
§ 3. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации
§ 4. Органы судебной власти
Раздел VII. Местное самоуправление
Глава 27. Организация местного самоуправления
§ 1. Конституционно-правовые основы
§ 2. Органы и должностные лица местного самоуправления
§ 3. Формы прямого волеизъявления граждан
§ 4. Финансово-экономическая основа местного самоуправления
§ 5. Гарантии местного самоуправления
§ 6. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
Раздел VIII. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации
Глава 28. Общие положения
§ 1. Теоретические основы учредительной власти, правомочной изменять конституцию
§ 2. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации
§ 3. Изменение состава Российской Федерации и наименований субъектов Российской Федерации

§ 3. Суверенитет народа

Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII–XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы по-

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 104

лученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независимость), разработанное еще в XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было использовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.

Позже, в XX в. возникло понятие «суверенитет нации», которое отождествлялось с неким полновластием нации или правом нации на самоопределение вплоть до создания национального государства. По своей природе и скрытому смыслу это не юридическое понятие, ибо ни одно многонациональное государство не станет закреплять «право» на разрушение своего единства. Европейское сообщество, стремясь поставить барьер опасным тенденциям национализма и сепаратизма, выдвинуло и закрепило в Заключительном акте Хельсинкского Совещания принцип территориальной целостности и нерушимости границ государств европейского континента. С позиций здравого смысла нетрудно понять, что в многонациональном обществе государство не может позволить себе быть однонациональным, без риска вызвать национальную рознь. Демократическое правовое государство исключает дискриминацию по национальному признаку и обеспечивает гражданам всех национальностей право на реализацию своих национальных культурных интересов. Политические формы для этого – автономия, федерация и конфедерация. И только безответственные националисты и сепаратисты, в сущности, добивающиеся национальных привилегий и тем самым отвергающие равенство, могут в наше время выдвигать требования раскола существующих и создания новых государств на основе «права наций на самоопределение». Это особенно опасно в такой стране с этнически смешанным населением, как Россия, национальный сепаратизм здесь напрямую ведет к межнациональной розни и гражданской войне.

Конституция РФ дает достаточные основания для разрешения противоречия «двух суверенитетов». В ст. 3 говорится: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Народ, следовательно, понимается как единый и неделимый субъект – источник права. Любая нация реализует свои национальные интересы в рамках этого понятия, она, безусловно, полновластна и защищена от лю-

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 105

бой формы дискриминации, а тем более угнетения со стороны кого бы то ни было. Однако это не означает, что любая нация вправе создать свое государство, суверенитет по смыслу ст. 3 Конституции принадлежит не отдельным частям населения, а российскому народу в целом, а следовательно, любые сепаратистские решения окажутся в противоречии с Конституцией. Необходимо учитывать, что понятие «многонациональный народ» радикально меняет свое содержание в демократическом обществе с правовым государством. Если в тоталитарном государстве под разговоры о народовластии были возможны репрессии в отношении целых наций, то гуманистическая трактовка понятия «народ» как равных граждан с гарантированными для всех правами и свободами это полностью исключает.

В конституционной теории развитых стран понятия «нация» и «народ» фактически отождествляются. В некоторых конституциях о суверенитете народа или нации вообще не упоминается (США), в других закрепляется суверенитет народа (Италия), в третьих есть упоминание о «национальном суверенитете» (Франция), но трактовка этого термина сливается с понятием «суверенитет народа». При любых формулировках или их отсутствии считается необходимым признать первоисточник власти, из чего никак не вытекает какой-либо легитимизации сепаратизма или, наоборот, национальной дискриминации.

Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущность. Верховную власть народа нельзя себе представить иначе, как власть, осуществляемую отдельными людьми – здесь коренится и определенная возможность манипулирования интересами и волей народа со стороны ложных пророков и потенциальных тиранов. Народ осознает себя носителем суверенитета только в отдельные периоды общественного развития – лучше, когда это происходит в конституционно обусловленных формах (референдум, выборы), хуже, когда возникают взрывы возмущения против насилия или массовое сопротивление несправедливой власти, чреватое кровопролитием и гражданской войной. Народ никогда не бывает един в своих целях, ибо различны интересы его социальных групп, поэтому отличать реализацию суверенитета народа от эгоистических устремлений к власти опытных демагогов часто бывает очень трудно, юридические принципы здесь помогают лишь в небольшой степени.

Отсюда исключительная важность правовой детализации принципа народного суверенитета, создания надежных

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 106

гарантий для реализации этого принципа в жизни. Развитие и защита прав человека и гражданина – самая важная из этих гарантий.

