Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 262 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — отношения по охране особо ценных в экологическом плане природных территорий и природных объектов.

Перечень и правовой режим особо охраняемых природных территорий и природных объектов устанавливаются системой законов и подзаконных нормативных актов. К ним, в частности, относятся: Федеральные законы от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (в ред. от 25.06.2012) ; от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 25.06.2012) , от 01.05.1999 N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (в ред. от 18.07.2011) и от 07.05.2001 N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2008) ; Закон о животном мире, ЛК (ст. ст. 59, 102 — 107); ЗК; нормативные акты регионального значения.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 21; N 46. Ст. 5554; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17; N 52 (ч. 1). Ст. 6455; РГ. 2011. N 159; 2012. N 144.

СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25; N 19. Ст. 1752; 2006. N 50. Ст. 5279; 2007. N 13. Ст. 1464; N 21. Ст. 2455; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5742, 5748; 2009. N 1. Ст. 17; N 52 (ч. 1). Ст. 6455; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. Ст. 6732; N 49 (ч. 1). Ст. 7043; 2012. N 26. Ст. 3446.

СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2220; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 50. Ст. 5279; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 45. Ст. 5417; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; 2009. N 1. Ст. 17; РГ. 2011. N 159, 160.

СЗ РФ. 2001. N 20. Ст. 1972; 2007. N 27. Ст. 3213; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5748.

Конкретизируется правовой режим особо охраняемых территорий и объектов природной среды в индивидуальных нормативных актах о них, например в таких, как Положение о государственных природных заповедниках в РСФСР, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 N 48 (в ред. от 23.04.1996) .
———————————
СП РСФСР. 1992. N 4. Ст. 25; САПП РФ. 1992. N 9. Ст. 604; СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 190; 1996. N 18. Ст. 2153.

2. Предмет преступления — особо охраняемые природные территории и природные объекты .
———————————
В диспозиции ст. 262 УК, в отличие от ее названия, говорится только о природных территориях. На самом деле следует иметь в виду и то и другое.

С учетом различий в статусе и режиме особо охраняемых территорий устанавливаются следующие их категории (ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»):

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные; б) национальные парки, в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады; ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Природные объекты по смыслу преамбулы Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» составляют находящиеся на особо охраняемых территориях объекты (элементы) животного, растительного мира; эталонные участки нетронутой природы; отдельные урочища, балки (пади), скальные образования, водоемы и т.п.

Для квалификации содеянного как преступления необходимо установить, что подвергшийся посягательству объект был взят под особую охрану государства, поскольку в принципе охране подлежат все элементы природной среды: земля, воздух, воды, животный и растительный мир, недра и др.

Заповедниками объявляются государственные федерального значения изъятые полностью из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земли, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Заказниками являются государственные территории (акватории) федерального или регионального значения, имеющие особую ценность для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается деятельность, противоречащая целям создания заказников или причиняющая вред природным комплексам и их компонентам.

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями федерального значения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

С учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей на территориях национальных парков выделяются функциональные зоны с различным режимом: а) заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории; б) особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов, на территории которой допускается строго регулируемое посещение; в) познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка; г) рекреационная, предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта; д) охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения; е) обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей; ж) хозяйственного значения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

Памятниками природы являются отдельные уникальные невосполнимые природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства: участки живописных или исторически ценных местностей; эталонные участки нетронутой природы; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т.д.).

К другим особо охраняемым государственным природным территориям относятся природные парки, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и теоретическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

На территориях природных (как и национальных) парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов с различным режимом охраны.

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями федерального и регионального значения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Задачи, научный профиль, юридический статус, организационное устройство, особенности режима конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти РФ или субъекта РФ, принявшими решение об образовании этих учреждений.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты — это территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами: минеральными водами, лечебными грязями, рапой лиманов и озер, лечебным климатом, пляжами и т.п. Для лечебно-оздоровительных местностей, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в остальных случаях — округа санитарной охраны. Режим таких территорий определяется Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», а также Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1425 (в ред. от 04.09.2012) .
———————————
СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5798; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5218; 2006. N 30. Ст. 3408; 2011. N 9. Ст. 1246; 2012. N 37. Ст. 5002.