Суверенитет народа, или народный суверенитет, это первоисточник власти. Воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной власти. В силу естественного права, заложенного в понятие народного суверенитета, народ вправе оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения конституционного строя. Чтобы поставить преграду попыткам узурпации власти и ущемления воли народа, Конституция фиксирует четкий принцип:

«Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» (ч. 4 ст. 3). Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталитаризму, установлению единоличной диктатуры. Народ недвусмысленно заявляет о своей приверженности конституционным порядкам и неприятии любой власти, основанной на внеконституционном фундаменте силы. Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против насилия – составные элементы народного суверенитета.

Угроза суверенитету народа носит скрытый характер. В наше время трудно представить какую-либо политическую силу, которая бы открыто отрицала его, тем более это верно для политических движений, основанных на идеях либерализма, неоконсерватизма, социал-демократии, которые органически слиты со свободой народа и его полновластием Однако по-другому обстоит дело с идеологиями левого и правого радикализма, которые на словах признают и возносят народный суверенитет, а на практике стремятся подменить его вождизмом и однопартийной диктатурой. Следовательно, суверенитет народа нуждается в защите, и эта защита обеспечивается всем конституционным строем государства.

Право на сопротивление – это «палка о двух концах», а потому оно упоминается в конституциях довольно редко. Но такие случаи все же есть: в Основном Законе ФРГ прямо записано, что граждане «имеют право на сопротивление каждому, кто попытается устранить этот строй, если другие средства невозможны». Аналогичное право записано в конституционных документах США, Франции и ряда других стран, оно признается как важный элемент естественного права. И в этом своем качестве безусловно должно рассмат-

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 107

риваться как свойство суверенитета российского народа, хотя Конституция РФ об этом праве не упоминает, формула Конституции «захват власти преследуется по закону» в значительной мере утопична, ибо трудно себе представить, чтобы, захватив власть, узурпатор не использовал эту власть для отмены законов, направленных против него Однако это не может перечеркнуть заложенного в самой Конституции и праве в целом правила отказ от конституционных форм правления в пользу идеологической целесообразности есть государственный переворот, дающий народу основание для использования права на сопротивление.

Осуществление власти народа происходит в двух формах. 1) непосредственно, 2) через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Право на участие в осуществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами Российской Федерации (ст. 32 Конституции) Прямое волеизъявление граждан, как это вытекает из ч. 2 ст. 130 Конституции, возможно и в других формах, хотя они в Конституции не раскрываются Такими формами являются собрания избирателей, собрания граждан какой-то территориальной единицы (села, района), петиции, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Референдум – это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Наряду с общегосударственными референдумами, возможны референдумы на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Порядок проведения референдумов в Российской Федерации установлен Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г. Нынешняя Конституция и Федеральный конституционный закон не дают оснований предполагать частое использование референдумов в государственной жизни на федеральном уровне. Трудно представить себе и их умиротворяющую роль в бурной политической жизни страны, скорее, может быть наоборот.

Другая форма непосредственного волеизъявления народа – свободные выборы. Выборы – это участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления путем тайного голосования. Они имеют смысл

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 108

только тогда, когда являются свободными, предоставляют гражданам возможность выбрать одного из нескольких кандидатов, а их результаты не фальсифицируются. Периодические выборы – важная основа конституционного строя и высшей легитимности власти.

Совокупность правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов образует избирательное право, являющееся составной частью (институтом) конституционного права. В Конституции РФ отсутствует самостоятельная глава об избирательном праве, в ней закреплены только нормы о выборах Президента, да и то самые основные. Порядок выборов в Государственную Думу определен Федеральным законом (1995 г.). Порядок выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяется их конституциями, уставами, а также законами в соответствии с Федеральным законом. Порядок выборов в местное самоуправление устанавливается выборными органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом и законами субъектов РФ.

Демократизм избирательного права исключает возможность дискриминации, т.е. отстранения от выборов каких-либо граждан или групп, кроме указанных в конституции, – конституционный уровень в данном случае необходим, поскольку речь идет об ограничении одного из основных прав граждан. В ряде стран, как еще недавно и в нашей стране, непременными атрибутами демократизма избирательной системы рассматривались право отзыва депутатов и наказы избирателей. Ныне в Конституции РФ такие положения не предусматриваются.

Сложный и обширный институт избирательного права призван обеспечить выявление подлинной воли народа, выражение его суверенитета. Необходимые гарантии гражданам предоставляются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 г.