3. С объективной стороны преступление состоит в нарушении режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, повлекшем причинение значительного ущерба.

Нарушение режима охраны может выражаться в незаконном проведении работ, строительстве, движении транспорта, в уничтожении, разрушении, повреждении или иной порче природных объектов, незаконном пользовании природными ресурсами, загрязнении и ином негативном воздействии, несанкционированном посещении, создании фактора беспокойства птиц и зверей (например, шум, пролет на самолете ниже установленной высоты) и т.д.

Последствия в виде причинения значительного ущерба являются обязательным признаком преступления. Признание ущерба значительным зависит от категории особо охраняемых территорий и объектов; их экономической и социальной (исторической, культурной, научной, медицинской и т.д.) значимости; тяжести причиненного вреда; способности природного ресурса к самовосстановлению; стоимости истребленных, поврежденных компонентов природной среды, исчисленной по соответствующим методикам и таксам (см. коммент. к ст. ст. 247, 248, 250, 254, 257, 260, 261), их количества и других обстоятельств.

Между нарушением режима, допущенным виновным, и последствиями необходимо установить причинную связь.

Преступление имеет материальный состав и считается оконченным с момента причинения значительного ущерба.

4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

5. С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной или неосторожной формой вины. Содержание ее аналогично изложенному в ст. 257 УК.

6. Если нарушение режима особо охраняемой территории выразилось в загрязнении вод заповедника или заказника (ст. 250), незаконной добыче водных животных и растений (ст. 256), незаконной охоте (ст. 258) и других преступлениях, где заповедники и заказники как место преступления предусмотрены в качестве обязательного признака состава, квалифицировать содеянное следует по этим статьям. Однако, если такие деяния повлекли причинение значительного ущерба заповеднику или заказнику как целостной экосистеме, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. 262 и ст. ст. 250, 256, 258 УК и др.

Аналогичная квалификация содеянного будет и в том случае, если какое-либо иное экологическое преступление сопряжено с нарушением режима особо охраняемых территорий и причинением значительного ущерба, но эти территории не предусмотрены в качестве обязательного признака в его составе, например, при загрязнении атмосферы (ст. 251 УК), уничтожении или повреждении лесов (ст. 261 УК), уничтожении критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259 УК).

Рассматриваемое преступление следует отграничивать от административных правонарушений (ст. 8.39 КоАП) по последствиям. Обязательным признаком преступления являются последствия в виде причинения нарушением значительного ущерба. При совершении проступка наказуемо само нарушение установленного режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов либо нарушение, повлекшее причинение им незначительного ущерба.

Статья 262 УК РФ. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Новая редакция Ст. 262 УК РФ

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Комментарий к Статье 262 УК РФ

1. Общественная опасность нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов заключается в подрыве экологической безопасности России, причинении значительного ущерба указанным территориям и объектам.

Комментируемая статья описывает общественно опасные деяния, входящие в категорию преступлений небольшой тяжести.

2. Основными объектами преступного посягательства являются: экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной, надлежащей организацией и должным использованием особо охраняемых природных территорий и природных объектов; режим заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством территорий. Дополнительный объект — экологическое равновесие природных объектов.

3. Предметом посягательства признается собственная структура особо охраняемых природных территорий, природных объектов.

4. Объективная сторона состава преступления выражается в нарушении режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы, других особо охраняемых государством природных территорий и может проявляться в форме как действия, так и бездействия. Пассивное преступное поведение характерно для должностных лиц, которые не обеспечивают режим охраны указанных территорий (объектов).

5. Обязательным признаком для квалификации деяния как преступления является место его совершения: а) заповедник; б) заказник; в) национальный парк; г) памятник природы; д) другая особо охраняемая государством природная территория.