Формой опосредованного осуществления власти народа являются органы государственной власти и органы местного самоуправления. Эти органы прямо или косвенно формируются с участием граждан, т.е. на основе выборности или подчиненности выборным органам. Возможность для граждан России выражать свою волю в процессе как формирования этих органов государства, так и их работы закрепляется несколькими конституционными нормами. Конституция устанавливает право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 109

представителей. Право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право обжаловать действия органов власти в суде, равный доступ к государственной службе и ряд других норм служат конкретными гарантиями суверенитета народа в рассматриваемой области.

Народное волеизъявление служит базисом деятельности всех ветвей государственной власти, оно интегрировано в право. Разумеется, народ более непосредственно определяет законодательную власть, поскольку представительные органы напрямую избираются гражданами. Однако воля народа остается системообразующим фактором также для исполнительной и судебной властей, поскольку они формируются выборными представительными органами или выборным главой государства. Это, разумеется, косвенная форма выражения воли народа, но она тем не менее достаточно легитимна.

Остаются, правда, непростые проблемы осуществления контроля за деятельностью исполнительных органов и обеспечения независимости судов. Введение для этого бюрократического «народного контроля» или прямой выборности судов, как это делали тоталитарные государства, не может дать желаемых результатов В то же время отсутствие прямой связи с народом ведет к уходу от гласности к злоупотреблениям. Государственный механизм поэтому должен предусматривать определенные меры по контролю над исполнительной властью – в условиях парламентской формы правления это прямой парламентский контроль над правительством, в президентской и полупрезидентской республиках контроль обеспечивается главой государства с допущением в определенной мере контроля со стороны парламента. Специфика судебной системы позволяет обеспечивать независимость и правильность работы судов через кассационное и надзорное обжалование приговоров и решений, а также через ответственность за исполнение приговоров и решений, возлагаемую на исполнительную власть.

Совершенно ясно, что народ, состоящий из многочисленных групп и слоев, не может непосредственно управлять государством с его весьма разветвленным аппаратом, что требует профессионализма. В государственный аппарат входят армия, правоохранительные органы, специализированные учреждения во многих областях. Контроль за деятельностью этих органов и учреждений не может быть всенародным, но может и должен быть демократическим, носить гласный характер, хотя и с допущением разумной и законом обуслов-

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 110

ленной секретности Важную роль призваны играть средства массовой информации. Государственный аппарат должен комплектоваться демократическим путем на основе равных возможностей для всех граждан Строгое соблюдение демократических принципов в формировании и деятельности государственного аппарата – важная сторона народовластия.

Таким образом, предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно. Она носит многоплановый характер и гарантируется закрепляемыми в Конституции правами граждан, а также соответствующими полномочиями выборных органов государства.

Конституционное право Российской Федерации Баглай М.В Учебник 2007 6-е изд -784с

Глава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права

§ 5. Конституционно-правовые отношения и нормы

Как уже отмечалось, в сферу конституционного права попадает только определенная часть общественных отношений. Но это не значит, что сфера конституционно-правового регулирования незначительна. На самом деле и по своему значению, и по объему эти отношения весьма важны. Более того, оставаясь только частью общества, государство постоянно расширяет свое вмешательство в общественную жизнь. Это происходит не только из-за политических устремлений оказывающихся у власти тех или иных общественных сил, но и по причине объективно обусловленного усложнения экономических, политических и социальных отношений, возникновения все новых препятствий на пути общественного прогресса (рост преступности, терроризм, падение нравов и наркомания, угроза экологической катастрофы, опасности, связанные со злоупотреблениями научно-технически- ми открытиями, и др.).

Отсюда усиливающийся соблазн решать общественные проблемы авторитарными методами, тенденция сползания к тоталитаризму, тем более что в нынешнем российском обществе существуют откровенно антидемократические политические силы. Конституционное право должно быть непреодолимой преградой для этих тенденций, ни при каких условиях не утрачивая своего главного назначения: охранять свободу людей, создавая определенный общественный порядок и условия для их благополучия.

Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конституционного права, то не все его нормы способны породить правоотношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, которые влияют на создание конкретных норм.

Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ясно, что эта норма не порождает конкретного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как императивное указание го-

24 Раздел I. Основы теории конституционного права

сударству постоянно помнить о приоритете человека по отношению к власти, и в этом — высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.

Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения, и поэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений, без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а следовательно, и об ответственности за нарушение предписанной нормы поведения. Конституционно-правовые правоотношения не столь очевидны, как, например, гражданскоправовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти правоотношения, хотя подчас и незримо, все же определяют взаимоотношения людей и органов власти, т. е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту со стороны органов общей и конституционной юстиции.