6. Государственные природные заповедники — изъятые навсегда из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию ни для каких иных целей особо охраняемые законом природные комплексы (земля, недра, воды, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как эталоны естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда, растений и животных (см. гл. IX Закона об охране окружающей среды; разд. II ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 29.12.2004).

6.1. В целях защиты территории государственных природных заповедников от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом ограниченной хозяйственной деятельности (см. п. 4, 5 Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 N 48 (в ред. от 23.04.1996) ).
———————————
СП РСФСР. 1992. N 4. Ст. 25; СЗ РФ. 1996. N 18. Ст. 2153.

7. Государственными природными заказниками общереспубликанского (федерального) значения объявляются природные комплексы, предназначенные для сохранения или воспроизводства одних видов природных ресурсов (объектов) в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других видов природных ресурсов (объектов) (разд. V ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; п. 1 Общего положения о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации, утв. Приказом Минприроды России от 25.01.1993 N 14; гл. IX Закона об охране окружающей среды).

7.1. Режим государственных природных заказников определяется п. 9 — 14 Общего положения о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации.

8. Национальные парки — природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам животного и растительного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка (разд. III ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

9. Памятники природы федерального значения — отдельные уникальные природные объекты и комплексы, ценные в экологическом, научном, историко-культурном, эстетическом и эколого-просветительском отношении и нуждающиеся в особой охране государства. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты и комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников, заповедных зон национальных природных парков, памятников истории и культуры, а также входящие в состав природных комплексов, уже объявленных памятниками природы (см. п. 1 Положения о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации, утв. Приказом Минприроды России от 25.01.1993 N 15; разд. VI ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

9.1. В целях защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности.

Режим охраны памятников природы определен в п. 8 — 17 Положения о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации.

10. Другие особо охраняемые государством природные территории (федерального, регионального, местного значения) — это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (исключая перечисленные территории). Например, лечебно-оздоровительные местности и курорты, природные парки, дендрологические парки и ботанические сады, а также некоторые территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии (речные системы, природные ландшафты), биологические станции, микрозаповедники и т.д. (см. ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; ФЗ от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (в ред. от 18.12.2006) ; Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1425 (в ред. от 20.12.2002) ).
———————————
СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; РГ. N 290. 2006.

СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5798; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5218; 2006. N 30. Ст. 3408.

10.1. Лечебно-оздоровительные местности и курорты — особо охраняемые природные территории (акватории) с ограниченным режимом пользования недрами, землей и другими природными ресурсами и объектами, обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия) и пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения (разд. VIII ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; п. 2 — 5 Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1426 (в ред. от 19.07.2006) ).
———————————
СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5799; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5218.

10.2. Курорт федерального значения — находящаяся в ведении федеральных органов государственной власти, освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая лечебно-оздоровительная местность, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями (включая объекты инфраструктуры) (см. Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения).

10.3. Для охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны со специально ограниченным режимом хозяйственной деятельности, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения. Условия установления округов горно-санитарной охраны и объекты защиты (природные ресурсы) в пределах данных округов регламентируются п. 4 — 5 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. Границы и режим хозяйствования округов санитарной и горно-санитарной охраны регулируются п. 11 — 19 названного Положения. Нарушение режима в данных границах, повлекшее причинение значительного ущерба охраняемым объектам, влечет УО в соответствии с коммент. статьей.

10.4. Природные парки — природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов РФ, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях (разд. IV ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

10.5. Дендрологические парки и ботанические сады — природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности (разд. VII ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

11. Диспозиция статьи имеет ссылочно-бланкетный характер, поскольку для надлежащей квалификации общественно опасного деяния как преступления отсылает правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам, в числе которых: Закон об охране окружающей среды; ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»; Положение о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации; Общее положение о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации; Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. от 24.12.1993) ; Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации; Красная книга Российской Федерации.
———————————
Ведомости РСФСР. 1992. N 3. Ст. 89; Ведомости РФ. 1992. N 22. Ст. 1185; 1993. N 6. Ст. 191, N 32. Ст. 1261; ВКС РФ. 1994. N 4 — 5.