Субъекты конституционно-правовых отношений весьма разнообразны. Собственно, они составляют специфику этих отношений, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права. Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без оного. Человек вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих отношениях, обладая правом потребовать от государства через соответствующие органы защиты своих законных интересов. Это и есть правосубъектность, которая носит общий характер, а для определенных лиц может дополняться специальной правосубъектностью.

Люди выступают субъектами конституционных правоотношений не только индивидуально, но и через свои добровольно созданные объединения: политические партии, общественные организации, собрания избирателей и др.

Субъектом выступает народ, например, когда проводится всенародное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации. » Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого понятия. В прошлом тоталитарные режимы постоянно вводили в

свои конституционные документы термин «народ», изображая

Глава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права

себя выразителями его интересов, что не мешало проводить массовые репрессии и нарушать права.

Далее, субъектами выступают государства: Российская Федерация, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты Федерации (особенности их правового положения будут рассмотрены в последующих разделах), т. е. края, области, города федерального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д. Таким образом, субъектами являются главы государств (Федерации и республик), главы правительств, парламенты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотношения с народом.

Со спецификой конституционных правоотношений неразрывно связана и специфика конституционно-правовых норм. Выше говорилось о том, что ряд этих норм представляет собой нормыдекларации. Но большинство из них содержит конкретные общеобязательные правила поведения и предполагает или прямо указывает на возможность принудительного обеспечения. В них часто можно выделить обычные структурные элементы всякой правовой нормы: гипотезу, диспозицию и санкцию. Но во многих нормах санкция отсутствует, в иных же нет и гипотезы. Это затрудняет технико-нормативистский анализ многих конституционных правоотношений, заставляя юристов логически выводить или искать скрытые средства правового обеспечения таких норм. Впрочем, часто этого не требуется, так как порождаемые этими нормами правоотношения не приводят к конфликтам или достаточно надежно обеспечиваются нормами политической морали.

Как и в других отраслях права, по характеру предписания конституционно-правовые нормы бывают:

1) императивными, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывает поступать в соответствии с указанием. Пример (ст. 116 Конституции РФ): «Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия»;

2) диспозитивными, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом,

Раздел I. Основы теории конституционного права

выбрать одно из действий, предусмотренных в данной норме. Пример (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ): «Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. » Или (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ): «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации».

Некоторые авторы работ по конституционному праву рассматривают обязывание и дозволение как проявление различных приемов и способов правового воздействия на общественные отношения, совокупность которых образует метод конституцион- но-правового регулирования. Но для такого вывода нет достаточных оснований, поскольку обязывание и дозволение свойственны нормам практически всех отраслей права и, следовательно, никакой специфики конституционного права не выражают. А это лишает смысла и вывод о якобы специальном методе конститу- ционно-правового регулирования.

Можно провести, как это делают некоторые исследователи, разграничение норм конституционного права по различным другим критериям (по содержанию, территории действия и др.), но такая классификация лишь в небольшой степени способствует выявлению внутренней структуры права или воли законодателя в связи с ясным закреплением этой воли в самой норме.

Группа правовых норм, объединенных известной общностью конкретной цели или сферы регулирования, образует правовой институт. Такими институтами, например, являются личные права и свободы граждан, избирательное право, парламент и т. д. Понятие правового института не может быть очень четким, поскольку границы между институтами условны и весьма подвижны, одна и та же норма может рассматриваться как часть двух и более правовых институтов. Например, норма ст. 111 Конституции РФ: «Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы» является обязательной принадлежностью института президентских прерогатив, института парламентских полномочий и института исполнительной власти. Следовательно, правовой институт в большей мере операционалистское понятие, хотя и основан на объективно существующей внутренней структуре права и взаимосвязи норм.

Глава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права

§ 6. Конституционное право и политическая система

Эти два понятия тесно связаны между собой. Государство — составная часть политической системы, в которую входят также политические институты и учреждения (партии, общественные организации с политическими целями, группы давления). Государственные органы формируются и функционируют в тесном взаимодействии с другими компонентами политической системы, поскольку эта система выражает политические отношения в обществе, связанные с властью (ее достижением, удержанием или использованием).

Конституционное право и политическая система — это не одно и то же. Правовые отношения — только часть политических отношений, однако часть центральная. Институт гражданских прав и свобод, например, создает решающее условие для деятельности политических организаций, их борьбы за власть. Право устанавливает порядок, в рамках которого выражают себя основные политические силы. Политика должна подчиняться праву. Наконец, через нормы конституционного права реализуется определенный общественный консенсус, в котором заинтересованы все конструктивные субъекты политических отношений, вся политическая элита. Легитимность власти нужна всем, кто всерьез думает о ее завоевании.