12. По законодательной конструкции состав преступления является материальным. Преступление окончено (составом) в момент причинения значительного ущерба нарушением режима соответствующих особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

12.1. Значительность ущерба определяется экспертным путем исходя из количества причиненного вреда особо охраняемым природным территориям (объектам), а также ущерба, нанесенного окружающей среде в результате нарушения режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством территорий.

13. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности (подробнее см. ст. 25 — 26).

14. Субъект преступного посягательства — физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста.

Другой комментарий к Ст. 262 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются природные территории, взятые под особую охрану, — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

К ним относятся: а) государственные природные заповедники, в т.ч. биосферные; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады; ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

2. Объективная сторона преступления состоит из деяния в виде нарушения режима особо охраняемых природных территорий, последствия в виде причинения значительного ущерба и наличия причинной связи между ними.

3. Значительный ущерб — понятие оценочное, определяется в каждом конкретном случае с учетом категории особо охраняемых территорий, их экологической и экономической значимости, возможности дальнейшего использования территории, например, как курорта и т.д.

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 262 УК РФ. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Уголовный кодекс РФ в последней редакции:

Статья 262 УК РФ. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Вернуться к оглавлению : Уголовный кодекс РФ в последней редакции

Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Комментарий к статье 262 Уголовного Кодекса РФ

1. Предмет преступления — природные комплексы, взятые под особую охрану: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты. Согласно законодательству могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Государственные природные заказники — это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Они могут быть комплексными (ландшафтными), биологическими (ботаническими и зоологическими), палеонтологическими, гидрологическими и геологическими. Национальным парком является территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы, от заповедника в основном отличается допуском посетителей для отдыха. Памятниками природы признаются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

2. Объективная сторона выражается в нарушении режима особо охраняемых природных территорий, повлекшем причинение значительного ущерба.

Режим заповедников, заказников, памятников природы и др. означает установленную нормативными правовыми актами совокупность правил их использования в соответствии с целями создания особо охраняемых природных объектов. Указанные требования могут нарушаться как путем действия, так и путем бездействия.

3. Обязательным признаком объективной стороны является последствие в виде причинения значительного ущерба природной среде.

Признание ущерба значительным зависит от конкретных обстоятельств дела и устанавливается с учетом: категории особо охраняемых территорий и объектов, их экономической и иной значимости, тяжести причиненного вреда, способности природного объекта к самовосстановлению и др.

Между нарушением режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых природных территорий и наступлением значительного ущерба должна быть причинная связь.

4. С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Статья 262 УК РФ. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (действующая редакция)

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 262 УК РФ

1. Предмет преступления — природные комплексы, взятые под особую охрану:

— государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

— государственные природные заказники;

— дендрологические парки и ботанические сады;

— лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Согласно законодательству могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Государственные природные заказники — это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Они могут быть комплексными (ландшафтными), биологическими (ботаническими и зоологическими), палеонтологическими, гидрологическими и геологическими.

Национальным парком является территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы, от заповедника в основном отличается допуском посетителей для отдыха.

Памятниками природы признаются уникальные невосполнимые ценные в экологическом и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

2. Режим заповедников, заказников, памятников природы и др. означает установленную нормативными правовыми актами совокупность правил их использования в соответствии с целями создания особо охраняемых природных объектов. Указанные требования могут нарушаться путем как действия, так и бездействия.

3. Признание ущерба значительным зависит от конкретных обстоятельств дела и устанавливается с учетом категории особо охраняемых территорий и объектов, их экономической и иной значимости, тяжести причиненного вреда, способности природного объекта к самовосстановлению и др.

4. С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Статья 262 УК РФ. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Текущая редакция ст. 262 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Комментарий к статье 262 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения в сфере общественного порядка; дополнительный — отношения в сфере охраны ценных природных объектов и территорий. Предмет преступления — режим заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы, а также соответствующих природных парков, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительные местностей и курортов, а также территорий, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники;
2) объективная сторона: действия, выражаемые в нарушении режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых природных территорий. Нарушение режима может быть выражено в виде загрязнения соответствующего объекта, нарушение порядка нахождения на объекте, незаконное строительство, незаконные археологические раскопки, любое техногенное или антропогенное вмешательство, которое затрагивает нормальное течение жизнедеятельности охраняемой природной территории и приводит к общественно опасным последствиям;
3) субъект: лицо, достигшее 16 лет;
4) субъективная сторона: характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. Преступление считается оконченным с момента причинения соответствующему природному объекту значительного ущерба.

При разрешении вопроса о том, причинен ли в результате нарушения режима особо охраняемой природной территории значительный ущерб, судам надлежит исходить из конкретных обстоятельств дела, в частности категории особо охраняемых природных территорий, их экономической, социальной, исторической, культурной, научной значимости, способности природного ресурса к самовосстановлению, количества и стоимости истребленных, поврежденных компонентов природной среды. В необходимых случаях суд привлекает соответствующих специалистов либо экспертов.

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (раздел 2 — государственные природные заповедники, раздел 3 — национальные парки, раздел 4 — природные парки, раздел 5 — государственные природные заказники, раздел 6 — памятники природы, раздел 7 — дендрологические парки и ботанические сады, раздел 8 — лечебно-оздоровительные местности и курорты);
2) ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 1 — основные понятия о нарушениях в сфере охраны окружающей природной среды, гл.9 — природные объекты, находящие под особой охраной, гл.14 — ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды);
3) ЗК РФ ст. 95 — земли особо охраняемых природных территорий;
4) ЛК РФ (ст. 103 — правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях);
5) ВК РФ (ст. 66 особо охраняемые водные объекты);
6) ГрК РФ (ст. 49 — экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в том числе на землях особо охраняемых природных территорий);
7) ФЗ «О животном мире» (ст. 23 охрана животного мира и среды его обитания в особо охраняемых природных территориях);
8) ФЗ «Об экологической экспертизе» (ст. 11 и 12 — объекты государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней);
9) ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (ст. 16 — организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, гл.6 — разрешение споров в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов);
10) ФЗ «Об охране озера Байкал» (гл.2 — режим охраны Байкальской природной территории);
11) акты Президента РФ:
— Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012);
— указ от 04.02.94 N 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»;
12) акты Правительства РФ:
— постановление от 31.03.2009 N 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю»;
— постановление от 27.01.2009 N 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) » (вместе с «Правилами осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)»);
— постановление от 07.11.2008 N 822 «Об утверждении Правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы»;
— постановление от 12.06.2003 N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»;
— постановление от 26.12.2001 N 900 «Об особо охраняемых геологических объектах, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение»;
— постановление от 30.08.2001 N 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории»;
13) акты Минприроды России:
— приказ от 09.11.2012 N 376 «Об утверждении Положения о Забайкальском национальном парке»;
— приказ от 09.11.2012 N 380 «Об утверждении Положения о национальном парке «Куршская коса»;
— приказ от 25.10.2012 N 344 «Об утверждении Положения о государственном природном заповеднике «Хакасский»;
— приказ от 29.06.2012 N 191 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора»;
— приказ от 08.12.2011 N 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам»;
— приказ от 01.08.2011 N 658 «Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования»;
— приказ от 16.07.2007 N 181 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях»;
— приказ от 22.04.2003 N 342 «Об утверждении основных направлений развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года»;
14) иные акты:
— приказ Росприроднадзора от 14.06.2007 N 165 «О совершенствовании работы государственных инспекций по охране заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации охраны государственных природных заповедников и национальных парков»);
— приказ Госкомэкологии РФ от 23.07.98 N 448 «Об утверждении «Перечня нормативных правовых документов, рекомендуемых к использованию при оценке и возмещении вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений»;
— письмо Росприроднадзора от 05.10.2010 N СМ-06-01-31/7167 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»;
— приказ Минприроды России и Минобороны РФ от 25.01.2013 N 26/39 «Об утверждении Порядка взаимодействия воинских частей и государственных природоохранных учреждений на особо охраняемых природных территориях федерального значения при обеспечении режима особой охраны»;
— постановление Правительства РСФСР от 18.12.91 N 48 «Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации».