Но конституционное право все же не дает полного ответа на вопрос о том, кто и как правит в той или иной стране. Нормы этого права сами по себе как бы безжизненны, они оживают только тогда, когда входят в соприкосновение с политической динамикой. О некоторых правовых нормах участники политических баталий иногда не вспоминают годами, но, когда возникает острая политическая ситуация, забытая норма играет спасительную роль, удерживая стороны от внеправовых приемов. Довольно часто в истории бывало и так, что политический режим превращал конституционное право в пустую формальность. Поэтому изучение конституционного права должно дополняться изучением политической системы во всей ее сложности, т. е. науки политологии.

Понятия государственного строя и политической системы часто синтезируют в понятие «политический строй». Это неюридическое понятие, оно может использоваться только в публицистике.

Важнейший элемент конституционного права — форма правления. Хотя она далеко не безразлична для участников политиче-

28 Раздел I. Основы теории конституционного права

ских отношений, все же не отражает конкретных методов и способов осуществления власти, которые в своей совокупности образуют политический режим. В стране могут быть все атрибуты демократической государственности: провозглашенные права и свободы, парламент, президент, ответственное правительство, но если политический режим представляет собой грубую диктатуру, то демократические институты превращаются в фикцию. Формы правления, таким образом, будь то парламентская республика или парламентарная монархия, президентская республика или конституционная монархия, сами по себе не свидетельствуют о большей или меньшей демократии.

Об этом также не свидетельствует политическая система, которая может строиться и на многопартийности, и на традициях политической культуры и т. д., но по существу только обслуживать фактическую диктатуру. Только однопартийная политическая система всегда и безусловно антидемократична.

Известны три основных вида политического режима: демократический, авторитарный и тоталитарный.

Демократический режим характеризуется соблюдением конституционной законности, наличием реальной возможности для всех граждан пользоваться своими правами и свободами во всей их полноте, многопартийностью, свободной прессой, отсутствием узаконенной дискриминации, независимым правосудием и т. п.

Демократический режим способствует превращению конституционного права в прочный каркас общественного порядка и реальную гарантию развития политической динамики без применения насилия.

Авторитарный режим подчиняет конституционный механизм принятия государственных решений олигархии, концентрирует власть в руках фактического диктатора, расширяет полномочия исполнительной власти, делая ее бесконтрольной и неподотчетной. Устанавливается контроль за поведением всех слоев населения, гражданские права и свободы сводятся на нет. В этом случае конституционный порядок сменяется режимом личной власти, фактическим доминированием силовых структур.

Тоталитарный режим сопровождается грубыми репрессиями, контролем над мыслями, полной ликвидацией оппозиции и свободной прессы. Сверхцентрализация власти порождает вождизм, фактическую ликвидацию парламентских учреждений и незави-

Глава 2. Источники и система конституционного права

Еще по теме:

  • За какие нарушения лишение права управления транспортными средствами Лишение водительских прав в 2018 году За что могут лишить водительских прав? Лишение прав предусматривает несколько статей КоАП РФ. Ниже приведен неполный список наиболее распространенных нарушений с классификацией в зависимости от […]
  • Конституционное право зарубежных стран учебник 2010 Конституционное (государственное) право зарубежных стран - в 4-х томах - Т 1 - 2 - Часть общая - ред Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран - в 4-х томах - Т 1 - 2 - Часть общая - ред Страшун Б.А. - 2000 Том […]
  • Учебник гражданский процесс ярков Гражданский процесс - Под редакцией Яркова В.В. - Учебник Гражданский процесс - Под редакцией Яркова В.В. - Учебник - 2006 - 6 - е издание Учебник написан на основе учебной программы по гражданскому процессуальному праву для студентов […]
  • Преображенский вал 24 корпус 1 снос дома решение Список исторических зданий, которые сохранят при реновации Власти Москвы утвердили список из 218 исторических зданий, которые сохранят при реализации программы реновации жилья в столице. Как следует из опубликованных на сайте мэрии […]
  • Вопросы на тему конституционное право Конституционное право РФ (Ответы на экзаменационные вопросы) Текст работы 1.Понятие и предмет конституционного права. КП является ведущей отраслью системы права в России. В отличие от др. отраслей КП регулирует отношения во многих сферах […]
  • Протокол общего собрания трудового коллектива в школе ГКУСО РО Большелогский центр помощи детям Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей « Большелогский центр помощи детям» ПРОТОКОЛ общего собрания […]