3. Судебная практика:
1) постановление ВС РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» (суды должны проверять, какие требования режима, установленные для каждой категории особо охраняемых природных территорий, были нарушены, и указывать это в приговоре, ином судебном решении);
2) приговором Адлерского районного суда г.Сочи от 22.08.2011 установлено, что гр.П. с привлечением гр.А. при помощи экскаватора, в русле реки Мзымта, г.Сочи, произвели выборку гравийно-песчаной смеси в общем количестве 39000 кг, чем причинил значительный материальный ущерб на общую сумму 415369,50 руб. Подсудимый гр.П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 262 УК РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 руб.;
________________
URL: http://rospravosudie.com/court-adlerskij-rajonnyj-sud-g-sochi-krasnodarskij-kraj-s/act-100056814/
3) приговором Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 19.01.2011 гр.Г. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 262 УК РФ. Преступление совершено им при следующих обстоятельствах. Так, гр.Г. 04.09.2010 в 07 часов 00 минут, имея умысел на нарушение природоохранного законодательства и осознавая, что нарушает режим особо охраняемых природных территорий и природных объектов, действуя умышленно, дал указание рабочим гр.Б. и гр.С. на выборку и вывоз гравийно-песчанной смеси из русла реки Сочи, расположенной возле автомобильного моста по улице Леселидзе Хостинского района города Сочи, который согласно распоряжению Правительства РФ от 12.04.96 N 591-р (в настоящее время утратило силу) отнесен к курортам федерального значения в границах курортов и рекреационных зон санитарной охраны города-курорта Сочи. После чего 04.09.2010 в период времени с 10 часов 00 минут до 11 часов 00 минут гр.Б. и гр.С. произвели выборку и погрузку в автомобиль марки транзитный номер N 10 тонн 260 килограмм гравийно-песчаной смеси. Согласно произведенному расчету Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и республике Адыгея, государству Российской Федерации действиями гр.Г. был причинен значительный материальный ущерб на сумму 127210 рублей. Суд назначил гр.Г. наказание в виде штрафа в сумме пятьдесят тысяч рублей.

________________
URL: http://docs.pravo.ru/document/view/18344942/16000340/

Консультации и комментарии юристов по ст 262 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 262 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Еще по теме:

  • Мировой суд омск маркса 31 а Мировой суд омск маркса 31 а Судебный участок № 94 в Центральном судебном районе в городе Омске город Омск 01 октября 2013 года Мировой судья судебного участка № 94 Центрального административного округа города Омска (г. Омск, пр. К. […]
  • Военный комиссариат города владикавказ ВК Г.Владикавказ РСО-Алания информация актуальна на 08.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Учредители Арбитраж Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ […]
  • Комментарии 94 гпк рф Статья 94 ГПК РФ. Издержки, связанные с рассмотрением дела К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, […]
  • В договоре не прописана сумма ндс В договоре прописана общая сумма на услуги Подводные камни договора поставки д. Важная деталь : сроки оплаты могут быть указаны не в разделе «Порядок расчетов», а в разделе «Обязанности сторон». Для финансиста важно понимать, что должно […]
  • Адвокат муса плиев Защита призвала суд оправдать Магомеда Точиева Показания свидетелей по делу о беспорядках у Исторической мечети в Москве противоречат версии следствия, а подсудимый Магомед Точиев невиновен и должен быть оправдан, заявила сегодня защита в […]
  • Ук рф статья 120 Статья 120. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации 1. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения, — наказывается […]